Научная статья на тему 'Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия'

Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ДИАЛОГ / SPIRITUAL EDUCATION / VALUES / SENSE / VALUES OF ORTHODOX CULTURE / INTERACTION / VALUE-MEANING INTERACTION / ASSIGNMENT OF VALUES / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна, Сиротина Елена Арнольдовна

В статье теоретически обоснованы содержательные и процессуальные характеристики ценностно-смыслового взаимодействия в процессе духовного воспитания школьников. В основу решения рассматриваемой в статье проблемы положены аксиологический, культурологический и гуманитарно-ценностный подходы. Авторы исходят из понимания духовного воспитания как ценностносмыслового феномена и рассматривают в качестве важнейшей его составляющей восхождение к ценностям. На основе анализа выводов и положений, сформулированных в философских, богословских, психологических и педагогических исследованиях, уточнены понятия «ценность» и «смысл», конкретизированы научные представления о педагогическом содержании данных категорий. Обоснована целесообразность присвоения ценностей в процессе ценностносмыслового педагогического взаимодействия, в основе которого лежит диалог как способ присвоения ценностей на основе «открытия» в них школьниками культурных смыслов. В качестве участников ценностно-смыслового взаимодействия в рамках диалога рассматриваются педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Обоснована логика организации ценностно-смыслового взаимодействия, представляющая собой единство четырех этапов: подготовительного; этапа предъявления ценности через демонстрацию явления культуры; этапа раскрытия содержания ценности; этапа организации предметной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS: THE ASPECT OF VALUE-SENSE INTERACTION

This article provides theoretical grounds for content and process parameters of value-meaning interaction in the process of spiritual education of school students. This issue is dealt with employing axiological, culturological, humanitiesand value-oriented approaches. The authors proceed following the understanding of spiritual education as a value-sense phenomenon and regard the ascent to values as its essential component. Based on the analysis of conclusions and statements formulated in philosophical, theological, psychological and pedagogical studies, the authors specify the notions of “value” and “sense”, elaborate scientific views as to the pedagogical content of these categories. The article provides grounds for assigning values in the process of value-meaning pedagogical interplay, the underlying principle of which is the dialogue as means of assigning values based on school students’ “discovery” of cultural meanings in them. The following participants of the value-meaning interaction within the dialogue are considered: the teacher, the students and the culture, the phenomenon of which makes up the content of the dialogue. The article provides grounds for the logic of organising value-meaning interaction, which is an integration of four stages: preliminary stage; the stage of presenting the value by means of demonstrating a cultural phenomenon; the stage of disclosing the content of the value; the stage of organising subject activity of school students.

Текст научной работы на тему «Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2017. Вып. 47. С. 32-43

Соловцова Ирина Афанасьевна, д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 21 irina_solovcova@mail.ru

Сиротина Елена Арнольдовна, зам. директора по научно-методической работе муниципального учреждения дополнительного образования

-.Центр "Истоки" Волгограда:

Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32 sea_sirotina@mail.ru

Духовное воспитание школьников:

АСПЕКТ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье теоретически обоснованы содержательные и процессуальные характеристики ценностно-смыслового взаимодействия в процессе духовного воспитания школьников. В основу решения рассматриваемой в статье проблемы положены аксиологический, культурологический и гуманитарно-ценностный подходы. Авторы исходят из понимания духовного воспитания как ценностно-смыслового феномена и рассматривают в качестве важнейшей его составляющей восхождение к ценностям. На основе анализа выводов и положений, сформулированных в философских, богословских, психологических и педагогических исследованиях, уточнены понятия «ценность» и «смысл», конкретизированы научные представления о педагогическом содержании данных категорий. Обоснована целесообразность присвоения ценностей в процессе ценностно-смыслового педагогического взаимодействия, в основе которого лежит диалог как способ присвоения ценностей на основе «открытия» в них школьниками культурных смыслов. В качестве участников ценностно-смыслового взаимодействия в рамках диалога рассматриваются педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Обоснована логика организации ценностно-смыслового взаимодействия, представляющая собой единство четырех этапов: подготовительного; этапа предъявления ценности через демонстрацию явления культуры; этапа раскрытия содержания ценности; этапа организации предметной деятельности школьников.

Понятие «ценности» — одно из основных в современной теории духовного воспитания. Духовное воспитание как педагогически организованный процесс присвоения человеком ценностей рассматривается в трудах Е. В. Бондаревской (ценности культуры), Т. И. Власовой (экзистенциальные ценности), Л. М. Лузи-

И. А. Соловцова, Е. А. Сиротина

ной (ценности, составляющие основу бытия человека), Н. Е. Щурковой (нравственные ценности). Однако педагогические способы присвоения школьниками ценностей в процессе духовного воспитания в настоящее время недостаточно обоснованы. Это обусловлено, с одной стороны, неполной определенностью в понимании категорий «ценность» и «смысл» в педагогической науке, с другой — ориентацией современной педагогики преимущественно на традиционные методы, средства, формы воспитания. Потребность в разработке и обосновании педагогических средств, адекватных ценностно-смысловой природе духовного воспитания, одним из которых является ценностно-смысловое взаимодействие на основе диалога, обусловливает актуальность представленной в статье проблематики.

Цель настоящего исследования заключается в обосновании теоретических основ и механизма ценностно-смыслового взаимодействия педагога и учащихся в процессе духовного воспитания. В основу исследования положены идеи В. А. Беляевой, И. А. Колесниковой, Л. М. Лузиной о духовном воспитании как ценностно-смысловом феномене и о диалоге как универсальном способе воспитания, разрабатываемые в рамках гуманитарно-целостного подхода (данный подход предполагает интеграцию научного и вненаучного, в том числе богословского, знания); положение о ценностях как одном из феноменов, определяющих духовное развитие человека (А. В. Кирьякова, Л. П. Разбегаева), обоснованное в рамках аксиологического подхода; выводы представителей культурологического подхода (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко) о культуре как контексте духовного воспитания и о роли педагога как посредника между ребенком и культурой.

Ключевой проблемой в определении сущности ценностно-смыслового взаимодействия становится определение оснований существования ценностей. В современной аксиологии, психологии, в рамках ценностного подхода в педагогике отмечается многообразие понимания категории «ценность». Кроме того, нередко наблюдается отождествление таких понятий, как «ценности», «ценностные ориентации», «ценностные установки». Поэтому определение характеристик ценностей с учетом специфики предмета педагогической науки весьма актуально.

Проблема ценностей междисциплинарна и исследуется с разных позиций. Значимую роль в понимании природы ценности играет вненаучное (Л. М. Лузина) знание — богословское и философское. По этой причине для успешного решения задач нашего исследования необходимо рассмотреть богословское, философское, психологическое и педагогическое понимание ценностей.

Как в философии, так и в педагогике существует понимание ценностей как принадлежности субъективного мира человека: «Ценностью для человека является то, что представляется ему наиболее значимым, или то, что он считает для себя благом, а не злом»1. Здесь, на наш взгляд, происходит смешение двух понятий: «объективно существующие ценности» и «индивидуальная система ценностей»; последнее понятие становится близким по значению к такому понятию, как «ценностные ориентации».

1 Розина О. В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога. URL: http://www.portal-slovo.ru/p edagogy/39770.php

В гуманистической аксиологии наличествует представление о том, что ценности сами по себе не существуют. Ценности представляют собой особого вида реальность, которая, с одной стороны, связана с действительностью (ее основой могут быть любые материальные и идеальные объекты, продукты человеческого творчества), а с другой стороны, полностью порождается разного рода деятельностью человека и в этом аспекте имеет антропогенный характер.

Разделяя тезис об антропогенном характере ценностей, мы считаем существенно важным дополнить его, с одной стороны, указанием на основу, содержащуюся (с точки зрения христианского взгляда на мир) в самой природе явлений внешнего мира (и материального, и идеального). Эта основа позволяет человеку вырабатывать отношение к явлениям мира как к ценностям и действовать в мире сообразно этому отношению. С другой стороны, необходимо установить причину, по которой человек способен к ценностной ориентации относительно внешнего мира.

Базой, позволяющей рассматривать явления мира как ценности, является учение о логосной основе мира. Слово «логос» многозначно: в греческом языке оно означает: 1) слово (сказанное, не грамматическое); речь, изречение; условие, договор; рассказ, история, сочинение; положение в философском учении; дело; 2) счет (число); соотношение, пропорция, соразмерность; вес (перен.); забота (перен.); 3) разум, разумное основание, причина, смысл, понятие2. Развивая святоотеческое учение, В. В. Зеньковский сближает понятия «логос» и «идея» как обозначения Божией мысли о твари и утверждает существование особой «софийной» сферы идей, присущих одновременно Богу и миру: «Идеи в мире есть либо "отражение" божественных идей, либо вхождение в тварное бытие идей Божиих. Божественные идеи вечны по своей природе; входя в мир, "живя" в мире, они сохраняют это качество вечности, но, с другой стороны, жизнь идей в мире подчинена судьбам мира. Как раз именно в акте творения вечные божественные идеи, "засеменяя" тварное бытие, живут с этого момента нераздельной от мира жизнью»3. Принятие учения о божественных идеях — логосах — как основании мира не оставляет места допущениям в изначальном бытии в мире зла, несовершенства, недостаточности. Соответственно, все феномены мира — и уже явные в самом акте творения, и разворачивающиеся позднее во времени в соответствии с заложенными при творении божественными идеями (в частности, духовные, нравственные ориентиры бытия человека), — содержат в себе объективные основания для того, чтобы быть ценностями. Ценности всегда позитивны: в качестве ценности может быть рассмотрено Добро, но не зло; ценностью может выступать Красота, но не без-образие (отсутствие в человеке образа Божия). Поэтому встречающиеся в средствах массовой коммуникации выражения типа «сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения,

2 См.: Древнегреческо-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.; С. И. Соболевский, ред. М., 1958. Т. 1. С. 1034.

3 Зеньковский В. В. Основы христианской философии. URL: http://www.agnuz.info/tl_files/ library/b ooks/Zenkovskiy/p age12.htm

расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека»4 некорректны. В отношении феноменов, несущих в себе разрушение, отрицание, зло и соотносящихся с понятием «темной» духовности, следует использовать другие термины, например, антиценности или псевдоценности.

В процессе своего исторического существования человечество при помощи данных Творцом познавательных способностей открывает заложенные в мире закономерности, формируя определенную систему законов и идей. Эта система, в свою очередь, находит свое отражение в произведениях человеческого творчества в разных сферах общественной жизни, вся совокупность которых и является собственно культурой, в которой ценности могут пониматься и как само оцениваемое явление, и как образец, с которым это явление сравнивается, и как отношение соответствия явления и образца.

С этой точки зрения представляется не вполне корректным общепринятое деление ценностей на материальные и духовные. Скорее, материальные предметы можно считать носителями духовных ценностей, духовные ценности могут находить свое выражение в материальных предметах — произведениях искусства, предметах религиозного культа и т. п., а также в идеях, теориях и пр., т. е. в том, что традиционно называют духовной культурой. Человеческие поступки, отношения между людьми также неразрывно связаны с духовными ценностями. Мир духовных ценностей непосредственно включен в процесс духовного воспитания. Поскольку ценность — принадлежность духовного мира, духовные ценности могут «просматриваться» за любыми явлениями природы и феноменами культуры. Поскольку ценности — идеальные структуры и предъявить их учащимся непосредственно, «в чистом виде», невозможно, перед педагогом встает задача отбора таких объектов материального мира (феноменов культуры в широком ее понимании), которые наилучшим образом раскрывали бы содержание ценности. Выбор таких объектов определен конкретными условиями воспитательного взаимодействия и особенностями его субъектов.

Особенности ценностей, находящих «воплощение» в православной культуре, состоят не в том, что в православии существует какой-то особый перечень ценностей, принципиально отличающихся от ценностей других конфессий или ценностей нерелигиозных сообществ (речь не идет о сообществах, ориентированных на антиценности или псевдоценности), а в их иерархии и содержательном «наполнении». Так, в гражданском обществе истина, безусловно, признается ценностью. Однако при этом понимание истины либо связано с точным, обоснованным, логически и экспериментально доказанным знанием об объективной действительности («научная истина»), либо употребляется в значении «правда» как соответствие каких-либо утверждений реальным фактам. В православии же Истина — одно из имен Бога. Христос говорит о Себе: «Я — Путь, и Истина, и Жизнь». Поэтому для православного христианина истина состоит в приближении к Богу (оббжении), а истинное знание всегда богооткровенно.

В психологии существуют различные понимания категории «ценность». Так, психологический словарь определяет ценность как «любой объект (в том числе и

4 В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.pravmir. ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/

идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса)»5. В данном определении акцент ставится на объективную природу ценности, на ее изначальную внеположенность по отношению к субъекту. С другой стороны, С. В. Васильева отмечает, что «исследователи рассматривают ценности как некий высший уровень в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека»6, что подчеркивает психологическую природу ценностей, которые могут быть рассмотрены либо как особые личностные структуры в аспекте сознания, мотивации, либо как субъективные концепции ценностей.

По мнению Д. А. Леонтьева, понимание ценности как исключительно порождения сознания, т. е. смешение понятий «ценность» и «ценностные представления», некорректно, поскольку соответствующие образования в сознании представляют собой рефлексивные представления об объективно существующих ценностях. По утверждению Д. А. Леонтьева, в психологии «сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов»7. Данные формы находятся во взаимодействии, при котором идеалы через восприятие их в ценностно-смысловую структуру личности отдельного человека побуждают его к деятельности определенного характера, порождающей, в свою очередь, результаты в виде явлений культуры: поступков, учреждений общественной жизни, произведений материального мира, произведений искусства и т. д., служащих для других людей, в свою очередь, новыми источниками восприятия идеалов.

Когда речь идет о присвоенных человеком ценностях, используются такие термины, как «индивидуальная система ценностей», «ценностные ориентации». Категория ценностных ориентаций служит психологическим основанием построения ценностно-смыслового взаимодействия. Сформированность ценностных ориентаций выступает главным признаком совершившегося присвоения ценности: «Ценностные ориентации включают в себя и ценностное отношение как переживание значимости объекта, и ценностную установку в качестве осознания своей оценки объекта и готовности действовать по отношению к нему в соответствии с имеющейся системой ценностей»8. И. А. Сурина выделяет в системе ценностных ориентаций три структурных элемента: когнитивную подсистему, представляющую собой совокупность знаний, суждений, убеждений,

5 Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=

1098

6 Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/ zennosti

7 Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 15.

8 Коротаева А. С. Полидисциплинарный подход к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций. URL: http://mir.spbu. ru/index.php?option=com_k2&view=item& id=63:mns-15-5-11&Itemid=32&tmpl=component&print=1

связанных с той или иной ценностью; эмотивную — систему чувств, эмоциональных оценок; поведенческую — систему определенных действий, последовательное поведение по отношению к ценности9. Формирование ценностных ори-ентаций является и целью, и собственно содержанием ценностно-смыслового взаимодействия, и, следовательно, последнее должно быть выстроено таким образом, чтобы в нем реализовались все три указанные подсистемы ценностных ориентаций.

Ценности характеризуют бытие человека на духовном уровне. Духовный уровень бытия человека в современной психологической и педагогической литературе именуется ценностно-смысловым. Таким образом, в современной отечественной педагогике с понятием ценности тесно связано понятие «смысл». Эту связь подчеркивает, в частности, М. Л. Гольденберг, обращая внимание на то, что ценности и смыслы образуют единую систему: что не имеет ценности, то бессмысленно10. Изначально же понятие «смысл» выступает в единстве с понятием мысли: что непонятно, то бессмысленно. Следовательно, смыслы связаны, с одной стороны, с внутренним миром самого человека, с другой — с окружающим человека объективно существующим миром, в том числе с миром ценностей и с культурой как «миром воплощенных ценностей». Д. А. Леонтьев, понимая под смыслом выражение отношения мотива к цели11, также отмечает в феномене смысла связь субъективного и объективного. Б. С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни»12. Следовательно, смыслы можно рассматривать как идеальные связи, отражающие реальные отношения, в которые субъект вступает с феноменами материального или духовного мира в процессе жизнедеятельности. С точки зрения православного миропонимания критерием истинности смыслов служат идеи и законы, которые заложены при сотворении мира и человека Создателем.

Таким образом, под ценностью целесообразно понимать явление духовного и/или материального мира, воспринятое человеком в собственную ценностно-смысловую сферу через понимание и приятие заложенного в нем содержания, субъектно значимое, пережитое эмоционально, а также реализуемое в качестве жизненного деятельностного ориентира.

Множественность смыслов проистекает из индивидуальных особенностей каждого человека; из своеобразия конкретно-исторической формы культуры, носителем которой является этот человек; из той ступени духовного развития, на которой человек находится, — «вектора духовного развития и меры предпочтения ценностей»13; из сложности, многоаспектности содержания каждой цен-

9 См.: Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 163.

10 См.: ГольденбергМ. Л. Организация смыслотворческой деятельности старшеклассников в процессе освоения национально-регионального компонента содержания образования. Петрозаводск, 2005. С. 17.

11 См.: Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. С. 423-424.

12 Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. С. 89.

13 Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. М., 2012. С. 76-77.

ности; из особенностей конкретной экзистенциальной ситуации, проживаемой человеком.

Ценностно-смысловая сфера человека формируется во взаимодействии со всей совокупностью реальности ценностей через формирование особого рода системы отношений к ним. Эта система подразумевает установление уровневых связей ценностей в ценностно-смысловой сфере личности и выстраивает эти уровни в определенную иерархию. Необходимо подчеркнуть, что ценностно-смысловая сфера личности формируется в обязательном порядке, в том числе стихийно, под воздействием окружающей ребенка среды. Целенаправленно же ценностно-смысловая сфера ребенка складывается в процессе ценностно-смыслового взаимодействия.

Смыслы не могут быть навязаны или усвоены, они могут быть найдены, обнаружены в процессе особого рода духовной деятельности, которую исследователи именуют смыслопоисковой, смыслообразующей, смыслопорождающей, смыслотворческой. Следовательно, в процессе целенаправленно организованного педагогом взаимодействия школьников с явлениями культуры, в ходе которого предполагается присвоение учащимися ценностей, необходимо создать условия для стимулирования духовной деятельности детей, направленной на обнаружение смыслов, заключенных в определенных ценностях. В процессе такой деятельности ценности наполняются для детей определенным субъективным содержанием, выстраивается система смысловых связей с миром ценностей, определяется значимость каждой ценности для своего бытия. Выражением этой деятельности становится диалог, в том числе и внутренний. На диалогическую природу смыслообразующей деятельности обращал внимание М. М. Бахтин: «Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла... Смысл потенциально бесконечен, но актуализироваться он может, лишь соприкоснувшись с другим (чужим) смыслом»14. Важно, чтобы смысловые связи, возникающие у школьников в процессе целенаправленно организованного педагогом диалога, не были искаженными, а при всем их многообразии отражали подлинное содержание ценности.

Смысловые связи могут искажаться в силу двойственной природы духовности (как объективно существующего духовного мира, так и внутреннего мира самого человека). С точки зрения православия человек в своем духовном бытии может быть обращен как к миру ценностей, так и к антиценностям. «Светлая», позитивная духовность ориентирована на ценности, в первую очередь на абсолютные ценности — Истину, Добро, Красоту; «темная», негативная духовность — на их антиподы: ложь как искажение подлинно человеческих отношений между людьми, крайними выражениями которого являются предательство, использование чужого доверия в корыстных целей, удовлетворение собственных амбиций за счет других людей; зло; без-образие как отсутствие в человеке образа Божия. Поэтому для педагога важно учитывать не только наличие или отсутствие у воспитанника стремления к поиску смыслов, но и направленность духовных исканий.

14 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 243.

38

Ценностно-смысловое взаимодействие, вслед за А. Н. Леонтьевым, может быть рассмотрено как единство общения и деятельности. В. Я. Ляудис также указывает на существование системы межличностных отношений, в которой протекает совместная деятельность педагога и учащегося, и утверждает обусловливающий характер этой системы отношений: «Определенная система межличностных отношений, в которую включена учебная деятельность, <...> детерминирует определенные возможности и границы порождения психических новообразований в процессе учения»15. По утверждению В. Я. Ляудис, сами эти отношения также носят изменяющийся характер, их динамика характеризует направление развития совместной деятельности в целом. Более того, при правильной организации взаимодействия сами эти отношения становятся особым предметом освоения.

Основной тенденцией в современных представлениях о педагогическом взаимодействии является осознание необходимости субъект-субъектного характера отношений между учеником и учителем, обеспечение ученику активной субъектной позиции, в основе которого лежит диалог. При ценностно-смысловом взаимодействии диалог имеет свою специфику, поскольку помимо учителя и ученика в нем участвует третий «субъект» — культура как источник ценностей. Подтверждение особого места феномена культуры в диалоге мы находим в идеях М. М. Бахтина, осмысленных в дальнейшем Г. С. Батищевым, А. У. Харашем: «Дело обстоит вовсе не так, что, действуя относительно каких-то "несубъективных" объектов, человек еще и общается ("одновременно", "параллельно") с другими людьми: человек находит предмет своей деятельности среди людей и нигде более. И наоборот: предмет деятельности есть путеводная звезда, которая приводит человека к другим людям»16. Единство истины, обретаемое в том или ином феномене, не означает единства сознания о нем, а следовательно, не означает и единственности смысла. Возможность извлечения разных смыслов при рассмотрении одного феномена и создает ту «разность потенциалов», которая позволяет осуществиться подлинному диалогу в процессе взаимодействия. Для педагога, выстраивающего ценностно-смысловое взаимодействие на основе диалога, естественна позиция толкователя культуры, модератора, посредника между культурой и учеником, объединяющего, иерархизирующего, систематизирующего извлекаемые смыслы в соответствии с изучаемой культурной традицией. Отсюда становится ясно, насколько важно, чтобы педагог сам был полноценным носителем изучаемой культуры (религиозной, в частности).

Основной характеристикой ценностно-смыслового взаимодействия служит информационное равноправие педагога и детей перед предъявляемыми феноменами культуры. В процессе взаимодействия осуществляется переход ребенка с помощью педагога от поверхностных и очевидных к более глубоким смыслам явлений культуры.

15 Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. URL: http://www.bsu. ru/content/page/1415/hec/aismontas/ch8_4.html

16 Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцев, сост. М., 1995. С. 219.

Таким образом, ценностно-смысловое педагогическое взаимодействие — такое взаимодействие ребенка, педагога и явления идеального и/или материального мира, в котором через диалогическое прояснение смыслов создаются условия для приятия данного явления в качестве ценности.

Тезис о различении разных форм ценностей проясняет педагогический механизм присвоения ценностей, происходящего в процессе педагогического ценностно-смыслового взаимодействия: через анализ предметного воплощения идеала (явления культуры) открываются заложенные в нем смыслы, т. е. идеал, который становится регулятивом поведения субъекта и, в свою очередь, определяет новый характер и результаты деятельности последнего. На этом механизме и основана логика деятельности педагога по созданию условий для присвоения школьниками ценностей, предполагающая реализацию четырех этапов. При этом этапы деятельности педагога соотнесены с этапами духовной и практической деятельности учащихся по присвоению ценностей.

Первый этап — подготовительный. Данный этап включает создание эмоционального настроя на восприятие ценности и актуализацию знаний о ценности и ее отображениях в мире культуры. Для создания эмоционального настроя можно использовать видеоряд, музыкальное произведение или его фрагмент, произведение изобразительного искусства, стихи, «минуту красоты», представляющую собой единство видеоряда и музыкального ряда, элементы оформления пространства взаимодействия, «минуту тишины», позволяющую подчеркнуть серьезность происходящего. С целью актуализации знаний используются проблемные вопросы и проблемные задания, вопросы рефлексивного характера, обращенные к жизненному опыту учащихся, работа с высказыванием, связанным с определенной ценностью.

Второй этап — этап предъявления ценности через демонстрацию явления культуры. Демонстрация явления культуры может быть организована как традиционным способом (чтение текста, рассказ педагога), так и с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. На этом этапе каждый школьник понимает явление культуры и лежащую в его основе ценность исходя из собственного жизненного опыта. Педагогу следует учитывать тот факт, что жизненный опыт, в том числе и опыт религиозно-православной жизни, у всех школьников разный, а потому каждый из них обнаружит в ценности свои собственные смыслы, иногда искаженные. Поэтому педагогу необходимо в процессе ценностно-смыслового диалога выяснить, как учащиеся поняли увиденное или услышанное, насколько происходящее эмоционально захватило их, обратили ли они внимание на значимые с точки зрения предъявляемой ценности аспекты содержания.

Если первый и второй этапы обращены главным образом к эмоциональной сфере школьника, то на третьем этапе — этапе «распредмечивания» ценности (термин Н. Е. Щурковой) главная роль отводится мышлению. Педагог в диалоге со школьниками раскрывает содержание ценности. Важную роль в диалоге играет «смысловая разноголосица», когда учащиеся дают собственную интерпретацию происходящему, раскрывая смыслы, обнаруженные ими в предъявляемой ценности. В такой обстановке школьникам удается дополнить собственное

смысловое видение теми смыслами, которые обнаружили их одноклассники и педагог, обратить внимание на те аспекты содержания ценности, которые они не заметили. Результатом становится ревизия смыслов в разных ее вариантах: некоторые учащиеся впервые открывают для себя само существование определенной ценности, некоторые впервые знакомятся с ее содержанием, некоторые пересматривают свое отношение к ценности, некоторые обогащают свою «смысловую палитру». Следствием ревизии смыслов становится ценностное самоопределение школьника: ребенок либо принимает, либо не принимает предъявленную ценность. Неприятие ценности может выражаться в двух формах: активное неприятие или равнодушие. В любом случае педагогу после проведения диагностики и выявления отношения учащихся к ценности следует продолжать работу по созданию условий для ее присвоения детьми.

На четвертом этапе организуется предметная деятельность детей на основе присвоенной ценности. Согласно представлениям современной психологии (А. Н. Леонтьев) и педагогики (Н. М. Борытко), личностные ценности человека утверждаются и закрепляются в структуре личности в процессе социально ценной и личностно значимой деятельности. Это может быть деятельность по созданию материального продукта либо совершение поступка «на радость и пользу людям» (И. П. Иванов). Создание материального продукта должно быть важно не только для самого школьника, но в первую очередь для тех людей, кому созданные руками детей вещи могут принести радость либо помочь преодолеть какие-либо трудности, решить проблемы. Это обусловлено тем, что важной составляющей духовного воспитания служит восхождение к Другому. Данный этап может быть отсрочен во времени, но школьники должны понимать его связь с определенной ценностью.

Данная методика присвоения ценностей в процессе ценностно-смыслового взаимодействия имеет универсальный характер и может быть реализована в учебно-воспитательном процессе в организациях основного и дополнительного образования. Учет возрастных особенностей школьников осуществляется главным образом через отбор содержания взаимодействия и через формулировки вопросов для диалога.

Ключевые слова: духовное воспитание, ценности, смыслы, ценности православной культуры, взаимодействие, ценностно-смысловое взаимодействие, присвоение ценностей, диалог.

Список литературы

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

В России утвержден список духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.pravmir.

ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/ Васильева С. В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/ zennosti

Гольденберг М. Л. Организация смыслотворческой деятельности старшеклассников в процессе освоения национально-регионального компонента содержания образования. Петрозаводск, 2005.

Древнегреческо-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.; С. И. Соболевский, ред. М., 1958. Т. 1. С. 1034.

Зеньковский В. В. Основы христианской философии. URL: http://www.agnuz.info/tl_files/

library/books/Zenkovskiy/page12.htm Коротаева А. С. Полидисциплинарный подход к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций. URL: http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_ k2&view=item&id=63:mns-15-5-11&Itemid=32&tmpl=component&print=1 Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. URL: http://www.bsu.

ru/content/page/1415/hec/aismontas/ch8_4.html Психологический словарь. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098 Розина О. В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога.

URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php Сурина И. А. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162164.

Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцев, сост. М., 1995. С. 216-227. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе. М., 2012.

St. Tikhon's University Review. Solovtsova Irina,

Series IV: Pedagogy. Psychology. Doctor of Sciences in Education, Professor,

2017. Vol. 47. P. 32—43 Volgograd State Social-Pedagogical University

27 Lenina Prospect, Volgograd, 400066, Russian Federation irina_solovcova@mail.ru

Sirotina Elena, Volgograd Educational Centre "Istoki" 32 Lenina Prospect, Volgograd, 400066, Russian Federation sea_sirotina@mail.ru

Spiritual Education of School Students: The Aspect of Value-Sense Interaction

I. Solovtsova, E. Sirotina

This article provides theoretical grounds for content and process parameters of value-meaning interaction in the process of spiritual education of school students. This issue is dealt with employing axiological, culturological, humanities- and value-oriented approaches. The authors proceed following the understanding of spiritual education as a value-sense phenomenon and regard the ascent to values as its essential component. Based on the analysis of conclusions and statements formulated in philosophical,

theological, psychological and pedagogical studies, the authors specify the notions of "value" and "sense", elaborate scientific views as to the pedagogical content of these categories. The article provides grounds for assigning values in the process of value-meaning pedagogical interplay, the underlying principle of which is the dialogue as means of assigning values based on school students' "discovery" of cultural meanings in them. The following participants of the value-meaning interaction within the dialogue are considered: the teacher, the students and the culture, the phenomenon of which makes up the content of the dialogue. The article provides grounds for the logic of organising value-meaning interaction, which is an integration of four stages: preliminary stage; the stage of presenting the value by means of demonstrating a cultural phenomenon; the stage of disclosing the content of the value; the stage of organising subject activity of school students.

Keywords: spiritual education, values, sense, values of Orthodox culture, interaction, value-meaning interaction, assignment of values, dialogue.

References

Bahtin M. M., Estetika slovesnogo tvorchestva, Moscow, 1979.

Bratus' B. S., Anomalii lichnosti, Moscow, 1988.

V Rossii utverzhden spisok duhovno-nravst-vennyh cennostej, available at: http://www. pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey

Vasil'eva S. V., K probleme cennostej v psihologii, available at: http://humanpsy.ru/vasilieva/ zennosti

Gol'denberg M. L., Organizacija smyslo-tvorcheskoj dejatel'nosti starsheklassnikov v processe osvoenija nacional'no-regional'nogo komponenta soderzhanja obrazovanja, Petrozavodsk, 2005.

Dvoreckij I. H., Sobolevskij S. I., eds., Drevne-grechesko-russkj slovar', Moscow, 1, 1958, 1034.

Harash A. U., Lichnost', soznanie i obshhenie: k obosnovaniju intersub'ektivnogo podhoda v issledovanii kommunikativnyh vozdejst-vij, in: Hrestomat j a po pedagogicheskoj psihologii, Moscow, 1995, 216-227.

Korotaeva A. S., Polidisciplinarnyj podhod k opredelenju ponjatj cennostej i cen-nostnyh orientacj, available at: http:// mir.spbu.ru/index.php?option=com_ k2&view=item&id=63:mns-15-5-11&Item id=32&tmpl=component&print=1

Leont'ev D. A., "Cennostnye predstavlenij a v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmenenja vo vre-meni", in: Psihologicheskoe obozrenie, 1, 1998, 13-25.

Leont'ev D. A., Psihologja smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti, Moscow, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ljaudis V. Ja., Struktura produktivnogo ucheb-nogo vzaimodejstvja, available at: http:// www.bsu.ru/content/page/1415/hec/ais-montas/ch8_4.html

Psihologicheskj slovar', available at: http:// psychology.net.ru/dictionaries/psy.html? word=1098

Rozina O. V., Pravoslavnye duhovnye cen-nosti kak mirovozzrencheskij vyborpedagoga, available at: http://www.portal-slovo.ru/ pedagogy/39770.php

Surina I. A., "Cennostnye orientacii", in: Znanie. Ponimanie. Umenie, 4, 2005, 162164.

Shhurkova N. E., Muhin M. I., Zhelanno-va A. V., Novoe vospitanie v novoj shkole, Moscow, 2012.

Zen'kovskjj V. V., Osnovy hristianskoj filosofii, available at: http://www.agnuz.info/tl_files/ library/books/Zenkovskiy/page12.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.