Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия деятельности органов ученического самоуправления в МАОУ СОШ № 50 г. Томска для развития навыков самоорганизации обучающихся 9-11 классов из неблагополучных семей'

Организационно-педагогические условия деятельности органов ученического самоуправления в МАОУ СОШ № 50 г. Томска для развития навыков самоорганизации обучающихся 9-11 классов из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ / ДЕТИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ / SELF-ORGANIZATION / STUDENT SELF-GOVERNMENT BODIES / SELF-ORGANIZATION SKILLS DEVELOPMENT / CHILDREN FROM DISADVANTAGED FAMILIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунева Мария Петровна, Титова Галина Юрьевна

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия деятельности органов ученического самоуправления в МАОУ СОШ № 50 г. Томска. Исследуется воспитательная работа, проводимая в школе, а также описываются направления деятельности. Представлена структура органов ученического самоуправления, их цель, состав, формы и методы, используемые в работе органов. Описаны преимущества представленной системы. Проанализировано влияние органов ученического самоуправления на развитие навыков самоорганизации у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунева Мария Петровна, Титова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ACTIVITY OF STUDENT GOVERNMENT BODIES IN MAOU SCHOOL № 50 OF TOMSK FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF 9-11 GRADE STUDENTS FROM DISADVANTAGED FAMILIES

The article discusses the organizational and pedagogical conditions of the activity of student government bodies in the Municipal Public School of Secondary School No. 50 in Tomsk. The educational work carried out in the school is investigated, and the activities are also described. The structure of student self-government bodies, their purpose, composition, forms and methods used in the work of the bodies are presented. The advantages of the presented system are described. The influence of student government bodies on the development of self-organization skills among students is analyzed.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия деятельности органов ученического самоуправления в МАОУ СОШ № 50 г. Томска для развития навыков самоорганизации обучающихся 9-11 классов из неблагополучных семей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В МАОУ СОШ № 50 Г. ТОМСКА

ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 1 2

Лунева М.П. , Титова Г.Ю. Email: [email protected]

1 Лунева Мария Петровна - студент, факультет психолого-педагогического и специального образования; 2Титова Галина Юрьевна - кандидат педагогических наук, заведущая кафедрой, кафедра социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: в статье рассматриваются организационно-педагогические условия деятельности органов ученического самоуправления в МАОУ СОШ № 50 г. Томска. Исследуется воспитательная работа, проводимая в школе, а также описываются направления деятельности. Представлена структура органов ученического самоуправления, их цель, состав, формы и методы, используемые в работе органов. Описаны преимущества представленной системы. Проанализировано влияние органов ученического самоуправления на развитие навыков самоорганизации у обучающихся. Ключевые слова: самоорганизация, органы ученического самоуправления, развитие навыков самоорганизации, дети из неблагополучных семей.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ACTIVITY OF STUDENT GOVERNMENT BODIES IN MAOU SCHOOL № 50 OF TOMSK FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF 9-11 GRADE STUDENTS FROM DISADVANTAGED FAMILIES Luneva M.R1, Titova G.Yu.2

1Luneva Maria Petrovna - Student, FACULTY OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SPECIAL EDUCATION; 2Titova Galina Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department, DEPARTMENT OF SOCIAL PEDAGOGY, TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TOMSK

Abstract: the article discusses the organizational and pedagogical conditions of the activity of student government bodies in the Municipal Public School of Secondary School No. 50 in Tomsk. The educational work carried out in the school is investigated, and the activities are also described. The structure of student self-government bodies, their purpose, composition, forms and methods used in the work of the bodies are presented. The advantages of the presented system are described. The influence of student government bodies on the development of self-organization skills among students is analyzed.

Keywords: self-organization, student self-government bodies, self-organization skills development, children from disadvantaged families.

УДК 37.013.2 DOI: 10.24411/2312-8267-2019-10501

Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью. В МАОУ СОШ № 50 г. Томска активно ведется воспитательная работа. Работа делится на разные направления: профилактика девиаций, организаторская деятельность, спортивные соревнования, творческие мероприятия и другое [1].

В школе осуществляется на основе Программы развития школы «Школа личностного роста», включая программы «Здоровье»; «Гражданско -патриотическое воспитание»; «Профилактика правонарушений, употребления ПАВ и девиантного поведения»; «Ученическое самоуправление как средство воспитания демократической культуры и гражданственности»; «Одаренные дети»; программа по ПДД; школьная газета «Эхо»; программа «Спортивная смена».

Работа проводится по разным направлениям, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения, употребления ПАВ, насилия над детьми и организация внеклассной и внеурочной деятельности школьников. В совместной работе школы и семьи приоритетным является духовно-нравственное здоровье учащихся. Работа по развитию творческого потенциала и личностного роста учащихся осуществляется через участие в городских, региональных и всероссийских воспитательных программах: «Спортивная смена»; «Здоровье»; «Память»; «Патриот»; «Учимся жить вместе»; Городская детско-юношеская Ассамблея «Гражданин XXI века»; «Школа светофорных наук»; «Моя Родина - Сибирь»; «Экополюс»; «Игра - дело серьезное»; «Здоровье-здорово»; «Музыкальные эрудиты»; «Любознайка» и другие.

В школе активно работает Совет старшеклассников (8-11классы). В целях недопущения формирования настроения ксенофобии, проявлений агрессий в отношении мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья используется школьная газета «Эхо», а также совместные мероприятия МАОУ СОШ № 50 и ДДиЮ «Факел», городская программа «Учимся жить вместе»; работает школьная психологическая служба. В школе проводятся традиционный круг общешкольных мероприятий: фотоконкурс «Наша Родина», «Полтинник зажигает звезду», «Ученик года», «КВН». Ученики 10 класса уже традиционно являются участниками городского брейн-ринга «Кубок Вивальди», «Сибирские Афины».

Структура школьного ученического самоуправления представляет собой определенную структуру органов управления (см. Рисунок 1), во главе которой стоит Председатель, выбирается из учащихся 9-11 классов на неограниченный срок. Выборы Председателя происходят в сентябре месяце, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы.

БОЛЬШОЙ ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

Председатель Совета обучающихся

Совет обучающихся

(исполнительная власть)

=

5 = = £ = ге Е = 5 о. ЕЯ е 2 £ ш щ о )р культурного досуга эе о т О с о. р ) информации печати

£ !11 ¡5 ас си <и

ш

«Союз Активной молодежи» (актив

школы)

Рис. 1. Структура школьного ученического самоуправления МАОУ СОШ№ 50 г. Томска

Целью работы Совета обучающихся является организация разнообразной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время и содействие обучающимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции.

В состав Совета обучающихся входят 4 сектора: сектор науки и образования, сектор культурного досуга, сектор по ЗОЖ, сектор информации и печати, в каждое из которых учащимися 5-11 классов делегируется по одному представителю от класса, который избирается в классном коллективе голосованием.

На первом организационном заседании Совета обучающихся общим голосованием избирается руководитель в каждом секторе. За каждым сектором закрепляется куратор из числа педагогов школы. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

Высшим представительным органом ученического самоуправления обучающихся школы является Большой школьный совет, который преследует воспитательную цель педагогов школы, по развитию творческих способностей обучающихся, их самоорганизации и вырабатыванию навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции. Руководство и координацию Большого школьного совета осуществляет Председатель, избираемый общешкольным голосованием.

Совет обучающихся является основным органом школьного самоуправления, для его работы используется следующая модель.

При Совете обучающихся «Школа Лидера» формируются сектора, которые осуществляют планирование работы по своему направлению, обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы.

Сектор «Управленческий» - осуществляет руководство составом «Школы Лидера»; организовывает и проводит собрания Совета обучающихся; курирует работу секторов; готовит и организовывает общие собрания для членов Совета обучающихся; рассматривает на заседании Ученического Совета отчеты о работе секторов.

Сектор «Учеба и порядок» - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников;

организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад. Следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Сектор «Информ» - организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников; организацией оформления, пополнения и обновления наглядной агитации в школе; подготовкой информации, для освещения ее на стенде и сайте школы.

Сектор «КТД» (культурно-творческий досуг) организует и проводит коллективно -творческие дела; организовывает и проводит культурно-массовые мероприятия школы; привлекает обучающихся к участию в общешкольных мероприятиях, конкурсах, выставках художественного и технического самодеятельного творчества; организовывает работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек; организовывает работу фотографов и видеооператоров, музыкального и звукового сопровождения различных мероприятий.

Сектор «ВТГ» (временная творческая группа) - занимается созданием и руководством временных объединений, необходимых для реализации различных проектов; разработкой творческих проектов.

Совет обучающихся - это необходимая составляющая для воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого участника объединения.

Широко применяется в работе методика КТД И.П. Иванова, где роль органов самоуправления - главная:

1) подготовка дел при помощи специально созданных для этого советов;

2) работа инициативных групп.

Таблица 1. Формы и методы работы органов самоуправления

Формы Методы

Заседание «Школа актива» Творческие сборы Презентация классов Индивидуальные консультации Мастер - классы Творческие отчеты Групповая работа Коллективное планирование Мозговой штурм Методика взаимодействия Аукцион идей Игра (Организационно-деятельностная, деловая) Поручение Общественное мнение

Данная модель Совета обучающихся предоставляет школьникам реальную возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

Участие в организации мероприятий помогает детям вырабатывать навыки самоорганизации, а именно: научиться рационально планировать свое время, распределять роли и брать ответственность на те или иные аспекты деятельности.

Учителя принимают участие в роли посредника, то есть занимаются управлением организации мероприятия: объясняют концепцию события, помогают решать задачи и следят за выполнением тех или иных поручений. Психолог работает с участниками конкурса для преодоления различных барьеров. Дети из неблагополучных семей распределяются по группам по своим интересам и, таким образом, занимают свою нишу в организации мероприятий.

Проблема самоорганизации относится к числу тех, которые постоянно находятся в фокусе внимания педагогов и психологов, занимающихся педагогической практикой.

Проблема отсутствия навыка самоорганизации у подростков особенно остро стоит среди детей из неблагополучных семей. С раннего детства ребенку не прививаются необходимые качества и привычки, что сказывается на их дальнейшей жизнедеятельности. Решением этой проблемы может послужить привлечение таких учеников в деятельность органов

88

ученического самоуправления. Самоуправление - это процесс организации работы образовательного учреждения, осуществляемый обучающимися совместно с педагогами[2].

Активное участие в организации и проведении школьных мероприятий положительно сказывается на подростках, в процессе они учатся управлять своим временем, распределять обязанности в коллективе и нести ответственность за свои решения и поступки.

Таким образом, ученическое самоуправление является неотъемлемой частью в развитии навыков самоорганизации, особенно для детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Список литературы /References

1. Правила внутреннего распорядка для учащихся [утверждены директором школы № 50 И.А. Доброволянской]. 28 марта, 2016. № 49.

2. Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / А.С. Прутченков. М., 2003. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.