Научная статья на тему 'Формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500. 62 «Народная художественная культура»'

Формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500. 62 «Народная художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MULTI-ARTISTIC ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРОВ / PROFESSIONAL READINESS OF BACHELORS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карникова Ольга Павловна

Статья посвящена проблеме формирования готовности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» к полихудожественной деятельности. В исследовании раскрывается содержание понятия «полихудожественная деятельность» в контексте современных тенденций профессиональной подготовки бакалавров. С позиций компетентностого подхода автором выделены компоненты профессиональной готовности, определены критерии и показатели ее оценки. В статье отражены основные этапы процесса формирования профессиональной готовности бакалавров к полихудожественной деятельности. В публикации представлены основные принципы и средства реализации системы формирования готовности бакалавров к полихудожественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of readiness for multiartistic activities of bachelors studying 071500.62 «Folk Arts and Culture»

The article deals with the problem of formation of readiness of bachelors studing “Folk Arts and Culture” for multi-artistic activities. The study investigates the concept of “multi-artistic activities” in the context of modern trends of bachelors training. Using the competence-based approach, the author highlights the components of professional readiness, criteria and indicators of their assessment. The article describes the main stages of formation of professional readiness of bachelors for multi-artistic activities. The paper presents the basic principles and means of implementation of a system for developing of bachelors’ readiness for multi-artistic activities.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500. 62 «Народная художественная культура»»

Селезнева Евгения Александровна,

аспирант, кафедра физики и методики обучения физике, Челябинский государственный педагогический университет, г.Челябинск. E-mail: shugurea87@mail.ru

Selezneva Evgeniya Aleksandrovna,

Postgraduate, The Department of Physics and Methodology of Teaching Physics, Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk.

E-mail: shugurea87@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480

О.П. Карникова

формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500.62 «народная художественная культура»

Статья посвящена проблеме формирования готовности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» к полихудожественной деятельности. В исследовании раскрывается содержание понятия «полихудожественная деятельность» в контексте современных тенденций профессиональной подготовки бакалавров. С позиций компетентностого подхода автором выделены компоненты профессиональной готовности, определены критерии и показатели ее оценки. В статье отражены основные этапы процесса формирования профессиональной готовности бакалавров к полихудожественной деятельности. В публикации представлены основные принципы и средства реализации системы формирования готовности бакалавров к полихудожественной деятельности.

Ключевые слова: полихудожественная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная готовность бакалавров, компетентностный подход. го

É i о m

O.P. Karnikova ° о

THE FORMATION OF READINESS FOR MULTI-ARTISTIC ACTIVITIES OF BACHELORS STUDYING 071500.62 «FOLK ARTS AND CULTURE»

The article deals with the problem of formation of readiness of bachelors studing "Folk Arts and Culture" for multi-artistic activities. The study investigates the concept of "multi-artistic activities" in the context of modern trends of bachelors training. Using the competence-based approach, the author highlights the components of professional readiness, criteria and indicators of their assessment. The article describes the main stages of formation of professional readiness of bachelors for multi-artistic activities. The paper presents the basic principles and means of implementation of a system for developing of bachelors' readiness for multi-artistic activities.

Key words: multi-artistic activities, training, professional readiness of bachelors, competence-based approach.

Происходящие процессы глобаль- актуализируют значимость полихудоже-ной трансформации культурного про- ственной деятельности личности, обе-странства, многообразие и динамизм спечивающей синтетическое освоение, современной художественной культуры использование и трансформацию ценно-

го

к

ig « £ * <¡3 о

5

к ^ ф X

чц

>s « ° £

I 2 В-

cû ГО ф

SÉCN

о<о Уэ

и

* I

Й « ° 5

1 s

cû ГО

0 го

I

<и о

1 m ГО й cû О

° й-о. m

и I1

вю

го m о

S

X ^

ГО

d О

стей культуры в процессе художественной коммуникации.

Интерес к народным художественным традициям с целью решения задач личностного и профессионального становления определяет потребность субъектов в установлении интегративных связей между различными видами художественной деятельности, их применения в практике фольклорных, любительских, самодеятельных творческих коллективах, что формирует социальный заказ на профессиональную подготовку бакалавров по направлению 071500.62 «Народная художественная культура».

Анализ научных источников по проблеме профессиональной подготовки (В.И. Брыкин, М.В. Брыкина, В.О. Власова, П.И. Костенок, А.Н. Кузнецов, М.Г. Розова и др.) позволил выявить требования, предъявляемые к профессиональной деятельности бакалавров, исходя из ее специфики (полифункциональность) и особенности (ведущий вид деятельности - художественно-творческий), что подтвердило целесообразность введения полихудожественной деятельности в образовательный процесс бакалавров по направлению «Народная художественная культура». Необходимость постановки и решения проблемы обусловлена тем, что она не была предметом специального исследования, и в сложившейся системе профессиональной подготовки выделяются противоречия между: потребностью общества в бакалаврах, обладающих высоким уровнем готовности к полихудожественной деятельности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного процесса.

В современных энциклопедических изданиях и научной литературе категория «полихудожественная деятельность» рассматривается в контексте художественной деятельности. Для понимания сущности полихудожественной деятельности фундаментальное значение имеют философские, культурологические исследования, посвященные осмыслению идеи синкретизма, как основополагающего принципа культурной деятельности (A.C. Ахиезер, Н.А. Бердяев, М.С. Ка-

ган и др.), характеризующего «органичное соединение элементов и структур культурной реальности, основанное на принципе связи и имеющее единые первородные корни, но при этом каждое составляющее этого соединения имеет возможность дальнейшего самостоятельного существования» [1, с.7]. Реализация принципа синкретизма в полихудожественной деятельности, предполагает творческое осмысление истоков культуры, поиск новых способов опредмечивания художественных ценностей, что способствует усилению взаимовлияния между различными слоями культуры, позволяет субъектам в условиях поликультурного многообразия «выразить свое отношение к миру, оценить его с эстетической точки зрения» [5, с.10].

Несомненную значимость в конкретизации представлений о полихудожественной деятельности имеют работы в области искусствознания и психологии искусства, анализирующие фундаментальные основы художественной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.). Важнейшей характеристикой художественного сознания, отражающей ее системные свойства (целостность, синергизм, индивидуальность, взаимосвязь и взаимообусловленность различных компонентов сознания, направленность на конечную цель и др.) является синтезийность. Выполняя интегративную функцию синтезийность «способствует возникновению сложных художественных явлений, усиливающих воздействие объекта искусства на психику человека, активизирующих его когнитивные и креативные способности» [4, с. 46]. Рассмотрение синестезийности художественного сознания в качестве внутренней основы полихудожественной деятельности позволяет понимать ее как сложное, целостное, многоплановое явление, значительно расширяющее границы художественного опыта личности.

Взаимосвязь перцептивных и когнитивных психических процессов в художественном мышлении дает основание видеть в нем психологический источник творческой деятельности, направленной на создание художественного образа, ак-

туализирующего наиболее значимые мотивы и потребности субъекта. Развитие художественно-творческого мышления личности наиболее активно происходит в процессе восприятия художественной интегрированной информации, предполагающей объединение ранее разрозненных элементов и смыслов в целостную художественную систему [3]. Полимодальный характер художественного мышления предусматривает взаимодействие доминантных и субдоминантных каналов восприятия субъектов, что обеспечивает сохранение смысловой целостности художественного образа, и влияет на его художественность - степень адекватности отобранных средств отражаемому явлению и органичность творцу.

Полихудожественная деятельность, как способ развития художественного мышления, предполагает высокую степень активизации всех модальностей восприятия в процессе решения художественно-творческих задач, обеспечивает развитие полихудожественности личности, ее эмпатийных, коммуникативных, когнитивных и художественно-творческих способностей. Полагаем, что полихудожественность, отражая уровень овладения субъектом полихудожественной деятельностью на различных уровнях проявляется в способности личности к полимодальному восприятию и отражению интегрированной художественной информации, выявлению ее ритмического, ассоциативного, композиционного строя; интерпретации и самовыражению действительности средствами различных видов искусства на основе собственной концепций художественного целого._

В современных педагогических исследованиях полихудожественная деятельность рассматривается в контексте формирования творческой личности средствами искусства, изучается в связи с теоретической разработкой и практической реализацией полихудожественного подхода в образовании (Л.В. Савенкова, Б.П. Юсов и др.), с изучением специфики различных видов полихудожественной деятельности (Н.И. Бондарева, О.В. Непершина и др.). Обеспе-

чивая различные виды коммуникаций между художественным произведением и социокультурной средой, полихудожественная деятельность в педагогическом процессе создает условия для развития внутреннего мира субъекта, содействует более глубокому освоению им духовно-нравственных ценностей, способствует формированию социально активной личности, способной к созидательному преображению окружающей действительности и самой себя. Необходимым условием реализации полихудожественной деятельности в учебно-воспитательном процессе является «комплексный вариант подачи художественного материала, общение с образцами художественной культуры, имеющими высокую художественную ценность, наличие у учащихся уже сформированных элементарных исполнительских умений и навыков, характерных для каждого отдельно взятого вида художественной деятельности» [8, с. 168]. Следует отметить, что развитие полихудожественности личности, связанное с формированием качественно новых представлений о явлениях художественной культуры, происходит в педагогическом процессе через:

- освоение органического единства художественных средств и образных элементов в пространственно-временных искусствах;

- развитие синтетических видов искусства;

- использование отдельными видами искусства художественного языка, стилей, материалов других искусств, приводящих к созданию качественно новых художественных явлений.

В настоящее время в профессиональной педагогике накоплен значительный опыт изучения полихудожественной деятельности в рамках компетентност-ного подхода, который олицетворяет инновационный процесс в образовании и предполагает переход на систему компетенций в конструировании содержания образования и разработки систем контроля его качества [6]. Исследования полихудожественных аспектов профессиональной деятельности в профессиональной подготовке специалистов

го

к го

X

X

ф

ш

н ф

И о

X

0

ш

О)

к

О)

чк «

°

1 2 « й-со го

о^

ф ^

£ ™ о<о

Уэ

И

¡г 2

х

О) ^

ш го

С

го х о с ей о

X

го ш

о. СО

И I1

Ою

33

позволяют сделать вывод: цель полихудожественного образования в высшей школе - формирование гуманитарного диапазона знаний, нового интегрированного полихудожественного мышления, не замкнутого в узкой специализации, развитие эмоционально-чувственной сферы, культуры восприятия, воображения, исследовательских и творческих способностей (Г.Ю. Ермоленко, Л.Р. Золотарева, И.А. Синкевич и др.). Полихудожественная компетентность студента (Ю.В. Величко, Э.Г. Отяков-ская и др.) заключается в способности и готовности применить в своей профессиональной деятельности специальные художественные знания и умения в едином комплексе с духовно-нравственным потенциалом личности и сформированными представлениями о закономерностях и специфике различных областей искусства и культуры. Анализ исследований, посвященных профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Народная художественная культура» (В.И. Брыкин, М.В. Брыкина, В.О. Власов), позволили определить полихудожественную деятельность бакалавров как способ организации художественной деятельности, обеспечивающий эффективное управление процессами сохранения, трансляции и совершенствования ценностей народной художественной культуры в процессе профессиональной деятельности.

Полихудожественная деятельность предъявляет к ее осуществлению особые требования, отраженные в поня-

тии «профессиональная готовность», которое рассматривается в научной литературе как «результат накопления качественных личностных изменений и обретения профессиональной компетентности»^, с. 111]. На основе анализа определений «профессиональная готовность» с позиции компетентност-ного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.) и изучения профессиональных функций, была выявлена сущность и разработана структура готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению «Народная художественная культура». Готовность к полихудожественной деятельности бакалавров - интегративное качество личности, направленное на художественное восприятие, отражение, познание, выражение художественного образа как носителя интегрированной, ценностно-смысловой информации, реализуемое на основе освоения субъектом комплекса средств художественной выразительности, и системообразующее личностный, аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий компоненты. Показатели компонентов готовности (Табл. 1) к полихудожественной деятельности были определены на основе анализа государственного образовательного стандарта по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» [2] и раскрыты через содержание соответствующих художественно-творческих компетенций, разрабатываемых в пределах вузовского компонента.

Табл. 1. Структура готовности к полихудожественной деятельности бакалавров

го са о

S X О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ъи

d о

Компоненты готовности Критерии готовности Показатели готовности

1 2 3

Личностный (профессионально значимые свойства и качества: эмпатийность, патриотизм, гражданственность, креативность, коммуникабельность, критичность, мобильность, навыки самоорганизации) Рефлексивный Готовность к саморазвитию и повышению мастерства средствами полихудожественной деятельности в коллективе народного художественного творчества

Продолжение табл. 1

1 2 3

Аксиологический (система ценностей народной художественной культуры как смысловая основа полихудожественной коммуникаций) Информационно-коммуникативный Готовность к полимодальному восприятию и художественному образу как носителю интегрированной ценностно-смысловой информации и этнокультурной традиции

Когнитивный (система знаний о полихудожественной деятельности, о способах ее осуществления) Интеллектуальный Готовность к интерпретации произведений народного художественного творчества на основе освоения комплекса средств художественной выразительности в процессе репетиционной, концертно-постановочной работы

Деятельностно-творческий (творческая самореализация в полихудожественной деятельности) Художественно-творческий Готовность к анализу и оценке качества художественно исполнительской и полихудожественной проектной деятельности участников коллектива народного художественного творчества

Формирование профессиональной готовности к полихудожественной деятельности является сложным, многоступенчатым процессом, который предполагает поступательное движение от имеющегося уровня готовности к потенциально возможному. В ходе исследования были выделены три уровня готовности к полихудожественной деятельности бакалавров: пороговый (теоретический), продвинутый (практический), высокий (профессиональный) и соответствующие им знания, умения, владения, необходимые для реализации профессиональных функций. Для определения уровня сформированности показателей в структуре готовности были использованы: методика Л.Н. Бережно-ва «Диагностика уровня саморазвития»; методика Т.Н. Бандурки «Опросник на изучение семи модальностей восприятия»; проективная методика иллюстрирования поэтического текста Е.С. Ермаковой, опросники: «Готовность к полихудожественной деятельности», «Экспертная оценка уровня сформированно-сти готовности к полихудожественной деятельности».

Разработка системы формирования готовности к полихудожественной деятельности осуществлялась на основе принципов интеграции, субъектности, диалогичности, продуктивности, сотворчества и включала в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Теоретической базой формирования готовности бакалавров к полихудожественной деятельности может стать спецкурс «Основы полихудожественной деятельности», выступающий в качестве базового содержания подготовки в ее соотнесении с внутренней логикой образовательного процесса. Логика формирования готовности предполагает последовательное освоение полихудожественной деятельности на ориента-ционном, адаптивном, обогащающем и интегративном этапах, обеспечивающих постижение общих закономерностей интеграции в художественном творчестве, позволяющих субъектам культуры на основе самоидентификации с базовыми элементами народной традиции целостно осмыслять истоки современных художественных явлений. Средства формирования готовности бакалавров

ш

о ^

ей

го ^

го

го .

Ю

направлены на накопление практического опыта реализации полихудожественной деятельности в коллективе народного художественного творчества (тренинг личностно-творческого развития, смыс-лопоисковый диалог, учебная дискуссия, упражнения, метод художественного проекта, игровые технологии и др.).

Реализация системы формирования готовности к полихудожественной

деятельности бакалавров 071500.62 «Народная художественная культура» в образовательном процессе является необходимым условием успешного выполнения ими функций профессиональной деятельности, пониманию специфики сохранения культурного наследия и овладению инновационными способами обеспечения доступа к культурным ценностям.

Библиографический список

1. Архипова Ю.В. Синкретизм в структуре культуры [Текст] / Ю.В. Архипова: дис. ... канд. фи-лос. наук. - Саратов, 2005.

2. Государственный стандарт по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09/prm791-1.pdf. [дата обращения 20.05.2015].

3. Ермакова, Е.С. Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления [Текст] / Е.С. Ермакова: дис. ... канд. псих. наук. - Хабаровск, 2009.

4. Зайцева, М.Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания [Текст]: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / М.Л. Зайцева: - Саратов, 2014.

5. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание [Текст] / М.С. Каган // Избр. статьи. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 384 с.

6. Каменская, Е.В. Компетентностнй подход в подготовке современных специалистов [Электронный ресурс] / Е.В. Каменская // Профессиональная инициатива: электронный журнал. - Режим доступа: URL: http://profesiniciative.ru/index.php/onv1/101-kamenskaya1. [дата обращения 25.05.2015].

7. Моцарь, Л.С. О готовности студента вуза к профессиональной деятельности / Л.С. Моцарь, С.Д. Некрасов // Человек. Сообщество. Управление . - 2011. - № 1. - С. 110-118.

8. Непершина, О.В. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности [Текст] / О.В. Непершина: дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2000.

9. Kress, G. Multimodal Discourse: the modes and media of contemporary communication [Text] / G. Kress, T. Lceuwen. - London; New York: Arnold, 2001. - 142 p.

References

1. Arkhipova Yu.V. Syncretism in culture structure. Diss. ... cand. of sciences (Pedagogy). 09.00.13. Saratov, 2005. [in Russian].

2. The State Standard for the specialty 071500.62 "Folk arts and culture" Available at. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm791-1.pdf. (20.05.2015) .[in Russian].

3. Ermakova E.S. Perception of artistically integrated information as a psychological mechanism of literary creative thinking development. Diss. ... cand. of sciences (Psychology). Khabarovsk, 2009. [in Russian].

4. Zaytseva M.L. Synesthesia as a systematic characteristic of artistic mind: Author's transcript. Diss....doct. of sciences. Saratov, 2014. [in Russian].

5. Kagan M.S. Systematic approach and humanitarian knowledge Izbr. stat'i. - Leningrad: Izd-vo Leningrad-skogo un-ta, 1991. 384 p. [in Russian].

6. Kamenskaya E.V. Competence approach in the preparation of modern, specialists. Professional'naja iniciativa: ehlektronnyjj zhurnal // Available at: http://www.profesiniciative.ru/index.php/onv1/101-kamenska-ya1 (25.05.2015). [in Russian].

7. Mocar' L.S. Nekrasov S.D. Readiness of a student of a university for professional activity. Chelovek Soobshchestvo Upravlenie 2011. Issue 1. P. 110-118. [in Russian].

8. Nepershina O.V. Development of moral esthetic culture of junior school children in poliartistic activity. Diss. ... cand. of sciences (Pedagogy). Saratov, 2000. [in Russian]

9. Kress G., Leeuwen T. van. Multimodal Discourse: the modes and media of contemporary communication. London, New York: Arnold, 2001. - 142 p.

Сведения об авторе: Карникова Ольга Павловна,

кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и психологии, Самарский государственный институт культуры, г. Самара. &mail^: karnikova.olga@yandex.ru

Information about the author: Karnikova Ol'ga Pavlovna,

Candidate of Sciences (Pedagogy),

The Department of Pedagogy and Psychology,

Samara State Institute of Culture,

Samara.

E-mail: karnikova.olga@yandex.ru

УДК 373+371.015 ББК 74.214+88.840

Е.В. Козлова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ СОЦИАльнОГО ПРОЕКТИРОВАнИЯ

В статье обсуждается вопрос о необходимости применения в процессе подготовки к итоговой аттестации школьников инструмента time-менеджмента для грамотного планирования времени. Так же автор делает акцент на значимости психолого-педагогической поддержки учащихся как составляющей успешного прохождения итоговой аттестации за курс основной школы.

Ключевые слова: итоговая аттестация, time-менеджмент, психологическая поддержка, психологический климат.

E.V. Kozlova

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO PREPARE SCHOOL

CHILDREN FOR FINAL CERTIFICATION WITH THE HELP OF SOME TECHNIQUES OF SOCIAL ENGINEERING

The paper discusses the need to use time-management for competent time planning of school children during preparation for the final certification. The author emphasizes the importance of psychological-pedagogic support of school children as a component of successful passing of the final certification graduating from school.

Key words: final examination, time-management, psychological support, psychological climate.

Любой экзамен - очень серьезное испытание не только для школьников, но и для учителей, родителей, администрации образовательного учреждения. От того, насколько согласованно будут действовать все эти субъекты на этапе подготовки к экзамену, зависит успеш-

ность прохождения итоговой аттестации.

В готовности учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации (ГИА) можно выделить следующие составляющие: а) информационная готовность (информированность о пра-

га

Ь ф

о

о о

H

Ä к к s

О I

X го s m

го

S Ф

s °

со ^

2 2 чо о I с -Û с; го

ф

Э- ° ° g

m g о S а<в с s О О. О с Ф X О 5 * I

к

Е|

2£ го 5

5® ■Fi

р Ф

ц

х S s а. о с С о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.