Научная статья на тему 'Развитие ученического самоуправления как фактор формирования социальной компетентности учащихся'

Развитие ученического самоуправления как фактор формирования социальной компетентности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2135
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракчеева О. Е.

Выявлены потенциальные возможности ученического самоуправления как фактора становления социальной компетентности учащихся общеобразовательных учреждений и особенности педагогического сопровождения процесса формирования и развития данного личностного качества школьников. Самоуправление выступает психологической основой становления социальной компетентности учащихся, т.к. в процессе самоуправления учащимся присущи направленность на обретение собственной значимости среди других, стремление стать субъектом общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, настойчивые попытки понять свою уникальность и найти адекватные способы саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие ученического самоуправления как фактор формирования социальной компетентности учащихся»

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

DEVELOPMENT OF STUDENT'S SELF-ADMINISTRATION AS THE FACTOR OF FORMATION OF STUDENTS SOCIAL COMPETENCE

Аракчеева O.E.

Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 7», г. Казань E-mail: [email protected]

Arakcheeva O.E.

The deputy director on educational work of the Grammar school № 7, city of Kazan E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье выявлены потенциальные возможности ученического самоуправления как фактора становления социальной компетентности учащихся общеобразовательных учреждений и особенности педагогического сопровождения процесса формирования и развития данного личностного качества школьников. Самоуправление выступает психологической основой становления социальной компетентности учащихся, так как в процессе самоуправления учащимся присущи направленность на обретение собственной значимости среди других, стремление стать субъектом общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, настойчивые попытки понять свою уникальность и найти адекватные способы саморазвития.

Annotation. Article reveals potential possibilities of student's self-administration as factor of formation of social competence of learners of educational institutions and also reveals the features of pedagogical support of process of formation and development of the given personal quality of schoolboys. Self-administration acts as a psychological basis offormation of social competence of pupils since in the course of self-administration, an orientation on finding of own importance among others are inherent to pupils, as well as aspiration to become the subject of dialogue and joint activity with contemporaries and adults, and perseveringat-tempts to understand the own uniqueness and to find adequate ways of self-development.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, социальная компетентность.

Keywords: student's self-administration, social competence.

Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности.

Актуализация поиска новых методов обучения и воспитания в свете формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности логично подводит к обращению к одному из таких действенных методов, которым является ученическое самоуправление в школе. Сформировать у учащихся готовность взять в свои руки в будущем социальную и гражданскую ответственность возможно только путем их активного включения в демократическое самоуправление посредством ученического самоуправления. Ведь в процессе ученического самоуправления учащиеся актуализируют и развивают свои личностно и социально значимые качества, способности и умения к осознанным, целенаправленным, активным действиям, направленным на решение социальной проблемной ситуации.

Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме позволил выявить использование в отечественной литературе понятий «школьное самоуправление» и «ученическое самоуправление». Понятие «детское самоуправление» встречается в отечественных публикациях начала XX века. Данная дефиниция используется в отношении способа организации жизнедеятельности школьного коллектива, который предполагает активное участие учащихся в принятии и реализации решении для достижения общественно-значимых целей на основе взаимодействия с педагогами.

В зарубежных источниках встречается в основном понятие «детское самоуправление» или «самоуправление детей». Оно несет ту же смысловую нагрузку, что и принятые в отечественной педагогической литературе понятия «школьное самоуправление» или «ученическое самоуправление». Кроме того, рассматривается опыт не только школ, но и сиротских учреждений, самоуправляющихся клубов [9].

Краткий исторический анализ развития ученического самоуправления позволяет сделать выводы о том, что оно всегда рассматривалось педагогами: 1) как средство воспитания путем приобщения учащихся к регулированию социальных отношений; 2) как составная часть системы управления школой; 3) как составная часть всей воспитательной работы.

Развитие содержания и функций ученического самоуправления в современной школе связано с трансформацией понимания сущности воспитания и управления, с новыми гуманистическими подходами к образованию, на основе которых строятся воспитательные системы школ.

На основе сравнительного анализа воззрений и практики педагогов и основных положений ученического самоуправления мы также сделали выводы о том, что тенденция введения самоуправления в школы связана с такими факторами, как актуализация

и широкое распространение педоцентристских идей в педагогике; утверждение идей защиты и реализации прав детей; оживление педагогической мысли, появление различных педагогических проектов, течений, направленных на преодоление авторитаризма в воспитании, развитие активности и самостоятельности ребенка; активно развивающийся на основе широкой дискуссии в обществе процесс реформирования школы и создание нового типа школы.

Результаты изучения генезиса ученического самоуправления как метода воспитания и анализ взаимосвязи педагогических концепций позволяют утверждать, что гуманистическая педагогическая традиция своей целью ставила превращение учебно-воспитательного процесса в увлекательную деятельность для детей, основанную на полноценном развитии посредством стимулирования их самодеятельности и творческой активности [5].

Результаты контент-анализа целей ученического самоуправления могут быть представлены в следующем виде:

• гражданское воспитание;

• самостоятельное обсуждение и решение законов общежития и школьного распорядка;

• развитие личной и общественной добродетели, умение подчинить поведение общественному контролю;

• развитие способности к публичным выступлениям;

• развитие у учащихся чувства ответственности;

• развитие у учащихся самостоятельности, навыков самообслуживания;

• организация жизни школы и др.

В существующих концепциях воспитания в различных сочетаниях отражается взаимосвязь современных теоретико-методологических подходов к образованию в целом. Универсальным подходом является системный, который ориентирует на создание воспитательных систем, целенаправленно формирующих личность через все компоненты образовательного процесса школы. Системный подход определяет технологию проектирования воспитательных и управленческих систем, имеющих определенные структурно-функциональные связи своих компонентов и элементов.

С позиций системного подхода ученическое самоуправление является компонентом более широких и открытых систем - воспитательной системы и управленческой системы школы - и одновременно должно быть спроектировано как самостоятельная система со своей структурой и функциями. Однако системный подход, который приложим к любого рода системам (неживым и живым, техническим и социально-педагогическим) в определенной степени формализует и схематизирует реальность. В отношении воспитательных и управленческих систем школы этот подход необходимо дополнить другими теоретико-методологическими подходами, которые определяют содержание деятельности, цели и ценности воспитания, включая и ученическое самоуправление как средство воспитания.

Отмеченные нами позиции подтверждаются в ряде педагогических исследований. Так, в современной педагогической науке сложился неоднозначный взгляд на идеи коллективного воспитания, по мнению ряда авторов, «противоречия, порожденные внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности (подчинение мнению большинства), утрате индивидуальности [4]. Стали популярны идеи личностно-ориентированной педагогики, которая признает автономию человеческой личности и ее приоритет. Главная роль отводится влиянию на человека социальной группы. Обе крайности - коллективизм или индивидуализм - наносят ущерб целостному развитию личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Самоуправление и коллектив - это неразрывные понятия, большинство современных авторов сходятся во мнении, что самоуправление есть функция коллектива, и было бы ошибочно игнорировать его роль в формировании личности. В.И Смирнов указывал, что коллектив для человека это - сфера его жизнедеятельности (значительную часть жизни человек проводит в рамках различных коллективов); сфера самоутверждения, самовыражения, самореализации (только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие); сфера общения (реализация естественной потребности личности в диалоге); гарант защищенности и поддержки; модель общества (база накопления опыта взаимодействия личности с обществом); носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективных отношений; духовное единство людей.

Е.В. Бондаревская определяет воспитание как социально-обусловленный и педагогически управляемый процесс удовлетворения потребностей учащихся в свободном саморазвитии, общества - в нравственных людях, государства - в достойных гражданах [1].

По мнению И.А. Колесниковой, в российской школе утверждается гуманитарная педагогическая парадигма. Высшей ценностью этой парадигмы является конкретный человек, а также диалоговость отношений учителя и ученика, субъект-субъектные отношения, ценностно-смысловое равенство всех участников учебно-воспитательного процесса. Изменения в содержании и подходах к образованию влекут за собой изменения в характере управления школой, выражающиеся, в первую очередь, в демократизации [3].

М.М. Поташник считает, что демократизация внутришкольного управления напрямую связана с созданием в школе подлинного ученического самоуправления, которого не может быть при авторитарном управлении школой. Если ученическое самоуправление основано на гуманистических отношениях учителей и учащихся, то оно мыслится как образ жизни педагогического коллектива, как процесс, который нельзя создать в школе раз и навсегда, его необходимо все время регулировать [6].

Самоуправление учащихся - это образ жизни школы, это главный и очень трудный объект внутришкольного менеджмента, требующий управленческих инструментов, исключающий любые прямые действия педагога и менеджера, а создающий воспитательное влияние, возникающее в целенаправленно формирующих личность через все компоненты образовательного процесса школы [7].

В основе понятия ученического самоуправления лежит представление о самоуправлении как структуре отношений, одной из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений.

Самоуправление, в контексте нашего исследования, мы рассматриваем как право на внутреннее управление отношениями в образовательных учреждениях, право решать вопросы внутреннего характера по утвержденным законам и правилам в образовательном учреждении.

Организация ученического самоуправления может быть эффективной только тогда, когда она обеспечивает функционирование и развитие системы ученического самоуправления:

• как компонента воспитательной системы и целостной управленческой системы школы;

• как саморазвивающейся и самоорганизующейся системы, имеющей синергетиче-ские признаки и акмеологические факторы развития личности и коллектива в самоуправленческой деятельности.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащихся является партнерство, которое дает возможность включить учащихся в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Сегодня это может быть участие в социально значимых проектах, экологических программах, охране исторических и культурных памятников, возрождении национальной культуры.

Цель ученического самоуправления - способствовать формированию социальной компетентности учащихся, развивать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Ученическое самоуправление характеризуется самостоятельностью в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать как участие учащихся в управлении собственными проектами и программами.

Для организации ученического самоуправления необходимо присутствие в школе социально-значимой деятельности, в которой учащиеся могут удовлетворить свои психосоциальные потребности: в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении и др.; наличие и поддержка подростков и взрослых, через которых передается социальный и исторический опыт, достижения культуры; социально-ценные чувства и эмоции, которые для детей бесконечно значимы и которые имеют воспитательное воздействие.

Ученическое самоуправление сегодня представляет собой, прежде всего, сложную структуру взаимоотношений, в результате которых развивается способность самостоя-

тельно ставить цели и реализовывать их, не нарушая при этом социально-культурных норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами. В данном случае под самоуправлением понимается, прежде всего, совместная деятельность, которая может проявляться различно [8] (табл. 1).

Таблица 1.

Способы Характерные особенности

В режиме руководства Руководитель + исполнитель Определяет цель, объект, реализует предмет деятельности, замысел, средства и ход деятельности

В режиме управления Управленец (менеджер) + практик Определяет цель, объект, выбирает средства, предмет деятельности и способы осуществления деятельности

В режиме ученического самоуправления Общность людей определяют цель, объект, предмет деятельности, выбирают средства и способы реализации деятельности

Подходы к организации ученического самоуправления в учреждениях образования

Неверное толкование сущностных характеристик совместной деятельности может привести к неправильному пониманию назначения роли ученического самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Развитию ученического самоуправления сопутствует процесс постоянного увеличения зоны самостоятельной деятельности и демократического взаимодействия обучающихся, способствующий уменьшению административного пространства образовательного учреждения через ряд специфических функций:

• адаптационную, обеспечивающую некоторую гармонию во взаимоотношениях «личность-коллектив»;

• интегративную, осуществляющую сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности;

• рефлективно-прогностическую, предусматривающую определение перспектив существования и развития коллектива на основе диагностирования и мониторинга;

• управленческую, осуществляющую введение обучающихся в управленческую культуру.

Демократизация внутришкольного пространства предполагает отношения сотрудничества и сотворчества. Успешность развития системы ученического самоуправления во многом зависит от социально-педагогической позиции руководителя. Главная проблема в данном случае касается некорректной трактовки «самоуправления» с точки зрения «управленца». Он твердо убежден в том, что «самоуправление» - одна из форм общей системы руководства школой, своеобразный рычаг проведения той или иной управленческой политики.

Такое одностороннее понимание самоуправления может привести к тому, что в школе произойдет возобновление так называемого управленческого подхода, что

обозначит гибель самоуправления как такового. Еще С.И. Гессен в «Основах педагогики», выступая противником отношения к самоуправлению как к политическому явлению, писал: «самоуправление не копирует формы государственных учреждений, а соответствует особенностям школьной жизни, решению тех вопросов, которые могут быть осилены учениками» [2].

Поэтому в противовес «управленческой основе» самоуправления мы предлагаем «основу культуросообразную».

Сравнение этих двух подходов представлено нами в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительная таблица основ ученического самоуправления

Управленческая основа Результат Культуросообразная основа Результат

Строгая иерархия органов самоуправления Управляемость органов самоуправления -основной критерий развития Отсутствие жесткой иерархии (или полное ее отсутствие) Подготовка лидеров является целевой установкой.

Четкое разделение функций Взращивание снизу Создание в коллективе прочных социальных связей. Помощь в формировании у каждого способности строить гражданское общество

Утверждение сверху Подчиненность самоуправления детскому сообществу

Ставка на лидеров Ставка на демократическое обсуждение принимаемых решений

Подчиненность самоуправления школьной администрации Учет мнения меньшинства. Поиск согласия

В настоящее время управленческая основа ученического самоуправления прочно прижилась в образовательных учреждениях. Традиционно разграничивая сферы влияния в школе, педагоги предлагали учащимся «игру в демократию» вместо заботы о демократизации внутришкольного пространства отношений, осуществляя тотальный контроль над самоуправленческой средой на тот случай, если привычно сложившиеся взаимоотношения выйдут за рамки привычного алгоритма.

Культивируя элементы демократии в авторитарной среде, педагоги тем самым создают атмосферу, в которой представители ученического сообщества находят возможность приспособиться к управленческому воздействию. Ученическое самоуправление - открытая система, а это значит: чем сильнее нажим - тем большее желание выйти из-под него.

Культуросообразная основа ученического самоуправления встречается в современной практике работы школ значительно реже. Она выступает своего рода альтернативой управленческому подходу. Ключевое понимание самоуправления при культу-

росообразной основе ориентировано на усвоение и принятие ценностей гражданского общества, на инициативу снизу. Такая трактовка самоуправления предполагает постепенное увеличение зоны социальной активности учащихся, которая напрямую зависит от демократизации внутришкольной жизни, осознания своих прав и обязанностей, понимания свободы как необходимой и неотъемлемой части социализации личности.

При культуросообразной основе ученического самоуправления следует разделить самоуправление школьное и ученическое. Ученическое самоуправление существует и развивается исключительно при непосредственном участии самих обучающихся. Это некая автономная часть общешкольного самоуправления, обслуживающая и защищающая интересы детей и подростков. Школьное самоуправление - понятие более широкое, которое представляет собой совместное детско-взрослое сообщество, в котором на паритетных началах принимают участие все участники образовательного процесса: дети, их родители, педагоги, попечители и т.д.

Разделение необходимо, чтобы вывести деятельность детей из-под прямого контроля педагогов, роль которых в рамках культуросообразной основы самоуправления кардинально меняется. Взрослые выступают исключительно в роли консультантов, оказывают помощь и не контролируют напрямую (избегают методов административного контроля, используя методы косвенного контроля).

Переход к культуросообразной основе самоуправления в целом предполагает детальную, длительную работу с педагогическим коллективом школы. Она связана с принятием новой системы ценностей, а потому не даст скоротечных и быстрых результатов. На первом месте в такой системе самоуправления стоит человек, развитие его личностного потенциала через совместную деятельность детей и взрослых.

Прогрессивность культуросообразной основы ученического самоуправления очевидна. Однако, переход на данную основу не прост. Это большая ответственность административно управленческого звена образовательного учреждения. Но благодаря культуросообразной основе процесс ученического самоуправления становится одним из факторов формирования социальной компетентности учащихся, а также обеспечения его нравственной устойчивости к воздействию негативных факторов и противоречий периода рыночных отношений.

Список литературы:

1. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен ; под ред. П. В. Алексеева. - М.: Школа-пресс, 1995. - 578с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова. - М: Академия, 2005. - 288 с.

4. Масленникова, В. Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профес-сион. учебных заведений / В. Ш. Масленникова. - Казань: ИСПО РАО, 2002. - 36 с.

5. Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова. - Казань: Информационный центр ИПППО РАО, 1996. - 328 с.

6. Поташник, М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления : пособие для руководителей общеоб-разоват. учреждений / М. М. Поташник; вступит, ст. В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 2009. - 320 с.

7. Приходъко, Н. И. Педагогические основы ученического самоуправления : кн. для учителя / Н. И. Приходько. - М.: Просвещение, 2007. - 126 с.

8. Рожков, М. И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе : дис. ... д-ра пед. наук. / М. И. Рожков. - Казань, 1989. - 354 с.

9. Шигапова, Л. П. Развитие детского самоуправления в зарубежной школе / Л. П. Шигапова // Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. - 14 с.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.