Научная статья на тему 'Личностное самоопределение обучающихся в самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы'

Личностное самоопределение обучающихся в самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНО НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / SELF-GOVERNING ACTIVITY AT SCHOOL / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PERSONALITY SOCIALIZATION / VALUABLE-AND-MORAL REFERENCE POINTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисовская Марина Валерьевна, Шаймарданов Рафис Хасанович

В данной статье рассматривается проблема личностного самоопределения в самоуправленческой деятельности средней школы. Представлена Программа эскпериментального исследования, в рамках которой ученическое самоуправление выступает как условие для успешного личностностного самоопределения обучающегося средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students Personal Self-Determination in Self-Governing Activity At a High School

The problem of personal self-determination in self-governing activity at a higher school is considered in this article. The program of experimental research is presented, where the student's selfgovernment comes forward as a condition for successful personal self-determination of a students at a high school.

Текст научной работы на тему «Личностное самоопределение обучающихся в самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы»

ББК 74.200 УДК 371.4

Борисовская Марина Валерьевна

соискатель кафедры общей педагогики и педагогической психологии СурГПУ, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя школа №4»

гп Пойковский Borisovskaya Marina Valerievna Applicant for a Degree Chair of General Pedagogy and Pedagogical Psychology Surgut State Pedagogical University Deputy Head Master on Educational Work Municipal Educational Institution High School №4

Poikovsky Шаймарданов Рафис Хасанович доктор педагогических наук, профессор главный научный сотрудник

лаборатории исследований в сфере этнического образования СурГПУ

Shaimardanov Rafis Hasanovich Doctor of Pedagogics,

Professor Chief Research Officer Laboratory of Ethnic Education Research Surgut State Pedagogical University Личностное самоопределение обучающихся в самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы Students’ Personal Self-Determination in Self-Governing Activity

At a High School

В данной статье рассматривается проблема личностного самоопределения в самоуправленческой деятельности средней школы. Представлена Программа эскпериментального исследования, в рамках которой ученическое

самоуправление выступает как условие для успешного личностностного самоопределения обучающегося средней школы.

The problem of personal self-determination in self-governing activity at a higher school is considered in this article.

The program of experimental research is presented, where the student's selfgovernment comes forward as a condition for successful personal self-determination of a student’s at a high school.

Ключевые слова: Самоуправленческая деятельность в школе, личностное самоопределение, социализация личности, ценностно - нравственные ориентиры.

Key words: self-governing activity at school, personal self-determination, personality socialization, valuable-and-moral reference points.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» система образования является одним из факторов экономического и

социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Как обеспечить обучающимся навыки самоопределения, необходимые человеку в нестабильных условиях современной жизни? В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении классным и общешкольным коллективом. Мы предлагаем Программу экспериментального исследования личностного самоопределения обучающихся в ученической самоуправленческой деятельности средней школы, цель которой создание условий для эффективного личностного самоопределения в рамках организованного ученического самоуправления. Принципы реализации Программы: принцип равноправия; принцип выборности; открытости и

гласности; демократии; законности; целесообразности; представительства; гуманности; совета и согласия; принцип полномочий; отчетности; социальной значимости деятельности; сочетания в деятельности каждого учащегося организаторских и исполнительских функций, сознательности и свободы выбора. Направления деятельности: гражданско-патриотическое; трудовое; профориентационное; познавательное; научно-исследовательское; культурномассовое; спортивное; досуговое; деятельность по изучению интересов и потребностей школьников. Формы работы: заседание Административного Совета, Правительства, Парламента; создание фирм; организация научного общества школьников (издание школьного альманаха, организация и проведение научных конференций); реализация программы творческих контактов «Арена общения»; организация свободного общения «Разговор о жизни»; выпуск общешкольной газеты «Перемена»; организация деловой игры «Лидер»; организация развлекательно-деловой игры «Лидер и его команда»; проведение психологических тренингов; реализация социальных проектов.

Основными критериями будем считать: уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности; полноту уровня соотнесённости «хочу» - «могу» - «есть» - «требую» у конкретной личности; типы поведения при самоопределении; лидерские качества; способ отношения к другим людям; активная гражданская позиция; личностный рост учащихся; повышение правовой, экономической, политической грамотности обучающихся;

развитие эмоционально-волевой сферы учащихся; показатели социальной адаптации (активность); психологический комфорт участников проекта; наличие необходимых для управленческой деятельности знаний, навыков и умений; осознание ответственность за результаты деятельности своего коллектива; участие учащихся в организации разнообразной деятельности своих товарищей в работе органов ученического самоуправления [2].

Будем оценивать результаты развития ученической самоуправленческой деятельности на основании следующих критериев оценки: вовлеченность учащихся в управление, участие в постановке цели, путей её достижения; степень развития самоуправления класса, школы; деятельность классного и школьного коллектива; уровень организованности как способность к самоорганизации в ситуации неизвестности; наличие системы традиционных дел, ритуалов, символов в детско-взрослом сообществе; положительный психологический климат в классе и школе.

На первом подготовительном этапе были выявлены критерии, показатели и уровни измерения личностного самоопределения, а также успешности ученической самоуправленческой деятельности, подготовлен пакет нормативных документов, определяющих регламентацию деятельности управленческих структур, были обеспечены условия для реализации программы экспериментальной работы. Был проведён первичный сбор и анализ эмпирического материала. Здесь мы считали необходимым вовлечь школьников в активную деятельность с тем, чтобы они получили удовлетворение от совместной деятельности. На этом этапе мы в основном определили направления деятельности школьников, под которые создавались органы ученического самоуправления [6].

На втором, практическом этапе выстраивались концептуальные подходы к организации самоуправления школьников, к их личностному самоопределению в рамках общественных объединений, клубов и других структур, проводилась корректировка выдвинутых положений, разрабатывалась структура целостной воспитательной системы, выявлялись педагогические условия эффективного формирования личностного самоопределения и реализации ученического самоуправления как фактора её

эффективного функционирования, проводился анализ результатов опытноэкспериментальной работы. Данный этап представлял собой процесс участия обучающихся в политико - экономической игре «Демократическая республика «Омега». Мы использовали организационно-методические подходы к активизации учащихся:

1. Игра моделирует товарно-денежные отношения и принципы демократии, существующие в современном обществе.

2. В ходе игры все товарно-денежные операции внутри школы проводятся с пользованием игровой валюты (омеги), применяется безналичная форма расчетов с ведением лицевых счетов каждого учащегося и класса. Источником зарабатывания игровой валюты является учебная, воспитательная, научноисследовательская, культурно-массовая, хозяйственная и управленческая деятельность обучающихся и классов.

3. Результаты деятельности обучающихся и классов (количество заработанных ими «омег») отражается в стенной печати, а итоги года подводятся на общешкольной конференции, где осуществляется награждение лучшего класса и лучшего ученика.

Создание в ходе эксперимента в структуре школы новых органов управления (советы, творческие группы, министерства, и т. д.) позволило решать задачи, поставленные в рамках экспериментальной работы, направленной на формирование личностного самоопределения обучающихся. Мы стремились создавать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которое невозможно заменить даже интересным уроком. Пути решения задачи мы видели в активизации ученического самоуправления через игру. Играя, обучающийся берет на себя определенные функции, стремится выполнять их, тем самым проверяя себя: а смогу ли я быть лидером? Или депутатом? Или Министром? Или простым гражданином своего государства? Мне это интересно? Где мне это может пригодиться в дальнейшем? и т. п. Кроме этого использовали следующие методы развития ученического самоуправления: авансированного доверия, ответственного поручительства, личного примера, метод убеждения, общественного мнения, поощрения, игры, соревнование, ритуалы, традиции, «педагогической инструментовки

конкретного дела» (освоение ученического актива технологией подготовки и проведения конкретного творческого дела), сознательности и свободного выбора. Мы создали службы, которые обеспечивали учебу, досуг, удовлетворяли разнообразные интересы детей. Разработали модель формирования личностного самоопределения обучающегося в ученической самоуправленческой деятельности [7].

На третьем этапе анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, уточнялись условия формирования личностного самоопределения, формулировались организационно-педагогические основы самоуправления обучающихся, систематизировались теоретические положения и оформлялись результаты исследования.

Сравнительный анализ выбора ценностных ориентаций

Ценностные Количество обучающихся в %

ориентации До эксперимента После эксперимента

Среднее Место Среднее Место Среднее Место ценности

значение ценности значение ценности значение

КГ ЭГ

Деньги 3,92 3 3,32 2 6,61 8

Семья 2,29 1 2,4 1 2,57 1

Познание 6,61 8 6,61 8 3,92 3

Работа 4,92 5 4,92 5 3,5 2

Счастье других 7,11 9 7,11 9 4,73 4

Саморазвитие 6,24 7 6,28 7 4,92 5

Карьера 4,73 4 4,75 4 7,11 9

Друзья 3,32 2 3,92 3 6,24 7

Удовольствия 5,67 6 5,69 6 5,67 6

По полученным данным мы можем говорить о том, что в ходе участия в ученическом самоуправлении меняются ценностные ориентации, появляется необходимость в собственном саморазвитии и забота о счастье других. На первом месте по - прежнему стоит «семья», на втором - «работа». На третьем месте «познание (т.е. интеллектуальное развитие, расширение своего кругозора, жизненная мудрость). На четвертом месте - «счастье других» (т.е.

благосостояние, развитие и совершенствование других людей), на пятом -«саморазвитие» (т.е. работа над собой, постоянное физическое и духовное

совершенствование, достижение внутренней гармонии). На последних местах такие ценности, как «деньги» и «карьера».

Что же касается личностного самоопределения в организации ученического самоуправления, в участии обучающихся в работе органов ученического самоуправления, то необходимо учесть определение личностного самоопределения. Показатели самоопределения личности после эксперимента представлены в диаграмме.

Показатели самоопределения личности после эксперимента

Сравнительная характеристика показателей личностного самоопределения после проведения эксперимента: наличие цели в жизни - при норме 31, стал 22,4( +4), интерес и эмоциональность - при норме 30 стал 25,9 (13.1), результативность жизни- 24 стал 18,6 ( +8,1), локус контроля «Я»-20 стал 16,2 ( + 8), локус контроля - «Жизнь» -30, стал 26,1 ( +11), общий показатель уровня осмысленности жизни-100, у нас 83,2 ( +10).

Модель формирования личностного самоопределения обучающегося в ученической самоуправленческой деятельности школы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить личностное самоопределение обучающегося в воспитательном процессе через включение его в ученическую самоуправленческую деятельность общеобразовательной школы

Э Т А П Ы

Задачи: 1. Изучить, проанализировать и систематизировать имеющиеся в науках сведения о проблеме личностного самоопределения. Уточнить и конкретизировать понятия «личностное самоопределение обучающегося», «свобода выбора видов деятельности».

2. Изучить основные научно-педагогические подходы и педагогический опыт к организации и определению содержания ученической самоуправленческой деятельности школы.

3. Подобрать соответствующие критерии показатели и уровни измерения личностного самоопределения.

4. Экспериментально проверить влияния процесса ученической самоуправленческой деятельности на личностное самоопределение обучающихся.

Диагностико- Программно - Операционально- Оценочно -

ориентировоч- целевой деятельностный корректировочный

ный Постановка цели, Реализация программы, Выявление оценка и

-► выявление -► разработка —► овершенствование форм, —► самооценка результатов,

уровня программы, выбор содержание коррекция плана действий

готовности средств, форм и воспитывающей на основе полученных

обучающихся методов воспитания деятельности результатов

'

Критерии:

Наличие ценностей, переживание осмысленности жизни

Интерес к жизни

Пространственно - временная организация Характер самореализации Эмоциональная окрашенность Видение себя в будущем Выбор профессии Социальная адаптация

Показатели

Наличие цели Результативность жизни Активность, лидерство Творческое начало Эмоциональность Локус - контроль «Я»

Локус - контроль «Жизнь» Структурированность и глубина будущего

Уровни сформированности: номинальный, низкий, средний, высокий

Сформированность лидерских качеств обучающихся способствует увеличению числа лидеров в школе: так до начала эксперимента лидерам себя считали 40 человек экспериментальной группы, через два года лидерами себя считают 100 человек той же группы. Результаты диагностики

сформированности лидерских качеств обучающихся средней школы, полученные в ходе экспериментальной работы, представлено в диаграмме.

Результаты диагностики сформированности лидерских качеств обучающихся средней школы

Реализация Программы позволяет решать серьезные педагогические задачи повышения экономической и правовой грамотности обучающихся, формирования и закрепления реальной политической деятельности, развивает эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность, воспитывает уважение к мнению партнера, терпимость к инакомыслию, потребность во взаимопонимании, способствует формированию личностного самоопределения обучающихся, становлению положительной «Я - концепции» и в определении для себя нравственных ценностей [8].Она позволяет научить детей более продуктивному и корректному общению друг с другом, цивилизованным нормам решения конфликтных ситуаций, расширить круг общения за счет новых связей внутри класса и школы. Это позволяет более эффективно руководить ученическими коллективами в процессе их жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. // Общ. ред.

М.С.Мацковского.-М.: Лист-Нью, Центр общечеловеческих ценностей, 1997. -. 97 с.

2. Бернс, Р Развития Я - концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986. - 420с.

3. Газман, О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., Просвещение,- 1995. - 45 с.

4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 19.

5. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: Педагогические системы и опыт формирования. М.: Педагогика, 1992. - 267 с.

6. Прутченков, А.С. Учим и учимся, играя. М.: Просвещение, 1997. - 361 с.

7. Рожков, М.И.Организация ученического самоуправления. М.: Педагогика, 1999. -

75 с.

8. Шаймарданов, Р.Х. Личностно ориентированная технология педагогического процесса: Учебно-технологическое пособие. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. - 130 с.

Bibliography

1. Beme, E. Games People Play. Trans, from English // Gen. Ed. by M.S. Matskovsky. -M.: List-New, Centre of Human Values, 1997. - 97 p.

2. Burns, R. I Development - Concepts and Education /R. Burns. - Moscow: Progress Publishers, 1986. - 420 p.

3. Gazman, O.S. Self-Determination / O.S. Gazman // New Values of Education: Thesaurus for Teachers and School Psychologists. - M.: Prosveshechnie, 1995. - 45 p.

4. Ginsburg, M.R. Personal Self-Determination as a Psychological Problem / MR. Ginsburg // Questions of Psychology. - 1988. - № 2. - P. 19.

5. Karakovsky, V.A. Educational System of School: Pedagogical Systems and Formation Experience / V.A. Karakovsky. - Moscow: Pedagogy, 1992. - 267 p.

6. Prutchenkov, AS. Teaching and Learning by Playing / AS. Prutchenkov. - M.: Prosveshechnie, 1997. - 361

p.

7. Rozhkov, MI Organization of the Student Self-Government / MI Rozhkov. - Moscow: Pedagogy, 1999. -

75 p.

8. Shaymardanov, R.Kh. Personality Oriented Technology ofEducational Process: Learning and Technological Manual / R.Kh. Shaymardanov. - Surgut: Printing and Publication Department ofSurSPI, 2002. - 130 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.