Научная статья на тему 'Самоуправление как фактор развития гражданской идентичности школьников'

Самоуправление как фактор развития гражданской идентичности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОРУЧЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОУПРАВЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ / CIVIC IDENTITY / CIVIC POSITION / GENERAL EDUCATION ORGANIZATION / ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN / ASSIGNMENTS / TEENAGERS / SELF-GOVERNMENT / CO-MANAGEMENT / SENIOR PUPILS / THE STATE-PUBLIC NATURE OF THE MANAGEMENT / GOVERNING BOARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириленко Наталья Петровна

В статье раскрыто значение общеобразовательной организации и самоуправления в ней в развитии гражданской идентичности учащихся. Развитие гражданской идентичности школьников происходит в организуемых с помощью самоуправления видах деятельности, соответствующих содержательным составляющим гражданской идентичности (патриотизма, культуры межнационального общения, национального самосознания, правовой культуры, при этом выявлена особая роль последней содержательной составляющей), а также при самоуправлении через развитие взаимосвязанных с гражданской идентичностью феноменов, таких как гражданская позиция. Уточнено различие школьного самоуправления и ученического самоуправления. Указано системообразующее значение ученического самоуправления в классном коллективе. На основе выделенных возрастных особенностей школьников рассматривается специфика организации самоуправления в начальной, средней и старшей школе. Представлена необходимость и возможность организации самоуправления младшими школьниками с помощью индивидуальных и коллективных поручений (чередования традиционных (творческих) дел)). При организации самоуправления подростков затронута проблема влияния соуправления на самоуправление школьников: возможность развития самоуправления при условии признания школьников субъектами управления школьной жизнью. Сформулированы общие положения по организации самоуправления. Специфика самоуправления старшеклассников раскрывается в контексте государственно-общественного характера управления образовательной организацией, в частности, функционирования управляющих советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CIVIC IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN

The article reveals the importance of the general education organization and self-government in it in the development of the student's civic identity. The development of the civic identity of pupils takes place in activities that organized by self-government and correspond to the content components of civic identity (patriotism, the culture of interethnic communication, national identity, legal culture, while the special role of the last content component is revealed), and also through self-government through the development of phenomena interrelated with civic identity, such as civic position. The difference of school self-government and student self-government is specified. The system-forming importance of student selfgovernment in a class collective is indicated. On the basis of the allocated age features of pupils, the specifics of the organization of self-government in primary, secondary and high schools are examined. The necessity and possibility of organizing self-government by schoolchildren through individual and collective assignments (alternation of traditional (creative) cases) is presented. At the organization of selfgovernment of teenagers the problem of influence of co-management on selfgovernment of pupils is affected: the possibility of developing self-government under the condition that schoolchildren are recognized as subjects of school life management. General provisions on the organization of self-government are formulated. The specifics of selfgovernment of senior pupils are revealed in the context of the state-public nature of the management of the educational organization, in particular, the functioning of the governing boards.

Текст научной работы на тему «Самоуправление как фактор развития гражданской идентичности школьников»

педагогические Кириленко Наталья Петровна

науки САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ...

УДК 15:378.1

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© 2018

Кириленко Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры «Педагогическая психология и психодиагностика» Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e -mail: n.kirilenko@bk.ru)

Аннотация. В статье раскрыто значение общеобразовательной организации и самоуправления в ней в развитии гражданской идентичности учащихся. Развитие гражданской идентичности школьников происходит в организуемых с помощью самоуправления видах деятельности, соответствующих содержательным составляющим гражданской идентичности (патриотизма, культуры межнационального общения, национального самосознания, правовой культуры, при этом выявлена особая роль последней содержательной составляющей), а также при самоуправлении через развитие взаимосвязанных с гражданской идентичностью феноменов, таких как гражданская позиция. Уточнено различие школьного самоуправления и ученического самоуправления. Указано системообразующее значение ученического самоуправления в классном коллективе. На основе выделенных возрастных особенностей школьников рассматривается специфика организации самоуправления в начальной, средней и старшей школе. Представлена необходимость и возможность организации самоуправления младшими школьниками с помощью индивидуальных и коллективных поручений (чередования традиционных (творческих) дел)). При организации самоуправления подростков затронута проблема влияния соуправления на самоуправление школьников: возможность развития самоуправления при условии признания школьников субъектами управления школьной жизнью. Сформулированы общие положения по организации самоуправления. Специфика самоуправления старшеклассников раскрывается в контексте государственно-общественного характера управления образовательной организацией, в частности, функционирования управляющих советов.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданская позиция, общеобразовательная организация, младшие школьники, поручения, подростки, самоуправление, соуправление, старшеклассники, государственно-общественный характер управления, управляющие советы.

SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CIVIC IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN

© 2018

Kirilenko Natalya Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Pedagogical psychology and psychodiagnostics» Saratov State University (410002, Russia, Saratov, streetAstrakhanskaya, 83, е-mail: n.kirilenko@bk.ru)

Abstract. The article reveals the importance of the general education organization and self-government in it in the development of the student's civic identity. The development of the civic identity of pupils takes place in activities that organized by self-government and correspond to the content components of civic identity (patriotism, the culture of interethnic communication, national identity, legal culture, while the special role of the last content component is revealed), and also through self-government through the development of phenomena interrelated with civic identity, such as civic position. The difference of school self-government and student self-government is specified. The system-forming importance of student self- government in a class collective is indicated. On the basis of the allocated age features of pupils, the specifics of the organization of self-government in primary, secondary and high schools are examined. The necessity and possibility of organizing self-government by schoolchildren through individual and collective assignments (alternation of traditional (creative) cases) is presented. At the organization of self- government of teenagers the problem of influence of co-management on self- government of pupils is affected: the possibility of developing self-government under the condition that schoolchildren are recognized as subjects of school life management. General provisions on the organization of self-government are formulated. The specifics of self- government of senior pupils are revealed in the context of the state-public nature of the management of the educational organization, in particular, the functioning of the governing boards.

Keywords: civic identity, civic position, general education organization, elementary school children, assignments, teenagers, self-government, co-management, senior pupils, the state-public nature of the management, governing boards.

Гражданская идентичность представляет собой осоз- ческого феномена самоуправления Л.Ю. Савинова и

нание личностью своей принадлежности к сообществу К.С. Шибзухова указывают, что под самоуправлением

граждан определенного государства на общекультурной нужно понимать самоорганизацию субъектов с целью

основе, имеющей определенный личностный смысл [1]. управления собственной деятельностью [2]. С этих по-

Развитие гражданской идентичности у подрастающего зиций наиболее удачным среди существующих дефини-

поколения является приоритетной целью государствен- ций является следующее определение: самоуправление

ной политики, обеспечивающей укрепление государства, школьников - это целенаправленная, систематическая,

и одновременно, приобретает личностное значение, так организованная деятельность учащихся, в процессе ко-

как способствует социальной интеграции. Базовый ин- торой они учатся управлять собой и коллективом, ре-

ститут развития гражданской идентичности - общеобра- шать задачи школьной жизни [3].

зовательная организация - обладает для этого комплекс- Для обоснования значения самоуправления для разными возможностями образовательного процесса, а так- вития гражданской идентичности обратимся к ее струк-же социокультурного воспитательного пространства; туре. Содержательными составляющими гражданской современным разрабатываемым программно-методиче- идентичности, с нашей точки зрения, являются патрио-ским обеспечением, включающим императивные цели, тизм, культура межнационального общения, националь-содержание, методики и технологии, диагностический ное самосознание и правовая культура. Каждой содер-аппарат; необходимыми организационными условиями жательной составляющей соответствуют структурные (охват детей, наличие специалистов, систематичность и компоненты: когнитивный, эмоциональный, ценност-последовательность в работе и т.д.). Особый фактор раз- ный и деятельностный. Таким образом, воспитание па-вития гражданской идентичности в общеобразователь- триотизма, развитие культуры межнационального обще-ной организации - самоуправление школьников. ния и национального самосознания, соответствующих

В кратком историческом обзоре генезиса педагоги- им структурных компонентов будут осуществляться в

Kirilenko Natalya Petrovna SELF-GOVERNMENT ...

pedagogical sciences

видах деятельности, целью которых являются и организуемых с помощью самоуправления школьников. Сама же сущность самоуправления способствует развитию правовой культуры учащихся. Структурными компонентами правовой культуры являются правовые знания, нравственно-правовые чувства и ценности, правовое мышление (как умения оценивать замыслы, поступки и поведение людей с точки зрения норм права), правомерное поведение [4]. Они развиваются в самоуправлении благодаря тому, что школьники участвуют в разработке и принятии локальных нормативно-правовых актов, на их основе решают вопросы школьной жизни, отстаивают свои права и выполняют взятые на себя обязательства, соотносят свои интересы с интересами других и коллектива.

Также мы считаем, что имеется качественно иная возможность развития гражданской идентичности посредством самоуправления благодаря формированию в нем сопряженных, взаимовлияющих друг на друга феноменов, например, гражданской позиции. Несмотря на то, что термин «гражданская позиция» является дискуссионным, чаще всего под ним понимают деятельность и устойчивое интегральное свойство личности, а к компонентам относят социальную активность, гражданское самосознание личности и гражданские качества. [5] Следовательно, гражданская позиция детерминирована активностью в социальной практике. В самоуправлении же создаются условия для ее формирования, в частности, актуализируются самостоятельность, инициатива, происходит осознание себя активным участником общественной жизни, стимулируется социальное творчество.

При рассмотрении самоуправления как фактора развития гражданской идентичности школьников необходимо уточнить, что различают школьное самоуправление и ученическое самоуправление. Школьное самоуправление - более широкое понятие - это целенаправленное взаимодействие всех субъектов государственного и общественного управления (педагогического коллектива, школьников, родителей, социальных партнеров) на основе созидающих взаимосвязей, обеспечивающее деятельностно-практическим способом ее целостность и организованность [6]. Ученическое самоуправление - автономная часть школьного самоуправления, как отмечает Л.А. Радченко, существующая и развивающаяся при непосредственном участии самих школьников, обслуживающая и защищающая их интересы [7].

Ученическое самоуправление реализуется, прежде всего, на уровне классного коллектива. Именно здесь традиционно происходит в массовом порядке овладение учащимися необходимыми для самоуправления компетенциями, приобретается опыт самоуправления, начинается и развивается феномен самоуправления и, как следствие, обеспечивается интенсивное развитие всей системы самоуправления школьников. Следовательно, можно говорить о системообразующем значении ученического самоуправления в классном коллективе.

В последнее время все большее значение приобретает тенденция обогащения самоуправления школьников в результате интеграции в социокультурное воспитательное пространство школы создаваемых на основе социального партнерства добровольных разновозрастных детских объединений и создания целостной системы самоуправления.

Существует возрастная специфика осуществления самоуправления школьниками. Достаточно ярко она проявляется у младших школьников. Подчеркнем, что в начальной школе организация самоуправления возможна и необходима. Возможность обусловлена психолого-педагогическими особенностями младших школьников, такими как: их доверием к взрослым, интересом и готовностью к взаимодействию с окружающим миром, высокой подражательностью и произвольной регуляцией поведения на основе полученных от взрослых правил и образцов, осознанием личностной ответственности.

Необходимость организации самоуправления младших школьников определяется тем, что в этот возрастной период закладываются основы для интенсивного развития самоуправления и, как следствие, для развития гражданской идентичности в подростковых классах. В основе организации самоуправления младших школьников лежат поручения. Поручение может быть индивидуальным, при этом смена поручений должна происходить после двух недель - месяца. Обязательна работа по формированию способов выполнения поручения. При выполнении поручений вводятся игровые приемы. Существуют коллективные поручения, которые могут наименоваться как чередование традиционных (творческих) дел. В этом случае также необходима помощь в продумывании их осуществления. Постепенно поручения младшим школьникам начинают объединяться и усложняться [8;9]. В этот период внимание акцентируется на формировании умений и навыков планирования деятельности, ее подготовки, проведения и совместной рефлексии. Чаще всего для этого оправданно используется детально разработанное на сегодняшний день методическое обеспечение коллективных творческих дел.

Возрастной особенностью подростков, оказывающей доминирующее влияние на организацию самоуправления, является чувство взрослости как осознание себя взрослым человеком, личностью, имеющей такие же права и обязанности как любой более старший человек. При этом появляются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, возникающие благодаря созданию общности взрослого и подростка, расширения сферы их сотрудничества [10].

В связи с этим встает вопрос о степени участия взрослых в самоуправлении подростков. Можно обозначить и более глубокую проблему: понимание и соотношение самоуправления и соуправления.

Участие взрослых в самоуправлении подростков позволяет формировать необходимые для самоуправления компетенции, накопить опыт самоуправления. Одновременно под педагогическим руководством происходит развитие самоуправления подростков посредством усложнения задач самоуправления; расширения видов деятельности, осуществляемых с помощью самоуправления; привлечения к самоуправлению новых членов детского коллектива; а также поэтапной передачи полномочий и ответственности детскому коллективу. При этом даже в старших классах, достигших высокого уровня развития коллектива, только сочетание самоуправления школьников и педагогического руководства дает гарантию полноценной жизнедеятельности коллектива старшеклассников, препятствует появлению в нем негативных явлений.

В проблеме соотношения самоуправления и соуправ-ления можно исходить из понимания соуправления, данного К.Ю. Терентьевым, как процесса делегирования части полномочий администрацией школы ученикам, чтобы они выполняли часть школьных обязанностей - организацию дежурств, праздников, проверку посещаемости, опозданий, успеваемости [11]. По мнению указанного автора, для соуправления характерна подчиненность школьной администрации, взаимодействие осуществляется по принципу «руководитель- подчиненный», однако если участие школьников покажет свою эффективность и значимость, то оно привлечет инициативных, отстаивающих свою позицию и самостоятельность, следовательно, соуправление является этапом развития самоуправления. Однако мы придерживаемся взглядов Л.А. Радченко - при таком подходе нивелируется сама сущность самоуправления: авторитарность и гиперконтроль разрушают попытки детских субъектных решений [7]. Таким образом, единственно возможное решение - педагогический коллектив должен признавать школьников субъектами управления школьной жизнью. Только в этом случае можно определить целесообразную степень участия взрослых в самоуправле-

педагогические науки

Кириленко Наталья Петровна САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ...

нии школьников, а соуправление будет являться этапом в развитии самоуправления школьников.

Общие положения осуществления самоуправления были сформулированы нами ранее [12]. Представим их с учетом специфики самоуправления школьников.

К основополагающим принципам самоуправления можно отнести демократизм, гуманизм, легитимность, открытость, динамичность, вариативность, деятельност-ный характер.

Высшим органом самоуправления в детском коллективе является собрание, где обеспечивается возможность каждому ощущать свою причастность к решению вопросов о жизнедеятельности коллектива. Наиболее распространенным содержанием собраний могут быть регулярное обсуждение итогов прошедшего периода, планирование на следующий период, выборы ответственных за реализацию запланированного (актива); а также обсуждение злободневной проблемы жизнедеятельности коллектива.

На собрании обязательно принятие решения. Значимым является то, что при принятии решения не реализуется принцип «меньшинство подчиняется большинству», а происходит согласование решения до тех пор, пока его формулировка не удовлетворит всех членов коллектива.

Важнейший момент самоуправления - выборы актива. На собрании определяется не набор должностей, а виды деятельности коллектива, диктующие, кто и за что будет отвечать.

Самоуправление школьников возможно при организации досуга (в познавательной, ценностно-ориентировочной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, при организации свободного общения); в общественно-полезной и трудовой деятельности, в том числе при благоустройстве школьного пространства; при контроле за внутришкольной дисциплиной; а также эффективно в учебной деятельности при осуществлении взаимопомощи. Выработанный на собрании план жизнедеятельности коллектива на определенный период разрабатывается активом группы, который в процессе подготовки и реализации запланированного привлекает и координирует деятельность других членов коллектива.

Механизмом внешнего взаимодействия детского коллектива при самоуправлении должно стать «вертикальное» и «горизонтальное» социальное партнерство.

Специфика самоуправления в старшей школе, и соответственно, влияния на развитие гражданской идентичности, детерминирована наступлением в юности психической зрелости, достижением сформированности мировоззрения. Старшеклассники стремятся к овладению социокультурным пространством, для них характерна гражданская активность. Отстаивается право на автономию как самостоятельность в решении лично их касающихся вопросов и требование не просто взрослого общения как у подростков, а взрослых отношений. Этому способствует содержательно-смысловая структура временной перспективы личности старшеклассников, включающая факторы управляемости жизни, ее смысловой насыщенности и личностной ответственности за происходящие события [13]. Все это приводит к выдвижению на первый план у учащихся старших классов проблемы результативной включенности в школьное самоуправление.

Школьное самоуправление содействует демократизации образования, реализации государственно-общественного характера управления образовательным учреждением, построением его деятельности в соответствии с моделью общественно активной школы. Указанные тенденции развития образования соответствуют современным социально-экономическим условиям. К таким условиям можно отнести требование удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса, открытость образовательного процесса и информационная

прозрачность деятельности образовательного учреждения для общества, высокая степень самостоятельности управления, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг при системе нормативно-подушевого финансирования, многоканальность по источникам финансирования, разработка критериальной системы оценки качества образования. В то же время эти тенденции дают возможность интенсификации развития гражданской идентичности у субъектов образовательного процесса.

Школьное самоуправление можно представить как разветвленную систему совместных и раздельных органов самоуправления субъектов образовательного процесса в рамках общеобразовательного учреждения. К действующим формам самоуправления учащихся на уровне школы можно отнести совет старшеклассников, школьный парламент, школьную думу, совет старост и т.д. Наиболее распространенной формой школьного самоуправления с участием учащихся является управляющий совет, полномочия которого определяются Уставом общеобразовательной организации. В целом, управляющий совет можно охарактеризовать как главный руководящий и координирующий орган самоуправления. Это детерминируется тем, что решения управляющего совета обязательны для всех субъектов образовательного процесса, в то же время в управляющем совете есть представители всех органов внутришкольного самоуправления и они имеют возможность представлять свои интересы и потребности [14]. Сущностной характеристикой управляющего совета является полноправное участие школьников. Значение управляющего совета в рассматриваемой нами проблеме развития гражданской идентичности у учащихся определяется возможностью организации пространства общих дел, формировании правового поведения, в том числе при реализации права влиять на ход событий исходя из своих интересов, совершенствование умений и навыков командной работы со взрослыми и сверстниками, развитие ответственности за принятые решения [15].

Школьное самоуправление, как указывают А.Ю. Шкуров и О.Н. Пономарева, может влиять на условия осуществления образовательного процесса; на отношения участников образовательного процесса, реализуя и защищая в случае необходимости права и интересы учащихся и их родителей; на качество образования, предъявляя требования к результатам образования выше государственного образовательного стандарта [14].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества //Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65—86.

2. Савинова Л.Ю., Шибзухова К.С. К вопросу гражданского воспитания в начальной школе // В сборнике: Региональный подход к поликультурном у образованию детей и молодёжи: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках V Открытого Регионального научно-методического Симпозиума «Наш мир—мир детства». Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2016. С. 508-512.

3. Макаренко О.А. Ученическое самоуправление как ресурс формирования активной гражданской позиции современного школьника // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение процесссов развития ребенка Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. И.В. Васютенковой. 2016. С. 106-115.

4. Кириленко Н.П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 471-476.

5. Клейберг Ю.А. Гражданская позиция современной молодежи: феноменология, тенденции, перспективы // Пензенский психологический вестник. 2017. № 2 (9). С. 26-35.

6. Кочетова А.А Расширение пространства социализации школьников за счет обогащения структуры ученического самоуправления // Специфика педагогического образования в регионах России. 2015. № 1. С. 87.

7. Радченко Л.А. Ученическое самоуправление как условие развития правосознания школьников // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. No 4 (33). С. 355— 358.

8. Фалалеева И.В. Организация деятельности классного сообще-

Kirilenko Natalya Petrovna SELF-GOVERNMENT ...

pedagogical sciences

ства как условие формирования социально активной личности младшего школьника //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). С. 187-190.

9. Матвеев В.Ф. Октябрята — дружные ребята!: Молодому учителю о работе с октябрятами. М.: Просвещение, 1981. С.29-33.

10. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М. Изд. дом «Новый учебник», 2003. 48 с.

11. Терентьев К.Ю. Факторы, определяющие участие школьников в системе ученического самоуправления // Альманах современной науки и образования. 2007. № 5. С. 221-223.

12. Кириленко Н.П. Перспективы и проблемы самоуправления в группе студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: Материалы международ. науч.-практ. конференции, 28-29 апреля 2010 г., Саратов. — Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010.- В 2-х частях: Ч.1. С.472-475.

13. Акименко А.К. Временная перспектива и жизненные ценности старшеклассников городских и сельских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т.5. № 4. С. 341-346.

14. Шкуров А.Ю., Пономарева О.Н. Совершенствование институциональных механизмов функционирования управляющего совета в образовательной организации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 6 (45). С. 71-77.

15. Шкуров А.Ю., Пономарева О.Н. Управление общеобразовательным учреждением: особенности функционирования на современном этапе совершенствования российского образования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8. № 2. С. 110-118.

Статья поступила в редакцию 20.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.