Научная статья на тему 'Самоуправление в школе-интернате: теория и практика'

Самоуправление в школе-интернате: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1777
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ / УЧЕБНЫЕ СЕКЦИИ / КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PUPILS'' SELF-GOVERNMENT / EDUCATION / INDIVIDUAL ORIENTATION / STUDENT COUNCIL / TRAINING SECTION / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазуренко Т.В.

В данной статье рассматривается структура использования самоуправления, на основе анализа современных методов по организации ученического самоуправления в Таганрогской санаторной школе-интернате. Разобраны теоретические и практические аспекты применения ученического самоуправления. Раскрываются особенности использования самоуправления в школе-интернате, его структура, ученические мероприятия и учебные секции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPALITY IN A BOARDING SCHOOL: THEORY AND PRACTICE

The article discusses ispolzovaniya samoupravleniya structure, based on the analysis of modern methods for the organization of student government in Taganrog sanatorium boarding school. Collated theoretical and practical aspects of student government. The peculiarities of the use of selfgovernment in a boarding school, its structure, student activities and study section.

Текст научной работы на тему «Самоуправление в школе-интернате: теория и практика»

7. Франчесетти, Джанни Панические атаки. Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов. М., 2014. - 264 с.

Т. В. Мазуренко

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. В данной статье рассматривается структура использования самоуправления, на основе анализа современных методов по организации ученического самоуправления в Таганрогской санаторной школе-интернате. Разобраны теоретические и практические аспекты применения ученического самоуправления. Раскрываются особенности использования самоуправления в школе-интернате, его структура, ученические мероприятия и учебные секции.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, воспитание, ученический совет, учебные секции, коллективно-творческая деятельность.

T. V. Mazurenko

MUNICIPALITY IN A BOARDING SCHOOL: THEORY AND PRACTICE

Annotation. The article discusses ispolzovaniya samoupravleniya structure, based on the analysis of modern methods for the organization of student government in Taganrog sanatorium boarding school. Collated theoretical and practical aspects of student government. The peculiarities of the use of self-government in a boarding school, its structure, student activities and study section.

Keywords: pupils' self-government, education, individual orientation, Student Council, training section, the collective creative activity.

Вопрос о социализации личности в школе связан с огромным множеством направлений воспитательной деятельности коллектива и в частности с организацией ученического самоуправления, так как через него педагоги стремятся решать вопрос не только усвоения социально-культурного опыта, но и активного включения субъекта социализации во все процессы жизнедеятельности. Указывая на необходимость поиска новых инновационных подходов в воспитании и образовании, исследователи подчеркивают, что организация системы самоуправления в образовании, рассматриваемом как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре, способствует развитию субъектной позиции, творческой самореализации личности воспитанника [7].

Мальчики и девочки, переступая порог школы-интерната, мечтают найти себе новых друзей, проявить себя, показать родителям и всем родственникам свои способности и умения. От воспитателя во многом зависит развитие творческих способностей воспитанника. Необходимо вовремя направить в нужном направлении стремление ребенка познать новое.

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет отрядный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой развиваются способности личности. Характер отношений в детском коллективе во многом определяют судьбу воспитанника [1].

Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.

В школе-интернате при проведении тех или иных воспитательных мероприятий воспитанники получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует, раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.

Актуальность ученического самоуправления для современного социального воспитания учащегося заключается в следующем: удовлетворять индивидуальные потребности воспитанников, направленные, прежде всего, на защиту их интересов, участие в решении насущных проблем школы-интерната. Участие воспитанников в ученическом самоуправлении позволяет повысить социальную компетентность [6]. Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе-интернате является организация школьного самоуправления.

Самоуправление в школе-интернате - это способ организации жизнедеятельности учащихся, путь к преобразованию группы в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования, друг к другу, воспитанники начинают серьезней, относится к общему делу, принимать интересы коллектива как свои собственные. Стремление к независимости учащегося — это этап взросления ребёнка, становления его как самостоятельной и ответственной личности. Одной

60

из форм управления этим процессом можно считать ученическое самоуправление, так как для формирования собственной позиции в социуме ребёнку необходимы ориентиры, заданные извне. Именно самоуправление ускоряет навыки общения, прививает нравственные качества, чувство взаимопомощи и помогает учащимся в адаптации к новым требованиям и условиям жизни.

Ученическое самоуправление можно рассматривать, как одну из форм работы по профилактике и преодолению дезадаптации воспитанников. Самоуправление дает возможность выбора, защиты своих прав, реализации собственных идей, активных действий, согласно своим нравственным нормам. Организация школьного самоуправления позволяет воспитанникам включиться в демократические процессы, учиться быть активным и инициативным. Через деятельность ученического самоуправления формируется школьная среда.

При организации школьного самоуправления следует исходить из важных теоретических положений о внутренней позиции воспитанника. Внешняя позиция учащегося означает статус его реальной ценности как общественника, товарища, как личности вообще. Внутренняя - мнение о себе по сравнению с другими, оценка своих возможностей, уровень притязаний. Психологи отмечают, что « от характера внутренней позиции ребенка, ее соотношения с внешним положением и его реальными возможностями зависит вся система переживаний и его дальнейшее психологическое развитие» [1].

Цель нашего исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме школьного самоуправления показать специфику организации такой работы в Таганрогской санаторной школе-интернате.

Анализ литературы по изучаемой проблеме показал, что в отечественной педагогической науке и практике имеется богатый опыт разработки теоретических основ и принципов организации самоуправления в детском коллективе. Выработка целесообразных форм и методов организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи исполняли роль составных элементов в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона о воспитании через положительный пример, Аристотеля - о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и

др.

Первое упоминание об ученическом самоуправлении и его организации относятся к XVI столетию. В 1551-1556 гг. в г. Гольдберге работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф [6]. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Великий чешский педагог Я.А. Коменский, был первым, кто выдвинул демократический принцип единой школы. В своем сочинении «Законы хорошо организованной школы» он сформулировал краткие правила организации школьного режима и управления школой [2]. М.В. Ломоносовым также были заложены элементы самоуправления в школьном коллективе, в его труде от 1758 г. «Регламент московских гимназий» указано что, порядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.

Огромное влияние на развитие научно-педагогической мысли оказали труды К. Д. Ушинского по проблемам воспитания и обучения. Антропологический подход Ушинского очень популярен и в наши дни, он ставит педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшейся в России системы воспитания, выдвигая проблему самодеятельности и целостного развития личности на первое место.

Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления С.Т. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей «Сетлемент». В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными [8].

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления. 16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения учащихся, общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии), так и их совместные органы самоуправления (школьные

собрания, конференции) [5].

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского [3].

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема - сделать воспитанника активным участником, субъектом образовательного процесса в школе-интернате. Участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, воспитанники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках ученического самоуправления воспитанники получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт С. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова, а их идеи активно реализованы на практике как модели самоуправления. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос - какая модель ученического самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.

В трудах современных исследователей освещаются различные аспекты изучения проблемы организации школьного самоуправления. Так, в исследованиях В. Т. Кабуш показано, что важнейшим фактором социализации ребенка, являющимся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся [3].

В работах Рожкова М.И. говорится о том, что: «участие в работе органов самоуправления на уровне общеобразовательных учреждений - один из ведущих факторов социализации в разных сферах жизнедеятельности, имеющий огромное значение в организации целенаправленной воспитательной работы с учащимися» [6].

В данной работе рассматривается структура и организация самоуправления в школе-интернате в теории и на практике. Познание сущности внутренней и внешней позиции личности, их соотношения позволили приблизиться к углубленному изучению внутреннего мира воспитанников, выявить причины их различной нравственной ориентации. Педагогический аспект этой проблемы еще не нашел широкого круга исследователей, что сказывается на недостаточной методической разработанности многих вопросов, связанных с целесообразным изменением позиции учеников в коллективе при организации ученического самоуправления, адаптации воспитанника и лнчностно-ориентированного подхода к нему в процессе его социализации.

По мнению исследователей, организация самоуправления должна [4]:

- создавать авторитетный актив, обеспечивать его положительное влияние на учащихся, четко и ответственно обеспечивать всю внеклассную деятельность;

- развенчивать ложные способы самоутверждения учеников, формировать положительное общественное мнение;

- воспитывать активную жизненную позицию каждого ребенка.

Все это возможно обеспечить, регулируя взаимоотношения: воспитателей и учащихся, личности и коллектива.

Опишем опыт организации самоуправления в Таганрогской санаторной школе-интернате. Мы исходили из того, что эффективной формой формирования конкурентоспособной личности является активное участие детей в КТД (коллективно-творческие дела). Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет отрядам увидеть себя в отражении других отрядов, сравнить, сопоставить.

Большинство воспитанников с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на их стремление к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни. Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления воспитанника. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе. Через свое участие в решении проблем воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации [3].

Цели ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, обеспечение возможности каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности, воспитание организаторов. Педагогический коллектив интерната стремится к тому, чтобы у воспитанников нашей школы-интерната сформировалась активная жизненная позиция, они умели её отстаивать, при необходимости, находить компромиссы, быть творческими, инициативными и самостоятельными людьми.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни [4]. Самоуправление дает возможность воспитанникам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

В настоящее время в нашей санаторной школе-интернате создана следующая структура ученического самоуправления: общие собрания школьников, большой совет, совет командиров, секции ученического совета, отряды.

В состав большого совета обучающихся входят учащиеся 9-11 классов. Состав школьного самоуправления обновляется каждый год, так же каждый год проводятся выборы президента. Совет обучающихся координирует работу секций: «Учись учиться», «Долг и право», «Жизнь, и здоровье», «Физкультура и спорт», «Школа труда», «Веселый досуг».

Направления работы органов ученического самоуправления следующие.

- Работа секции: «Жизнь и здоровье», которая организует, проводит и контролирует в отрядах проветривание помещений, генеральные уборки помещений, проведение водных процедур детьми, ежедневную стирку носков, колготок, проведение банных мероприятий, регулярное проведение санитарно-гигиенических бесед и Дней Здоровья под контролем медперсонала, заполнение карточек здоровья.

- Секция «Учись учиться» включает в себя: рейды по проверке состояния успеваемости в отрядах, ведение «Экрана успеваемости», выставление детьми перспективных оценок каждую четверть; проверка наличия и содержания учебников, дневников и учебных принадлежностей. Ведение стенда «Хочу все знать» с интересными материалами по учебным предметам, «Тетради взаимосвязи» учителя и воспитателя. Проводится подготовка консультантов по предметам на самоподготовке.

- Секция: «Долг и право» предусматривает организационно-правовые действия учащихся, контролирует выполнение и обязанности за соблюдением порядка и дисциплины, предотвращает нарушения в интернате, следит за возмещением ущерба, проводит различные профилактические беседы. Содержание работы секции: составление графиков дежурств, контроль над их выполнением и подведением итогов, участие в работе Совета Командиров. Ведение «Вахтенного журнала», стендов «Воспитай в себе», «Испытай себя в деле». Помощь в организации бесед о нравственном воспитании, приемах организации самовоспитания. Беседы, лекции о правах и обязанностях учащихся, уголовной ответственности за правонарушения, хулиганство и преступления; проведение отчетов, собраний, составление характеристик, определение уровня воспитанности учащихся (каждую четверть).

- Секция «Физкультура и спорт»: организация и контроль над проведением утренней зарядки, физ-пауз, физ-минуток, лечебной ходьбы. Участие воспитанников в спортивных соревнованиях, играх, контроль над посещением уроков физкультуры, наличием физкультурной формы. Проведение бесед, лекций, радиопередач о спортивной жизни школы, города, области, страны. Организация бесед, лекций, сообщений о методах работы над собой по физическому самоусовершенствованию, о здоровом образе жизни.

- Секция «Школа труда» оказывает помощь педагогическому коллективу в трудовом воспитании, воспитании бережного отношения к собственности интерната, аккуратности, в обучении самообслуживания воспитанников. В секции определены задачи хозяйственного плана, а именно: поддержание порядка и чистоты на территории двора, в жилом и школьном корпусах, уход за личными вещами и помощь в ремонте помещений, экономия и бережливость (свет, ввода, тепло).

- Секция «Веселый досуг» оказывает помощь в организации культурно-массового досуга, эстетического воспитания детей. Содержание работы: секция готовит и проводит мероприятия, вечера, праздники, дискотеки. Организует проведение лекций, бесед, встреч, праздники «День рождения», контролирует чтение художественной литературы по формулярам в школьной библиотеке.

Каждый год в школе-интернате проходится множество мероприятий по данным направлениям. Воспитанники нашей школы-интерната учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, ответственно относиться к порученному делу.

Три раза в году воспитанники проводят сборы. Первый - для решения организацион-

ных вопросов: выборы президента ученической республики, определение целей и задач работы детского коллектива, Ученического Совета на текущий год. Второй сбор — отчеты секций и отрядов в первом полугодии, подведение итогов, награждение благодарственными письмами родителей. Третий — отчеты за второе полугодие, подведение итогов года, награждение активных участников деятельности секций Ученического Совета.

Секции возглавляются лидерами, выбранными из представителей отрядов. В них входят представители всех отрядов. Члены секций планируют работу, проводят рейды, смотры, контролируют проведение в отрядах мероприятий, выполнение заданий секций Ученического Совета, подводят итоги, оценивают деятельность отрядов и членов секции.

Основные мероприятия проводятся в отрядах. Только тут можно дойти до каждого воспитанника, создать ему условия, где он может проявить себя среди товарищей и самоутвердиться в коллективе. На отрядном собрании воспитанники выбирают командира, утверждают состав дежурных по отряду. Весь отряд разбит на экипажи, их может быть два или три - в зависимости от количества детей в отряде. В экипаже, как правило, 6-8 человек, тогда они лучше справляются с ежедневным дежурством: в столовой, спальне, отрядной и бытовой комнатах.

В интернате, где дети больше времени проводят в жилом корпусе, самоуправление и работа Ученического Совета больше охватывает все внеурочное время. Именно поэтому дела Ученического Совета курирует старший воспитатель. Структура ученического самоуправления Таганрогской санаторной школы-интерната представлена на рисунке 1.

«Школьная страна»

Рис. 1. Структура ученического самоуправления

Выделим основные проблемы ученического самоуправления в школе-интернате:

- Недостаточно активное участие отдельных воспитанников в интернатских мероприятиях.

- Недобросовестное выполнение обязанностей и поручений, возложенных на воспитанника.

- Пассивность со стороны воспитателей в организации отрядного самоуправления и неактивное участие в школьном.

Многолетний опыт работы по совершенствованию системы ученического самоуправления показал, что главной функцией ученического самоуправления является введение воспитанников в систему общественных отношений и организация опыта накопления ими этих отношений.

Ученическое самоуправление - это комплекс межличностных, деловых, эмоциональных, дружественных отношений, он формирует моральную сущность личности, её нравственно этическое отношение к миру, к самому себе. Самоуправление способно оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность и группу воспитанников, корректировать и регулировать их поведение и деятельность. Работа по совершенствованию ученического самоуправления - творческий процесс. Администрация интерната держит эту работу на постоянном контроле.

В школе-интернате: все дети участвуют в работе кружков по интересам: принимают активное участие в праздниках, собраниях, утренниках; учатся говорить, выступать, они раскованы, требовательны к себе и другим. Во многом решена проблема сохранности государственного имущества, проблема, которая всегда остро стоит в образовательных учреждениях. Воспитатели тратят меньше времени и сил на организацию дежурств. Порядок, чистота в помещениях и на территории двора поддерживаются в течение дня. Воспитанники нашей школы-интерната активно уча-

ствуют в различных городских и областных конкурсах, получают дипломы, грамоты, призы, являются победителями по прикладному искусству и многое другое.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и обобщение практического опыта организации самоуправления в коллективе Таганрогской санаторной школы-интерната дают нам основание для следующих выводов.

1. Одним из эффективных способов управления процессом социализации и воспитания учащихся можно считать ученическое самоуправление, так как для формирования собственной позиции ребёнку необходимы ориентиры и навыки, формируемые в совместном творчестве и деятельности со всеми участниками педагогического процесса.

2. Именно самоуправление ускоряет навыки общения, прививает нравственные качества, чувство взаимопомощи и помогает учащимся в адаптации к новым требованиям и условиям жизни.

3. Участие в ученическом самоуправлении, активная внеклассная работа, позволяет учащимся выявить свои способности, реализовать их в работе секций, кружков, клубов и приобрести навыки существования в социуме, что очень понадобиться им во взрослой жизни.

4. Несомненно, самоуправление не является самоцелью, но мы уверены, что хорошо налаженная самоуправляемая детская организация является той развивающей средой, которая позволяет нам решать воспитательные задачи с позиции личностно-ориентированного подхода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. - М., 2007. - 354 с.

2. Коменский, Я.А. Законы хорошо организованной школы. - М., 2008. - 288 с.

3. Недведцкая, М.Н., Овчаркова А.А., Воронин О.А. Самоуправление в школе: стратегии, субъекты, содержание. - М., 2011. - 120 с.

4. Недведцкая, М.Н. Модернизация воспитательной системы школы: анализ, направление, содержание. - М., 2011- 254 с.

5. Познин, М.Ф. Социальная адаптация воспитанников оздоровительного образовательного учреждения в деятельности ученического самоуправления. - Таганрог, 2012. - 22 с.

6. Равкин, З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства. 1921-1925 г.г. - М., 1989, 221 с.

7. Скуднова, Т.Д. Образование как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре. - Философия права, 2009, № 6. - С. 56-60.

8. Шацкий, С.Т. Сетлемент. - М.,1992. - 154 с.

Е.А. Макарова, Л.И. Федькина

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам использования особенностей эмоционально-волевого компонента в образовательном процессе. Эмоции относятся к иррациональному познанию, однако они воздействуют на такие составляющие успешного обучения как внимание, восприятие, память. Положительное эмоционально окрашенное когнитивное событие всегда лучше запоминается обучаемыми, чем негативное или индифферентное, что и должно быть использовано в обучении.

Ключевые слова: Эмоционально-волевой компонент, социально адаптивные знания, интерактивные занятия, мотивация, подкрепление, эмоциональная напряженность, «принцип позитивного подкрепления», социально значимая образовательная среда.

Е.А. Маkarova, L.I. Fedkina

EMOTIONAL-ROLE COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The given article is devoted to problems of emotional and intentional components role in educational process. Emotions can be ascribed to such elements of successful education as attention, perception and memory. Positive emotionally coloured cognitive event help a learner memorize it better than negative or indifferent one, and should be effectively used in teaching and learning.

Key words: Emotional and intentional component, socially adaptive knowledge, interactive learning, motivation, support, emotional tension, "positive support principle", socially significant educational environment.

Проблема повышения эффективности обучения является чрезвычайно актуальной и широко обсуждаемой как в среде педагогов-практиков, так и в научной среде. Требования динамично развивающейся и стремительной жизни таковы, что с завершением обучения в вузе и получением диплома специалист не может перестать учиться, пополнять свои знания и приобретать новые навыки. В связи с этим перед педагогами стоит важнейшая задача - сделать так, чтобы процесс обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.