Научная статья на тему 'Гуманитарная направленность учебного проекта, реализуемого с использованием музыкально-компьютерных технологий'

Гуманитарная направленность учебного проекта, реализуемого с использованием музыкально-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES / PROJECT METHOD / EDUCATION AND TRAINING / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES / CREATION / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова И.Б., Плотников К.Ю.

В статье исследуется совокупность образовательного потенциала музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и метода учебного проекта, направленного на реализацию индивидуального маршрута обучения и воспитания. Педагогическая оценка дается в контексте указанных авторами потенциальных возможностей и рисков процесса информатизации образования с опорой на проведенные ранее исследования феномена МКТ, на основе практики внедрения данных технологий в образовательный процесс на уровне основного общего, среднего и высшего образования. Выводы, обращенные к коллегам-ученым, педагогам-практикам, позволяют использовать предлагаемый подход в общем, инклюзивном, дистанционном образовании (включая и режим самообразования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова И.Б., Плотников К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian focus of education projects implemented with application of computer music technologies

The article studies educational potential of combining computer music technologies and a project method aimed at implementation of an individual route of training and education. Educational evaluation is given in the context of resources and risks of education informatization indicated by the authors. It is based on the computer music phenomenon research undertaken by the authors, as well as the practice of computer music implementation in the educational process of primary, secondary and higher education. The research outcomes, addressed to fellow scholars and teachers, allow them to use the proposed approach in general, inclusive, distance education (including self-education mode).

Текст научной работы на тему «Гуманитарная направленность учебного проекта, реализуемого с использованием музыкально-компьютерных технологий»

УДК 37.01 Горбунова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Плотников Константин Юрьевич

кандидат педагогических наук,

учитель музыки Центра образования № 47 г. Иркутска

ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА, РЕАЛИЗУЕМОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация:

В статье исследуется совокупность образовательного потенциала музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и метода учебного проекта, направленного на реализацию индивидуального маршрута обучения и воспитания. Педагогическая оценка дается в контексте указанных авторами потенциальных возможностей и рисков процесса информатизации образования с опорой на проведенные ранее исследования феномена МКТ, на основе практики внедрения данных технологий в образовательный процесс на уровне основного общего, среднего и высшего образования. Выводы, обращенные к коллегам-ученым, педагогам-практикам, позволяют использовать предлагаемый подход в общем, инклюзивном, дистанционном образовании (включая и режим самообразования).

Ключевые слова:

музыкально-компьютерные технологии, метод учебного проекта, обучение и воспитание, индивидуальный образовательный маршрут, творчество.

Gorbunova Irina Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

Plotnikov KonstantinYurievich

PhD in Education Science, Music Teacher, Center of Education / Secondary School №47, Irkutsk

HUMANITARIAN FOCUS OF EDUCATION PROJECTS IMPLEMENTED WITH APPLICATION OF COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES

Summary:

The article studies educational potential of combining computer music technologies and a project method aimed at implementation of an individual route of training and education. Educational evaluation is given in the context of resources and risks of education informatization indicated by the authors. It is based on the computer music phenomenon research undertaken by the authors, as well as the practice of computer music implementation in the educational process of primary, secondary and higher education. The research outcomes, addressed to fellow scholars and teachers, allow them to use the proposed approach in general, inclusive, distance education (including self-education mode).

Keywords:

computer music technologies, project method, education and training, individual educational routes, creation.

Революционные изменения, коснувшиеся всех областей жизни современного человека (от быта до производства, от политики до культуры, медицины и пр.), ученые разных специальностей (социологи, культурологи, политологи и т. д.) чаще всего связывают с процессом информатизации, по своему уровню и эффекту позволившим назвать наше время цифровым веком.

Отечественная и зарубежная педагогика едины в неоднозначности характера оценки того, что несет образованию информатизация, видя в этом явлении как открывшиеся возможности:

- создание высокотехнологичной образовательной среды,

- реализация индивидуальных образовательных маршрутов,

- дистанционная форма образования и др., так и очевидные риски:

- перегрузка и обучающегося, и обучающего вследствие увеличивающегося объема информации, направленного к человеку, как необходимого для формирования актуальных компетенций, так и явно характеризующегося через понятие «шум»;

- стихийный (а в некоторых его сегментах - целенаправленно деструктивный) характер формирования контента www, который в сочетании с негативными тенденциями воздействия массме-диа на нашего современника несет реальные и скрытые угрозы (экстремизм, кража, обман и др.).

Образовательный процесс, понимаемый в системе «обучение + воспитание» (что признано и отражено в п. 1 ст. 2 закона «Об образовании в РФ» (с его статусом приоритетности), других

законодательных и нормативных документах), является «общественно значимым благом» и осуществляется «в интересах человека, семьи, общества и государства, <...> в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Метод учебного проекта и музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [2; 3; 4; 5], на наш взгляд, вмещают в своем уникальном совокупном образовательном потенциале как раз и механизм, и содержание, необходимые для одновременной реализации целей интеллектуального, духовно-нравственного, творческого (и профессионального - по отношению к областям «педагогика» и «музыка») развития школьника, студента [6; 7; 8].

Проектная деятельность и работа с МКТ полностью содержат то, что перечислил А.М. Новиков, говоря о самых необходимых для человека постиндустриального общества качествах. Это способности «общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить» [9, с. 58]. МКТ по природе своего материала и продукта - по природе музыки и учебный проект как наиболее приближенный к жизни метод учебной деятельности вмещают на отдельных этапах своей реализации (акцентируемых в большей или меньшей мере) следующие действия:

- постановка целей и задач,

- моделирование идеи воплощения,

- нахождение и отбор материала, позволяющего их реализовать,

- построение и выполнение задуманного с учетом индивидуальных особенностей, предпочтений и т. п.,

- представление аудитории и (возможное) выполнение в сотрудничестве с другими участниками результата своего труда [10].

Необходимо добавить, что каждый из этапов осуществления учебного проекта: целевой (ценностно-ориентационный), конструктивный, оценочно-рефлексивный, презентативный, которые выявлены нами по отношению к реализации через МКТ [11], содержит атрибуты проявления обучающимся своей индивидуальности.

Целевой этап реализации с использованием МКТ имеет в своем основании мотив творческой самореализации потенциального пользователя и эффект повышения мотивации учебной деятельности (и косвенно - самовоспитания) за счет подключения различных перцептивных модальностей: визуальной, аудиальной, кинестетической [12].

Более того, значительность целеполагания, как и содержания проектной деятельности с использованием МКТ, определяет музыка - материал и продукт этих технологий - как этически и эстетически ценная информация о человеке, о мире. Закодированный в ней опыт отношения к жизни, мироустройству является более высоким рангом в иерархии педагогических целей, чем цели любого конкретного предмета, этапа или системы обучения [13].

Операциональный этап учебного проекта в применении МКТ, благодаря предоставляемым ими возможностям, делает реальной встречу человека с музыкой во всем спектре творческих проявлений, позволяя стать:

- «активным» слушателем (при создании видео-, визуального ряда к звучащему музыкальному произведению);

- танцором (с возможностями создавать миксты);

- певцом (оценивающим свое исполнение, записанное на собственный планшет и т. п., готовящим себе фонограмму посредством редактирования ее в отношении тональности, темпа и пр.);

- аранжировщиком (через использование автоаранжировщика, мультитрековой записи, возможностей MIDI);

- композитором (записывая пропетую или сыгранную музыку на диктофон, перенося ее с помощью нотного редактора на нотный стан);

- инструменталистом (солистом или ансамблистом, в том числе использующим упомянутую выше мультитрековую запись) [14; 15; 16].

К вышеперечисленным вариантам реализации проекта стоит добавить предоставляемую беспроводной связью возможность осуществлять эту (и другую) деятельность в сотрудничестве с другими возможными соучастниками выполнения замысла учебного проекта [17].

Продукт результирующего этапа проекта может стать: музыкой в семейной, личной, классной, школьной фонотеке, в учебной презентации и пр.; музыкальным сопровождением спектакля школьного театра или выступления команды КВН; звуковым треком мини-фильма, сопровождающего доклад по истории, географии, окружающему миру и пр. [18].

Столь детальное описание конкретных случаев нами предпринято как доказательство возможностей МКТ в проектной деятельности по устранению таких противоречий современного общего образования, как:

- противоречие между коллективным способом классно-урочной модели организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития любого отдельно взятого обучающегося, устранимое с переходом ко внеурочной проектной деятельности;

- противоречие между преимущественно вербальным характером обучения и задачами его «активных» форм, устранимое путем создания проектов гуманитарно-творческой направленности с мультидисциплинарной тематикой, позволяющей обучаемому «включаться» в близкий ему по индивидуальным особенностям творческий процесс [19];

- противоречие между мобильностью учебного проекта (в нашем случае - проекта «Учебное пособие по музыке»), реализующего возможности МКТ, и отсутствием таковой у традиционных учебников (в том числе и электронных) вследствие прохождения ими необходимых процедур официального утверждения и др. [20];

- противоречие между желаемой гармонией в образовательной диаде «воспитание + обучение» и реальным перевесом педагогического внимания в сторону второго ее компонента, устранимое при расширении в учебном содержании доли предметной области «Искусство: музыка» [21; 22]. При этом отдельного внимания и тактичной корректировки со стороны взрослого требует отбор обучающимся музыкального материала («по принципу художественной ценности и степени воспитательного воздействия») [23, с. 316].

Подводя итоги, констатируем следующее:

1. Реализацию в учебном проекте потенциала МКТ обеспечивает система киберсоциали-зации (В.А. Плешаков [24]), что выявлено на всех ее уровнях:

- мегафакторном (интернет, www и пр. - собственно оцифрованный звук);

- макрофакторном (порталы и сайты, социальные сети, поисковые системы и др. - базы данных с оцифрованной музыкой, в том числе с видеорядом);

- мезофакторном (вики-проекты, компьютерные игры и т. д. - операции на основе программно-аппаратной части МКТ и ее аналогов, работающих со звуком и видео, - пересылка, прикрепление и др.);

- микрофакторном (ПО персональной компьютерной техники и сотовых (мобильных) телефонов как личная микросреда киберпространства пользователя, самопрезентации и т. д. его в киберпространстве и пр.) - весь диапазон от аудио- и видеопотребления до творчества [25].

2. Реализация учебного проекта с возможностями включения в него художественного материала (каким является музыка в МКТ) выводит мышление обучающегося из режима клипового (представляющего собой такую смену контекстных смыслов, что они не могут быть полностью осознаны) в мир художественных смыслов [26; 27; 28], имеющий:

а) индивидуальную личностную окраску (трактовки),

б) непреходящую ценность не только онтогенетического, но и филогенетического опыта.

3. К представленным преимуществам свободы выбора обучающимся репертуара и формы его творческого освоения надо добавить и возможность выбирать границы объема используемого в конкретном проекте материала, что позволяет школьнику, студенту организовывать свою проектную деятельность через различные варианты:

- индивидуально или в группе (разной как по составу, количеству, так и по качеству, распределяемым функциям);

- разово или с пролонгацией (в течение одного занятия, серии уроков, учебного года или даже нескольких лет).

4. Чрезвычайно важны как наличие, так и объективность (субъективной по природе) рефлексии (оценки и самооценки) реализации учебного проекта. В этом смысле обозначим как явное преимущество использования МКТ заложенную в саму их программно-аппаратную часть возможность «документировать» (проводить аудио-, видеозапись, сохранять созданное в памяти аппарата, в «облаке» и т. д.) свой продукт, что позволяет, с одной стороны:

- формировать своеобразный электронный банк со всеми преимуществами цифровой формы (удобство и надежность хранения, копирования и пересылки с сохраняемым качеством первоначального образца, быстрый поиск и доступ);

- производить фиксацию с соблюдением этических педагогических норм в отношении самого обучающегося, избегая технологических и психологических недостатков аналоговой аудио-и видеозаписи, создавая режим наибольшего пользовательского комфорта [29];

- способствовать формированию у самого автора проекта навыков самооценивания своей учебной деятельности (и самовоспитания); с другой стороны:

- оценивать конкретную фиксацию как только один из этапов одной из форм отражения воспитания определенных человеческих качеств, передаваемых посредством художественного образа, что не может претендовать на абсолютную истину в смысле характеристики человека, чья запись представлена в документе [30].

5. Еще одним важным образовательным приращением при предлагаемом использовании МКТ в проектной деятельности является естественное по компьютерной форме данных технологий повышение у пользователя уровня ИКТ-компетенций, что возможно оценить по таким параметрам, как:

- доступ к информации (так называемый «стартовый» ИКТ-критерий);

- оценка - сравнение текстов («коммуникационный» критерий);

- анализ - синтез текстов («информационный» критерий);

- продуцирование (создание собственных медиатекстов в целях общения, обучения и пр.; «технологический» критерий) (уровни для этой и предыдущих характеристик представлены в [31, с. 63-64]).

Ссылки:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273 от 29.12.2012. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 1l.03.2015).

2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». Казань, 2013. С. 7-12.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-11.

6. Плотников К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий : монография. СПб., 2013. 268 с.

7. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 214-221.

8. Горбунова И.Б., Хомутская Н.Ю. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании в школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 294-297.

9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2008. 136 с.

10. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : материалы XII Санкт-Петербург. междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.

11. Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: Музыкально-компьютерные технологии на уроках информатики и музыки в общеобразовательной школе: Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс (с приложением на 11 DVD). СПб., 2013. 116 с.

12. Плотников К.Ю. Методическая система обучения информатике ...

13. Плотников К.Ю. Модель обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в школьном пропедевтическом курсе «Информатика и ИКТ» // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). С. 308-315.

14. Там же.

15. Плотников К.Ю. Место музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в школьном курсе «Информатика и ИКТ» // Там же. 2012. № 12 (71). С. 310-316.

16. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодежи // Вестник ИрГСХА. 2015. Вып. 69. С. 153-160.

17. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 211-219.

18. Плотников К.Ю. Использование музыкально-компьютерных технологий в основном общем образовании как реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере уроков информатики и музыки в общеобразовательной школе) // Научное мнение. 2014. № 8. С. 364-368.

19. Плотников К.Ю. Место музыкально-компьютерных технологий (МКТ) ...

20. Там же.

21. Плотников К.Ю. Методическая система обучения информатике ...

22. Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании ...

23. Плотников К.Ю. Место музыкально-компьютерных технологий (МКТ) ... С. 316.

24. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека : монография / под общ. ред. А.В. Мудрика. М., 2011. 400 с.

25. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии ...

26. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный документ] // Топос : лит.-филос. журн. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 25.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.

28. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.

29. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.

30. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 16-24.

31. Плотников К.Ю. ИКТ-компетенции школьников и медиаобразование // Национальная ассоциация ученых : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» (г. Екатеринбург 5-6 дек. 2013 г.). Екатеринбург, 2014. № 5, ч. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.