Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен'

Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTISM / AXIOLOGICAL APPROACH / ACTIVITY APPROACH / PROJECT ACTIVITY / FORMATION OF THE PERSONALITY / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарова Светлана Петровна, Харитонова Светлана Александровна

В статье раскрываются такие методологические подходы к реализации патриотического воспитания, как аксиологический и системно-деятельностный, интерактивный, проектный, которые были положены в основу организации летних лагерных смен, направленных на патриотическое воспитание личности. Также рассматривается влияние психологической теории мотивации деятельности и концепции социально-культурного развития личности на формирование патриотизма современных подростков. Материалы и методы. В работе обобщён опыт проведения летних тематических лагерных смен на базе загородного оздоровительного лагеря «Уголёк» Республики Бурятия в период 2016-2018 гг. Результаты исследования. В ходе работы педагогического коллектива по формированию патриотического сознания у представителей подрастающих поколений была разработана и апробирована модель тематической военно-исторической смены «Восточные рубежи России», в ходе которой были реализованы существующие теоретические концепции патриотического воспитания. Во время смен применялись различные формы активизации интереса школьников к истории своей страны, региона, проводились мастер-классы, экскурсии, вечера-встречи и др., способствующие более глубокому осознанию участниками смены любви к своей малой родине, формированию ответственности за будущее своей страны.Обсуждение и заключение. Апробация модели тематических военно-исторических смен «Восточные рубежи России» показала свою высокую результативность, продемонстрировала большой интерес участников смен к видам деятельности и формам работы, используемым в ходе реализации патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Approaches to the Study of Patriotic Education and their Implementation in the System of Summer Camp Sessions

Introduction. The paper demonstrates some methodological approaches to the patriotic education, including axiological, system-activity, interactive, and project-based ones, which were used as a basis for the organization of the summer camp sessions focused on patriotic education of personality. Consideration is also given to the influence of the psychological theory of activity motivation and the concept of socio-cultural development of an individual on the formation of patriotism in modern adolescents. The materials and methods. The paper summarizes the experience of the theme sessions in the “Ugolek” summer camp in the Republic of Buryatia in 2016-2018. The results of the research. A model of the theme military and historical camp session “Eastern borders of Russia” was developed and tested by a pedagogical team working on the formation of patriotic consciousness in the representatives of younger generations. During the camp sessions, the existing theoretical concepts of patriotic education were implemented. The activities in the summer camp involved various forms aimed at developing interest of school students in the national and regional history. They included master classes, tours, evening meetings, etc., which contribute to the love to the small Homeland, formation of responsibility for the future of the country, and promote deeper understanding of history. The discussion and conclusion. A test of the military and historical camp model “Eastern borders of Russia” showed high performance of the model, and a great interest of campers in the kinds of activity and forms of work used during the implementation of the patriotic education.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 37.035.6

Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен

С. П. Татарова, С. А. Харитонова

Восточно-Сибирский государственный институт культуры,

г. Улан-Удэ

Аннотация. В статье раскрываются такие методологические подходы к реализации патриотического воспитания, как аксиологический и системно-деятельностный, интерактивный, проектный, которые были положены в основу организации летних лагерных смен, направленных на патриотическое воспитание личности. Также рассматривается влияние психологической теории мотивации деятельности и концепции социально-культурного развития личности на формирование патриотизма современных подростков.

Материалы и методы. В работе обобщён опыт проведения летних тематических лагерных смен на базе загородного оздоровительного лагеря «Уголёк» Республики Бурятия в период 2016-2018 гг.

Результаты исследования. В ходе работы педагогического коллектива по формированию патриотического сознания у представителей подрастающих поколений была разработана и апробирована модель тематической военно-исторической смены «Восточные рубежи России», в ходе которой были реализованы существующие теоретические концепции патриотического воспитания. Во время смен применялись различные формы активизации интереса школьников к истории своей страны, региона, проводились мастер-классы, экскурсии, вечера-встречи и др., способствующие более глубокому осознанию участниками смены любви к своей малой родине, формированию ответственности за будущее своей страны. Обсуждение и заключение. Апробация модели тематических военно-исторических смен «Восточные рубежи России» показала свою высокую результативность, продемонстрировала большой интерес участников смен к видам деятельности и формам работы, используемым в ходе реализации патриотического воспитания.

Ключевые

слова: патриотизм, аксиологический подход, деятельностный

подход, проектная деятельность, формирование личности, патриотическое воспитание.

Для цитирования: Татарова С. П., Харитонова С. А. Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 431-441.

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-431-441

Дата поступления статьи в редакцию:

29 января 2019 г. Введение

Одним из важнейших нравственных факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, а также значимым мобилизующим ресурсом развития общества является стремление населения к самоотверженному служению Отечеству. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятой в мае 2009 г. отмечается, что важнейшую ценность и наиболее значимую роль в обеспечении национальной безопасности, свободы и независимости Российского государства, мира многонационального народа Российской Федерации играет патриотизм [10].

В этой связи патриотизм выступает основополагающим стержнем функционирования, укрепления и развития наций и государственности. Весомый вклад в стабильность будущего страны предопределяется формированием патриотизма населения, патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Можно констатировать тот факт, что недооценка значимости патриотизма в структуре общественного сознания приводит к подрыву стабильности в социальной, духовной, экономической, культурной жизни общества и государства. Исходя из этого очевидна приоритетность и значимость патриотического воспитания в общей системе формирования молодёжи.

Обзор литературы

Вопросами патриотического воспитания занимались многие учёные и практики (Н. М. Карамзин, А. П. Ку-ницын, В. И Лутовинов, С. А. Алиева, А. Н. Зайчиков, С. И. Мешкова и др.), которые полагали, что важным аспектом формирования личности является воспитание любви к родному языку, народу, национальной культуре

[1; 4; 6].

В педагогической науке и литературе проблема патриотического воспитания рассматривается в разных аспектах. В работах Д. Локка, С. Френе, Н. И. Алпатова,

A. В. Барабанщикова, П. О. Бобровского, А. Д. Бутовского, К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко,

B. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Н. Ф. Феденко и др. рассматривались основные методы воспитания патриотизма. Психологический аспект подробно раскрывается

в трудах Н. А. Левиной, О. П. Песоцкой, Г. И. Крошки и др. Патриотизм и гражданственность как интегративные качества личности рассматриваются в исследованиях А. В. Беляева, Г. Я. Гревцевой, Е. В. Известновой, Е. И. Кокори-ной, Ю. А. Танюхиным и др. [7].

Современное образование характеризуется динамизмом и вариативностью, что влияет на формирование патриотического сознания подрастающего поколения. Изучением внедрения инновационных подходов и современных технологий в воспитательную педагогическую деятельность, направленную на формирование активной гражданской позиции и гражданско-патриотического воспитания занимаются учёные и практики Е. А. Игумнова, Л. М. Загидулли-на, И. В. Радецкая, Е. Н. Степанов, С. П. Татарова, С. А. Харитонова, В. В. Чиркова и др.

Стоит отметить, что большая часть исследований и описание практического опыта работы по формированию юных патриотов относится к образовательно-воспитательному процессу в различных образовательных организациях (общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.). Недостаточно, на наш взгляд, отражена теория и практика работы по формированию патриотических качеств молодёжи в период летнего отдыха. Несомненно, относительно новой и эффективной технологией осуществления работы в направлении гражданско-патриотического воспитания молодёжи можно считать профильные, или тематические, смены в летних детских оздоровительных лагерях, но в большинстве таких лагерей жизнь максимально приближена к армейским условиям, большое внимание отводится спортивной подготовке, изучению основ военной службы в Российской армии [11]. Или наоборот летняя смена ограничивается проведением нескольких тематических мероприятий типа «Зарница», Смотр строя и песни, конкурс рисунков.

Целью нашего исследования является рассмотрение основных теоретических подходов к изучению патриотического воспитания и описание их применения в практическом опыте проведения тематических военно-исторических смен «Восточные рубежи России», ориентированных на патриотическое воспитание молодёжи в рамках действующей программы летних детских оздоровительных лагерей.

Материалы и методы исследования

При подготовке работы авторы опирались на системно-деятельностный подход в воспитании (А. Г. Асмолов - нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности [2], Г. П. Щедровицкий - целевая предопределённость социальных явлений [10], П. К. Анохин и Н. А. Бернштейн -достижение результата при наличии обратной связи и др.); аксиологический подход (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др. - направленность педагогического воздействия на гуманистическое развитие личности как цель, субъект, результат и главный критерий её эффективности); ряд инновационных подходов патриотического воспитания (проектный, интерактивный - Е. В. Деки-на, З. Н. Калинина, Н. А. Шайденко, Е. М. Фещенко и др.); психологическую теорию мотивации деятельности, в частности её эмоциональную составляющую (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Горбунов, А. Н. Вырщиков и др.); концепцию социально-культурного развития личности (М. А. Ариарский [3], Ю. Д. Красильников, Т. Г. Киселева [5] и др.).

Практическая часть работы представлена обобщением опыта авторов по

организации и проведению тематических военно-исторических смен «Восточные рубежи России» с 2016 г. по 2018 г.

Результаты исследования

Осознавая значимость патриотического воспитания в системе воспитательного процесса, важно позиционировать его как плановую, постоянную, систематическую, целенаправленную деятельность по формированию патриотического сознания молодёжи.

Приоритетность данного воспитательного направления, реализация Концепции патриотического воспитания должны быть направлены на создание оптимальных условий для формирования личности, при которых у человека вырабатывается позитивное отношение к патриотическим ценностям, развивается чувство ответственности за свои поступки, за общественные дела, за собственный выбор жизненной траектории. В этой связи важными качествами человека становятся самостоятельность, самодисциплина, ответственность [14]. Ведущим аспектом в реализации патриотического направления, на наш взгляд, становятся концептуальные составляющие патриотического воспитания, которые выражаются через патриотические чувства и эмоции, способствующие формированию грамотных, доказательных и правильных суждений; патриотическую деятельность, которая предполагает ответственное, осознанное поведение в обществе; патриотическую «Я-концепцию», которая помогает личности самовыражаться и духовно развиваться. Несомненно, что реализация выделенных составляющих эффективна при условии комплексного применения и индивидуализации воспитательного процесса.

Позитивный опыт создания такой системы воспитания был реализован в ходе апробации модели военно-исторических смен, в период с 2016 по 2018 гг., ориентированных на патриотическое воспитание молодёжи в рамках действующей программы летних детских оздоровительных лагерей.

Осуществляя последовательный анализ теоретических наработок и практического опыта различных организаций и учреждений, работающих над вопросами патриотического воспитания молодёжи, мы пришли к заключению, что необходимо комплексно использовать многообразные методологические подходы к формированию патриота.

Одним из подходов, взятых нами в качестве методологических основ при создании программы тематических смен, стал аксиологический подход [13], который помог уточнить содержание базовых патриотических ценностей и определить их возможность в содержании и организации воспитательного процесса смены. Согласно положениям данного подхода мы определяем трактовку патриотического воспитания не с политической и военно-идеологической позиции, а рассматриваем в первую очередь как культурно-историческую ценность. Отсюда - формирование патриотического сознания школьников сквозь призму ценностных категорий, определяющих объективное отношение к событиям социальной жизни прошлого и настоящего.

Это выразилось во включении воспитанников оздоровительного лагеря в подготовку и участие в таких мероприятиях, как отрядные беседы «Почему я должен знать историю своей страны?», исторические лектории и беседы после них; просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне, диспут «Роль Советского Союза в победе над фашизмом», лагерный форум «Патриотизм - это мода или просыпающееся са-

мосознание нации?», историческая викторина «Знаю, горжусь!». Также диалоговые формы работы: встречи с ветеранами, малолетним узником фашизма, представителями вооруженных сил и правоохранительных органов - способствовали осознанному пониманию значения формирования гражданского сознания и ответственности.

Важным компонентом стали региональные составляющие патриотического воспитания, а именно: ориентация на национальную культуру, на ближайшую социальную среду, предопределяющую нравственное развитие подрастающего поколения.

Исходя из данной позиции в программе военно-исторических лагерных смен учитывалась региональная специфика, которая выразилась через проведение мероприятий, в которых зафиксированы национальные ценности, обозначены и популяризируются народные традиции: лекторий «Роль Бурятии и Забайкалья в военной истории России», презентация-беседа «Знакомство с историей воинских формирований и подвигов уроженцев Бурятии», конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим...» (в котором воспитанники читали стихи бурятских поэтов), мастер-классы по бурятской традиционной стрельбе из лука, традиционным народным ремёслам (для мальчиков и девочек) и пр.

Задачей разработчиков модели военно-исторических смен в рамках аксиологического подхода было не только возбудить интерес к истории родного края, страны, но и выработать позитивную нравственную оценку, сформировать ориентацию на образцы и гуманистический опыт предков. Большое значение в ходе данного направления мы уделяли эмоциональному воздействию на участников смены, считая, что эмоции выступают мотивирующим фактором для достижения результата. Чувство гордости за достижения своего народа в самых различных сферах деятельности, чувства признательности и благодарности предкам за победы над врагами и завоевание свобод; обеспокоенность экономическими и социальными проблемами общества; чувство ответственности за происходящее и будущее государства. Знание истории своей семьи, школы, микрорайона, города, страны, нередко в ходе исследовательской, поисковой работы эмоционально окрашивается, что способствует лучшему пониманию родной культуры, способствует более полному погружению в неё.

Эмоциональный компонент программы смен был представлен нами в организации передвижных «живых», интерактивных выставок: «Традиционные занятия» (для мальчиков и девочек отдельно, знакомящих детей с народной жизнью и ремёслами), «Вооружение и униформа времён Великой Отечественной войны», «Дни исторической реконструкции»; - встречи с активистами поискового движения России - отрядом «Рысь» и занятий по проведению поисковых работ; в проведении различных конкурсов и соревнований: военной песни «Песни военных лет», смотра строя и песни, конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим.», личного и командного первенства по стрельбе из пневматического оружия, соревнования на полосе препятствий и др.

В связи с тем, что чувство патриотизма в структуре личности предопределяет поведение, деятельность человека, соответственно содержание патриотического воспитания и процесс его организации имеют деятельную сущность [2]. В связи с этим в ходе реализации проводимых смен мы также опирались на идеи системно-деятельностного подхода, считая, что человек в процессе взаимодействия с окружающим миром имеет возможность проявить собствен-

ное активное начало. Посредством взаимодействия с окружающим миром происходит саморазвитие, самовоспитание, самореализация и самопознание личности, именно через деятельное участие человека в процессе общественной жизни он становится самим собой, выковывая собственный характер. В русле данного подхода для нас было важным положение, сущность которого выражается в том, что школьник будет включён в активную творческую и познавательную деятельность, в случае если ему это будет интересно, если она будет отвечать его особенностям и потребностям. При этом значимым было так выстроить виды занятий для участников смены, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого человека, чтобы в ходе любого вида деятельности каждый сумел развить в себе имеющиеся личностные качества. При данном подходе важным становится решение задач в ходе различных видов деятельности, многие из которых являются новыми для участников смены, например, проектно-исследовательской [8; 9], поисково-конструкторской, творческой и др. В связи с этим дополнительным методологическим подходом, заложенным в основу программы, явился метод проектной деятельности. Стоит отметить, что постоянный поиск нового обусловлен у детей биологически, что выражается в желании наблюдать, добывать собственные сведения об окружающем мире, экспериментировать, что в совокупности порождает исследовательское поведение.

В ходе реализации летних патриотических смен аксиологический и систем-но-деятельностный подходы, а также применение проектного метода выразилось в активном погружении воспитанников в проектно-поисковую деятельность при подготовке к таким мероприятиям, как конкурс команд и отрядных уголков (на военно-историческую тематику с предоставлением фактов), конкурс стенгазет/презентаций «Дети - герои Великой Отечественной войны» (при подготовке которого дети сами должны были найти и выбрать факты жизни и подвига юных героев и представить их в интерактивной форме), конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим...» (при подготовке к конкурсу необходимо было найти и представить информацию об авторе и истории создания конкретного стихотворения), лагерный форум «Патриотизм - это мода или просыпающееся самосознание нации» (опираясь на полученные в ходе смены знания, воспитанники должны были доказательно обосновать и отстоять свою точку зрения в отношении понятий «патриотизм», «национальное самосознание», представив доказательный материал - высказывания, выдержки, цитаты и пр.).

К неоспоримым достоинствам воспитания патриотизма в ходе реализации военно-исторических лагерных смен относится многообразие и гибкость применяемых средств для достижения цели, разнообразие социально-культурных и образовательных технологий, формы их внедрения, а также дифференциация проводимых мероприятий по содержательной наполняемости и использованию воспитательных приёмов. Главной идеей организации воспитательного процесса в направлении формирования патриотизма являлось саморазвитие и самовоспитание личности как главного субъекта деятельности. Приоритетными способами самовоспитания патриотизма явилось изучение специально подобранных материалов по определённым темам, что стимулирует реорганизацию процесса воспитания с ориентацией данного процесса на использование активных методов.

Безусловно, помимо индивидуальной работы, дифференцированного подхода к каждому участнику смены использовались и массовые формы работы: смотр строя и песни «Марш Победителям!», игра «Зарница», просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне, концерт «Мы, дети твои, Россия» и др._

Одним из достоинств реализации системы лагерных смен по патриотическому воспитанию выступает активное социальное партнёрство с различными образовательными, общественными организациями и объединениями, учебными заведениями.

Так, в ходе реализации экспериментальной модели тематических военно-исторических смен нами была достигнута договорённость о сотрудничестве и помощи в проведении мероприятий со следующими организациям:

- Бурятское региональное общество Республиканский совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (руководитель Р. Б. Гармаев);

- Бурятское региональное общество «Боевое Братство» (руководитель Ж-Ж. Н. Жанаев);

- Бурятское региональное общество «Союз ветеранов Афганистана» (руководитель Б. Д. Нимаев);

- Республиканское отделение Российского военно-исторического общества (руководитель М. А. Харитонов);

- военно-исторический клуб «Каганат» (руководитель В. Ю. Мясников);

- военно-исторический клуб «Байкальский форпост» (руководитель В. Б. Таюрский);

- поисковый отряд «Рысь» (руководитель В. В. Ефремов);

- международный союз бывших малолетних узников фашизма (руководитель Л. К. Синегрибов).

В рамках проведённых смен с 2016 по 2018 гг. администрацией загородного оздоровительного лагеря (ЗОЛ) «Уголёк» совместно с общественными организациями было организовано и проведено более 130 мероприятий, позволяющих познакомить детей с военной историей России и Бурятии с древнейших времён до настоящего времени.

Обсуждение и заключение. Таким образом, подводя итоги данной статьи, отметим, что нами предложена модель военно-исторической смены, способствующей патриотическому воспитанию молодёжи в рамках действующей системы патриотических лагерных смен. Суть данной модели раскрывается через её содержательную структуру, предполагающую целенаправленное формирование у учащихся активной жизненной позиции, готовности к деятельному участию в социальной жизни, в которой жизненный опыт, знания, умения, интегрируются с гражданским долгом, сопричастностью с жизнью страны, личные интересы становятся неотделимыми от общественных. Важным становится знание истории своей страны, своего края, которое формируется не только посредством ознакомительных мероприятий, но и активными поисковыми технологиями. Стоит отметить, что нередко научный поиск осуществлялся коллективно, что, безусловно, сказалось на сплочении воспитанников смены, стало дополнительным фактором формирования духовных и нравственных начал школьников.

Таким образом, осознавая значимость оценки проделанной работы для её

дальнейшего совершенствования, нами проделан анализ теоретических материалов по проблеме формирования патриотизма, исследование способов и форм работы в данном направлении. В ходе реализации тематических военно-исторических лагерных смен с 2016 по 2018 гг. были апробированы указанные выше научные подходы и методы, проведена объективная оценка полученных результатов, выделены её основные достижения, которые могут быть рекомендованы для внедрения в различных образовательных организациях, а также в учреждениях, занимающихся организацией отдыха молодёжи.

Заявленный вклад авторов

Татарова С. П.:

- анализ научной разработанности проблемы и описание научных концепций и подходов в области патриотического воспитания молодёжи;

- определение структуры, объёма и содержания статьи, формулирование выводов проведённого исследования;

- написание части статьи, связанной с описанием научных подходов современного патриотического воспитания и определением проблем реализации данного процесса;

- описание задач и компонентов модели тематической военно-исторической смены «Восточные рубежи России».

Харитонова С. А.:

- анализ научных публикаций по внедрению современных методов и технологий патриотического воспитания в работу с современной молодежью;

- описание реализации мероприятий в рамках модели тематической военно-исторической смены «Восточныерубежи России» в 2016-2018 гг.;

- описание опыта работы авторов по патриотическому воспитанию в лагерных сменах;

- библиографическое и техническое оформление текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. С. 17-20.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования, 2008. № 2. С. 17-18.

3. Ариарский М. А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник СПбГУКИ, 2013.№ 2 (15). С. 38-43.

4. Зайчиков А. Н. Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Владикавказ, 2000. 25 с.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов вузов. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.

6. Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. 2008. № 7. С. 50-53.

7. Миралиев А. М., Юлдошева Д. Ж. Опытно-экспериментальное апробирование технологии по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах Таджикистана // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных Наук / Паёми Донишгоаи миллии толикистон. Силсилаи Илмаои Ломеашинос!. Душанбе : Сино. 2016. № 3-2. С. 220-226.

8. Малова О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов // Высшее образование в России, 2007. № 10. С. 125-127.

9. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «живая история») // Педагогическое образование России. 2015. № 12. С. 210-214.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 12.02.2019).

11. Харитонова С. А., Татарова С. П. Современные технологии патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции молодежи // Современные социальные технологии в работе с молодежью: сборник статей II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Р. Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ 2017. С. 581-587.

12. Щедровицкий Г. П. Организация. Руководство, управление. [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://klex.ru/b5b (дата обращения: 20.12.2018).

13. Яковлев С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания // Сибирский педагогический журнал, 2009. № 1. С. 224 -233.

14. Curren R., Dorn Ch. Patriotic Education in a Global Age (History and Philosophy of Education Series). Chicago. London. Kindle Edition, 2018. 192 p.

Theoretical Approaches to the Study of Patriotic Education and their Implementation in the System of Summer Camp Sessions

Svetlana P. Tatarova, Svetlana A. Kharitonova

East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude

Abstract. Introduction. The paper demonstrates some methodological approaches to the patriotic education, including axiological, system-activity, interactive, and project-based ones, which were used as a basis for the organization of the summer camp sessions focused on patriotic education of personality. Consideration is also given to the influence of the psychological theory of activity motivation and the concept of socio-cultural development of an individual on the formation ofpatriotism in modern adolescents. The materials and methods. The paper summarizes the experience of the theme sessions in the "Ugolek" summer camp in the Republic of Buryatia in 2016-2018. The results of the research. A model of the theme military and historical camp session "Eastern borders of Russia" was developed and tested by a pedagogical team working on the formation of patriotic consciousness in the representatives of younger generations. During the camp sessions, the existing theoretical concepts of patriotic education were implemented. The activities in the summer camp involved various forms aimed at developing interest ofschool students in the national and regional history. They included master classes, tours, evening meetings, etc., which contribute to the love to the small Homeland, formation of responsibility for the future of the country, and promote deeper understanding of history. The discussion and conclusion. A test of the military and historical camp model "Eastern borders of Russia" showed high performance of the model, and a great interest of campers in the kinds of activity and forms of work used during the implementation of the patriotic education.

Keywords: patriotism, axiological approach, activity approach, project activity, formation of the personality, patriotic education.

Татарова

Светлана Петровна

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности

ORCID: https://orcid.org// 0000-0002-6276-0852

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7(3012)233326 e-mail: Svetlana.tatar@inbox.ru

Tatarova

Svetlana Petrovna

Doctor of Sciences (Sociology), Associate Professor, Professor of the Sociocultural Activity Department

ORCID: https://orcid.org// 0000-0002-6276-0852

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031

tel.: +7(3012)233326 e-mail: Svetlana.tatar@inbox.ru

Харитонова

Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-9600-5161 -

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7(3012)233326

e-mail: kharitonova.sa@yandex.ru

Kharitonova Svetlana Aleksandrovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Sociocultural Activity Department

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-9600-5161

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031

tel.: +7(3012)233326

e-mail: kharitonova.sa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.