Научная статья на тему 'Педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога'

Педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ШКОЛА / МУЗЕЙ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ / КРАЕВЕДЕНИЕ / НАСЛЕДИЕ / ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / SCHOOL / A MUSEUM / EDUCATION / CULTURE / DIALOGUE / STUDY OF LOCAL LORE / A HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Мария Ивановна

Раскрыт педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога, заключающийся в процессе взращивания человека свободного и творческого, с личным суверенитетом, способного самоопределяться по принципам общечеловеческих ценностей на основе авторской программы «Краеведение и музей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical experience of interaction of school and museum in a context of the educational dialogue, consisting during cultivation of the person free and creative, with the personal sovereignty, capable self-determination by principles of universal values is opened.

Текст научной работы на тему «Педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2011, №4

ПЕДАГОГИКА

УДК 373:069.12 (571.56)

Педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога

М. И. Решетникова

Раскрыт педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога, заключающийся в процессе взращивания человека свободного и творческого, с личным суверенитетом, способного самоопределяться по принципам общечеловеческих ценностей на основе авторской программы «Краеведение и музей».

Ключевые слова: педагогический опыт, школа, музей, воспитание, культура, диалог, краеведение, наследие, общение.

Pedagogical experience of interaction of school and museum in a context of educational dialogue is presented. The process of free and creative person cultivationwith the personal sovereignty, capable for self-determination on the principles of universal humanitarian valueson the basis of the programme "Regional Studies and Museum" is discussed.

Key words: pedagogical experience, school, a museum, education, culture, dialogue, regional studies, a heritage, contact.

Одной из актуальных проблем воспитательно-образовательной системы является процесс внедрения педагогического опыта в практику взаимодействия школы и музея. Педагогический опыт - это профессиональное умение педагога оптимизировать все виды воспитательно-образовательной деятельности. Углубление взаимодействия музея и школы - отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Как показала практика, включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.

В деятельности музеев отражаются воспитательно-образовательные задачи, где выдвигается решение актуальных личностных проблем — самообразования, социализации, воспитания культуры, духовного развития и нравственного прозрения личности и др. Музей является исторически сложившимся институтом, построенным на принципе диалога культур, хранящим в подлинных материальных предметах, несуществующих уже культурных реальностях непреходящие ценности,

РЕШЕТНИКОВА Мария Ивановна - к.п.н., доцент СВФУ rmi51 @mail.ru.

различные картины мира, отличные друг от друга способы познания бытия. Ориентация на общепедагогические задачи развития, воспитания и образования объединила самые разные по масштабам и специфике коллекции музеи. Сегодня музейные сотрудники, стремясь выработать у подрастающего поколения потребность в общении с миром природы, историческим наследием и творческом самовыражении, все чаще совмещают основную работу с трудом школьного учителя, овладевая его профессиональными навыками.

Одним из важных условий успешной организации диалога в образовательной среде историко-краеведческого музея является деятельность музейного педагога по реализации принципа взаимодействия музея и образовательного учреждения. Примером педагогического опыта взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога является программа «Краеведение и музей» [4, с. 5]. Она направлена на развитие индивидуальности учащихся на основе интеграции музейной и школьной педагогики, предполагая творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Программа «Краеведение и музей» решает комплекс задач - от формирования навыков межличностного общения до получения знаний о наследии своей семьи, народа, села, края и развития способности его интерпретировать. Программа ориентирована на учащихся сельской школы и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОГЪГГВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫИ МУЗЕЯВ КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИАЛОГА

представляет собой многоуровневую структуру, охватывает возрастные периоды от начальных классов до выпускников школы и ориентирована на творческое взаимодействие педагога и методиста историко-краеведческого музея. Интеграция программы «Краеведение и музей» в школьный учебно-воспитательный процесс опирается на интенсивное сотрудничество школьного музея с учительским коллективом и администрацией Ха-тасской средней общеобразовательной школы имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых и муниципального управления образования г. Якутска.

Целью программы «Краеведение и музей» является создание эффективной системы педагогического взаимодействия историко-краеведческо-го музея и разработка научно-практической модели ее внедрения в воспитательно-образовательный процесс Хатасской средней общеобразовательной школы имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых. Одной из основных задач школьного музея является раскрытие внутренних ресурсов, творческого потенциала, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение учащихся путем приобщения к музею как к средству формирования исторического сознания. Воспитание в личности чувства времени, умения быть в его русле, ощущать прошлое и настоящее - неотъемлемая часть программы «Краеведение и музей». Владение методикой бережного отношения к предметному миру и умение вычленить в нем наиболее интересные факты и свидетельства эпохи освоены педагогами школы и музея, формируя музейную культуру у школьников.

Программа «Краеведение и музей» состоит из 2 блоков: теоретического для учителей и тематического для учащихся. Теоретический материал для учителей рассматривает освоение методики активизации проведения занятий, обогащение новым содержанием традиционных форм, включая аудио-, видео- и печатные материалы, мультимедийные программы и др. Тематический блок для учащихся включает следующие разделы: «Я и моя семья», «Я и мое село», «Я и моя столица», «Я и моя республика», «Я и мой край», «Я и историческое наследие, «Я и наследие дружбы», «Я преемник и хранитель наследия моих предков, «малой» и «большой Родины», «Я и мои грани творчества». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное в классе музейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся также уроком, закрепляющим полученные впечатления. Все разделы программы обеспечены поурочными методическими разработками и комплектами слайдов, предназначенными школьному учителю и музейному педагогу, что подчеркивает тесное взаимо-

действие педагогов. Учитывая интегративный характер коммуникационно-ситуативного диалога, можно утверждать, что организация данного вида общения в музее существенно отличается от работы школьного учителя по применению учебного диалога в образовательном учреждении. На основе проведенного анализа также можно проследить различную направленность применения диалога в школе и музее в процессе приобщения школьников к культурно-историческому наследию на усвоение:

- конкретных понятий, представлений, знаний об историко-культурном наследии; теоретических и методологических знаний по историко-культурному наследию; способов и средств обращения с конкретным историко-культурным материалом;

- объяснений учителя, его интерпретации тех или иных конкретных фактов, явлений и т.п. в своей предметной области;

- полученных представлений, знаний об историко-культурном наследии в контексте;

- данных, полученных в музее для обобщения материала по предмету, понимания различных взаимосвязей историко-культурных событий;

- опыта историко-культурного осмысления для понимания современных событий, определения будущих приоритетов, а также на их желание улучшить свои учебные достижения, на их возможную профессиональную ориентацию.

Взаимодействие школы и музея в контексте образовательного диалога позволило систематизировать и обеспечивать практическую направленность деятельности научного общества учащихся «Окно в науку». Своеобразным итогом I этапа совместной деятельности школы и социума села «Хатассы» стал семинар Совета директоров школ г. Якутска по теме «Поисково-исследовательская работа обучающихся через музейную педагогику». На семинаре затронуты актуальные темы научного исследования педагогов: «Краеведческая деятельность обучающихся как средство формирования гражданских качеств», «Поисково-исследовательская работа через туризм», «Организация внеклассного чтения - одно из направлений по музейной педагогике», «Родной язык в сфере олонхо» и др.

Таким образом, в контексте программы «Краеведение и музей» активизируется практическая значимость исследовательской и коммуникативной компетентности участников партнерства, углубляется и расширяется сфера педагогического процесса в интеграции традиционно-экскурсионных и инновационно-интерактивных форм постижения ценностей истории и культуры, утверждается междисциплинарный характер взаимодействия в социуме села «Хатассы». Результаты итога совместной деятельности школы и историко-краеведчес-

РЕШЕТНИКОВА

кого музея в целом отражают педагогическую сущность нравственного воспитания, в основе которой лежит неразрывная связь времен, трансформация опыта прошлого в будущее. Созданы необходимые педагогические условия для раскрытия индивидуальности учащихся и педагогов посредством развития их мыслительной деятельности, способности воспринимать и интерпретировать окружающий мир, приобщения к ценностям культуры, формирования интереса к музеям и навыков зрительского освоения его пространства. Эффект новизны, позволяющий вызвать удивление, яркие впечатления от увиденного, неожиданная подача исторического материала в подготовке и проведении занятий учителем подтверждают активное взаимодействие и общение с музейным педагогом. При этом успешное взаимодействие педагога и ученика возможно только в условиях эффективной гармоничной речевой коммуникации. Лишь в общении реализуются содержание (опыт, знания) и форма (способы, методы) педагогического взаимодействия, осуществляется «передача научного мышления и метода научного мышления путем заразы непосредственно от человека к человеку, путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек» [1]. Большой вклад в диалогическое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, как основу интеллектуально-личностного развития личности, внес Н.А.Зайцев [2, с.224]. Он разработал методику по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями. По его мнению, воспитательно-образовательный процесс должен носить творческий характер с элементами игры и проблемных ситуаций. Обращение к диалогическим формам воспитания и обучения способствует осознанию и осмыслению своего личного опыта, помогает проигрыванию в собственном бытии моделей жизни, дает возможность сравнения и сопоставления.

Педагогическое общение - это порождаемый потребностями совместной деятельности процесс взаимодействия педагога и школьников, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты между ними, вырабатываются взаимопонимание и взаимоотношения, происходит обмен информацией и осуществляются профессиональные воздействия педагога на обучаемых, направленные на достижения дидактических и воспитательных целей обучения. Педагогическое общение выступает как форма целенаправленного обучения человека жизнедеятельности, как средство передачи накопленного общественного опыта и культурных достижений. Основным видом педагогического общения является коммуникация. Коммуникативные действия педагога ориентированы на смысловое восприятие учащимися. Коммуника-

тивно-творческие способности педагога в процессе общения выявляются в организации педагогики сотрудничества, продуктивного общения, взаимопомощи, коллективной игровой деятельности, в умении определять проблемы и решать их, убеждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, использовать творческие способности и подходы обучающихся, в эффективном использовании всех средств коммуникативного процесса общения [3, с.135].

Умение общаться необходимо каждому культурному человеку. Совместимость в процессе общения педагога с учащимися основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В процессе общения педагог должен обязательно обогащать учащегося умственно, нравственно, эстетически. Но это возможно, если сам педагог владеет системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение предполагает формирование у педагога и учащихся образов друг друга и понятий о личностных особенностях каждого участника общения и несет в себе эстетическую характеристику - внешний и внутренний облик участника общения, вызывает определенное к себе отношение. В общении проявляется и поведенческий компонент -слова и дела, адресуемые педагогом учащимся. Эти три компонента - познавательный, эстетический и поведенческий - неразрывно связаны между собой.

Анализ педагогических воспитательно-образовательных действий передовых учителей, участвующих в программе «Наследие», показывает, что одним из важных условий, обусловливающих педагогическую совместимость, является сила чувств, сила переживаний педагога на уровне суггестивного действия. Чем ярче, многообразнее переживание педагога на занятии, тем больше его самоутверждение в опыте учащегося. Развитие чувственной сферы педагога - один из важных элементов мастерства. Если проанализировать педагогический процесс, то можно увидеть в нем две подсистемы: первая - процесс подготовки педагога к творчеству, а вторая - творчество в ходе непосредственного взаимодействия с учащимися. Общение, как часть педагогического творчества, проникновение творчества в общение учителя с детьми — вот непременные условия продуктивного педагогического труда. Творчество в процессе педагогического общения необходимо:

во-первых, в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействия с ними, которое начинается именно с создания «многоэтажного здания» взаимоотношений;

во-вторых, при организации непосредственного воздействия на ребенка, регуляции его поведения, реализации различных форм взаимодействия и т.д.;

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

в-третьих, при управлении собственным поведением (саморегуляция в общении);

в-четвертых, при процессе организации взаимоотношений, который имеет творческий характер.

Суть взаимодействия школ и музеев заключается в пробуждении исторической памяти, в помощи учащимся понять себя, укрепить в каждом чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях через:

- педагогический процесс, включающий систематическую помощь саморазвития и всестороннего усовершенствования личности учащегося с учетом психологических и их возрастных особенностей в постоянном сотрудничестве педагогом и взрослыми;

- умение организации педагогом взаимодействия с детьми, общения с ними и руководства их деятельностью;

- мотивационное обеспечение деятельности педагогов и учащихся, основанное на реализации личностных и профессиональных функций (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);

- активный, заинтересованный диалог с прошлым, педагогом-музейщиком, межличностный диалог со сверстниками по поводу «увиденного» в музее;

- музейную среду, пробуждающую потенциальные творческие силы в пользу собственного, интеллектуального, эмоционального и личностного развития, ведущие к самовыражению и самопознанию, гармонии с самим собой;

- музейную педагогику, оказывающую одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Условием успешного внедрения педагогического опыта в практику взаимодействия школы и музея

является подготовка музейного педагога, способного работать как в музее, так и школе. Перспективы дальнейшего изучения проблемы педагогических условий организации диалога в образовательной среде историко-краеведческого музея, реализация коммуникационно-ситуативного диалога позволят совершенствовать образовательный процесс и расширить сотрудничество музея и образовательных учреждений. Разработанный механизм коммуникационно-ситуативного диалога является эффективным средством, но не универсальным, поскольку не может быть распространен как обычный педагогический опыт, так как соотносится только с образовательной средой музея и условиями воссозданной ситуации, т.е. «погружения» в конкретный историко-культурный контекст.

Таким образом, педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога заключается в процессе взращивания человека свободного и творческого, с личным суверенитетом, способного самоопределяться по принципам общечеловеческих ценностей. В связи с этим преобразовывается система образования, которая становится открытой, динамично развивающейся, активно включающей в рамки своих действий социокультурные институты, в том числе и музей.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М., 1995. - С. 251.

2. Зайцев H.A. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. - СПб: Лань, 2000. - 224 с.

3. Решетникова МИ. Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии. - М., 2009. - 164 с.

4. Решетникова МИ. Повышение квалификации педагогов по музейно-педагогической программе «Краеведение и музей». - Якутск: Изд-во ИПКРО им. С.Н. Дон-с ко го-II, 2010. - 20 с.

УДК 371.018.523.047: 62 (571.56)

Техническая специальность - основа развития республики

С.Д. Солдатова

Рассматриваются реальное состояние профориентационной работы в сельских общеобразовательных учреждениях по подготовке школьников на технические специальности и подходы к повышению её эффективности. Предложена система допрофессиональной подготовки будущих технических кадров.

СОЛДАТОВА Светлана Дмитриевна - к.п.н., в.н.с. Президиума Академии наук РС(Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.