УДК 37.01
Горбунова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
Плотников Константин Юрьевич
кандидат педагогических наук,
учитель музыки Центра образования № 47 г. Иркутска
МЕСТО МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Gorbunova Irina Borisovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia
Plotnikov KonstantinYurievich
PhD in Education Science, Music Teacher, Center of Education / Secondary School №47, Irkutsk
THE MEANING OF MUSIC AND COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A CHILDREN'S SUMMER CAMP
Аннотация:
В статье актуализируется вопрос образовательных возможностей педагогической системы детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) в контексте информационных и коммуникационных процессов современности. Образовательный потенциал музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и музыки рассматривается относительно преимуществ и особенностей этой формы дополнительного образования. В выводах, построенных как на теоретическом рассмотрении, так и на анализе результатов педагогической практики, авторы вскрывают противоречия, сложившиеся в системе дополнительного образования детей, предлагают способ их устранения в интересах личностного и образовательного развития ребенка (подростка).
Ключевые слова:
дополнительное и общее образование, детский оздоровительный лагерь (ДОЛ), музыка, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), индивидуальный образовательный маршрут, творчество.
Summary:
The article deals with the educational opportunities of the educational system of a children's summer camp in the context of information and communication processes of the present. The educational potential of music and computer music technologies (CMT) is considered from the perspective of benefits and features of this form of additional education. On the basis of the theoretical analysis and pedagogical practice results, the authors discuss the contradictions in the additional education system and suggest a method of their elimination in the interests of personal and educational development of a child (a teenager).
Keywords:
additional and general education, children's summer camp, music, computer music technologies, individual educational routes, creativity.
Информационные и коммуникационные процессы, характеризующие наше время (постиндустриальную эпоху), ставят общество («информационное» или «общество потребления») перед необходимостью искать новые подходы в организации, в содержательном наполнении образования. В контексте перемен, коснувшихся всех областей жизни, образование, отвечающее актуальным запросам и позволяющее конкретному человеку и отдельному государству быть конкурентоспособным, адекватно и своевременно реагирующим на ситуацию (в экономике, политике, технологиях и пр.), трактуется как непрерывное и, с одной стороны, отражающее суть перемен, с другой - учитывающее интересы и потенциал определенного индивидуума.
Одним из перспективных направлений в решении названных вопросов является интеграция общего и дополнительного образования. В числе конкурентных преимуществ последнего называются «свободный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, доступность глобального знания и информации для каждого, адаптивность к возникающим изменениям» [1, с. 1].
Нельзя переоценить роль детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) в системе дополнительного образования. Остается востребованным и научно-методическое осмысление практики, форм и методов образовательной деятельности в системе ДОЛ, что, к примеру, выражается в
количестве (но, надо признать, разном качестве - в отношении глубины и широты анализа) диссертационных исследований - более 30 [2, с. 32], в том числе за последние 4 года еще 6 [3; 4].
Образовательный процесс, характеризующийся условиями, отражающими специфику ДОЛ, особенно ярко выражает синтез деятельности обучения (изучения) и воспитания, при этом все компоненты функционируют в режиме, наиболее приближающемся к механизму «само-» (самообучение, самовоспитание), что, конечно же, не может не включать влияний и других субъектов педагогической системы ДОЛ.
По основной содержательной деятельности (именно этот принцип типологии [5, с. 194] применим при рассмотрении педагогической системы ДОЛ, в отличие от второго подхода - по принципу места размещения) спектр данного образовательного института достаточно широк: экологические [6]; «туристско-краевые» [7]; историографические [8]; научно-технические [9]; журналистские [10] и другие лагеря.
Компонентами педагогической системы ДОЛ являются:
- ребенок (подросток, отдыхающий в лагере),
- временный (на протяжении конкретной лагерной смены отдельного летнего оздоровительного сезона) детский коллектив,
- педагог (вожатый, воспитатель, педагог дополнительного образования - то есть взрослый, непосредственно работающий с детьми),
- педагогический коллектив, усиливающий образовательный, особенно в воспитательной его части, эффект воздействия - при условии сонаправленности, непротиворечивости педагогических подходов взрослых,
- администрация детского лагеря, выполняющая функции организации и материального обеспечения (быта, питания, досуга и др.) проживающих,
- родители, влияние которых обусловлено не только их ролью в жизни собственного ребенка, но и возможностями коммуникации, данными нашим современникам с развитием ИКТ (включая мобильную связь),
- взаимосвязанные между собой социокультурная среда (и ее природно-климатический фактор, который некоторые исследователи выделяют как среду в отдельный компонент педагогической системы ДОЛ [11, с. 46]) и определенная (направлением лагеря) содержательная деятельность.
Отдельно в контексте данного исследования необходимо отметить значение ближайшего окружения ребенка (подростка), отдыхающего в ДОЛ. Признано, что из всех субъектов образовательного процесса наибольшее влияние на личность (проявляющееся в выборе направления обучения, в действенности определенных воспитательных приемов и пр.) имеют так называемые «значимые близкие» личностного социально-психологического пространства [12], то есть люди, пользующиеся авторитетом у подростков. Ими являются (расположены в порядке возрастания частоты отмечаемого эффекта для подросткового возраста как основной категории этого исследования): родители, педагоги, реальные/вымышленные герои, вожатые, друзья.
В условиях ДОЛ (то есть в условиях круглосуточного совместного пребывания) эффект взаимного влияния подростков (и других «значимых») друг на друга значительно возрастает, что обостряет проблему образовательного воздействия, ведь при этом усилению способны подвергаться как позитивные, так и негативные проявления.
Основными задачами, решаемыми институтом ДОЛ, являются отдых и оздоровление детей и подростков. Согласно наблюдениям [13], подростки едут в ДОЛ: чтобы отдохнуть (79 %), ради общения, в поиске друзей (73 %), за новыми знаниями, умениями (34 %); предпочитая: чтение и приобретение новых знаний (~20 %), творчество: петь и слушать музыку, танцевать, рисовать (54 %), спорт (60 %), прикладное творчество (38 %).
Одной из примет нашего времени является повсеместное распространение бытовой персональной электронной техники; не являются исключением и отдыхающие в ДОЛ школьники, работающие там вожатые и педагоги. Среди операций на персональном компьютере (в условиях ДОЛ эту функцию выполняет смартфон, планшет) у 12-17-летних на 1-м месте (76 %) занимает поиск музыки, видео и фото, значительно опережая 2-ю (поиск информации по учебе - 49 %) и 3-ю (общение - 41 %) строки рейтинга [14, с. 42]. Такая востребованность музыки у подростков (отдыхающих в ДОЛ) и студентов (вожатых ДОЛ) обязывает педагогов с особым вниманием относиться к данному сектору культуры и образования.
В этом смысле всеми (от античных философов до современных школ музыкотерапии, арт-педагогики и пр.) признана незаменимая роль музыки (как музыкальной культуры и как музыкального искусства), в том числе представленной музыкальным творчеством, являющимся «квинтэссенцией социокультурной парадигмы, где единство индивидуального и общественного представлено в неразрывной связке» [15]. В качестве примеров позитивного влияния музыки на человека
можно назвать: эффекты катарсиса, релаксации и сублимации; развитие объема легких и питание всех органов при пении; динамические нагрузки в танцах и пр.
Однако, с другой стороны, педагоги, культурологи, ученые других специальностей отмечают негативные аспекты влияния на человека (особенно на ребенка) эрзац-культуры (агрессивных форм рока, вульгарных проявлений так называемого русского шансона, псевдофольклора и т. п.). Такая проблема обостряется в связи с расширением возможностей массового тиражирования и распространения - то есть того, что отличает современные планшетные технологии, интернет, медиакоммуникацию [16].
Отметим, что общение с музыкой (слушание, пение, движение под нее, сопровождение видеоряда, ситуативное оформление быта, определенных ситуаций) для нашего современника в подавляющем большинстве случаев проходит не «вживую», а через использование звуковоспроизводящей (для этого, следовательно, звукозаписывающей) техники, звукоусилительной аппаратуры, персональных мобильных электронных устройств (смартфонов, планшетов и пр.). Это позволяет педагогике, культурологии и социологии (и другим наукам) констатировать наличие такого феномена, как музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [17; 18; 19], характеризующиеся контекстным развитием «креативности как творчества малых форм, мозаичности, проективности, нарастающих процессов массовизации» [20, с. 61-62], технологий, с помощью которых в наше время преимущественно происходит встреча человека с музыкальной культурой и музыкальным искусством [21; 22; 23], а также (косвенно) - с хореографией, кино, театром.
Доказано, что МКТ, материалом и продуктом которых является социокультурный феномен музыки [24; 25; 26], совмещают в себе качества: личностно-экзистенциального, культурно-воспитательного, технологически-актуально информационно-коммуникационного, художественно привлекательного [27, с. 312]. Программно-аппаратная (hard и soft), а также алгоритмическая (brainware) части МКТ позволяют им выполнять в своем образовательном секторе все три функции [28, с. 193] системы дополнительного образования:
- социализации личности (на всех уровнях - мега-, макро-, мезо-, микрофакторных [29]);
- подготовки базы дальнейших образовательных продвижений человека [30, с. 49-50], в нашем случае - от уровня среднего общего образования к дальнейшим образовательным приращениям;
- обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, отражая индивидуальные особенности, склонности, интересы и потребности отдельного субъекта (школьника, студента) в образовательной деятельности, способствующие развитию способности к самопознанию, самооценке и самоопределению [31; 32].
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Музыка и МКТ как образовательный ресурс являются чрезвычайно актуальными, перспективными и незаменимыми в системе общего и дополнительного образования [33; 34; 35], в том числе в условиях педагогической системы ДОЛ.
2. Отмечая значительный образовательный потенциал как музыки и МКТ [36; 37], так и педагогической системы ДОЛ нужно констатировать ряд противоречий, сложившихся в этом секторе общего образования. Среди них:
- противоречие между образовательными возможностями ДОЛ, музыки и МКТ, а также потребностями детей (и родителей, имеющих свое видение образовательных продвижений своего ребенка) в сфере дополнительного образования и уровнем фактической реализации образовательного потенциала музыки и МКТ в условиях ДОЛ (М.П. Кулаченко и Н.А. Курчанова по [38]);
- противоречие между низкой образовательной эффективностью (и даже деструктивностью -анализируя современную масс-культуру и состояние значительного сегмента интернета) стихийного способа освоения музыкальной культуры при использовании МКТ и потенциалом креативности, духовности, эстетики, несомым музыкальным искусством, в современных условиях транслируемым через МКТ и способным обогатить личность актора (подростка, студента и т. д.) культурного процесса (так как до характера культурного расширяется образовательный процесс, гуманизированный обращением к музыке и обращенностью на индивидуальность обучающегося).
3. Конструктивным разрешением указанных противоречий нам видится педагогическая поддержка освоения подростком МКТ [39] в условиях ДОЛ, что позволяет превращать образовательные риски стихийного их освоения и применения учащимся в преимущества, которые служат личностному и образовательному развитию.
Отметим также, что разработанные в последние десятилетия методы компьютерного моделирования элементов музыкального творчества, результаты которых представлены, в частности, в работах российских ученых [40; 41; 42], и созданные на их основе интерактивные системы
обучения музыке позволяют сделать вывод о возможности и необходимости построения адекватных методик обучения музыкальным дисциплинам и активного включения их в современный музыкально-образовательный процесс.
Ссылки:
1. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. URL: govemment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
2. Поволяева М.Н. Детские лагеря как институт воспитания // Народное образование. 2012. № 3. С. 30-37.
3. Давлетчин И.Л. Развитие культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 203 с.
4. Перегудова Т.В. Социально-культурные условия патриотического воспитания старшеклассников в детском оздоровительном лагере : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 26 с.
5. Никульников А.Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 192-194.
6. Реализация практико-ориентированного подхода в дополнительном образовании детей / Е.А. Игумнова, И.В. Радец-кая, О.Г. Варфоломеева, И.Ю. Сорока // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы III Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2015. № 2 (3). С. 2432.
7. Сафин Н.В. Информальное образование в детском оздоровительном лагере как фактор социализации детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 176-180.
8. Зеткина И.А. Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере // Интеграция образования. 2014. № 4 (77). С. 70-75.
9. Савченко Р.Е. Научно-техническое творчество как форма повышения самореализации школьников в образовательном пространстве детского оздоровительного лагеря // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 90-93.
10. Лобынцева С.В. Проектная деятельность в работе со старшими подростками в детском лагере // Образование в современной школе. 2012. № 9. С. 16-18.
11. Давлетчин И.Л. Указ. соч. С. 46.
12. Соина И.А. Динамика ценностных ориентаций личности в ее изменяющемся социально-психологическом пространстве : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 27 с.
13. Яценко Г.В. Основные направления личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 3. С. 116-119.
14. Анализ потребления детьми и подростками информационной продукции, распространяемой в теле- и радиопередачах, теле- и радиопрограммах, сетевых средствах массовой информации, печатных средствах массовой информации, информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет [Электронный ресурс] / науч. ред. Г.У. Солдатова // Концепция информационной безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_2.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
15. Корсакова И.А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации : дис. ... д-ра культурологии. М., 2014. 359 с.
16. Черепанова Т.В. Влияние медиакоммуникаций на трансформацию публичной сферы в современной культуре : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2014. 21 с.
17. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
18. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 211-219.
19. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-10.
20. Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как явление современной культуры : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2015. 163 с.
21. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities // Общество: философия, история, культура. 2015. № 3. С. 44-47.
22. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в Школе цифрового века // Там же. № 5. С. 15-19.
23. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (112), ч. 2. C. 352-356.
24. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : материалы XII Санкт-Петербург. междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.
25. Новые художественные миры. Интервью профессора им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.
26. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии / под ред. С.В. Клягина, О.В. Шипуновой. СПб., 2013. С. 192-202.
27. Плотников К.Ю. Место музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в школьном курсе «Информатика и ИКТ» // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 12 (71). С. 310-316.
28. Никульников А.Н. Указ. соч. С. 193.
29. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодежи // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА». 2015. № 69. С. 153-160.
30. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.
31. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Индивидуальный образовательный маршрут школьника и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 259-261.
32. Плотников К.Ю. Использование музыкально-компьютерных технологий в основном общем образовании как реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере уроков информатики и музыки в общеобразовательной школе) // Научное мнение. 2014. № 8. С. 364-368.
33. Плотников К.Ю. Освоение молодежью музыкально-компьютерных технологий как отражение основных тенденций развития современного образования // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА». 2015. № 70. С. 144-151.
34. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 411-415.
35. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей // Там же. № 21. С. 254-258.
36. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. СПб., 2006. 212 с.
37. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 272-275.
38. Кулаченко М.П. Моделирование программы смены в детском оздоровительно-образовательном учреждении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8-1. С. 276-279.
39. Плотников К.Ю. Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (112), ч. 2. C. 352-356.
40. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.
41. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.
42. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 16-24.
References:
1. The concept of additional education of children: the disposal of the Government of the Russian Federation of 04.09.2014 № 1726-p 2014, retrieved 28 November 2015, <government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf>.
2. Povolyaeva, MN 2012, 'Children's camps, as an institution of education', Education, no. 3, p. 30-37.
3. Davletchina, IL 2015, Developing a culture of leisure adolescents in social and cultural activities of the Camp, PhD thesis, Chelyabinsk, 203 p.
4. Peregudova, TV 2015, Welfare conditions of patriotic education of senior pupils in the recreation camp, PhD thesis abstract, Tambov, 26 p.
5. Nikulnikov, AN 2012, 'Children's health camps in the structure of supplementary education for children', The world of science, culture and education, no. 5, p. 192-194.
6. Igumnova, EA, Radetzky, IV, Varfolomeeva, OG & Soroka, IY 2015, 'The implementation of practice-oriented approach in additional education of children', Education Week today: development strategy: Materials III International scientific and practical Conf. (Cheboksary, October 4th. 2015), Cheboksary, no. 2 (3), p. 24-32.
7. Safin, NV 2015, 'Informal education in the children's camp as a factor in the socialization of children and adolescents', Teacher Education in Russia, no. 2, p. 176-180.
8. Zetkina, IA 2014, 'Educational potential of the thematic change in the children's camp', Integration of education, no. 4 (77), p. 70-75.
9. Savchenko, RE 2014, 'Scientific and technical creativity as a form of self-raising pupils in the educational space of the Camp', The world of science, culture and education, no. 2 (45), p. 90-93.
10. Lobyntseva, SV 2012, 'Project activity in work with older adolescents in a children's camp', Education in the modern school, no. 9, p. 16-18.
11. Davletchina, IL 2015, Developing a culture of leisure adolescents in social and cultural activities of the Camp, PhD thesis, Chelyabinsk, 203 p.
12. Soina, IA 2011, Dynamics of valuable orientations of the person in its changing socio-psychological space, PhD thesis abstract, Moscow, 27 p.
13. Yatsenko, GV 2010, 'The main directions of personal development of adolescents in a children's recreation camp', Bulletin of the Kostroma State University, Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetic, vol. 16, no. 3, p. 116-119.
14. Soldatova, GU (ed.) 2015, 'Analysis of the consumption of teenagers and information products distributed to television and radio programs, television and radio programs, network media, print media, information products distributed via the Internet', The concept of information safety of children, retrieved 12 September 2015, <http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_2.pdf>.
15. Korsakova, IA 2014, The musical communication: the genesis and historical and cultural transformations, D.Phil. thesis, Moscow, 359 p.
16. Cherepanova, TV 2014, Influence of Media on the transformation of the public sphere in contemporary culture, PhD thesis abstract, Omsk, 21 p.
17. Gorbunova, IB 2004, 'The phenomenon of music and computer technology as a new educational creative environment', Proceedings RSPU. AI Herzen, no. 4 (9), p. 123-138.
18. Gorbunova, IB, Pomazenkova, MS & Tovpich, IO 2015, 'Tablet and musical computer technologies in system of professional music education', Theory and Practice of Social Development, no. 8, p. 211-219.
19. Gorbunova, IB 2014, 'Music and computer technology in the preparation of the teacher-musician', Problems of musical science, no. 3 (16), p. 5-10.
20. Romanenko, lY 2015, Music and computer technology as a phenomenon of modern culture, PhD thesis, St. Petersburg, 163 p.
21. Gorbunova, IB 2015a, 'Music and computer technology in the future Digital Humanities', Society: philosophy, history, culture, no. 3, p. 44-47.
22. Gorbunova, IB 2015b, 'Music and computer technology as a socio-cultural factor of intellectual and emotional development of the individual in the School of the digital age', Society: philosophy, history, culture, no. 5, p. 15-19.
23. Gorbunova, IB & Romanenko, LY 2015, 'The phenomenon of music and computer technology in the modern socio-humani-tarian and cultural urological theory and practice', Kazan pedagogical magazine, no. 5 (112), part 2, p. 352-356.
24. Gorbunova, IB 2010, 'The era of information technology in music and creative space', Regional Informatics - 2010: Proceedings of the XII St. Petersburg. Intern. Conf., St. Petersburg, p. 232-233.
25. 'The new artistic worlds. Interview with Professor them. AI Herzen IB Gorbunova' 2010, Music School, no. 4, p. 11-14.
26. Gorbunova, IB 2013, 'Information technologies in art education philosophy', Communications: intelligent networks and modern information and communication technology, St. Petersburg, p. 192-202.
27. Plotnikov, KY 2012, 'Place music and computer technology (ILC) in a school course "Informatics and ICT"', Bulletin of Irkutsk State Technical University, no. 12 (71), p. 310-316.
28. Nikulnikov, AN 2012, 'Children's health camps in the structure of supplementary education for children', The world of science, culture and education, no. 5, p. 192-194.
29. Plotnikov, KY 2015a, 'Music and computer technology in the implementation of individual educational routes Youth', Scientific and practical journal "Bulletin IrGSKHA", no. 69, p. 153-160.
30. Gorbunova, IB 2007, 'Music and computer technology - a new educational creative environment', Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1, p. 47-51.
31. Gorbunova, IB & Plotnikov, KY 2015a, 'Individual educational routes schoolboy and musical computer technologies', Theory and Practice of Social Development, no. 21, p. 259-261.
32. Plotnikov, KY 2014, 'Using music and computer technology in basic general education as the realization of individual educational routes (for example, computer science and music lessons in secondary school)', Scientific opinion, no. 8, p. 364-368.
33. Plotnikov, KY 2015b, 'The development of youth music and computer technology as a reflection of the major trends in the development of modern education', Scientific and practical journal "Bulletin IrGSKHA", no. 70, p. 144-151.
34. Gorbunova, IB & Davletova, KB 2015a, 'Electronic musical instruments in the general music education', Theory and Practice of Social Development, no. 12, p. 411-415.
35. Gorbunova, IB & Davletova, KB 2015b, 'Information competence of the teacher-musician of additional education for children' Theory and Practice of Social Development, no. 21, p. 254-258.
36. Belov, GG, Gorbunova, IB & Gorelchenko, AV 2006, Musical computer (a new instrument musician), St. Petersburg, 212 p.
37. Gorbunova, IB & Plotnikov, KY 2015b, 'Mastering teenagers musical computer technologies on the basis of hardware and software of smartphones (in the context of the formation of cultural and educational environment)', Theory and Practice of Social Development, no. 20, p. 272-275.
38. Kulachenko, MP 2014, 'Simulation program change in children's health and educational institutions', Actual problems of the humanities and the natural sciences, no. 8-1, p. 276-279.
39. Plotnikov, KY 2015c, 'Pedagogical potential of music and computer technology in general education', Kazan pedagogical magazine, no. 5 (112), part 2, p. 352-356.
40. Gorbunova, IB & Chibirev, SV 2012, Music and computer technology: the problem of modeling the process of musical creation: monograph, St. Petersburg, 160 p.
41. Gorbunova, IB & Chibirev, SV 2014, 'Computer modeling of the process of musical creativity', Proceedings of the Russian State Pedagogical University. AI Herzen, no. 168, p. 84-93.
42. Gorbunova, IB, Romanenko, LY & Chibirev, SV 2013, 'Process modeling of musical creativity with music and computer technology', Bulletin of Irkutsk State Technical University, no. 4 (75), p. 16-24.