Научная статья на тему 'Педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие в информальном образовании детского оздоровительного лагеря'

Педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие в информальном образовании детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / VALUES / PEDAGOGICAL INTERACTION / CIVIL IDENTITY / INFORMAL EDUCATION / HEALTH IMPROVEMENT CAMPS FOR CHILDREN / CAMPS FOR CHILDREN / SUMMER HOLIDAYS / ORGANIZATION OF REST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Никита Валерьевич

В статье рассматривается педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие как система связей непосредственного взаимодействия и взаимопроникновения, которое реализуется в процессе формирования гражданской идентичности подростка в условиях информального образования в детском оздоровительном лагере, обеспечивающая насыщение личностными смыслами содержательной и событийной жизнедеятельности подростка и его субъектную позицию в социальных практиках. Представлено педагогическое взаимодействие как систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагогов с целью вызвать соответствующие реакции со стороны подростков воспитанников детского оздоровительного лагеря, выступающее как инструмент или средство образования и как компонент содержания педагогической деятельности. В статье представлена модель педагогического взаимодействия. Внутреннее содержание модели носит педагогический характер, поскольку раскрывает практику педагогической деятельности по достижению ведущей цели: сформировать гражданскую идентичность подростка в информальном образовании в детском оздоровительном лагере, что позволяет раскрыть возможности информального образования и особенности формирования гражданской идентичности подростка в нем. Информальное образование рассматривается как самостоятельная индивидуальная познавательная деятельность подростка, сопровождающая его жизнедеятельность посредством целеустремленности, личностной активности в информальной образовательной среде детского оздоровительного лагеря, предполагающая поиск им самоидентичности и самоопределения. Предполагается, что именно реализация информального образования в детском оздоровительном лагере и представляет подростку особую возможность для активизации гражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL INTERACTION IN INFORMAL INTERACTION OF SUMMER CAMP

The article examines the pedagogical interaction as a system of direct interaction and interpenetration, which is realized in the process of civil identity formation of a teenager in informal education in summer camps. This system adds personal meaningful content, makes teenager’s life more interesting and forms his subjective position in social practices. Pedagogical interaction is a systematic, constant exercise of communicative actions of teachers having to cause the appropriate response on the part of teenagers children in summer camp, acting as a tool or a means of education and as a component of the content of educational activities. The article describes the model of pedagogical interaction. The inner content of the model is of pedagogical nature as it discloses pedagogical activities to achieve the leading goal: to form civil identity of a teenager in informal education in summer camp, which allows, first, to open informal education opportunities and features of formation of civil identity of a teenager in it. Informal education is an independent individual cognitive activity of adolescents accompanying him in his life through dedication, personal activity in the informal educational environment of the camp, self-identity and self-determination. It is assumed that informal education in summer camp helps to form teenager’s civil identity.

Текст научной работы на тему «Педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие в информальном образовании детского оздоровительного лагеря»

УДК 379.835 ББК Ч420.058.582

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.01

Сафин Никита Валерьевич,

старший преподаватель кафедры менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин, Оренбургский

государственный педагогический университет; 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19; e-mail: nikita.safin@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные ориентации; педагогическое взаимодействие; гражданская идентичность; информальное образование; детские оздоровительные лагеря; детские лагеря; детский отдых; организация досуга.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие как система связей непосредственного взаимодействия и взаимопроникновения, которое реализуется в процессе формирования гражданской идентичности подростка в условиях информального образования в детском оздоровительном лагере, обеспечивающая насыщение личностными смыслами содержательной и событийной жизнедеятельности подростка и его субъектную позицию в социальных практиках. Представлено педагогическое взаимодействие как систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагогов с целью вызвать соответствующие реакции со стороны подростков -воспитанников детского оздоровительного лагеря, выступающее как инструмент или средство образования и как компонент содержания педагогической деятельности. В статье представлена модель педагогического взаимодействия. Внутреннее содержание модели носит педагогический характер, поскольку раскрывает практику педагогической деятельности по достижению ведущей цели: сформировать гражданскую идентичность подростка в информальном образовании в детском оздоровительном лагере, что позволяет раскрыть возможности информального образования и особенности формирования гражданской идентичности подростка в нем. Информальное образование рассматривается как самостоятельная индивидуальная познавательная деятельность подростка, сопровождающая его жизнедеятельность посредством целеустремленности, личностной активности в информальной образовательной среде детского оздоровительного лагеря, предполагающая поиск им самоидентичности и самоопределения. Предполагается, что именно реализация информального образования в детском оздоровительном лагере и представляет подростку особую возможность для активизации гражданской идентичности.

Safin Nikita Valerievich,

Senior Lecturer, Department of Management and Methods of Teaching Economics, Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

PEDAGOGICAL INTERACTION IN INFORMAL INTERACTION OF SUMMER CAMP

KEYWORDS: values; pedagogical interaction; civil identity; informal education; health improvement camps for children; camps for children; summer holidays; organization of rest.

ABSTRACT. The article examines the pedagogical interaction as a system of direct interaction and interpenetration, which is realized in the process of civil identity formation of a teenager in informal education in summer camps. This system adds personal meaningful content, makes teenager's life more interesting and forms his subjective position in social practices. Pedagogical interaction is a systematic, constant exercise of communicative actions of teachers having to cause the appropriate response on the part of teenagers - children in summer camp, acting as a tool or a means of education and as a component of the content of educational activities. The article describes the model of pedagogical interaction. The inner content of the model is of pedagogical nature as it discloses pedagogical activities to achieve the leading goal: to form civil identity of a teenager in informal education in summer camp, which allows, first, to open informal education opportunities and features of formation of civil identity of a teenager in it. Informal education is an independent individual cognitive activity of adolescents accompanying him in his life through dedication, personal activity in the informal educational environment of the camp, self-identity and self-determination. It is assumed that informal education in summer camp helps to form teenager's civil identity.

Be

»формировании гражданской идентичности подростка ценности играют ключевую роль, поскольку именно они обеспечивают процессы идентификации и гражданского самоопределения личности. Необходимость понимания субъектами воспитательного процесса того, что мир ценностей объективен, являясь социокультурной реальностью, обусловила рассмотрение информальной образовательной среды детского оздоровительного лагеря

(далее - ДОЛ) с позиций аксиологии, ценностных ориентаций.

Ценностно ориентированная направленность деятельности детского оздоровительного лагеря базируется на гуманистической парадигме, основанной на приоритетах высших ценностей, на признании человека «мерой всех вещей». Общечеловеческие ценности лежат в основе содержания деятельности детского оздоровительного лагеря и имеют личностные проявления -

© Сафин Н. В., 2017

ценностные ориентации - установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения. Педагогический смысл термина «ориентация» включает, согласно А. В. Ки-рьяковой, два аспекта, означающих процесс и результат образования [7, с. 15]. Ориентация как результат характеризуется владением определенным знанием, а приобретенный подростком уровень знания - это своеобразный фундамент для дальнейшего его развития. Данный уровень сопровождается эмоциональным состоянием уверенности в правильности принятого решения, совершенного поступка [7, с. 15].

Ценностный аспект формирования гражданской идентичности подростков в информальном образовании в детском оздоровительном лагере может быть представлен следующим образом:

- как зависимость освоения ценностей от осознания подростками их сущности в процессе деятельности в течение лагерной смены;

- как степень освоения ценностей, проявляющаяся на уровне мотивов гражданского поведения подростков и на уровне социально значимой деятельности;

- как ценностное отношение подростка к познавательной и социально-практической деятельности в условиях инфор-мального образования в ДОЛ.

Информальная образовательная среда лагеря, построенная на основе педагогического взаимодействия, учит подростка умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, различать качественную, ценностную его неоднородность, делать нравственный выбор, а степень развития у подростка такого умения оказывает влияние на уровень сформированности аксиологического компонента гражданской идентичности [11, с. 204].

Исследуя специфику и возможности информального образования в детском оздоровительном лагере, в процессе моделирования мы пришли к выводу, что управляемым информальное образование ДОЛ становилось при обеспечении субъект-субъектных связей педагогического взаимодействия и личностно ориентированного образования подростка.

Принцип межсубъектного ценностно-смыслового взаимодействия актуален в условиях информального образования в ДОЛ: формирование гражданской идентичности подростка обеспечивает ценностно-смысловое педагогическое взаимодействие, которое рассматривается в педагогических исследованиях как такое взаимодействие педагога, подростка и явления идеального или материального мира, в котором через диалогическое установление смыслов

создаются условия для приятия данного явления в качестве ценности [14]. Психологическим основанием построения ценностно-смыслового взаимодействия является категория ценностных ориентаций, сформиро-ванность которых является главным признаком совершившегося присвоения ценности [14, с. 16].

Рассматривая ценностно-смысловое педагогическое взаимодействие в информаль-ном образовании в детском оздоровительном лагере как систему, кратко охарактеризуем его структуру. В теории организации выделяют различные связи в структуре как внутренней организации системы [15]. Прежде всего это системообразующие связи, формирующие согласованное единство элементов в рамках целостной системы, разрыв которых нарушит ее целостность и равновесность. К таким связям в нашей модели мы относим прямые связи между целью, методологическими подходами, принципами, компонентами информальной образовательной среды, содержанием деятельности, обеспечивающей формирование гражданской идентичности подростка, педагогическими приемами, педагогическими условиями, критериями и уровневыми показателями сформированности гражданской идентичности подростка и результатом.

По содержанию и функциональному назначению выделяют связи непосредственного взаимодействия, которые обеспечивают формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов, связи отношений со-подчиненности, определяющие иерархическую зависимость и связи соотношения, устанавливающие пропорциональность структуры системы [15, с. 138].

Для установления педагогического взаимодействия актуальны прежде всего системообразующие связи и связи непосредственного взаимодействия, поскольку взаимодействие «есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные» [15, с. 307]. Во взаимодействии субъектов выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность, которые определяют и формы взаимодействия - сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве) и общение. Обе эти формы взаимодействия связаны между собой и проявляются в информальной образовательной среде детского оздоровительного лагеря [5].

Взаимодействие участников в инфор-мальном образовании в ДОЛ происходит на разных уровнях. На горизонтальных уровнях осуществляется взаимодействие между самими подростками, а также между педа-

гогами и вожатыми, которые организуют и контролируют процесс отдыха и образования. На вертикальных уровнях представлено взаимодействие между педагогами и подростками ДОЛ, между педагогами и администрацией, между педагогами и родителями, законными представителями подростков, отдыхающих в ДОЛ. Все уровни и виды образовательного взаимодействия в детском оздоровительном лагере связаны между собой, влияют друг на друга, обладают некоторыми общими чертами. К ним относят направленность на достижение общих целей воспитания, регламентированность, зависимость или подчиненность общим нормам и правилам начиная с морально-этических и заканчивая уставными, действующими в конкретном лагере. Ведущую роль среди всех видов образовательного взаимодействия играет взаимодействие педагогов, вожатых и подростков, в конечном итоге от него зависит эффективность процесса формирования гражданской идентичности.

Педагогическое взаимодействие как систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагогов, имеющих целью вызвать соответствующие реакции со стороны подростков - воспитанников ДОЛ, выступает как инструмент

или средство образования и как компонент содержания педагогической деятельности [8, с. 265]. Выделяя связи непосредственного взаимодействия в нашей модели, мы основывались на теории взаимодействия В. Г. Рындак [12]:

- постоянное непосредственное взаимодействие (субъект управления - воспитатель, вожатый; воспитатель, вожатый -подросток);

- постоянное опосредованное взаимодействие (субъект управления - подросток);

- взаимопроникновение (система управления ДОЛ содействует развитию профессиональной компетентности воспитателя, вожатого и формированию гражданской идентичности подростка);

- проективная связь (обеспечивает развитие способности воспитателя, вожатого и подростка в детском оздоровительном лагере к проектированию своей будущей деятельности и предвидению образа «Я»).

Модель связей педагогического взаимодействия в информальном образовании в детском оздоровительном лагере, в рамках которого осуществляется формирование гражданской идентичности, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель связей педагогического взаимодействия субъектов в информальном образовании в детском оздоровительном лагере

Представленная модель демонстрирует координацию педагогического взаимодействия. Внутреннее содержание модели носит педагогический характер, поскольку раскрывает практику педагогической деятельности по достижению ведущей цели -сформировать гражданскую идентичность подростка в информальном образовании в ДОЛ, что позволяет раскрыть возможности информального образования и особенности формирования гражданской идентичности подростка в нем.

Теоретический анализ и анализ опыта автора позволяют предположить, что становлению гражданского самоопределения подростков в информальном образовании в ДОЛ будут способствовать ценностные ориентации. А становление личностного самоопределения будет происходить в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития в инфор-мальной среде. Она влияет на жизнедеятельность подростка в лагере вместе с его психологическими особенностями (мотивы, интересы, опыт и т. д.), проявляясь в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.

Новый характер самоопределения, который формируется в подростковом возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, формирование самоидентичнности, гражданской идентичности в детском оздоровительном лагере, так как формируется последовательно:

- сначала внутренне, через осознание им действительности и себя в коллективе отряда ДОЛ;

- далее - в сравнении действительности со своей системой норм, ценностей и их оценке (гражданское самоопределение влияет на формирование ценностно-ориентировочного (аксиологического) компонента гражданской идентичности);

- затем - в сравнении себя и требований объективной действительности и от-

ношения к ней (формируется эмоционально-оценочный (коннотативный) компонент гражданской идентичности);

- путем самооценки, выбора определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции.

Только потом характер самоопределения проявляется внешне в деятельности и поведении, реализуются социальные установки, идет обмен ценностями (формируются эмоционально-оценочный (коннота-тивный) и деятельностный (поведенческий) компоненты гражданской идентичности).

Рассматривая информальное образование как самостоятельную индивидуальную познавательную деятельность подростка, сопровождающую его жизнедеятельность посредством целеустремленности, личностной активности в информальной образовательной среде детского оздоровительного лагеря, предполагающую поиск им самоидентичности и самоопределения [13], мы предполагаем, что реализация именно информального образования в детском оздоровительном лагере и представляет подростку особую возможность для активизации гражданской идентичности.

Таким образом, педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие в ин-формальном образовании в ДОЛ будет системным явлением при условии обеспечения субъект-субъектных связей непосредственного взаимодействия и связей взаимопроникновения. Содержательный аспект данного взаимодействия в ДОЛ характеризуется активной, управляемой информаль-ной образовательной средой, игровыми формами социально-активной деятельности, ценностно значимыми социальными практиками, в процессе реализации которых наблюдается самостоятельная индивидуальная познавательная деятельность подростка, влияющая на осознание им своей гражданской идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадашкеев Б. В. Педагогизация образовательной среды как условие профессионального самоопределения // СПО. - 2009. - № 2. - С. 63-65.

2. Барсукова Т. И. Иерархия ценностей и ценностных систем воспитания современного российского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.superinf.ru.

3. Гаязов А. С. Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина // Вестник ОГУ. -2001. - № 1.

4. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - Т. 26. -С. 176-180. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. - М. : Логос, 2005. - 384 с.

6. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург : ОГПУ, 1996. - 124 с.

7. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. - 1999. - № 1.

8. Корнеева Е. Н. Образовательное взаимодействие как особый тип социального взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. - Т. II (Психолого-педагогические науки).

9. Курносова С. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2015. - 43 с.

10. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия: психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М. : Просвещение, 1980. - С. 37-52.

11. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №3-2.

12. Рындак В. Г. Педагогика креативности. - М. : Университетская книга, 2012. - 300 с.

13. Сафин Н. В. Информальное образование в детском оздоровительном лагере как фактор социализации детей и подростков / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 176-179.

14. Сиротина Е. А. Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория // Известия ВГПУ. - 2013. - №10 (85).

15. Теория организации : учебник для вузов / под общ. ред. В. Г. Алиева. - М. : Экономика, 2005. - 431 с.

REFERENCES

1. Badashkeev B. V. Pedagogizatsiya obrazovatel'noy sredy kak uslovie professional'nogo samoop-redeleniya // SPO. - 2009. - № 2. - S. 63-65.

2. Barsukova T. I. Ierarkhiya tsennostey i tsennostnykh sistem vospitaniya sovremennogo rossiyskogo ob-shchestva [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.superinf.ru.

3. Gayazov A. S. Demokraticheskie tsennosti, printsipy i vospitanie grazhdanina // Vestnik OGU. - 2001. - № 1.

4. Gorshkova V. V. Vzaimodeystvie formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya kak sov-remennoe napravlenie razvitiya cheloveka [Elektronnyy resurs] / / Kontsept. - 2014. - T. 26. - S. 176-180. -Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm.

5. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya : uchebnik dlya vuzov. - M. : Logos, 2005. - 384 s.

6. Kir'yakova A. V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey. - Orenburg : OGPU, 1996. - 124 s.

7. Kir'yakova A. V. Aksiologicheskaya kontseptsiya orientatsii lichnosti v mire obrazovaniya // Vestnik OGU. - 1999. - № 1.

8. Korneeva E. N. Obrazovatel'noe vzaimodeystvie kak osobyy tip sotsial'nogo vzaimodeystviya // Yaroslav-skiy pedagogicheskiy vestnik. - 2014. - № 4. - T. II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki).

9. Kurnosova S. A. Vospitanie emotsional'noy otzyvchivosti u mladshikh shkol'nikov : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Yaroslavl', 2015. - 43 s.

10. Lyaudis V. Ya. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya: psikhologo-pedagogicheskie pro-blemy vzaimodeystviya uchitelya i uchashchikhsya. - M. : Prosveshchenie, 1980. - S. 37-52.

11. Maslov S. I., Maslova T. A. Aksiologicheskiy podkhod v pedagogike // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. - 2013. - №3-2.

12. Ryndak V. G. Pedagogika kreativnosti. - M. : Universitetskaya kniga, 2012. - 300 s.

13. Safin N. V. Informal'noe obrazovanie v detskom ozdorovitel'nom lagere kak faktor sotsializatsii detey i podrostkov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 2. - S. 176-179.

14. Sirotina E. A. Tsennostno-smyslovoe vzaimodeystvie kak pedagogicheskaya kategoriya // Izvestiya VGPU. - 2013. - №10 (85).

15. Teoriya organizatsii : uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. V. G. Alieva. - M. : Ekonomika, 2005. - 431 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.