Научная статья на тему 'Сущностные характеристики ценностного отношения к героическим традициям'

Сущностные характеристики ценностного отношения к героическим традициям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЗМ / ГЕРОИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / HEROISM / HEROIC TRADITIONS / VALUE / VALUE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобченко Любовь Сергеевна, Разбегаева Людмила Павловна

Теоретически обоснована и разработана структурно-функциональная модель ценностного отношения к героическим традициям. Выделены функции, показывающие связь ценностного отношения к героическим традициям и личности школьника. Выявлены компоненты данного личностного образования: когнитивно-оценочный, эмоционально-смысловой и деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the theoretic grounds and describes the structural and functional model of value attitude to heroic traditions. It marks the functions that show the connection of value attitude to heroic traditions and a pupil's personality. The components of the personal phenomenon are found out: cognitive and assessing, emotional and meaningful, activity.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики ценностного отношения к героическим традициям»

известия вгпу. педагогические науки

тур будущего. Контуры собственной перспективы развития приоткрываются ему в результате деятельности-события, включающей в себя этапы действия, анализа и реконструкции события. Фактически это совокупный шаг к самореализации, будирующий механизмы самопознания. Таким образом, образовательный процесс для учащегося уже не подготовка к жизни, а сама жизнь, в которой становится и преобразуется жизненная стратегия.

Вышесказанное позволяет подвести некоторый итог. Образовательный процесс сегодня должен быть направлен на развитие структур мышления, позволяющих учащемуся самостоятельно развивать собственную жизнедеятельность. Наиболее полно такие механизмы мышления развиваются при феномено-герменевтическом подходе к образованию-обучению.

Список литературы

1. Закирова А.Ф.Теоретические основы педагогической герменевтики и вариации ее реализации в научно-образовательной практике // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2012. № 6 (95). С. 19-42.

2. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011.

3. Звенигородская Г.П. Феноменологическая педагогика: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2013.

4. Лобок А.М. Антропология мифа [Электронный ресурс]. URL: http://aUobok.ra/?page_id=6.

5. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути [Электронный ресурс]. URL: http:// sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/4/lifshic.pdf.

6. Степашко Л.А. Философия образования: онтологический аспект. Хабаровск:ХГПУ, 2002.

* * *

1. Zakirova A.F.Teoreticheskie osnovy pedago-gicheskoj germenevtiki i variacii ee realizacii v nauchno-obrazovatel'noj praktike // Obrazovanie i nauka. Izvestija UrO RAO. 2012. № 6 (95). S. 19-42.

2. Zakirova A.F. Osnovy pedagogicheskoj germenevtiki: avtorskij kurs lekcij. Tjumen': Izd-vo Tjum. gos. un-ta, 2011.

3. Zvenigorodskaja G.P. Fenomenologicheskaja pedagogika: monografija. Habarovsk: Izd-vo DVGGU, 2013.

4. Lobok A.M. Antropologija mifa [Jelektronnyj resurs]. URL: http://allobok.ru/?page_id=6.

5. Mamardashvili M.K. Psihologicheskaja topo-logija puti [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sisp.nkras. ru/eru/issues/2012/4/lifshic.pdf.

6. Stepashko L.A. Filosofija obrazovanija: onto-logicheskij aspekt. Habarovsk:HGPU, 2002.

Pedagogic cooperation with students in the conditions of the new educational paradigm

The article deals with the approaches to education in the modern conditions. It is proved that the classic ways of cooperation with students may be used one in some cases. It is supposed that the phenomenon and hermeneutic approach may be used in planning of the educational cooperation with students.

Key words: phenomenology, educational cooperation, reflection, hermeneutics.

(Статья поступила в редакцию 07.07.2016)

воспитание в структуре

непрерывного

образования

л.с. лобченко, л.п. разбегаева

(Волгоград)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ГЕРОИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ

Теоретически обоснована и разработана структурно-функциональная модель ценностного отношения к героическим традициям. Выделены функции, показывающие связь ценностного отношения к героическим традициям и личности школьника. Выявлены компоненты данного личностного образования: когнитивно-оценочный, эмоционально-смысловой и деятельностный.

Ключевые слова: героизм, героические традиции, ценность, ценностное отношение.

Основной из важных задач современного образования является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание процесса воспитания определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые представлены в «Концепции духовно-

О Лобченко Л.С., Разбегаева Л.П., 2016

нравственного развития и воспитания личности гражданина России». К таким ценностям относят: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество [6].

Историко-культурный стандарт акцентирует внимание на том, что учащиеся в процессе обучения «должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей» так же важно, как и «другие виды человеческой деятельности» [8, с. 1]. В историко-культурном стандарте отмечается, что при обучении истории необходимо «акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812-го и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества» [Там же, с. 3]. «Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой...» [Там же]. Таким образом, историко-культурный стандарт ориентирует на воспитание у школьников военного и трудового героизма, проявляемого во имя Отечества.

Героизм всегда считали почётным и жертвенным качеством личности. Следует подчеркнуть, что проблема героизма является актуальной в социальном и педагогическом аспектах в современном обществе. Однако следует отметить, что в условиях системного кризиса идёт подмена сущности истинного героизма. героями молодого поколения всё чаще становятся олигархи и артисты шоу-бизнеса, в то время как герои военных лет и герои труда перестают быть примером для подражания. Всё чаще звучат идеи, что героизм изжил себя, что современное общество не нуждается в героях.

Исходя из вышесказанного, формирование у школьников ценностного отношения к героическим традициям является одной из ключевых задач, стоящих перед системой образования. Эта задача нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, в котором прописаны следующие личностные результаты: гражданственность; любовь к своему краю и своей родине, уважение к своему народу, его культуре и духовным тра-

дициям; ответственность перед Родиной, готовность к служению Отечеству и его защите, нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей, сформированные мировоззрение и ценностно-смысловая сфера, российская гражданская идентичность [17]. Рассмотренные ценности ориентируют школу на воспитание ценностного отношения у обучающихся к героизму и героическим традициям.

Целями данной статьи являются научное обоснование структурно-функциональной модели ценностного отношения к героическим традициям, выявление уровней, критериев и показателей сформированности данного личностного образования.

Исходя из специфики присвоения личностью ценностей и опираясь на исследование Л.П. Разбегаевой о структуре ценностных отношений [15, с. 191-192], мы предположили, что ценностное отношение к героическим традициям у старшеклассников выполняет следующие функции: информационно-оценочную (фиксация информации о ценности «героические традиции» и оценивание значимости данной ценности), личностную (эмоциональное восприятие знаний о ценности «героические традиции» и осознание ее личностного смысла), прогностическую (целенаправленная активность школьника в процессе присвоения ценности «героические традиции»). Выделенные функции показывают связи между ценностным отношением к героическим традициям и личностью школьника. Данные функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Наряду с функциями сущность ценностного отношения к героическим традициям раскрывается в структуре. Функции являются отражением структуры личностного образования, ее скрепляющим элементом. Исходя из этого, в структуре ценностного отношения к героическим традициям мы выделили следующие компоненты: когнитивно-оценочный, эмоционально-смысловой, деятельностный.

Рассмотрим содержание данных компонентов. Когнитивно-оценочный компонент ценностного отношения к героическим традициям представляет собой единство знаний о героических традициях как ценности и их оценки.

Знания о героических традициях как ценности могут быть представлены на различных уровнях: на уровне представлений (ценность -не ценность); на уровне понятий; на уровне идей [Там же, с. 194].

- известия вгпу. пе,

Содержание знаний о ценности «героические традиции» раскрывается через основные «импульсные» идеи:

- идея ратного служения Отечеству;

- идея трудового служения Отечеству;

- идея героизма.

Идея ратного служения Отечеству раскрывается через категории «Отечество», «Родина», «патриотизм», «гражданственность». Под Отечеством понимают место, где родился человек, где находятся его духовные, исторические и культурные корни. Это место, где вырос человек, где находится дом родителей, где исповедуют веру и говорят на языке его народа, где развивается культура, к которой принадлежит человек. не случайно у слов «отец» и «Отечество» единые корни [1]. Родина - это родная страна, в которой родился человек и с которой связаны его воспоминания о семье и обо всем, что окружало его с момента рождения. Довольно часто Родину называют Отечеством.

Н.М. Карамзин писал, что в России всегда было много патриотов и героев, которые играли важную роль в отечественной и мировой истории. В качестве яркого примера героя отечественной истории автор выделял К. Минина [9].

Идея ратного служения Отечеству отражена в Конституции РФ, где в статье 59 сказано: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [10], что подтверждает идею о необходимости ратного служения Отечеству, которое является обязанностью гражданина РФ.

Идея трудового служения Отечеству прослеживается через категории «труд», «трудолюбие», «отношение к людям труда», «герой труда». В контексте данной идеи раскрываются уважительное отношение личности к труду, гордость за результат своей трудовой деятельности, уважение к людям труда.

П.С. гуревич утверждает, что труд до образования государственности в древнем обществе, особенно труд на земле, был достойным делом любого гражданина и не считался средством обогащения. В эпоху античности отношение к труду изменилось, престиж его стал невысоким, особенно не чтилось всё связанное с ручным трудом. Данный труд воспринимался как проклятие из-за обязанности трудиться плебеев и рабов, которые были обязаны делать всё для комфортного существования господ [5].

В Средние века идея труда получила новое развитие. Труд стал одним из способов, благо-

гогические науки -

даря которому стало возможным спасти бессмертную душу. Главным примером трудолюбия являлся Бог, который был тружеником, создавшим мир за семь дней. Интеллектуальный труд также считают ценным, начинают почитать образованность [4, с. 86].

В новое время труд начинают понимать с иной стороны. С возникновением протестантизма умственный и физический труд становится призванием человека, а не только жизненно необходимым делом [Там же, с. 126].

В Советском Союзе труд считался делом чести и обязанностью всех советских граждан. С конца 1980-х гг. и в 1990-х отношение к труду в России меняется. Теперь заработок становится основным мотивом труда. В последнее десятилетие предпринимаются попытки выработать новую трудовую идеологию.

Перед современным социумом стоит важная социальная задача по развитию качеств, нужных для трудовой деятельности. Такими качествами являются: моральная осознанность необходимости в труде и потребность в нем; призвание личности к труду; бережное отношение к результатам труда. Потребность в труде является не только естественно-физиологическим, но и духовно-нравственным стремлением к деятельности. Трудовая деятельность должна быть связана со способностями, человек должен добиваться в труде количественных и качественных результатов. на протяжении всей истории люди испытывают уважение к труду и людям, достигшим больших результатов в своей трудовой деятельности.

Идеи ратного и трудового служения Отечеству интегрирует идея героизма. Проблема героизма была актуальной с древних времён. В эпоху античности героизм рассматривался как социальное явление, как сфера абсолютного бытия. Платон считал, что добродетельный человек является героем [13].

В Средние века и эпоху Возрождения в философии проблема героизма рассматривалась через этическую призму в концепции героической личности. Героями Средневековья считали рыцарей, данная идея отразилась в сочинениях, прославляющих короля Артура и рыцарей Круглого стола.

В эпоху Возрождения Дж. Бруно отмечал, что общество отходит от схоластических идей и начинает почитать героями поэтов и философов, которых считали борцами с повседневностью [3]. В эпоху Просвещения героями считались люди, живущие по законам рационализ-

ма. В Советском Союзе под героизмом стали понимать военные подвиги героев революции и Великой Отечественной войны. Таким образом, веками общество почитает героев и нуждается в них, герои являются примером для подражания.

Идеи ратного и трудового служения Отечеству и идея героизма неразрывно связаны с понятием «традиции». Под традициями понимают социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции являются частью культуры и включают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили [11]. С изменением культуры традиции обретают новые черты, созвучные времени. Несмотря на изменения, всё положительное сохраняется и передаётся следующему поколению, что является для культуры необходимым условием развития.

Благодаря традициям в обществе происходит передача всего положительного последующим поколениям и это положительное, в свою очередь, приобретает новый вид.

Общество помимо обрядов, бытовых традиций, норм поведения передаёт из поколения в поколение и традиционные ценности, которые чтят на протяжении всей истории и которые находят отражение в поведении как отдельных людей, так и всего общества в целом.

Знания о героических традициях позволяют старшекласснику определить их «ценностный статус». Ценность воспринимается главным образом через её оценку, поскольку оценка становится инструментом, через который определяются ценность какого-либо предмета и способ выражения отношения к ценности. Оценки всегда являются субъективными, поскольку они обусловлены потребностями и интересами личности.

Оценка является познанием нравственного мира других людей и отражает внутренний мир личности. Собственные оценки помогают отразить отношение к явлениям и к их общественной ценности. Через синтез знаний и оценок формируется умение анализировать и оценивать факты, события, явления, использовать ранее усвоенные факты в разных ситуациях. Таким образом, содержание когнитивно-оценочного компонента определяет его функцию - информационную.

Вторым компонентом ценностного отношения к героическим традициям является эмоционально-смысловой, который определяет особенности эмоционального восприятия знания. знание не может быть полным без отражения отношения к предмету знаний. знания усваиваются только с определённой эмоциональной окраской и личностным отношением, которое является общим фоном эмоционального отношения и собственных оценочных суждений [18]. Знания, подкреплённые эмоциональным восприятием, определяют эмоционально-смысловой компонент ценностного отношения к героическим традициям.

Героические традиции как ценность переживаются личностью эмоционально: эти переживания она пропускает через себя. Ценность «героические традиции» становится личностно значимой и приобретает личностный смысл [16, с. 64]. Смысл важен для человека, поскольку без него представления о мире станут беспорядочными и деятельность станет невозможной из-за дезориентации личности. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев считают, что, приобретая личностный смысл, человек формирует свой внутренний мир. У школьников формируется личностное отношение к ценности «героические традиции». Через личностное отношение проявляются зрелость школьника и осознание себя как личности.

Благодаря эмоциональным переживаниям осуществляются эмоциональное восприятие ценности «героические традиции» и эмоциональная реакция на неё [12, с. 40]. Эмоции специфичны, т. к. они показывают отношение человека к бытию окружающего мира, а не только знания о нём. Ценности проходят обработку через эмоции и, обретая смысл, переходят в деятельность. Эмоции выступают каналом, через который возможно проникать в смысловую сферу личности [2, с. 126].

Таким образом, эмоционально-смысловой компонент связан с проявлением сознания, он является силой, управляющей деятельностью человека.

Следующим компонентом ценностного отношения к героическим традициям является деятельностный, отражающий регуляцию субъектом собственных действий. главное в действии - осознанность, поскольку осознанное действие может подчинять действие неосознанное. Данный компонент функциониру-

- известия вгпу. пе

ет, опираясь на потребности и мотивы личности.

Отношение и деятельность неразрывно связаны, поскольку отношение выражается в деятельности. Чтобы увидеть отношение индивида к какой-либо ценности, мы анализируем деятельность субъекта данного отношения. Действие характеризуется через осознанность совершённого.

Деятельностный компонент проявляется через:

- оценку фактов, событий и явлений действительности, связанных с проявлением героизма, благодаря чему происходит построение собственной модели действий;

- рефлексию собственных поступков, когда их осмысление и анализ приводят к коррекции и поиску новых возможностей решения ситуации;

- построение ближайшей собственной жизнедеятельности с учетом ценностного отношения к героическим традициям.

Деятельность опирается на сформированные у школьников учебные умения, т. к. умения - это «способность выполнять действия, показатель активности личности» [14]. При формировании ценностного отношения к героическим традициям такими умениями являются:

- умение находить признаки ценности «героические традиции» в учебном материале;

- умение обосновывать собственное отношение к ценности «героические традиции»;

- умение прогнозировать деятельность, связанную с проявлением ценности «героические традиции».

Взаимосвязь компонентов ценностного отношения к героическим традициям носит интегративный характер. В то же время они самостоятельны. Следовательно, ценностное отношение к героическим традициям является целостным личностным образованием.

Ценностное отношение к героическим традициям характеризуется связью личности с ценностью героических традиций через знания о ценности, которые приобретают для субъекта личностный смысл, подкрепляются эмоциональными переживаниями и проявляются через деятельность.

При определении уровней сформирован-ности ценностного отношения к героическим традициям следует выделить критерии и показатели рассматриваемого личностного образования. Были выделены следующие критерии и показатели: знания о ценности «героические традиции» (знания выявляются на уров-

гогические науки -

не представлений, понятий и идей о героических традициях); оценка героических традиций как ценности (с ценностной позиции оценивается деятельность человека, переходящая в самооценку с позиции отношения к героическим традициям как ценности); эмоциональная форма отношения к героическим традициям как ценности (проявляется через восприятие ценности и перерастает в эмоциональную реакцию на героические традиции как ценность); осознание значимости героических традиций как личностной и социальной ценности (ценность героических традиций приобретает личностный смысл); сформированность и реализация учебных умений (умение выделять и обосновывать своё отношение к ценности «героические традиции», строить свою деятельность, учитывая ценностное отношение к героическим традициям).

Данные критерии и показатели являются определяющими для диагностики уровней сформированности у старшеклассников ценностного отношения к героическим традициям. При определении уровней сформирован-ности ценностного отношения мы опирались на сущность ценностей и идеи ценностного (Л.П. Разбегаева) и целостного (В.С. Ильин) подходов. Выявляя уровни развития ценностного отношения к героическим традициям, мы учитывали, что системообразующей является идея прохождения определённых этапов в процессе развития компонентов, объединяющихся в единую целостную систему [7, с. 5455]. Уровнями сформированности ценностного отношения к героическим традициям являются: элементарный, частично-поисковый, преобразующий.

Таким образом, ценностное отношение к героическим традициям обусловлено личностными знаниями и собственными оценками ценности, эмоциональными переживаниями, перерастающими в личностный смысл для индивида и со временем переходящими в реализацию деятельности, связанную с героическими традициями. Содержание когнитивно-оценочного, эмоционально-смыслового и дея-тельностного компонентов позволило охарактеризовать ценностное отношение к героическим традициям как интегративное личностное образование, характеризующееся осознанием личностной значимости ратного и трудового служения Отечеству, пониманием героизма как традиции и проявляющееся в умении проектировать свою деятельность в контексте личностной и социальной значимости героизма.

Список литературы

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энцикл. словарь педагога. Екатеринбург, 2000.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография. Волгоград, 2000.

3. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953.

4. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М.: Искусство, 1973.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

7. ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.

8. Историко-культурный стандарт. Проект / М-во образования Российской Федерации. М., 2013 [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 23.01.2015).

9. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству. История государства Российского. М.: Эксмо, 2015.

10. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.ru (дата обращения: 02.03.2016).

11. Культурология. XX век: энцикл. 1998 [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 15.01.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / М.: Просвещение, 1982.

13. лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1992.

14. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, И.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

15. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного основания. Волгоград: Перемена, 2001.

16. Рувинский л.И. нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования Российской Федерации. М., 2012.

18. Чеснокова И.И. Проблема самопознания в психологии. М.: АН СССР; Ин-т психологии, 1978.

* * *

1. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury: jencikl. slovar' pedagoga. Ekaterinburg, 2000.

2. Borytko N.M. Prostranstvo vospitanija: obraz bytija: monografija. Volgograd, 2000.

3. Bruno Dzh. O geroicheskom jentuziazme. M.: Gos. izd-vo hudozh. lit., 1953.

4. Gurevich A.Ja. Kategorija srednevekovoj kul'tury. M.: Iskusstvo, 1973.

5. Gurevich P.S. Filosofija kul'tury. M.: Aspekt Press, 1994.

6. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshhe-nie, 2010.

7. Il'in V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyj process). M.: Pedagogika, 1984.

8. Istoriko-kul'turnyj standart. Proekt / M-vo obrazovanija Rossijskoj Federacii. M., 2013 [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki.rf (data obrashhenija: 23.01.2015).

9. Karamzin N.M. O ljubvi k Otechestvu. Isto-rija gosudarstva Rossijskogo. M.: Jeksmo, 2015.

10. Konstitucija Rossijskoj Federacii [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://constitution.ru (data obrashhenija: 02.03.2016).

11. Kul'turologija. XX vek: jencikl. 1998 [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://dic.academic.ru/ (data obrashhenija: 15.01.2014).

12. Lerner I.Ja. Razvitie myshlenija uchashhih-sja v processe obuchenija istorii / M.: Prosveshhenie, 1982.

13. Losev A.F. Istorija antichnoj jestetiki. M.: Iskusstvo, 1992.

14. Psihologija: slovar' / pod obshh. red. A.V. Pet-rovskogo, I.G. Jaroshevskogo. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Politizdat, 1990.

15. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovanija gumanitarnogo osnovanija. Volgograd: Peremena, 2001.

16. Ruvinskij L.I. Nravstvennoe vospitanie lichnosti. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982.

17. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija / M-vo obrazovanija Rossijskoj Federacii. M., 2012.

18. Chesnokova I.I. Problema samopoznanija v psihologii. M.: AN SSSR; In-t psihologii, 1978.

Essential features of value attitude to heroic traditions

The article gives the theoretic grounds and describes the structural and functional model of value attitude to heroic traditions. It marks the functions that show the connection of value attitude to heroic traditions and a pupil's personality. The components of the personal phenomenon are found out: cognitive and assessing, emotional and meaningful, activity.

Key words: heroism, heroic traditions, value, value attitude.

(Статья поступила в редакцию 03.06.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.