Научная статья на тему 'Модель самоуправления учащихся школы гражданского становления'

Модель самоуправления учащихся школы гражданского становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ШКОЛА ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА СОДЕРЖАНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT / BASIC VALUES UNDER FORMATION: PERSON / PERSON'S DEVELOPMENT CENTRE AS AN INNOVATIONAL FORM OF CHILDREN'S SUPPLEMENTARY EDUCATION / INFLUENCE OF A STUDENTS' COMMUNITY ON MAINTENANCE AND VITAL ACTIVITY OF SCHOOL / SCHOOL OF CIVIL EDUCATION / MOTHERLAND / KNOWLEDGE / DELEGATION OF AUTHORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андресюк Анатолий Михайлович

В статье описана модель самоуправления учащихся школы гражданского становления, разработанная в соответствии с программой развития школы. Представлены инновационные идеи, положенные в основу модели. Описаны особенности школьного молодежного сообщества, этапы становления школьного самоуправления и показатели эффективности реализации модели самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of students' self-government at school of civil education

The article presents the model of students' self-government at school of civil education. The model has been worked out according to the programme of school development. The author considers the innovational ideas, which the model is based on, and describes the features of a school community, stages of school self-government forming and measures of the self-government model's realisation efficiency.

Текст научной работы на тему «Модель самоуправления учащихся школы гражданского становления»

А. М. Андресюк

МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Работа представлена кафедрой теории и методики воспитательной работы Иркутского института повышения квалификации работников образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. А. Стефановская

В статье описана модель самоуправления учащихся школы гражданского становления, разработанная в соответствии с программой развития школы. Представлены инновационные идеи, положенные в основу модели. Описаны особенности школьного молодежного сообщества, этапы становления школьного самоуправления и показатели эффективности реализации модели самоуправления.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, школа гражданского становления, формируемые базовые ценности: Человек, Отечество, Знание, центры развития личности как инновационная форма дополнительного образования детей, делегирование полномочий, влияние ученического коллектива на содержание и жизнедеятельность школы.

A. Andresyuk

MODEL OF STUDENTS' SELF-GOVERNMENT AT SCHOOL OF CIVIL EDUCATION

The article presents the model of students' self-government at school of civil education. The model has been worked out according to the programme of school development. The author considers the innovational ideas, which the model is based on, and describes the features of a school community, stages of school self-government forming and measures of the self-government model's realisation efficiency.

Key words: students' self-government, school of civil education; basic values under formation: Person, Motherland, Knowledge; person's development centre as an innovational form of children's supplementary education, delegation of authority, influence of a students' community on maintenance and vital activity of school.

В Законе «Об образовании» Российской Федерации в качестве одного из принципов государственной политики в области образования указан гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Ориентация общего образования на свободное, целостное развитие и саморазвитие личности, на раскрытие индивидуального потенциала школьников предполагает уточ-

нение его содержания, которое является средством для достижения безопасного, комфортного существования личности в современном динамическом мире, способствующего ее саморазвитию. В этом случае самореализация школьников становится мерой социального, гражданского и нравственного достоинства человека.

На сегодняшний день общеобразовательная школа столкнулась с серьезным противоречием. С одной стороны, несформиро-ванность у обучающихся «САМ-ости» (самостоятельности, самоконтроля, стремления к самореализации и самоактуализации), не-

принятие себя как «ответственного и значимого лица». С другой стороны, требование новой социокультурной ситуации в России -потребность общества в инициативных, самостоятельных людях.

Разрешить данное противоречие призвана программа развития школы гражданского становления, разработанная на основе педагогической концепции «Гражданин своего Отечества» и реализуемая в МОУ СОШ № 3 г. Саянск с 2005 г. В программе определена перспектива жизнедеятельности школы: построение воспитательной системы развития личности, основным компонентом ценностно-смыслового ядра которой являет-

ся личность, ее гражданская направленность. Формируемые базовые ценности: Человек. Отечество. Знание. Системообразующий вид деятельности - социально-педагогическая. Исходя из направленности воспитательной системы, определена модель выпускника нашей школы: личность, обладающая высоким уровнем познавательной, социальной, социально-педагогической активности (рис. 1).

Развитию такой личности способствует разработанная целевая программа «Самоуправление в школе гражданского становления», которая реализуется с 2007 г. (составитель Л. В. Говорушкина).

1. Быть полноправным членом общества, внутренне осознавая себя в различных социальных ролях, и прежде всего в ведущих: «Профессионал», «Общественник», «Семьянин», иметь потенциальные способности и реальные возможности для их осуществления, основанием для реализации которых являются сформированные установки, ценности, стереотипы и картины мира человека.

2. Заботливо относиться к Родине, родному краю, к проблемам охраны природы и окружающей среде.

3. Обладать коммуникативной культурой, выработать необходимую степень независимости, свободы в поступках и ответственности за свои действия.

4. Осознавать необходимость «учения через всю жизнь», неустанно овладевая знаниями, умениями и навыками, способствующими активному, творческому, полноценному включению человека в профессиональную, общественную и социально-педагогическую деятельность, а также предопределяющими его способность к саморазвитию и самореализации в социуме.

5. Стремиться к полноценной жизни в семье, созданной на основе любви, заботы и взаимоуважения, постоянно овладевая и совершенствуя навыки социально-педагогической деятельности

Рис. 1. Модель личности выпускника школы

При разработке программы были использованы идеи по проблеме ученического самоуправления Т. А. Стефановской, В. А. Кара-ковского, Е. Н. Степанова, Н. И. Приходько.

В основу программы положены идеи гуманистической педагогики, в частности:

• признание уникальности и самоценности человека;

• уважение права личности на социальную и творческую самореализацию;

• соблюдение фактического равенства всех граждан в общественной жизни.

При создании программы мы опирались на следующие приоритетные принципы:

а) свободный выбор коллективом общеобразовательного учреждения модели ученического самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

б) ориентация на индивидуальные и коллективные интересы и потребности всех участников образовательного процесса (обучающиеся их родители, педагоги);

в) равноправная позиция всех участников (субъектов) самоуправления;

г) деятельностный подход, позволяющий направлять энергию подрастающего поколения на социально значимые дела;

д) тесное взаимодействие школы с органами местного самоуправления по решению имеющихся социальных проблем.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников личной готовности к самореализации в современном обществе через освоение навыков социального взаимодействия. Реальное влияние ученического коллектива на содержание и характер жизнедеятельности школы.

Задачи:

1. Создать условия для развития личности школьника, обладающей высоким уровнем социальной, познавательной и социально-педагогической активности, умеющей выстраивать деловые отношения, с развитой коммуникативной культурой.

2. Объединить детей разного возраста с целью реализации творческих интересов, способностей учащихся.

3. Привлечь учащихся к обсуждению и участию в решении проблем школы и класса.

Разработанная в школе модель ученического самоуправления, представленная на рис. 2, относится к типу административных, основанных на требованиях законодательных и локальных актов. Ими являются: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; Устав Школы гражданского становления; Положение об общей системе самоуправления; Договор о делегировании полномочий.

Самоуправление рассматривается нами как управление делами коллектива, осуществляемое его членами через выборные органы самостоятельно.

Игра рассматривается как технология взаимодействия с детьми, как средство развития социальной активности.

Участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами школы. Договором о делегировании полномочий органам школьного самоуправления определены три направления деятельности:

1. Издательство школьной газеты «ДАРТС» (дерзайте, активизируйтесь, рефлексируйте, творите с нами).

2. Дежурство по школе.

3. Проведение отдельных акций и мероприятий.

Самоуправление осуществляется постоянными и временными органами. Высшим органом является конференция «Я - гражданин России». К постоянным органам самоуправления относится совет дела - орган, состоящий из лидеров классов и других сообществ. Координирует деятельность Председатель Совета дела.

Учащиеся школы могут принимать участие в заседаниях Совета дела, выносить свои предложения без права совещательного голоса. Совет дела обязан согласовать программу деятельности самоуправления с директором школы.

и «

«

12 л

о

¡г «

и

о

и

л Ч <и

а ■

о и

Л

«

я о о

о И Л

ч

<и «

л И

со о а

о и

Л

ч

л «

я о о

3 «

И Л

4 §

В

нЯ

н о о И

¡г «

N

Школьная конференция «Я - гражданин России»

К"1

Кг

' Совет дела (конкурсный комитет) ^

Председатель

+

Лидеры классов

+

Лидеры других сообществ

Газета «ДАРТС» - печатный орган самоуправления школьников

Сообщество школьников

Детская организация «Истоки» (1-4 классы)

Классные ученические сообщества с собственной «индивидуальностью» (5-11 клас-

У V.

сы)

Сообщества

детей и подростков центров развития личности

У V

Социально-педагогический отряд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старшеклассников

у ч.

Отряд военно-исторических реконструкций

п II II и

У V.

И

^ Советы дел. Организационные комитеты. Координационные комитеты. ^

1Г- ~тг

Система коллективных и индивидуальных поручений

И-

ЧГ

Рис. 2. Структура школьного самоуправления

Газета «ДАРТС» - печатный орган школьного самоуправления, представляющий собой пресс-центр. Данный орган готовит и выпускает школьную газету развлекательно-информационного характера. Основная задача издательства - освещение всех сторон жизнедеятельности школьников, педагогов, интересных и значимых событий города и страны.

Сообщество школьников состоит из:

• Детской организации «Истоки». Внутри данной организации существуют свои органы самоуправления классов (мини-группы, звенья и др.) и общий совет. Члены общего совета, лидеры классов, входят в состав совета дела.

• Классных ученических сообществ с собственной «индивидуальностью» - 5-11-е классы.

• Сообщества детей и подростков центров развития личности (МИГ, «И красота, и вдохновенье...», «Интеллект», «Родник», «Человек в современной социокультурной среде). Органом самоуправления центров является совет сообщества центров, состоящий из учащихся 1-11-х классов, которому делегируются права, касающиеся планирования, организации, проведения общественно полезных дел, пропаганды работы центров в школе. Интегрированным событием года являются «Дельфийские игры».

• Социально-педагогиеского отряда старшеклассников, которые организует совместную деятельность с учащимися младших классов, жителями микрорайона, ветеранами ВОВ, людьми, нуждающимися в социально-педагогической помощи.

• Отряда военно-исторических реконструкций.

Данные сообщества планируют, организуют и координируют свою деятельность самостоятельно по трем направлениям:

• Традиционные школьные (классные) дела, акции, праздники.

• Социальные проекты, акции, события.

• Интегративное городское событие «Артсалон».

Временными органами самоуправления являются: советы дел, акций, проектов; лига

внештатных корреспондентов «ДАРТС»; временные инициативные группы. Система коллективных и индивидуальных поручений является основой для развития ученического самоуправления в школе; средством развития социальной активности школьников.

Определены этапы становления самоуправления в школе:

1-й этап - этап моделирования (март -май 2007 г.). Опрос мнений учащихся о необходимости самоуправления в школе, разработка модели самоуправления, разработка Программы самоуправления, научно-методическое обеспечение ее реализации.

2-й этап - этап формирования органов самоуправления (сентябрь - декабрь 2007 г.). Вовлечение учащихся в деятельность органов самоуправления, включение системы самоуправления в процесс развития воспитательной системы школы, четкое оформление структурных компонентов.

3-й этап - этап становления системы самоуправления (декабрь 2007 - 2009 г.). Самостоятельное осуществление организации и координации учащимися направлений деятельности, делегированных педагогическим коллективом.

При оценке эффективности модели ученического самоуправления учитывается качество изменения составных частей модели во времени (степень достижения поставленной цели через успешное решение отдельных задач), которыми являются:

1. Участники самоуправления.

2. Внутренние связи между участниками и их группами.

3. Среда: естественная или искусственная.

4. Внешние связи системы самоуправления.

5. Пространство: комбинация сред естественных и искусственных.

Оценка проводится по двум уровням:

1-й уровень - индивидуальный;

2-й уровень - групповой.

Для оценки эффективности реализации модели ученического самоуправления определены показатели, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Показатели эффективности реализации модели самоуправления

индивидуальный 1. Желание конкретных учащихся продолжить участие в программе самоуправления. 2. Устойчивое позитивное взаимодействие субъектов в процессе реализации модели самоуправления. 3. Комфортность участников, устойчивость и развитие связей

1-й уровень -

« Участники 1. Харизматичность лидеров. 2. Структура внутренних связей: традиционная или новая, более адекватная задачам. 3. Соответствие членов группы внутренней среде (программе самоуправления). 4. Взаимодействие с внешней средой (партнерство, конкуренция, обособленность). 5. Адаптация к изменениям среды и задач

й уровень - группово Связи 1. Привлекательность для новых участников, объектов. 2. Механизм поддержки привлекательности. 3. Внутренняя содержательность деятельности: принципы (методология), технологии, методики. 4. Гарантии целостности и устойчивости. 5. Многоплановость участия, наличие разных ролей. 6. Стабильность в условиях среды: соответствие цели и задач содержанию

Среда 1. Привлекательность содержания. 2. Предлагаемые формы участия в самоуправлении. 3. Наличие временных ресурсов (сроки) реализации программы. 4. Качество актива, участников (систематическое обучение). 5. Методическое сопровождение. 6. Материально-техническое обеспечение

Представленная модель апробируется не гих образовательных учреждениях Иркут-только в вышеуказанной школе, но и в дру- ской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.