Научная статья на тему 'Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления'

Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7113
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ФУНКЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ / РАЗДЕЛЬНАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ / СОВМЕЩЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ / ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валькова Марина Васильевна

Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Оно является составной частью педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов. Современной правовой основой для развития и функционирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит целый комплекс нормативных документов. Функции ученического самоуправления: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль. Модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом: административная модель, игровая модель, раздельная административно-игровая модель, совмещенная административно-игровая модель. Развитие же ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валькова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 374.014

J

М. В. Валькова

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Л___________________________________________г

Аннотация. Управляющий совет школы - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Оно является составной частью педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов. Современной правовой основой для развития и функционирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит целый комплекс нормативных документов. Функции ученического самоуправления: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом: административная модель, игровая модель, раздельная административно-игровая модель, совмещенная административно-игровая модель.

Развитие же ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Ключевые слова: Общественно-государственный орган, ученическое самоуправление, нормативные документы, функции ученического самоуправления, административная модель, игровая модель, раздельная административно-игровая модель, совмещенная административно-игровая модель, проблемы ученического самоуправления, перспективы ученического самоуправлении.

Abstract. Operating council of school is a joint body of state and public management of the school, urged to solve first of all problems of strategic management of school.

Pupil’s self-management - a form of the organization of activity of group of the pupils, providing development of their independence in acceptance and implementation of decisions for achievement of socially significant purposes. It is a component of the pedagogical process, developed and operated on the basis of social, legal and ethical principles. As modern legal basis for development and functioning of Pupil’s self-management the whole complex of normative documents serves in educational institution. Functions of Pupil’s self-management: self-activization, organizational selfregulation, collective self-checking.

Models of self-government of educational institutions and a form of involvement of participants of educational process in self- management can be grouped as follows: administrative model, game model, the separate administrative and game model, the combined administrative and game model.

Development of, pupil’s self-management in educational institution depends on success of the solution of a number of problems of organizational, personnel, program and methodical, social and psychological character.

Keywords: Public state authority, pupil’s self-management, normative documents, functions of pupil’s self-management, administrative model, game model, separate administrative and game model, the combined administrative and game model, problems of pupil’s self-management, prospects pupil’s self-management.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

51

Инновации в образовательных учреждениях

Одним из главных требований к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную цель, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, рассматриваются в контексте одной из основных задач образования -обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности. [3,10]

Школы XXI века - это не только изменение содержания образования и его организации, не только новые предметы и современные Интернет технологии, но и новая система управления, основанная на принципах единоначалия и самоуправления, в том числе с участием самих школьников. Представительство в системе самоуправления всех субъектов образовательного процесса (работников образования, школьников и их родителей), а также всех, кто заинтересован в его эффективном осуществлении, становится основным принципом государственно-общественного управления современной системой образования в России. [1,6,9]

В современных условиях функционирования образовательного учреждения возникает масса вопросов, связанных с обеспечением условий для демократического управления школой. Осознав, что школа -это общественно-государственный орган, в котором должны участвовать родители (попечительский совет) - учителя (педагогический совет) - ученики (ученический совет), начали создавать Управляющий Совет школы [4,8].

Управляющий совет школы - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Для того чтобы осуществлялся учет мнения детей на всех уровнях, необходимо создавать ученические советы в школах, представители которого будут в ходить и в Управляющий совет.

В связи с этим, затихшая некогда бурная школьная жизнь, ушедшие в прошлое старостаты, учкомы и другие подобные структуры ученического самоуправления, вновь стали востребованными, но в другой, более современной интерпретации: Школьный Совет, Школьная республика, Ученическая Дума, Школьный парламент, Лидер, Мы вместе и т.д. [5]

Термин ученического самоуправления фигурирует уже давно, однако большинство людей, его использующих, считают это словосочетание просто названием. А ведь это понятие идет к нам из прошлого, а также описано в российском законодательстве. В настоящее время существует множество схем ученического самоуправления, но нет единых требований при формировании школьного самоуправления. В этой статье мы попытаемся остановиться на самых важных, на наш взгляд, моментах при формировании школьного ученического самоуправления.

Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» в 1977 году в школах были введены ученические комитеты как единый орган ученического самоуправления, обозначены их функции, права, обязанности, характер взаимодействия с комитетом комсомола и советом дружины. Как сказано в Постановлении, «... ученические комитеты должны содействовать становлению сплоченных коллективов как действенных средств идейного воспитания личности». В 1978 году совместным постановлением коллегии Министерства просвещения СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ было утверждено «Положение об ученическом комитете в образовательной школе», где указано, что основной его задачей является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу, комсомольской и пионерской организациям в завершении каждым учащимся полного среднего образования. Эти документы определяли роль и назначение, содержание и формы ученического самоуправления: ученический комитет организует самоуправление школьников в учебе, труде, других видах общественно-полезной деятельности, способствует развитию коллективного обслуживания [2,9,11,12,13].

Современной правовой основой для развития и функционирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит целый комплекс нормативных документов:

• Всеобщая Декларация прав человека (статьи 19, 21 и др.) [3];

• Конвенция о правах ребенка (статьи 13, 29 и др.) [6];

• Конституция Российской Федерации (статьи 2, 17, 32.1, 60 и др.) [7];

• Закон РФ «Об образовании» (статьи 2, 3, 5, 15, 26, 89 и др.) [14];

• Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [13];

• Закон РФ № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» (ред. 2011 г.) (статьи 3, 5, 6, 8, 9, 18, 19, 27 и др.);

• Закон РФ № 98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

• Закон города Москвы от 03.10.2001 № 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» (статья 3 и др.);

• Закон города Москвы «О молодежи» № 4 от 28.01.2004 (раздел 4, ст. 17, 18, 20 и др.);

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

Инновации в образовательных учреждениях

• Постановление Правительства Москвы от 29.11.2005 № 962-ПП «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами города Москвы»;

• Постановление Правительства Москвы от 2.07.2002 № 488-ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы»;

• «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (статьи 50, 68, 69 и др.);

• Устав образовательного учреждения.

Современное понимание самоуправления учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Оно является составной частью педагогического процесса, развиваемое и управляемое на основе социальных, правовых и этических принципов.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагают, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил, делегированием учащимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия.

Цель ученического самоуправления

Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

Задачи ученического самоуправления

Ученическое самоуправление дает возможность ученику:

• приобрести опыт управленческой деятельности;

• раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;

• ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;

• доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.

Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.

Функции ученического самоуправления Самоактивизация

Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование

Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль

Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач.

Жизнь вносит свои коррективы, и, благодаря инициативе педагогов, творчеству учащихся, составляющие структуры ученического самоуправления изменяются, совершенствуются.

Ученическое самоуправление рассматривается как школа отработки навыка социальных отношений, как модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе, плюрализме, уважение к закону.

При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

• свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

• ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

• деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

• тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

При разработке авторских моделей организации ученического самоуправления предлагается включать следующие основные разделы.

Раздел 1. Требования к качеству разработки модели. Системы показателей, которые позволят оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования, научная обоснованность, четкость структуры модели, качество нормативно-ре-гламентирующей базы, наличие педагогически целесообразной деятельности, технологичность модели, учет условий данного общеобразова-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

53

Инновации в образовательных учреждениях

тельного учреждения, положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса, творческий вклад авторского коллектива.

Раздел 2. Структура модели. Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику.

1. Блок целеполагания - принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

2. Позиционный блок - общая схема структурных основных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

3. Организационный блок - выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

4. Нормативный блок - перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетентность и ответственность.

5. Содержательный блок - позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

6. Технологический блок - раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.

Раздел 3. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми структурными основными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Раздел 4. Условия эффективного функционирования модели. Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т.д.

Раздел 5. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позво-

ляют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.

Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

В соответствии с представленными выше принципами и подходами, существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом.

1. Административная модель - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны:

1. полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;

2. наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны:

1. исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении;

2. формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;

3. недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны:

1. максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;

54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

Инновации в образовательных учреждениях

2. ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны:

1. несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;

2. излишнее увлечение игровой стороной процесса;

3. возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель -это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель - это сочетание двух первых моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление,-все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса.

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоу-

правления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Старший вожатый (педагог-организатор) занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).

Особую роль в развитии ученического самоуправления призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы,

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

55

Инновации в образовательных учреждениях

Рис.1.Структуравзаимодействияученическогосамоуправления

содержательно связанные с уненсческим мму управлением, в проведение конкретных уроков. считнлт тб щеревовневся, и стер ии н пряваимеет вотрежнссть г^роо^ботатн ^ир^с^о с вслюче^писрр блем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самосеесвленое нЖщоoЛсaзооaтeль н оге уоенх еыин в кач ентис обычного участника.

Талом нсразом, в оВзв^нс^^В свстоме сато-рпpтвмрниа иTщeрбпптрреттязным рчоеыыeнерж, одной из задач которого является активизация уче-иисескиге cрlеенпеaуятввр, нзнытиуес и нлЛ ими овол стописв позни весьеестгсзееенкиН кнылекеив.

При этом активу ученического самоуправления ыстбходсмо извимодстс-вопат-ро ттяько с оВеезы-витеиздым уенс^алл^ынм, лис деугими ш^ужнср^и службами, если рассматривать на примере округа, а не злр од и ьцолом, то м он^ынвлсынм^нс о°1 ме^ую са[^|^^р^е (ри сос

Уcлoвuеpaзвumuяyчдричпскoгм

самоуправления

Развитие же ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности ртыненя цесзго м-арсндши еоганивл^1^оннсгп,жжле°-виго, наыфавмзо-мeрoивчeевoгo, социемсне-психола-гического характера.

Opвтнлзаlоеoнрыe х^нс^м^^ рсот-ен аттс, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех ченырнх т-ювнях н^з°^1^адуш^ильу^, перриинит кол-иевс^[^, кoJ^риктидышрррсlи общешжтлилыт саганы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой рабытесм ваеноиунпеиь-озие, выяонвть сзнересы л потрттнивто диней ы nвеадитeнт0. ыажвв также учесть особенности школы, ее профиль, основ-ыывзндрчи,ьттopыe нза привстнс рпшатс, и также зытжсвшнися тр^тди1^ин, с ате-снл-жо-техн иое ские и кадровые возможности.

Длттенвинея вз|тнппрсктro cтрмyптaулясне целе-сеебвазнн шзвeиннoпьтрвaтв зызмсжнтсто школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также соврен1енные зомпьюоернв|н лeхнетегив,втю\-oжно-ст^сестмирной сети Интернет.

Рекомендуется активнее привлекать к организа-циивзlнттсв оргжноз yерсичты<рro cамoyвттнления cпeцидризыoв внстеын и-ргиевальиыивзPитттель-ных комиссий, работающих по программе Центриз-авркаро«Пpaеoрри 1^3^^ ытлодого o-^i^Tepя».

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием норма-то внр-поевoври жтзю , неoв>торимoо дся paьвироя уче-ссое скоroямlетлпpавлеви я.

Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Про-

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

Инновации в образовательных учреждениях

ведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления, в частности, должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Нужны спецкурс по основам организации ученического самоуправления в педагогических вузах страны и специальные программы повышения квалификации в учреждениях профессионального дополнительного образования работников образования.

Важно активизировать участие педагогов в профессиональных различных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание своего опыта по организации ученического самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т.д.).

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках регионального взаимодействия.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).

Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отли-

чаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

Возможен отдельный курс в программе «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как «второсортной». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Проблема пассивности, безразличия ко всему происходящему, отсутствие желания действовать, что-либо менять замедляет темпы развития общества. Человеку трудно отказаться от того, к чему он привык за свою жизнь, еще труднее избавиться от стереотипов, сформированных не одним поколением. Взрослым трудно принять ребенка за равного себе, у которого есть свое, порой отличное, представление о происходящем. Но оно также имеет право на существование, и может оказаться хотя и по-детски простым, но наиболее правильным, потому что ребенок свободен от груза предрассудков и комплексов, которые присущи взрослым, умудренным жизненным опытом. Порой дети быстрее замечают, четче видят и осознают свои проблемы и предлагают нестандартные пути их решения.

Социальная пассивность в детстве определяет отсутствие социальной, гражданской активности во взрослой жизни. Чтобы предупредить социальную пассивность юных граждан, которые будут

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

57

Инновации в образовательных учреждениях

вершить судьбу страны в будущем, необходимо дать им возможность самостоятельно участвовать в принятии решений, создать для этого соответствующие механизмы. Необходимо добиться признания детьми своей значимости и ценности как полноправных членов общества, способных самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного самоопределения в жизни, и нести за них ответственность.

В современном мире всё чаще учащиеся обращаются за общением со сверстниками или более опытными людьми в интернет. Поэтому целесообразно создавать сетевые сообщества, которые интересны детям и помогают самореализоваться. При этом надо быть осторожными с социальными сообществами, где распространяется негативная и даже опасная для жизни ребенка информация.

Перспективы

ученического самоуправления

При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство. Развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения. А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а также способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.

Литература

1. Абрамски Ирит, Порохина Г.Д., Виноградова И.Ю. Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности В условиях образовательного консорциума // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С.55-60.

2. Время учеников. Методическое пособие для организаторов взаимодействия органов государственной власти,

органов местного самоуправления и образовательных учреждений с детскими общественными объединениями. М., 2007. 176 с.

3. Всеобщая Декларация прав человека URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/dedhr.shtml (дата обращения: 1.12.2013).

4. Гусева Н. И. Попечительский совет как одна из новых форм государственного общественного самоуправления современным МБДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.61-67.

5. Дик Н. Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 288 с.

6. Конвенция о правах ребенка URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 1.12.2013).

7. Конституция Российской Федерации URL: http://www. zakonrf.info/konstitucia/ (дата обращения: 1.12.2013).

8. Коптева Т. В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.62-67.

9. Прутченков А. С. Нормативно-правовые основы взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления: Учебно-методическое пособие. М.: Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. 104 с.

10. Рубцова С. Ю. Влияние информационной образовательной среды вуза на развитие и саморазвитие личности студента. Учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: изд. Сахалинской областной типографии, 2008. 155 с.

11. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 30-32.

12. Сиденко Е.А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 29-32.

13. Учитель - ученик - родители. Выпуск 4 / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор В. П. Моисеенко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. 176 с.

14. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 1.12.2013).

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.