Научная статья на тему 'Современное общее музыкальное образование: к проблеме критического анализа литературы'

Современное общее музыкальное образование: к проблеме критического анализа литературы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL RISKS AND PROSPECTS / GENERAL MUSIC EDUCATION / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES (MCT) / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ / ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова И.Б., Плотников К.Ю.

Авторы понимают современное общее музыкальное образование как сочетание лучших традиций отечественного классического музыкального образования, приемлемого для наиболее широкого круга обучающихся, в условиях использования возможностей информационных / музыкально-компьютерных технологий, с одновременным обязательным купированием связанных с этим образовательных рисков. Именно с этих позиций предлагается критический обзор группы наиболее характерных проблем, связанных с выбором методологических оснований изучения этой области образования и отражающихся в источниках, представляемых разными исследователями в библиографических списках используемой литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN GENERAL MUSIC EDUCATION: ON THE PROBLEM OF CRITICAL ANALYSIS OF LITERATURE

The authors understand modern general music education as a combination of the best traditions of domestic classical music education, which is acceptable for the widest range of students, in terms of using the capabilities of information / music-computer technologies, as well as simultaneous mandatory eradication of educational risks associated with this process. From this point of view, a critical review is offered of a number of the most characteristic problems caused by the choice of methodological grounds for studying this field of education, which is reflected in the sources represented by different researchers in the bibliographic lists of the literature used.

Текст научной работы на тему «Современное общее музыкальное образование: к проблеме критического анализа литературы»

специалиста. Вместе с этим положительная мотивация студентов к творческому выполнению самостоятельной работы в учебном процессе также является одним из условий ее организации.

Перспективным направлением работы является разработка модели организации самостоятельной работы студентов, направленной на активное ис-

Библиографический список

пользование возможности ВУЦ при планировании самостоятельной работы студентов, форм, методов, средств контроля и самоконтроля при интерактивном взаимодействии преподавателя и студентов, обоснование критериев и уровней эффективности самостоятельной работы с целью осуществления мониторинга ее результатов.

1. Bologna Process. Available at: https://eua.eu/issues/10:bologna-process.html

2. Указ Президента Российской Федерации от 26.01.2019 № 18 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Available at http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201901270005?index=0&rangeSize=1

3. Портал государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВО (У*). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24

4. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. Москва. Знание. 1978; Вып. 1.

5. Крылов А.Н. Собрание трудов. УФН, Т. 1, Вып. 2: 85, 1918; Т. 1, Ч. 2. Москва-Ленинград. Издательство АН СССР, 1936-1956. Available at: http://ilib.mccme.ru/krylov/

6. Близнюк О.Н. К вопросу разработки критериев оценки уровня сформированное™ общепрофессиональных и профессиональных компетенций курсантов инженерных специальностей Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018; 2 (3): 190 - 196.

References

1. Bologna Process. Available at: https://eua.eu/issues/10:bologna-process.html

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.01.2019 № 18 «0 vnesenii izmenenij v nekotorye akty Prezidenta Rossijskoj Federacii». Available at http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201901270005?index=0&rangeSize=1

3. Portal gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya FGOS VO (3++). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24

4. Garunov M.G., Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya rabota studentov. Moskva. Znanie. 1978; Vyp. 1.

5. Krylov A.N. Sobranie trudov. UFN, T. 1, Vyp. 2: 85, 1918; T. 1, Ch. 2. Moskva-Leningrad. Izdatel'stvo AN SSSR, 1936-1956. Available at: http://ilib.mccme.ru/krylov/

6. Bliznyuk O.N. K voprosu razrabotki kriteriev ocenki urovnya sformirovannosti obscheprofessional'nyh i professional'nyh kompetencij kursantov inzhenernyh special'nostej Vestnik Yaroslavskogo vysshego voennogo uchilischa protivovozdushnoj oborony. 2018; 2 (3): 190 - 196.

Статья поступила в редакцию 06.08.19

УДК 37 + 37.012 + 372.878

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Plotnikov K.Yu., Cand. оf Sciences (Pedagogy), Senior Researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru

MODERN GENERAL MUSIC EDUCATION: ON THE PROBLEM OF CRITICAL ANALYSIS OF LITERATURE. The authors understand modern general music education as a combination of the best traditions of domestic classical music education, which is acceptable for the widest range of students, in terms of using the capabilities of information / music-computer technologies, as well as simultaneous mandatory eradication of educational risks associated with this process. From this point of view, a critical review is offered of a number of the most characteristic problems caused by the choice of methodological grounds for studying this field of education, which is reflected in the sources represented by different researchers in the bibliographic lists of the literature used. Key words: educational risks and prospects, general music education, music computer technologies (MCT).

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, старший научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: zvukimus@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: К ПРОБЛЕМЕ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРЫ

Авторы понимают современное общее музыкальное образование как сочетание лучших традиций отечественного классического музыкального образования, приемлемого для наиболее широкого круга обучающихся, в условиях использования возможностей информационных / музыкально-компьютерных технологий, с одновременным обязательным купированием связанных с этим образовательных рисков. Именно с этих позиций предлагается критический обзор группы наиболее характерных проблем, связанных с выбором методологических оснований изучения этой области образования и отражающихся в источниках, представляемых разными исследователями в библиографических списках используемой литературы.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, образовательные риски и перспективы, общее музыкальное образование.

Музыка, сочетая в себе потенциал ничем не заменимого языка (доступного людям всех возрастов, говорящих на разных языках), творчества (пения, композиции, игры на инструментах, пластического выражения и др.), коммуникации (как в коллективе музицирующих, так и, через музыкальное произведение, между автором, исполнителем и слушателем), и культуры (во всём разнообразии традиций, жанров, стилей и пр.) во все времена, благодаря своей уникальной природе, была и остаётся для человека одним из самых ярких и глубоких по эмоциональному, ментальному (даже - трансцендентальному) воздействию феноменов, богатым источником творческого вдохновения и эстетического наслаждения, транслятором этических ценностей и различного рода идей, даже - механизмом сублимации и катарсиса.

Значение общего музыкального образования значительно возросло в наше время, в эпоху, когда, под воздействием процессов глобализации, информатизации и др., драматически трансформируются традиционные этические, культурные ценности [1], возникают противоречивые отношения между когда-то найденными методиками воспитания и обучения и попытками использовать современные технологии, в музыке - в первую очередь, то, что обозначено как музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [2 - 4].

Будет честным признаться, что, согласно основополагающим принципам методологии науки (а в педагогике их соблюдение важно, как нигде, ведь здесь речь идёт о судьбе подрастающего поколения), объективный, целостный анализ фактов, выявление всей сложности и многоуровневости взаимосвязи процессов в области общего музыкального образования (в т. ч. - связанного с ним дополнительного [5]), показывают, что они ещё весьма далеки от возможного высокого уровня их, на чём мы и хотели заострить внимание коллег в этом исследовании, на примерах, ограниченных (по требованиям конкретного издания) в количественной представленности, но достаточно показательных в качественном смысле.

В этом анализе, несомненно, носящем, в определённой мере, полемический характер, авторы изначально ставят перед собой задачу придерживаться принципов научной и педагогической этики с понятной долей субъективности в оценке примеров, приводимых в библиографическом списке. Отдельно отметим тот факт, что найденные (и отмеченные в статье) характерные слабые места в методологии музыкальной педагогики (как в интеграции, так и дифференциации с другими отраслями педагогической науки), мы находим и в ряде своих работ, потому двуединая цель данного исследования заключается, с одной стороны, в

поиске причин, из-за которых появляются представляемые в обзоре проблемы, с другой стороны, в вынесении этих проблем на обозрение (обсуждение научного сообщества), чтобы избавиться от того, что преодолеть - в наших силах и возможностях.

Первая группа проблем (1-3), представленная в материале данной статьи, связана с источниками, на которые опираются многие авторы.

1 - уместность источника с точки зрения отражения исторической реальности анализируемого явления или факта. В этом смысле, несомненно, каждый исследователь вправе находить отправную точку в той литературе, которая в чём-то согласуется или, наоборот, входит в противоречие, с его взглядами. Но, в целом, по нашему убеждению, одинаково неправильно почти полностью отвергать:

- как те источники, которые относятся к тому времени, которое можно условно назвать «прединформационной» эпохой (здесь точкой «водораздела» одни назовут изобретение и распространение звукозаписи, другие - распространение радио, телевидения, бытовой звуковой техники массового потребления, а скорее, это несколько волн или валов технической и связанной с ней культурной революции в области музыки);

- так и те источники, которые описывают (часто - довольно эмпирически и не достаточно целостно и глубоко) современные технологические, педагогические, культурологические аспекты, связанные с появлением в музыкальном образовании программно-аппаратной базы, позволяющей обучаться игре, пению, слушанию, обработке музыки по-новому, использовать ИТ как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся [6].

Именно при таком подходе, может проявиться «отношение <...> к отечественной педагогике музыкального образования не как к завершённому историческому явлению, а как к исторической основе современной методологии и методики школьного музыкального образования» [7, с. 162]. Образцом соблюдения такого баланса, когда исследователь опирается и на несомненные авторитеты (на работы Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского и др.), и на современных учёных и методистов, значительно расширивших знания в обсуждаемой области (А.В. Торопову, Л.В. Школяр и др.), а самое важное -тонко и точно подмечает приоритеты музыкального образования: «Создание на занятиях ситуации успешного музыкального опыта через переживание-деятельность может способствовать пробуждению творческих сил обучающихся, <...> служить основой для понимания плодов творчества других людей, культур, традиций» [8, с. 79].

2 - соблюдение баланса между достаточностью и полнотой источников, в которых автор исследования находит опору или какие-либо, ставшие уже не актуальными, а потому, требующие пересмотру, позиции. Одной из явных причин, по которой исследователю с каждым годом всё сложнее делать правильный и сбалансированный отбор, является экспонентный рост информации (в том числе, - научной), работ, опубликованных и размещённых в сети, собираемых в научных библиотеках. Но, очевидно, что даже для студенческой научной работы можно найти оправдание наличию всего двух источников, при этом один из них - 20-летней давности, что при рассмотрении современных ИТ, с их темпом развития, безусловно, некорректно [9].

3 - размытость в том потоке книг статей, обзоров и иных проявлений научного, около- и псевдонаучного мышления. Явление «мимикрии на научность», графоманства и т. п. проявлений в науке имеет такую же долгую историю, как и письменность. К примеру, студенческая работа, позиционируемая как «Лучшая научная статья», которую другие, следовательно, должны воспринимать в качестве образца, но в ней с ошибками (№№ 2, 4, 6) составлен список литературы, опечатка «исследователь И.М. Красильникова», т.е. изменён пол учёного [10, с. 321 - 322].

Но в настоящее время, можно назвать ряд дополнительных причин более интенсивного распространения этого явления, а также - недостаточно оправданного увеличения количества издаваемых статей, книг и других материалов:

- доведённая, наверное, до максимума, технологическая простота «выхода в свет» того, что родилось в чьей-то голове, как мысль (верная или нет), что становится доступным миллионам (через Интернет, в т. ч. - соцсети, спам-рас-сылки и пр.), несмотря на различные заслоны (институт рецензирования, в первую очередь);

- довольно спорная необходимость для педагогов, учёных (в т. ч. образовательных учреждений) отчитываться о результативности (эффективности) сво-

Библиографический список

ей работы (а, значит, и получать зарплату на основе этих критериев) на основании различных рейтингов (частоты цитирования, поступления / трудоустройства и уровня зарплаты своих выпускников и т. д.);

- с другой стороны, может быть, хотя бы в какой-то степени, оправдано желание автора донести до научного сообщества те идеи, к которым он пришёл в результате своего научного и педагогического труда, а значит, использовать предоставляющиеся возможности для выражения своих взглядов, до этого по какой-то причине не оценённых (заметим, ни положительно, ни критически), либо обратиться к иноязычной аудитории (с чем в отечественной педагогике мы видим большие перспективы) [11].

4 - частое отсутствие и в библиографии, и в самих выводах авторов целостного описания разных сторон явления (или фактов), где были бы представлены как преимущества, так и риски, связанные с использованием в современном образовании каких-то новых технологий и др., равно - и с продолжением применения традиционных, действенных для других условий методик, приёмов и т. д. показательно сопоставление работ профессора Т.И. Поздняковой [12] и аспиранта Е.О. Моисеева [13], одинаково посвящённых вокальной педагогике, но, если начинающий исследователь с упоением говорит лишь о перспективах, то опытный мастер призывает относиться чутко, мудро, осторожно к голосовому аппарату учеников.

Выводы:

1. Призывая и самих себя, и своих коллег как опытных, так и, особенно, начинающих, быть внимательными к новым работам в нашей (безусловно, важной, сложной, но очень интересной) области, соблюдать этику, поддерживать здоровые традиции и грамотно простроенные инновации в современном музыкальном образовании с учётом целостного комплексного рассмотрения как образовательных перспектив, так и образовательных рисков.

В этом же ключе выступают и ряд зарубежных коллег Приведём мнение S. O'Neill, говорящей, что «мы должны подвергнуть сомнению часто некритичное и широкое признание технологии как нейтрального или аполитичного инструмента или артефакта, который служит только для того, чтобы затемнить или ограничить возможности для видения значимых изменений в музыкальном образовании» (приводим оригинальную версию цитаты: «We also need to question the often uncritical and widespread acceptance of technology as a neutral or apolitical tool/ artifact, which only serves to obscure or limit possibilities for envisioning meaningful reform in music education») [14, с. 12]. Различные аспекты рассматриваемой проблемы отражены также в работах [15; 16; 17; 18].

2. Обращаем дополнительное внимание научного сообщества, как на один из образцов методологически грамотного построения и оформления исследовательской работы, на то, что представляет читателям научных журнал «Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование», по праву стоящий в авангарде отечественной музыкальной педагогики (в первую очередь, благодаря усилиям главных своих создателей и руководителей - Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой). С другой стороны, отметим следующий факт - при открытости доступа к архиву этого издания, цитируемость публикуемых в нём работ остаётся весьма незначительной. Считаем данный факт проявлением недостаточного профессионализма тех исследователей, которые не могут обнаружить материалы такого высокого уровня и / или оценить их достоинства.

3. Работая в направлении исследования феномена музыкально-компьютерных технологий [19], [20], видим значительные перспективы их действенного внедрения, а также - купирования угроз, связанных с этим процессом, в общее, профессиональное, дополнительное и инклюзивное музыкальное образование, именно - в опоре на лучшие традиции классической отечественной школы музыкальной педагогики и новые, современные способы трансляции её передовых идей.

В заключение отметим, что авторы понимают современное общее музыкальное образование как сочетание лучших традиций отечественного классического музыкального образования, приемлемого для наиболее широкого круга обучающихся, в условиях использования возможностей информационных / музыкально-компьютерных технологий, с одновременным обязательным купированием связанных с этим образовательных рисков. Именно с этих позиций предлагается критический обзор группы наиболее характерных проблем, связанных с выбором методологических оснований изучения этой области образования и отражающихся в источниках, представляемых разными исследователями в библиографических списках используемой литературы.

1. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. К вопросу реализации образовательного потенциала музыки в контексте современного информационного социокультурного пространства. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016; 8 (16): 116 - 118.

2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4. № 9: 123 - 138.

3. Плотников К.Ю. Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании. Казанский педагогический журнал. 2015; 5 (112), Ч. 2: 352 - 357.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2004: 52 - 55.

5. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Место музыки и музыкально-компьютерных технологий в педагогической системе детского оздоровительного лагеря. Общество: социoлогия, психология, педагогика. 2015; 6: 138 - 142.

6. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы. Теория и практика общественного развития. 2015; 19: 236 - 239.

7. Алиев Ю.Б. Приобщение к музыке школьников-подростков: ретроспектива - реалии - взгляд в будущее. Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018; 2 (22): 156 - 164.

8. Овчинникова Ю.С. Творческая работа с интонируемым переживанием как средство развития музыкальной культуры личности. Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018; 3 (23): 68 - 82.

9. Гарькуша Н.В., Буторина Н.И. Возможности применения современных информационных технологий на уроках по музыке. Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы X международной научно-практической конференции. 2017: 147 - 150.

10. Сомов Д.С., Беркутова А.А. Особенности применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в средней школе. Лучшая научная статья 2016: сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. 2017: 320 - 322.

11. Gorbunova I.B., Davletova C.B., Tovpich I.O. (2018). Electronic Musical Instruments in the General Music Education System ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18: International Conference Proceedings: 139 - 143.

12. Позднякова Т.И. Основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению. Педагогический имидж. 2018; 4 (41): 18 - 25.

13. Моисеев Е.О. Современные проблемы и перспективы применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения подростков эстрадному пению. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018; 45-1: 150 - 156.

14. Music and Media Infused Lives: Music Education in a Digital Age, Edition: Vol. 6. Canadian Music Educators' Association, Ed.: Susan A. O'Neill, 2014.

15. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology.

16. Chao-Fernandez, R., Roman-Garcia, S., Chao-Fernandez, A. (2017). Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2017; 237: 576 - 580.

17. Crawford R., Southcott J. (2017). Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education. 2017; 26 (3): 347 - 366.

18. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem. 2017; 14: 153 - 169.

19. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 2.

20. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодёжи. Вестник ИрГСХА. 2015; Вып. 69 (август): 153 - 160.

References

1. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. K voprosu realizacii obrazovatel'nogo potenciala muzyki v kontekste sovremennogo informacionnogo sociokul'turnogo prostranstva. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2016; 8 (16): 116 - 118.

2. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; T. 4. № 9: 123 - 138.

3. Plotnikov K.Yu. Pedagogicheskij potencial muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obschem obrazovanii. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; 5 (112), Ch. 2: 352 - 357.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2004: 52 - 55.

5. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Mesto muzyki i muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskoj sisteme detskogo ozdorovitel'nogo lagerya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 138 - 142.

6. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo monitoringa obrazovatel'nyh prodvizhenij uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly. Teoriya

1 praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 19: 236 - 239.

7. Aliev Yu.B. Priobschenie k muzyke shkol'nikov-podrostkov: retrospektiva - realii - vzglyad v buduschee. Vestnik kafedry YuNESKO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018;

2 (22): 156 - 164.

8. Ovchinnikova Yu.S. Tvorcheskaya rabota s intoniruemym perezhivaniem kak sredstvo razvitiya muzykal'noj kul'tury lichnosti. Vestnik kafedry YuNESKO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018; 3 (23): 68 - 82.

9. Gar'kusha N.V., Butorina N.I. Vozmozhnosti primeneniya sovremennyh informacionnyh tehnologij na urokah po muzyke. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 147 - 150.

10. Somov D.S., Berkutova A.A. Osobennosti primeneniya muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij na urokah muzyki v srednej shkole. Luchshaya nauchnaya stat'ya 2016: sbornik statej pobeditelej V mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. 2017: 320 - 322.

11. Gorbunova I.B., Davletova C.B., Tovpich I.O. (2018). Electronic Musical Instruments in the General Music Education System ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18: International Conference Proceedings: 139 - 143.

12. Pozdnyakova T.I. Osnovnye aspekty golosovoj nagruzki detej mladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya peniyu. Pedagogicheskijimidzh. 2018; 4 (41): 18 - 25.

13. Moiseev E.O. Sovremennye problemy i perspektivy primeneniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v processe obucheniya podrostkov 'estradnomu peniyu. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018; 45-1: 150 - 156.

14. Music and Media Infused Lives: Music Education in a Digital Age, Edition: Vol. 6. Canadian Music Educators' Association, Ed.: Susan A. O'Neill, 2014.

15. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology.

16. Chao-Fernandez, R., Roman-Garcia, S., Chao-Fernandez, A. (2017). Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2017; 237: 576 - 580.

17. Crawford R., Southcott J. (2017). Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education. 2017; 26 (3): 347 - 366.

18. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem. 2017; 14: 153 - 169.

19. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 2.

20. Plotnikov K.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov molodezhi. VestnikIrGSHA. 2015; Vyp. 69 (avgust): 153 - 160.

Статья поступила в редакцию 29.07.19

УДК 378.637:796

Kraynik V.L., Docotr of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru

Kolyeva V.V., senior teacher, Department of Physical Education, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: nigmatulin1976@list.ru

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION TO THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES IN STUDENTS. In the article the researchers conduct a scientific study of Russian scientists on a problem of formation of readiness of future teachers of physical culture to development of leadership qualities of pupils. The insufficiency of this problem is shown, since in the works of scientists the problem of teachers' readiness for professional activity is considered in a broad sense, without sufficiently revealing its individual directions. On the basis of the analysis of scientific sources the structure of readiness of teachers including such components as psychological, professional and personal readiness is allocated. The work reveals pedagogical conditions of formation of readiness of future teachers of physical culture to the development of leadership qualities of students: addressing the problem from the standpoint of structural analysis; identifying the main ideas and concepts about leadership qualities, guidance and control aspect of the professional activity of the teacher; the use of active forms and methods of training and education, is most conducive to converting knowledge into belief; the strengthening of interrelation of activity of subjects of education: educational institutions, physical culture and sports and other state and public organizations.

Key words: readiness, leadership qualities of pupils, pedagogical conditions, professional activity, structure of readiness of teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.