Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 235-245.
удк 378.147.88 Е. В. Бабаева, Г. В. Ганьшина, С. Ю. Заварина
Сотрудничество вуза с учреждениями культуры как форма диверсификации высшего образования
Объективная необходимость разработки новой модели образования и социализации личности привела к серьезным диверсифицикационным процессам в сфере высшего образования. Целью данной статьи является анализ конструктивного опыта плодотворного сотрудничества ведущих вузов России и учреждений культуры Москвы и Московской области по созданию диверсификационного образовательного пространства. Авторы статьи уже долгие годы занимаются практической и аналитической научно-исследовательской работой по проблеме социокультурного партнерства вузов с учреждениями культуры и образования г. Москвы и Московской области. Одной из форм диверсификации высшего образования является активное, действенное включение студентов в социокультурное пространство вуза, города, региона. В статье представлен опыт Московского городского педагогического университета и Государственного гуманитарно-технического университета по совместной разработке и реализации значимых социально-культурных проектов и программ, в которых студентам представляется возможность практического воплощения полученных в стенах вузов теоретических знаний и навыков, внедрения инновационных технологий организации социально-культурных мероприятий на различных площадках учреждений культуры Москвы и Московской области. Творческое взаимодействие высших учебных заведений с учреждениями сферы культуры способствует формированию профессиональной компетентности студентов, развитию креативного мышления, духовному и культурному росту. Сотрудничество вузов и учреждений культуры содействует подготовке студенческой молодежи к высокоорганизованной профессиональной деятельности, возрождению и развитию национальной культуры России в новых социально-экономических условиях.
Ключевые слова: диверсификация, высшее образование, сотрудничество, вуз, студент, преподаватель, учреждение культуры, музей, библиотека
Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019 No. 6 (36). pp. 235-245.
E. V. Babaeva, G. V. Ganshina, S. Yu. Zavarina
^operation of University with Cultural Institution as Higher Education Diversification Form
Objective necessity of new educational model development and personality socialization brought to serious diversification processes in the sphere of higher education. This article objective is the analysis of constructive experience in fruitful cooperation of leading Russian universities and Moscow and Moscow region cultural institutions on diversification educational area formation. Article authors are over a number of years engaged in practical and analytical scientific research work on the problem of sociocultural partnership of universities with cultural and educational institutions in Moscow city and Moscow region. One of higher education diversification forms is the active, efficient incorporation of students in sociocultural area of university, city, region. The article represents the experience of Moscow City Pedagogical University and State Humanitarian-and-Technical University on joint development and implementation of meaningful sociocultural projects and programs, where the students are granted the possibility of practical implementation of obtained within the walls of universities theoretical knowledge and skills, innovative technologies implementation on organizing the sociocultural undertakings on various sites of cultural institutions in Moscow city and Moscow region. Creative interaction of higher educational establishments with cultural institutions promotes professional competence in students formation, creative thinking development, spiritual and cultural growth. ^operation among universities and cultural institutions promotes the college kids preparation to highly organized professional activities, Russian national culture rebirth and development in new socio-economic conditions.
Key words: diversification, higher education, ^operation, university, student, teacher, cultural institution, museum, library
_Введение
ерьезные конструктивные перемены в / образовании и социокультурной сфере, V__" принятие новых профессиональных стандартов направлено на динамичное развитие отечественной науки, внедрение инноваций в образовательное пространство высшей школы. Модернизация образования требует подготовки педагогических кадров, готовых к решению сложных задач в новых условиях реформирования всех образовательных структур. Стратегия глобальных изменений системы образования представлена в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1]. Предусматривается создание открытой и диверсифицированной системы образования, удовлетворяющей потребностям инновационной экономики и отвечающей требованиям современного рынка труда. В процесс создания модели профессиональной компетентности выпускника вовлечены все структуры вуза. Их деятельности направлена на установление партнерских отношений с учреждениями культуры и образования, организациями, предприятиями, органами власти, готовых к открытию инновационных площадок для разработки и реализации совместных проектов и программ от зонального до международного уровня. Это позволит вузу не только осуществлять свою традиционную образовательную функцию, но и преобразовать, оптимизировать имеющийся опыт, совершенствуясь и расширяя при этом свои функциональные возможности. Консолидация образовательных ресурсов современного вуза и учреждений культуры позволит перестроить процесс обучения, придать ему творческий характер.
Необходимость диверсификации системы высшего образования посредством налаживания партнерских отношений с учреждениями культуры вытекает из сложившихся противоречий: с одной стороны, наблюдается процесс гуманизации отечественного образования, возрождение национальной и духовной культуры России, с другой стороны, развитие образовательной среды не успевает за стремительным ростом социально-экономического потенциала страны; с одной стороны, наблюдаются интеграционные процессы в деятельности учреждений культуры и образования, с другой стороны, внедрение инновационных социально-культурных технологий в деятельность образовательных и социокультурных учреждений происходит недостаточно оперативно; с одной стороны, назрела объективная необходимость в диверсификации системы высшего образования, обновлении образа жизни и формировании качественно нового уровня интеллектуальной деятельности, с другой стороны, в настоящее время система выс-
шего образования не имеет концептуально обоснованной научной и материально-технической базы для осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики, формирования креативной, всесторонне развитой личности [8].
Совокупность представленных противоречий позволяет определить проблему данного исследования - какова роль сотрудничества вузов с учреждениями культуры в создании открытой, диверсифицированной системы высшего образования?
Целью данного исследования является обоснование роли сотрудничества вузов с учреждениями культуры в диверсификации системы высшего образования на основе анализа конструктивного опыта взаимодействия вузов и учреждений культуры Москвы и Подмосковья.
Необходимость совершенствования образовательных технологий высшей школы, расширения базы предоставляемых услуг, повышения их качества, формирования конкурентоспособных профессионалов, обуславливает создание полноценных партнёрских отношений между высшими учебными заведениями и учреждениями культуры и образования, социальными службами, другими заинтересованными во взаимодействии организациями и предприятиями, местными органами власти, отдельными лицами.
Диверсификационные процессы, происходящие в высшем образовании, привели к расширению социокультурных связей вуза, создав более гибкую систему обучения, способную учитывать изменения требований современного рынка труда к отбору квалифицированных специалистов для различных сфер экономики. Сегодня вуз, подготавливая молодежь к ответственной, продуманной жизнедеятельности, формируя навыки социального взаимодействия, активного творческого процесса, направленного на самореализацию, находится в поиске эффективных методов и средств формирования гуманистической личности и выявления особенностей диверсификации высшего образования.
_Материалы и методы
При проведении исследования использовались теоретические методы: анализ, систематизация научной и методической литературы, посвященной проблеме диверсификации высшего образования, социального партнерства вузов и учреждений культуры; изучение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия высших учебных заведений с музеями, библиотеками, театрами, государственными предприятиями и общественными объединениями, направленного на расширение образовательных услуг, создание инновационных площадок для разработки и реализации совместных проектов и программ.
Изучению проблемы диверсификации системы образования, как одного из инновационных направлений модернизации образования, посвящены работы В.В. Алтуниной, Е.В. Бабаевой, Г.В. Ганьшиной, Г.И. Грибковой, С.Ю. Завариной, Т.Ю. Мангер, Ж.В. Муравьевой, Н.Н. Ярошенко и др. Компетентностный подход к вопросам подготовки современных специалистов рассмотрен в работах зарубежных ученых V. Cheepanach, A. Rufai, R. Bakar, A. Rashid, G. Jover, L. Geraldo, M. Beraza, T. Hyland, S. Meyers, D. Lester и др. Вопросы глобализации образования отражены в работах В. Clark, N. Devis, G.Ritzer, Р. Rubinson, P. Walters., подготовки специалистов в высших учебных заведениях в исследованиях Е.В. Бабаевой, Т.И. Баклановой, Г.В. Ганьшиной, Г.И. Грибковой, А Е Дьяковой, С.Ю. Завариной, Зеленко Н. В, Зелен-ко Г.Н., Ж.В. Муравьевой, А.А Рыбаковой, Терехова П.П., Г.М.Чанакаева, С.Ш. Умеркаевой и др.
Социально-культурные аспекты организации образовательной деятельности представлены в трудах М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Г.В. Ганьшиной, Г.И. Грибковой, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Суртаева, В.Е. Триодина, Н.Н. Ярошенко и др. Обоснование роли учреждений культуры в образовательном процессе вуза отражено в исследованиях И.Н. Бондаренко, Г.В. Ганьшиной, Н.В. Герасимовой, Г.И. Грибковой, Е.И. Григорьевой, О.Ю. Мацукевич, Э.И. Медведь, Л.Ф. Муста-финой, Д.В. Шамсутдиновой и др.
Взаимодействие вуза и различных социальных институтов, общества, социальных групп, учреждений, организаций, специалистов давно выступает предметом научных исследований Т.И. Баклановой, В.С. Барулина, Г.В. Ганьшиной, Г.И. Грибковой, П.С. Гуревич, И.Д. Левиной, Г.В. Мир-зоян и др.). Целевое взаимодействие учреждений образования и культуры направлено на формирование социальных норм, передачу культурно-исторического опыта, способности к адаптации в обществе и полноправному функционированию в нем. В исследованиях отечественных ученых (Е.В. Бабаева, В.Г. Бочарова, Г.В. Вишина, Вилкова И. М., Г.В. Ганьшина, Е.С. Грачева, Г.И. Грибкова, С.С. Гусейнов, С.Ю. Заварина, В.К.Зарецкая, Ж.А. Захарова, О.А Киреева, Н.А. Лаптинская, Э.И. Медведь, Ж.В. Муравьева, Н.В. Тюкалова, С.Ш. Умеркаева и др.) отмечается полифункциональность деятельности учреждений образования и культуры как социальных институтов.
_Анализ литературы
В.В. Алтуниной разработана концепция диверсификации образовательной деятельности вуза, рассматриваемая «как мультипликативная система индивидуальных образовательных траекторий совместных международных дуальных образовательных программ подготовки специалистов, определяющая основные магистральные направления модернизации образовательной
деятельности вуза» [3, с. 22]. Автор считает, что основным механизмом успешного функционирования, выживания и плодотворного обмена инновационным педагогическим опытом в современных условиях является участие вузов в ассоциациях и объединениях, в том числе международных, подготовка и реализация совместных инновационных проектов и программ, направленных на повышение качества образовательных услуг. Повышение конкурентоспособности выпускников усиливается за счет «личностной» диверсификации получаемого образования путём внедрения в образовательную деятельность вуза международных дуальных программ подготовки, способствующих значительному расширению набора индивидуальных образовательных траекторий» [3, с. 26].
Т.Э. Мангер считает, что задачи диверсификации заключаются в единстве духовно-нравственного и художественно-творческого развития, в самопознании и саморегуляции поведения, формировании социальной активности, повышении социокультурной компетентности личности. Систематизация и обобщение научных подходов позволили Т.Э. Мангер выделить основные смысловые значения понятия «диверсификация образования»:
• это процесс организационного и структурного реформирования образования;
• реорганизация и создание новых образовательных учреждений;
• развитие образовательных систем, программ, форм и содержания образовательного процесса;
• процесс взаимодействия учреждений образования с социальными институтами;
• эффективное средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций личности [13, с. 18].
Внедрение компетентностного подхода в образовательное пространство современного вуза направлено на продуманный выбор профессии, формирование у студентов гражданской активности и социокультурных ценностей. По мнению американского исследователя Терри Хайленда, глобализационные процессы, происходящие в современном мире, негативно сказываются на развитии индивидуальных качеств будущих специалистов. Для адекватного решения многолетних проблем реформирования образования необходимо разработать модель комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. В современных вузах организация практико-ори-ентированных занятий позволяет повысить самосознание и мотивированную вовлеченность студентов в образовательный процесс [18]. Целенаправленный отбор современных образовательных технологий создает благоприятные условия для расширения знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной,
практической и социально-культурной деятельности, позволяющих студенту реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Испанские ученые Гонсало Джорер, Хосе Луис Гон-салес Геральдо считают, что расширение европейского пространства высшего образования (EHEA), в рамках Болонского процесса, привело к внедрению информационных и коммуникационных технологий в современное образование. Все эти изменения должны способствовать формированию гармоничной и морально устойчивой личности, с хорошо развитыми профессиональными компетенциями, преданных делу людей [16].
Малазийские ученые (Ахмед Умар Руфай, Ab Rahim Bin Bakar, Абдулла Бин Мат Рашид) для преодоления «разрыва» между спросом на занятость и уровнем образовательной подготовки выпускников разработали практическую модель создания общей программы высшего образования и учебных планов, ориентированных как на развитие широкого круга знаний, навыков, взглядов и ценностей, так и в конечном итоге на расширение возможностей трудоустройства [15]. Н.В. Зеленко и соавторы делают вывод о том, что социальное партнерство повышает качество образовательного процесса в вузе [12]. Наиболее оптимальными формами социально-образовательного партнерства педагогических учреждений с государственными и общественными организациями, являются:
• участие представителей работодателя в корректировке учебной программы и учебных планов;
• совместное руководство курсовыми и дипломными проектами;
• включение в члены государственной аттестационной комиссии представителей работодателя;
• совместные экспериментальные исследования;
• проведение совместных научно-практических и социально-культурных мероприятий;
• целевое распределение выпускников.
На основании анализа научных трудов по проблеме исследования нами определены основные компоненты понятия «диверсификация высшего образования»:
1) модернизация системы высшего образования, позволяющий личности на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал;
2) единая методологическая основа, сопряженные дидактические модели и практико-ори-ентированные технологии обучения, направленные на формирование качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности;
3) системный научный подход к взаимодействию вуза с социальными институтами по формированию и развитию творческого потенциала личности.
4) гибкая система обучения, способная учитывать изменения требований современного рынка труда к отбору квалифицированных специалистов для различных сфер экономики;
5) расширение социокультурных связей вуза, направленных на развитие образовательных систем, программ, форм и содержания образовательного процесса;
6) формирование у студентов навыков социального взаимодействия, активного творческого поиска, направленного на саморазвитие и самореализацию.
Диверсификация высшего образования - многогранный процесс модернизации высших учебных заведений, предполагающий перестройку и гибкость системы обучения, расширение социокультурных связей вуза, создание новых видов образовательных программ, внедрение практико-ориентированных технологий обучения, направленных на развитие у обучающихся качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности, формирование конкурентоспособных профессионалов.
Результаты и обсуждение. Формирование социокультурной компетентности обучающихся на разных образовательных ступенях, креативного мышления и способности к саморазвитию возможно не только в условиях учебной деятельности, но и в рамках самообразования и дополнительного образования, в свободное от занятий время. Необходимо масштабное расширение сетевого взаимодействия учреждений, входящих в систему высшего и дополнительного образования, клубной системы по месту жительства, потенциалов молодежных общественных объединений, учреждений отдыха и оздоровления. Становление личности студенческой молодежи обеспечивается разноплановой деятельностью учреждений образования и культуры.
Включение музея в систему социального воспитания позволяет рассматривать его как ин-тегративную основу для социально-культурной работы со всеми категориями населения, формирования патриотических ценностей как одного из важнейших качеств личности. Музей несет в себе огромный культурный, творческий, развивающий потенциал. Включение музеев в единую систему нравственного и патриотического воспитания способствует их интеграции с учебными учреждениями и другими социальными институтами, которые вовлечены в инновационный процесс формирования разносторонней личности. Расширение функций музеев как поликультурных центров будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в социально-культурное творчество, социальные акции, эвент-проек-ты, праздники и другие мероприятия, связанные со знаменательными событиями отечественной истории. «Современный музей должен нести не только информационную функцию, но и формировать историческое, эстетическое и профессио-
нальное сознание, стать подлинным «собеседником» личности, ведущей с ней диалог в процессе познания» [6, с. 41.]. «Освоение элементов культуры происходит в определенной социальной среде, накладывающей отпечаток на процесс обучения личности культурным стандартом. В этом смысле важно отметить, что музей всегда «вписан» в социокультурную среду, и личность посредством музея увеличивает свои адаптационные возможности относительно реально существующего социокультурного пространства» [7, с. 56]. В изменяющихся исторических и социально-экономических условиях музеи, оставаясь хранителями культурных ценностей, преодолевая консерватизм, активно устанавливают связи с различными институтами общественной жизни.
Современные музеи становятся поликультурными центрами духовного и нравственного воспитания. Научно-исследовательская и культурно-просветительская работа музеев является одним из важнейших компонентов социализации современной молодежи. В деятельности музеев органично сочетаются научные методы и методы социокультурного проектирования, средства художественного выражения и трансляции исторических знаний и опыта [10, с. 3]. Научные сотрудники музейных комплексов разрабатывают образовательные проекты, как для детей, так и для взрослой аудитории. В стенах музеев регулярно организуются тематические квесты и интерактивные экскурсионные программы, выставки и мастер-классы от профессионалов в области образования, культуры и искусства [11, с. 17]. Музеи, имея широкий арсенал образовательных ресурсов, эффективно взаимодействуют с различными учреждениями культуры и образования.
Претворяя в жизнь основные направления целевой программы «Культура Москвы 2012-2018 гг.» по превращению музеев в передовые культурно-образовательные, досуговые и информационные центры столицы, «объединяющие традиционную деятельность и инновационные формы работы» [2, с. 17], группа преподавателей Московского городского педагогического университета (МГПУ) разработала проект «Пространство просвещения». В рамках проекта с 2012 года по настоящее время осуществляется взаимодействие педагогов и студентов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры МГПУ и музеев столицы (ГБУК города Москвы «Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова», ГБУК города Москвы «Государственный музей спорта», ГБУК города Москвы «Галерея искусств Зураба Церетели» и др.). Одно из направлений партнерских отношений - научно-исследовательская работа: организация совместных научно-практических конференций и семинаров, подготовка студенческих научных исследований, выпуск сборников научных статей преподавателей, студентов
и сотрудников музеев, коллективных и авторских монографий по проблеме сотрудничества вуза и учреждений культуры, диверсификации высшего образования, социально-культурной деятельности музеев.
Формирование педагогической компетентности специалиста в учебных заведениях культуры и искусства - это творческий процесс соединения культуры, искусства, научной теории, практики художественно-педагогической деятельности. Каждое учебное занятие в художественно-творческом вузе имеет свой неповторимый оттенок, свою эмоциональную окраску [14, С.27]. Закрепление практических навыков, формирование профессиональной компетентности осуществляется во время производственной практики студентов в учреждениях культуры. Социально-культурное пространство музеев позволяет студентам реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, закрепить полученные знания на практике. Студенты принимают активное участие в подготовке и реализации социально-культурных проектов и интерактивных программ в стенах музеев. Они являются постоянными участниками общегородских культурных акций «Ночь в музее» и «Ночь искусств», проектов «Дни исторического и культурного наследия», «Всей семьей в музей!», взаимодействуя с различными категориями населения, выполняя функцию тьютора, аниматора, а порой и организатора мероприятия.
Показателем успешной диверсификации высшего образования является ежегодный студенческий Форум «Молодежь в галерее Ильи Глазунова». Бессменный организатор Форума -Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. В апреле 2018 года состоялся VII студенческий Форум. В его работе приняли участие представители 28 учреждений образования и культуры Москвы и Подмосковья. В составе оргкомитета Форума преподаватели вузов и сотрудники учреждений социально-культурной сферы. Работа Форума направлена на сохранение и возрождение культурных ценностей и традиций на современном этапе, предопределение будущей культурной идентичности России. Для всех участников форума организуются экскурсии по залам галереи: «Россия Ильи Глазунова», «Образ защитника Отечества в произведениях Ильи Глазунова», «Вечная женственность в творчестве Ильи Глазунова» и др. Ежегодно сотрудники музея и преподаватели проводят конкурсы научных и творческих работ, викторины, творческие лаборатории и мастер-классы. Все участники получают сертификаты, а победители награждаются дипломами. На дискуссионных площадках форума встречаются профессионалы и будущие специалисты различных сфер: экономики и туризма, культуры и искусства, образования, юриспруденции и таможенного дела. Образовательный потенциал
картинной галереи, и конкретно художественного творчества Ильи Сергеевича Глазунова, духовно обогащают личность, способствуют формированию культурных ценностей и патриотических чувств у современной молодежи, у участников Форума и гостей музея.
Опыт плодотворного сотрудничества Государственного гуманитарно-технологического университета (ГГТУ, г. Орехово-Зуево) с музеями города, позволяет проводить совместные культурные мероприятия и выездные занятия для студентов в Музее рода промышленников Морозовых, Музее боевой славы, Музее истории музыкальных традиций, Зоологическом музее ГГТУ. Регулярно проходят научно-практические семинары и круглые столы с участием сотрудников музеев, преподавателей и студентов ГГТУ. В конце сентября 2018 года в вузе состоялись Первые Всероссийские Морозовские чтения «Российское предпринимательство: история и современность», посвященные проблеме осмысления роли династии Морозовых в модернизации предприятий, историко-культурном и социальном развитии России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Все участники мероприятия посетили краеведческий музей Восточного Подмосковья и музей семьи Морозовых. Экскурсоводы наглядно представили информацию о знаменитой династии фабрикантов. Особое место в экскурсионной программе отведено личности Морозова Саввы Тимофеевича - новатора, предпринимателя и мецената. Обсуждение поставленных в Чтениях вопросов будет способствовать изучению и пропаганде исторического опыта российских промышленников, формированию патриотических чувств и гражданской ответственности молодежи. Накануне мероприятия в Музее рода промышленников Морозовых состоялось заседание научного кружка «Моё родное Подмосковье» (руководитель: Бабаева Елена Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук), приуроченное к празднованию Дня города Орехово-Зуево. Студенты представили доклады с презентацией об истории г. Орехово-Зуево, о династии семьи Морозовых - талантливых предпринимателей, меценатов, подвижников, деятельность которых изменила лицо России, сыграла огромную роль в превращении страны в ведущую промышленную державу мира. Руководитель кружка выступила с докладом «Литературное Орехово-Зуево». В рамках работы кружка, в целях более глубокого знакомства с историей родного края, нравственного и патриотического воспитания молодёжи 17 мая 2018 г. в стенах Зимнего театра города прошло совместное мероприятие «Театральная история Орехово-Зуева». От краеведов студенты узнали историю строительства театра, совершили экскурсию по залам театра. Участники мероприятия узнали много нового об актерах,
режиссерах и современной жизни театра. Активное участие студентов в таких масштабных мероприятиях расширяет их представление о функциях учреждений культуры, традиционно поддерживающих высокий уровень гармоничного развития, как сотрудников организации, так и всех слоев населения. Такое взаимодействие вуза с социально-культурными институтами способствует формированию у студенческой молодежи креативного мышления, навыков проектной деятельности - главных качеств образованной, творческой личности, способной конкурировать на рынке труда.
С целью апробации полученных на аудиторных занятиях теоретических знаний и практических навыков, формирования профессиональных компетенций, на базе учреждений культуры и образования проводятся выездные практические занятия, проходит практика студентов, магистрантов, аспирантов. Так, в 2018 году в Москве, под руководством аспирантки кафедры социально-культурной деятельности института культуры и искусств МГПУ Киреевой О.А., прошел III художественно-экологический фестиваль «Экотворец». Его организация и проведение являются основой опытно-экспериментальной работы автора. Цель фестиваля: художественно-экологическое воспитание школьников на основе сотрудничества образовательных учреждений и учреждений культуры. Учредитель фестиваля - Центр культуры, досуга и комплексного развития детей, подростков и взрослых «Новые горизонты», соучредитель - Спортивно-досуговые центр «Кентавр». В 2018 году партнерами фестиваля стали столичные библиотеки (№33 имени Д.А. Фурманова, №207 имени В.В. Бианки, №121). Совместная художественно-творческая деятельность вуза и учреждений культуры по формированию экологической культуры способствует более глубокому восприятию личностью красоты природы и ее отражению в искусстве, развитию способности жить в гармонии с природой [5, с. 38-39]. Аспирант кафедры, пианист, композитор и педагог, автор художественно-просветительского этнокультурного проекта Гусейнов М.С. ежегодно организует Московский международный фестиваль «Звуки дутара», популяризируя туркменское искусство и раздвигая границы культурного сотрудничества народов. Интеграция исследователей, известных деятелей искусства российской и туркменской культур, преподавателей Московского городского педагогического университета и Московского педагогического государственного университета содействует созданию союза единомышленников, помогающих реализовать проект «Звуки дутара». Диссертационное исследование М.С. Гусейнова проводится в рамках научной школы Т.И. Баклановой «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», в
контексте этнокультурных исследований кафедры социально-культурной деятельности МГПУ [4, с. 29-30]. Как считает бразильский ученый Мигель Забалза Бераза, образовательный процесс в вузе является средством творческого самовыражения и удовольствия, как для студентов, так и для преподавателей [17].
Тесные партнерские отношения между образовательными учреждениями и социально-культурными институтами способствует активному включению студентов в совместные досуговые мероприятия. Студенты-волонтеры с регулярно организуют раус-программы в библиотеках Москвы и Подмосковья. Так, 8 января 2018 года, в Московской областной государственной детской библиотеке (МОГДБ), в рамках рождественского праздника, для маленьких посетителей библиотеки волонтеры провели увлекательную анимационную программу с хороводными играми, твистингом и аквагримом. Для студентов такие программы дают возможность реализовать свой творческий потенциал, пообщаться с детьми, познакомиться с полифункциональном характером деятельности крупного учреждения культуры Московской области. Продуманная организация учебного и внеаудиторного времени студентов позволяет на долгие годы заложить потребность в разнообразном социально оправданном культурном досуге, позволяющем расширять кругозор, ре-ализовывать творческий потенциал, обогащать себя духовно. Давние связи ГГТУ с Центральной городской библиотекой им. М. Горького (г. Орехово-Зуево) позволяют студентам на практике реализовать свой научный и творческий потенциал. Постоянно в рамках работы студенческого научного кружка «Мое родное Подмосковье» в библиотеке организуются совместные научно-практические семинары и лектории, студенты принимают активное участие в масштабном мероприятии области - «Библионочь», успешно преодолевая этапы исторического приключенческого квеста, отвечая на вопросы викторин по произведениям отечественных и зарубежных авторов. Включение студентов в социокультурное пространство библиотек формирует у них потребность проявить самостоятельность, инициативу, толерантность и ответственность.
Значительное место в образовательном процессе вуза отводится участию педагогов и студентов в мероприятиях, направленных на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство столичного мегаполиса. Ежегодно в Москве проводится Международный симпозиум «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством - к творческому развитию личности». Он направлен на создание условий для взаимодействия организаций, реализующих программы социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья, на открытие в регионах России и за рубежом доступных инклюзивных культурных площадок. В рамках Симпозиума работают дискуссионные площадки, секции, посвященные вопросам современных технологий социально-культурной реабилитации инвалидов. Известные отечественные и зарубежные специалисты, ученые проводят мастер-классы и представляют презентации специальных методик и программ обучения инвалидов в профессиональных вузах культуры и искусства, а также практического опыта применения технологий социально-культурной реабилитации инвалидов. В рамках данной проблемы особо хочется отметить сотрудничество вузов с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С Пушкина - музейным комплексом, обладающим одной из крупнейших в России коллекцией художественных собраний зарубежного искусства. Сегодня здесь находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века. Важной особенностью выставочной стратегии Музея является сочетание разных выставочных жанров: коллекционных и тематических выставок, выставок-публикаций и выставок-интерпретаций, охватывающих весь тематический спектр коллекций Музея, а также выходящий за его пределы, в том числе в демонстрации актуальных явлений культуры и искусства. В музее проходят практику студенты и магистранты МГПУ и других вузов. Особое место в партнерстве музея и вуза принадлежит организации совместных мероприятий для детей с ограниченными возможностями развития. Включение разнообразных арт-технологий (особенно, изобразительного искусства) в структуру занятий для детей с ОВЗ позволяет активизировать внутренний потенциал личности, создает ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций. Анимационные программы оживляют окружающую среду, вовлекая в социально-культурную деятельность во всем многообразии ее проявления, как общественные группы, так и отдельных индивидов. Главная цель таких занятий - удовлетворение потребности человека в разноплановой деятельности, которая будет способствовать социализации, оздоровлению и раскрепощению, приобщению детей с ОВЗ к культурным ценностям [9, с. 957]. Для студентов - это бесценный опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ. Их творчество направлено на созидание, поисковую и творческо-эксперименталь-ную работу. Такие занятия позволяют студентам реализовать себя в новой сфере деятельности, создавая возможности для изобретательства и импровизации, с одной стороны, и разрушают барьеры в общении, насыщают эмоционально, с другой стороны. У студентов-практикантов формируются профессиональные компетенции
в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Мероприятия погружают студентов в реальную обстановку, где они могут поучаствовать в совместных творческих проектах с лицами с ограниченными возможностями здоровья, применить полученные знания и навыки конструктивного взаимодействия. Благодаря партнерству учебных заведений, общественных организаций и учреждений культуры выпускники расширяют свою профессиональную компетентность в разработке и реализации образовательных и социально-культурных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья [19].
Представленный анализ конструктивного опыта позволяет дать характеристику основных форм взаимодействия вузов и учреждений культуры:
1. Сотрудничество вузов и учреждений культуры создает прочную платформу и содействует целевому распределению выпускников на основе качественного отбора по итогам прохождения практики и результатам государственной аттестационной комиссии.
2. Ведется совместная научно-исследовательская работа: организация научно-практических конференций и семинаров, симпозиумов, подготовка студенческих научных исследований, выпуск сборников научных статей преподавателей, студентов и сотрудников учреждений, коллективных и авторских монографий по проблеме сотрудничества вуза и организаций культуры, диверсификации высшего образования, социально-культурной деятельности музеев, библиотек, театров, центров детского творчества и др.
3. Директора и сотрудники учреждений культуры являются председателями и членами государственных аттестационных комиссий, руководителями практики студентов.
4. Педагоги, аспиранты и магистранты вуза входят в оргкомитеты выставок, научно-практических мероприятий, экспертные советы по оценке анимационных и интерактивных экскурсионных программ музеев, библиотек, являются председателями и членами жюри конкурсов, фестивалей культурных центров и театров столицы.
5. Большую роль в укреплении партнерских отношений имеют совместные культурно-досуговые мероприятия, организатора и участниками которых являются сотрудники учреждений, преподаватели студенты вузов. Организация преподавателями мастер-классов и творческих лабораторий, блиц-курсов, интерактивных программ
на различных культурных площадках города содействует профориентационному отбору выпускников школ и колледжей, сотрудников учреждений культуры и образования для обучения на магистерских программах и педагогических направлениях бакалавриата.
6. Представители работодателя принимают участие в корректировке основных образовательных программ и учебных планов.
7. Совместное руководство курсовыми, дипломными проектами позволяет повысить уровень образования, придать прак-тикоориентированный характер научным исследованиям.
8. Результатом плодотворного сотрудничества Московского городского университета (МГПУ) с учреждениями культуры стало открытие новых магистерских программ: «Организация досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Тью-торское сопровождение образовательных программ учреждений культуры», «Управление эвент-проектов в учреждениях культуры и образования», <^еП> технологии в индустрии креативного досуга», «Педагогика культуротворческого досуга».
Заключение
Взаимодействие вуза с учреждениями, способными внести существенный вклад в реализацию модели диверсификации системы высшего образования, послужит платформой для формирования конкурентоспособных профессионалов, всесторонних, гармонично развитых выпускников, способных адекватно реагировать на все вызовы современности, готовых к самостоятельному конструктивному решению поставленных перед ними задач. В современном мире востребованы и успешны только те люди, которые обладают высокой личностной, профессиональной и деловой культурой.
Важным условием диверсификации высшего образования является расширение социокультурного пространства вуза, включение студентов в различные формы корпоративного сотрудничества, укрепление и развитие контактов с профессиональными педагогическими и культурными сообществами. Создание практи-ко-ориентированной образовательной среды на основе взаимодействия вуза и учреждений культуры способствует не только формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов, но и готовит их к будущей многофункциональной педагогической деятельности с учетом современных тенденций социально-культурного развития подрастающего поколения и общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: https://минобрнауки.рф/проекты/Государственная программа.pdf. (дата обращения: 08.02 2018).
2. Государственная программа города Москва «Культура Москвы 2012-2018 г.г.». // Вестник мэра и Правительства Москвы. Москва, 2012. №20. С. 4-122.
3. Алтунина В.В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Калининград, 2011. 41 с.
4. Бакланова Т.И, Киреева О.А. Опытно-экспериментальная работа по организации и проведению художественно-экологического фестиваля на основе сотрудничества образовательных организаций и учреждений культуры. Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сборник научных трудов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / под ред. Э.И. Медведь, Г.И. Грибковой. М.: УЦ Перспектива, 2018. 252. С. 38-40.
5. Бакланова Т.И., Гусейнов С.С. Сотрудничество педагогических вузов и Российской академии художеств в проекте «Московский международный фестиваль «Звуки дутара» им. Н. Халмамедова. Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сборник научных трудов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / под ред. Э.И. Медведь, Г.И. Грибковой. М.: УЦ Перспектива, 2018. (252 с.). С.29-37.
6. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 1999. 41 с.
7. Вилкова И. М. Социально-культурное партнерство музея и школы как фактор формирования гражданского самосознания подростков: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 174 с.
8. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Заварина С.Ю. Взаимодействие вузов с учреждениями культуры как форма диверсификации высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37011 (дата обращения: 14.06.2018).
9. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности. Экономика и предпринимательство. 2015. №6-3 (59-3). С.956-960.
10. Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: автореферат дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2010. 20 с.
11. Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 июля 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С. 15-23
12. Зеленко Н. В., Дьякова А Е., Зеленко Г.Н., Рыбакова А.А., Чанакаев Г.М. Социально-образовательное партнерство как фактор повышения эффективности подготовки преподавательского состава. Tarih Kültür ve Sanat Araçtirmalari Dergisi. 2017; 6 (4): 392-400 DOI 10.7596 / taksad.v6i4.1183. URL: https://doaj.org/article/0ec f9900bd8348c6987c2de6e7df74d0 (дата обращения: 24.10.2018).
13. Мангер, Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Тамбов, 2008. 46 с.
14. Терехов П.П. Инновационные технологии в социокультурном образовании. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, 19-20 мая 2017 г. / КазГИК; науч. ред.: П.П.Терехов, Д.В.Шамсутдинова, Л.Ф. Мустафина. Казань: Изд-во «Бриг», 2017. 634с. С 27-31
15. Ahmed Umar Rufai, Ab Rahim Bin Bakar, Abdullah Bin Mat Rashid. Developing a Sustainable Practical Model of Graduate Employability for Higher Education. International Journal of Education & Literacy Studies. Vol. 3 No. 1; January 2015. 30-01-2015. URL: http://dx.doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.3n.1p.42 (дата обращения-12.10.2018).
16. Gonzalo Jover, José Luis González Geraldo. Recreation of the European higher education area within the horizon of a wisdom society: Towards a new educational scenario. Education in the Knowledge Society. 2013;14 (3):5-24. URL: https://doaj.org/article/00c15804b44d4cf297e260d1e50d1759 (дата обращения-12.10.2018).
17. Miguel ZabalzaBeraza. University writing. Educaçao (UFSM). 2013; 38 (1): 15-39 DOI 10.5902/198464446251.URL: https://doaj.org/article/003328eecfcf401fa5a912abaf1756e1 (дата обращения: 12.10.2018).
18. Terry Hyland. Reconstructing Vocational Education and Training for the 21st Century. SAGEOpen. 2014;4(1) DOI 10.1177/2158244013520610.URL: https://doaj.org/article/0d559b9b7b5441d39a414297b18c5ffa (дата обращения-12.10.2018).
19. Shelly Meyers, David Lester. The Effects of Situated Learning Through a Community Partnership in a Teacher Preparation Program. SAGE Open. 2013; 3(3) DOI 10.1177/2158244013497025. URL: http://journals.sagepub. com/doi/pdf/10.1177/2158244013497025 (дата обращения-12.10.2018).
REFERENCES
1. The state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. Available at: https: // minobrnauki.rf/projects/State Program.pdf. (accessed 8 February 2018).
2. The state program of the city of Moscow "Culture of Moscow 2012-2018 years.". Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow. Moscow, 2012. no. 20. pp. 4-122. (in Russian)
3. Altunina V.V. The concept of educational activities of the university in the context of modernization of higher professional education: abstract Diss. Dr. Ped. Sci., Kaliningrad, 2011. 41 p. (in Russian)
4. Baklanova T.I., Kireeva O.A. Experimental work on the organization and conduct of the artistic and environmental festival based on the cooperation of educational organizations and cultural institutions. Socio-cultural interaction of the university and enterprises of the industry of creative leisure in the system of innovative training for metropolitan institutions of education and culture: a collection of scientific papers of the Department of Socio-Cultural Activities of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University. Moscow, TC Prospect Publ, 2018. 252. pp. 38-40. (in Russian)
5. Baklanova T. I., Guseinov S.S. Collaboration of pedagogical universities and the Russian Academy of Arts in the project "Moscow International Festival" Sounds of Dutar "named after N. Halmamedova. Socio-cultural interaction of the university and enterprises of the industry of creative leisure in the system of innovative training for metropolitan institutions of education and culture: a collection of scientific papers of the Department of Socio-Cultural Activities of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City Pedagogical University. Moscow, TC Prospect Publ., 2018. (252 p.). pp. 29-37. (in Russian)
6. Vishina G.V. Museum pedagogy as a direction of development of the system of additional education: Diss. PhD Ped. Sci., Lipetsk, 1999. 41 p. (in Russian)
7. Vilkova I.M. Socio-Cultural Partnership of the Museum and School as a Factor in the Formation of the Adolescents' Civic Identity: Diss. PhD Ped. Sci.,. Tambov, 2008. 174 p. (in Russian)
8. Ganshina G.V., Babaeva E.V., Muravyova Zh.V., Zavarina S.Yu. The interaction of universities with cultural institutions as a form of diversification of higher education. Modern high technologies. 2018. no. 5. Available: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37011 (accessed 14 October 2018). (in Russian)
9. Ganshina G.V., Shlyapina E.D. Socio-cultural animation as a constructive way to overcome the social alienation of the individual. Economy and entrepreneurship. 2015. № 6-3 (59-3). P.956-960. (in Russian)
10. Gracheva E.S. Museum as a field of sociocultural communication: Diss. PhD Soc. Sci.,. Saratov, 2010. 20 p. (in Russian)
11. Gribkova G.I., Umerkaeva S.Sh. Organization of family leisure in the conditions of cultural and educational activities of the museum // Science, technology and innovation in the modern world: materials of the II International Scientific and Practical Conference (Ufa, July 30-31, 2015). Ufa, 2015. pp. 15-23 (in Russian)
12. Zelenko N.V., Dyakova A.E., Zelenko G.N., Rybakova A.A., Chanakayev G.M. Socio-educational partnership as a factor in improving the effectiveness of the training of teaching staff. Tarih Kültür ve Sanat Ara$tirmalari Dergisi. 2017; no. 6 (4), pp. 392-400. DOI 10.7596/taksad.v6i4.1183. Available at: https://doaj.org/article/0ecf9900bd834 8c6987c2de6e7df74d0 (accessed 14 October 2018). (in Russian)
13. Munger T.E. Diversification of the system of continuous education in the socio-cultural sphere: abstract Dr. Ped. Sci., Tambov, 2008. 46 p. (in Russian)
14. Terekhov P.P. Innovative technologies in socio-cultural education. Socio-cultural activities: vectors of research and practical perspectives: materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference, May 19-20, 2017 / KazGIK; scientific Ed .: P.P.Terekhov, D.V.Shamsutdinova, L.F. Mustafina Kazan: Brig Publishing House, 2017. 634 p., pp. 27-31 (in Russian)
15. Ahmed Umar Rufai, Ab Rahim Bin Bakar, Abdullah Bin Mat Rashid. Developing a Graduate Employee for Higher Education. International Journal of Education & Literacy Studies. Vol. 3, no. 1; January 2015. 01/30/2015. URL: http://dx.doi.org/10.7575/aiac.ijels.v3n.1p.42 (the appeal date is October 12, 2017).
16. Gonzalo Jover, José Luis González Geraldo. Towards a new educational scenario. Education in the Knowledge Society. 2013, no. 14 (3), pp. 5-24. Available at: https://doaj.org/article/00c15804b44d4cf297e260d1e50d1759 (accessed 14 October 2018).
17. Miguel ZabalzaBeraza. University writing. Educagao(UFSM).2013, no. 38 (1), pp. 15-39. DOI : 10.5902/198464446251. Available at: https://doaj.org/article/003328eecfcf401fa5a912abaf1756e1 (accessed 14 October 2018).
18. Terry Hyland. Reconstructing Vocational Education and Training for the 21st Century. SAGEOpen. 2014, no. 4 (1)/ DOI: 10.1177/2158244013520610. Available at: https://doaj.org/article/0d559b9b7b5441d39a414297b18c5ffa (the appeal date is October 12, 2018).
19. Shelly Meyers, David Lester. The Effects of Situation Learning Program. SAGE Open, 2013, no, 3 (3). DOI: 10.1177/2158244013497025. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/2158244013497025 (accessed 14 October 2018).
Информация об авторах Бабаева Елена Вячеславовна
(Россия, г. Орехово-Зуево) Кандидат исторических наук, доцент кафедры
истории и гуманитарных наук Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]
Ганьшина Галина Васильевна
(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московский городской педагогический университет
Заварина Светлана Юрьевна
(Россия, г. Орехово-Зуево) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: [email protected]
Ссылка для цитированияГОСТ_
Бабаева Е. В., Ганьшина Г. В., Заварина С. Ю. Сотрудничество вуза с учреждениями культуры как форма диверсификации высшего образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 235-245. doi: 10.32744^е.2018.6.26
Information about the authors
Elena V. Babaeva
(Russia, Orekhovo-Zuyevo) PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Humanities State Humanitarian University of Technology E-mail: [email protected]
Galina V. Ganshina
(Russia Moscow) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social and Cultural Activities of the Institute of Culture and Arts Moscow City Pedagogical University
Svetlana Yu. Zavarina
(Russia, Orekhovo-Zuyevo) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Primary and Pre-School Education State Humanitarian University of Technology E-mail: [email protected]
For ReferenceAPA
Babaeva, E. V., Ganshina, G. V., & Zavarina, S. Yu. (2018). Cooperation of university with cultural institution as higher education diversification form. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 235-245. doi: 10.32744/ pse.2018.6.26. (In Russ., abstr. in Engl.)