Научная статья на тему 'Совершенствование системы профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом колледже'

Совершенствование системы профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC TEACHER / "MUSIC FOR ALL" PROJECT / MUSIC EDUCATION / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОЕКТ "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ" / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спиридонов О. А.

Министерство образования и Министерство культуры и духовности республики Саха организаторы проекта «Музыка для всех» обозначили проблему: помочь всем детям освоить один классический музыкальный инструмент к окончанию школы. Для этой цели между министерствами подписано соглашение о совместной работе по продвижению проекта «Музыка для всех», разработанному и подготовленному учеными, музыкантами, преподавателями и педагогами-практиками нашей страны. С 2015 г. координатором проекта «Музыка для всех» по методическому сопровождению программы назначено Музыкальное отделение Якутского педагогического колледжа. В статье рассмотрены ключевые методологические аспекты подготовки учителя музыки в системе среднего профессионального образования к осуществлению образовательной деятельности в условиях реализации проекта; раскрыты основные методологические принципы создания методического сопровождения для различных этапов реализации проекта «Музыка для всех», разработанные автором и направленные на консолидацию усилий учителей музыки Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом колледже»

As a result, we can recognize the teaching of computer science using the MCT (for example, by creating elements of an electronic textbook) at secondary school:

a) relevant, on the one hand, as a reflection of the vector on the informatization of education and on the informatization of other spheres of our contemporary life; on the other hand, as an opportunity to find a student's creative response to the process of digitalization of culture;

Библиографический список / References

b) secured, on the one hand, a high level of educational motivation of the student (Hawthorne effect does not have enough weight, because it is much inferior to the motives of self-realization); on the other hand, the hardware and software base (for example, a personal smartphone), available to him;

c) effective, on the one hand, in relation to the ICT-competences formed in schoolchildren; on the other hand, as one of the ways of creative self-realization of a teenager.

1. Gorbunova I.B. The Phenomenon of Music Computer Technologies as a New Educational Creative Environment. Proceedings of the Russian Herzen State Pedagogical University. 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Training of Modern Teacher-musician. Problems of Music Science. 2014; 3 (16): 5 - 10.

3. Gorbunova I.B. Plotnikov K.Yu. Mastering of Computer Music Technologies by Teenag-ers on the Basis of Smartphone Applications (in the Context of Cultural and Educational Environment Formation). Theory and Practice of Social Development. 2015; 20: 272 - 275.

4. Udovenko L.N. Levels of Formation of Schoolchildren's Algorithmic Competences. Yaro-slavl pedagogical Bulletin. 2013; Vol. 2, No. 1: 103 - 107.

5. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies and Audiovisual Synthesis: Actual Value and Prospects of Development. Theory and Practice of Social Development. 2014; 19: 162-168.

6 . Duran M.A, Castell P.G., Guillem M.A. & oth. Study of the Results in the Acquisition of core competencies in schools that integrate primary

education and music. International Journal of Music Education. 2017; Vol. 35, Issue 4: 554 - 564.

7 . Argstatter H. Perception of Basic Emotions in Music: Culture-specific or Multicultural? Psychology of Music. 2016; Volume 44, Issue 4:

674 - 690.

8. Tomlinson M.M. A Case Study of Diverse Multimodal Influences on Music Improvisation Using Visual Methodology. International Journal of Music Education. 2016; Vol. 34, Issue 3: 271 - 284.

9. Krause A.E., North A.C., Hewitt L.Y. Music-listening in Everyday Life: Devices and Choice. Psychology of Music. 2015; Vol. 43, Issue 2: 155 - 170.

10. Middleton A. Reconsidering the Role of Recorded Audio as a Rich, Flexible and Engaging Learning Space. Research in Learning Technology. 2016; Vol. 24: 28035.

11. Cohrdes C., Kopiez R. Optimal Distinctiveness and Adolescent Music Appreciation: Development of Music- and Image-related Typicality Scales. Psychology of Music. 2015; Vol. 43, Issue 4: 578 - 595.

12. Amiel T., Kubota L.Cl., Wives W.W. A Systemic Model for Differentiating School Technology Integration. Research in Learning Technology. 2016; Vol. 24: 31856.

13. Plotnikov K.Yu. To the Problem of Digitized Music (E-music) in School: "Pro" et "Con-tra". Bulletin of the Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series. Pedagogical and Psychological Sciences. 2017; 28 (47): 67 - 76.

14. Plotnikov K.Yu. E-musica in the School of the Digital Age: an Analysis of the Experience and the Model of Education. Humanitarian Scientific Bulletin, 3, p. 27 - 36, 2018.

15. Plotnikov K.Yu. Methodical System of Training to Computer Science Using Music Computer Technologies: Monograph. "Lema", St. Petersburg, 2013.

16. Fedorov A., Novikova A. Media Education in the Leading Western Countries. "Kuchma", Taganrog, 2005.

17. Schubert S. Didaktik der Informatik in Theorie und Praxis: GI-Fachtagung "Informatik und Schule - INFOS 2007"; 19 - 21. September 2007 an der Universität Siegen. "Gesellschaft für Informatik", Bonn, 2007.

18. Nasledov A.D. SPSS Statistics 20 and AMOS: Professional Statistical data Analysis. "Piter".St. Petersburg 2013.

19. Plotnikov K.Yu. Training (Educational) Project "Our Creativity with Music". New Educational Strategies in Modern Educational Space, 2018.

20. Plotnikov K.Yu. Monitoring the Student's Music-related Advancements Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal. 2016; 3 (19): 185 - 193.

Статья поступила в редакцию 04.10.18

УДК 378

Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev, postgraduate, Herzen State Pedagogical University

of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC TEACHERS IN THE PEDAGOGICAL COLLEGE. The

Ministry of Education and the Ministry of Culture and Spirituality of the Republic of Sakha - organizers of a project "Music for All" -identified a problem: to help all children learn one classical musical instrument by the end of school. For this purpose, the ministries signed an agreement on joint work to promote the project "Music for All", developed and prepared by scientists, musicians and teachers of Russia. Since 2015 the Music Department of the Yakut Pedagogical College is a coordinator of the project "Music for all" on the methodological support of the program appointed. The article deals with the key methodological aspects of music teacher training in the system of secondary vocational education for the implementation of educational activities in the context of the project; the basic methodological principles of methodological support for the various stages of the project, developed by the author and aimed at consolidating the efforts of music teachers of Yakutia.

Key words: music teacher, "Music for All" project, music education.

О.А. Спиридонов, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»,

аспирант РГПУ им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Министерство образования и Министерство культуры и духовности республики Саха - организаторы проекта «Музыка для всех» - обозначили проблему: помочь всем детям освоить один классический музыкальный инструмент к окончанию школы. Для этой цели между министерствами подписано соглашение о совместной работе по продвижению проекта «Музыка для всех», разработанному и подготовленному учеными, музыкантами, преподавателями и педагогами-практиками нашей страны. С 2015 г. координатором проекта «Музыка для всех» по методическому сопровождению программы назначено Музыкальное отделение Якутского педагогического колледжа. В статье рассмотрены ключевые методологические аспекты подготовки учителя музыки в системе среднего профессионального образования к осуществлению образовательной деятельности в условиях реализации проекта; раскрыты основные методологические принципы создания методического сопровождения для различных этапов реализации проекта «Музыка для всех», разработанные автором и направленные на консолидацию усилий учителей музыки Якутии.

Ключевые слова: учитель музыки, проект «Музыка для всех», музыкальное образование, музыкальная педагогика.

Организаторы проекта «Музыка для всех» - Министерство образования и Министерство культуры и духовности республики поставили целью помочь всем детям освоить один классический музыкальный инструмент к окончанию школы. Для этой цели между министерствами подписано соглашение о совместной работе по продвижению проекта «Музыка для всех», разработанному и подготовленному учеными, музыкантами, преподавателями и педагогами-практиками в нашей стране. 1 октября 2013 года первый президент Республики Саха (Якутия), депутат Государственной Думы РФ М. Николаев дал старт республиканскому проекту «Музыка для всех» [1; 2].

Первые результаты, обусловленные выяснением возможностей позитивного воздействия музицирования на формирование личностных качеств человека и на непосредственный выход теории музыки в музыкальную практику (педагогическую, концертную и композиторскую), были проведены под руководством доктора искусствоведения Н.А. Бергер в Санкт-Петербурге в студии «Музыка для всех» при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, в дальнейшем - в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена [3; 4].

Разработанная методическая система делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для широкого контингента учащихся. Она направлена на создание фундамента музыкального образования как для будущих профессионалов, так и для любителей музыки, через освоение музыки как метаязыка, владение которым позволяет слушать, понимать и «говорить», т. е. иметь возможность самовыражения.

Научные исследования, инициированные группой разработчиков под руководством И.Б. Горбуновой, организованные и проводимые в данном направлении в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» Герценовского университета, получили поддержку НФПК (Национального фонда подготовки кадров) Министерства образования и науки РФ.

Была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» в пилотных регионах России, о чём свидетельствуют, в частности, открытые образовательные продукты, ЦОРы и ИУМК, находящиеся на открытом доступе в сети. Среди них:

- учебно-методический комплекс «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (9-11 классы), (при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» апробирован и внедрён в образовательный процесс);

- информационные источники сложной структуры и цифровые образовательные ресурсы «Музыка в цифровом пространстве» (5-9 классы) и «Звук и музыка в мультимедиа системах», разработанные Беловым Г.Г., Горбуновой И.Б., Горельченко А.В. (8-11 классы): Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (при поддержке НФПК разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования»);

- система инклюзивного образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Предлагаемая методическая система опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигатель-ной), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом. Причём, отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию» (Бергер Н.А.), но позволяет компенсировать недостающее слагаемое (в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости), что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании. Данные положения подтверждает многолетний опыт преподавания по разработанной методике в школе № 33 г. Санкт-Петербурга для слабослышащих детей (Яцентковская Н.А.), в 1-м интернате г. Санкт-Петербурга для слабовидящих детей, в ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» г. Санкт-Петербурга (Воронов А.М.) и др. [5; 6; 7].

Одна из основных задач современного этапа развития музыкальной педагогики и педагогических исследований данного направления в том, чтобы раскрыть дидактические особенности использования МКТ, возможности их применения в музыкальном воспитании и образовании подрастающего поколения на основе классической музыки, традиционных подходов к способам

трансляции многовековой музыкальной культуры. Мобильные, планшетные (облачно-ориентированные технологии) [8; 9] и МКТ формируют новый музыкально-образовательный контент, соответствующий условиям высокотехнологической творческой образовательной среды, и в системе профессионального музыкального образования. Важно, чтобы увлечение внешними, новыми, цифровыми эффектами и возможностями способствовало не только получению ярких и красочных впечатлений в общении с музыкальным искусством, но и развивало критическое мышление, работало на развитие интеллектуального и культурного роста обучаемых.

Отметим также, что разработанные в Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена основы для реализации проекта «Музыка для всех» имеют аналоги в мировой практике, что отражено, в частности в работах [10; 11].

По мнению М. Николаева, в первую очередь следует решить кадровый вопрос. Для этого нужно обучить 1,5 тысячи преподавателей музыки для детских садов, школ и музыкальных образовательных учреждений. Мы договорились, что по линии дополнительного образования будут выделены два часа в неделю, а один час идет по государственной программе. То есть будет три часа музыки в неделю, этих часов достаточно для осуществления проекта [12; 13].

В Якутске проводятся курсы по методике обучения игре на музыкальных инструментах для учителей младших классов. Курсантами были представители всех районов Якутии. Районные управления образования и родители стали приобретать музыкальные инструменты, также замечена активность родителей.

Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал физику и химию, информатику и языки. Этот проект охватывает детей с 4-х лет до 11 класса включительно. Освоив азы музыкального искусства, ребенок будет легко осваивать другие, технические и гуманитарные предметы и станет в будущем хорошим специалистом.

Реализация любой программы - это, прежде всего, организационная работа. Качественные изменения в преподавании музыки возможны лишь при должном подходе к методической составляющей [14]. В связи с этим в Якутском педагогическом колледже им. С.Ф Гоголева проводятся курсы повышения квалификации учителей музыки средних школ и музыкальных руководителей детских садов под общим названием «Музыкальное образование в контексте проекта «Музыка для всех».

Преподаватели колледжа проводят занятия по пластическому интонированию, теории музыкального образования и по хоровому пению. Кроме хорового исполнительства, которое по традиции есть в школьных программах, должны включиться такие виды деятельности, как движение в характере музыки пластическое музыкальное интонирование, инструментальное музицирование, музыкальная драматизация (исполнение совместно с хором, с оркестром). В целом, программа строится на системе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского.

Современный мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона может быть использован не только в целях воспитания и приобщения детей к духовному наследию, но и может выступать как мощный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс интенсивному социально-экономическому развитию республики. Качества, которые воспитываются путем приобщения к культуре и искусству, необходимы человеку, вступающему в мир креативной экономики.

Сегодня можно говорить о позитивных изменениях в музыкальном образовании детей в республике. На первом этапе реализации проекта создана необходимая фундаментальная база всей дальнейшей межведомственной работы: на уровне Правительства республики утверждена концепция проекта «Музыка для всех», работают научно-методический и попечительский советы, действует объединенная рабочая группа Министерства образования и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Проект признан инновационным в сфере российского музыкального образования.

Благодаря пониманию значимости проекта к оснащению кабинетов музыки подключились попечители, родители. Радует, что всё больше детей занимаются музыкой. Наибольшее количество музыкальных творческих объединений работают в центральных районах Якутии. Музыкальное образование осуществляется с дошкольного уровня, являющегося первой ступенью общего об-

разования. Во всех детских садах каждый ребенок приобщается к миру музыки, пробует себя в роли музыканта, а это - 98% детей от 5 лет.

За прошедший учебный год в республиканских конкурсах музыкального направления, организованных различными ведомствами и учреждениями культуры, приняли участие около семи тысяч детей, во Всероссийских конкурсах - 2382 солиста, 1713 из них стали призерами.

Высоким достижениям для Якутии являются воспитанники, которые достойно представляют честь родной республики на российском, международном уровне, способствует консолидация всех имеющихся ресурсов. Например, ученик 2 класса СОШ № 16 г. Якутска, пианист Айсен Федоров стал лауреатом I степени Международного конкурса «Планета талантов», оркестр народных инструментов Дворца детского творчества г. Якутска - многократный лауреат I степени Всероссийского конкурса «Адрес детства - Россия», ученик 11 класса Кобяконской СОШ Намского района Кирилл Матвеев - обладатель Гран-при Международных конкурсов-фестивалей «Единство России» и «Богатство России». Авторы проекта уверены: новые имена и впредь будут прославлять якутское музыкальное образование.

Эти успехи являются результатом деятельности педагогов дополнительного образования детей по приобщению к музыке. Эффективной формой широкого привлечения детей является система республиканских творческих музыкальных конкурсов-проектов, через которые ежегодно проходит каждый десятый учащийся (вокальный конкурс «Ыллаа-туой, уол о5о!» (вокальный конкурс для мальчиков), комплексный конкурс «Уол о5о - норуот кэскилэ» («Мальчики - будущее нации»), конкурс вокально-инструментальных ансамблей, конкурс патриотической песни «Главная песня о Родине», конкурс детской авторской песни и танца «Сир биЬшк» («Земля, колыбель моя»), детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», фестиваль детских театральных коллективов «Синяя птица» и многие другие.

Библиографический список

Министерство образования республики стремится максимально расширять различные подходы, формы, технологии музыкального воспитании. Так, в каникулярный период проводятся «Летние музыкальные школы». В летний период в 70 лагерях организована работа по музыкальному образованию с охватом 2500 детей. Разработаны методические рекомендации, программы дополнительного образования по обучению игре на музыкальных инструментах, привлекаются известные музыканты-исполнители. За эти годы Якутская государственная филармония стала надежным партнером проекта в приобщении детей к классической музыке.

В результате интенсивной работы по реализации проекта «Музыка для всех» прошла определенный этап, который отслеживается по различным аспектам (психологическое состояние, успеваемость, развитие способностей учащихся; кадровые и материальные ресурсы и т. д.) с целью последующего распространения накопленного опыта на другие области образования Республики Саха (Якутия), а также иные регионы России.

Сегодня высока потребность в расширении сети муниципальных музыкальных школ, в том числе путем создания их филиалов на базе общеобразовательных школ в районах, открывать в Домах и Центрах детского творчества музыкальные кружки и студии. При этом нужно привлекать и родителей, создавать разновозрастные объединения, воспитывать у широких слоев населения любовь к классической и народной музыке.

Сформированы предложения по включению мероприятий республиканского проекта «Музыка для всех» в проект Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия).

В перспективе видится совместная работа с ассоциированными школами ЮНЕСКО, расширение международного сотрудничества, подготовка научного обоснования влияния музыкального образования на интеллектуальное, духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка.

1. Официальный сайт проекта «Музыка для всех». Available at: http://old.sakha.gov.ru/node/257249

2. Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева посетил депутат Государственной думы РФ. Available at: http://profportal. sakha.gov.ru/news/yakutskij-pedagogicheskij-koll/

3. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

5. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.

6. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

7. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.

8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

9. Горбунова И.Б., Гончарова М.С. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6: 3.

10. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 82.

11. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.

12. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFT WAY TO MOZART». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 104 - 109.

13. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.

14. Горбунова И.Б., Родионов П.Д., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013; 1 (167): 39 - 45.

References

1. Oficial'nyjsajt proekta «Muzyka dlya vseh». Available at: http://old.sakha.gov.ru/node/257249

2. Yakutskijpedagogicheskij kolledzh im. S.F. Gogoleva posetil deputat Gosudarstvennoj dumy RF. Available at: http://profportal.sakha.gov.ru/ news/yakutskij-pedagogicheskij-koll/

3. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

5. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.

6. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

7. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

9. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professionalem muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: 3.

10. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.

11. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.

12. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma «SOFT WAY TO MOZART». Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 104 - 109.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.

14. Gorbunova I.B., Rodionov P.D., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2013; 1 (167): 39 - 45.

Статья поступила в редакцию 04.10.18

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Hiner Е., musicologist, Founder and Director of Music Vision International LLC, author of the Soft Way to Mozart system (Houston, USA), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MUSIC EDUCATION TODAY: MUSIC COMPUTER TECHNOLOGY SYSTEM FOR LEARNING MUSIC SOFT WAY TO MOZART'. The authors of the article discuss opportunities of music computer technology system for learning music and describe the experience of their use in their research and pedagogical practice. The global applicability of the music computer technologies (MCT), provide new limitless possibilities of self-realization, stimulate rapid development of intelligence, raising training to a new level; compatibility with traditional musical technology creates conditions for the continuity of musical eras and styles, their interpenetration and synthesis, reinforcing the interest in musical culture in general. In musical practice the big distribution has acquired a new class of musical instruments that includes keyboards, synthesizers, workstations, multimedia computers etc. Built on the basis of digital technology these tools are characterized by considerable expressive resources, which open up broad prospects for their use in music education. Specialized music computer becomes a new multifunctional poly-timbral instrument of the musician. Among the main objectives worked up by contemporary pedagogics in music, the authors focus their attention on actual potential of digital technologies in enriching and enhancing the role of traditions that have been crystallized in practice of musical pedagogics for many centuries. The authors of the article analyze the problems concerning the current significance of contemporary musical notation, and, in particular, the ones being formed by the development of high-tech information environment, as well as the ways to solve some problems of learning music on the basis of computer technologies using the Soft Way to Mozart system.

Key words: interactive network systems, keyboard electronic synthesizer, musical computer, music computer technologies (MCT), musical education, Soft Way to Mozart system.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Е. Хайнер, музыковед, преподаватель, разработчик образовательной системы «Soft Way to Mozart», г. Хьюстон, США, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: О МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ «SOFT WAY TO MOZART»

Глобальная применимость МСТ даёт новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулирует стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень; совместимость с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. Авторы статьи обсуждают возможности МКТ и описывают опыт их использования в своей научно-педагогической практике. В музыкальной практике большое распространение приобрел новый класс музыкальных инструментов, которые входят клавишные синтезаторы, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. Построенные на основе цифровых технологий эти инструменты отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании. Специализированный музыкальный компьютер становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта. Среди основных задач, поставленных современной педагогикой в области музыки, авторы акцентируют внимание на актуальных возможностях цифровых технологий в обогащении и повышении роли традиций, которые на протяжении многих веков кристаллизовались в практике музыкальной педагогики. В статье анализируются проблемы, связанные с актуальной значимостью современной нотной системы, и, в частности, формируемые развитием высокотехнологичной информационной среды, а также пути решения некоторых задач обучения музыке на основе компьютерных технологий с использованием системы «Soft Way to Mozart».

Ключевые слова: интерактивные сетевые системы, клавишный электронный синтезатор, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии (MCT), музыкальное образование, система «Soft Way to Mozart».

In musical practice the big distribution has acquired a new class of musical instruments that includes keyboards, synthesizers, workstations, multimedia computers etc. Built on the basis of digital

technology these tools are characterized by considerable expressive resources, which opens up broad prospects for their application in music education [1; 2; 3]. New opportunities allowed us to carry out

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.