УДК 378.1
Виноходова М.В., Мороз В.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected] ; [email protected]
креативно-ценностное взаимодействие
в системе «музей-школа-вуз»
Взаимодействие социальных партнеров - государственных и общественных учреждений -в вопросах воспитания подрастающего поколения в условиях развития современного образования приобретает особую значимость. Образовательные учреждения должны постоянно сотрудничать с другими субъектами социализации, учитывая в своей работе национальные особенности и традиции. Однако возможности креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза недостаточно изучены.
В результате нестандартного креативно-ценностного подхода при формировании ценностных ориентаций обучающихся происходит обмен ценностями, знаниями, идеями, возникает новый оригинальный продукт, посредством смыслов, репрезентированных в музейных артефактах. Образовательный процесс в музее реализуется посредством использования потенциала музейной среды, которая является активным средством образования и воспитания и обладает мощным педагогическим потенциалом.
Креативно-ценностное взаимодействие музея, школы и вуза является эффективным инструментом приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. Происходит обогащение личного опыта, воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством методического насыщения сторон процесса и создания новых совместных творческих программ и проектов, которые легко встраиваются в учебный план. Личность реализуется за пределами школы или вуза в музейном городском или виртуальном пространстве в урочное и внеурочное время.
Ключевые слова: вуз, школа, музей, креативно-ценностное взаимодействие, ценностные ориентации, музейный праздник, историческая реконструкция.
В современной ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформированы механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему, образованию необходим институт, объединяющий в себе социально значимые ценности прошлого, настоящего и будущего, возрастает потребность в поиске новых и креативных подходов к организации устойчивого взаимодействия и установления субъект-субъектных отношений трех общественных институтов: музея, школы и вуза [4].
Значимость актуализации взаимодействия вуза, школы и музея как социокультурного механизма отражена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», в которой указано, что образовательные учреждения должны постоянно сотрудничать с другими субъектами социализации, учитывая в своей работе национальные особенности и традиции. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. закрепляет значимость социальных партнеров - государственных и общественных учреждений, в вопросах воспитания молодежи [3]. В «Концепции развития музейной деятельности на период до 2020 г.» одним из
приоритетных направлений указывается образовательная деятельность, в которой музей выступает в качестве постоянного партнера учебных заведений всех уровней, обладает возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную образовательную среду, превосходящую по своим качествам школьный класс [5].
Проблема взаимодействия музея с системой образования всегда вызывала бурные дискуссии и неоднозначные суждения относительно целесообразности, эффективности и результативности такого рода деятельности и нашла отражение в трудах А. Гиль, Е. Мастеницы, Б. Столярова, Л. Шляхтиной, М. Юхневич.
Цель статьи: рассмотреть возможности музея в условиях креативно-ценностного взаимодействия со средней и высшей школой.
Теоретический анализ ретроспективы взаимодействия системы образования и музея позволил выделить следующие модели взаимодействия школы и музея: просветительная (конец XIX - начало XX вв.: музей как научно-просветительный центр); политизированная (1917 г. - середина XX в.: музей как проводник политического просвещения и идеологии);
информационная (вторая половина XX в.: музей как культурно-образовательный центр); коммуникативная и аксиологическая модель (конец XX - начала XXI вв.: всестороннее сотрудничество и креативно-ценностное взаимодействие); европейская модель (музей как центр образования); американская модель (музей как игровое пространство) [14].
Экс-президент 1СОМ Жак Перо подчеркивал необходимость совместной работы музеев и образовательных организаций в духе творчества и инноваций [7]. Креативность - это первый шаг к инновациям. В результате нестандартного креативно-ценностного подхода к проблеме формирования ценностных ориентаций обучающихся происходит обмен ценностями, знаниями, идеями, возникает новый оригинальный продукт, посредством смыслов, репрезентированных в музейных артефактах [8].
Специфика содержания креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза определяется особенностями музейного пространства, способного воздействовать на все сферы личности, формировать ценностные установки и мировоззрение [11], [13]. Музейный предмет и музейная среда, являющиеся источниками нового знания, способны вызвать эмоционально-ценностную, эстетическую реакцию, осуществлять передачу культурно-исторического опыта через личное соприкосновение с реальностью истории и культуры, формировать устойчивое ценностное отношение к истории, традициям, героям, идеям, образам прошлого, настоящего и будущего страны [9], [15].
Образовательный процесс в музее происходит в результате целенаправленной деятельности всех его субъектов (семья, образовательная организация, учреждения культуры, социальные институты) и осуществляется в музейной среде, которая является активным средством образования и воспитания и обладает мощным педагогическим потенциалом формирования ценностных ориентаций старшеклассников и студентов [10]. Л.П. Будай выделяет следующие сущностные характеристики музейной среды: единство, целостность; компонентный (элементный) состав, включающий как индивидуальные, так и групповые (совокупные) субъекты; взаимосвязь, структурированность элементов; событийность (эффективное про-
странство взаимодействия является условием наличия событий); открытость пространства (связь со средой: семья, молодежная субкультура, различные социальные институты, общественные организации); значимость пространства для субъектов за счет разнообразия, открытости (известности) предложений, подвижности, лабильности содержания, гибкости структуры; преднамеренность создания пространства и способность его к изменению; наличие возможностей (например, количество информации), превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; педагогическая целесообразность организации воспитательного пространства и способность его к изменению [2].
Нами выделены ресурсы педагогического потенциала современного музея, определяющие креативно-ценностное взаимодействие со школой и вузом: аксиологический (передача ценностей и культурно-исторического опыта, аккумулированного в памятниках материальной и духовной культуры, мемориальность, документальная достоверность, первичность источников); образовательный (извлечение знаний с опорой на первоисточники, аттрактивность, экспрессивность, сильнейшее эмоциональное воздействие музейных экспонатов, высокая позна-вательность и информативность, «погружение» в прошлое, персонификация истории, свободный, неформальный характер образовательного процесса в музее, мотивация на самостоятельный поиск знаний и творческую деятельность); социализирующий (обращение к культурному контексту эпохи, личностный аспект восприятия культурно-исторического опыта, отражение в музейном пространстве проблем современного общества и региональных территорий); информационно-содержательный (отражение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в музейных практиках, междис-циплинарность, межпредметная интеграция и вариативность образовательного процесса в музее); организационно-функциональный (кадровая, пространственно-предметная, материально-техническую оснащенность музейных практик).
Результаты опроса 67 педагогов и учителей истории, обществознания, географии, биологии,
литературы, краеведения, изобразительного искусства, мировой художественной культуры г. Оренбурга подтвердили потребность в тесном сотрудничестве школы и вуза с музеем. 74% респондентов отметили, что наряду с до-суговой функцией учреждений культуры, их интересует содержательное и постоянное взаимодействие с музеями в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Однако, только 12% опрошенных умеют использовать педагогический потенциал музея для проведения занятий. Это свидетельствует о необходимости поиска новых форм коммуникации музея и образовательных организаций.
Креативно-ценностный ресурс педагогического потенциала музейных практик предполагает субъект-субъектное взаимодействие образовательной организации и школы, основанное на взаимном интересе, конструировании продуктивных совместных программ.
М. Мацкевич выделяет три способа взаимодействия музея, школы и вуза: учитель ведет занятие в музее сам, а музей предоставляет необходимые методические материалы и знакомит с перечнем музейных ресурсов; роль главного фасилитатора играет музейный педагог, учитель лишь ассистирует ему; музейный педагог и учитель выступают равноправными партнерами [6]. Данный способ коммуникации успешно реализуется в креативно-ценностном взаимодействии музея школы и вуза, как наиболее плодотворном и способным принести эффективный творческий результат.
Рассмотрим этапы креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза на основе опыта Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей.
На первом этапе происходила постановка целей, формулирование образовательного запроса со стороны школы и вуза к музею. Обсуждение данных проблем и перспектив совместной деятельности осуществлялось на методических встречах, семинарах, педагогических советах в музее с педагогами и учителями, в ходе которых были разработаны программы
«Сто чудес Отечества» для старшеклассников и «Кафедра» для студентов, отвечающие требованиям образовательных стандартов и предполагающие обращение к культурным кодам и ценностным смыслам музейных предметов при изучении различных дисциплин.
Так, с целью поиска новых форм взаимодействия музея и образовательных организаций на экспозиционных площадках вне основного здания в октябре 2016 г. в рамках программы «Музейная панорама для учителей» состоялся педагогический совет в выставочном зале Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея в мегамолле «Армада», на котором присутствовали педагоги и завучи по учебно-воспитательной работе, директора школьных музеев (75 человек), что свидетельствует о востребованности данной формы работы.
Второй этап креативно-ценностного взаимодействия включал непосредственное посещение музея и его филиалов (выставочный комплекс «Салют, Победа!», выставочные залы в мегамолл «Армада») и виртуальное посещение (виртуальный тур по музейной экспозиции и фондам).
Были апробированы такие музейные практики, как «школа в музее» и музейный урок. «Школа в музее» представляет собой синтез школьного урока, семинарского занятия, лекции и музейных предметов и характеризуется регулярностью, продолжительностью, сезонностью. В результате формируется мотивированная постоянная аудиторная группа. Музейный урок в отличие от школы в музее не носит систематический характер, проходит в специальных классах в музее или в образовательной организации, но также представляет собой традиционный школьный урок или аудиторное занятие с введением предметного ряда из музейных подлинников. В декабре 2015 г. в рамках проекта «Урок в музее» в г. Москва получили путевку в школьную жизнь 34 урока, которые подготовили сотрудники образовательных служб московских музеев, они прошли серьезную экспертизу в Московском центре музейного развития и апробацию на экспозициях 20 московских музеев и соответствовали требованиям образования и специфике музея. Главными требованиями к уроку в музее являются креативно-ценностное
взаимодействие образовательной организации и музея, соответствие урока ядру школьной программы, учебному плану, образовательным стандартам.
На базе Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея проходили следующие музейные уроки: «А.С. Пушкин и Оренбургский край», «Три дня из жизни
A.С. Пушкина», «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева» (для обучающихся Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья), «Музейное дело в России» (для студентов Оренбургского государственного университета), «Особенности архитектуры XIX в. на примере особняка И. Еникуцева» (для студентов Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей).
Помимо «школы в музее», музейных уроков, экскурсий и лекций проводились литературные вечера «Литературная гостиная» (беседы с поэтами и писателями города), встречи с интересными людьми «Музейные диалоги» (творческая встреча с путешественником
B. Снатенковым, художником В. Хайруловым); киноклуб «Кино-Вагон», посвященный году российского кино (встречи, показ и обсуждение фильмов оренбургских кинематографистов В. Арнгольд, О. Маслова, В. Соколова, С. Кен-дель), уроки мужества (встречи с семьей Героя России А. Прохоренко, Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. Бабичем), музейные фестивали, квесты (квест «Охотники за знаниями», виртуальный тур «По следам Капитанской дочки»).
Эффективной формой креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза можно назвать музейные праздники, организуемые совместно музейными сотрудниками и образовательными организациями. Большим интересом и популярностью пользуется ежегодная акция «Ночь музеев», которая характеризуется неформальной атмосферой, праздничностью, эффектом личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. «Ночь музеев» раздвигает границы музея, музейное значение приобретают духов-
ные традиции, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. В ходе ежегодных акций «Ночь музеев», «Ночь искусств» успешно реализовывались такие музейные практики, как хэппенинг, перфоманс, преодолевающие границы между экспонатом и зрителем («Ожившие образы музея»).
Так, в 2016 г. Оренбургским губернаторским историко-краеведческим музеем была подготовлена программа «Ночь музеев», включающая показ уникального документа XVШ в. -Привилегии городу Оренбургу. Посетителей с выставкой одного предмета знакомили волонтеры-старшеклассники, которые воссоздавали бытовые и исторические сцены на экспозиции музея, играя мини-спектакли, демонстрировали мультимедийную экскурсию по городу Оренбургу «История города вчера и сегодня», подготовленную обучающимися на занятиях в музее. Также в ходе праздника проходили творческие встречи с молодыми поэтами Оренбуржья «Души прекрасные порывы», работала творческая мастерская музея (мастер-классы по бумагопластике, изготовлению куклы-куватки, сувенирной куклы). Совместно с Самарским областным историко-краеведческим музеем им. В.П. Алабина проводилась интерактивная экскурсия-игра по выставке открыток XIX-XX вв. «Послание из прошлого», где каждый мог написать письмо пером и чернилами. Студенты Оренбургского государственного университета были волонтерами и помогали посетителям музея, а студенты Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей демонстрировали музыкальные и танцевальные номера.
В августе 2016 г. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей участвовал во Всероссийской акции «Ночь кино», в подготовке которой приняли активное участие старшеклассники. В летнем павильоне губернаторского дворика прошел киновечер «Орен-буржцы в кадре и за кадром» и была представлена выставка «Оренбуржье в истории кино в плакатах». Старшеклассниками был подготовлен увлекательный квест «Музей и кино», посвященный коту Пишто - герою анимационного фильма С. Кендель. В экспозиции отдела природы совместно со студентами-волонтерами Оренбургского государственного университета
гости музея узнали о природе степного Оренбуржья и стали участниками дегустации травяных сборов. Вместе с членами оренбургского клуба исторической реконструкции «Черный сокол» старшеклассники и студенты погрузились в атмосферу эпохи средневековья: стреляли из арбалета, разучивали танцы и стали свидетелями поединка воинов.
На третьем этапе креативно-ценностного взаимодействия музея, школы и вуза происходила рефлексия, выявление полученных результатов, подведение итогов, внесение в работу корректив [12]. Для получения креативного продукта творческой деятельности старшеклассников и студентов организовывались конкурсы, встречи, военно-исторические игры и реконструкции, которые максимально приближали обучающихся к музейным коллекциям, позволяли соприкоснуться с историческими событиями, пережить их и прочувствовать, способствовали сохранению и передаче социально-культурного опыта в предметной форме от поколения к поколению, формировали ценностно-смысловые установки, составляющие основу личностных требований образовательного стандарта.
Старшеклассники и студенты участвовали в выставках и конкурсах творческих работ (конкурс «Улица Главная глазами детей»; творческий конкурс, посвященный 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне). Данные виды музейных практик организовывались таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Жюри оценивало не только правильность ответов участников соревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию. В 2015 г. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей совместно с образовательными организациями города проводил творческий конкурс «Война в моей памяти». Старшеклассникам и студентам предстояло ответить на вопросы викторины «Великая Отечественная война и Оренбургский край», в которой оценивались верные и наиболее полные ответы, сопровождающиеся фотографиями и рисунками и выполнить творческое задание «Моя семья в истории страны» (сочинения, рассказы, эссе о дедушках и бабушках,
прадедушках и прабабушках, ветеранах войны и тружениках тыла). В номинации «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» рассматривались презентации, содержащие фотоматериалы об участниках войны, интересные воспоминания и рассказы; «Семейные кинохроники Великой Отечественной войны»: фильмы, видеоинтервью и видеоролики с участниками войны. Всего на конкурс было представлено более 50-ти творческих работ старшеклассников и студентов.
По результатам занятий на базе выставочного комплекса Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея «Салют, Победа!» обучающиеся приняли участие в создании электронной выставки «Путь к Победе в плакатах». Возможности выставочного комплекса, демонстрирующего подлинную военную технику как времен Великой Отечественной войны, так и современную, позволяют проводить военно-исторические игры, исторические реконструкции. Данные интерактивные музейные практики пользуются у современных старшеклассников и студентов особой популярностью, о чем свидетельствуют ежегодные фестивали, проводимые в Оренбурге, многих регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Их главной особенностью является глубина содержания и многообразие форм выражения, способствующие социализации и формированию морально-нравственных ориентиров, что позволяет рассматривать военно-историческая игру и историческую реконструкцию эффективным средством воспитания патриотизма и формирования ценностных ориентаций обучающихся [1].
Старшеклассники и студенты представляли творческие проекты, презентации, исследовательские работы, проведенные на основе музейных коллекций, на научных чтениях и научно-практических конференциях, посвященных страницам истории края («Музей: история и современность», «Многонациональное Оренбуржье», «Музей как центр патриотического воспитания граждан России»), волонтерских акциях по организации и проведению традиционных и виртуальных экскурсий для гостей и жителей города, сбору экспонатов и раритетов, связанных с семьями старшеклассников и студентов, представляющих для них личную ценность («История моей семьи»).
Таким образом, креативно-ценностное взаимодействие музея, школы и вуза становится эффективным инструментом приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, обогащения личного опыта, воспитания духовно-нравственных качеств личности посредством методического обогащения сторон процесса и
создания новых совместных творческих программ и проектов, которые легко встраиваются в учебный план, но реализуются за пределами школы или вуза в музейном, городском, виртуальном пространстве в урочное и внеурочное время.
14.11.2016
Список литературы:
1. Божок, Н.С. Социологическое содержание понятия «историческая реконструкция» / Н.С. Божок // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - №1. - С. 197-201.
2. Будай, Л.П. Педагогическое обеспечение самостоятельной деятельности субъектов воспитательного пространства музея: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Будай Л. П. - СПб., 2014. - 23 с.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
4. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности: монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз. - М.: «Дом педагогики», 2014. -225 с.
5. Концепции развития музейной деятельности на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf
6. Мацкевич, М. Как создать урок в музее: музейно-педагогический конструктор / М. Мацкевич // «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. - М.: [б. и.], 2016. - С. 30-40.
7. Международный день музеев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/45/.
8. Мороз, В.В. Развитие креативности студентов: монография / В.В. Мороз. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2011. -187 с.
9. Мурзина, И.Я. Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества / И.Я. Мурзина // Человек в мире культуры. -2016. - №2. - С. 27-30.
10. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественного образования: проблемные аспекты взаимодействия / Б.А. Столяров // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2011. - №8. - С. 37-45.
11. Столяров, Б.А. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «Музей - учреждения образования»: концепция / Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов, - СПб.: [б. и.], 2007 - 56 с.
12.«Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. - М.: [б. и.], 2016. - 110 с.
13. Юхневич, М.Ю. Музей и личность / М. Ю. Юхневич. - М.: Российский ин-т культурологии. Лаб. музейного проектирования, 2007. - 168 с.
14. Шляхтина, Л.М., Мастеница, Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки / Л.М. Шляхтина, Е.Н. Ма-стеница. - СПб.: СПБГУКИ, 2006. - 272 с.
15. Museums in a global context: national identity, international understanding / edited by Jennifer Dickey, Samir El Azhar and Catherine Lewis. Washington, DC, 2013. - 226 p.
Сведения об авторах:
Виноходова Мария Викторовна, старший научный сотрудник Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея 460000, г Оренбург, ул. Советская, 28, e-mail: [email protected]
Мороз Виктория Викторовна, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]