Научная статья на тему 'Развитие креативности студентов университета в процессе обучения иностранному языку'

Развитие креативности студентов университета в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕЗОНАНСНОЕ КРЕАТИВНО-ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / ЦЕННОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / CREATIVITY DEVELOPMENT / UNIVERSITY STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / RESONANCE VALUE-CREATIVE INTERACTION / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SELF-EXPRESSION VALUES / FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Виктория Викторовна

В настоящее время уровень квалификации выпускника вуза в большей степени зависит не столько от уровня знаний, сколько от его профессионального и креативного потенциала. Креативность, являясь неотъемлемым качеством личности каждого человека, в совокупности с накопленным в период обучения в учреждениях высшего образования человеческим капиталом, выступает движущей силой экономического развития и прогресса общества. Важной задачей современного образования является создание условий, при которых раскрывается креативный потенциал преподавателя и студента. Лингвистическая креативность позволяет личности извлекать, накапливать и использовать новые знания по иностранному языку, способствующих его самореализации. Развитие креативности происходит в процессе обучения иностранному языку при создании следующих условий: языковой уровень не ниже базового, наличие креативных умений; дружелюбная атмосфера; креативный преподаватель. Креативный процесс в университетской образовательной среде будет эффективным при условии, если между преподавателем и студентами осуществляется целенаправленный обмен компетенциями и ценностями. Креативный преподаватель иностранного языка, способный мыслить и решать проблемы нестандартно, готовый к новым знаниям и поиску, толерантно относящийся к риску, ошибкам и ситуации неопределенности, выступает своеобразной моделью креативности для студента. Развитие ценностных ориентаций на творчество, самовыражение и получение новых знаний способствуют достижению высокого уровня креативности и самореализации студента в образовательной среде университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of a future specialist’s training is determined not only by the knowledge level, but by professional and creative potential as well. Creativity as the distinctive human feature, knowledge and competences, human capital accumulated during student’s training in educational institutions serve as a driving force for economic development and society progress. One of the key tasks of modern education is to create conditions for the successful development of students and teachers’ creative potential. Linguistic creativity enables a person to disclose, accumulate and use the knowledge of a foreign language thus enhancing self-realization. To develop students’ creativity during foreign language learning there should be certain conditions namely, friendly atmosphere, creativity model (teacher), general knowledge of a foreign language and creative skills. The success of an educational creative process depends on how well the exchange of values and competences between a teacher and students take place. To develop students’ creativity, a teacher should serve as a model and be ready for discoveries and getting new knowledge, to think out of box, to solve problems creatively, to take risk, and be tolerant to mistakes and uncertainty. The sustainable value orientations toward cognition, creativity, and self-expression make educational process more purposeful; help to avoid motivational conflict, to achieve high level of student’s creativity and self-development in creative educational activity.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности студентов университета в процессе обучения иностранному языку»

УДК 378.015

Мороз В.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: victoria_moroz@mail.ru

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В настоящее время уровень квалификации выпускника вуза в большей степени зависит не столько от уровня знаний, сколько от его профессионального и креативного потенциала. Креативность, являясь неотъемлемым качеством личности каждого человека, в совокупности с накопленным в период обучения в учреждениях высшего образования человеческим капиталом, выступает движущей силой экономического развития и прогресса общества. Важной задачей современного образования является создание условий, при которых раскрывается креативный потенциал преподавателя и студента. Лингвистическая креативность позволяет личности извлекать, накапливать и использовать новые знания по иностранному языку, способствующих его самореализации.

Развитие креативности происходит в процессе обучения иностранному языку при создании следующих условий: языковой уровень не ниже базового, наличие креативных умений; дружелюбная атмосфера; креативный преподаватель.

Креативный процесс в университетской образовательной среде будет эффективным при условии, если между преподавателем и студентами осуществляется целенаправленный обмен компетенциями и ценностями. Креативный преподаватель иностранного языка, способный мыслить и решать проблемы нестандартно, готовый к новым знаниям и поиску, толерантно относящийся к риску, ошибкам и ситуации неопределенности, выступает своеобразной моделью креативности для студента. Развитие ценностных ориентаций на творчество, самовыражение и получение новых знаний способствуют достижению высокого уровня креативности и самореализации студента в образовательной среде университета.

Ключевые слова: развитие креативности, студенты университета, ценностные ориентации, резонансное креативно-ценностное взаимодействие, образовательная среда университета, ценности самовыражения, изучение иностранного языка.

Ментальные приоритеты наряду с жизненными ценностями и идеалами, напрямую зависят от образовательного потенциала общества и определяют особенности образовательной деятельности в том или ином социуме. В настоящее время как никогда ранее важно уделять повышенное внимание сфере образования, а не погружаться исключительно в решение социально-экономических проблем, не оставлять без внимания, поскольку воспитание человека, способного плодотворно работать и жить в условиях жесткой рыночной экономики и конкуренции в различных сферах человеческих отношений.

Креативность, являясь неотъемлемым качеством личности каждого человека, в совокупности с накопленным в период обучения в учреждениях высшего образования человеческим капиталом, выступает движущей силой экономического развития и прогресса общества. Опережающая роль системы образования заключается в стимулировании и развитии креативности, которая перестала быть роскошью в профессиональной и повседневной деятельности.

Неподдельный интерес исследователей к проблеме креативности, креативной деятельности, развитию креативной личности неизменно растет в связи с перманентными преобразованиями, происходящими в глобальном обществе. Количество междисциплинарных исследований [5,7,9,11,17] увеличивается с каждым годом. Многообразные аспекты данной проблемы находят отражение в научных работах различных методологических уровней, и посвящены изучению креативной личности, предпосылкам и особенностям ее развития в креативном процессе, дифференциации творчества и креативности как индивидуального качества [10,12,15,16].

Анализ ценностей образования нового времени, к которым можно отнести инициативность личности и ее стремление к получению и продуцированию новых знаний, готовность и способность к креативной деятельности в различных сферах, сотрудничество, высокую социальную активность и компетентность в процессе межличностного взаимодействия, креативность, критическое мышление, информационную грамотность, позволяет сделать вывод о том, что одной из ключевых задач си-

стемы образования сегодня является развитие креативности.

Отечественные исследователи трактуют «творчество» как источник и механизм движения, атрибут материи (Я. А. Пономарев); созидание нового, в том числе и во внутреннем мире субъекта (Л.С. Выготский); создание оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн); выход за пределы наличной ситуации или имеющихся знаний. (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин). В западной научной мысли термином «креативность» принято обозначать способности личности создавать новые понятия и формировать новые навыки.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, считать ли креативность характеристикой, унаследованной лишь немногими людьми, или имманентным качеством, присущим любому человеку в той или иной мере. Тем не менее, в современной психологии точка зрения о том, что все люди обладают творческими способностями, становится все более популярной. Индивидуальность личности складывается из его личных качеств, присущего ему типа мышления и творческих способностей. Мы считаем, что креативность являясь имманентным качеством личности, поддается развитию при создании определенных условий в процессе обучения.

Общеизвестно, что иерархия ценностей определяет поведение человека, его выбор, например, информации, так как из всего массива он выбирает только ту, которая не вносит диссонанс во внутренний мир человека, не заставляет человека поступать против своих убеждений. Очевидно, что избыточно инертный характер ценностной системы может проявляться как косность, неумение адаптироваться к изменяющейся действительности, в то время как чрезмерная подвижность и неустойчивость выражается в отрицании личностью общепринятых норм. На наш взгляд, креативность студентов выступает аксиологическим ресурсом модернизации университетского образования, отражая ценностное отношение личности к самореализации, творчеству и познанию. Формирование готовности студентов отвечать на вызовы изменяющегося мира, нешаблонно решать сложные задачи напрямую зависит от устойчивости

ценностных ориентаций на самовыражение, коммуникацию и взаимодействие и развитие креативности.

Ценности и ценностные ориентации преподавателя и студентов согласуются с идеалом, формируя ценностную иерархию жизненных целей, от которых зависит развитие креативности. Жизненный идеал, как образ будущего, состоящий не только из образа желаемого будущего, но и образа идеального «Я», отличающийся от реального «Я», лежит на вершине иерархии ценностных ориентаций. Расхождение между двумя этими образами стимулирует личность к непрерывному движению к поставленной цели. На наш взгляд, креативность тесно взаимосвязана с ценностными ориентациями, так как именно ценностное отношение к познанию, получению образования в течение жизни, стимулирует развитие стабильной внутренней мотивации, столь необходимой для создания креативных продуктов. Благодаря устойчивым ценностным ориентациям неизбежное состояние фрустрации, тревоги и страха, возникающее при решении задачи и проблемы можно преодолеть и добиться успеха.

В процессе обучения субъект-субъектные отношения раскрываются в том, что преподаватель и студент являются равноправными активными участниками учебной деятельности. В этой связи, считаем целесообразным отметить, что эффективность учебного процесса достигается при возникновении резонансного креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель-студент-группа». Данное взаимодействие происходит при гармоничном совпадении внешних условий образовательной среды и внутренних потребностей субъектов процесса обучения, когда индивидуальные особенности и креативные способности каждого субъекта раскрываются в полной мере, совместная деятельность обогащается знаниями, опытом и взаимными ценностями, что, в конечном счете, приводит к созданию креативного образовательного продукта. Мы считаем, что совпадение ценностей субъектов образовательного процесса: университетской корпоративной культуры, преподавателей и студентов в процессе эмоционально насыщенной, мотивационно заряженной продуктивной учебно-познавательной деятельности обусловливает изменение харак-

Педагогические науки

тера резонансного креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель - студент - группа» от репродуктивного к креативно-ценностному, от индивидуального к коллективному.

Креативный процесс в образовательной среде университета напрямую зависит от того обмена ценностями и компетенциями между преподавателем иностранного языка и студентами. Креативный преподаватель иностранного языка, способный мыслить и решать проблемы нестандартно, готовый к новым знаниям и поиску, толерантно относящийся к риску, ошибкам и ситуации неопределенности, выступает своеобразной моделью креативности для студента. Развитие ценностных ориентаций на творчество, самовыражение и получение новых знаний способствуют достижению высокого уровня креативности и самореализации студента в образовательной среде университета.

Перед преподавателем стоит очень сложная и ответственная задача - раскрыть для студентов ценность иностранного языка. Только в случае, когда эти ценности будут присвоены студентом, появится мотивация учебной деятельности.

В настоящее время в психологии доминирует мнение о том, что креативность, в равной степени с остальными способностями, является качеством, присущим любому человеку в большей или меньшей мере. Мы считаем, что для развития креативности в процессе обучения иностранному языку ключевыми являются следующие условия, а именно: дружелюбная атмосфера, преподаватель, представляющий собой модель креативности для студентов, знания иностранного языка; креативные умения.

Не вызывает сомнения тот факт, что создание нового зависит от базовых знаний, и чем разнообразнее они будут, тем более оригинальным и качественным будет продукт деятельности. Знания играют важную роль в креативном процессе, поэтому эффективность и успех деятельности определяется широтой диапазона в различных сферах, так как межпредметные связи обеспечивают гораздо больший спектр возможностей для креативных решений.

Главной миссией образования, начиная со школы, является поддержка исследовательских склонностей учащихся за счет систематического включения заданий, направленных на развитие

различных типов мышления, планирования и реализации продолжительных междисциплинарных проектов, в которых все участники смогут действительно осуществить креативное решение проблем, идентифицироваться со своей работой, что приведет к видимым значимым результатам.

Продуктивность понимания нового материала, соотнесение с имеющимися знаниями, будет более высокой, если преподаватель будет принимать во внимание различные стили усвоения. Креативность преподавателя выражается в планировании материала по иностранному языку, выборе заданий и средств обучения с учетом разных стилей усвоения. Разнообразие содержание, увеличивает вероятность того, что студенты найдут что-то, соответствующее их стилю, а впоследствии смогут расширить свои креативные способности.

Однако, необходимо отметить, что даже самый креативный преподаватель не сможет добиться многого в рамках жесткой, статичной системы, не допускающей открытость и инновации. Познавательная гибкость мышления обусловлена нормативной гибкостью социальной системы, которая создает соответствующие условия для развития способностей и компетенций, необходимых для совершенствования мира, а не только для выживания. Разделяя точку зрения К. Робинсона в том, что креативность уже не является роскошью, прихотью, а представляет собой скорее фундаментальные компетенции личности, чем способности лишь избранных, она является не всегда осознанным вызовом системе образования.

Развитие лингвистической креативности возможно, если в процессе обучения иностранному языку используются игры: от дидактических до ролевых, которые способствуют повышению внутренней мотивации и позволяют превратить изучение языка в увлекательную и интересную деятельность. Благодаря играм развиваются различные типы мышления, самостоятельность, исследовательские навыки. Игра, являясь творчеством, представляет собой явление познавательной активности, способствуя развитию когнитивной потребности. Знания усваиваются и применяются на практике одновременно, что, способствует повышению внутренней мотивации. Познавательный интерес

также в большей степени стимулируется при работе студентов в группе.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации студентами своих креативных способностей, предоставив необходимую информацию, средства и способы поиска знаний о предмете потребности. Наиболее подходящей для активизации креативности является среда, содержащая образцы креативного поведения и его результаты с высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, где неопределенность способствует поиску собственных ориентиров, а не принятию готовых; а многовариантность открывает возможности их нахождения.

С точки зрения Н.А.Бердяева, свобода является одним из необходимых компонентов, открывающих возможность для развития твор-

чества, в котором личность ощущает себя могущественным и самоценным субъектом, возвышающимся над миром. В тот момент, когда человек выходит из ограниченности своего «Я» вспыхивают искры творчества.

Необходимо подчеркнуть, что высокая академическая успеваемость не всегда равнозначна высокому уровню творческой одаренности. По мнению А.Осборна, тот факт, что количество идей переходит в качество, можно считать аксиомой. Логика и математика подтверждают, что количество идей, порождаемых человеком, увеличивают шансы появления удачных креативных, идей, хотя лучшие идеи приходят в голову не сразу. Максимальная реализация креативного потенциала студентов происходит лишь в тех случаях, когда они получают от нее удовольствие и удовлетворение, испытывают неподдельный интерес, когда им бросают вызов.

24.08.2017

Список литературы:

1. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике: монография / А. В. Кирьякова [и др.]. - М. : Дом педагогики, 2008. - 578 с.

2. Инглхарт, Р. Вельцель, К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. — 464 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

3. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности : монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ 2014. - 225 с. ISBN 978-5-904823-12-2

4. Лебедев, М. В. Проблема языковой креативности / М. В. Лебедев // Философские науки. - 2009. - № 8. - С. 79-96.

5. Морозов, А. В. Креативность преподавателя высшей школы / А. В.Морозов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 64-68.

6. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценности. Монография / А.А. Орлов. - Тула: Издательство Туль. gos. ped. Университет им. L.N. Толстой. - 2006. - 228 с.

7. Робинсон, К. Образование против таланта / Робинсон К. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.

8. Amabile, T. M. The social psychology of creativity / T. M. Amabile. -New York : Springer, 1983. - 390 р.

9. Antonites Alexander J. An Action Learning Approach to Entrepreneurial Creativity, Innovation and Opportunity Finding. Pretoria, South Africa. 2003. 194 p.

10. Creativity Theories and Themes : Research, Development, and Practice Mark / A. Runco. - San Diego : Elsevier Inc., 2007. - 492 p.

11. Encyclopedia of Creativity Mark. A. Runco, Steven R. Pritzker. - San Diego : by ACADEMIC PRESS, 1999. - 810 p.

12. Encyclopedia of Giftedness, Creativity, and Talent / Barbara Kerr. - Los Angeles : editor. by SAGE Publications, Inc., 2009. - 530 p.

13. Maley, A., Peachey, N. Creativity in the English language classroom. London, 2015. - p. 180

14. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education. (1999). All Our Futures: Creativity, Culture and Education. London: DFEE.- 243 p.

15. Runco, A. Creativity Theories and Themes : Research, Development, and Practice Mark / A. Runco. - San Diego : Elsevier Inc., 2007. - 492 p.

16. Sternberg, R. The Nature of Creativity / R. Sternberg // Creativity Research Journal. - 2006. - Vol. 18, № 1. - P. 87-98

17. Urban, K. K. Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCT-DP) / K. K. Urban, H. G. Jellen. - Lisse. - Netherlands: Swets&Zeitlinger, 1996. -348 р.

Сведения об авторе:

Мороз Виктория Викторовна, доцент кафедры иностранных языков факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук E-mail: victoria_moroz@mail.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.