Практика медиаобразоеания
УМК по музыке в общеобразовательной школе как способ интеграции медиаобразования
К. Ю. Плотников, кандидат педагогических наук, учитель музыки,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Центр образования №47, Иркутск
Аннотация. В статье через компоненты педагогической системы медиаобразования рассматривается потенциал интеграции его с учебно-воспитательным процессом на уровне общего начального и основного среднего образования. На основании проведённого научного исследования и результата внедрения авторских методических материалов, в качестве средства, позволяющего осуществлять интеграцию, представлены такие составляющие учебно-методического комплекса по музыке, как учебные плакаты и видеохрестоматия.
Ключевые слова: медиаобразование; общее начальное и основное среднее образование; учебно-методический комплекс (УМК); учебный плакат; видеохрестоматия; музыкально-компьютерные технологии (MKT).
A training complex for music's lessons as a way of integration of media education (level grade school and junior high school)
Dr. Konstantin Plotnikov, music teacher,
Center of education / secondary school No 47, Irkutsk
Abstract. The article about the components of pedagogical media education system is considered the potential of its integration with the educational process, which takes place on the level of primary and basic secondary education. In the author's view is based on the spent scientific research and the introduction of copyright teaching materials. Displaying tool that allows you to integrate - it's educational posters and video anthology that make up the training complex for music lessons in secondary school.
Keywords: media education; primary and basic general education; training complex; video anthology; educational posters; music and computer technologies (MCT).
Введение (актуальность вопроса, противоречия)
Отмеченные ещё 17 лет назад (конференция ЮНЕСКО «Education for the Media and the Digital Age», Вена, 1999) значимость и предназначение медиаобразования (где на первом месте стоит понимание того, как медиа используется в социумах и пр.), остаётся актуальным и в наши дни [Левицкая, 2015, с. 37- 41]. Усилиями энтузиастов и признанных авторитетов в данном направлении (Ю.Н. Усов, Г.А. Поличко, A.B. Фёдоров, A.B. Шариков и др. специалисты), на протяжении многих лет объединённых Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России, медиаобразование развивается в нашей стране довольно интенсивно. Стоит отметить и ряд работ в направлении «Медиамузыка» [Чернышов, 2010, с.70-77].
С другой стороны, непосредственная практика интеграции медиаобразования в массовую школу, разработка его «научно-методологического, методического инструментария» [Челышева, 2014, с. 55] не столь динамичны и результативны, как этого бы хотелось. Более того, очень настораживает повышающийся уровень навыков обращения с ИКТ в связке с «как правило, примитивными умениями анализировать медиатексты» [Фёдоров, 2014, с. 85].
Таким образом, заявленный нами способ, заключающийся в использовании для интеграции медиаобразования ресурс УМК по музыке в общеобразовательной школе, хотя бы в определённой мере призван решать актуальную проблему, до сих пор полностью не решенную в ходе тех усилий, которые предпринимают педагоги.
В целеполагании медиаобразования на первом месте, по мнению экспертного сообщества, стоит развитие способности критического мышления и критической автономности личности. Синтетический и интегрированный пути внедрения в массовое образование видятся наиболее реальными и эффективными [Фёдоров, 2004, с. 53-67]. При этом, на наш взгляд (и, в первую очередь - с точки зрения организационных моментов), именно путь интеграции медиаобразования в образование формальное (основное и дополнительное) реалистичный (в условиях существующей системы образования) способ реализации возможностей и творчества личности человека, выполнения задач обучения и воспитания.
Данный способ решения тех задач, которые решаются путём построения индивидуальных образовательных маршрутов, имеет надёжные обоснования и ряд преимуществ: при обучении школьников музыке и информатике [Плотников, 2014, Использование..., с. 367-368], в подростковом возрасте [Плотников, 2015, Роль..., с. 52-56, 60-63], в дальнейшем - для молодёжи [Плотников, 2015, MKT в реализации ..., с. 157158].
Медиаобразоеание как педагогическая система и его интеграция в образовательные области на уровне начального и среднего звена школы
Рассмотрим медиаобразование в составе компонентов педагогической системы (к примеру, по В.П. Беспалько): субъект (а), цель (в), содержание (д), процесс (г), организационные формы (б), средства (е).
Без сомнения, среди школьных дисциплин музыка и информатика (и литература, в старшем звене - МХК) обладают наиболее значительным интеграционным потенциалом в отношении медиаобразования:
а) у них общий субъект - ребёнок (в условиях школы -«обучающийся», а по отношению к другой компоненте диады образования -«воспитанник»);
б) у них - по условию интеграции - становятся общими и организационные формы (такими традиционно являются «урок», «домашняя работа», а также - дополнительное образование, досуг и пр., в подключении образовательных возможностей, в которых видят необходимость и спасение многие педагоги);
в) у них совпадение целеполагания в отношении воспитательной
части;
г) при реализации заявленной интеграции можно констатировать и наличие единого учебно-воспитательного процесса по отношению к интегрируемым областям;
д) у них (на уровне содержания) - достаточное пересечение круга рассматриваемых объектов (ИКТ; MKT - см. далее; музыка, представленная в кино, в театре, транслируемая по TV, через www; информация и пр.);
е) один из решающих факторов осуществления единого учебно-воспитательного процесса (см. выше - пункт «г») - разработка и внедрение в него соответствующего учебно-методического комплекса (УМК).
УМК как решение задач интеграции медиаобразования на уровне начального и среднего звена общеобразовательной школы
Такой комплекс (как и любой УМК) - непременное отражение самых важных принципов обучения и воспитания (дуализм которых и понимается под образованием) в отношении всех элементов педагогической системы. Даже больше: являясь материальным отражением конкретных принципов, реальный учебно-методический комплекс определённого школьного (вузовского и пр.) курса есть самое конструктивное и, следовательно, в потенциале - наиболее продуктивное средство образовательных продвижений обучающегося (как школьника, так и студента), осваивающего некоторую дисциплину.
О наиболее важных, на основании нашего опыта, элементах такого УМК [Плотников, 2013, Информационные технологии ...: Ч. I, с. 63-65] стоит
говорить в контексте интеграции медиаобразования и уроков музыки и информатики. В этом отношении отметим следующие моменты:
1) среди учебных дисциплин общеобразовательной школы на уровне начального и среднего звена именно музыка и информатика (ставшие предметом данного разговора, а также литература) видятся наиболее интегрируемыми в решение задач медиаобразования (позже, в старшем звене, конечно, обязательным учебным предметом, выполняющим то же предназначение, становится МХК);
2) для уровня общего школьного образования (в отличие от среднего специального и высшего) электронные (цифровые) ресурсы УМК (его составных частей) необходимо формировать на автономных носителях (дисках), а не в глобальной сети (где может присутствовать отвлекающая информация, вредный контент [Плотников, 2015, Педагогический потенциал..., с. 153-154]);
3) безусловной составляющей такого MKT должна быть видеохрестоматия [Плотников, 2013, Информационные технологии ...: Ч. II, с. 48-50], позволяющая представить возможности видеоматериала (кино, телевидение, контент Интернета);
4) в состав такого УМК необходимо включать учебные плакаты, схемы, позволяющие обучающемуся выполнять отрабатывать навыки анализа по алгоритму [Плотников, 2013, Информационные технологии...: Ч. II, с. 13];
5) задания, выполнение которых способствует уяснению и практическому закреплению обучающимся пройденного учебного материала, должны а) носить творческий характер, б) выходя на уровень междисциплинарности [Плотников, 2015, Мультидисциплинарность..., www]; при этом особо важен эстетический («Художественный образ - место, где сходятся идеальное и реальное. ... Художественное творчество - не пустые фантазии, а поиск проявлений сущности в её полноте в реальной действительности» [Сальный, 2014, с. 30]), гуманитарный характер;
6) применяемый при работе с подобным УМК метод учебного проекта имеет основания на всех 4-х [Горбунова, Плотников, Гуманитарная направленность..., с. 242] уровнях киберсоциализации (по А.В. Плешакову);
7) в данном направлении образования одним из эффективных современных средств обучения и проявления творчества может и должны стать музыкально-компьютерные технологии (далее - MKT), представленные, в первую очередь, на личных смартфонах обучающихся [Горбунова, Плотников, Освоение ..., с. 272-274].
Из опыта реализации идеи использования MKT
Нами (в контексте направления научной школы И.Б. Горбуновой,
возглавляемой ею Учебно-методической лаборатории «МКТ» РГПУ им. А.И. Герцена), было проведено исследование, посвященное изучению педагогического потенциала этих технологий [Плотников, 2013, Методическая система ..., с. 14-21; Горбунова, 2015, с. 22-28] относительно пропедевтического курса школьной информатики и внедрения их в практику обучения этой дисциплины, а также - использования MKT в образовательной области «Искусство: музыка».
Нами была отмечена [Плотников, 2014, ИКТ-компетенции..., с. 63-64] сопоставимость принципов MKT-обучения [Плотников, 2013, Методическая система..., с. 80-81] и принципов медиаобразования, в первую очередь принципов, позиционируемых A.B. Фёдоровым в качестве наиболее перспективных концепций - культурологической [Фёдоров, с. 54-55] и практической [3, с. 53-54].
В ходе продолжения исследования по использованию MKT в условиях общего образования, в том числе, было отмечено, что процесс применения MKT, представленный двумя векторами, в первом из них - «Освоении программно-аппаратной части МКТ» - реализует средство; во втором же -«Постижении (сознательное или неосознанное) художественного образа» -реализует цель [Плотников, 2015, Освоение молодёжью ..., с. 156].
Также было показана перспективность применения MKT в условиях детского оздоровительного лагеря [Горбунова, Плотников, Место музыки ..., с. 139-140], причём - как система, а не методическая разработка отдельного мероприятия [Кузина, Белов, 2014, с. 48-50].
В подготовленном к 2013 г. и изданном в 2-х частях учебном пособии нами были описаны основные практические находки, позволившие на данном этапе реализовать поставленные образовательные задачи. Представим те из них, что имеют наибольшее отношение к рассматриваемому вопросу решения задач интеграции медиаобразования и образования на уровне начального и среднего звена т. н. «массовой» школы:
- видеохрестоматия для каждого из 1-8-х классов;
- серия учебных плакатов, среди которых такие, как:
- «Мировой дом музыки» [Плотников, 2013, Информационные технологии...: Ч. II, с. 14-17];
- «Художественный образ» [Плотников, там же, с. 17-19];
- «Анализ музыкального произведения» [Плотников, там же, с. 19-22];
- «Средства музыкальной выразительности» [Плотников, там же, с. 24-28];
- «Карта музыкального развития» [Плотников, там же, с. 28-29] и др.
Думается, что представленные составляющие авторского учебно-методического комплекса (видеохрестоматия, серия плакатов) либо аналогичные разработки помогут в решении задач как школьного
образования, так и медиаобразования.
Выводы. В итоге, основываясь на представленном рассмотрении вопроса, можно прийти к следующим выводам:
1. Собственно интеграция медиаобразования и образования, получаемого в годы обучения в общеобразовательной школе, остаётся актуальной. Её реализация позволит устранить имеющийся в этом отношении ряд противоречий.
2. О возможности реализации данного образовательного направления говорят имеющиеся основания, присутствующие во всех компонентах педагогической системы медиаобразования.
3. Включающий в себя видеохрестоматию и серию учебных плакатов учебно-методический комплекс по музыке отмечен рядом качеств, позволяющих реализовывать задачи - как учебного плана дисциплины, так и воспитательного характера и направления медиаобразования.
4. Одно из средств, способствующих реализации этих планов, -музыкально-компьютерные технологии.
Литература
Горбунова, И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века // Общество: философия, история, культура. 2015. № 5. С. 22-29.
Горбунова, И.Б., Плотников, К.Ю. Гуманитарная направленность учебного проекта, реализуемого с использованием музыкально-компьютерных технологий // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 240-243.
Горбунова, И.Б., Плотников, К.Ю. Место музыки и музыкально-компьютерных технологий в педагогической системе детского оздоровительного лагеря // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 138-142.
Горбунова, И.Б., Плотников, К.Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 272-275.
Кузина, И.В., Белов, В.Н. Организация продуктивной деятельности детей на основе технологий медиаобразования в условиях ДОЛ // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 (36).Ч. 2. С. 48-50.
Левицкая, A.A. Медиакомпетентность и аналитическое мышление аудитории: социологические опросы последних лет ИМедиаобразование. 2015. №1. С. 30- 42. Плотников, К.Ю. ИКТ-компетенции школьников и медиаобразование // Национальная ассоциация учёных: Материалы V Международной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Екатеринбург: НАУ, 2014. № 5. Ч. 4. С. 63-64. http://national-science.ru/files/Arhiv/5-6.12.2014/National_5_p4. pdf#page=63.
Плотников, К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. I: Инновационная образовательная программа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 229 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905
39
Плотников, К.Ю. Информационные технологии в образовании: музыкально-компьютерные технологии на уроках информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч.: Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.
Плотников, К.Ю. Использование музыкально-компьютерных технологий в основном общем образовании как реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере уроков информатики и музыки в общеобразовательной школе) // Научное мнение: научный журнал. СПб., 2014. № 8. С. 364-368.
Плотников, К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий. СПб.: Лема, 2013. 268 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24892632.
Плотников, К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодёжи //Вестник ИрГСХА. 2015. Вып. 69. С. 153-160. Плотников, К.Ю. Мультидисциплинарность учебного проекта как реализация индивидуального образовательного маршрута школьника // Magister Dixit. 2015. № 3. http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/l_plotnikov_sayt_3_2015.pdf.
Плотников, К.Ю. Освоение молодёжью музыкально-компьютерных технологий (musical and computer technologies) как отражение основных тенденций развития современного образования II Вестник ИрГСХА. 2015. Вып. 70. С. 152-158.
Плотников, К.Ю. Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (112). Ч. 2. С. 352-356. Плотников, К. Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка II Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 50-65.
Сальный, Р.В. Медиавосприятие как философская и психологическая проблема // Медиаобразование. 2014. № 3. С. 24-37.
Фёдоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов // Образовательные технологии XXI века. 2004. С. 51-71.
Фёдоров, А.В. Обладает ли современная молодёжь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование. 2014. № 2. с. 82-88. Челышева, И.В. Основные тенденции развития российской медиапедагогики с учётом использования опыта британского медиаобразования: историко-методологические аспекты проблемы 11Медиаобразование. 2014. № 1. с. 47-56.
Чернышов, А.В. Музыкальная история СМИ // Вестник Челябинской государственной академии культуры. 2010. Т. 22. № 2. С. 70-77.
References
Chernyshov, A.V. Mass media musical history // Gerald of the Chelyabinsk State academy of culture and arts. 2010. Vol. 22. No 2, pp. 70-77.
Fedorov, A.V. Media Education and Media Literacy: Experts opinion // Educational Technology of the XXI century. 2004, pp. 51-71.
Fedorov, A.V. Modern young people have a spontaneous formation of a high level of media competence? //Media education. 2014, No 2, pp. 82-88.
Gorbunova, I.G. Computer music technologies as a socio-cultural factor of personal intellectual and emotional development in the digital age school // Society: philosophy, history, culture. 2015, No 5, pp. 22-29.
Gorbunova, I.G., Plotnikov, K.Y. Humanitarian focus of education projects implemented with application of computer music technologies // Theory and practice of social development. 2015, No 22, pp. 240-243.
Gorbunova, I.G., Plotnikov, K.Y. Mastering of computer music technologies by teenagers on the basis of smartphone applications (in the context of cultural and educational environment formation) // Theory and practice of social development. 2015, No 20, pp. 272-275. Gorbunova, I.G., Plotnikov, K.Y. The meaning of music and computer technologies in the educational system of a children's summer camp // Society: philosophy, history, culture. 2015, No 6, pp. 138-142.
Kuzina, I.V., Belov, V.N. Organization of productive activities of children on the basis of media technologies in terms of children's holiday camp // Volga scientific bulletin. 2014, No 8 (36), vol. 2, pp. 48-50.
Levitskaya, A.A. Audience media competence and analytical thinking: recent sociological Surveys //Media education. 2015, No 1, pp. 30- 42.
Plotnikov, K.Y. ICT-competency of pupils and media education // Materials V International scientific and practical conference "Domestic science in an era of change: the postulates of the past and theories of modern times". URL: http://national-science.ru/files/Arhiv/5-6.12.2014/National_5_p4. pdf#page=63
Plotnikov, K.Y. Information technologies in education: music lessons in secondary school: In 2 parts: Part I: An innovative educational program. St. Petersburg: RGPU, 2013, 229 p. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
Plotnikov, K.Y. Information technologies in education: music lessons in secondary school: In 2 parts: Part II: Innovative training complex. St. Petersburg: RGPU, 2013, 116 p. http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.
Plotnikov, K.Y. Methodical system of training to computer science using music and computer technology: a monograph. St.Petersburg: Lema, 2013, 268 p. http://elibrary.ru/item.asp?id=24892632.
Plotnikov, K.Y. Multidisciplinary training project as implementation tools of individual educational routes school student // Magister Dixit. 2015, № 3. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/l_plotnikov_sayt_3_2015.pdf
Plotnikov, K.Y. Music and computer technologies in the implementation of individual
educational routes of youth // Vestnik IrGSKhA. 2015. Vol. 69, pp. 153-160.
Plotnikov, K.Y. Pedagogical potential of music and computer technology in general education //
Kazan pedagogical magazine. No 5 (112), Vol. 2, pp. 352-356.
Plotnikov, K.Y. The development of youth music & computer technologies as a reflection of the main trends of modern education's elaboration // Vestnik IrGSKhA. 2015, Vol. 70, pp. 152-158. Plotnikov, K.Y. The role of music and computer technologies in building and implementation of an individual educational route of an adolescent // Pedagogical magazine. 2015, No 6, pp. 5065.
Plotnikov, K.Y. Use of music-computer technologies in basic general education as the implementation of individual educational routes (case of computer science and music lessons in secondary school) // Scientific opinion. 2014. No 8. pp. 364-368.
Salny, R.V. Media perception as philosophy and psychology problem // Media education. 2014. No 3, pp. 24-37.