Научная статья на тему 'Психологические особенности панических атак'

Психологические особенности панических атак Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13582
1672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PANIC ATTACKS / PSYCHE / THE FEAR OF RELAPSE / ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ / ПСИХИКА / СТРАХ / РЕЦИДИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липовая О.А., Соколовский Г.В.

В современном обществе наблюдается все больший рост личностной тревожности. Постоянное психологическое напряжение выводит психику человека из стабильного состояния и может привести к приступам панических атак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES PANIC ATTACKS

It is increasing the growth of personal anxiety observed in modern society. The constant psychological stress takes the human psyche from a stable condition and can lead to bouts of panic attacks

Текст научной работы на тему «Психологические особенности панических атак»

5. Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2013. № 1.- С. 142-145.

6. Липовая, О.А, Корниенко, А.А. Особенности проявления и профилактика терроризма // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. Т.5. .- С. 111-114 .

7. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. - 1008 с.

8. Мелентьева, Н. Размышления о терроре // Элементы. Евразийское образование. 1996. № 4. - С. 55-60.

9. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма. М..- Екатеренбург, 2002.- 319 с.

10. Психология и психопоталогия терроризм. Сборник статей под ред. проф. М.М. Решетнико. М: Восточно-Европейский И-т психоанализа, 2009.- 352с.

11. Рощин, С.К., Еникополов С.Н. Психология терроризма: круглый стол // Психологический журнал. 2009. - С. 43-45.

12. Савиков, Б. Воспоминание террориста. М.: Питер, 2016. - 432 с.

13. Фрейд, З. О нарцисизме. М.: Здоровье, 2008. - 224 с.

О. А. Липовая, Г.В. Соколовский

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАНИЧЕСКИХ АТАК

Аннотация. В современном обществе наблюдается все больший рост личностной тревожности. Постоянное психологическое напряжение выводит психику человека из стабильного состояния и может привести к приступам панических атак.

Ключевые слова: панические атаки, психика, страх, рецидив.

О.А. Lipovaya, G.V.Sokolovski

PSYCHOLOGICAL FEATURES PANIC ATTACKS

Abstract. It is increasing the growth of personal anxiety observed in modern society. The constant psychological stress takes the human psyche from a stable condition and can lead to bouts of panic attacks.

Key words: panic attacks, the psyche, the fear of relapse.

Панические атаки - это подвид тревожного расстройства, который относится к расстройствам невротического уровня, связанным со стрессом. Паническая атака представлена хорошо очерченным эпизодом интенсивной тревоги или недомогания, который приходит внезапно, достигает максимума в течение нескольких минут, длится не более 10 - 20 минут и внезапно проходит.

Паническая атака может быть как самостоятельным заболеванием, так и элементом какого-либо расстройства. Приступы паники могут встречаться не только у больных с психическими заболеваниями, но и при ряде других непсихических заболеваний (ревматические болезни, эндокринные и сердечнососудистые патологии).

В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По последним данным, в течение всей жизни около 10 - 20 % населения переносит один или более панических приступов. Это значит, что каждый пятый человек хоть раз в жизни подвергается приступу паники. Данный факт послужил поводом для того, чтобы отнести паническую атаку не к патологии, а к особому виду поведения людей.

Паническую атаку как отдельное заболевание выделили относительно недавно. В начале появление панических атак списывали на физическую слабость и страх самого человека. Потом панические атаки считались симптомом различных болезней. Позже всё, что связано с паническими атаками, стали относить к неврозам. И только французский психиатр Шарко решился систематизировать подобные состояния. Эту работу продолжил его ученик- Зигмунд Фрейд, который назвал паническую атаку «тревожной атакой». А современное определение ввела тридцать семь лет назад Американская ассоциация психиатров.

Паническая атака протекает весьма бурно, что обусловлено цепной реакцией, лежащей в основании.

Сначала происходит выброс в кровь адреналина, из-за действия которого происходит сужение сосудов. В свою очередь, это ведёт к увеличению давления и усилению частоты сердцебиения - тахикардии. Далее возникают проблемы с дыханием, начинается отдышка. Человеку кажется, что он не может дышать полной грудью, что ещё больше усугубляет ситуацию. Также может наблюдаться дереализация - дезориентация на местности, непонимание человеком, где он находится и что происходит. На завершающем этапе происходит снижение углекислого газа в лёгких, что приводит к газовому дисбалансу. Начинается выделение молочной кислоты, которая, в свою очередь, снова активизирует гормон адреналина, что ещё больше усиливает панику. Таким обра-

зом, круг замыкается: чем сильнее волнение, тем сильнее симптомы, а, следовательно, сильнее повторная атака.

Причины возникновения панических атак до сих пор не выявлены. Учеными предпринимаются попытки на нейронном уровне выяснить, какие структуры мозга отвечают за развитие паники. Установлено, что поражение височных долей мозга и отделов лимбической системы провоцирует снижение страха и агрессии. Стимуляция этих отделов, наоборот, приводит к развитию тревожного состояния и страха.

Гипотез возникновения панических атак насчитывается определенное количество. Среди них наиболее популярными считаются следующие.

1. Катехоламиновая теория, которая основана на том, что приступы паники связаны с присутствием в крови большого количества биологически активных веществ, вырабатываемых надпочечниками, а именно: катехоламином. Он действует как стимулятор, из-за которого сужаются стенки сосудов, учащается пульс и стимулируется нервная система. Интересно то, что он распространяется не только в кровь, но и непосредственно в мозг. При панических атаках количество этого вещества в крови, моче и мозге заметно увеличивается.

2. Генетическая гипотеза. Генетика, по мнению исследователей, ответственна за предрасположенность некоторых людей к паническим атакам. В качестве доказательства приводится статистика. Каждый пятый, страдающий панической атакой, имеет родственника, с тем же недугом. Если один близнец страдает подобным тревожным расстройством, то в 60% случаев, второй близнец страдает тем же заболеванием. Среди близких родственников панические атаки встречаются в 20% случаев.

3. Психоаналитическая теория, которая основывается на том, что корнем проблемы панических атак является внутриличностный конфликт, то есть конфликт человека с самим собой, с его потребностями. Несовпадение наших желаний с нашими возможностями может повлечь за собой развитие тревоги. Этого мнения придерживался Зигмунд Фрейд. Он считал, что если не делать своевременную эмоциональную разрядку, то это в итоге приведет к физической напряжённости. По его мнению, именно это и вызывает эмоциональный всплеск.

Ученица Зигмунда Фрейда, Карен Хорни, считала, что приступ паники может быть вызван конфликтной ситуацией.

4. Поведенческая теория. Приверженцы этой теории считают, что паническая атака вызывается внешними причинами. Например, ускоренное сердцебиение может быть вызвано угрожающей ситуацией. Впоследствии может сформироваться условный рефлекс, который будет возникать независимо от того, наличествует угрожающая ситуация или нет. Паника может быть вызвана собственными фантазиями и страхами.

5. Когнитивная теория, сторонники которой считают, что неправильное интерпретирование своего состояния приводит к тревоге, стрессу и паническим атакам. Например, частое сердцебиение может восприниматься, как признак угрозы для жизни. Такие люди, согласно этой теории, обладают повышенной чувствительностью и склонны преувеличивать свои ощущения. Дальнейшая фиксация этих ошибочных ощущений приводит к развитию периодических панических состояний. В этом случае наиболее выражена не сама паническая атака, а страх ее появления.

Самой распространенной классификацией панических атак является классификация, разделяющая их по причине возникновения и основной симптоматике.

По причине возникновения панические атаки делятся на спонтанные, ситуационные, условно-ситуационные. Спонтанная паническая атака - это паническая атака, которая характеризуется своей внезапностью и отсутствием видимых причин. Это один из самых сложных видов.По наблюдениям психиатров, чаще всего такой приступ паники наблюдается у психически нездоровых людей. Ситуационная паническая атака - самый распространённый вид панической атаки, является следствием серьёзных психологических и эмоциональных потрясений, например, смерти близкого человека, аварии и многих др. Условно-ситуационная паническая атака - вид панической атаки, причиной которого становится изменение химического фона в организме. Это может быть связано с употреблением алкоголя, наркотиков, с внутренней перестройкой организма в связи с беременностью, с последствиями приёма гормонов.

По симптоматике панические атаки делятся на типичные и атипичные. Для типичной панической атаки характерны симптомы, связанные с сердечнососудистой системой: тахикардия, болевые ощущения в груди, повышение давления, гипертонический криз, удушье, страх, тошнота, приливы жары/холода, головокружение. При атипичной панической атаке наблюдается потеря слуха/зрения, нарушения в координации движений, мышечные судороги, рвота, потеря сознания, «ком в горле» и другие.

Сложность диагностики панических атак связана с множеством причин.

Первая - это множество факторов, вызывающих панические атаки. По мнению А.В. Кур-патова, панические атаки могут развиваться из такого заболевания как ВСД - вегетососудистая

дистония. Как известно, ВСД - очень распространенное явление в современном мире: каждый пятый человек находится в зоне риска. Паническую атаку у этих людей может вызвать любое отклонение от нормы психического, психологического и физического здоровья [3, 53].

Помимо ВСД, самыми частыми причинами появления панических атак являются болезни сердца, печени, надпочечников и щитовидной железы, гипертонический криз.

Помимо этого, причиной могут стать последствия пережитого стресса (смерть близкого человека, попадание в ЧС и т.д.).

Нередко возникновению панических атак предшествует буллинг. Каждодневная травля человека приводит к угнетённому, подавленному состоянию, чувству беспомощности, стрессу и т.д.

Помимо этого паническую атаку может вызвать отсутствие физической нагрузки, вредные привычки, отсутствие сна, напряжённая работа, обсессивно-компульсивное расстройство и фобии.

Но, в большинстве случаев, причинами панических атак, по мнению А.В. Курпатова, являются неврологические заболевания. Автор отмечает: «Чаще всего страдание паническими атаками обусловлено последствиями перенесенной нейроинфекции, тяжелой травмы головного мозга или, например, может быть следствием алкоголизма, при котором нервная ткань страдает самым нещадным образом. Разумеется, в этом случае возникновение вегетативных расстройств (сердцебиений, колебаний артериального давления, головокружений, обморочных состояний, потливости и т. п.) будет по времени и обстоятельствам связано с соответствующими болезнями - тяжелой инфекцией (например, гриппом), черепно-мозговой травмой и пр.» [3, 13].

Второй причиной сложности диагностирования панических атак является их скрытность. По наблюдению Франчесетти Джанни, симптомы панической атаки (частое, неравномерное биение сердца; приливы жара и холода; чрезмерная потливость; повышенное артериальное давление; боль в груди и т.д.) проявляются непосредственно во время приступа. Поэтому диагностировать паническую атаку может только опытный психиатр или психотерапевт [7, 83].

Третьей сложностью борьбы с паническими атаками является сложность их лечения. Как правило, пытаются устранять последствия панической атаки приёмом большого количества успокоительных и сердечных препаратов (валериана, валидол, пустырник, карвалол и так далее). Эти средства подавляют выработку надпочечниками адреналина, чем снижается до минимума появление новых приступов. Проходит несколько месяцев и симптомы возвращаются. Так как лекарственными препаратами не устраняется причина.

Постоянным паническим атакам подвержено от 0,5 до 1 % людей. Однако данная цифра сильно разнится в зависимости от подсчетов в отдельно взятых странах. Например, американские исследователи приводят более высокие цифры: более 2,7 %. В двух третях случаев приступы паники сочетаются с другими расстройствами невротического или психотического уровня.

В 70 % случаев паническая тревога осложняется депрессивной симптоматикой и риском суицида. В 20 % случаев отмечается присоединение алкогольной или медикаментозной зависимости. Частота встречаемости панических атак среди женщин в 5 раз выше, чем среди мужчин. Средний возраст и для мужчин, и для женщин составляет 25 - 35 лет. Однако панические атаки могут встречаться и среди подростков, и среди пожилого населения (после 60 лет).

Профессор Э.Э. Арутюнова отмечает, что при этом человек становится замкнутым, подавленным и сломленным. Для этого человека стирается грань между приступом и нормальной жизнедеятельностью, поэтому он практически всегда находится в состоянии страха и паники. Этот человек начинает бояться своей собственной тени, практически не выходит из дома и ни с кем не общается[2, 26].

Возвращению в нормальное состояние способствует долгий курс реабилитации.

Исследователь О.А. Липовая, изучающая особенности развития критического мышления, считает, что снижению напряженности психо-эмоционального плана будет способствовать стимулирование развития внутреннего потенциала и критического мышления [4]. Это может снизить риск развития панических атак.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айвазян, Т.А. Панические атаки, симптомы. URL: http://www.neuroclinic.ru/symptoms 31 .htm (Дата обращения: 01.02.2017).

2. Арутюнова, Э.Э. Клинические особенности панических атак и их терапевтическая коррекция. М., 2006.- 146 с.

3. Курпатов, А.В. Четыре страшных тайны. Панические атаки и невроз сердца. М., 2013. - 180 с.

4. Липовая, О.А.Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. № 1. - С. 142-145.

5. Любимова, Н.О том, что такое «паническая атака». URL: https://www.9months.ru/planirovanie/3748/panicheskaya-ataka (Дата обращения: 15.02.2017).

6. Подлесная, А.Ф. Паническая атака. Причины, симптомы и лечение патологии// URL: http://www.polismed.com/articles-panicheskaja-ataka-prichiny-simptomy-lechenie.html (Дата обращения: 15.02.2017).

7. Франчесетти, Джанни Панические атаки. Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов. М., 2014. - 264 с.

Т. В. Мазуренко

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. В данной статье рассматривается структура использования самоуправления, на основе анализа современных методов по организации ученического самоуправления в Таганрогской санаторной школе-интернате. Разобраны теоретические и практические аспекты применения ученического самоуправления. Раскрываются особенности использования самоуправления в школе-интернате, его структура, ученические мероприятия и учебные секции.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, воспитание, ученический совет, учебные секции, коллективно-творческая деятельность.

T. V. Mazurenko

MUNICIPALITY IN A BOARDING SCHOOL: THEORY AND PRACTICE

Annotation. The article discusses ispolzovaniya samoupravleniya structure, based on the analysis of modern methods for the organization of student government in Taganrog sanatorium boarding school. Collated theoretical and practical aspects of student government. The peculiarities of the use of self-government in a boarding school, its structure, student activities and study section.

Keywords: pupils' self-government, education, individual orientation, Student Council, training section, the collective creative activity.

Вопрос о социализации личности в школе связан с огромным множеством направлений воспитательной деятельности коллектива и в частности с организацией ученического самоуправления, так как через него педагоги стремятся решать вопрос не только усвоения социально-культурного опыта, но и активного включения субъекта социализации во все процессы жизнедеятельности. Указывая на необходимость поиска новых инновационных подходов в воспитании и образовании, исследователи подчеркивают, что организация системы самоуправления в образовании, рассматриваемом как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре, способствует развитию субъектной позиции, творческой самореализации личности воспитанника [7].

Мальчики и девочки, переступая порог школы-интерната, мечтают найти себе новых друзей, проявить себя, показать родителям и всем родственникам свои способности и умения. От воспитателя во многом зависит развитие творческих способностей воспитанника. Необходимо вовремя направить в нужном направлении стремление ребенка познать новое.

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет отрядный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой развиваются способности личности. Характер отношений в детском коллективе во многом определяют судьбу воспитанника [1].

Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам.

В школе-интернате при проведении тех или иных воспитательных мероприятий воспитанники получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует, раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.

Актуальность ученического самоуправления для современного социального воспитания учащегося заключается в следующем: удовлетворять индивидуальные потребности воспитанников, направленные, прежде всего, на защиту их интересов, участие в решении насущных проблем школы-интерната. Участие воспитанников в ученическом самоуправлении позволяет повысить социальную компетентность [6]. Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе-интернате является организация школьного самоуправления.

Самоуправление в школе-интернате - это способ организации жизнедеятельности учащихся, путь к преобразованию группы в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования, друг к другу, воспитанники начинают серьезней, относится к общему делу, принимать интересы коллектива как свои собственные. Стремление к независимости учащегося — это этап взросления ребёнка, становления его как самостоятельной и ответственной личности. Одной

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.