Карникова Ольга Павловна КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ...
УДК 377.031
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
© 2017
Карникова Ольга Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогических и информационных технологий» Самарский государственный институт культуры (443010, Россия, Самара, улица Фрунзе, 167, e-mail: [email protected])
Аннотация. Модернизация стратегических задач профессиональной подготовки предъявляет новые требования к системе оценивания результатов профессионального образования. Система критериального оценивания, основанная на сравнении достижений обучающихся с критериями и показателями, обеспечивающими достижение цели профессиональной подготовки, способствует эффективному формированию компетенций будущих специалистов и пониманию путей совершенствования образовательного процесса. Автором статьи представлена система критериального оценивания уровня коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 в соответствии с требованиями стандартов нового поколения. Коммуникативная компетентность трактуется автором как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими личностями, что предполагает определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия, и включает в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную составляющие. Автором выделены показатели коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 в качестве результативного компонента системы критериального оценивания. Дано описание основных критериев коммуникативной компетентности, определены уровни их развития. В процессе исследования использовались эмпирические методы (наблюдение, самонаблюдение), оценка экспертных судей, математико-статистический анализ (методы описательной статистики). Выборку составили 52 студента 1 и 2 курсов факультета «Современного искусства и художественных коммуникаций» Самарского государственного института культуры. Исследование показало, что большинство студентов обладают средним и низким уровнем коммуникативной компетентности. Выявление данных результатов на первых курсах обучения будет способствовать эффективному управлению педагогическим процессом на последующих этапах, обеспечив реализацию профессиональной подготовки на высоком уровне.
Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, критериальное оценивание, форма контроля, критерии, показатели, оценивание, народная художественная культура.
CRITERIA-BASED ASSESSMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE LEVEL DEMONSTRATED BY BACHELORS OF THE "FOLK ART CULTURE" SPECIALTY
© 2017
Karnikova Olga Pavlovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Pedagogical and information technologies» Samara State Institute of Culture (443010, Russia, Samara, street Frunze, 167, e-mail: [email protected])
Abstract. Modernization of strategic tasks of professional education stipulates new requirements to the system for professional education results assessment. Criteria-based assessment system based on comparison of students' achievements with criteria and indications that provide achievement of professional education tasks facilitates effective formation of future specialists' competencies and understanding of methods for improvement of the education process. The author of this works presents a system for criteria-based assessment of communicative competence level demonstrated by bachelors of the "Folk art culture" specialty No. 51.03.02 according to requirements of the next-generation standards. The author interprets the communicative competence as an ability to make and maintain contacts with other people, which suggests a certain combination of knowledge, competence and skills that provide effective interaction and include perceptive, communicative and interactive elements. The author outlines indications of communicative competence demonstrated by bachelors of "Folk art culture" specialty No. 51.03.02 as an efficient component of the criteria-based assessment system. This work describes main criteria of communicative competence and defines levels of their development. During the study, the empiric methods (observation, self-observation), assessment by experts, mathematical and statistical analysis (descriptive statistic method) were used. The selection consisted of 52 students of 1st and 2nd years of the "Modern art and artistic communications" department of the Samara State Institute of Culture. The study has shown that the most students have average and low level of communicative competence. Revealing such results in first year of education will facilitate effective control of educational process at further stages providing implementation of professional education at the highest standard.
Keywords: competence, communicative competence, criteria-based assessment, form of control, criteria, indications, assessment, folk art culture.
Профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Народная Художественная культура» предполагает свободную ориентацию в поликультурном мире, взаимодействие с представителями других профессиональных сообществ как с потребителями: укрепление личных контактов и расширение структурных связей [5]. Эффективное выполнение творческих и управленческих функций руководителем коллектива народного творчества во многом зависит от его способности к саморегуляции, преодолению затруднений в процессе коммуникации, способности поддерживать уважительное отношение к индивидуальным различиям участников коллективов народного творчества, что в результате определяет качество всех видов деятельности организации, и, в итоге, готовность потребителя рекомендовать предлагаемую ими профессиональную услугу [7]._
Современный стандарт подготовки бакалавров нацелен на «подготовку руководителей художественных коллективов, умеющих, владеющих и применяющих образовательные технологии для передачи национального опыта и национального колорита» [1, с.229]. Большинство гуманитарных дисциплин в содержании профессиональной подготовки бакалавров решают задачи «расширения коммуникативного диапазона», выработку профессиональной готовности, которая рассматривается в научной литературе как «результат накопления качественных личностных изменений и обретения профессиональной компетентности» [6, с.111], в том числе коммуникативной компетентности. В настоящее время сложилось представление о том, что оценивать качество профессиональной подготовки в высшей школе призвана компетенция как «инновационная норма образовательного стандарта высшего образования, яв-
Karnikova Olga Pavlovna CRITERIA-BASED ASSESSMENT .
pedagogical sciences
ляющаяся характеристикой, предоставляющей возможность будущему специалисту реализовывать свои профессиональные функции» [3, с.189], а компетентностый подход позволяет создавать ситуации включенности студентов в разные виды деятельности. Современными авторами были проанализированы изменения, вносимые образовательными стандартами нового поколения по отдельным направлениям профессиональной подготовки (Д.И. Васильева, Е.В. Дадаян, Т.Ю. Силюк); методы и средства оценивания результатов образования (О.Е. Безбородова [10]), определены особенности бакалавриата в условиях двухуровневой системы образования (О.Л. Егорова [11]), исследована специфика профессиональной подготовки специалистов по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 с позиции компетентностного подхода (В.О. Власова и др.), обосновали как фактор повышения качества их профессиональной подготовки коммуникативную компетентность (О.П. Карникова). Однако, в настоящее время возникает противоречие между необходимостью объективного оценивания результатов высшего образования с позиции компетентностного подхода, отвечающего требованиям стандартов нового поколения, и недостаточной разработанностью практического инструментария оценивания по различным направлениям профессиональной подготовки; значимостью формирования коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 и внедрением методов, повышающих реальный уровень ее развития. Преодолению данных противоречий будет способствовать использование критериального оценивания, выступающего основой для оценки эффективности образовательного процесса и его соответствия цели профессиональной деятельности руководителей коллективов народного творчества. Для разработки системы критериального оценивания качества профессиональной подготовки бакалавров по данному направлению были определены критерии и соответствующие показатели уровня коммуникативной компетентности данных специалистов.
Выбор совокупности критериев и показателей, составляющих оценочное основание, является наиболее важным этапом в оптимизации профессионального подготовки бакалавров, позволяя одновременно оценить, качественно и количественно, степень реализации цели педагогического процесса и разнообразие стратегий ее достижения [2, с.35]. Для разработки системы критериального оценивания профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 были определены критерии и показатели коммуникативной компетентности. В ходе проведения исследования были использованы эмпирические методы (наблюдение, самонаблюдение), оценка экспертных судей. Для обработки данных был применен математико-статистический анализ (методы описательной статистики). Выборку составили 52 студента факультета «Современного искусства и художественных коммуникаций» Самарского государственного института культуры, завершающих первый и второй год обучения по профилям: «Руководство любительским театром», «Руководство хореографическим любительским коллективом», «Руководство студией декоративно-прикладного творчества».
Коммуникативная компетентность бакалавра по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02, понимаемая как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими личностями, включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, оценочный компоненты. Показатель мотивационно-ценностного компонента - способность ориентироваться в ситуациях различного коммуникативного характера, к саморегуляции и регуляции коммуникативных ситуаций, конструктивному общению, способность вносить инновации,
необходимые для создания и реализации коммуникативных ситуаций. Показатель когнитивного компонента -готовность анализировать особенности межличностного общения; владение этикетом речевого и невербального общения, понимание социальной ситуации, владение коммуникативными тактиками, знание коммуникативных стратегий и умение их применять. Показатель эмоционально-волевого компонента - способность гармонично использовать вербальные и невербальные средства коммуникации восприимчивость; рефлексивность. Показатель оценочного компонента - готовность к моделированию собственных целей, ценностей и идеалов; способность выполнять профессиональную самооценку и оценку участников коммуникации, отношений в коллективе; умение прогнозировать поведение и действия участников коммуникации, взаимосвязи между собственными поступками и реакциями других людей.
При рассмотрении стратегии оценивания уровня коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 были определены три уровня коммуникативной компетентности. Высокий уровень характеризуется: осознанием значимости своих коммуникативных качеств в профессиональной деятельности; адекватной самооценкой, высокой эффективностью общения, высокой скоростью включения в коммуникацию, умением управлять процессом общения, широким набором способов общения, коммуникативным совершенством речи, умением вести документацию. Средний уровень коммуникативной компетентности предполагает: наличие в целом правильных, но неполных знаний и умений для речевого взаимодействия; невысокое развитие коммуникабельности, рефлексии, эмпатии; умеренную выраженность коммуникативных и перцептивных способностей и умения организовывать общение, невысокую скорость включения в коммуникацию; недостаточное умение оформлять и вести деловую документацию. Низкий уровень коммуникативной компетентности определяется отрицанием ее значимости в своей профессиональной деятельности, ошибочным определением сущности коммуникативных качеств личности, ярко выраженной завышенной или заниженной самооценкой, слабо развитой речью, малообщительностью, высокой импульсивностью в общении, раскованностью, низкой выраженностью рефлексивных и коммуникативных способностей.
В ходе опроса бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 попросили определить значимость каждого компонента для профессиональной деятельности руководителей коллективов народного творчества. Проведение опроса показало, что важнейшим условием формирования коммуникативной компетентности студенты считают когнитивный и эмоционально-волевой компоненты (Рис. 1).
Рисунок 1 - Оценка значимости показателей коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Народная художественная культура». Компоненты: 1) мотивационно-ценностный; 2) когнитивный;
3) эмоционально-волевой; 4) оценочный.
В ответах студентов отмечено, что для руководителей коллективов народного творчества, особую значимость имеют способности к пониманию социальной ситуации, владение коммуникативными тактиками, наличие таких личностных характеристик как восприимчивость и любознательность, эмоциональной отзывчивости, умение рефлексировать, осуществлять саморегуляцию эмоцио-
Карникова Ольга Павловна КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ...
нальных состояний и их внешних проявлений.
Для диагностики уровня коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 студентам и экспертным судьями, в качестве которых выступали преподаватели Самарского государственного института культуры, предложили оценить уровень показателей каждого компонента.
100 62% 73 %
50 15 % 15 % 23 % 12%
0
1 2 3
■ самооценка ■ оценка экспертных судей
50* 60% 40% 35„/о
10°/о 5%
1 2 3
■ самооценка ■ оценка экспертных судей
Рисунок 2 - Уровни мотивационно-ценностного компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» (1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий уровни)
Анализ результатов показал, что статически отличается процент бакалавров, имеющих средний уровень мотивационно-ценностного компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 (самооценка - 52%; оценка экспертных судей - 65 %).
Рисунок 3 - Уровни когнитивного компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» (1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий уровни)
Среднестатистическое значение результатов оценки уровня когнитивного компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 показал средний уровень у большинства респондентов (самооценка - 62 %; оценка экспертных судей - 73%).
Рисунок 4 - Уровни эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» (1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий уровни)
Среднестатистическое значение результатов оценки уровня эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 показал, что большинство респондентов обладают средним уровнем (самооценка - 55 %; оценка экспертных судей - 60 %)_
Рисунок 5 - Уровни оценочного компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» (1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий уровни)
Среднестатистическое значение результатов оценки уровня оценочного компонента коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 показал низкий уровень у большинства респондентов (самооценка - 50 %; оценка экспертных судей - 60 %).
Итак, анализ результатов выявил незначительно завышенную самооценку студентов первых курсов. Такой результат самооценки бакалавров, которая в значительной степени определяет социальную адаптацию будущих специалистов, свидетельствует об их адекватном восприятии своих возможностей и готовности последовательно осуществлять самосовершенствование и саморазвитие в сфере профессиональной деятельности. Однако низкий уровень оценочного компонента, выявленный у большинства респондентов, указывает на то, что в течении последующих лет обучения необходима целенаправленная работа по формированию способности выполнять действия внутреннего плана - анализ, синтез, профессиональную оценку и самооценку, на основе которых руководителем проводится «разработка и планирование системы стратегических и тактических решений» по трансляции ценностей народной художественной культуры в коллективе народного художественного творчества [4, с.228]. Особое внимание необходимо уделить формированию готовности к моделированию собственных целей и ценностей, идеалов, общения; способности к прогнозированию поведения и действий, взаимосвязей между собственными поступками и реакциями других людей.
Таким образом, анализ общей совокупности результатов проведенного исследования дает возможность сделать следующие выводы: совершенствование профессиональной подготовки руководителей коллективов народного творчества позволит сохранить уникальность и национальную самобытность отечественной системы высшего образования; успешное формирование коммуникативной компетентности у бакалавров в процессе высшего профессионального образования возможно только при реализации компетентностого подхода, заключающегося в целенаправленной деятельности, систематическом контроле эффективности реализации педагогического процесса. Реализация критериального основания оценивания уровня коммуникативной компетентности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» 51.03.02 позволит в дальнейшем более эффективно перейти к обоснованию методов оценивания и их применению, реализовать на высоком уровне подготовку конкурентоспособных и востребованных профессионалов в своей области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брыкин В.И., Брыкина М.В. Компетентностный подход при проектировании ООП по направлению подготовки «Народная художественная культура» и профилю «Руководство хореографическим самодеятельным коллективом» в вузе культуры и искусства // Бакалавриат в вузе культуры и искусств: новый образовательный формат: Материалы XXXVIII науч.-метод. конф., Самара, январь 2011. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств. 2011. С.225-235.
2. Григорьева М.А., Григорьев С.М. Критериальное
Karnikova Olga Pavlovna
CRITERIA-BASED ASSESSMENT .
pedagogical sciences
оценивание развития коммуникативной компетентности субъекта педагогического труда // Человеческий капитал. 2017. 5 (101). 34-37.
3. Карникова О.П. Профессиональная подготовка бакалавров по направлению 071500.62 «Народная художественная культура»// Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015. № 14 (126), С.187-191;
4. Карникова О.П. Профессиональная деятельность руководитля коллектива народного художественного творчества // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 227-230.
5. Leonard L. Berry, Parasuraman A. Marketing Services: Computing through Quality. N.Y.: The Free Press, 1991. P. 139-142.
6. Моцарь Л.С. Некрасов С.Д. О готовности студента вуза к профессиональной деятельности// Человек Сообщество Управление. 2011. №1. С. 110-118.
7. Frederick K. Reicheld. The One Number You Need to Grow // Harvard Business Review.December. 2003. P. 46-54.
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Кириленко Наталья Петровна МИНИ-МУЗЕИ ДОО КАК БАЗОВЫЙ ...
УДК 378.1: 159
МИНИ-МУЗЕЙ ДОО КАК БАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
© 2017
Кириленко Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология и психодиагностика» Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e -mail: [email protected])
Аннотация. Значение музея в формировании гражданской идентичности можно рассматривать в двух основных взаимосвязанных аспектах: содержательной основой формирования гражданской идентичности (патриотизма, культуры межнационального общения, национального самосознания и правовой культуры) являются музейные экспозиции и музейные предметы; процессуальную основу формирования гражданской идентичности (когнитивного, эмоционального, ценностного и деятельностного структурных компонентов) определяет принцип интерактивности, реализуемый в музейно-педагогической программе. Становление основ гражданской идентичности должно происходить в дошкольном возрасте, так как это период начала развития самосознания ребенка и овладения им социальным пространством. Безукоризненно подходящим для формирования основ гражданской идентичности у дошкольников является мини-музей ДОО. Его специфика детерминирована типом - это музей образовательной организации. Все представленные профили и жанры музея образовательной организации могут быть эффективно использованы для формирования основ гражданской идентичности. Алгоритм создания и использования мини-музея ДОО включает этапы: концептуально-подготовительный: выработка целей и общего представления о включении в единое образовательно-воспитательное пространство; организация социального партнерства; поисково-собирательский: сбор предметов на основе выделенных принципов отбора, определение основные экспозиционных материалов; экспозиционный (оформительский): создание социальными партнерами (взрослыми и детьми) музейных экспозиций на основе общепринятых принципов построения; разработка программы работы в мини-музее и ее реализация с учетом возрастных особенностей дошкольников и современных достижений музейной педагогики; оценочно-развивающий: выявление результативности и эффективности использования мини-музея как института формирования основ гражданской идентичности у дошкольников, возможности внесения изменений в содержательную и процессуальную стороны, исходя из особенностей социальных партнеров - создателей и пользователей мини-музея.
Ключевые слова: гражданская идентичность, дошкольная образовательная организация, мини-музей, содержательные составляющие гражданской идентичности, музейные предметы, структурные компоненты гражданской идентичности, интерактивность, программа работы, социальное партнерство.
MINI-MUSEUM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS BASIC INSTITUTE
FOR FORMATION OF CIVIL IDENTITY
© 2017
Kirilenko Natalya Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Pedagogical psychology and psychodiagnostics» Saratov State University (410002, Russia, Saratov, streetAstrakhanskaya 83, е-mail: [email protected])
Abstract. The importance of the museum in the formation of civil identity can be seen in two main interrelated aspects: museum expositions and museum items are content basis for the formation of civil identity (patriotism, the culture of interethnic communication, national identity and legal culture); the principle of interactivity implemented in museum-pedagogical program determines the procedural basis for the formation of civil identity (cognitive, emotional, value and activity structural components). The formation of the foundations of civil identity must occur in the preschool age, since this is the period when the child begins to develop self-awareness and master the social space. unobjectionable suitable for the formation of the foundations of civil identity in preschoolers is the mini-museum of preschool educational organization. Its specificity is determined by the type - it is a museum of an educational organization. All the presented profiles and genres of the museum of the educational organization can be effectively used to form the basis of civil identity. The algorithm for creating and using the mini-museum of preschool educational organization includes the stages: conceptual and preparatory: development of goals and a general idea of inclusion in a common educational and educative space; organization of social partnership; search and collecting: collecting items based on selected principles of selection, identification of the main exhibition materials; exposure (design): the creation by social partners (adults and children) museum expositions on the basis of generally accepted principles of construction; the development of the program of work in the mini-museum and its implementation, taking into account the age features of preschool children and modern achievements of museum pedagogy; appraisal and development: the identification of the effectiveness and efficiency of using the mini-museum as an institution for forming the foundations of civic identity in preschool children, the possibility of making changes in the substantive and procedural aspects, based on the characteristics of the social partners-creators and users of the mini-museum.
Keywords: civic identity, preschool educational organization, mini-museum, content components of civic identity, museum items, structural components of civic identity, interactivity, work program, social partnership.
Важность формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения обусловлена ее значением как для государства (как фактора его укрепления, консолидации общества), так и для конкретной личности (как фактора социальной интеграции). При этом под гражданской идентичностью общепризнанно понимается осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [1].
Возможности музея в формировании гражданской идентичности, по нашему мнению, можно рассматривать в двух основных взаимосвязанных аспектах. Музейные
экспозиции и музейные предметы взаимосвязаны с содержательной основой формирования гражданской идентичности. Процессуальную основу формирования гражданской идентичности определяет современное понимание музейной коммуникации, музейно-педагогиче-ского процесса в контексте положений развивающейся музейной педагогики. Раскроем указанные аспекты возможностей музеев для формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения в целом, и мини-музеев дошкольных образовательных организаций для формирования основ гражданской идентичности у детей дошкольного возраста.
Содержательными составляющими гражданской