Научная статья на тему 'Креативно-ценностное взаимодействие в системе «Музей-школа-вуз»'

Креативно-ценностное взаимодействие в системе «Музей-школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ШКОЛА / МУЗЕЙ / КРЕАТИВНО-ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / SCHOOL / MUSEUM / CREATIVE-VALUE INTERACTION / VALUE ORIENTATIONS / HOLIDAY IN S MUSEUM / HISTORIC RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноходова Мария Викторовна, Мороз Виктория Викторовна

Взаимодействие социальных партнеров государственных и общественных учреждений в вопросах воспитания подрастающего поколения в условиях развития современного образования приобретает особую значимость. Образовательные учреждения должны постоянно сотрудничать с другими субъектами социализации, учитывая в своей работе национальные особенности и традиции. Однако возможности креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза недостаточно изучены. В результате нестандартного креативно-ценностного подхода при формировании ценностных ориентаций обучающихся происходит обмен ценностями, знаниями, идеями, возникает новый оригинальный продукт, посредством смыслов, репрезентированных в музейных артефактах. Образовательный процесс в музее реализуется посредством использования потенциала музейной среды, которая является активным средством образования и воспитания и обладает мощным педагогическим потенциалом. Креативно-ценностное взаимодействие музея, школы и вуза является эффективным инструментом приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. Происходит обогащение личного опыта, воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством методического насыщения сторон процесса и создания новых совместных творческих программ и проектов, которые легко встраиваются в учебный план. Личность реализуется за пределами школы или вуза в музейном городском или виртуальном пространстве в урочное и внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cooperation of social partners government and public organizations in the sphere of a young generation education under the conditions of modern education development is becoming extremely important. Educational institutions should cooperate with other bodies of socialization taking into account national traditions and customs in their work. However the opportunities of creative-value interaction between museum, school and university haven't been thoroughly studied When applying creative-value approach to the problem of schoolchildren’ value orientation formation, the exchange of values, knowledge, and ideas takes place, a new creative product appears due to the meaning acquisition of museum artifacts. Educational process in a museum is of great importance due to the use of the museum environment potential that is the powerful means of education. The creative-value interaction of the museum, school and higher education institution is the effective instrument of familiarizing of students with universal values. There is an enrichment of a personal experience, education of spiritual and moral qualities of the personality by means of methodical saturation of the parties of process and creation of new joint creative programs and projects which are easily built in the curriculum. The personality is implemented outside school or higher education institution in museum city or virtual space in fixed and after hours.

Текст научной работы на тему «Креативно-ценностное взаимодействие в системе «Музей-школа-вуз»»

УДК 378.1

Виноходова М.В., Мороз В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected] ; [email protected]

креативно-ценностное взаимодействие

в системе «музей-школа-вуз»

Взаимодействие социальных партнеров - государственных и общественных учреждений -в вопросах воспитания подрастающего поколения в условиях развития современного образования приобретает особую значимость. Образовательные учреждения должны постоянно сотрудничать с другими субъектами социализации, учитывая в своей работе национальные особенности и традиции. Однако возможности креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза недостаточно изучены.

В результате нестандартного креативно-ценностного подхода при формировании ценностных ориентаций обучающихся происходит обмен ценностями, знаниями, идеями, возникает новый оригинальный продукт, посредством смыслов, репрезентированных в музейных артефактах. Образовательный процесс в музее реализуется посредством использования потенциала музейной среды, которая является активным средством образования и воспитания и обладает мощным педагогическим потенциалом.

Креативно-ценностное взаимодействие музея, школы и вуза является эффективным инструментом приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. Происходит обогащение личного опыта, воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством методического насыщения сторон процесса и создания новых совместных творческих программ и проектов, которые легко встраиваются в учебный план. Личность реализуется за пределами школы или вуза в музейном городском или виртуальном пространстве в урочное и внеурочное время.

Ключевые слова: вуз, школа, музей, креативно-ценностное взаимодействие, ценностные ориентации, музейный праздник, историческая реконструкция.

В современной ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформированы механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему, образованию необходим институт, объединяющий в себе социально значимые ценности прошлого, настоящего и будущего, возрастает потребность в поиске новых и креативных подходов к организации устойчивого взаимодействия и установления субъект-субъектных отношений трех общественных институтов: музея, школы и вуза [4].

Значимость актуализации взаимодействия вуза, школы и музея как социокультурного механизма отражена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», в которой указано, что образовательные учреждения должны постоянно сотрудничать с другими субъектами социализации, учитывая в своей работе национальные особенности и традиции. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. закрепляет значимость социальных партнеров - государственных и общественных учреждений, в вопросах воспитания молодежи [3]. В «Концепции развития музейной деятельности на период до 2020 г.» одним из

приоритетных направлений указывается образовательная деятельность, в которой музей выступает в качестве постоянного партнера учебных заведений всех уровней, обладает возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную образовательную среду, превосходящую по своим качествам школьный класс [5].

Проблема взаимодействия музея с системой образования всегда вызывала бурные дискуссии и неоднозначные суждения относительно целесообразности, эффективности и результативности такого рода деятельности и нашла отражение в трудах А. Гиль, Е. Мастеницы, Б. Столярова, Л. Шляхтиной, М. Юхневич.

Цель статьи: рассмотреть возможности музея в условиях креативно-ценностного взаимодействия со средней и высшей школой.

Теоретический анализ ретроспективы взаимодействия системы образования и музея позволил выделить следующие модели взаимодействия школы и музея: просветительная (конец XIX - начало XX вв.: музей как научно-просветительный центр); политизированная (1917 г. - середина XX в.: музей как проводник политического просвещения и идеологии);

информационная (вторая половина XX в.: музей как культурно-образовательный центр); коммуникативная и аксиологическая модель (конец XX - начала XXI вв.: всестороннее сотрудничество и креативно-ценностное взаимодействие); европейская модель (музей как центр образования); американская модель (музей как игровое пространство) [14].

Экс-президент 1СОМ Жак Перо подчеркивал необходимость совместной работы музеев и образовательных организаций в духе творчества и инноваций [7]. Креативность - это первый шаг к инновациям. В результате нестандартного креативно-ценностного подхода к проблеме формирования ценностных ориентаций обучающихся происходит обмен ценностями, знаниями, идеями, возникает новый оригинальный продукт, посредством смыслов, репрезентированных в музейных артефактах [8].

Специфика содержания креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза определяется особенностями музейного пространства, способного воздействовать на все сферы личности, формировать ценностные установки и мировоззрение [11], [13]. Музейный предмет и музейная среда, являющиеся источниками нового знания, способны вызвать эмоционально-ценностную, эстетическую реакцию, осуществлять передачу культурно-исторического опыта через личное соприкосновение с реальностью истории и культуры, формировать устойчивое ценностное отношение к истории, традициям, героям, идеям, образам прошлого, настоящего и будущего страны [9], [15].

Образовательный процесс в музее происходит в результате целенаправленной деятельности всех его субъектов (семья, образовательная организация, учреждения культуры, социальные институты) и осуществляется в музейной среде, которая является активным средством образования и воспитания и обладает мощным педагогическим потенциалом формирования ценностных ориентаций старшеклассников и студентов [10]. Л.П. Будай выделяет следующие сущностные характеристики музейной среды: единство, целостность; компонентный (элементный) состав, включающий как индивидуальные, так и групповые (совокупные) субъекты; взаимосвязь, структурированность элементов; событийность (эффективное про-

странство взаимодействия является условием наличия событий); открытость пространства (связь со средой: семья, молодежная субкультура, различные социальные институты, общественные организации); значимость пространства для субъектов за счет разнообразия, открытости (известности) предложений, подвижности, лабильности содержания, гибкости структуры; преднамеренность создания пространства и способность его к изменению; наличие возможностей (например, количество информации), превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; педагогическая целесообразность организации воспитательного пространства и способность его к изменению [2].

Нами выделены ресурсы педагогического потенциала современного музея, определяющие креативно-ценностное взаимодействие со школой и вузом: аксиологический (передача ценностей и культурно-исторического опыта, аккумулированного в памятниках материальной и духовной культуры, мемориальность, документальная достоверность, первичность источников); образовательный (извлечение знаний с опорой на первоисточники, аттрактивность, экспрессивность, сильнейшее эмоциональное воздействие музейных экспонатов, высокая позна-вательность и информативность, «погружение» в прошлое, персонификация истории, свободный, неформальный характер образовательного процесса в музее, мотивация на самостоятельный поиск знаний и творческую деятельность); социализирующий (обращение к культурному контексту эпохи, личностный аспект восприятия культурно-исторического опыта, отражение в музейном пространстве проблем современного общества и региональных территорий); информационно-содержательный (отражение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в музейных практиках, междис-циплинарность, межпредметная интеграция и вариативность образовательного процесса в музее); организационно-функциональный (кадровая, пространственно-предметная, материально-техническую оснащенность музейных практик).

Результаты опроса 67 педагогов и учителей истории, обществознания, географии, биологии,

литературы, краеведения, изобразительного искусства, мировой художественной культуры г. Оренбурга подтвердили потребность в тесном сотрудничестве школы и вуза с музеем. 74% респондентов отметили, что наряду с до-суговой функцией учреждений культуры, их интересует содержательное и постоянное взаимодействие с музеями в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Однако, только 12% опрошенных умеют использовать педагогический потенциал музея для проведения занятий. Это свидетельствует о необходимости поиска новых форм коммуникации музея и образовательных организаций.

Креативно-ценностный ресурс педагогического потенциала музейных практик предполагает субъект-субъектное взаимодействие образовательной организации и школы, основанное на взаимном интересе, конструировании продуктивных совместных программ.

М. Мацкевич выделяет три способа взаимодействия музея, школы и вуза: учитель ведет занятие в музее сам, а музей предоставляет необходимые методические материалы и знакомит с перечнем музейных ресурсов; роль главного фасилитатора играет музейный педагог, учитель лишь ассистирует ему; музейный педагог и учитель выступают равноправными партнерами [6]. Данный способ коммуникации успешно реализуется в креативно-ценностном взаимодействии музея школы и вуза, как наиболее плодотворном и способным принести эффективный творческий результат.

Рассмотрим этапы креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза на основе опыта Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей.

На первом этапе происходила постановка целей, формулирование образовательного запроса со стороны школы и вуза к музею. Обсуждение данных проблем и перспектив совместной деятельности осуществлялось на методических встречах, семинарах, педагогических советах в музее с педагогами и учителями, в ходе которых были разработаны программы

«Сто чудес Отечества» для старшеклассников и «Кафедра» для студентов, отвечающие требованиям образовательных стандартов и предполагающие обращение к культурным кодам и ценностным смыслам музейных предметов при изучении различных дисциплин.

Так, с целью поиска новых форм взаимодействия музея и образовательных организаций на экспозиционных площадках вне основного здания в октябре 2016 г. в рамках программы «Музейная панорама для учителей» состоялся педагогический совет в выставочном зале Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея в мегамолле «Армада», на котором присутствовали педагоги и завучи по учебно-воспитательной работе, директора школьных музеев (75 человек), что свидетельствует о востребованности данной формы работы.

Второй этап креативно-ценностного взаимодействия включал непосредственное посещение музея и его филиалов (выставочный комплекс «Салют, Победа!», выставочные залы в мегамолл «Армада») и виртуальное посещение (виртуальный тур по музейной экспозиции и фондам).

Были апробированы такие музейные практики, как «школа в музее» и музейный урок. «Школа в музее» представляет собой синтез школьного урока, семинарского занятия, лекции и музейных предметов и характеризуется регулярностью, продолжительностью, сезонностью. В результате формируется мотивированная постоянная аудиторная группа. Музейный урок в отличие от школы в музее не носит систематический характер, проходит в специальных классах в музее или в образовательной организации, но также представляет собой традиционный школьный урок или аудиторное занятие с введением предметного ряда из музейных подлинников. В декабре 2015 г. в рамках проекта «Урок в музее» в г. Москва получили путевку в школьную жизнь 34 урока, которые подготовили сотрудники образовательных служб московских музеев, они прошли серьезную экспертизу в Московском центре музейного развития и апробацию на экспозициях 20 московских музеев и соответствовали требованиям образования и специфике музея. Главными требованиями к уроку в музее являются креативно-ценностное

взаимодействие образовательной организации и музея, соответствие урока ядру школьной программы, учебному плану, образовательным стандартам.

На базе Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея проходили следующие музейные уроки: «А.С. Пушкин и Оренбургский край», «Три дня из жизни

A.С. Пушкина», «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева» (для обучающихся Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья), «Музейное дело в России» (для студентов Оренбургского государственного университета), «Особенности архитектуры XIX в. на примере особняка И. Еникуцева» (для студентов Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей).

Помимо «школы в музее», музейных уроков, экскурсий и лекций проводились литературные вечера «Литературная гостиная» (беседы с поэтами и писателями города), встречи с интересными людьми «Музейные диалоги» (творческая встреча с путешественником

B. Снатенковым, художником В. Хайруловым); киноклуб «Кино-Вагон», посвященный году российского кино (встречи, показ и обсуждение фильмов оренбургских кинематографистов В. Арнгольд, О. Маслова, В. Соколова, С. Кен-дель), уроки мужества (встречи с семьей Героя России А. Прохоренко, Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. Бабичем), музейные фестивали, квесты (квест «Охотники за знаниями», виртуальный тур «По следам Капитанской дочки»).

Эффективной формой креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза можно назвать музейные праздники, организуемые совместно музейными сотрудниками и образовательными организациями. Большим интересом и популярностью пользуется ежегодная акция «Ночь музеев», которая характеризуется неформальной атмосферой, праздничностью, эффектом личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. «Ночь музеев» раздвигает границы музея, музейное значение приобретают духов-

ные традиции, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. В ходе ежегодных акций «Ночь музеев», «Ночь искусств» успешно реализовывались такие музейные практики, как хэппенинг, перфоманс, преодолевающие границы между экспонатом и зрителем («Ожившие образы музея»).

Так, в 2016 г. Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем была подготовлена программа «Ночь музеев», включающая показ уникального документа XVШ в. -Привилегии городу Оренбургу. Посетителей с выставкой одного предмета знакомили волонтеры-старшеклассники, которые воссоздавали бытовые и исторические сцены на экспозиции музея, играя мини-спектакли, демонстрировали мультимедийную экскурсию по городу Оренбургу «История города вчера и сегодня», подготовленную обучающимися на занятиях в музее. Также в ходе праздника проходили творческие встречи с молодыми поэтами Оренбуржья «Души прекрасные порывы», работала творческая мастерская музея (мастер-классы по бумагопластике, изготовлению куклы-куватки, сувенирной куклы). Совместно с Самарским областным историко-краеведческим музеем им. В.П. Алабина проводилась интерактивная экскурсия-игра по выставке открыток XIX-XX вв. «Послание из прошлого», где каждый мог написать письмо пером и чернилами. Студенты Оренбургского государственного университета были волонтерами и помогали посетителям музея, а студенты Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей демонстрировали музыкальные и танцевальные номера.

В августе 2016 г. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей участвовал во Всероссийской акции «Ночь кино», в подготовке которой приняли активное участие старшеклассники. В летнем павильоне губернаторского дворика прошел киновечер «Орен-буржцы в кадре и за кадром» и была представлена выставка «Оренбуржье в истории кино в плакатах». Старшеклассниками был подготовлен увлекательный квест «Музей и кино», посвященный коту Пишто - герою анимационного фильма С. Кендель. В экспозиции отдела природы совместно со студентами-волонтерами Оренбургского государственного университета

гости музея узнали о природе степного Оренбуржья и стали участниками дегустации травяных сборов. Вместе с членами оренбургского клуба исторической реконструкции «Черный сокол» старшеклассники и студенты погрузились в атмосферу эпохи средневековья: стреляли из арбалета, разучивали танцы и стали свидетелями поединка воинов.

На третьем этапе креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза происходила рефлексия, выявление полученных результатов, подведение итогов, внесение в работу корректив [12]. Для получения креативного продукта творческой деятельности старшеклассников и студентов организовывались конкурсы, встречи, военно-исторические игры и реконструкции, которые максимально приближали обучающихся к музейным коллекциям, позволяли соприкоснуться с историческими событиями, пережить их и прочувствовать, способствовали сохранению и передаче социально-культурного опыта в предметной форме от поколения к поколению, формировали ценностно-смысловые установки, составляющие основу личностных требований образовательного стандарта.

Старшеклассники и студенты участвовали в выставках и конкурсах творческих работ (конкурс «Улица Главная глазами детей»; творческий конкурс, посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне). Данные виды музейных практик организовывались таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Жюри оценивало не только правильность ответов участников соревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию. В 2015 г. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей совместно с образовательными организациями города проводил творческий конкурс «Война в моей памяти». Старшеклассникам и студентам предстояло ответить на вопросы викторины «Великая Отечественная война и Оренбургский край», в которой оценивались верные и наиболее полные ответы, сопровождающиеся фотографиями и рисунками и выполнить творческое задание «Моя семья в истории страны» (сочинения, рассказы, эссе о дедушках и бабушках,

прадедушках и прабабушках, ветеранах войны и тружениках тыла). В номинации «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» рассматривались презентации, содержащие фотоматериалы об участниках войны, интересные воспоминания и рассказы; «Семейные кинохроники Великой Отечественной войны»: фильмы, видеоинтервью и видеоролики с участниками войны. Всего на конкурс было представлено более 50-ти творческих работ старшеклассников и студентов.

По результатам занятий на базе выставочного комплекса Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея «Салют, Победа!» обучающиеся приняли участие в создании электронной выставки «Путь к Победе в плакатах». Возможности выставочного комплекса, демонстрирующего подлинную военную технику как времен Великой Отечественной войны, так и современную, позволяют проводить военно-исторические игры, исторические реконструкции. Данные интерактивные музейные практики пользуются у современных старшеклассников и студентов особой популярностью, о чем свидетельствуют ежегодные фестивали, проводимые в Оренбурге, многих регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Их главной особенностью является глубина содержания и многообразие форм выражения, способствующие социализации и формированию морально-нравственных ориентиров, что позволяет рассматривать военно-историческая игру и историческую реконструкцию эффективным средством воспитания патриотизма и формирования ценностных ориентаций обучающихся [1].

Старшеклассники и студенты представляли творческие проекты, презентации, исследовательские работы, проведенные на основе музейных коллекций, на научных чтениях и научно-практических конференциях, посвященных страницам истории края («Музей: история и современность», «Многонациональное Оренбуржье», «Музей как центр патриотического воспитания граждан России»), волонтерских акциях по организации и проведению традиционных и виртуальных экскурсий для гостей и жителей города, сбору экспонатов и раритетов, связанных с семьями старшеклассников и студентов, представляющих для них личную ценность («История моей семьи»).

Таким образом, креативно-ценностное взаимодействие музея, школы и вуза становится эффективным инструментом приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, обогащения личного опыта, воспитания духовно-нравственных качеств личности посредством методического обогащения сторон процесса и

создания новых совместных творческих программ и проектов, которые легко встраиваются в учебный план, но реализуются за пределами школы или вуза в музейном, городском, виртуальном пространстве в урочное и внеурочное время.

14.11.2016

Список литературы:

1. Божок, Н.С. Социологическое содержание понятия «историческая реконструкция» / Н.С. Божок // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - №1. - С. 197-201.

2. Будай, Л.П. Педагогическое обеспечение самостоятельной деятельности субъектов воспитательного пространства музея: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Будай Л. П. - СПб., 2014. - 23 с.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.

4. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности: монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз. - М.: «Дом педагогики», 2014. -225 с.

5. Концепции развития музейной деятельности на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf

6. Мацкевич, М. Как создать урок в музее: музейно-педагогический конструктор / М. Мацкевич // «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. - М.: [б. и.], 2016. - С. 30-40.

7. Международный день музеев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/45/.

8. Мороз, В.В. Развитие креативности студентов: монография / В.В. Мороз. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2011. -187 с.

9. Мурзина, И.Я. Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества / И.Я. Мурзина // Человек в мире культуры. -2016. - №2. - С. 27-30.

10. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественного образования: проблемные аспекты взаимодействия / Б.А. Столяров // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2011. - №8. - С. 37-45.

11. Столяров, Б.А. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «Музей - учреждения образования»: концепция / Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов, - СПб.: [б. и.], 2007 - 56 с.

12.«Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. - М.: [б. и.], 2016. - 110 с.

13. Юхневич, М.Ю. Музей и личность / М. Ю. Юхневич. - М.: Российский ин-т культурологии. Лаб. музейного проектирования, 2007. - 168 с.

14. Шляхтина, Л.М., Мастеница, Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки / Л.М. Шляхтина, Е.Н. Ма-стеница. - СПб.: СПБГУКИ, 2006. - 272 с.

15. Museums in a global context: national identity, international understanding / edited by Jennifer Dickey, Samir El Azhar and Catherine Lewis. Washington, DC, 2013. - 226 p.

Сведения об авторах:

Виноходова Мария Викторовна, старший научный сотрудник Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея 460000, г Оренбург, ул. Советская, 28, e-mail: [email protected]

Мороз Виктория Викторовна, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.