Научная статья на тему 'Сущностные характеристики ценностного отношения к политическим правам гражданина'

Сущностные характеристики ценностного отношения к политическим правам гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / CITIZENSHIP / CIVIL SOCIETY / POLITICAL RIGHTS / VALUE / VALUE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акжигитов Рафаиль Абдуллович, Разбегаева Людмила Павловна

Представлена структурно-функциональная модель ценностного отношения к политическим правам гражданина. Выявлены когнитивно-оценочный, мотивационно-смысловой, деятельностно-практический компоненты, определены критерии и уровни сформированности исследуемого личностного новообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the structural and functional model of the value attitude to citizen’s political rights. There are revealed the cognitive and evaluative, motivational and sense, activity and practical components, determined the criteria and levels of development of the personal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики ценностного отношения к политическим правам гражданина»

6. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М. : НИИОП АПН СССР, 1980. С. 37-52.

7. Психологический словарь. URL : http:// psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098 (дата обращения: 06.07.2012).

8. Сурина И.А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162-164.

9. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе/ под общ. ред.

Н.Е. Щурковой. М. : АРКТИ, 2012.

* * *

1. Vasileva S.V. K probleme tsennostey v psiho-logii. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/zennosti (data obrascheniya: 23.05.2013).

2. Dobrovich A.B. Anatomiya dialoga. URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-1822.htm (data obra-scheniya: 18.10.2012).

3. Zhurin A.A. Integrirovannoe mediaobrazovanie v sredney shkole. M. : BINOM. Laboratoriya znaniy, 2012.

4. Leontev D.A. Tsennostnyie predstavleniya v individualnom i gruppovom soznanii: vidyi, deter-minantyi i izmeneniya vo vremeni. URL : http://altai. fio.ru/projects/group2/potok10/site/u204/cenost.htm.

5. Luzina L.M. Chelovek v problemnom pole vospitaniya: monogr. Pskov: Izd-vo PGPU, 2008.

6. Lyaudis V.Ya. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya // Psihologo-pedagogi-cheskie problemyi vzaimodeystviya uchitelya i uchaschihsya / pod red. A A. Bodaleva, V.Ya. Lyaudis. M. : NIIOP APN SSSR, 1980. S. 37-52.

7. Psihologicheskiy slovar. URL : http:// psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098 (data obrascheniya: 06.07.2012).

8. Surina I.A. Tsennostnyie orientatsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. № 4. S. 162-164.

9. Schurkova N.E., Muhin M.I., Zhelannova A.V. Novoe vospitanie v novoy shkole/ pod obsch. red. N.E. Schurkovoy. M. : ARKTI, 2012.

Value and sense interaction as a pedagogic category

There is revealed the matter of the notions "value”, "sense ”, shown the objective foundations of values from the point of view of religious philosophy, described the essential and procedural characteristics of the pedagogic category "value and sense interaction” regarding culturological disciplines.

Key words: value, sense, value and sense interaction, dialogue, dominant on the Other, outbeing.

р.А. акжигитов, л.п. разбегаева

(волгоград)

сущностные характеристики ценностного отношения к политическим правам гражданина

Представлена структурно-функциональная модель ценностного отношения к политическим правам гражданина. Выявлены когнитивно-оценочный, мотивационно-смысловой, деятельностно-практический компоненты, определены критерии и уровни сформированности исследуемого личностного новообразования.

Ключевые слова: гражданство, гражданское общество, политические права, ценность, ценностное отношение.

Одной из важнейших особенностей современного социума является признание ценности человека, выступающего в качестве активного субъекта общественных отношений. Многочисленные социальные и политические преобразования в мире на рубеже XX и XXI вв. стимулируют подрастающее поколение во все более раннем возрасте проявлять интерес и определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, общественным процессам и своему статусу. При этом актуальными становятся такие демократические ценности, как гласность, равноправие, естественные права и свободы. они выступают основными составляющими ценностной картины мира личности.

Развитие демократии требует воспитания ценностного отношения к политическим правам гражданина (Х. Гурецка). Ценностное отношение к политическим правам гражданина позволяет рассматривать их как социально значимую ценность, как нравственный регуля-тив, приобретающий в современном социуме универсальный характер и выступающий в качестве индивидуального и социального ориентира конструктивно-оперативной и коммуникативной деятельности. Политические права гражданина являются основой поддержания в обществе гражданского участия, в создании которого важнейшее значение имеют образование и воспитание, которые детерминируют способность к рефлексии и самостоятельному поиску решений, не поддаваясь внешним влияниям (Ф. Мейер). Таким образом, моральное

© Акжигитов Р.А., Разбегаева Л.П., 2013

совершенствование социума неотделимо от правового воспитания, повышения правовой культуры граждан, которая является частью общей духовной культуры. Идеал современного гражданского общества предполагает наличие у индивидов ответственности за собственные решения и политический выбор, что также требует высокого уровня политической и правовой культуры, формируемого при помощи образования (Н.В. Андрейчук, Л.М. Гаври-лина). Это нацеливает современное образование на формирование ценностного отношения к политическим правам гражданина.

Анализ научной философской (И.В. Василенко, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин), педагогической (С.И. Гессен, Ю.В. Сенько, А.Б. Суслов), психологической (Л.И. Божович, Р.С. Немов, Г.П. Щедровицкий) и социологической (Р. Инглхарт, К. Вельцель) литературы позволяет утверждать, что общественная активность граждан невозможна без политических прав, выступающих основным законодательно закрепленным инструментом защиты социальных свобод [1]. Ограничение политических прав гражданина закономерно затрагивает и ставит под угрозу все остальные, что не только обусловливает их ценностную природу, но и позволяет заявлять, что политические права гражданина являются личностной ценностью.

Старший школьный возраст, или период ранней юности, во время которого возникает необходимость в определении отношений «я и общество», является наиболее сен-зитивным для формирования ценностного отношения к политическим правам гражданина. Именно на данном уровне старшеклассник решает проблему взаимоотношений с социумом, что возможно только в области ценностей и смыслов (Д.И. Фельдштейн). Социальный характер ценностей вкупе с наиболее динамичным развитием и гибким восприятием действительности в подростковом возрасте, в свою очередь, обусловливают значимость общеобразовательных учреждений как места совместной деятельности, развития, обучения и воспитания широкого круга людей [5]. Особое значение в этом аспекте имеют предметы социально-гуманитарного цикла, представляющие, по сути, форму ценностно-смыслового освоения бытия. Отличаясь малой формализо-ванностью в плане передачи знаний и открытостью для общения между участниками образовательного процесса, предметы социальногуманитарного цикла обладают наибольшим потенциалом для формирования ценностных отношений.

В психологии принято считать отношение личности ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является объективной ценностью и если в своих эмоционально-интеллектуальных реакциях на данный объект личность дает ему положительную оценку. Относительно политических прав гражданина и некоторых других демократических ценностей подобное отношение распространено не повсеместно. Г. Гутнер пишет: «Применение стандартов прав человека к другим сообществам неправомерно, поскольку им свойственна собственная система ценностей, отличная от европейской» [3]. Следовательно, и ценностное отношение к политическим правам гражданина видоизменяется в зависимости от культуры и цивилизации, продолжая оставаться необходимым условием развития гражданской активности личности, ее сознательности и ответственности перед социумом.

Учитывая, что ценности присваиваются в процессе формирования ценностного отношения, и основываясь на исследовании Л.П. Раз-бегаевой о функциях ценностных отношений [6], считаем, что ценностное отношение к политическим правам гражданина имеет следующие функции:

- информационно-оценочную - проявляется в фиксации информации об основных идеях, фактах и понятиях, раскрывающих политические права гражданина как ценность;

- рефлексивно-смысловую - отражает эмоциональное восприятие, понимание, осознание и принятие личностного смысла политических прав каждым отдельным индивидом;

- регулятивно-прогностическую - реализуется в соотнесении субъектом собственных действий с личностным смыслом политических прав гражданина как ценности и определяет направленность целеполагающей деятельности личности.

Сущность ценностного отношения к политическим правам гражданина раскрывается также в его структуре, в которой выделяем следующие компоненты: когнитивно-оценочный, мотивационно-смысловой, деятельностно-прогностический.

1. Когнитивно-оценочный компонент представляет собой систему знаний о правах гражданина как ценности на трех уровнях: на уровне представлений (ценность - неценность); на уровне понятий; на уровне идей.

Содержание знаний о политических правах гражданина как ценности раскрывается через основные идеи: о естественном происхождении и незыблемости прав человека, о цен-

ности правового государства, об основополагающем характере политических прав в рамках гражданской правосубъектности.

Идея о естественном происхождении и незыблемости прав человека раскрывается через такие категории, как «человек», «демократия», «равенство». В контексте данной идеи политические права гражданина, как правило, рассматриваемые в рамках позитивного права, характеризуются как естественные и неотчуждаемые при наличии юридически закрепленной связи между индивидом и государством. Ограничение политических прав не представляется возможным согласовать с общепризнанными принципами демократизма и свободы, вследствие чего оно недопустимо.

Идея ценности правового государства раскрывается через такие понятия, как «активная гражданская позиция», «ответственность», «верховенство закона». Данная идея выступает олицетворением оптимальной реализации гражданских прав и свобод. Стремление разных слоев населения к стабильности и поступательному развитию требует гаранта. Его роли лучше всего соответствует правовое государство, опирающееся на гражданское общество. В системе их взаимоотношений возникает потребность в инструменте, обеспечивающем коммуникацию между гражданами и органами власти. Таким образом, правовое государство возможно лишь при распространении всеобщих, равных и доступных политических прав [4].

Идея об основополагающем характере политических прав в рамках гражданской правосубъектности раскрывается в категориях «гражданство» и «свобода». Согласно данной идее, политические права занимают особое положение в правовом статусе гражданина. Гражданская правосубъектность является способностью иметь, приобретать и реализовывать гражданские права, быть субъектом правоотношений. однако гражданин не является единственным их участником. Как правило, его оппонентом выступает государство, более заинтересованное в установлении контроля над общественными процессами. Таким образом, наличие у населения политических прав является гарантом реализации демократических принципов и функционирования правового государства.

2. Мотивационно-смысловой компонент связан с особенностями восприятия знаний о правах гражданина как ценности и соответствующими мотивами. Идеи и суждения разума становятся возможными как практиче-

ские принципы жизни только в связи с зарождением эмоционального отношения к жизненно важным проблемам (Л.И. Рувинский). Психические процессы и состояния переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций выступают как внутренние сигналы, побуждающие к действию, определяющие направленность активности индивида.

Источником активности старшеклассников в формировании ценностного отношения к политическим правам гражданина является потребность быть частью общества (А.В. Петровский), а также потребности в саморазвитии и самореализации (А. Маслоу). Мотивы побуждают подростка к анализу окружающей действительности, служат основой сознательного выбора поведения и прогнозирования собственной деятельности. Происходит рефлексия усвоенной ранее информации, которая приобретает субъективный, личностный смысл.

Одним из основополагающих мотивов в юношеском возрасте является политикоправовая идентификация, выраженная в конкретизации взаимосвязи личности и государства. Базовой информации о правовом статусе гражданина недостаточно для обеспечения гражданской активности, необходимой для функционирования таких демократических принципов, как свобода слова, равноправие, неотъемлемость прав и свобод личности. Знания становятся внутренним требованием личности к самой себе, приобретают личностный смысл, преломляясь через эмоционально-мотивационную сферу человека [3]. Мотивационно-смысловой компонент служит переходным звеном между объективным, теоретическим познанием сущности политических прав гражданина и практическим осознанием их смысла и значимости для себя.

3. Деятельностно-прогностический компонент предполагает, что человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. личность как неотъемлемая часть общества не может развиваться без взаимодействия с окружающим миром. Все ее действия объективно реализуют совокупность отношений: к миру, к обществу, к самому себе.

Реализация внутренних потребностей и мотивов, их окончательное оформление, осмысление и принятие происходят через деятельность. Исходя из специфики исследования, в данном компоненте выделяем следующие учебные умения: отбирать и анали-

зировать информацию касательно политикоправового статуса гражданина в учебном материале; обосновывать личностное отношение к политическим правам гражданина; планировать и корректировать индивидуальную общественную деятельность в контексте ценности политических прав гражданина.

В целом все представленные компоненты тесно связаны между собой, причем эта связь носит не суммарный, а интегративный характер. Это объясняется тем, что ценностное отношение к политическим правам гражданина -целостное образование, качество личности, в котором неразрывно слиты личностные элементы, выражающие внутреннее отношение учащегося к политическим правам, и практические действия в учебной деятельности. Наряду со взаимосвязью выделенные компоненты обладают и определенной автономией. Структура и функции ценностного отношения к политическим правам гражданина указывают на его устойчивый характер, позволяющий формироваться как устойчивое личностное образование.

С учетом специфики компонентного состава исследуемого личностного образования определены критериальные основания ценностного отношения к политическим правам гражданина. В качестве критериев проявления когнитивно-оценочного компонента выступают полнота и системность знаний о политических правах гражданина; мотивационносмыслового - устойчивая положительная эмоциональная оценка политических прав гражданина, являющаяся побуждением к активной гражданско-общественной деятельности; деятельностно-прогностического - степень сформированности учебных умений по нахождению и анализу информации о политикоправовом гражданском статусе, обоснованию личностного отношения к политическим правам гражданина, а также прогнозированию индивидуальной общественной деятельности в рамках активной гражданской позиции.

Согласно системно-целостному подходу (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев), любое личностное образование можно представить в виде системы, в своем развитии проходящей ряд этапов - от зарождения отдельных элементов, их группировки через объединение всех элементов в единую систему к целостности, когда активизируются силы самодвижения. На основе природы ценностей, идей системно-целостного подхода, ценностнокоммуникативного подхода (л.П. Разбегае-ва) возможно выделение следующих уровней

сформированности ценностного отношения к политическим правам гражданина.

1. Информационно-ориентационный (низкий) - наличие элементарной информации об общей структуре прав гражданина. Политические права гражданина не проявляются как личностное образование и не оказывают влияния на мотивацию и деятельность личности. Репродуктивное применение учебных умений по поиску и анализу информации о политикоправовом статусе гражданина, прогнозированию индивидуальной общественной деятельности.

2. Осознанно-смысловой (средний) -комплексная информация о структуре и нормативно-правовом обеспечении политических прав гражданина. Осознание потребности в обладании политическими правами как основополагающими для гражданского статуса. Сознательная реализация учебных умений по анализу информации и обоснованию личностного отношения к политическим правам гражданина.

3. Ценностно-деятельностный (высокий) -характеризуется интеграцией ценностного отношения к политическим правам гражданина в систему отношений субъекта с окружающим миром (полнота и системность знаний, устойчивое эмоционально-мотивационное к ним отношение). Закрепление учебных умений по прогнозированию общественной деятельности в рамках активной гражданской позиции. Сознательная регуляция всех деятельностных аспектов с учетом позитивной значимости политических прав гражданина.

Таким образом, ценностное отношение к политическим правам гражданина -это интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием политических прав гражданина, эмоционально-смысловым отношением к ним и проявляющееся в активной, сознательной политической деятельности личности. Процесс формирования ценностного отношения к политическим правам гражданина определяется как развитие трех взаимосвязанных компонентов (когнитивно-оценочного, мотивационно-смыслового и деятельностнопрогностического). Результатом данного процесса является переход с одного уровня сфор-мированности познавательных умений на следующий: от умения находить и анализировать информацию о политических правах гражданина в учебной деятельности к умению планировать на этой основе собственную гражданскую активность.

литература

1. Арапов С.В. Права человека - запоздалая ценность для российского общества. СПб. : Наука, 2010.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. / науч. ред. Н.к. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001.

3. кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. Оренбург, 1996.

4. Образование для гражданского общества: качество и эффективность. Калининград : Изд-во КГУ, 2003.

5. Проблемы школы и педагогики за рубежом: кол. моногр. / под ред. Н.Е. Воробьева, И.С. Бессарабовой. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011.

6. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.

***

1. Arapov S.V. Prava cheloveka - zapozdalaya tsennost dlya rossiyskogo obschestva. SPb. : Nauka, 2010.

2. Boryitko N.M. V prostranstve vospitatelnoy deyatelnosti: monogr. / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd : Peremena, 2001.

3. Kiryakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey: monogr. Orenburg, 1996.

4. Obrazovanie dlya grazhdanskogo obschestva: kachestvo i effektivnost. Kaliningrad : Izd-vo KGU, 2003.

5. Problemyi shkolyi i pedagogiki za rubezhom: kol. monogr. / pod red. N.E. Vorobeva, I.S. Bes-sarabovoy. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2011.

6. Razbegaeva L.P. Tsennostnyie osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya: monogr. Volgograd: Peremena, 2001.

Essential characteristics of the value attitude to citizen’s political rights

There is represented the structural andfunctional model of the value attitude to citizen’s political rights. There are revealed the cognitive and evaluative, motivational and sense, activity and practical components, determined the criteria and levels of development of the personal phenomenon.

Key words: citizenship, civil society, political rights, value, value attitude.

Г.А. ПЛИЕВ (Волгоград)

предмет педагогики: ПОиСк современного определения

Показана связь между пониманием научного предмета педагогики и эффективностью педагогического исследования и практики воспитания. Приведены результаты анализа определений предмета и сделан выход на проблему соотношения педагогики и социологии.

Ключевые слова: методология, модель, объект, предмет педагогики, субъект, управление, целостный процесс.

XXI в. характеризуется развитием и преобладанием информационных технологий, проникновением их во все большее число сфер социальной жизни [13, с. 3]. Будучи порождением общества, новые технологии вызывают существенные изменения в культуре, социально-экономических отношениях, в общественной структуре, не только воздействуя на ее функционирование, но и глубоко проникая в жизнь каждого человека, открывая необходимые возможности, создавая новые формы свободы, влияя на восприятие и понимание мира, поведение, привычки [15].

Внедрение компьютерной техники, новых информационных и коммуникативных технологий можно рассматривать как необходимый и закономерный шаг в прогрессе общества. Однако что же происходит с человеком, растущим в новой информационной среде, в новом технологическом мире? Какие потребности, мотивы, интересы, цели, ценности формируются и усиливаются в такой среде? Изменяются ли основы взаимоотношений людей, субъективного благополучия? [9, с. 33].

Одна из наиболее заметных тенденций в жизни современной России заключается в том, что у некоторых слоев населения успех их повседневной жизни достигается едва ли не путем разрыва с этикой. Их «этика успеха» делает успех самоценным, а его измерения - преимущественно материальными.

Снижение значимости проблем нравственности, отношений между людьми - также общая тенденция. Безнравственность, невоспитанность, нечестность и т.п. раздражают всех. люди стали чаще упоминать эти явления как обстоятельства, влияющие на настроение [4, с. 20].

© Плиев Г.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.