Диверсификация высшего образования в условиях социокультурного взаимодействия вуза и музея
Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И.,Умеркаева С.Ш.
Статья посвящена проблеме взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с учреждениями музейного типа. Авторы стоят на позиции, согласно которой развитие системы партнерских отношений вуза и музея является одной из эффективных форм диверсификации высшего образования и формирует новый подход к профессиональной подготовке кадров для учреждений социально-культурной сферы.
The article discusses the interaction between institutions of higher vocational education and museum-type institutions. The authors stand on the position that the development of university-museum partnership is one of the most effective forms of diversification of higher education, as it creates a new approach to vocational training institutions for the socio-cultural sphere.
Ключевые слова: диверсификация высшего образования, социокультурное взаимодействие, вуз, музей, социально-культурная деятельность, проект. Keywords: higher education diversification, socio-cultural interaction, higher education institution, museum, socio-cultural activity, project.
Модернизация образовательного пространства обуславливает непрерывный рост научного и практического интереса к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности [1].
В современных условиях модернизации и гуманизации общества, перехода его на новый социально значимый уровень наблюдается кризис ценностной системы личности: прошлый опыт обесценивается, все труднее
35
становится воспринимать и объяснять окружающий мир с позиций существующих норм культуры, воспринимать в единстве образовательные и социокультурные каноны. В связи с этим возникает потребность в создании качественно новой системы социокультурного образования гуманистической личности и выявлении особенностей диверсификации образовательной функции социально-культурной деятельности [14].
Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, диверсификация отражает формирование новой образовательной парадигмы, более ориентированной на личность, чем на производство. Она характеризует повышение степени гибкости образовательной системы, ее способность к быстрой перестройке, необходимость учета возросших требований общества к результатам деятельности образовательной системы. Образование, еще недавно бывшее «кузницей кадров», медленно превращается в сферу проектирования людьми собственной жизни, создания идей, планов, которые затем воплощаются в жизнь [12].
Результатом диверсификации системы образования в современных условиях является гуманистическая личность, подготовленная к профессиональной деятельности, имеющая сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способная самостоятельно их удовлетворять [13].
Сегодня традиционная нормативная система образования не в состоянии эффективно ответить на вызовы, с которыми сталкивается трансформирующееся общество. Для этого она сама должна перестроиться по открытой модели, в которой процесс обучения обретает творческий характер. В решении этой задачи важным средством является творческое взаимодействие воспитательного и образовательного ресурсов вуза и музейно-педагогической работы.
Цель образовательных программ, ориентированных на развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов, состоит в подготовке их к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в
36
демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Для достижения этой цели необходимо существенное расширение пространства воспитания и образования. Именно здесь открывается возможность использования средств социально-культурной деятельности в формировании ценностей социального взаимодействия.
Необходимость диверсификации системы высшего образования посредством налаживания партнерских отношений между вузом и музеем обусловлена следующими противоречиями:
1) назрела потребность выхода общества из социально-культурного кризиса, возрождения национальной и духовной культуры человека, гуманизации образования; вместе с тем наблюдается углубляющийся разрыв между стремительным развитием социально-экономического потенциала нации и образовательной средой, не успевающей приспособиться к быстрому темпу изменений условий жизнедеятельности и социальной адаптации;
2) современная социально-культурная обстановка требует
совмещения профессиональных интересов и высокой духовной культуры личности; при этом отмечается отставание оперативного реагирования образовательных и социокультурных учреждений по внедрению новых социально-культурных технологий;
3) прослеживаются активно протекающие процессы модернизации системы высшего образования, позволяющие индивиду на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал; однако данная система функционирует в условиях нарушения преемственности, отсутствия единой методологической основы, сопряженных дидактических моделей и практико-ориентированных технологий;
4) возникла объективная необходимость в диверсификации системы высшего образования, в формировании качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности; тем не менее, в высшем образовании в настоящее время отсутствуют системные научные
37
подходы социального воздействия на формирование и развитие творческого потенциала личности [13].
Совокупность указанных противоречий обусловила проблему настоящего исследования - отсутствие единой методологической основы и практико-ориентированных технологий совместной социально-культурной деятельности вуза и музея в условиях диверсификации высшего образования.
Значение музеев в сложном процессе формирования новой национальной идеи, новых целевых установок развития гражданского общества в России существенно возрастает. Современные музеи занимают определенную позицию в системе культуры и образования. Отражая культурные ориентиры общества, музей стремится к широкому взаимодействию с публикой, выступая центром духовного и нравственного воспитания, неким форпостом в деле изучения, сохранения, трансляции социальной информации и опыта. Г лобализация и информатизация общества, интенсивное формирование развлекательно-досуговой деятельности активно влияют на презентацию музейных практик, которые в настоящее время связаны не только с процессами сохранения и интерпретации культурного наследия, но и с попыткой решения актуальных проблем для современников [7; 9].
Современный музей - это научно-исследовательское и культурнопросветительное учреждение, в деятельности которого органично сочетаются научные методы, средства художественного выражения и социокультурного воспитания. Музеи превращаются в передовые культурные институции -культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни столицы, отражающие ведущие тенденции эволюции музейной практики:
- активно внедряются в работу музеев информационные и коммуникационные технологии;
38
- широко применяются современные технологии социальнокультурной деятельности (анимационные, театральные, игровые),
используются интерактивные формы работы с населением;
- возрастает значимость электронных экспозиций и виртуальных музеев;
- появляются крупные музейные центры, демонстрирующие примеры формирования на базе синтеза музейной и галерейной среды качественно нового пространства коммуникации и производства новых идей [15].
Создавая свой новый имидж, музеи пересматривают и содержание работы, стремясь соответствовать потребностям современного человека. Все чаще они приобретают черты культурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи - образовательно-воспитательные и
развлекательно-рекреационные [2].
Наряду с традиционными формами-лекциями, консультациями и экскурсиями в практику музейной деятельности внедряются интерактивные технологии. К нетрадиционным формам культурно-образовательной деятельности, применяемым в музейной педагогике, относятся:
- уроки в форме игр, соревнований, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. Еще одной формой
39
культурно-образовательной деятельности музея с участием более широкой аудитории является фестиваль, который сопровождается осмотром и показом различных видов работ в искусстве, выполненных участниками кружков, студий и других творческих групп. Олимпиады, конкурсы и викторины, связанные с тематикой музея, также можно отнести к таким формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством объединения, выявления активности аудитории и приобщения их к деятельности музея [11].
Учреждения музейного типа активизировали работу по обеспечению доступности культурных благ и услуг для всех групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищенные слои населения. В музеях создаются благоприятные условия для интеллектуального, творческого и культурного развития граждан [16].
Организация досуга является приоритетным и перспективным направлением взаимодействия музея с посетителем. Большая часть досуговых форм рассчитана на поливозрастную аудиторию и осуществляется в таких формах, как ярмарка, карнавал, день открытых дверей, свадьба в музее и т. д. Однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей: игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, вечера встреч, чаепитие для людей пожилого возраста и проч. Чаще всего досуговые формы имеют комплексный характер, то есть могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить в форме музейного праздника, концерта, бала и проч. [2; 4].
Важным фактором в реализации взаимодействия музея и посетителя является появление музейной педагогики. Она позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и
«педагогически» воздействовать на посетителей благодаря уникальным возможностям музейной среды и музейного предмета. Музейнопедагогический подход позволяет организовать образовательную
40
деятельность как процесс, осуществление которого сегодня невозможно без разработки специальных программ, связанных с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музея. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» для детей дошкольного возраста, разработанная Государственным Русским музеем, музейно-экскурсионная программа «Предметный мир культуры» для начальных школ, проект «Образование через искусство» (Галерея Ильи Глазунова). Программный подход к образовательно-воспитательной деятельности музея предполагает взаимодействие с системой образования, что делает особенно эффективной работу с детской аудиторией [2].
Культурно-образовательная деятельность становится одним из ведущих направлений работы музея, в рамках которого разрабатываются проекты, ориентированные как на взрослую, так и на детскую аудиторию, организовываются специализированные выставки, интерактивные экскурсии, анимационные программы, квесты и мастер-классы. Согласно современным представлениям, деятельность музея выходит за рамки традиционной культуроохранной функции [8].
Современные музеи вынуждены искать пути привлечения посетителей в условиях нового экономического уклада жизни и все чаще делают ставку не только на познавательную, но и на рекреативно-развлекательную функции. Привнесение образного, многозначного игрового начала в построение музейной экспозиции, органичное существование в музеях «пограничных» жанров: перфомансов и театрализованных акций, квестов, а также полноценных театральных постановок (артакций) - есть форма нематериального культурного наследия в материальной музейной среде [10].
Реалии российской социокультурной ситуации, характеризующейся трансформацией культурных ценностей, требуют от музеев существенного расширения сферы влияния на современное общество, действенной
41
реализации своего мощного потенциала в науке, образовании, воспитании, сфере досуга [15]. Следовательно, необходимо сосредоточиться на наиболее значимом направлении музейной работы - социально-культурной деятельности, которую мы определяем как интегративный вариант педагогической работы, основанной на применении средств и форм просветительной, досуговой и культурно-воспитательной деятельности музея.
В целях подготовки компетентных и конкурентоспособных кадров для учреждений социально-культурной сферы, а также решения задач Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-18 годы», ориентированной на развитие человеческого капитала для формирования инновационного потенциала города Москвы [6], коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ (Институт культуры и искусств МГПУ) в 2012 году разработан научно-исследовательский проект «Пространство
просвещения». На основе социокультурного взаимодействия вуза и музея как формы диверсификации высшего образования осуществляется тесное сотрудничество Института культуры и искусств МГПУ с музеями, ставшими партнерами проекта: ГБУК города Москвы «Галерея Ильи Глазунова», МКУК «Музей истории и культуры городского поселения Малаховка», ГБУК города Москвы «Г алерея искусств Зураба Церетели», ГБУК города Москвы «Государственный музей спорта».
Проект разработан с целью выявления методологических, теоретических и прикладных основ использования партнерских отношений вуза и музея как одной из эффективных форм диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере.
Уникальность проекта заключается в эффективном использовании образовательного ресурса московских музеев и педагогического потенциала культуры в формировании профессиональных компетенций бакалавров и
42
магистров социально-культурной деятельности в условиях диверсификации высшего образования [3].
В рамках проекта проводятся научные мероприятия с участием специалистов музейной деятельности: межвузовская научно-практическая конференция «Социализация разных групп населения средствами социальнокультурной деятельности»; ежегодный круглый стол «Актуальные проблемы культурной политики Москвы: теория и практика»; научно-практические семинары «Особенности внедрения интерактивных методов обучения в практику социокультурных учреждений», «Организация молодежного досуга средствами рекреативных технологий», «Анимационные технологии в структуре молодежного досуга» и др.
Всероссийский научно-практический круглый стол «Социально-культурное партнерство музея и вуза как форма диверсификации высшего образования» Галерея Ильи Глазунова, декабрь 2014 г.
IVМежвузовский научно-практический круглый стол «Актуальные проблемы культурной политики Москвы: теория и практика» Институт культуры и искусств МГПУ, апрель 2015 г.
Результатом реализации проекта является публикация научных статей в международных и межвузовских сборниках научных трудов. Так, по проблеме диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере, внедрения новых технологий в организацию культурнопросветительной деятельности музеев опубликованы статьи преподавателей кафедры социально-культурной деятельности МГПУ (Ганьшиной Г.В.,
43
Грибковой Г.И., Умеркаевой С.Ш.) совместно с музейными работниками (Гордеевой Т.А., Истягиной-Елесеевой Е.А., Московской Н.В.).
Осуществляется организация производственной практики студентов Института культуры и искусств МГПУ направления подготовки «Социальнокультурная деятельность» в учреждениях музейного типа. Студенты получают новый импульс для профессионального развития и роста, т.к. формы и методы просветительной и культурно-образовательной
деятельности музея формируют ценности социального взаимодействия и социокультурного творчества, предоставляя широкие возможности для самореализации личности [16].
Учебная практика студентов 1 курса Музей истории и культуры городского поселения Малаховка, май 2013 г.
Производственная практика студентов 3 курса
Галерея Ильи Глазунова, февраль 2014 г.
Производственная практика в музее, картинной галерее, выставочном зале формирует у будущих организаторов досуга готовность к использованию современных инновационных методов просветительной, образовательной, воспитательной, рекреационной работы с населением; а также готовность к внедрению интерактивных технологий и достижений музейной педагогики в процесс организации содержательного досуга разных групп граждан, что отвечает потребностям столичной отрасли культуры в квалифицированных кадрах для учреждений социально-культурной сферы [16].
44
С целью интеграции знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях, преподаватели кафедры социальнокультурной деятельности МГПУ регулярно проводят выездные практические занятия на базе учреждений музейного типа. Подобные занятия способствуют вовлечению студенческой молодежи в процесс социальнокультурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга,
формированию навыков организации массовых, групповых и
индивидуальных форм социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями разных групп населения.
Сотрудники Галереи Ильи Глазунова и Музея истории и культуры городского поселения Малаховка проводят для студентов Института культуры и искусств МГПУ всех форм обучения мастер-классы на темы: «Православные традиции России», «Народные свадебные обряды»,
«Театральные технологии в музейной педагогике», «Интерактивные
технологии в процессе проведения экскурсий», «Технологии разработки тематической экскурсии», «Особенности разработки экскурсии для подростков», «Технологии проведения школьной олимпиады «Я поведу тебя в музей».
Преподавателями и студентами Института культуры и искусств МГПУ направления «Социально-культурная деятельность» разрабатываются и внедряются в практическую деятельность музеев интерактивные анимационные программы, направленные на популяризацию музейных услуг и активизацию посетителей [5]. Активное участие студентов в анимационных программах позволяет не только знакомиться со спецификой музейной анимации, но и в интегрированной форме получать опыт практического применения знаний, полученных при изучении учебных дисциплин: «Основы сценографии, грима и костюма», «Сценическая речь», «Социальнокультурное проектирование анимационных программ» [17].
45
Интерактивная анимационная программа «Сошедшие с полотен и страниц...» Галерея Ильи Глазунова, декабрь 2014 г.
Анимационная программа «Малаховская антреприза» Музей истории и культуры городского поселения Малаховка, май 2015 г.
Осуществляется совместное участие преподавателей и студентов Института культуры и искусств МГПУ в межмузейных проектах и культурных акциях: «Дни исторического и культурного наследия», «Ночь в музее», «Семейное путешествие. Всей семьей в музей», «Вечер в музее», «Ночь искусств», «Музейные четверги». Это способствует не только расширению представления о музее как о социокультурном институте, призванном поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать преемственность гуманитарных ценностей и производство мировоззренческих смыслов, но и формирует у студентов проектное мышление как неотъемлемый компонент конкурентоспособной личности.
46
Благодарность преподавателям и студентам Института культуры и искусств МГПУ за участие в организации и проведении акции «Ночь искусств» 3 ноября 2014 г. в «Галерее искусств Зураба Церетели»
Члены команды проекта являются экспертами программ,
разработанных сотрудниками музеев-партнеров: профессор Грибкова Г.И. (к.п.н., член Ученого совета при МКУК «Музей истории и культуры городского поселения Малаховка» и эксперт проекта, посвященного 100-летию Малаховского летнего театра «Театр forever» (совместный проект с Государственным театральным музеем им. Бахрушина); доцент Ганьшина Г.В. (к.п.н., эксперт анимационных программ ГБУК города Москвы «Галерея Ильи Глазунова»).
В рамках проекта «Пространство просвещения» профессорскопреподавательским составом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ разработана магистерская программа «Тьютор образовательных программ учреждений культуры» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» на 2015-2017 уч. г.
Значимой формой диверсификации образовательной функции учреждений социально-культурной сферы в условиях партнерства вуза и музея стал ежегодный межвузовский студенческий Форум «Молодежь в галерее Ильи Глазунова». Организатором Форума является ГБУК города Москвы «Галерея Ильи Глазунова».
47
IIIМежвузовский студенческий форум IVМежвузовский студенческий форум
«Молодежь в галерее Ильи Глазунова» «Молодежь в галерее Ильи Глазунова»
Галерея Ильи Глазунова, апрель 2014 г. Галерея Ильи Глазунова, апрель 2015 г.
Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, включающее в себя экскурсионные программы, пленарное заседание, работу по секциям, мастер-классы, викторины. Привлечение студентов к участию в организации и проведении мероприятий форума - еще одно важное направление в практической подготовке студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность». Главным мероприятием форума является научно-практическая конференция. На форуме работают дискуссионный клуб, проектная лаборатория, интерактивные секции «Студенческая наука» и «Студенческое творчество», на которых студенты выступают с научными докладами и презентациями, обмениваются мнениями, выдвигают предложения по развитию социально-культурного сервиса в музее и обсуждают проекты будущего. По сложившейся традиции для гостей и участников форума студенты-практиканты совместно с сотрудниками галереи проводят мастер-классы, конкурсы, блиц-викторины, связанные с главной тематикой форума, а также творчеством И.С. Глазунова. Таким образом, участие в работе форума позволяет студентам получить представление о разнообразии форм работы с современной молодежью [16].
В апреле 2014 года проект «Пространство просвещения» был представлен на конкурсе научных проектов среди научно-педагогических
48
работников ГБОУ ВО МГПУ «Лучший научный проект МГПУ 2014 года» и стал победителем в номинации «Самый инновационный проект».
Результаты реализации проекта «Пространство просвещения» показали эффективность социально-культурного партнерства вуза и музея как формы диверсификации высшего образования.
С целью интеграции образовательных, культурных и информационных ресурсов высших учебных заведений и учреждений культуры города Москвы как условия формирования единого культурно-образовательного
пространства в 2015 году коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ разработан новый научно-исследовательский проект «Социально-культурное партнерство: вуз -музей - библиотека в условиях инновационного развития», продолжающий поиск эффективных средств, форм и методов диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере.
Литература
1. Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2014. - № 1 (1). -С. 4-23.
2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Грибкова Г.И. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3 (59-3). - С. 870-873
3. Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И. Социально-культурное партнерство музея и вуза как форма диверсификации российского высшего профессионального образования // Материалы XII Международного симпозиума по имиджелогии «Имидж национального единства и процветания России» 12-14 июня 2014 года. - Севастополь-Москва, 2014. -С. 26-32.
4. Ганьшина Г.В., Григорьев И.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие / Г.В. Ганьшина, И.Н. Григорьев; Депар. обр. г. Москвы, ГБОУ ВПО
49
г. Москвы «МГПИ», М.-Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». -2011. - 168 с.
5. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Развитие социально-культурной анимации в России. Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-3 (59-3). - С. 4952.
6. Государственная программа города Москвы «Культура Москвы на
2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kultura.mos.ru.
7. Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: автореф. дис. канд. соц. наук / Е.С. Грачева. - Саратов, 2010. - 20 с.
8. Грибкова Г.И. Некоторые особенности проектных технологий в деятельности социально-культурных учреждений // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). -2014. - № 6. - С. 27-31.
9. Грибкова Г.И. Проектная деятельность как элемент профессиональной компетентности бакалавров социально-культурной сферы // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 4. - С.146-151 .
10. Грибкова Г.И., Гордеева Т.А. К вопросу о театрализации форм музейной деятельности // Международный академический вестник. - 2015. -№ 3(9). - С. 51-55.
11. Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 июля 2015 г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 15-23
12. Коллегов А.К. Диверсификация как основная тенденция развития высшего педагогического образования в России // Вестник ТГПУ. - 2010. -№ 4(94). - С. 12-16.
13. Мангер Т.Э. Диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. д.п.н. - Тамбов, 2008. - 46 с.
50
14. Мангер Т.Э., Мурзина О.Б. Диверсификации системы непрерывного
образования как научно-педагогическая проблема // Социально-
экономические явления и процессы. - 2011. - № 9(31). - С. 265-271
15. Умеркаева С.Ш. К проблеме взаимодействия музея и вуза в культурнообразовательном пространстве столичного мегаполиса // Проблемы и достижения современной науки: материалы II Международной научнопрактической конференции (Уфа, 15-16 мая 2015 г.). - Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. - № 1(2). - С. 36-37
16. Умеркаева С.Ш. Организация производственной практики студентов
направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в
учреждениях музейного типа (из опыта работы): материалы II Международной научной конференции «Проблемы и перспективы современного образования» // Ежемесячный научный журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - № 09(80). - 2015 г. - Ч. III. - С. 60-64.
17. Умеркаева С.Ш. Формирование профессионально значимых качеств личности бакалавра социально-культурной деятельности в условиях практико-ориентированной образовательной среды // Международный академический вестник. - 2015. - № 2(8). - С. 41-45
18. Чаус Н.В., Ганьшина Г.В. Мы дети твои, Победа! // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 2 (3). - С. 172-190.
51