ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ PROBLEMS OF CHILDREN'S SELF-MANAGEMENT AT MODERN SCHOOL
Шевелёва Н.Н.
Научный сотрудник научно - исследовательского центра педагогической рискологии ГОУ Педагогическая академия, учитель МОУ гимназия №2 г.о. Железнодорожный.
Shevelyova N.N.
Research scientist, Science and research centre
for pedagogical riscology State Pedagogical academy,
teacher, Moscow grammar school №2, Zheleznodorozhny’j town
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МОУ гимназия №2 г.о. Железнодорожный Московской области. Предлагается использование ученического самоуправления как способа реализации «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся».
Annotation. Article reveals problems of student's self-management. Experience of introduction and development of the given technology in Moscow grammar school of №2 in Zheleznodorozhny’j town of Moscow Region is presented.
Article propose use of student's self-management as a realisation method of «the Approximate program of education and socialisation of students»
Ключевые слова. Ценностные основы воспитания и социализации, ученическое самоуправление, социальное проектирование, активизация личностного развития и гражданского самоопределения.
Keywords. Valuable bases of education and socialization, student's self-management, social planning, activization of personal development and civil self-determination.
«Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей - и тогда ты в себе найдешь весь мир» Лао Цзы, китайский философ
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, Законом «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного воспитания, программой воспитания и социализации обучающихся разработана основная образовательная программа начального и основного образования российских школьников. Под целью образования понимается воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся:
1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Для минимизации рисков в воспитании и социализации современных школьников необходимо скорректировать подходы к организации воспитания и социализации обучающихся:
1 Уделить внимание значению информационного и социального пространства.
2 Разработать систему мер по решению конфликта между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы.
3 Сформировать понятия «свобода», «право», «ответственность».
4 Организовать формы социализации личности, формы совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности.
5 Усилить вертикальные связи между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми.
6 Строить воспитание на традициях Отечества, области, края, семьи.
7 Изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, создавая модели жизненной траектории, программы будущего.
8 Организовать участие в социальном проектировании.
Школа - не единственный субъект воспитания и социализации ребенка, однако является носителем педагогической культуры, поэтому ей принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и социализации. Всё это нацеливает современную общеобразовательную школу, учреждения дополнительного образования на внедрение новых организационных форм гражданского воспитания, которое как важнейшая сфера образования нуждается в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, родителей и педагогов, школы, социума и органов власти всех уровней: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В настоящее время очень важным является создание и функционирование систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях. Об этом говорят последние документы Министерства образования. И в законе «Об образовании» прямо сказано, что и учащиеся, и родители, и педагоги имеют право участвовать в управлении образовательным учреждением. Таким образом, управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В статье 35 (этого же закона), пояснено, что формами «самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».
Мы видим, что в школе должны быть созданы органы самоуправления: совет школы, общешкольная конференция, педагогический совет, родительский комитет и другие. Органы самоуправления имеют собственные полномочия по управлению школой. При выборе форм и плана деятельности органов самоуправления необходимо урегулировать правовые основы взаимоотношения сторон образовательного процесса. Для этого необходимо изучить ряд документов: «Всеобщую декларацию прав человека», «Конвенцию о правах ребенка», «Конституцию Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» - при необходимости вырабатываются и принимаются локальные акты. Ученик может участвовать в управлении образовательным учреждением. В последние годы в школах создаются управляющие советы. Если в них будут входить старшеклассники, прошедшие школу ученического самоуправления, то эффективность их работы в управляющих советах, мы считаем, будет выше.
Известно, что «ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей».
Обратите внимание, что ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания - всего того, о чём говорится в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся». Представляя интересы всего
ученического коллектива, школьники могут организовывать те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности.
Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся - органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, - играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте.
Опыт нашей работы по развитию ученического самоуправления в гимназии подтверждает, что самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение и, самое главное, желание найти своё место в жизни, быть активным и полезным обществу. А как обучить детей всему этому? Лучше всего в игре.
Ученическое самоуправление - это своего рода игра. При формировании модели ученического самоуправления нужно не только написать правила игры, распределить роли, но и осуществлять грамотное руководство ходом игры (вспомним термин «скрытое педагогическое руководство»): необходимо вовремя запустить игру, поддерживать интерес на протяжении всей игры и удачно, самое главное, своевременно завершить. Одним из важных моментов в реализации ученического самоуправления является этап анализа, рефлексии происходящего. На этом этапе, безусловно, мы просчитываем педагогические риски. Как мы начинали? Начало всегда сложное, т.к. для этого необходимы такие важные факты:
1 Поддержка или даже инициатива администрации учреждения.
2 Человек, горящий идеей внедрения самоуправления в школе.
3 Методическое обеспечение.
4 Поддержка коллектива (взрослых и детей).
С 1999 года в МОУ гимназия №2 г.о. Железнодорожный апробировалась и удачно внедрялась технология самоуправления «Демократическая республика». В своём развитии мы прошли несколько этапов.
Нами была создана структура республики, но самым непростым оказалось создание ученического самоуправления в начальных классах. Мы задались вопросом, а есть ли необходимость в этом на данном этапе?
Действительно, очень важно закладывать ростки ученического самоуправления на начальном этапе с умения детей организовывать управление в классе, так как именно на начальном этапе формируется потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент духовных, нравственных и эмоциональных качеств.
В сплоченном коллективе учащиеся будут испытывать ответственность за общее дело и его результат. Поменяется характер взаимоотношений между детьми: исчезнет безразличие, приобретается теплота, человечность. Сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Ребята овладевают навыками, необходимыми для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Малышам тоже необходимо прожить свою социальную роль, приобрести социальный опыт, только после этого они легче организуются в среднем и старшем звене, они понимают вертикаль власти. Но как построить ученическое самоуправление на начальном этапе? Учащиеся в этом возрасте очень активны, с удовольствием и ответственностью выполняют доверенные им поручения.
Если заложить основы самоуправления в начальной школе, то в среднем звене у детей не утрачивается интерес к общешкольной деятельности, им хочется участвовать в различных конкурсах и других видах деятельности, они способны будут самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В школе есть возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Это - начальная школа. Младшим ребятам не подходят серьезные формы - совещания, заседания и комитеты. В нашей стране а-1апё образовалась флотилия «а-маячок» (1-4 классы), каждый класс, корабль, имеет своего капитана, штурмана, вахтенных и т.д. Как младшие школьники включились в игру! Правительство республики вместе с учителями-консультантами разработали Морской Устав, которому должен следовать каждый ученик началь-
ной школы. В Уставе в доступной для детей форме говорится о правах и обязанностях каждого морячка. Экипажи ведут Судовые журналы, куда заносятся все события жизни класса: праздники, поездки, впечатления ребят и их родителей по итогам этих мероприятий. Скоро родилась традиция проведения парадов флотилии «а- маячок».
А в 2008 году начальные классы впервые выбирали адмирала флотилии: всё было, как у старших классов, и агитационные материалы, и тайна голосования, и все остальные формы политического этапа игры. Как сложно нам, взрослым, сделать верный выбор, но как значителен выбор малыша.
Конечно, без развитой команды актива не просто организовать ученическое самоуправление в классе. Если есть актив, у нас Правительство и Парламент, - гораздо легче. Лидеры приходят в классы - уже они носители того, как сделать лучше. Но чтобы работа шла во всей школе, необходимо в каждом классе, как мы считаем, выстроить вертикаль ученического самоуправления. Таким образом, мы можем решить множество проблем - это и переходный возраст, с его вулканом страстей, и вопрос занятости ребят, и желание детей, в силу физиологи и развития, объединяться в социальные группы, и многое другое. Каждый класс основной школы (5-11 класс) представляет собой город, который имеет своего мэра и комитеты по культуре, спорту, образованию и т.д. Так выглядит вертикаль власти в нашем игровом государстве.
С 2001 года в гимназии апробировались и внедрялись выживательные программы. Раньше с детьми этим не занимались. Не учили детей, как избежать целого ряда опасностей. Цель данных программ - подготовка к командным действиям в экстремальной ситуации. В ходе игр (а выжива-тельные программы включают в себя игровые технологии) участники получают возможность отработать и закрепить навыки, необходимые человеку в экстремальных ситуациях как на природе, так и в городе. Ещё одна цель, которую преследуем мы - это сплочение коллектива в результате тренинговых взаимодействий.
Мы все помним первое положение о проведении единого дня ГО. После прохождения выжива-тельных программ на фестивале «Новая цивилизация», в лагерях обучения актива самоуправления «Ньюландия» (ВАО г. Москва), пройдя обучение, обучив игротехников, мы решили попробовать у себя внедрение таких программ. Каким образом мы поступили? Трудность заключалась в том, что на фестивале, в лагере количество участников - 150, а у нас более 1000. Совместно с психологами, учителями физкультуры, ОБЖ был придуман наш вариант - игра «Мы - спасатели». Мы решили совместить теорию и практику. Сделали маршрутные листы для каждого класса. Распределили по времени все параллели, ответственных за ту или иную параллель, проинструктировали игротехников на каждую станцию, подготовили банк вопросов. Казалось бы, всё очень просто - на самом деле огромная работа! Результат превзошёл ожидания. Ход игры выглядел так:
1 этап. Построение на линейку (сдача рапорта, получение маршрутного листа, целевые установки).
2 этап. Путешествие по станциям (задействованы все помещения гимназии - кабинеты, в которых переставлена мебель, актовый зал, спортивные залы, рекреации). На станциях -инструкторы-игротехники, испытания включают в себя практическую направленность -тренинговые упражнения на сплочение, оказание первой медицинской помощи, теоретическую часть - вопросы по программе ОБЖ, действия в экстремальной ситуации.
3 этап. Итоговая линейка. Рефлексия. Подведение итогов.
Редакция нашей гимназии издает школьную газету «Альфа-информ». Министерство печати и информации заботится о том, чтобы материалы были доступны всем членам школьного коллектива. В газету пишут как ученики, так и их родители и учителя.
Наши ученики принимают активное участие в социальных проектах, организованных Правительством республики а-Ьапё. Таким проектом стал проект «Все дети равны»: в Салтыковский детский дом регулярно отправляются вещи, организуются совместные праздники. Участвуя в социальном проектировании, ребята не только учатся организаторской деятельности, но и сопереживанию, глубоко нравственной позиции.
Детям (и большим, и маленьким) нужна именно такая игра. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Только в игре дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, а в старших классах мы видим настоящих лидеров, компетентных граж-
дан пока ещё игрового государства (статистика последних лет подтверждает: школьники, прошедшие игру «Демократическая республика», занимают активную гражданскую позицию - на избирательных участках, расположенных на нашей территории, отмечена высокая явка юных избирателей, выпускников нашей гимназии). Гимназисты осознают ответственность за настоящее и будущее своей страны, продолжение традиций прошлых поколений.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников, так как в процессе само-управленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.
Технология «Демократическая республика» (по А.С. Прутченкову) является комплексной, так как она органично объединяет в себе несколько направлений педагогической деятельности:
• ролевая игра с ярко выраженным общественно-политическим содержанием, в ходе которой проводятся избирательная кампания и демократические выборы органов государственной власти;
• деловые экономические игры, позволяющие овладеть навыками эффективного ведения переговоров, оформления банковской документации, на практике познать особенности современных денежно-финансовых отношений;
• юридический практикум по освоению основных процедур цивилизованного общества, связанных с разработкой и принятием нормативных актов и проведением их экспертизы;
• активную правозащитную деятельность, в ходе которой каждый участник может получить и закрепить практические навыки отстаивания своих законных прав и интересов;
• социальное проектирование, результатом которого является реальный практический вклад школьников в улучшение ситуации в своем родном городе;
• спортивно-прикладные и выживательные программы, позволяющие участникам проверить свои физические возможности и психологическую закалку;
• творческие программы различной направленности, содержание которых стимулирует креативность и самовыражение детей и подростков.
Все эти виды деятельности активизируют личностное развитие и гражданское самоопределение участников, так как им приходится взаимодействовать с разными людьми, творческими группами и целыми коллективами, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями, закрепляя имеющиеся навыки и приобретая новый социальный опыт жизни в гражданском обществе. Всё это будет способствовать реализации «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся».
Все эти виды деятельности активизируют личностное развитие и гражданское самоопределение участников, так как им приходится взаимодействовать с разными людьми, творческими группами и целыми коллективами, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями, закрепляя имеющиеся навыки и приобретая социальный опыт жизни в гражданском обществе. Всё это будет способствовать реализации «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся».
Школа - это разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим законам, нежели люди в повседневной жизни. Нужно научиться договариваться. И школьная жизнь становится интересной и увлекательной, если все участники образовательного процесса научатся договариваться, играя, а «учиться интересно - интересно». Опыт показывает, что для детей самоуправление -это не игра, а серьёзная работа, когда рушатся стереотипы, строятся проекты, осуществляются мечты, причём каждый может развиваться сам и помочь становлению личности другого и всего коллектива в целом.
Литература:
1. Валеев И.И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания. - М., 1992.
2. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. - Тверь: Золотая буква, 2007.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., Просвещение,1986.
4. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (в ред. 1.12.2007г.).
5. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения).-М: Просвещение, 2009.
6. Лутовинов, В.И. Молодежная политика России сегодня: состояние, проблемы и подходы к их решению / В.И. Лу-товинов // Молодежь и общество. - 2008. - № 4. - С. 4-16.
7. Прутченков А.С. Всероссийская программа «Десять ключевых дел» как технология гражданского образования / А.С. Прутченков // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 9. - С. 11.
8. Прутченков А.С. Демократическая республика. Методическая разработка деловой игры. - М., 1998.
9. Прутченков А.С. Нормативно - правовые основы взаимодействия детских (молодёжных) общественных организаций и органов ученического самоуправления. - М., 2007.
10. Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. -М., 2005.
11. Смирнов В.А. Основные этапы формирования и реализации государственной молодежной политики в современной России / В.А. Смирнов // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2008. - № 4. -С. 51-62.
12. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократической культуры поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. - М., 2001
13. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов / Под ред. А.М. Моисеева. - М.: МГОУ, 2004.
14. Федеральный Закон «Об общественных объединениях». - М., 2006.
15. Фрумин И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:УВЦ "Инноватор", 1996.