Научная статья на тему 'Музейная педагогика в процессе патриотического воспитания'

Музейная педагогика в процессе патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1844
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остроумов Владимир Владимирович

В статье рассматривается музей как одно из важнейших средств дополнительного образования. Определена его роль в процессе патриотического воспитания учащихся начальной школы, а использование музейных средств как важный элемент в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических ценностей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the museum as one of the most important means of additional education is considered. Here the role of the museum in the process of patriotic education of primary school students is defined. The use of museum funds as an important element in the system of educational work on the formation of moral and patriotic values is also considered.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в процессе патриотического воспитания»

студентов в том, что благодаря доброжелательным, гуманным отношениям, высокому профессионализму можно достичь своей цели.

Выводы. Таким образом, учебный курс «Методика преподавания» имеет большие возможности в формировании гуманистической направленности будущих педагогов благодаря разностороннему раскрытию каждой темы, учете специализации обучения, применении интерактивных методов и форм работы. Ведь новые условия социального развития общества требуют от педагога поиска новых и творческого использования традиционных форм и методов формирования гуманистической направленности молодежи как основы ее профессионального долголетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балл Г. Сучасний гумашзм i осв^а: Сощально-фшософсью та психолопчш аспекти / Г. Балл. - PiE!^: «Люта-М», 2003. - 128 с.

2. Гончаренко С. Украшський педагопчний словник / С. Гончаренко. - Кшв: Либщь, 1997. - 376 с.

3. Сметанський М. Суть виховання як складово'1 педагопчного процесу / М. Сметанський // Шлях освгги. - 2006. - № 4. - С. 14-17.

4. Столяренко О. Про виховання у д^ей цшшсного ставлення до людини / О. Столяренко // Педагопка толерантность - 2000. - № 1. - С. 95-100.

Остроумов Владимир Владимирович

Старший научный сотрудник Узбекский НИИ педагогических наук имени Кары Ниязи (УзНИИПН)

(г. Ташкент, Узбекистан)

УДК 373

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

MUSEUM PEDAGOGIC IN THE PROCESS OF PATRIOTIC

EDUCATION

В статье рассматривается музей как одно из важнейших средств дополнительного образования. Определена его роль в процессе патриотического воспитания учащихся начальной школы, а использование музейных средств как важный элемент в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических ценностей.

Ключевые слова: музей, патриотическое воспитание учащихся в начальной школе, учебно-воспитательная работа.

In this article, the museum as one of the most important means of additional education is considered. Here the role of the museum in the process of patriotic education of primary school

students is defined. The use of museum funds as an important element in the system of educational work on the formation of moral and patriotic values is also considered.

Key words: museum, patriotic education of primary school pupils, teaching and educational work.

В условиях постоянно возрастающего информационного потока, самой уязвимой частью общества оказываются дети и молодежь. Информация, часто недостоверная, а порой и преднамеренно искаженная, стала не просто широкодоступной, но зачастую агрессивной и навязчивой. Она не покидает человека ни дома, ни на рабочем месте, ни даже в транспорте, сопровождая повсюду посредством мобильных коммуникационных устройств. И если взрослая часть общества, имеющая определенный жизненный опыт, знания и последовательную позицию ещё способна самостоятельно обеспечить себя объективной, а главное полезной информацией, то дети и подростки этой возможности лишены практически полностью. В попытках изменить ситуацию речь не может идти о навязывании и, тем более, каких-либо запретах, но предоставить детям дошкольного возраста и учащимся образовательных учреждений альтернативу, это необходимый шаг в вопросе воспитания гармонично развитого поколения.

Бесценным источником целевой, выверенной, структурированной и поданной в доступной форме информации являются музеи. Возможность непосредственно взаимодействовать, с желающими получить информацию придает процессу посещения музея форму интерактивного обучения, что делает музеи одним из наиболее эффективных средств распространения информации.

Чтобы процесс обучения был эффективным, в нем должны присутствовать все стороны общения:

- информативная - передача и сохранение информации;

- интерактивная - организация взаимодействия в совместной

деятельности;

- перцептивная - восприятие и понимание человека человеком.

Музейная педагогика в полной мере соответствует названнымм

критериям. Более того, музей относится к контролируемым средствам распространения информации, что является одним из важных аспектов учебно-воспитательной работы.

Подлинность музейных экспонатов, уникальных собраний и архивных документов является неоспоримым доказательством достоверности информации, получаемой в процессе посещения музея. Столетиями аккумулирующие цивилизационный опыт человечества, музеи являются бесценным хранилищем памяти поколений, народных традиций, военных и трудовых реликвий.

Принципы гуманизма, нравственности, уважение к опыту предшествующих поколений, это - всё то, без чего невозможно формирование гражданственности и патриотизма.

Неоценима роль музеев в накоплении, сохранении и пропаганде исторических и духовных ценностей народа, изучении истории государственности, исследовании материальных и культурных памятников.

Практика показывает, что посещение музея дает положительный эффект в воспитательном и образовательном процессе, прежде всего в плане патриотического воспитания. Особое значение музеям, как незаменимым источникам информации, придает их открытость и доступность.

В уставе Международного совета музеев (International Council of Museums - ICOM), дано определение: «Музей - это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики».

Социологи утверждают: если ребенок не заинтересуется музеем до 8 лет, то вряд ли потом он откроет этот мир для себя самостоятельно.

А ведь, посещая музеи, не только дети, но и взрослые приобретают знания, воспринимают накопленный исторический опыт, усваивают нравственные ценности, т.е. получают идейные и эмоциональные импульсы.

В связи с вышеизложенным остро встает вопрос о разработке необходимых методических рекомендаций для использования музейных средств в педагогическом процессе.

Роль проводника между музеями и детьми возлагается на школьного учителя. Его задача состоит не в том, чтобы подменить экскурсовода в музее, что невозможно, да и нецелесообразно. Задача учителя - создать в среде учащихся необходимые предпосылки и настрой, исключающий подмену смысла посещения музея.

Музей, как средство дополнительного образования, является частью педагогического и учебно-воспитательного процесса, а не свободным от школы, развлекательным времяпровождением.

Посещение музея не должно быть мероприятием развлекательным, но должно быть увлекательным. В отличие от академических учреждений, музеи открыты более широкому кругу общества. Возможности музея, как уникального посредника между объектом историко-культурного наследия и реципиентом культурных кодов - посетителем - в сфере образования практически безграничны.

Общественная миссия музея в образовательной сфере может быть сформулирована следующим образом:

- сохранение и передача следующим поколениям культурного опыта и гуманистических традиций человечества,

- формирование ценностных, нравственных, мировоззренческих установок, исходя из принципа толерантности к природному, этническому, культурному и религиозному многообразию мира,

- развитие творческого потенциала личности (в том числе, коммуникативных навыков) путём использования специфических форм образовательной работы и возможностей музея как уникального носителя

историко-культурной памяти человечества, кодированной в аутентичных объектах культурного наследия.

Задачей педагога является:

- научить учеников самостоятельно добывать информацию,

- создать учебную среду для развития, самосознания и самовыражения личности,

- развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности,

- формировать у учащихся навыки самообразования,

- организовывать групповую форму работы, атмосферу партнерства.

Необходимо научить грамотно работать с информацией, собирать и

анализировать факты, делать необходимые обобщения, сопоставления с альтернативными источниками информации и формировать аргументированные выводы.

Говоря о музее как о педагогическом средстве, подразумевается поиск путей и средств повышения эффективности образовательного процесса.

Музей и школа похожи - обе организации являются своего рода общественным и культурным учреждением.

Разумеется, к процессу образования музей и школа подходят фундаментально различно.

Преподавание в школе ведется на основе учебной программы и организовано по предметам или курсам. Учебный процесс в школе достаточно регламентирован, уровень знаний контролируется.

Музеи действуют в сфере неформального или «параллельного» образования. Задача музея - сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий и фактов через функцию документирования. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют сами дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.

Целью патриотического воспитания молодого поколения является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей Родины, твердо знающей свои гражданские права и обязанности, способной успешно выполнять задачи, нацеленные на приумножение благосостояния своей страны, защиту её суверенитета и территориальной целостности.

Воспитание гражданственности и патриотизма в системе образования начальной школы тесно связано с формированием исторической памяти школьников.

Школьный возраст является наиболее важным в вопросе патриотического воспитания, так как это - период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В школьном возрасте становится актуальной популяризация достижений отечественной науки, промышленности, культуры и созидательного труда.

Задача патриотического воспитания решается на протяжении всего периода школьного обучения и главную роль играет не количество мероприятий воспитательного характера, а планомерность, целесообразность и эффективность. Воспитание молодежи, это комплекс мер, интегрированный в программу образования, обогащающий педагогический процесс в школе, придавая ему социально-значимую направленность, связанную с выработкой у учащейся молодежи осознанной гражданской позиции и ответственности за настоящие и будущие своего Отечества.

В связи с этим роль музеев как важного элемента в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических ценностей приобретает всё большую актуальность, а современный образовательный процесс трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Музейная педагогика решает вопрос - каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. В системе воспитательной работы миссия музея - быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества.

Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Музеи играют не только просветительную роль, но и активно способствуют воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, гордости за великих предков. Именно музеи помогают приобщиться к культурному, историческому, художественному наследию, к общечеловеческим ценностям, ознакомиться с памятниками истории, науки, религиями и верованиями народов, их традициями и бытом, произведениями искусств.

Формирование культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе является одной из важнейших задач образовательной деятельности. А музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования. Выполняя функции дополнительного образования, он осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге со школьником, обладающим правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.

Таким образом, наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов, образование является одним из основных видов деятельности музея, а сам музей становится центром знания и воспитания молодого поколения в духе патриотизма, гордости за великую Родину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пожарова Л.Н. Музей в системе учебно-воспитательной работы по формирование нравственно-патриотических ценностей / Л.Н. Пожарова // Педагогическое образование и наука. - №5. - 2011. - С. 46.

2. Роль музеев в общественной жизни Узбекистана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kultura.uz/view 3 r 1525.html.

3. Тушканова А.О., Шанц Е.А. Роль музея в образовательном процессе школы / А.О. Тушканова, Е.А. Шанц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/

Пожидаев Евгений Александрович

кандидат политических наук начальник международного отдела ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.01:001.8

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

SOCIO-CULTURAL COMPONENT OF THE NATIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF SOCIAL TRANSFORMATION

В статье анализируется роль социокультурного фактора в отечественном образовании на фоне активизации процессов общественных изменений. Оцениваются пути дальнейшего развития отечественного образования с акцентом на ментальных и нравственных его характеристиках.

Ключевые слова: социокультурный подход в образовании, социальная трансформация либо модернизация, социальная ментальность, гуманитаризация образования.

The author analyzes the role of the socio-cultural factor in the domestic education in the context of the active processes of social transformation. The ways of the further development of the domestic education are evaluated, with an emphasis on the mental and moral characteristics of it.

Key words: sociocultural approach in education, social transformation or modernization, social mentality, humanitarization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.