Научная статья на тему 'Самореализация обучающихся кадетской школы в процессе воспитания'

Самореализация обучающихся кадетской школы в процессе воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадетская школа / воспитание / моделирование / пространство самореализации / взаимодействие школы и семьи / cadet school / training / modeling / space for self-realization / the interaction of school and family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова Галина Викторовна

В статье актуализируется проблема моделирования пространства самореализации обучающихся в кадетской школе с целью развития их субъектной позиции, формирования позитивного социального опыта. В статье показано, что в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. актуализируется внимание к кадетской системе воспитания, которая обладает особым потенциалом в развитии у детей патриотизма, любви к Родине, уважения к истории и культуре родной страны, духовности и нравственности, чести и достоинства, долга и готовности к служению Отечеству. Вместе с тем специфика кадетской системы с ее регламентированностью, опорой на воинские уставы, закрытым характером вступает в объективное противоречие с приоритетностью идей самореализации, субъектного подхода, самоопределения, свободной самореализации, инициативности субъектов системы демократического воспитания. С учетом новых вызовов, требований времени в статье обосновывается модель воспитания кадетов, которая обеспечит формирование у них опыта самоопределения в ситуациях выбора, развитие лидерских качеств, активной созидательной позиции, готовности к самореализации в социальной практике. В статье анализируется опыт воспитательной деятельности кадетской школы – структурного подразделения ГБОУ Школы No 1770 («Московский кадетский музыкальный корпус (девочки)» и «Московский кадетский музыкальный корпус (мальчики), в котором осуществляет практическую педагогическую и экспериментальную работу автор статьи. На основе анализа собственного педагогического опыта автор статьи приводит примеры традиций общеобразовательного учреждения с музыкальными кадетскими классами, примеры ставших традиционными школьных дел (ежегодный конкурс «Кадет-лидер»), раскрывает особенности воспитательного пространства кадетской школы, компоненты воспитательного процесса, которые в совокупности создают условия для формирования у кадетов готовности к самореализации в творческой деятельности. Подчеркивается важная роль семьи в организации воспитательного процесса в кадетской школе, показан потенциал семьи в развитии системы кадетского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cadet School Students’ Self-Realization in Education Process

The article actualizes the problem of modeling the self-realization space of students in a cadet school with the purpose of developing their subjective position, forming positive social experience for students. The article shows that in the context of the implementation of the Strategy for the Development of Up-bringing in the Russian Federation for the period up to 2025, attention is being paid to the cadet system of upbringing, which has a special potential in the development of patriotism, love for the motherland, respect for the history and culture of the native country, spirituality and morality, honor and dignity, duty and readiness to serve the Motherland. At the same time, the specificity of the Cadet system, with its regulation, reliance on military regulations, closed character, comes into objective contradiction with the priority of ideas of self-realization, subject approach, self-determination, free self-realization, initiative of the subjects of the democratic education system. Taking into account the new challenges and demands of the time, the article justifies the model of cadet education that will provide them with the experience of self-determination in choice situations, the development of leadership qualities, an active creative position, and readiness for self-realization in social practice. The article analyzes the experience of the educational activity of the cadet school – the structural subdivision of the School of Classification No 1770 («Moscow Cadet Music Corps (Girls)» and «Moscow Cadet Music Corps (boys)»), where the author of the article exercises practical pedagogical and experimental work. Based on the analysis of his own pedagogical experience, the author gives examples of the traditions of a general educational institution with musical cadet classes, examples of traditional school affairs (for example, the annual contest «Cadet leader»), reveals the educational space of the cadet school, the components of the educational process, which together create conditions for the formation in the Cadets of readiness for self-realization in creative activity. The important role of the family in the organization of the educational process in the Cadet school is underlined; the family potential in the development of the system of cadet education is shown.

Текст научной работы на тему «Самореализация обучающихся кадетской школы в процессе воспитания»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20007

УДК 371.8

Г. В. Воронкова

https://orcid.org/0000-0001-5837-3895

Самореализация обучающихся кадетской школы в процессе воспитания

В статье актуализируется проблема моделирования пространства самореализации обучающихся в кадетской школе с целью развития их субъектной позиции, формирования позитивного социального опыта. В статье показано, что в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. актуализируется внимание к кадетской системе воспитания, которая обладает особым потенциалом в развитии у детей патриотизма, любви к Родине, уважения к истории и культуре родной страны, духовности и нравственности, чести и достоинства, долга и готовности к служению Отечеству. Вместе с тем специфика кадетской системы с ее регламентированностью, опорой на воинские уставы, закрытым характером вступает в объективное противоречие с приоритетностью идей самореализации, субъектного подхода, самоопределения, свободной самореализации, инициативности субъектов системы демократического воспитания. С учетом новых вызовов, требований времени в статье обосновывается модель воспитания кадетов, которая обеспечит формирование у них опыта самоопределения в ситуациях выбора, развитие лидерских качеств, активной созидательной позиции, готовности к самореализации в социальной практике. В статье анализируется опыт воспитательной деятельности кадетской школы - структурного подразделения ГБОУ Школы № 1770 («Московский кадетский музыкальный корпус (девочки)» и «Московский кадетский музыкальный корпус (мальчики), в котором осуществляет практическую педагогическую и экспериментальную работу автор статьи. На основе анализа собственного педагогического опыта автор статьи приводит примеры традиций общеобразовательного учреждения с музыкальными кадетскими классами, примеры ставших традиционными школьных дел (ежегодный конкурс «Кадет-лидер»), раскрывает особенности воспитательного пространства кадетской школы, компоненты воспитательного процесса, которые в совокупности создают условия для формирования у кадетов готовности к самореализации в творческой деятельности. Подчеркивается важная роль семьи в организации воспитательного процесса в кадетской школе, показан потенциал семьи в развитии системы кадетского воспитания.

Ключевые слова: кадетская школа, воспитание, моделирование, пространство самореализации, взаимодействие школы и семьи.

G. V. Voronkova

Cadet School Students' Self-Realization in Education Process

The article actualizes the problem of modeling the self-realization space of students in a cadet school with the purpose of developing their subjective position, forming positive social experience for students. The article shows that in the context of the implementation of the Strategy for the Development of Up-bringing in the Russian Federation for the period up to 2025, attention is being paid to the cadet system of upbringing, which has a special potential in the development of patriotism, love for the motherland, respect for the history and culture of the native country, spirituality and morality, honor and dignity, duty and readiness to serve the Motherland. At the same time, the specificity of the Cadet system, with its regulation, reliance on military regulations, closed character, comes into objective contradiction with the priority of ideas of self-realization, subject approach, self-determination, free self-realization, initiative of the subjects of the democratic education system. Taking into account the new challenges and demands of the time, the article justifies the model of cadet education that will provide them with the experience of self-determination in choice situations, the development of leadership qualities, an active creative position, and readiness for self-realization in social practice. The article analyzes the experience of the educational activity of the cadet school - the structural subdivision of the School of Classification № 1770 («Moscow Cadet Music Corps (Girls)» and «Moscow Cadet Music Corps (boys)»), where the author of the article exercises practical pedagogical and experimental work. Based on the analysis of his own pedagogical experience, the author gives examples of the traditions of a general educational institution with musical cadet classes, examples of traditional school affairs (for example, the annual contest «Cadet leader»), reveals the educational space of the cadet school, the components of the educational process, which together create conditions for the formation in the Cadets of readiness for self-realization in creative activity. The important role of the family in the organization of the educational process in the Cadet school is underlined; the family potential in the development of the system of cadet education is shown.

Keywords: cadet school, training, modeling, space for self-realization, the interaction of school and family.

Общепризнанным фактом является то, что кадетские школы обладают существенным потенциалом в патриотическом воспитании обучающихся благодаря своим многолетним традициям. Начиная с самых своих истоков система кадетского воспитания была пропитана духом уважения к истории

Отечества, к памяти героев, народному подвигу, чувствами нравственного долга перед Родиной, чести и достоинства, идеей служения Отечеству. Сегодня потенциал кадетской системы воспитания в развитии у обучающихся патриотизма, гражданственности; опыт работы кадетских школ особо

© Воронкова Г. В., 2018

востребованы в связи с наличием множества социальных рисков в процессе социализации подрастающих поколений, ростом молодежного экстремизма, противоречивостью процессов глобализации, наличием острых проблем в международных отношениях, военных конфликтов.

Вместе с тем высокая социокультурная динамика российского общества, трансформации самого феномена детства под влиянием информатизации и других социокультурных факторов предъявляют к системе кадетского воспитания новые требования, бросают ей новые вызовы, порождают противоречия, разрешение которых стоит на повестке дня.

Так, закрытый характер кадетской системы, организация жизни на основе воинских уставов, регламентированность жизнедеятельности кадетов являются ярко выраженными характеристиками кадетского воспитания, о чем говорится, например, в Концепции кадетского образования в Российской Федерации, подготовленной межведомственным Советом по кадетскому образованию: в Концепции отмечается, что «регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских Уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения» [5].

Эти характеристики системы кадетского воспитания могут вступать в противоречие с потребностями общества в гражданах, у которых сформировано ценностное отношение к свободе, которые обладают готовностью к самоопределению, принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора, самореализации в социальной практике, актуальным социальным опытом, готовностью к выполнению разных социальных ролей, социальной мобильностью. Демократический характер воспитания, субъектный подход к воспитанию, его направленность на подготовку детей к самоопределению являются определяющими в реализуемой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., подходах к реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов [1].

Не случайно в упомянутой выше Концепции кадетского образования в Российской Федерации подчеркивается, что «воспитательная компонента кадетского образования должна обеспечивать подготовку и воспитание своих питомцев как свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов...; активных членов общества, желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение и способных отстаивать его перед государством» [5].

Очевидна необходимость переосмысления опыта развития кадетского воспитания, проектирования новых вариативных моделей воспитания кадетов, которые позволяли бы не только сохранять лучшие традиции кадетских школ, но за счет усиления их мобильности, динамичности, субъектно-сти, адаптивности, обеспечивали бы полноценную реализацию воспитательного потенциала кадетской системы воспитания в условиях высокой социокультурной динамики российского общества.

На решение этих актуальных задач направлена наша научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа на базе ГБОУ «Школа № 1770 г. Москвы», структурными подразделениями которой после объединения ряда образовательных учреждений стали наши кадетские корпуса: «Московский кадетский музыкальный корпус (девочки)», «Московский кадетский музыкальный корпус (мальчики)».

В кадетских классах установлен режим дня. Обучающиеся находятся в школе полный день, у них 5-дневная неделя. Образование осуществляется на гендерной основе. Мальчики и девочки обучаются в разных зданиях, но участвуют в совместных мероприятиях. Прием в кадетские классы школы осуществляется в 5 класс на конкурсной основе по итогам тестирования, музыкального прослушивания и заключения медицинской комиссии. Срок обучения - 7 лет. Основное общеобразовательное обучение проводится на основе Российской Федеральной программы, а дополнительное обязательное обучение - по программе детских музыкальных школ. Школа с кадетскими классами - государственное образовательное учреждение, в котором, наряду с общеобразовательными дисциплинами, изучаются основы военной службы, военной связи, медицинской подготовки, общевоинские уставы. Одним из отличий нашей школы с кадетскими классами от общеобразовательных учреждений является кадетская форма, парадная и повседневная, погоны, эмблемы, исторически сложившиеся знаки отличия.

По окончании обучения выпускники кадетских классов получают два образования: общее, в котором наряду с основными дисциплинами особое внимание уделяется информационным технологиям, изучению иностранных языков, и музыкальное, по учебному плану детской музыкальной школы.

В программу обучения также включены блоки эстетического воспитания (хореография, этикет), спортивного развития (большой теннис, восточные единоборства, шахматы, футбол, занятия в тренажерном зале, занятия в бассейне), а также профессиональная подготовка (подготовка водителей транспортных средств категории «В»).

В режим дня воспитанников включены трехразовое усиленное питание, специально разработанное для кадетского корпуса, дневная прогулка. Для выполнения домашних заданий в режиме дня воспитанников отводится время «самоподготовки» с привлечением ресурсов библиотеки, медиатеки и компьютерной техники с выходом в интернет.

Развиваемая нами модель воспитания кадетов предполагает формирование пространства самореализации обучающихся с учетом современного опыта разработки этой проблемы в теории и практике [2; 3; 4; 6]. Модель предполагает создание таких совокупных условий, когда доступные обучающемуся виды деятельности в науке, творчестве, музыке, спорте становятся фактором, формирующим творческую составляющую личности. Владение опытом гражданско-общественной деятельности, умение взаимодействовать, работать в коллективе, выполнять различные социальные роли -требования к компетентности субъектов в современном мире, поэтому мы пытаемся строить воспитательный процесс на основе корпоративного взаимодействия, предполагающего взаимопонимание, позитивный настрой, авторитетность учителей и родителей, активность субъектов образовательного процесса, продуктивность взаимодействия. При этом важным аспектом образования в кадетских классах остаются традиции кадетского образования, основанные на воинских обычаях и ритуалах, соблюдение кодекса чести кадетов, верность кадетскому братству. Модель воспитания кадетов предполагает создание условий для включения обучающихся в социально и личностно значимую деятельность по разным направлениям: трудовую, творческую, эстетически ориентированную, экологическую и др.

В последние годы стал традиционным ежегодный конкурс «Кадет-лидер», который способствует выявлению талантливых и одаренных воспитанников, что имеет важное значение для мотивации обучающихся к различным видам деятельности. Учащиеся 5-11 классов, выразившие желание участвовать в конкурсе, активно проявляют себя на всех его этапах: принимают участие в предметных олимпиадах, творческих и спортивных мероприятиях, кадетских специальных и музыкальных мероприятиях, участвуют в общественной жизни корпуса. Конкурс позволяет ребенку максимально проявить разносторонние способности и систематизировать свои возможности для получения кадетских регалий и грамот в портфолио обучающегося.

Конкурс проводится по 5 номинациям: «Интеллектуал», «Инициативность», «Исследовательская и проектная деятельность», «Патриот», «Спортс-

мен». По итогам конкурса происходит награждение обучающихся кадетскими знаками отличия: лычками, медалями, значками. Безусловно, такой чести может удостоиться кадет, который в течение года добросовестно учился, трудился, проявлял свою активность в интеллектуальных, спортивных, творческих, в кадетских специальных музыкальных мероприятиях, принимал участие в общественной жизни корпуса, а также не нарушал устава кадетского корпуса.

Наличие знаков кадетского отличия - давняя традиция, которая получает новое развитие в формате конкурса. Знаки отличия привлекательны для детей, позволяют обеспечить игровую инструментовку воспитательного процесса, мотивируют обучающихся к личностному развитию, достижению новых ступеней социального роста.

Номинация «Интеллектуал» базируется на обработке информации о рейтинге успеваемости по четвертям, о результатах контрольных работ, зачетов и работ независимых диагностик, которая предоставляется жюри конкурса ответственным администратором. Эта информация, как и информация о результатах этапов Всероссийской олимпиады школьников, Московских предметных олимпиадах и т. д., берется из открытых источников (с сайтов организаторов олимпиад).

Номинация «Инициативность» предполагает участие воспитанника в общественной деятельности кадетского корпуса: выполнение постоянной общественной нагрузки; подготовка статей в рубрики кадетской газеты «С честью по жизни пройти»; участие в выступлениях кадетского оркестра; в показательных мероприятиях корпуса. Например, в кадетском корпусе проводятся «Встречи с интересными людьми» (писателями, учеными, военными и т. д.). Учитывается творческая активность обучающихся в школьных мероприятиях. Например, в предметных неделях.

Номинацией «Исследовательская и проектная деятельность» отмечается активное участие кадетов в исследовательской и проектной деятельности, в конференциях, интеллектуальных конкурсах, научно-образовательных программах и проектах на разных уровнях: «Шаг в будущее, Москва», «Космонавтика», «Окно в твой мир», Конкурс имени Вернадского, проекты «Космический патруль», «Поиск», «Человек и общество», «Юниор», «Открытие», «Если бы главой управы был я.», открытый окружной конкурс декоративно-прикладного искусства «Мастер и подмастерье», Всероссийский фестиваль «Радость творчества», «Интеллектуальный марафон» и др.

В номинации «Патриот» определяются победители и призеры по итогам участия в личных и

командных соревнованиях и показательных выступлениях в военно-патриотическом лагере «Патриот».

В номинации «Спортсмен» определяется активность ученика в личных и командных спортивных соревнованиях в корпусе, округе, городе.

Обучающиеся, нарушающие дисциплину, режим, правила поведения кадетов, получают штрафные баллы.

Реализуемая нами модель воспитания кадетов предполагает тесное взаимодействие школы и родителей обучающихся с целью повышения и реализации воспитательного потенциала семьи, создания единого воспитательного пространства «школа - семья», базирующегося на единстве ценностей, требований, нравственных принципов, подходов к воспитанию. Взаимодействие с родителями основано на традиционных формах, принятых в общеобразовательной школе, а также имеет специфику кадетской школы и свои особенности музыкального кадетского корпуса. Взаимодействие с родителями направлено на актуализацию патриотических ценностей семьи в воспитании, реализацию ценностного отношения к Родине (от «малой» - семья, двор, школа и т. д. к «большой» - город, страна) в различных направлениях практической деятельности: творческой, трудовой, экологической. Одно из важнейших направлений работы с родителями - создание условий для развития их социально-педагогической компетентности, их педагогическое просвещение, которое осуществляется как в форме традиционных лекториев, на родительских собраниях, так и в ходе совместных с детьми проектов - при подготовке к их реализации и при подведении итогов.

Эффективность взаимодействия с семьями обучающихся возрастает, если в нем участвует старшее поколение родственников обучающихся - бабушки и дедушки, которые не только готовы рассказать о значимых для России и пережитых ими событиях, но и принимают непосредственное участие в совместной творческой деятельности, проводят занятия в рамках программ внеурочной работы и т. д. Участие старшего поколения родственников в воспитательном процессе школы, в мероприятиях значимо для обучающихся, поскольку они представляют свою семью, переживают чувство гордости за своих бабушек и дедушек, которые не на словах знают, что такое готовность умереть за Родину во время войны и прожить жизнь ради нее в мирное время; обучающиеся постигают семейные ценности, у них формируется ценностное отношение к труду своих родителей и труду в целом, ответственное отношение к учебному труду, к ре-

ликвиям и духовным ценностям, передаваемым от поколения к поколению.

С участием родителей и старших родственников обучающихся проводятся практически все крупные кадетские мероприятия, что создает очень мощный эмоциональный фон и развивает эмоционально-чувственную сферу личности обучающихся: их нравственные чувства, чувство любви к Родине, чувства долга, чести, достоинства, гордости за свою страну.

Музыкальное образование и творчество -особенность наших кадетских классов. Традиционными являются гастрольные туры в составе музыкального военного оркестра, систематические полевые сборы, военно-спортивный лагерь «Патриот», посещение действующих военных гарнизонов, где воспитанники находятся в обстановке, максимально приближенной к армейской. Кадеты нашей школы в составе духовых и инструментальных оркестров неоднократно принимали участие в музыкальных гастрольных поездках по Италии, Японии, Китаю, Франции. Музыкальный ансамбль и хор занимают призовые места в городских и международных конкурсах и фестивалях. Неизменным атрибутом всех торжественных общешкольных мероприятий являются выступления старшего и среднего оркестров юношей нашей кадетской школы и ансамбля барабанщиц девушек.

В нашем образовательном учреждении с музыкальными кадетскими классами важную воспитательную роль играют традиции кадетского движения. Беседы с обучающимися «кадетской школы» и их родителями показали, что респонденты отмечают значимость наличия таких символов и ритуалов, как знамя и эмблема «кадетской школы», единая кадетская форма по уставу учреждения в зависимости от погодных условий, медали и отметки на погонах за определенные достижения.

Деятельность «кадетской школы» освещает газета Московского кадетского музыкального корпуса «МузыКАдетства», девизом которой являются слова: «С честью по жизни пройти».

Особая педагогическая атмосфера и организация жизнедеятельности воспитанников, побуждающая к раскрытию творческого потенциала детей, а также создание условий, побуждающих ребенка быть самостоятельным, активным, уметь проявлять устойчивость в своих взглядах и убеждениях в сочетании с гибкостью своей позиции по отношению к сложившимся обстоятельствам, создание ситуаций успеха, насыщенность ценностным содержанием,

основанным на культурно-исторических традициях русского общества, и событийного ряда, включенного в воспитательное пространство, способствуют самореализации обучающихся в кадетской школе.

Библиографический список

1. Вагнер, И. В. Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации [Текст] / И. В. Вагнер // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1(190). - С. 77-83.

2. Вагнер, И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Часть

1. Проектирование пространств самореализации школьников в рамках программы воспитания и социализации [Текст] / И. В. Вагнер // Вопросы науки. - 2014. -№ 1(6). - С. 7-14.

3. Вагнер, И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Часть

2. Реализация программы воспитания и социализации школьников в форме длительной игры [Текст] / И. В. Вагнер // Вопросы науки. - 2014. - № 1(6). -С. 15-21.

4. Вагнер, И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Часть

3. Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив [Текст] / И. В. Вагнер // Вопросы науки. - 2014. -№ 1(6). - С. 22-29.

5. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.kadet.ru/OSSNKR/Kontseptsiya.htm

6. Рожков, М. И. Практика социального воспитания: Основные тенденции развития [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. -С. 13-18.

Bibliograficheskij spisok

1. \kgner, I. V Realizacija sub#ektnogo podhoda к ргоекйгоуапуи programmy vospitanija V obshheobrazovatel'noj organizacii [Tekst] /I. V // \estnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo ип^ге^. - 2018. - № 1(190). - S. 77-83.

2. \kgner, I. V Mehanizmy razvitija и shkol'nikov opyta samoopredelenija V situacijah vybora V uslovijah realizacii programm vospitanija i socializacii. Chast' 1. Proektirovanie prostranstv samorealizacii shkol'nikov v ramkah programmy

vospitanija i socializacii [Tekst] / I. V Vagner // Voprosy nauki. - 2014. - № 1(6). - S. 7-14.

3. Vagner, I. V Mehanizmy razvitija u shkol'nikov opyta samoopredelenija v situacijah vybora v uslovijah realizacii programm vospitanija i socializacii. Chast' 2. Realizacija programmy vospitanija i socializacii shkol'nikov v forme dlitel'noj igry [Tekst] /I. V Vagner // Voprosy nauki. -2014. - № 1(6). - S. 15-21.

4. Vagner, I. V Mehanizmy razvitija u shkol'nikov opyta samoopredelenija v situacijah vybora v uslovijah realizacii programm vospitanija i socializacii. Chast' 3. Social'noe proektirovanie: proektnaja dejatel'nost' kak forma realizacii detskih social'nyh iniciativ [Tekst] / I. V Vagner // Voprosy nauki. - 2014. - № 1(6). - S. 22-29.

5. Osnovy Koncepcii i Gosudarstvennogo standarta ka-detskogo obrazovanija v Rossii (proekt) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.kadet.ru/OSSNKR/Kontseptsiya.htm

6. Rozhkov, M. I. Praktika social'nogo vospitanija: Os-novnye tendencii razvitija [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 6. - S. 13-18.

Reference List

1. Wagner I. V Realization of subject approach to design the education programme in the general education organization / I. V Wagner // the Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - 2018. - № 1(190). - Page 77-83.

2. Wagner I. V Mechanisms of development in school students' experience of self-determination in choice situations in conditions of implementation of education and socialization programmes. Part 1. Design of spaces of self-realization of school students within the education and socialization programme / I. V Wagner // Science Questions. -2014. - № 1(6). - Page 7-14.

3. Wagner I. V Mechanisms of development in school students' experience of self-determination in choice situations in conditions of implementation of education and socialization programmes. Part 2. Implementation of the school students' education and socialization programme in the form of a long game / I. V Wagner // Science Questions. - 2014. -№ 1(6). - Page 15-21.

4. Wagner I. V Mechanisms of development in school students' experience of self-determination in choice situations in conditions of implementation of education and socialization programmes. Part 3. Social design: design activity as a form of children's social initiatives realization / I. V. Wagner // Science Questions. - 2014. - № 1(6). - Page 22-29.

5. Bases of the Concept and State standard of cadet education in Russia (project) [An electronic resource]. - Mode of access http://www.kadet.ru/OSSNKR/Kontseptsiya.htm

6. Rozhkov M. I. Practice of social education: Main tendencies of development / M. I. Rozhkov // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - № 6. - Page 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.