Научная статья на тему 'О формировании гражданской идентичности студенческой молодежи (на примере республики Калмыкия)'

О формировании гражданской идентичности студенческой молодежи (на примере республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ / CIVIC IDENTITY / CIVICISM / CIVIC VALUES / STUDENTSHIP / KALMYK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марзаева М.Б.

В статье анализируются процессы социализации и формирования гражданской идентичности студенческой молодежи на примере обучающихся в Калмыцком государственном университете. Рассмотрев основные направления общественной деятельности вуза, автор приходит к выводу, что соответствующие программы направлены на формирование гражданских ценностей и развитие активной гражданской позиции в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Formation of Youth Civic Identity of Students (the Case Study of the Republic of Kalmykia)

In terms of sociocultural modernization of Russian society, close attention is being paid to the issue of forming civic identity in young people. In this regard, students' civic consciousness is central to the mission of Russian higher education institutions, especially, within their concepts of sustainable development. So, the research seeks to examine the formation of civic identity among students of Kalmyk State University which created favorable conditions for modeling and designing students' civic engagement activities. A major rationale for inspiring civic virtue in young people is their involvement in student activities at the university such as the Council of Student Associations of the university, Starostat (the committee, consisting of monitors of all the study groups of the Faculty), primary student trade union organization and the headquarters of student brigades “Dzhangar”. The analysis of forming civic identity of Kalmyk State University students includes different developmental levels. The first is the information level, which covers, primarily, freshmen, dealing with a variety of outreach activities (meetings with veterans, thematic curatorial hours, etc.). The nature of the civic identity formation, at this level, is mainly focused on students' involvement and their acquiring civic values, as they are still the object of educational influence. The second level is considered to be more productive, as it involves students' participation in civic engagement activities. Thus, students are becoming strongly dependent on educational process, which aims to develop a certain number of their behavioral strategies to help them become socially committed members of society who would willingly participate in socially important matters. At the third level, students are supposed to have already developed their civic identity, as they start demonstrating leadership qualities and take the initiative in organizing different types of events, as well.

Текст научной работы на тему «О формировании гражданской идентичности студенческой молодежи (на примере республики Калмыкия)»

СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY

УДК 378.09 ББК 74.6

О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

On the Formation of Youth Civic Identity of Students (the Case Study of the Republic of Kalmykia)

М. Б. Марзаева (M. Marzaeva) 1

'младший научный сотрудник отдела этнологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Researcher of the Ethnology Department at the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS). E-mail: mbm.08@ yandex.ru.

В статье анализируются процессы социализации и формирования гражданской идентичности студенческой молодежи на примере обучающихся в Калмыцком государственном университете. Рассмотрев основные направления общественной деятельности вуза, автор приходит к выводу, что соответствующие программы направлены на формирование гражданских ценностей и развитие активной гражданской позиции в молодежной среде.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданственность, гражданские ценности, студенчество, Калмыцкий государственный университет.

In terms of sociocultural modernization of Russian society, close attention is being paid to the issue of forming civic identity in young people. In this regard, students' civic consciousness is central to the mission of Russian higher education institutions, especially, within their concepts of sustainable development.

So, the research seeks to examine the formation of civic identity among students of Kalmyk State University which created favorable conditions for modeling and designing students' civic engagement activities. A major rationale for inspiring civic virtue in young people is their involvement in student activities at the university such as the Council of Student Associations of the university, Starostat (the committee, consisting of monitors of all the study groups of the Faculty), primary student trade union organization and the headquarters of student brigades "Dzhangar".

The analysis of forming civic identity of Kalmyk State University students includes different developmental levels. The first is the information level, which covers, primarily, freshmen, dealing with a variety of outreach activities (meetings with veterans, thematic curatorial hours, etc.). The nature of the civic identity formation, at this level, is mainly focused on students' involvement and their acquiring civic values, as they are still the object of educational influence. The second level is considered to be more productive, as it involves students' participation in civic engagement activities. Thus, students are becoming strongly dependent on educational process, which aims to develop a certain number of their behavioral strategies to help them become socially committed members of society who would willingly participate in socially important matters. At the third level, students are supposed to have already developed their civic identity, as they start demonstrating leadership qualities and take the initiative in organizing different types of events, as well.

Keywords: civic identity, civicism, civic values, studentship, Kalmyk State University.

В условиях социокультурной модернизации российского общества проблема всестороннего научного анализа и исследования структурных компонентов идентичности стала одной из основных в отечественной гуманитарной науке. Изучением данной проблемы занимаются педагоги, этнологи, социологи, культурологи, психо-

логи, философы и специалисты в других областях гуманитарного знания [Дробижева 2006; Гриценко 2006; Гуревич 2010; Заково-ротная 1999; Русанова 2007; Тишков 1997]. Проблемы идентичности, ее региональной специфики отражены и в работах исследователей Калмыкии [Бадмаев 2013; Имкено-ва 1999; Намруева 2008; Сенглеева 2005].

Многие социологи отмечают проявления «кризиса идентичности» в российском обществе. В связи с этим представляется актуальным изучение проблемы формирования идентичности молодежи. Различные аспекты идентичности молодежи Калмыкии исследованы в статьях некоторых авторов [Намруева 2012; Кальдинова, Нуксуно-ва 2012].

В настоящее время особое внимание государства уделяется проблеме формирования гражданской идентичности молодых людей, являющейся одной из важнейших задач в молодежной политике России. В рамках данной работы будет рассмотрен процесс формирования гражданской идентичности студентов Республики Калмыкия.

Студенчество — самая перспективная часть молодежи, в личностном развитии которой самоопределение играет значимую роль. Изучение формирования идентичности студенческой молодежи становится особенно актуальным в условиях интенсивных процессов глобальной интеграции.

Система высшего образования на территории Республики Калмыкия представлена Калмыцким государственным университетом (КалмГУ) и структурными подразделениями Московской академии экономики и права, Российского государственного гуманитарного университета, Южного федерального университета, Московского финансово-промышленного университета «Синергия». В связи с тем, что численность студентов очной формы обучения в калмыцких филиалах РГГУ, МАЭП, ЮФУ, «Синергия» в последние годы значительно сократилась, в данной работе в качестве примера будет рассматриваться студенчество Калмыцкого государственного университета.

Калмыцкий государственный университет, основанный в 1970 г., является основным учреждением высшего образования республики, в котором обучается около 8000 человек по 24 специальностям, 35 направлениям бакалавриата, 13 направлениям магистратуры [Калмыцкий государственный университет 2014]. В настоящее время в КалмГУ насчитывается около 4000 студентов очной формы обучения. В Калмыцком университете как одном из институтов социализации молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса реализуется немало проектов, направленных на развитие гражданских качеств, способствующих форми-

рованию позитивной гражданской идентичности студентов, структурными компонентами которой являются когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный (коннотативный), ценностно-ориентировочный (аксиологический), деятельност-ный (поведенческий) аспекты. Важными показателями гражданственности считаются в первую очередь патриотизм, активная гражданская позиция, правовая компетентность. Фактором, способствующим развитию таких личностных качеств, является активное участие молодых людей в общественной деятельности вуза через вовлечение их в работу студенческих организаций. Одной из форм социализации является участие студентов в таких традиционных мероприятиях университета, как «Красная Звезда», «Виват», Вахта памяти, «Георгиевская лента», «Зарница», День России, «В семье единой» и многие другие. Так, например, ежегодно в преддверии Дня защитника Отечества студенческие команды участвуют в военно-патриотическом конкурсе «Красная Звезда», в котором необходимо продемонстрировать не только знание военной истории страны, но и умение разборки и сборки стрелкового оружия. Для реализации программы патриотического воспитания студентов университет тесно сотрудничает с представителями регионального отделения Союза десантников.

Общевузовским проектом стал и конкурс «Виват», состоящий из двух этапов, в которых команды факультетов соревнуются в исполнении солдатских песен и в конкурсе плакатов, посвященных Дню Победы. В 2014 г. студенты КалмГу приняли участие в международной акции «15 дней до Великой Победы», организовав Вахту памяти у памятников и мемориалов. В студенческих группах регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн. В мае 2014 г. в память о защитниках Отечества студенты заложили Аллею Победы в студенческом городке [Халгинова 2014]. Ежегодным мероприятием также является военно-патриотическая игра «Зарница», в которой команды университета соревнуются в преодолении полосы препятствий, в навыках использования туристического снаряжения, в стрельбе из оружия, в умении оказывать первую медицинскую помощь [Нарин-Ша-ринов 2014]. Участие студенческой молодежи в подобных мероприятиях имеет важное

значение для становления личности молодых людей, которые, участвуя в общественно-значимых акциях, соприкасаются с историей и традициями боевой славы нашей страны. Данные мероприятия способствуют формированию уважительного отношения к отечественной истории, чувства патриотической гордости. На протяжении многих лет представители университета участвуют в работе Всероссийского молодежного форума «Селигер», который, по мнению его участников, становится важным событием в студенческой жизни. Так, одна из участниц «Гражданского форума» 2013 г., Иляна Юсурова определила свое участие в работе форума словами: «Это незабываемо, когда ты стоишь в пятитысячной толпе, поющей гимн! Ты чувствуешь, что в этот момент, независимо от веры, национальности, все мы, все 5000 человек — одно единое целое! Являясь частицей этого целого, чувствуешь, что такой огромной силе подвластно изменить многое. В такой момент действительно отчетливо понимаешь, что мы — это будущее и сила России! Я уверена, в нашем мире, в котором люди думают в основном о своих потребностях, такие форумы способствуют воспитанию патриотизма и единства у молодого человека» [Студенты КалмГУ... 2014].

В предверии значимых для истории Отечества календарных дат студенты КалмГУ проводят информационно-разъяснительные акции, распространяют буклеты, посвященные истории и традициям праздника. Необходимо отметить, что, помимо участия в общероссийских проектах, калмыцкие студенты успешно создают и реализуют собственные — в рамках самостоятельных направлений.

Деятельность Штаба студенческих отрядов КалмГУ «Джангар» известна далеко за пределами республики. Педагогические, строительные, сервисные отряды университета признаны одними из лучших в российском студенческом движении. Одной из основных задач Штаба является развитие высокого патриотического сознания молодежи. Этой цели посвящен проект «Мы -патриоты», ориентированный на работу с подростками. В рамках данной программы созданы гражданско-патриотические отряды в школах г. Элисты. [Нарин-Шаринов 2014а]. В 2014 г. студентами была проведена акция «Благодарность земляков». Студенты-участники направили около трех

тысяч поздравлений ветеранам [Благодарность земляков 2014].

4 ноября в День народного единства отряд «Старт» и студенческий педагогический отряд «Джангар» при участии университетской вокальной студии «Анданте», народного ансамбля песни и танца КалмГУ «Бумбин орн» провели акцию «В семье единой», участником которой может стать каждый желающий написать свои пожелания и поздравления. Такие мероприятия имеют большое значение для развития лучших качеств молодых людей — патриотизма и гражданственности. В подтверждение можно привести слова командира студенческого гражданско-патриотического волонтерского отряда «Старт», Айланы Мануновой: «Благодаря подобным мероприятиям мы все осознаем, что живем в интернациональной республике, а наши добрые поступки еще раз доказывают, что все мы являемся одной семьей» [В семье единой 2014].

Педагогический отряд «Джангар» уже на протяжении многих лет курирует Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, проводит для своих подопечных утренники, организует праздники [Активисты отряда КалмГУ. 2014]. Инициативная деятельность, практическое участие в социально значимых делах содействуют развитию активной жизненной позиции студента, способствуют развитию ответственности у молодого человека.

Одним из факторов гражданского становления молодого человека является развитие правовых знаний и правовой компетенции, ставшее одним из направлений деятельности в Калмыцком государственном университете. В числе успешно осуществленных проектов можно назвать участие в 2014 г. делегации КалмГУ в общественных обсуждениях проекта «Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г.» [Делегация Калм ГУ. 2014].

За активное участие в обсуждении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» четыре активиста студенческой профсоюзной организации вуза вошли в десятку лучших экспертов указанного проекта федерального закона. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне правовых знаний студентов КалмГУ. Следует отметить, что добросовестная работа профсоюзного коллектива отмечена на федеральном уровне: организация стала победителем всерос-

сийского Интернет-конкурса «Рго£ком» [Халгинова 2014]. Участие студенческой молодежи в профсоюзной деятельности, безусловно, способствует формированию активной гражданской позиции.

Выборность и отчетность руководящих органов всех студенческих организаций КалмГУ способствует развитию у студенческой молодежи ответственности. Участие в выборах лидеров в руководство Совета студенческих объединений университета, Старостат, первичной профсоюзной студенческой организации, Штаба студенческих отрядов «Джангар» формирует и закрепляет в сознании молодых людей усвоение ими социальной роли избирателя. Участвуя в общественной деятельности в группе сверстников, студенты приобретают необходимые навыки социального взаимодействия. Таким образом, в Калмыцком государственном университете создана эффективная система по проектированию и моделированию позитивной гражданской деятельности студенческой молодежи.

Анализируя процесс формирования гражданской идентичности студентов на примере Калмыцкого университета, можно отметить несколько уровней механизма его развития. Информационный уровень охватывает в первую очередь первокурсников, для которых проводятся различные информационно-разъяснительные мероприятия (встречи с ветеранами, тематические кураторские часы и т. д.). В этот период характер формирования гражданской идентичности ориентирован на приобщение, усвоение гражданских ценностей студентами, поскольку студенчество все еще является объектом воспитательного воздействия. Второй уровень, когда студенты участвуют в общественных мероприятиях, становясь непосредственными субъектами воспитательного процесса, более продуктивен. Характер воздействия имеет целью формирование поведенческой стратегии студентов и становление общественно активной личности, способной принимать осознанное участие в общественно-значимых делах. Третий уровень предполагает уже сформированность гражданской идентичности, когда студенты проявляют лидерские качества и становятся инициаторами проведения тех или иных мероприятий.

Таким образом, вся разносторонняя общественная деятельность в вузе способ-

ствует развитию интереса студентов к общественно-значимым делам, гражданскому самосознанию и личностному становлению. Характер направленности мероприятий университета оказывает позитивное влияние на процесс формирования устойчивой гражданской идентичности студенческой молодежи.

Литература

Активисты отряда КалмГУ «Джангар» — детям [Электронный ресурс] // URL: http:// www.kalmsu.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=1606:-qq-&catid=1: news&Itemid=333 (дата обращения: 19.10.2014).

Бадмаев В. Н. Транскультурация и культурная идентичность калмыцкого этноса // Россия — Монголия: культурная самобытность монголоязычных народов. Элиста: НПП «Джангар»», 2013. С. 25-38. Благодарность земляков [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalmsu.ru/ index.php?option=com_content&view = article&id=3 154:2014-05-12-05-27-14&catid=1:news&Itemid=333 (дата обращения: 20.10.2014). В семье единой [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalmsu. ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=2551:q-q&catid=1: news&Itemid=333 (дата обращения: 19.10.2014).

Гриценко В. В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация // Известия Саратовского государственного университета. 2006. Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 'А. с. 62-70. Гуревич П. С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 63-87. Делегация КалмГУ приняла участие в общественных обсуждениях проекта [Электронный ресурс] // URL: «Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 г.» http://www.kalmsu.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=3351:-l-2025-r&catid=1: news&Itemid=333 (дата обращения: 19.10.2014). Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. С. 10-29. Заковоротная М. И. Идентичность человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Сев.-Кавказ. науч. центра высш. шк., 1999. 200 с.

Имкенова А. Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 1999. 90 с.

Калмыцкий государственный университет [Электронный ресурс] // URL: http://www. kalmsu.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=21&Itemid=179 (дата обращения: 19.10.2014).

Кальдинова Г. П., Нуксунова А. М. Этнокультурная идентичность студенческой молодежи Калмыкии // Мониторинг общественного мнения 6 (122) ноябрь-декабрь. С. 23-27. [Электронный ресурс] // URL: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/112/ Monitoring_20 12_1 12_04_G.P._ Kaldinova_A.M._Nuksunova.pdf. (дата обращения: 10.09.2014).

Намруева Л. В. Характеристика типов этнической идентичности (на примере калмыков) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 3. С. 61-65.

Намруева Л. В. Молодежь Калмыкии: выбор идентичности (по итогам опросов) // Материалы IV Всерос. социологического конгресса «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. С. 2498-2502.

Нарин-Шаринов Р. Игра «Зарница»: команда будущих аграриев — на первом месте [Электронный ресурс] // URL: http://

www.kalmsu.ru/index.php?option=com_

content&view= article&id=3201:qq-------

&catid=1:news&Itemid=333 (дата обращения: 20.10.2014).

Нарин-Шаринов Р. К юбилею великой победы. Мы - патриоты [ Электронный ресурс] // URL: http://www.kalmsu.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=3512:2014-11-24-07-39-08&catid= 1 :news&Itemid=3 3 3 (дата обращения: 24.11.2014а).

Русанова А. Г. Культурная идентификация студентов: проблема нормы // Вопросы культурологии. 2007. № 6. С. 36-38.

Сенглеева С. З. К проблеме культурной идентичности калмыков // Народы Калмыкии: проблемы национальной идентичности и менталитета. Элиста: КалмГУ, 2005. С. 155-163.

Студенты КалмГу приняли участие в форуме « Се-лигер-2013» [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalmsu.ru/index.php?option=com_ content&view = article&id=23 08:-q-2013q&catid=1:news&Itemid=333 (дата обращения: 20.10.2014).

Тишков В. А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Моск. центр Карне-ги, 1997. С. 15-43.

Халгинова Н. Аллея Победы как память о героях [Электронный ресурс] // URL: http:// www.kalmsu.ru/index.php?option=com_conte nt&view=article&id=3159:2014-05-12-13-55-19&catid=1:news&Itemid=333 (дата обращения: 20.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.