Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере'

Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1832
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА / ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ СМЕНА / CHILDREN''S HEALTH CAMP / CHILDREN''S RECREATION / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION / HISTORICAL THEMES / PEDAGOGICS OF VACATION / THEMATIC SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеткина Ирина Александровна

В статье представлен опыт организации воспитательной гражданско-патриотической работы в детском оздоровительном лагере в рамках тематической смены, посвященной событиям отечественной истории. Автор представляет систему организации и проведения профильной смены с опорой на компетентност-ную парадигму с использованием потенциала содержательного компонента школьного курса истории. Анализ истории развития форм организованного детского летнего отдыха позволяет автору обосновывать достоинства тематической профильной смены для воспитательной и образовательной работы с детьми «случайного», предметно неподготовленного состава. В статье отстаивается необходимость доминирования игрового подхода к организации жизни детей в каникулярное время: воспитанники получали не только исторические знания, формировали личное отношение к событиям и людям в отечественной истории, но и приобретали опыт практической деятельности. Основной формой организации деятельности детей представляется методом проектов. Характеризуются особенности подготовки педагогического отряда тематической смены и круг социальных партнеров в процессе проведения ее мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеткина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Potential of a Theme Session in a Summer Camp

The paper presents an experience of educational civic and patriotic work in children's camp in the theme session, devoted to the events of Russian history. The author accounts for a system of organising and conducting a camp session underpinned by a competence-based paradigm and using the potential of a substantial component of a high school history course. Analysis of the history of forms of organised children's summer vacation allows the author to justify the merits of the thematic profile shift for character-building and educational work with children of "accidental", unprepared set. The paper advocates the need for domination game approach to the organization of children's lives during the holidays: students receive not only historical knowledge, develop a personal relationship to the events and people in the country's history, but also gained practical experience. The main form of activity is represented by children projects. The paper also contains characteristics of teacher training squad peculiarities of thematic shifts and range of social partners in the process of carrying out its activities.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере»

^ШЙЙ^ЙЙЙЙ^ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014, № 4 УДК 37.01:371.217 Б01: 10.155077Inted.077.018.201404.070

воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере*

И. А. Зеткина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия)

В статье представлен опыт организации воспитательной гражданско-патриотической работы в детском оздоровительном лагере в рамках тематической смены, посвященной событиям отечественной истории. Автор представляет систему организации и проведения профильной смены с опорой на компетентност-ную парадигму с использованием потенциала содержательного компонента школьного курса истории. Анализ истории развития форм организованного детского летнего отдыха позволяет автору обосновывать достоинства тематической профильной смены для воспитательной и образовательной работы с детьми «случайного», предметно неподготовленного состава.

В статье отстаивается необходимость доминирования игрового подхода к организации жизни детей в каникулярное время: воспитанники получали не только исторические знания, формировали личное отношение к событиям и людям в отечественной истории, но и приобретали опыт практической деятельности. Основной формой организации деятельности детей представляется методом проектов. Характеризуются особенности подготовки педагогического отряда тематической смены и круг социальных партнеров в процессе проведения ее мероприятий.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь; детский отдых; духовно-нравственное развитие и воспитание; историческая тематика; педагогика каникул; тематическая смена.

educational potential of a theme session in a summer camp

I. A. Zetkina (Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia)

The paper presents an experience of educational civic and patriotic work in children's camp in the theme session, devoted to the events of Russian history. The author accounts for a system of organising and conducting a camp session underpinned by a competence-based paradigm and using the potential of a substantial component of a high school history course. Analysis of the history of forms of organised children's summer vacation allows the author to justify the merits of the thematic profile shift for character-building and educational work with children of "accidental", unprepared set.

The paper advocates the need for domination game approach to the organization of children's lives during the holidays: students receive not only historical knowledge, develop a personal relationship to the events and people in the country's history, but also gained practical experience. The main form of activity is represented by children projects. The paper also contains characteristics of teacher training squad peculiarities of thematic shifts and range of social partners in the process of carrying out its activities.

Keywords: Children's Health Camp; children's recreation; spiritual and moral development and education; historical themes; pedagogics of vacation; thematic session.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России сегодня признано «ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [1]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается, что духовное становление в целом является сложным, много-

плановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости [2]. «Содержательный компонент истории уникален, - подчеркивают педагоги, - так как объектом ее изучения является полиморфиз явлений, многообразие фактов, закономерностей, тенденций, наполняющих жизнь человечества. История не только готовит школьника к будущей жизни, но и формирует его личность, воспитывает как гражданина своего

* Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

© Зеткина И. А., 2014

отечества» [3, с. 34]. Эти положения стали определяющими в деятельности педагогического отряда «Фантазеры» факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. Студенты-историки поставили задачу сохранить и усилить потенциал воспитательного воздействия школьного курса отечественной истории, используя возможности организации досуга детей и подростков в каникулярное время в условиях жизни и деятельности детского оздоровительного лагеря (дол).

Предметная область истории, избранная отрядом «Фантазеры», предполагала организацию смены профильного лагеря. Профильные лагеря (юных техников, туристов, археологов, физиков т. д.) развивались в Советском Союзе с 70-х гг. ХХ в. [4]. деятельность этих лагерей подчинялась дидактической задаче закрепления на практике учебных знаний и умений, приобретенных детьми за школьными партами или на занятиях в предметных кружках. Закономерно, что многие профильные лагеря создавались на базе кружков домов пионеров, юных техников или натуралистов. И сегодня среди детей, родителей и педагогов значительное распространение и широкую популярность имеют лагеря актива, спортивные и военно-спортивные, археологические, лингвистические, православные лагеря (часто организуемые на базе воскресных школ), смены для одаренных детей и т. д.

В подобных лагерях дети часто знакомы друг с другом еще до выезда, с первых дней объединены общностью предметных интересов, действий, целей и пониманием задач смены (как правило, образовательных), что значительно облегчает работу педагогического отряда [5]. однако образовательные и профориентационные цели при разработке программы профильных смен доминируют над задачами воспитания.

Состав детей, отдыхающих в традиционном дол, формируется по принципу случайности, поскольку сюда приезжают дети разного уровня образовательной подготовки, интересов, круга общения, физического и интеллектуального развития. Первоочередными задачами такого лагеря

являются оздоровление ребенка, создание условий для полноценного и безопасного отдыха, педагогически целесообразного, осмысленного досуга, заполненного игровыми формами. В таком лагере приоритет сдвигается с задач образования на задачи духовно-нравственного воспитания детей. При этом воспитательная деятельность в лагере «имеет свою особенность и свою специфику по сравнению с любыми другими воспитательными учреждениями: природное местоположение; кратковременность; отсутствие обязательных мероприятий; каникулярный период; совместное проживание в коллективе сверстников; интенсивность жизни; большая самостоятельность в действиях; возраст педагогов-воспитателей; отсутствие учебы и цивилизации» [6, с.71]. Превалирование задач воспитания над образовательными задачами, опора на компетентностную парадигму, предполагающую формирование личности, не только обладающей системой знаний, но и способной к успешной самореализации, действиям в ситуациях неопределенности, обладающую гражданской позицией [7], детерминировали отказ педагогического отряда от подготовки профильной смены в пользу тематической.

В течение летних сезонов 2013 и 2014 гг. «Фантазеры» последовательно реализовали трехнедельные тематические смены «Романовский дом», «курская дуга», «Богатырская поляна». В основу жизни каждой смены загородного дол муниципального подчинения, рассчитанного на 140 детей, были положены важные в истории нашего отечества события, обладающие потенциалом эмоционального воспитательного воздействия на детей и подростков, дающие возможность к «обыгрыванию», драматизации определенных исторических сюжетов: второе ополчение и избрание Романовых на царство, перелом в ходе Великой отечественной войны, 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского и куликовская битва.

Программа смены разрабатывалась как исторический проект, реализация которого приходилась на кульминационный, заключительный этап смены. Ежедневно воспи-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014, № 4

танники получали не только исторические знания, формировали личное отношение к событиям и людям в отечественной истории, но и приобретали опыт практической деятельности. историческая направленность не противоречила традиционным и обязательным задачам организованного детского отдыха, таким как укрепление детского здоровья, создание условий для полноценного физического и интеллектуального развития, расширение социального опыта и т. д. План-сетка учитывала оздоровительные процедуры (лечение заболеваний органов зрения в районной больнице), творческие, развлекательные мероприятия, ожидаемые детьми (дискотеки, станционные игры, квесты, викторины). Содержательным наполнением традиционных форм становились события и герои конкретных исторических периодов с максимальным погружением в атмосферу времени: история повседневности XVII в., военная история 1943 г., или российская история XIV в. Исходя из тематики смены, формулировались названия и девизы отрядов, создавались гербы и знамена, выставки работ в «Картинной галерее», строилось содержание кружковой работы в «Городе мастеров» (декупаж, резьба по дереву, вязание крючком, вышивание, батик), которая позволяла детям самостоятельно формировать исторический антураж пространства лагеря. Историческая тематика предполагала обращение к краеведению, традиционным ремеслам, фольклористике. Ребенок погружался в различные виды деятельности (коммуникативную, исследовательскую, продуктивную), выбирая их самостоятельно.

Признано, что «игра - один из важнейших типов педагогической деятельности в лагере» [8, с. 66]. Предметная область истории обладает особыми возможностями воздействия на воображение ребенка через игровую деятельность. Условность, игровое «понарошку» (А. С. Макаренко) не вносило диссонанса в ощущение достоверности исторического содержания, напротив, снимало опасность дидактизма. Так, конкурс «Краса лагеря» (традиционно - «Мисс лагеря») включал этап защиты сотворенного образа «средневековой отроковицы», что предполагало создание костюма и его представление.

Наряд творился из подручных материалов, со значительной долей юмора по отношению к задаче, но его элементы и их функциональное назначение представлялись на суд жюри со знанием истории национального костюма. Условность, юмор, перемещение сюжета и героев из одной исторической эпохи в другую закладывались в условия конкурса «Историческая байка». Отряды сочиняли исторически стилизованную историю, внешне достоверную, а соперники должны были отыскать скрытые ошибки. Традиционные хороводы и детские игры в день святой Троицы дополнялись привычными подвижными играми. Музыкально-литературный монтаж «Фронтовые дороги», посвященный событиям 1943 г., основывался на «лейтенантской лирике» Д. Самойлова, Б. Слуцкого, М. Кульчицкого, но органично включили афганские песни гостей лагеря - ветеранов афганской войны. Важным стало эмоциональное наполнение дела, формирование отношения ребенка к событию.

Педагогика каникул опирается на лич-ностно-деятельностный подход в реализации воспитательных задач смены. Историческая направленность разнообразных мероприятий предполагала интериоризацию детьми историко-культурных достижений прошлого через включенность в разнообразную, но всегда интересную работу, связанную с прошлым Отечества. необходимость думать, вспоминать изученное, искать ответы на неизвестные вопросы, создавать предметный мир прошлого, в той или иной мере отдаленного от ребенка, доказывать его достоверность или отыскивать исторические несоответствия, вживаться в образ исторического героя, - все это и многое другое делало мир истории интересным ребенку, поднимало ее значимость в глазах детей, снимало догматизм учебника в формировании личностного восприятия страниц прошлого. Для подростков важным фактором формирования ценностных суждений выступает оценка сверстников. Включенность в общую, значимую для отряда, работу над исторической темой создает психологически привлекательный, личностно значимый образ родной истории, а через нее способствует принятию национальных базовых ценностей.

Успешность воплощения воспитательной системы тематического лагеря предполагает органичное единство теоретической подготовки и практической реализации, широкое поле социальной коммуникации, профессионально-методическую подготовленность конкретной тематической смены. Поэтому реализация исторической программы тематической смены лагеря предъявляет особые требования к составу отряда вожатых. отряд «Фантазеры» целенаправленно готовится к работе в летнем лагере в течение четырех месяцев, адаптируя и углубляя полученные профессиональные знания педагога-историка. Подготовка идет как в рамках учебной программы факультета истории и права, так и в системе дополнительного образования вуза, на курсах дополнительных образовательных программ. Подготовка рассматривается как одно из условий построения успешной карьеры педагога: преподавателя-предметника и воспитателя [9]. Помимо общей психолого-педагогической подготовленности, знаний технологий вожатского мастерства, педагогического артистизма вожатому исторической смены необходимо детальное знание эпохи, заявленной как титульная тема жизни летнего лагеря в течение двух или трех недель. Это предполагает углубленное изучение литературы, источников, типажей, языка времени. Известно, что «история в основных ее разделах для каждого поколения должна быть написана и осмыслена заново» [10, с. 5]. Вожатый, молодой педагог 19-22 лет, ближе по восприятию исторических событий к детям, чем их школьные учителя, отдаленные поколением. личность вожатого, его авторитет в значительной мере формируют ценностное отношение воспитанников отряда к историческому наследию, закладывают поведенческую модель подростков.

Подготовка включала поиск социальных партнеров в организации смены и согласование действий в рамках программы загородного тематического лагеря. Принцип открытости предполагает привлечение заинтересованных и тематически близких организаций, чьи

интересы и ресурсные возможности способны усилить воспитательное воздействие в работе отряда, создать благоприятную педагогическую среду социальной поддержки. На протяжении двух лет такими партнерами «Фантазеров» были клуб исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк» при Союзе православной молодежи Мордовии, помогавший в реконструкции ополчения Минина и Пожарского и куликовской битвы, Российский Имперский Союз-орден, обеспечивший реквизит смены «Романовский дом», молодежный туристический клуб «Искатель», который организовывал экстремальный курс «Тропа приключений» для «ополченцев 1612 года», «солдат 1943 года» и «витязей дмитрия донского», международное патриотическое общественное движение «наследники Победы», которое организовывало полевые кухни и встречи с ветеранами.

Разнообразные по направленности эти организации и объединения помогали организовывать мероприятия детского отдыха, нацеленные на обогащение духовного мира ребенка, развитие его любви к Родине, привитие главных общественных ценностей. Немаловажным для эффективности воспитательного воздействия был позитивно окрашенный статус личностей-членов этих организаций. Успешные, интересные в общении, увлеченные, умелые молодые люди превращали идеи патриотизма, гражданственности, преданности российской истории в сценарные эталоны поведения подростков.

одной из приоритетнейших задач современная педагогика провозглашает поиск оптимальных путей воспитания духовно-нравственной личности. Наработанный опыт проведения исторической смены в детском оздоровительном лагере наглядно и убедительно показал, что возможности рекреационной среды детского лагеря, наполненной социально значимым содержанием, обладают высоким потенциалом воздействия на формирование личности ребенка и подростка, обеспечивают широкие возможности для социализации и всестороннего развития детей и подростков.

тт&тт&т ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014, № 4 ^ШЙЙЙЙ^ЙЙ^Й

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безверхий, А. А. Летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек» / А. А. Безверхий, С. Н. Ценюга, Ю. С. Ценюга // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 187-195.

2. Болотина, Т. В. Совершенствование работы с детьми через досуговую деятельность в оздоровительном лагере на основе государственно-частного партнерства / Т. В. Болотина, В. Р. Высоцкий, А. С. Прутченков // Воспитание школьников. - 2014. - № 4.- С. 59-66.

3. Горфина, М. Н. О гражданском и патриотическом воспитании школьников во внеурочной деятельности, связанной с изучением учебного предмета «История» / М. Н. Горфина // Воспитание школьников. - 2013. - № 9. - С. 34-36.

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2011. - 23 с.

5. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.

6. Кутняк, С. В. Карьерообразующий потенциал воспитательной среды вуза // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 79-85.

7. Лепешкина, Е. М. Педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря : дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Лепешкина. - Смоленск, 2005. - С. 4.

8. Линденберг, К. Обучение истории / К. Линденберг. - Москва : Парсифаль ; Русское слово, 1997. - 191 с.

9. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация ; пер. с анг. / Дж. Равен. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

10. Трошин, В. Н. детские оздоровительные лагеря / В. Н. Трошин // Народное образование. - 2010. -№ 3. - С. 68-72.

Поступила 11.07.14.

Об авторе:

Зеткина ирина Александровна, профессор кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а), доктор культурологии, irzet@mail.ru

Для цитирования: Зеткина, И. А. Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере / И. А. Зеткина // Интеграция образования. - 2014. - № 4 (77). - С. 70-75. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.070

REFERENCES

1. Bezverhi A. A., Ceniuga S. N.,Ceniuga Yu. S. Letnij poiskovo-issledovatel'skij lager' "Krepkij oreshek" [Search and Research Summer Camp "Krepkyi Oreshsek"]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 2010, no. 3, pp. 187-195.

2. Bolotina Т. V., Visocki V. R., Prutchenkov A. S. Sovershenstvovanie raboty s det'mi cherez dosugovuju dejatel'nost' v ozdorovitel'nom lagere na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Improvement of working with children through recreational activities in summer camp on the basis of public-private partnership]. Vospitanie shkolnikov [Upbringing of schoolchildren]. 2014, no. 4, pp. 59-66.

3. Gorfina M. N. O grazhdanskom i patrioticheskom vospitanii shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti, svjazannoj s izucheniem uchebnogo predmeta "Istorija" [On civil and patriotic education of students through extracurricular activities related to the study of the academic discipline "History"]. Vospitanie shkol'nikov [Upbringing of schoolchildren]. 2013, no. 9, pp. 34-36.

4. Danyluk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospi-tanija lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of Russia's citizen]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2011, 23 p.

5. Zimnia I. A. Obshhaja kul'tura i social'no-professional'naja kompetentnost' cheloveka [Common culture and socio-professional competence of human]. Vishee obrazovanie segodnia [Higher Education Today]. 2005, no. 11, pp. 14-20.

6. Kutniak S. V. Kar'eroobrazujushhij potencial vospitatel'noj sredy vuza [Career building potential of the educational environment of the university]. Vishee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2012, no. 5, pp. 79-85.

INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 4

7. Lepeshkina E. M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija vospitatel'noj sistemy profil'nogo lagerja. Kand. dis. [Pedagogical conditions of formation of the educational system of a summer camp. Kand. Diss.]. Smolensk, 2005, p. 4.

8. Lindenberg K. Obuchenie istorii [Teaching history]. Moscow, Parsifal Publ., Russkoe Slovo Publ., 1997, 191 p.

9. Raven G. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve: vyjavlenie, razvitie i realizacija [Competence in modern society: the identification, development and implementation], translated from English. Moscow, Kogito-Centr Publ., 2002, 396 p.

10. Troshin V. N. Detskie ozdorovitel'nye lagerja [Children's summer camps]. Narodnoe Obrazovanie [Public Education]. 2010, no. 3, pp. 68-72.

About the author:

Zetkina Irina Aleksandrovna, Professor of Universal history Evsevyev Mordovia Teachers Training Institute (11a, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), chair Doctor of Scienes degree holder in Culturology, irzet@mail.ru

For citation: Zetkina I. A. Vospitatel'nyj potencial tematicheskoj smeny v detskom lagere [Educational potential of a theme session in a summer camp]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 70-75. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.070

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.