Научная статья на тему 'Музей и вуз: Актуальные проблемы социокультурного  взаимодействия'

Музей и вуз: Актуальные проблемы социокультурного  взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВУЗ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM / PROFESSIONAL COMPETENCE / UNIVERSITY / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIO-CULTURAL INTERACTION / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеркаева София Шавкатовна

статья посвящена проблеме социокультурного взаимодействия учреждений высшего образования и культурных институций. Автор рассматривает некоторые особенности совместной образовательной и культурно-просветительной деятельности музея и вуза в условиях диверсификации высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the problem of socio-cultural interaction between institutions of higher education and cultural institutions. The author considers some features of the joint educational and cultural-educational activities of the museum and university in conditions of diversification of higher education.

Текст научной работы на тему «Музей и вуз: Актуальные проблемы социокультурного  взаимодействия»

УДК 378

DOI 10.21661/r-210757

С.Ш. Умеркаева

МУЗЕЙ И ВУЗ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация: статья посвящена проблеме социокультурного взаимодействия учреждений высшего образования и культурных институций. Автор рассматривает некоторые особенности совместной образовательной и культурно-просветительной деятельности музея и вуза в условиях диверсификации высшей школы.

Ключевые слова: музей, вуз, социокультурное взаимодействие, профессиональные компетенции, социально-культурная деятельность.

S.Sh. Umerkaeva

MUSEUM AND UNIVERSITY: CURRENT PROBLEMS OF SOCIO-

CULTURAL INTERACTION

Abstract: the article is devoted to the problem of socio-cultural interaction between institutions of higher education and cultural institutions. The author considers some features of the joint educational and cultural-educational activities of the museum and university in conditions of diversification of higher education.

Keywords: museum, university, socio-cultural interaction, professional competence, socio-cultural activities.

В условиях гуманитарного кризиса возрастает роль музея в гармонизации общественных отношений, формировании высоконравственной, всесторонне развитой личности, умеющей правильно оценивать происходящее и верно ориентироваться в любых жизненных ситуациях. В Федеральной целевой программе

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

«Культура России (2012-2018 годы)» отмечается, что важнейшей задачей государственной политики в области культуры является сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития [7].

Музей является основным хранителем культурно-исторического наследия России. Являясь частью государственной системы сохранения культурного достояния нации и обеспечения его передачи будущим поколениям, музей вносит большой вклад в развитие личности и общества [1].

Современные музеи укрепляют культурную идентичность, поддерживают социальную сплоченность и являются медиаторами в сфере межкультурного взаимодействия. Музеи обладают огромным социальным, педагогическим, воспитательным и культурным потенциалом в становлении эстетического сознания подрастающего поколения, в приобщении личности к искусству, в формировании у нее нравственно-эстетических чувств и убеждений, художественных вкусов и потребностей [4].

В последние годы музеи сильно изменились. Стремясь соответствовать культурным и духовным потребностям современного человека, музеи берут на себя функции центра гражданских инициатив, помогают решать острейшие социальные проблемы, являясь важным ресурсом социокультурного развития города в цифровую эпоху.

Современные музейные экспозиции осуществляются с применением новейших музейных технологий. В учреждениях музейного типа внедряются игровые, костюмированные и театрализованные экскурсии, проводятся концерты и тематические мероприятия в исторических интерьерах. Выставочные залы активно применяют современные мультимедийные технологии, что позволяет посетителям глубже ознакомиться с историческим и культурным наследием.

Значительно расширилась аудитория посетителей музеев как за счет дошкольников и младших школьников, так и за счет пенсионеров, для которых в каждом музее проводятся разнообразные акции, концерты, театрализованные постановки. Положительный общественный резонанс получили масштабные культурно-образовательные городские программы: «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!», «Вечер в музее» [2].

Особой популярностью среди музейных посетителей пользуются интерактивные квест-программы, ориентированные, в первую очередь, на детскую аудиторию и молодежь. В музеях создаются благоприятные условия для всестороннего развития и творческой самореализации людей пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образуя пространство для диалога, общения, получения знаний и творческого самовыражения, музей превращается в существенный фактор интеграции всех членов общества в современный социум с учетом социально-экономических, психофизиологических и других аспектов [6].

В настоящее время музеи занимают определенную позицию в системе культуры и образования. Эффективность взаимодействия музея и посетителя обусловлена появлением музейной педагогики, рассматривающей музей как образовательную систему [3, с. 305]. На основе социально-культурного партнерства музея и вуза в работе со студенческой молодежью все чаще используются нетрадиционные формы культурно-образовательной деятельности. Педагогический потенциал музеев широко применяется и в социокультурной работе с детьми и подростками.

Важным фактором формирования духовно-нравственных ценностей и идеалов молодежной аудитории является интеграция музейной и вузовской педагогики. Современные музеи располагают широким спектром образовательных про-

грамм, которые могут быть использованы вузами в учебном процессе. Для достижения этой цели необходимо существенное расширение пространства воспитания и образования.

В современных условиях диверсификации высшего образования особое внимание уделяется формированию компетенций практической направленности как основного критерия профессионализма молодых кадров [5]. Отсюда следует, что модель совместной образовательной, культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности музея и вуза представляет собой сложную многоуровневую систему профессиональной подготовки бакалавров и магистров к социально-культурной деятельности в условиях городской среды. Данная модель включает стратегические и тактические задачи, принципы, подходы, компоненты, функции, механизмы реализации, этапы, критерии, организационно-педагогические условия и результаты организации процесса по формированию профессиональных компетенций обучающихся на основе синергетического взаимодействия воспитательного и образовательного ресурсов вуза и музея.

Реализация модели социально-культурного партнерства музея и вуза в условиях диверсификации высшего образования позволит целенаправленно формировать готовность будущего организатора досуга к решению профессиональных задач с учетом потребностей столичной отрасли культуры и образования в квалифицированных кадрах, что отмечается во многих официальных документах. В частности, в Государственной программе города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» [1] речь идет о необходимости качественных изменений кадрового потенциала сферы культуры, стимулирования роста профессиональной компетенции работников культуры.

По мнению В.П. Сергеевой, цель социокультурного взаимодействия вуза с учреждениями музейного типа заключается в создании единого образовательного пространства, позволяющего сделать образование более доступным для потребителей образовательных услуг, а также для совместного поиска, которые

позволят решить проблемы инновационного развития всех сторон партнерских отношений и расширить образовательное пространство.

Основными формами социокультурного взаимодействия музея и вуза являются: разработка учебно-методических материалов по программам бакалавриата и магистратуры; проведение научных мероприятий (форумов, научно-практических конференций, круглых столов, семинаров) с участием педагогов высшей школы и музейных работников; организация всех видов практик обучающихся в учреждениях музейного типа; разработка программ повышения квалификации для работников учреждений культуры; публикация научных трудов по проблеме социокультурного взаимодействия музея и вуза; разработка и реализация совместных культурно-просветительных проектов; проведение междисциплинарных занятий и мастер-классов для обучающихся; разработка и внедрение в практическую деятельность музеев интерактивных анимационных программ для разных групп населения и мн. др.

Таким образом, в рамках партнерства музея и вуза осуществляется теоретико-методологическое обоснование проблемы развития партнерских отношений между учреждениями образования и культурными институциями, а также поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования профессиональных компетенций у бакалавров и магистров социально-культурной деятельности.

В заключение отметим, что на фоне усиливающейся конкуренции среди учреждений музейного типа уже недостаточно ограничиваться проведением культурно-просветительных акций и применением интерактивных форм работы с посетителями. Музеи вступили в новый этап развития информационно-коммуникационных технологий, музейное образование становится вариативным, расширяется контингент музейных посетителей, все большее значение для аудитории приобретает направленность музея на организацию досуга населения, серь-

езное внимание уделяется использованию научно-методического, интеллектуально-творческого и практико-образовательного ресурсов музея в работе со студенческой молодежью.

Список литературы

1. Государственная программа города Москвы «Культура Москвы на 20122018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kultura.mos.ru

2. Департамент культуры города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kultura.mos.ru/

3. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. - 2-е изд., испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 432 с.

4. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема / С.Ш. Умеркаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №6. - С. 106-110.

5. Умеркаева С.Ш. К вопросу о порядке проведения практики магистров социально-культурной деятельности в условиях реализации ФГОС / С.Ш. Умеркаева // Проблемы развития науки и образования: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 31 августа 2015 г.): В 3 ч. Ч. II. - М.: АР-Консалт, 2015. - С. 94-99.

6. Умеркаева С.Ш. Социально-культурная реабилитация инвалидов музейными средствами / С.Ш. Умеркаева // Современные наукоемкие технологии. -2016. - №9-1. - С. 171-175 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://top-1есЬпо^1е8.га/га/агйс1еМе,№?1ё=36199

7. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpku1tura.ru

Умеркаева София Шавкатовна - канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Россия, Москва.

Umerkaeva Sofiya Shavkatovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Social and Cultural Activity at the Culture and Arts Institute of SAEI of HE "Moscow City University", Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.