Научная статья на тему 'Сущностные характеристики ценностного самоопределения старшеклассников'

Сущностные характеристики ценностного самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL AND SCHOLARSHIP EDUCATION / VALUE / SELF-DETERMINATION / VALUE SELF-DETERMINATION OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернуха Оксана Анатольевна

Представлена структурно-функциональная модель ценностного самоопределения старшеклассников. Выявлены когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный и интернализационный компоненты, определены критерии и уровни сформированности исследуемого личностного новообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is regarded the structural and functional model of value self-determination of senior pupils. There are revealed the cognitive, emotional and valuation, identification and internalization components, given the criteria and levels of investigated personal new formation.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики ценностного самоопределения старшеклассников»

О.А. ЧЕРНУХА (Волгоград)

сущностные характеристики ценностного самоопределения старшеклассников

Представлена структурно-функциональная модель ценностного самоопределения старшеклассников. Выявлены когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный и интернализационный компоненты, определены критерии и уровни сформи-рованности исследуемого личностного новообразования.

Ключевые слова: социально-гуманитарное образование, ценность, самоопределение, ценностное самоопределение личности.

Важнейшей характеристикой современного общества является признание ценности человека, ответственного за построение своего жизненного пути и роль в развитии общества. В связи с этим подлинная цель образования заключается в формировании личности, способной занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, а важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его самоопределение в современном изменяющемся мире. Содержание современного образования в первую очередь должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [3].

В то же время самоопределение является необходимым условием существования личности в современном социуме. В таком случае речь идет не только о приспособлении к существующему социальному опыту, о воспроизводстве знаний, но и о выработке в процессе образования личной позиции на основе присвоенных ценностей. Необходимо отметить, что современное молодое поколение испытывает определенные трудности в ценностном самоопределении, это обусловлено нестабильностью российского общества, вызванной новыми процессами в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также происходящими в мире процессами глобализации, способствующими возникновению социокультурного единства человечества. В данных условиях

особую актуальность приобретают такие универсальные ценности, как «Человек цивилизации», «отечество» и «Мир» (планетарная цивилизация), которые выступают основными составляющими ценностной картины мира современного человека. Условием ее построения является осознание школьниками Человека как высшей ценности. Современный человек считает себя одновременно гражданином отечества и планетарной цивилизации, идентифицируя себя не только со своей национальностью, этносом, но и с человечеством (л.П. Раз-бегаева).

термин «самоопределение» используется в психологии, социологии, педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии. так, процесс самоопределения разные авторы рассматривают как выбор человеком системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни (Р.С. Немов); центральный механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений [6, с. 252]; формирование активной позиции личности в само-строительстве (к.А. Абульханова-Славская,

A.Н. леонтьев, И.д. Фрумин); сознательный выбор и утверждение личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах жизни (о.С. Газман, д.А. леонтьев, А.В. Мудрик,

B.А. Петровский, С.л. Рубинштейн,); формирование мировоззрения, нахождение равновесия между пониманием субъективных качеств своего я и требованиями социума (А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, Г.П. Ников).

ценностное самоопределение является частным понятием относительно самоопределения человека вообще, оно тесно взаимосвязано со всеми многообразными отношениями человека с окружающим миром, влияет на формирование личности в целом, определяет общую направленность личности. Многофункциональность феномена ценностного самоопределения обусловливает пристальное внимание к данной категории как зарубежных, так и отечественных философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.А. конев, С. кьеркегор, Ж.-П. Сартр, С.л. Франк, М. хайдеггер, к. ясперс), психологов (А.Г. Асмо-лов, к.А. Абульханова-Славская, л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.Н. леонтьев) и педаго-

© Чернуха о.А., 2012

гов (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Т.А. Демина, А.В. кирьякова, Е.И. кострюко-ва, Е.В. кривцова, Н.Н. лебедева, Т.А. Носова, В.Д. Повзун, л.П. Разбегаева).

Ценностное самоопределение играет ключевую роль в становлении личности старшеклассника, выступает базовым компонентом его личностного и профессионального самоопределения (к.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.Р. Гинзбург, А.В. кирьякова, Т.Н. Мальковская). Ценностное самоопределение личности - нравственный стержень, вокруг которого происходит ее ценностносмысловое развитие в течение всей жизни (А.Г. Здравомыслов, И.О. Мартынюк, В.Д. Повзун, В.А. Ядов). Ценностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста (л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Д.И. Фельдштейн). Важность исследования феномена ценностного самоопределения старшеклассников объясняется также тем, что именно в школьном возрасте закладывается «аксиологическое ядро личности» (Н.Е. Буланкина, М.С. каган, А.В. кирьякова, Е.А. Ямбург). Данное личностное новообразование создает своего рода платформу для самоопределения личности в других не менее значимых жизненных сферах, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения (М.Р. Гинзбург). В связи с этим особой задачей школы становится создание условий для обеспечения ценностного самоопределения старшеклассника, что, в свою очередь, положительно влияет на процесс его социализации.

Анализ научной философской, педагогической и психологической литературы позволяет раскрыть сущностные характеристики ценностного самоопределения: оно представляет собой процесс и результат определения личностью своего места в современном культурно-историческом пространстве посредством присвоения ценностей «Человек», «Отечество», «Мир». Это предполагает формирование системы ценностных отношений личности, заключающихся в осознании, осмыслении и принятии данных ценностей (л.П. Разбегаева).

основываясь на исследовании л.П. Раз-бегаевой функций ценностных отношений [9, с. 191 - 192], мы предположили, что ценностное самоопределение личности выполняет следующие функции:

- информационную, реализующуюся в фиксации информации об основных фактах, понятиях, идеях, раскрывающих признаки ценностей «Человек», «отечество» и «Мир»;

- функцию эмоционального подкрепления, которая отражает эмоциональнооценочное восприятие знаний о ценностях «Человек», «отечество» и «Мир»;

- рефлексивную, способствующую осмыслению приобретенных знаний о вышеуказанных ценностях, эмоционально-оценочных реакций и принятию на этой основе личностного смыла ценностей «Человек», «отечество» и «Мир»;

- регулятивную, которая проявляется в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом ценностей «Человек», «отечество» и «Мир» и определяет направленность целеполагающей деятельности личности.

Сущность ценностного самоопределения личности раскрывается также в его структуре, в которой выделяем следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный, интернализационный. Содержательное наполнение указанных компонентов обусловлено потенциалом социально-гуманитарных дисциплин и спецификой присвоения ценностей в старшем школьном возрасте.

Когнитивный компонент, выполняющий информационную функцию, представляет собой единство знаний о ценностях «Человек», «отечество» и «Мир». Данное знание проявляется на трех уровнях: уровне представлений (ценность - неценность), понятий, идей (л.П. Разбегаева). Содержание знаний о ценностях «Человек», «отечество» и «Мир» раскрывается через соответствующие идеи: идею Человека как высшей ценности, идею единства планетарной цивилизации. Идея Человека как высшей ценности проявляется в таких категориях, как «человек», «жизнь», «ответственность». В контексте данной идеи рассматривается влияние формирующегося глобального общества на все сферы жизни человека. Встает вопрос о ценности жизни человека. Жизнь человека является высшей ценностью относительно любых других феноменов бытия, т.к. она выступает единственным условием и критерием для существования любых других ценностей [8]. Идея единства планетарной цивилизации раскрывается через такие понятия, как «глобализация», «взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств», «социокультурное единство челове-

чества», «единство Отечества и Мира». Данная идея осознается как единство социальных и культурных процессов, происходящих в современном мире. Современное человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный человек все больше осознает себя гражданином и отечества, и планетарной цивилизации, поэтому, несмотря на наличие социально-культурных, экономических, политических контрастов между различными регионами, государствами и народами, ученые считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления (л.П. Раз-бегаева).

Эмоционально-оценочный компонент, выполняющий функцию эмоционального подкрепления, связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о ценностях «Человек», «отечество», «Мир», поскольку их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, приобретает личностный смысл [10, с. 64]. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоционально-чувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [4, с. 126]. Знания о Человеке, об Отечестве и Мире как ценностях усваиваются в сознании с определенным личностным отношением, представляющим собой синтез эмоционального отношения и отношения оценочного (И.И. Чеснокова). Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [7, с. 427]. Для школьников эмоции, связанные с объектами «Человек», «Отечество», «Мир», выражаются в личностных переживаниях, которые, будучи состоянием сознания субъекта, выступают для него как событие его собственной жизни (В.к. Вилюнас). В переживании отражается личностно значимое из всего познаваемого о Человеке, Отечестве и Мире. Однако ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, т.е. положительной эмоциональной оценки [2, с. 11]. Именно эмоциональные реакции обеспечивают формирование оценочных суждений. как отмечают исследователи, в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания индивиды

будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне [5, с. 162]. Таким образом, эмоционально-оценочное отношение к ценностям «Человек», «Отечество и Мир» - это один из составляющих компонентов ценностного самоопределения личности. Объектами такого эмоционально-оценочного отношения могут быть отдельные исторические факты, явления или идеи, отражающие сущностные черты ценностей «Человек», «Отечество» и Мир».

Идентификационный компонент, выполняющий рефлексивную функцию, связан с процессом выявления личностью собственной идентичности (тождественности) с ценностями «Человек Цивилизации», «Отечество» и «Мир». Информационно-эмоциональное наполнение структур самосознания личности, как указывают исследователи (В.С. Мухина, А.В. Петровский), всегда связано с процессом идентификации, т.е. отождествлением себя с образами окружающего мира. Одним из основных объектов идентификации могут выступать ценности. л.С. Выготский считал отождествление (идентификацию) источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. Идентификация представляет собой процесс и результат построения образа Я (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Г.И. Малейчук, к. Роджерс,

В.В. Столин, Н.И. Чеснокова), т.е. устойчивого представления о себе, которое в психологии называется также идентичностью личности. Идентификация является одним из главных механизмов формирования самосознания, социализации индивида и превращения его в личность. Посредством механизма идентификации у человека начинают формироваться многие черты личности, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации. Таким образом, формирование ценностного самоопределения взаимосвязано с процессом идентификации личности (М.С. Ясницкий). Идентификация личности с ценностями «Человек», «Отечество» и «Мир» оказывает влияние на ее поведение, т.е. данные ценности становятся внутренними регуляторами деятельности человека. Другими словами, это процесс интернализации, предполагающий сознательное и активное воспроизводство принятых ценностей в своей деятельности (А.В. Серый) [11].

Интернализационный компонент, выполняющий регулятивную функцию, позволяет определить связь конкретного субъекта с ценностями «Человек», «Отечество» и «Мир» как лично значимыми. Данная связь реализу-

ется посредством активной сознательной деятельности. В содержание интернализационно-го компонента ценностного самоопределения входят регуляция собственной модели действия; мысленный анализ собственного действия и при необходимости - соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной деятельности с учетом отношения к ценностям «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимым. Это во многом происходит в процессе познавательной деятельности, которая основывается на сформированных у учащихся учебных умениях в ходе реализации активности по присвоению личностно значимых ценностей «Отечество» и «Мир». Такими умениями являются умение отбора и анализа признаков универсальной ценности «Человек», признаков единства ценностей «Отечество» и «Мир» в учебном материале; умение обоснования своего личного отношения к вышеуказанным ценностям; умение планировать и корректировать собственную деятельность, связанную с проявлением ценностного отношения к «Человеку», «Отечеству» и «Миру».

Выделенные компоненты ценностного самоопределения связаны между собой, причем эта связь носит интегративный характер. Для интеграции характерна согласованность целого и входящих в него компонентов, такое их взаимодействие, в котором каждый компонент исследуемого личностного новообразования имеет условия для полной реализации своих возможностей. Структура и функции ценностного самоопределения личности указывают на его устойчивый характер.

С учетом специфики компонентного состава исследуемого личностного образования определены критериальные основания ценностного самоопределения личности. В качестве критериев проявления когнитивного компонента выступают полнота и системность знаний о ценностях «Человек», «Отечество» «Мир»; эмоционально-оценочного - устойчивая положительная эмоциональная оценка ценностей «Человек», «Отечество», «Мир»; идентификационного - степень проявления когнитивной, оценочной, поведенческой составляющей образа Я [1] в процессе отождествления личности с ценностями «Человек», «Отечество» и «Мир»; интернализационно-го - степень сформированности учебных умений, а также полнота реализации деятельностных аспектов отношения к ценностям «Чело-

век», «Отечество» «Мир» как личностно значимым ценностям.

Выделенные критерии позволили выявить уровни проявления исследуемого личностного образования: низкий (репродуктивный), средний (преобразующий) и высокий (предметнопрактический).

Низкий (репродуктивный) уровень сфор-мированности ценностного самоопределения характеризуется актуализацией отдельных элементов рассматриваемого личностного образования: разрозненностью знаний об отдельных признаках ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир», неосознанностью личностного смысла данных ценностей, сформированно-стью учебных умений репродуктивного уровня, неосознанностью реализации деятельностных аспектов исследуемого личностного новообразования.

Средний (преобразующий) уровень сфор-мированности ценностного самоопределения характеризуется знанием большинства структурообразующих идей ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимых ценностей, установлением связей между ними; осознанием ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимых; сформированностью учебных умений среднего уровня; реализацией отдельных деятельностных аспектов.

Высокий (предметно-практический) уровень сформированности ценностного самоопределения характеризуется полнотой и системностью знаний о единстве ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир», осознанностью ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» как личностно значимых; учебные умения характеризуются высоким уровнем сформиро-ванности, происходит сознательная регуляция всех деятельностных аспектов ценностного самоопределения.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что ценностное самоопределение личности - это интегративное, относительно устойчивое личностное образование, включающее знания о Человеке как ответственном субъекте, о единстве Планетарной Цивилизации, характеризующееся ценностным отношением к современному культурно-историческому пространству (к Отечеству и Миру) и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов данного отношения. Процесс формирования у старшеклассников отношения к Отечеству и Миру как личностно значимым ценностям определяется как развитие четырех взаимосвязанных компонентов (когнитивного, эмоционально-

оценочного, идентификационного, интерна-лизационного). Результатом данного процесса является переход с одного уровня сформи-рованности познавательных умений к следующему: от умения находить признаки личност-но значимых ценностей «Человек», «Отечество» и «Мир» в учебной деятельности к умению планировать на этой основе собственную жизнедеятельность.

Таким образом, самоопределение личности непосредственно связано с ценностями общества, с потребностью формирования смысловой системы. В основе самоопределения лежит ценностное самоопределение как активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, формирование на этой основе смысла собственного существования.

литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. URL : http://www.consultant.ru/popular/ edu/ (дата обращения: 21.05.2011).

4. кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. Оренбург, 1996.

5. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1994.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. М. : Большая рос. энцикл., 2002.

7. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. М. : Педагогика, 1987.

8. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

9. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования : моногр. Волгоград : Перемена, 2001.

10. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.

11. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. Кемерово, 1999 URL : http://liblife.ru/ books/read/s_sflichn/ (дата обращения: 10.05.2010).

Essential characteristics of value selfdetermination of senior pupils

There is regarded the structural and functional model of value self-determination of senior pupils. There are revealed the cognitive, emotional and valuation, identification and internalization components, given the criteria and levels of investigated personal new formation.

Key words: social and scholarship education, value, self-determination, value self-determination of an individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.