Научная статья на тему 'Мини-музей ДОО как базовый институт формирования основ гражданской идентичности'

Мини-музей ДОО как базовый институт формирования основ гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIC IDENTITY / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / МИНИ-МУЗЕЙ / MINI-MUSEUM / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / MUSEUM ITEMS / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / STRUCTURAL COMPONENTS OF CIVIC IDENTITY / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ПРОГРАММА РАБОТЫ / WORK PROGRAM / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / CONTENT COMPONENTS OF CIVIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириленко Наталья Петровна

Значение музея в формировании гражданской идентичности можно рассматривать в двух основных взаимосвязанных аспектах: содержательной основой формирования гражданской идентичности (патриотизма, культуры межнационального общения, национального самосознания и правовой культуры) являются музейные экспозиции и музейные предметы; процессуальную основу формирования гражданской идентичности (когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного структурных компонентов) определяет принцип интерактивности, реализуемый в музейно-педагогической программе. Становление основ гражданской идентичности должно происходить в дошкольном возрасте, так как это период начала развития самосознания ребенка и овладения им социальным пространством. Безукоризненно подходящим для формирования основ гражданской идентичности у дошкольников является мини-музей ДОО. Его специфика детерминирована типом это музей образовательной организации. Все представленные профили и жанры музея образовательной организации могут быть эффективно использованы для формирования основ гражданской идентичности. Алгоритм создания и использования мини-музея ДОО включает этапы: концептуально-подготовительный: выработка целей и общего представления о включении в единое образовательно-воспитательное пространство; организация социального партнерства; поисково-собирательский: сбор предметов на основе выделенных принципов отбора, определение основные экспозиционных материалов; экспозиционный (оформительский): создание социальными партнерами (взрослыми и детьми) музейных экспозиций на основе общепринятых принципов построения; разработка программы работы в мини-музее и ее реализация с учетом возрастных особенностей дошкольников и современных достижений музейной педагогики; оценочно-развивающий: выявление результативности и эффективности использования мини-музея как института формирования основ гражданской идентичности у дошкольников, возможности внесения изменений в содержательную и процессуальную стороны, исходя из особенностей социальных партнеров создателей и пользователей мини-музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириленко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINI-MUSEUM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS BASIC INSTITUTE FOR FORMATION OF CIVIL IDENTITY

The importance of the museum in the formation of civil identity can be seen in two main interrelated aspects: museum expositions and museum items are content basis for the formation of civil identity (patriotism, the culture of interethnic communication, national identity and legal culture); the principle of interactivity implemented in museum-pedagogical program determines the procedural basis for the formation of civil identity (cognitive, emotional, value and activity structural components). The formation of the foundations of civil identity must occur in the preschool age, since this is the period when the child begins to develop self-awareness and master the social space. unobjectionable suitable for the formation of the foundations of civil identity in preschoolers is the mini-museum of preschool educational organization. Its specificity is determined by the type it is a museum of an educational organization. All the presented profiles and genres of the museum of the educational organization can be effectively used to form the basis of civil identity. The algorithm for creating and using the mini-museum of preschool educational organization includes the stages: conceptual and preparatory: development of goals and a general idea of inclusion in a common educational and educative space; organization of social partnership; search and collecting: collecting items based on selected principles of selection, identification of the main exhibition materials; exposure (design): the creation by social partners (adults and children) museum expositions on the basis of generally accepted principles of construction; the development of the program of work in the mini-museum and its implementation, taking into account the age features of preschool children and modern achievements of museum pedagogy; appraisal and development: the identification of the effectiveness and efficiency of using the mini-museum as an institution for forming the foundations of civic identity in preschool children, the possibility of making changes in the substantive and procedural aspects, based on the characteristics of the social partners-creators and users of the mini-museum

Текст научной работы на тему «Мини-музей ДОО как базовый институт формирования основ гражданской идентичности»

педагогические науки

Кириленко Наталья Петровна МИНИ-МУЗЕИ ДОО КАК БАЗОВЫЙ ...

УДК 378.1: 159

МИНИ-МУЗЕЙ ДОО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

© 2017

Кириленко Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология и психодиагностика» Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e -mail: n.kirilenko@bk.ru)

Аннотация. Значение музея в формировании гражданской идентичности можно рассматривать в двух основных взаимосвязанных аспектах: содержательной основой формирования гражданской идентичности (патриотизма, культуры межнационального общения, национального самосознания и правовой культуры) являются музейные экспозиции и музейные предметы; процессуальную основу формирования гражданской идентичности (когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного структурных компонентов) определяет принцип интерактивности, реализуемый в музейно-педагогической программе. Становление основ гражданской идентичности должно происходить в дошкольном возрасте, так как это период начала развития самосознания ребенка и овладения им социальным пространством. Безукоризненно подходящим для формирования основ гражданской идентичности у дошкольников является мини-музей ДОО. Его специфика детерминирована типом - это музей образовательной организации. Все представленные профили и жанры музея образовательной организации могут быть эффективно использованы для формирования основ гражданской идентичности. Алгоритм создания и использования мини-музея ДОО включает этапы: концептуально-подготовительный: выработка целей и общего представления о включении в единое образовательно-воспитательное пространство; организация социального партнерства; поисково-собирательский: сбор предметов на основе выделенных принципов отбора, определение основные экспозиционных материалов; экспозиционный (оформительский): создание социальными партнерами (взрослыми и детьми) музейных экспозиций на основе общепринятых принципов построения; разработка программы работы в мини-музее и ее реализация с учетом возрастных особенностей дошкольников и современных достижений музейной педагогики; оценочно-развивающий: выявление результативности и эффективности использования мини-музея как института формирования основ гражданской идентичности у дошкольников, возможности внесения изменений в содержательную и процессуальную стороны, исходя из особенностей социальных партнеров - создателей и пользователей мини-музея.

Ключевые слова: гражданская идентичность, дошкольная образовательная организация, мини-музей, содержательные составляющие гражданской идентичности, музейные предметы, структурные компоненты гражданской идентичности, интерактивность, программа работы, социальное партнерство.

MINI-MUSEUM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS BASIC INSTITUTE

FOR FORMATION OF CIVIL IDENTITY

© 2017

Kirilenko Natalya Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Pedagogical psychology and psychodiagnostics» Saratov State University (410002, Russia, Saratov, streetAstrakhanskaya 83, е-mail: n.kirilenko@bk.ru)

Abstract. The importance of the museum in the formation of civil identity can be seen in two main interrelated aspects: museum expositions and museum items are content basis for the formation of civil identity (patriotism, the culture of interethnic communication, national identity and legal culture); the principle of interactivity implemented in museum-pedagogical program determines the procedural basis for the formation of civil identity (cognitive, emotional, value and activity structural components). The formation of the foundations of civil identity must occur in the preschool age, since this is the period when the child begins to develop self-awareness and master the social space. unobjectionable suitable for the formation of the foundations of civil identity in preschoolers is the mini-museum of preschool educational organization. Its specificity is determined by the type - it is a museum of an educational organization. All the presented profiles and genres of the museum of the educational organization can be effectively used to form the basis of civil identity. The algorithm for creating and using the mini-museum of preschool educational organization includes the stages: conceptual and preparatory: development of goals and a general idea of inclusion in a common educational and educative space; organization of social partnership; search and collecting: collecting items based on selected principles of selection, identification of the main exhibition materials; exposure (design): the creation by social partners (adults and children) museum expositions on the basis of generally accepted principles of construction; the development of the program of work in the mini-museum and its implementation, taking into account the age features of preschool children and modern achievements of museum pedagogy; appraisal and development: the identification of the effectiveness and efficiency of using the mini-museum as an institution for forming the foundations of civic identity in preschool children, the possibility of making changes in the substantive and procedural aspects, based on the characteristics of the social partners-creators and users of the mini-museum.

Keywords: civic identity, preschool educational organization, mini-museum, content components of civic identity, museum items, structural components of civic identity, interactivity, work program, social partnership.

Важность формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения обусловлена ее значением как для государства (как фактора его укрепления, консолидации общества), так и для конкретной личности (как фактора социальной интеграции). При этом под гражданской идентичностью общепризнанно понимается осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [1].

Возможности музея в формировании гражданской идентичности, по нашему мнению, можно рассматривать в двух основных взаимосвязанных аспектах. Музейные

экспозиции и музейные предметы взаимосвязаны с содержательной основой формирования гражданской идентичности. Процессуальную основу формирования гражданской идентичности определяет современное понимание музейной коммуникации, музейно-педагогиче-ского процесса в контексте положений развивающейся музейной педагогики. Раскроем указанные аспекты возможностей музеев для формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения в целом, и мини-музеев дошкольных образовательных организаций для формирования основ гражданской идентичности у детей дошкольного возраста.

Содержательными составляющими гражданской

Kirilenko Natalya Petrovna MINI-MUSEUM OF PRESCHOOL .

pedagogical sciences

идентичности, с нашей точки зрения, являются: патриотизм, культура межнационального общения, национальное самосознание и правовая культура [2].

Музеи же в музейных экспозициях и предметах изначально призваны сохранять и транслировать культурное наследие страны, ценности национальных культур, реализуя культуросохраняющую и культуросозидающую функции. Аксиологическая функция приводит к осознанию и принятию поликультурности окружающего мира

[3].

В качестве структурных компонентов гражданской идентичности в исследованиях выделены: когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Следовательно, в общем виде формирование гражданской идентичности можно представить как процесс интериоризации следующим образом: формирование мотивации, в частности, интереса, к содержательной составляющей гражданской идентичности, осознание и принятие знаний о содержательной составляющей в единстве с эмоциональным отношением к ней, ее реализация в деятельности. В связи с этим подчеркнем, что в последнее время усиливается социализирующая функция музеев, обусловленная развитием музейной педагогики и, в частности, все большей разработанностью принципа интерактивности как создания максимально комфортных и продуктивных условий для диалогического общения посетителя с музейными предметами, музейной средой в реальном и виртуальном образовательном пространстве [4].

Подводя итог вышеизложенного, можно утверждать: музеи являются одним из базовых институтов формирования гражданской идентичности подрастающего поколения.

Становление основ гражданской идентичности должно происходить в дошкольном возрасте, так как это период начала развития самосознания ребенка и овладения им социальным пространством. Безукоризненно подходящим для формирования основ гражданской идентичности у дошкольников является мини-музей ДОО.

Специфика мини-музея ДОО определяется его типом - это музей образовательной организации. Его отличительные черты указаны С.В. Усковым и М.Ю.Юхневич [5]: музей служит своим творцам (музей руками детей и для детей); музей максимально интегрирован в педагогический процесс; музей включен в жизнь местного сообщества (прежде всего, в деятельность и сотворчество вовлечены дети, педагоги, родители, но также и социальные партнеры образовательной организации).

Все представленные профили музея образовательной организации - историко-краеведческие, художественные, народного быта и культуры, исторические (образовательной организации, населенного пункта и т.д.), естественнонаучные и технические - обладают значительными возможностями для формирования гражданской идентичности.

В ДОО мини-музей может быть как одного профиля, так и интегрированные в систему экспозиционные комплексы разных профилей, образующие целостную поликультурную развивающую среду.

Также в ДОО в целях формирования основ гражданской идентичности могут быть использованы все жанры музея образовательной организации, выделенные С.В. Усковым и М.Ю.Юхневич [5] по способу и уровню интеграции в образовательный процесс:

- музей-экспозиция (выставка) - сложившийся комплекс предметов, малодоступных и используемых для экскурсий;

- музей-мастерская (студия) - в экспозиции обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности (изготовление кукол из соломы, работа с набором бумажных деталей народных костюмов и т.д.);

- музей-лаборатория - используются коллекции технического и естественнонаучного профиля, а также оборудование и исследовательские лаборатории;

- музей-клуб, музей-театр - экспозиция связана с театрализованной деятельностью детей и может быть основой для изучения народной культуры и обычаев;

- музей-адаптационный центр - это музей, в котором создается атмосфера комфортного общения и реализуются долговременные психологические программы; сюда могут быть привлечены дети и родители для доверительного общения и вовлечения в различные виды деятельности (в нашей проблематике - связанные с формированием основ гражданской идентичности);

- музей-экскурсионное бюро - образовывается на основе краеведческих усилий создателей мини-музея, спроектированные формы культурно-образовательной деятельности предлагаются как внутри ДОО, так и вне ее;

- музей-игротека - музей игр и игрушек, в котором не только знакомятся с играми и игрушками, их производством и бытованием, но также реализуются значительные возможности интерактивности;

- музейное кафе - здесь с помощью знакомства с национальными кухнями, с традициями празднования национальных праздников усиливается развитие составляющих гражданской идентичности;

- музей-ярмарка - организуется как рекреационный и торговый центр (можно реализовать любой вид продукции, изготовленной родителями вместе с детьми, и, одновременно, поучаствовать в различных увеселениях, познакомиться с региональными традициями и историей).

Мы предлагаем нижеследующий развернутый алгоритм создания и использования мини-музея в ДОО, включающий этапы: концептуально-подготовительный, поисково-собирательский, экспозиционный (оформительский), разработки программы работы в мини-музее и ее реализации, оценочно-развивающий.

Результатом концептуально-подготовительного этапа должно стать определение целей, перспектив и преимуществ создания и использования мини-музея в ДОО, выработка общего представления о включении его в единое образовательно-воспитательное пространство, в том числе: разработка музейного комплекса ДОО, выбор тематики и направленности мини-музеев в группах, моделей экспозиций и их расположения, возможности осуществления принципа интерактивности, перспективы развития мини-музея в соответствии с ООП ДОО.

Другим важным направлением на данном этапе является выявление ожиданий и первоначальных представлений потенциальных создателей мини-музея, планирование работы по их мотивации и формированию необходимых компетенций для последующей деятельности.

Для более подробного раскрытия данного направления можно обратиться к исследованиям И.В. Кошкиной [6], Т.В. Хуторянской [7].

Отметим, что перспективной при создании и использовании мини-музея является использование проектной деятельности детей и взрослых (к организации которой мы обращались в отдельной статье [8]). Она эффективно обеспечивает формирование основ гражданской идентичности, и в то же время позволяет осуществлять целенаправленное взаимодействие образовательной организации с семьями воспитанников, а также с другими социальными партнерами.

На поисково-собирательском этапе организуется работа по сбору предметов на основе выделенных принципов отбора, определяются основные экспозиционные материалы.

Уточним, что изначально музейный предмет является документальным свидетельством, его значение определяется историко-культурной, научной, эстетической и художественной ценностью. К таким предметам относятся изобразительные, вещевые, письменные, кино-и фотоисточники. [9]

В выборе предметов для мини-музея ДОО как базового института формирования гражданской идентич-

педагогические науки

Кириленко Наталья Петровна МИНИ-МУЗЕИ ДОО КАК БАЗОВЫЙ ...

ности можно ориентироваться на предложенные нами ее содержательные составляющие. К таковым мы относим: патриотизм (любовь к малой родине, любовь к Отечеству, готовность к вооруженной защите Родины), культуру межнационального общения (понимание, уважение и утверждение культурных различий как их высокая оценка, нетерпимость к расовой, национальной или религиозной исключительности), национальное самосознание (знание сущностных основ национальной жизни, позитивные национальные чувства и ценности, социальная позиция и активность) и правовую культуру (правовые знания, нравственно-правовые чувства и ценности, правовое мышление, правомерное поведение) [2].

В исследовании Л.С. Васильченко [10] указаны, с нашей точки зрения, свойства предметов, на которые можно ориентироваться в создании экспозиций мини-музея: информационная обогащенность (атрибуты народного быта, макеты народных жилищ, краеведческие уголки, экспозиции правовой проблематики, например, о важнейших правах людей и др.); образцы творческой деятельности народов (предметы-подлинники декоративно-прикладного искусства и др.); эмоционально-ценностная культурная значимость (прежде всего, народные игрушки); знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, костюмы народов и т.д.).

Также, по нашему мнению, при отборе предметов нужно учитывать их многофункциональность и вариативность использования в разных темах и видах деятельности; потенциал стимулирования активности детей, возможности преобразования и обогащения компонентов экспозиции мини-музея.

В мини-музей могут быть выбраны как привычные для ребенка предметы, так и те, которые он не может увидеть в современной окружающей действительности. В мини-музее редко встречаются аутентичные, подлинные предметы, но если они есть - это подчеркивается в работе с детьми, такие предметы вызывают особый эмоциональный отклик, чувство сопричастности.

Исходя из названия, на экспозиционном (оформительском) этапе детьми, родителями и педагогами создаются музейные экспозиции. Здесь важно совместно сформулировать цели, разработать макеты и эскизы, чтобы определить окончательный вариант и необходимые действия для его осуществления.

Учитываются основные принципы построения музейной экспозиции, такие как научность, историко-хро-нологический, комплексно-тематический, проблемный; а также экспозиционные приемы (прежде всего, выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов; выявление связей между предметами). [11]

На этапе разработки программы работы в мини-музее и ее реализации можно исходить из понимания му-зейно-педагогической программы как научно и методически выверенной последовательности педагогических действий, построенных с учетом особенностей образовательного процесса, возрастной специфики аудитории, коллекции музея и используемых педагогических средств. [12]

Основными возрастными особенностями дошкольников, на которые нужно опираться, являются: активизация познавательной деятельности, развитие образных форм познания, стремление к детальному рассмотрению и дополнение информации манипулированием предметом, эмоциональная отзывчивость и интерес к окружающему. Вследствие этого информационная составляющая преобразуется в диалог с опорой на наблюдение, воображение и опыт детей. К базовым формам в разрабатываемой программе могут быть отнесены встречи с персонажами (например, сказок), театрализованные представления, праздники, игры (например, игра-путешествие), соревнования (викторины, шарады...), создание игровых ситуаций. Все большее распространение заслужено получают мультимедийные технологии. С их помощью

создаются музейные экспозиции - собственные меди-апродукты, позволяющие подбирать наиболее соответствующие возрастным особенностям эмоционально выразительные средства в их комплексе. Обязательной составной частью каждой предлагаемой темы является включение творческой продуктивной деятельности детей, в том числе использование метода коллективных работ.

Важность оценочно-развивавающего этапа определяется выявлением результативности и эффективности использования мини-музея как института формирования основ гражданской идентичности у дошкольников, а также другими результатами, связанными с реализацией ФГОС ДО. Итоги и долгосрочность работы мини-музея во многом обусловлены возможностью внесения изменений в содержательную и процессуальную стороны, исходя из особенностей социальных партнеров - создателей и пользователей мини-музея. И еще один значимый аспект: мини-музей может стать методическим центром, где активизируется инновационная деятельность, обобщается опыт, развивается социальное партнерство.

В заключение подчеркнем: результативность формирования основ гражданской идентичности значительно возрастает при соблюдении ряда определенных условий:

- разнообразность используемых жанров в экспозициях мини-музея ДОО;

- целесообразность и множественность принципиально отличающегося осуществления интерактивности;

- неукоснительный учет возрастной специфики каждой группы дошкольников в содержательной и процессуальной сторонах;

- социальное партнерство в создании и использовании мини-музея; вариативность содержательной и процессуальной сторон с предоставлением возможности взаимодействия в зоне ближайшего развития конкретных детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

2. Кириленко Н.П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С.471-476.

3. Макеева И.А. Формирование гражданственности детей-сирот средствами музейной педагогики //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 231-238.

4. Мацкевич М.В. Интерактивность в музее: прямая и обратная перспектива // Музейный просвет: Сборник статей. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 134 - 141.

5. Приложение к Письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. N0 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений» /В кн.: Кондакова Е.П. Музейная педагогика: методические рекомендации для студентов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Начальное образование)/ сост.: Е.П. Кондакова. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ»2011. 64 с.

6. Кошкина И.В. Исследование готовности воспитателей дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности // Детство, открытое миру Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Омский государственный педагогический университет. 2015. С. 232-236.

7. Хуторянская Т.В. Психолого-педагогические условия подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 12-16._

Kirilenko Natalya Petrovna MINI-MUSEUM OF PRESCHOOL .

pedagogical sciences

8. Кириленко Н.П., Малянова М.С. Современные тенденции создания образовательной среды как фактора патриотического воспитания дошкольников / В сборнике: Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю.О. Бронниковой, Л.В. Мясниковой, Т.Г. Фирсовой. 2016. С. 903-907.

9. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / под ред. Юхневич М.Ю. М.: Академический проспект, 2006. 176с.

10. Васильченко Л.С. Мультикультурно-развива-ющая среда музея детского сада как условие социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 9 (124). С. 197-202.

11. Музейная педагогика: методические рекомендации для студентов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Начальное образование)/ сост.: Е.П. Кондакова. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ»2011. 64 с.

12. Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / авт.-сост.: Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т худож. образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. М., СПб.: ГРМ, 2010. 68 с.

Статья поступила в редакцию 16.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.