Научная статья на тему 'Роль школьного музея в трансляции исторического опыта'

Роль школьного музея в трансляции исторического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / ПРОГРАММНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOFTWARE SUPPORT / ТРАНСЛЯЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА / TRANSLATION OF HISTORICAL EXPERIENCE / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST AND EXCURSION ACTIVITIES / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / SCHOOL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова А. С.

В статье представлена теоретическая характеристика роли школьного музея в создании условий для трансляции исторического опыта в контексте институционального подхода. Отражен опыт работы школьных музеев города Кемерово по реализации концепции интеграционной деятельности школьного музея как транслятора исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A SCHOOL MUSEUM IN THE TRANSMISSION OF HISTORICAL EXPERIENCE

In the article, the school museum is regarded as a social institution. Here is the role of the school museum in the transfer of historical experience. The article describes the work experience of school museums in the city of Kemerovo, in which the concept of integration activity of the school museum in the transmission of historical experience is realized.

Текст научной работы на тему «Роль школьного музея в трансляции исторического опыта»

А.С. Тельманова

Кемеровский государственный институт культуры

(г. Кемерово)

Роль школьного музея в трансляции исторического опыта

В настоящее время наблюдается тенденция

активизации работы школьных музеев. С начала XXI в. усилился интерес к школьному

музееведению, что привело к возобновлению деятельности школьного музея практически в каждой образовательной организации. Учеными, педагогами, воспитателями школьный музей представляется эффективной формой работы, способной организовать детский коллектив и оптимизировать систему комплексного воспитания подрастающего поколения в условиях образовательного организации. В этой связи возникает проблема системного подхода

к осуществлению деятельности школьного музея. Поиск средств и методов реализации образо-

процесса, формирования

и условий реализации

социально-культурных функций музеев образовательных

учреждений. Музейно-

образовательную тра-дицию поддерживали выдаю-щиеся деятели отечественной науки. Академик Д.С. Лихачев отмечал «воспитание школь-ников

проходит в школах, вос-питание студентов — в вузах; воспитание же и школьников, и студентов, и взрослых - в музеях...» [2, с. 56], что подчеркивает культурологическое и эстетическое обоснование развития краеведческой и туристкой познавательной деятельности в школьном возрасте.

В работах В.П. Поршнева отражена тенденция сохранения и развития педагогических

вательных и воспитательных функций школьного музея заставляет обратить внимание на основные направления музейной работы в области сохранения и пропаганды историко-культурного наследия страны и трансляции исторического опыта.

Исходя из вышесказанного, нами было определено направление исследования

деятельности школьного музея, которое заключалось в выявлении и анализе оптимальных условий и принципов организации деятельности в школьном музее, с целью сохранения и пропаганды историко-культурного наследия страны и трансляции исторического опыта.

На первом этапе нами были определены теоретико-методологические аспекты исследования проблем возникновения и развития школьного музееведения в рамках исторического

возможностей музеев, начиная с античных времен и до настоящего времени [4, с. 147]. Школьный музей

в историческом аспекте

формировался как сектор сотрудничества и творческой деятельности педагогического коллектива и учащихся, а так же происходило становление

школьного центра способного предложить дополнительные возможности в получение новых знаний и практических навыков.

После событий 1917 г. в России идеологизация всех сфер деятельности человека коснулась и воспитания подрастающего поколения, что требовало реформирование системы образования в духе новых, социалистических идей. Глав-ным идеологом данного направления работы с подрастающим поколением была Н.К. Крупская. В своих выступле-

В статье представлена теоретическая характеристика роли школьного музея в создании условий для трансляции исторического опыта в контексте институционального подхода. Отражен опыт работы школьных музеев города Кемерово по реализации концепции интеграционной деятельности школьного музея как транслятора исторического опыта. Ключевые слова: краеведение, программное сопровождение, трансляция исторического опыта, туристско-экскурсионная деятельность, школьный музей.

A.S. Telmanova

Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo)

The role of a school museum in the transmission of historical experience

In the article, the school museum is regarded as a social institution. Here is the role of the school museum in the transfer of historical experience. The article describes the work experience of school museums in the city of Kemerovo, in which the concept of integration activity of the school museum in the transmission of historical experience is realized. Key words: regional studies, software support, translation of historical experience, tourist and excursion activities, school museum.

Тельманова Анастасия Сергеевна,

к.п.н, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной

сферы Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово)

ниях она отмечала полезность и необходимость включения краеведческого материала

музейной и экскурсионной деятельности школьников

в образовательный процесс. Реализовать поставленную

задачу должны были музеи, экскурсии, музеи в школах и на предприятиях [1, с. 106-107]. Музей в этот исторический период был «... признан средством реформирования школы и частью единой системы внешкольного образования» [8, с. 366].

С 1950-х гг. в СССР начинается активная работа по созданию сети школьных музеев, количество школьных музеев практически соответствовало количеству школ в Советском Союзе, но при столь массовом распространении они утратили первоначальное назначение. Школьные музеи не использовались в качестве дополнительного средства реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач педагогической среды школы, а чаще всего представляли из себя кабинеты, оформленные в тематике отражения подвигов времен Великой Отечественной войны. Проблематика организации полноценной музейной работы заключалась в трудностях определения направлений поиска и сбора материалов и предметов для коллекций музея, педагогические кадры не обладали знаниями и навыками организации музейной деятельности и использованию в практике приемов музейной педагогики. Поэтому в конце XX в. в основной своей массе школьные музеи прекратили существование.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. в трудах исследователей, характеризуется восстановлением интереса

к школьным музеям. Вызвано это было необходимостью возрождения в российском школьном образовании ценностно-нравст-

венных идеалов, источником которых могли служить как раз музейные коллекции. Кроме того произошла переоценка воспитательного значения школьного музея в педагогической среде образовательной организации.

Актуальность деятельности школьных музеев на современном этапе подчеркивает тот факт, что в последнее время они становятся объектом диссертационных исследований, где школьный музей рассматривается, как средство реализации педагогических задач в рамках образовательной и воспитательной деятельности учебного заведения. Так И.Н. Микулан включает школьный музей в ряд «адекватных технологий»

патриотического воспитания. В своем диссертационном

исследо-вании исследователь выделяет главные критерии эффективной работы школьного музея по патриотическому

воспитанию, которые

заключаются в «.эффективности деятельности школьного музея как такового; в уровне интеграции музея с учебно-воспитательным процес-сом; в сформированности гражданско-патриотических ценностей

личности воспи-танника» [3].

На основе системного теоретико-методологического подхода к изучению музеев образовательных учреждений мы пришли к пониманию

школьного музея, как особой территорий взаимодействия культуры и образования,

прошлого и настоящего, теории и практики, как площадки способной транслировать

исторический опыт предшествующих поколений.

Для расширения границ поиска форм, средств, методов организации деятельности

школьного музея в современных условиях, следует применить институциональный подход к исследованию феномена

школь-ного музея. Именно

понимание школьного музея как полно-ценного института

в системе общего среднего образования, способного

выполнять образовательные и воспитатель-ные задачи

в рамках учебного процесса, позволяет исследова-телям

актуализировать важность

специфики и разноплановости культурно-образовательной деятельности музеев, подчеркивая тем самым статус и место музея в культурном пространстве региона, в национальном

и мировом масштабе. Сапанжа О.С. отмечает особую область музейной деятельности «область социальной организации

и регуляции», основу которой составляют непосредственно предметы экспозиции, отражающие бытовую сторону жизнедеятельности человека, как способ сохранения исторических форм культуры [5, с. 10].

Школьный музей, включенный во внутреннее пространство образовательной организации, реализует одну из главных своих функций — он напрямую транслирует исторический опыт подрастающему поколению, что происходит путем тесного взаимодействия с посетителями. Школьный музей сегодня обладает потенциалом способным превратить его в открытую площадку для удовлетворения познавательного интереса современного школьника, реализации его творческого и интеллектуального потенциала. Рассматривая школьный музей как средство формирования определенных личностных характеристик (чаще всего гражданственности, патриотизма и т.п.) не все исследователи отмечают его важное место в создании условий для трансляции исторического опыта, опираясь на потенциал не только самого музея, но и региона в целом.

Практическая часть исследования проводилась в школьных музеях г. Кемерово, в котором

сложилась устойчивая сеть школьных музеев, насчитывающая в настоящее время 92 музея, в том числе

в общеобразовательных школах

- 69; учреждениях дополнительного образования - 6, учреждениях интернатного типа

- 2, дошкольных образовательных учреждениях - 15. В процессе исследования изучались акты обследования школьных музеев, планы работы, годовые отчеты, результаты смотров школьных музеев, экспозиционная, выставочная и экскурсионная деятельности музеев.

Исследование опыта работы школьных музеев города Кемерово позволило сделать вывод о том, что профильность большинства школьных музеев определяется активным ведением краеведческой работы, которая сводится к изучению истории школы, семьи, военным подвигам и педагогическим заслугам. Но краеведение это комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом.

Инструментом реализации краеведческих исследований, активизации школьников,

сплочения учащихся и учителей может стать туристско-экскурсионная деятельность. Данное направление школьного музея способно повлиять на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности школьника, тем самым способствовать воспитательному и познавательному процессу. При реализации туристско-экскур-сионных мероприятий любое путешествие сопровождается изучением памятников истории и культуры, объектов природы, знакомством с историко-культурным наследием в среде его бытования, что помогает более эффективно реализовать задачу школьного музея

в конкретизации, расширении знаний, почерпнутых при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализации регионального

компонента образовательных стандартов. В данном случае школьники принимают активное участие в знакомстве с музеями и архивами, археологическими и этнографическими памятниками и т.д. [7, с. 139].

В большинстве школьных музеев в процессе исследования были выявлены проблемы планирования и организации программного сопровождения работы школьного музея и работы с детским коллективом, отмечено отсутствие системного подхода к организации

экскурсионной деятельности.

В ходе исследования нами была разработана «Концепция интеграционной деятельности школьного музея как транслятора исторического опыта». В основу «Концепции» легло понимание школьного музея как отправной точки для создания и развития условий трансляции исторического опыта в рамках образовательной организации, путем использования

и реализации разнообразных форм и направлений деятельности.

Цель концепции -совершенствование культурно-просветительской и воспи-

тательно-образовательной деятельности музея путем организации и использования познавательной туристско-

экскурсионной деятельности и программного сопровождения образовательного процесса.

Задачи концепции:

- сделать туристско-экскурсионную деятельность основой для реализации функций музея как транслятора исторического опыта;

- использовать потенциал региона для создания и пропаганды нового экскурсионного продукта;

- создать единую систему педагогического воздействия на подрастающее поколение средствами музейной педагогики;

- сформировать методические умения и навыки туристской, краеведческой, научно-исследовательской, экскурсионной работы;

- развивать профорие-нтационное образование в деятельности школьного музея;

- воспитать потребность в духовном и культурном освоении окружающего мира.

В рамках «Концепции» реализуется ряд образовательных программ, помогающих любому желающему быть активным участником разных форм музейной и туристской работы.

Для организации системного педагогического сопровождения деятельности школьного музея, нами в ходе научного

исследования были разработаны музейные программы, включающие историко-культурный и природный потенциал

региона: «Край-Музей», «Юный экскур-совод», «Школы юного иссле-дователя», «Основы

туристского бизнеса». Данные программы ориентированные на разносто-роннее привлечение школь-ников в работу

школьного музея

и раскрывающие перед ними историко-культурный и природный потенциал региона [6, с. 125].

Внедрение в работу музейных программ краеведческой

направленности позволяет

школьному музею полноценно использовать педагогические и культурологические возможности для формирования социально-адаптивной среды в образовательном учреждении и реализации агентских позиций по созданию условий

трансляции исторического

опыта подрастающему поколению.

Предложенная «Концепция интеграционной деятельности школьного музея как

транслятора исторического

опыта» органичным образом может быть вписана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в образовательный и воспитательный процесс школьного музея, систематизировать работу с детским коллективом,

оптимизировать познавательный процесс у школьников, активно использовать историко-

культурный и природный

потенциал региона.

В настоящее время «Концепция» реализуется

в 35 школьных музеях

г. Кемерово. В деятельности этих музеев отмечено появление новых направлений работы, увели-чение числа мероприятий повышению количества участников из числа обучающихся, установление прочных институциональных связей школьного музея с социально-культурными институтами региона с целью создания условий трансляции исторического опыта, проявляющегося в разных сферах деятельности человека.

Музей, активно включенный в образовательный процесс, зарождает у подрастающего поколения устойчивую потребность и навыки взаимодействия с памятниками истории

и культуры. Школьный музей способен научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей; оценивать их с точки зрения развития культуры и истории; способен сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым.

Литература:

1. Крупская Н.К. Проблемы народного образования: Доклад

в коммунистической академии:

педагог. соч. в 6-ти т.. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 5. — 114 с.

2. Лихачев Д.С. Прошлое -будущему: статьи и очерки. — Ленинград: Наука, 1985. — 575 с.

3. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Ставрополь, 2006. - 176с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов - disserCat. - Режим доступа:

http://www. dissercat.com/conte nt/shk olnyi-muzei-kak-sredstvo-formirovaniya-patriotizma-uchashchikhsya#ixzz2rhGclGoY.(дата обращения: 01.12.2017).

4. Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности: монография. - М.: Издательство «Новый Акрополь», 2012. — 336 с.

5. Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: Структура и динамика // Вопросы музеологии. — 2012. — № 1 (5). С. 3-12.

6. Тельманова А.С. Перспективные направления деятельности школьного музея в социально-культурном пространстве региона // Мир науки, культуры, образования.

— 2015. — № 1 (50). — С. 124-126.

7. Тельманова А.С., Бутьян А.П. Реали-зация воспитательного и развивающего потенциала туристско-экскурсионной деятельности // Воспитание школьников. — 2017. — №3. — С. 47-53.

8. Усков С.В, Юхневич М.Ю. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музее и развитию детских краеведческих объединений авторский коллектив // Школьное музееведение: Методические материалы в помощь руководителям школьных музеев, авт.-сост. В.С. Горбунов. - 2-е изд., испр. и доп.

- М.: Издательство «Спутник+», 2011. — С. 365-431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.