Научная статья на тему 'Роль общественных организаций Прибайкалья в патриотическом воспитании школьников (1992-2005 гг. ): исторический аспект'

Роль общественных организаций Прибайкалья в патриотическом воспитании школьников (1992-2005 гг. ): исторический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
543
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ И ВЗРОСЛЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СКАУТИЗМ / ПИОНЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / NON-GOVERNMENT ORGANIZATIONS FOR CHILDREN AND ADULTS / SCOUTING / PIONEER ORGANIZATIONS / SEARCH TEAMS / LOCAL HISTORY STUDY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булгакова Марина Геннадьевна

В статье рассматривается роль общественных организаций в патриотическом воспитании школьников в постсоветском пространстве (1991-2005 гг.) на примере Иркутской области. Представлена историческая реконструкция работы активных педагогов и общественных организаций по формированию патриотических ценностей у подрастающего поколения. Показано, что в регионе деятельность общественных объединений патриотической направленности осуществлялась через поисковую, военно-спортивную и краеведческую работу. На основе анализа данных был сделан вывод о наличии позитивного практического опыта в патриотическом воспитании школьников на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Булгакова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Non-governmental Organizations of Baikal Region in the Patriotic Education of Schoolchildren (1992-2005): the Historical Aspect

The article is devoted to role of non-governmental organization in Patriotic education of schoolchildren in the former Soviet Union (1991-2005) in the case of Irkutsk region. The article presents a historical reconstruction of the work of effective teachers and non-governmental organization on formation of Patriotic values of the younger generation. It is shown that in the region the activity of nongovernmental Patriotic associations was carried out by means of searching and military sports activities, study of local history. On the ground of data analysis it was made a conclusion about the positive practical experience in Patriotic education of schoolchildren in the region.

Текст научной работы на тему «Роль общественных организаций Прибайкалья в патриотическом воспитании школьников (1992-2005 гг. ): исторический аспект»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 37.035.4:32(571.53) "1992/2005"

Роль общественных организаций Прибайкалья в патриотическом воспитании школьников (1992-2005 гг.): исторический аспект

М. Г. Булгакова

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Аннотация . В статье рассматривается роль общественных организаций в патриотическом воспитании школьников в постсоветском пространстве (1991-2005 гг.) на примере Иркутской области. Представлена историческая реконструкция работы активных педагогов и общественных организаций по формированию патриотических ценностей у подрастающего поколения. Показано, что в регионе деятельность общественных объединений патриотической направленности осуществлялась через поисковую, военно-спортивную и краеведческую работу. На основе анализа данных был сделан вывод о наличии позитивного практического опыта в патриотическом воспитании школьников на территории региона.

Ключевые

слова: патриотизм, патриотическое воспитание, детские и взрос-

лые общественные организации, скаутизм, пионерские организации, поисковые отряды, краеведческая работа.

Сохранить духовно-нравственную основу любого общества возможно через обращение к идеалам патриотизма, гражданственности. Именно поэтому в современных стратегических документах, посвящённых воспитанию подрастающего поколения: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания на период до 2025 года - делается акцент на формировании патриотизма, гражданской идентичности, базовых национальных ценностей [16; 25]. В период распада Советского Союза смена политических ориентиров привела к потере этих понятий. Однако невозможно воспитать гражданина Отечества без этих основополагающих для любого общества ценностей. Подобную задачу можно решить путём создания воспитательной системы школы, которая будет основана на патриотическом воспитании как целенаправленной педагогической деятельности семьи, государства, общественных институтов по формированию у подрастающего поколения преставлений и понятий, стремлений, поступков, отражающих любовь, преданность своей Отчизне. Эту задачу в постсоветский период совместно решали педагогическое сообщество и общественные структуры.

Постсоветский период представлен большим количеством детских и взрослых общественных организаций, объединений патриотической направленности. Общественным деятелям и педагогам Иркутской области удалось сохранить традиции па-

триотического воспитания школьников и молодёжи. Лучший опыт прошлого постоянно изучается и транслируется. В целях развития в регионе общественных объединений патриотической направленности и наполнения их деятельности новым содержанием необходимо проанализировать существующий позитивный практический опыт.

Патриотизм - это осознание принадлежности к своей Отчизне. Это поступки, выражающие любовь к Родине, гордость за свой народ и свою землю. Патриотическое воспитание - целенаправленная педагогическая деятельность семьи, государства, общественных институтов по формированию у подрастающего поколения преставлений и понятий, стремлений, поступков, направленных на любовь, преданность, готовность служить и защищать Родину. Система патриотического воспитания - комплекс взаимосвязанных компонентов (задачи, субъекты, деятельность, среда, управление), обеспечивающих достижение цели патриотического воспитания [16; 25].

Профессор Ю. А. Зуляр считает, что внедрение в постсоветской России понятия демократии как противопоставления всему советскому не сработало, так как не имело под собой идеологической основы, понятия государства-нации [8; 9]. Поэтому и в стране, и в нашем регионе удалось сохранить традиции патриотического воспитания, привлечь внимание общественных структур к формированию патриотических качеств у подрастающего поколения. В постсоветский период (1991-2005 гг.) на территории Прибайкалья (современная территория Иркутской области) было два субъекта Российской Федерации - Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (далее - УОБАО). В образовании Прибайкалья (Иркутская область и УОБАО) всегда ставился акцент на патриотическую, экологическую, краеведческую компоненты воспитательной системы.

В Иркутской области к концу 90-х гг. XX в. благодаря совместным усилиям Главного управления народного образования (далее - ГлавУНО, позже -ГУОиПО), муниципальных органов управления образованием (далее - МОУО), активных педагогов, общественных объединений были созданы детские общественные организации патриотической направленности. Формирование патриотических качеств, активной гражданской позиции школьников происходило через общественную деятельность в краеведческих, пионерских, скаутских, экологических кружках, организациях и объединениях.

Особую роль в патриотическом воспитании постсоветского периода (19912005 гг.) играли поисковые отряды школьников. Одним из основателей поискового движения в Иркутской области был Александр Трофимович Яскин. Познакомившись с поисковиками из разных городов России, он привёз эту идею в регион. В 1998 г. в г. Иркутске появилась областная молодёжная общественная организация «Дань Памяти» (председатель правления А. Т. Яскин).

В г. Шелехове была создана группа «Поиск-42», участники которой в 1999 г. установили памятные знаки 700 воинам 42 дивизии в Белоруссии. В 2003-2007 гг. сводный поисковый отряд «Поиск-42» возглавлял А. Т. Яскин. Шелеховская детско-молодёжная организация «Туристско-краеведческий экспедиционный клуб "Наследники"» восстановили историю Сибирской дивизии Н. Бурлова [10, Л. 123-126; 11]. В 1999 г. возник Иркутский поисковый отряд «Наследие». Он был организован руководителем областного поискового объединения «Дань памяти» А. Т. Яскиным и военруками школ № 19 и № 5 В. Л. Нечаевым, Г. В. Купряковым. Первые шаги этого отряда начинались с «Вахты Памяти» в Ленинградской области. Первой экспедиции отряда была оказана финансовая помощь строительной компанией «Новый город» (генеральный директор А. С. Битаров), Иркутским Масложиркомбинатом (директор Т. М. Баймышева), заместителем руководителя администрации Свердловского округа г. Иркутска

Г. Ф. Сабуровой и родителями поисковиков. За 11 лет работы отряда были организованы 12 экспедиций в Ленинградскую область, где было поднято 295 останков советских воинов. В 2002 г. руководители отряда была разработали программу «Те, кто слышит эхо минувшей войны...», ставшую лауреатом конкурса «Губернское собрание Иркутской области» [22].

Поисковые отряды работали и в других муниципалитетах региона. Важным событием стал состоявшийся в Нижнеудинске (май 2004 г.) слёт поисковых отрядов Иркутской области. Организаторами слёта выступили областная общественная организация «Дань памяти» и Губернское общественное собрание, а его участниками - представители семи муниципалитетов: г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района, г. Тулуна и Тулунского района, Тайшетского района, гг. Иркутска и Шелехова, которые в течение трёх лет занимались изучением истории АЛСИБА [1], секретной трассы (Аляска-Сибирь), организованной в годы Великой Отечественной войны по соглашению ленд-лиза между СССР и США. По ней перегоняли самолёты для фронта; эта воздушная трасса проходила по территории Иркутской области. На советском участке трассы в результате аварий были потеряны самолёты, погибли 114 летчиков, часть из которых - в таёжных массивах нашего региона. Участвовала в слёте и областная организация «Дань памяти».

Поисковый отряд «Исайкина заимка» (руководитель Т. С. Чистова) с 1998 г. действовал как краеведческий кружок; в 2002 г. вошёл в реестр молодёжных организаций Тайшетского района; в 2003 г. стал представителем района в организации «Дань Памяти»; с 2003 г. принимал участие в программе «Забытая деревня». Поисковый отряд «Следопыт» Лесогорской школы-интерната № 11 (руководитель И. Д. Щербакова) был создан в 1973 г.; а с 1999 г. стал отделением организации «Дань Памяти»; в 2002 г. участвовал в проекте «Памятник». Школьная группа «Поиск» (средняя школа № 10) Нижнеудинского района (руководитель Н. Н. Леонова) начала работу в 1989 г., с 2003 г. поддерживалась генеральным директором ОАО «Электросетьстрой» К. А. Хостикоевым. Поисковый отряд «Крылья памяти» (руководитель И. В. Белолибцева) действовал на базе ДДТ г. Нижнеудинска. В Усть-Кутском районе работал поисковый клуб «Эдельвейс» (руководитель Н. С. Куршева) [22].

К 2003 г. в «Дань памяти» входили 13 поисковых отрядов из гг. Иркутска, Шелехова, Усолье-Сибирское, Черемхово, Тулуна, Усть-Кута, Киренска, а также Куйтунского и Чунского районов [1].

В Иркутской области существовала преемственность в патриотическом воспитании. Вчерашние школьники, будучи студентами, продолжали заниматься поисковой деятельностью. Примером могут стать молодёжные экспедиции на Халхин-Гол (2004-2014 гг.), организованные правительством Иркутской области и общественными организациями, в состав которых входили студенты вузов и учреждений профессионального образования. Река Халхин-Гол - место боёв 1939 г. советской и монгольской армий с Японией за территориальную целостность Монголии [28].

Важную роль в создании условий для формирования патриотического воспитания школьников области сыграли возобновившиеся по инициативе Иркутского городского комитета общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодёжи» (первый секретарь А. В. Гимельштейн) и штаба Иркутского объединения студенческих отрядов (руководитель штаба В. В. Барышников) военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». В 1994 г. в г. Иркутске после некоторого перерыва стартовала игра «Зарница». В 1995 г. игру поддержал заместитель мэра г. Иркутска С. И. Дубровин. С 1998 г. «Зарница» проводилась

на областном уровне, её организатором был Комитет по делам молодёжи администрации Иркутской области (председатель А. И. Беломестных, позднее -В. В. Барышников). С 2003 г. зональные соревнования игр «Зарница» и «Орлёнок» проходили в г. Братске и Усольском районе. Участниками игр были представители 37 муниципалитетов Иркутской области. В состав оргкомитета игр в разное время (1998-2005 гг.) входили представители властных и общественных структур - председатель ветеранского спортивного объединения «Весна 45 года» Г. А. Константинов, первый секретарь Иркутского городского комитета РСМ А. В. Петров, председатель областного комитета ветеранов войны и военной службы В. Ф. Болотин, член президиума Ю. Б. Тюпышев, председатель областной общественной организации воинов-интернационалистов и участников боевых действий В. И. Чипизубов [23]. В УОБАО в рамках реализации программы межведомственного взаимодействия по развитию физкультуры и спорта управлением образования и комитетом по туризму и спорту организовывались военно-спортивная игра «Зарница» и окружной культурно-спортивный праздник «Сурхарбан» [21].

Ряд общественных организаций Иркутской области ориентировал свою деятельность на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В г. Иркутске такими организациями стали Городской Совет ветеранов войны и труда, Областная ассоциация воинов-интернационалистов, Комитет солдатских матерей, общественная организация «Патриот», общественная организация «Патриотический союз молодёжи», Городской комитет Российского союза молодёжи, РОСТО ДОСААФ и др. [23]. В 2000 г. на базе Иркутского театра народной драмы была создана общественная организация «Патриотический союз молодёжи». Филиалы этой организации открылись в г. г. Иркутске, Ангарске, Тулуне, Усть-Куте, п. Седаново (Усть-Илимский район), п. Качуге (Качугский район). Подобную деятельность с детьми и молодёжью организовал руководитель Куйтунского районного отделения РОСТО (ДОСААФ) С. Сапеги при поддержке мэра района А. Полонина. Большую работу по патриотическому воспитанию учащихся проводило детское объединение «Память», организованное на базе Балахнинской СОШ Бодайбинского района (руководитель Н. М. Рыженко). В этом объединении занимались разновозрастные дети, которых объединяли общие задачи - научиться уважать людей, гордиться своей малой Родиной, её прошлым, приумножать настоящее своей Родины.

В г. Иркутске до сих пор действует Вахта Памяти у Вечного огня. Центром этой Вахты является Пост № 1 города Иркутска (старейший среди 21 Поста № 1 в России), открывшийся в г 1975 г. и не прекративший своей деятельности в самое трудное для страны время. В 2004 г. на первом Всероссийском слёте часовых Поста № 1 делегация Иркутской области была в числе представителей из 16 городов России [17].

«Военно-патриотическая школа "Мужество" имени Юрия Алексеевича Болдырева» начала свою деятельность в 1987 г. при Дворце пионеров г. Ангарска как парашютно-десантная секция. Была основана гвардии полковником в отставке Ю. А. Болдыревым и впоследствии преобразована в военно-патриотический клуб «Мужество». В 1993 г. на базе данного клуба создали школу. Сегодня это учреждение дополнительного образования. Его основные цели - подготовка к службе в армии и формирование готовности молодёжи к защите чести и достоинства граждан в мирной жизни [24].

Определённую роль в формировании патриотических ценностей сыграли пионерские и скаутские организации. На территории региона в январе 1992 г. было зарегистрировано «Общество возрождения скаутизма в Иркутской области». В мае 1992 г. его переименовали в Ассоциацию «Байкальский скаут» (далее -

АБС) (председатель общества А. В. Шободоева). Первыми организаторами стали студенты, учителя школ, работники домов детского творчества - А. Васильков, А. Тепляшин, О. Ефименко, А. Сергиенко, С. Левашов, А. В. Бокаев,

A. В. Шободоева [26]. В 1992 г. АБС насчитывала шесть отрядов, а к 1995 г. - 15 отрядов [36]. С 1992 г. важным направлением её работы стала организация летнего отдыха детей и подростков в лагерях «Странник», каникулярных скаутских лагерях. В 1992-2000 гг. в них отдохнуло 5600 человек. С 2001-2005 гг. к традиционным мероприятиям (экологические акции, дворовые игры) добавились акции патриотической направленности [26].

Несмотря на явное отторжение в постсоветский период (1991-2005 гг.) такой организации, как пионерская, в некоторых муниципалитетах региона педагоги предпочли её сохранить, убрав из принципов их работы политизированность и массовость. Пионерские организации в Куйтунском, Усть-Кутском, Нижнеу-динском, Тайшетском районах основным направлением деятельности сделали воспитание патриотических ценностей [16, Л. 14-16]. Пионерская организация «Сибирячки» Куйтунского района, начавшая работу в 2001 г., основной целью считала формирование гражданственности и патриотизма. На современном этапе эта организация насчитывает 1126 человек из 19 образовательных организаций района [35].

Формирование любви к Родине невозможно без приобщения школьников к историко-культурному наследию малой родины, без краеведческой работы. По вопросам краеведения с ГлавУНО области активно сотрудничали Иркутский областной центр детско-юношеского туризма и краеведения, Иркутская городская детская общественная организация «Ассоциация краеведов», Иркутский областной отдел Всероссийского общества охраны природы (председатель президиума В. М. Шлёнова). Результатом совместной работы стала научно-практическая конференция школьников (9 ноября 1997 г.), посвящённая 270-летию Иркутской епархии и 60-летию Иркутской области [12].

Краеведческие и патриотические организации школьников были созданы в г.г. Зиме (Клуб туристов-краеведов и скаутов), Ангарске (Общественное детское молодёжное объединение «Байкал»), Иркутске (Детская организация «Соболь»), Саянске и Усть-Илимске («Сибирячок») [16; 18]. Деятельность краеведов Иркутской области можно проследить на примере краеведческой работы в г. Усолье-Сибирское, которую возглавляли В. Ф. Шаманский, Ю. П. Аксаментов,

B. А. Костомахина, Ж. А. Власенко. По инициативе поэта, члена союза писателей СССР Ю. П. Аксаментова в г. Усолье-Сибирское в 2002 г. был возрождён краеведческий клуб «Приангарье» при газете «Усольские новости» (клуб был образован в 1971 г. и прекратил свою деятельность во времена «перестройки»). Первым председателем вновь созданного клуба стал педагог, краевед, Почётный гражданин г. Усолье-Сибирское В. Ф. Шаманский [7]. В 2004 г. по инициативе Ж. А. Власенко организовали краеведческий клуб «Далёкое и близкое» при газете «Городская» [29]. Основными направлениями его деятельности стали исследование, просвещение молодёжи по вопросам изучения истории родного края.

Отличительной особенностью УОБАО оказалась работа органов управления образованием по возрождению и развитию национальной культуры, которая осуществлялась через музеи, фольклорные ансамбли, краеведческие кружки, создававшиеся на базе школ и финансировавшиеся администрацией округа [20; 30; 32; 34]. Иркутская областная общественная организация «Бурятский культурный центр» (председатель В. Х. Хорнокоев) внесла большой вклад в сохранение культурного наследия бурят и привлечение подрастающего поколения к историко-культурному наследию округа. В культурный центр вошли представители

Иркутской области и ОУБАО [2; 14; 15; 19]. Окружная общественная организация Польское культурное общество «Висла» (председатель президиума Л. В. Ве-житас) сыграла определённую роль в сохранении национальной идентичности школьников сёл Вершина и Дундай. Благодаря этому обществу вершининские школьники смогли побывать в Польше [31]. Участие в патриотическом воспитании обучающихся принимал и Боханский районный Совет ветеранов (председатель Н. Я Нефедьева). Для сохранения национальной культуры УОБАО при Обусинской школе была создана детская организация «Золотой источник» [4]; благодаря сотрудничеству с местным Советом старейшин педагогам, родительскому комитету Капсальской школы Эхирит-Булагатского района удалось выстроить краеведческую работу и систему патриотического воспитания школы [5]. В рамках сохранения национального языка и культуры в округе постоянно взаимодействовали органы управления образованием и культуры через ежегодное проведение смотров фольклорных коллективов, конкурсов улигершинов и др. Окружной государственный музей, окружная библиотека им. М. Н. Ханга-лова активизировали краеведческую работу, что позволяло приобщать школьников к культурным традициям и обычаям народов округа. Баяндаевская районная библиотека сотрудничала с педагогами по созданию истории школ района. По данным, приводимым главой администрации округа В. Г. Малеевым, в Аларском районе из 193 клубных формирований 102 были детские, в них участвовал 1551 школьник округа [3; 6; 18; 27; 33].

Таким образом, в сохранении патриотических традиций в Иркутской области активное участие принимали педагоги и представители общественных структур. Но, несмотря на кажущуюся благополучную ситуацию по этому направлению, стоит обратить внимание на некоторые цифры. Из 42 территорий области только 13 муниципалитетов смогли сформировать поисковые отряды. Пионерские и скаутские организации действовали точечно, охватывая около 15 муниципалитетов. Такая ситуация объясняется сменой политической ориентации страны, когда были разрушены такие массовые детские организации, как комсомольская, пионерская, погружением детей и подростков в западную культуру. Нестабильная экономическая обстановка в стране и регионе приводила к отсутствию финансирования деятельности детских общественных организаций, вынужденным поискам спонсорской помощи. Часто организаторы патриотических объединений действовали лишь на одном энтузиазме.

Сегодня органам власти необходимо поддерживать, развивать существующие общественные структуры, способствовать появлению новых, так как существующий практический опыт патриотического воспитания школьников имеет положительные результаты.

Список литературы

1. АЛСИБ - Трасса мужества : материалы Областного слёта поисковых отрядов Иркутской области. Нижнеудинск, май 2004 г. - Иркутск : Издание операт. типографии «На Чехова», 2004. - 26 с.

2. Бережных, В. Центр бурятской культуры / В. Бережных // Отчий край. - 2008. - № 1. - С.

14.

3. Болдырев, А. Н. Нужна поддержка / А. Н. Болдырев // В поисках утраченного детства : материалы Межрегион. конф. «Политика в интересах детей». Усть-Ордынский округ, 15-16 июня 2002 г. - Усть-Ордынский : Изд-во Усть-Ордынского ОИПКРО, 2002. - С. 26-27.

4. Боханский район: Вехи истории. О знатных людях нашего района. - Иркутск : Издание ООО «Артиздат», 2010. - С. 6.

5. Васильева, И. В. Развитие государственно-общественного управления образованием в МО «Эхирит-Булагатский район» / И. В. Васильева // Государственно-общественное управление как

достижение качества общего и профессионального образования : материалы Межрегион. на-уч.-практ. конференции. Иркутск, 25-26 февр. 2010 г. - Иркутск, 2010. - С. 79.

6. Вахрамеева, А. А. Исследовательская работа как составная часть краеведческой работы (из опыта работы Баяндаевской районной библиотеки) / А. А. Вахрамеева // Третьи Романовские чтения : материалы науч.-практ. конф. / ред.: А. В. Дулов и [др.]. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - С. 178-180.

7. Возрождён краеведческий клуб «Приангарье» // Усольские новости. - 2011. - 17 февр. -С. 3.

8. Зуляр, Ю. А. Идеологические и политические интерпретации неолиберальной парадигмы / Ю. А. Зуляр // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология, религиоведение». - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. - Т. 12. - С. 14-26.

9. Зуляр, Ю. А. Кризис основных парадигм Модерна / Ю. А. Зуляр // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология, религиоведение». - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. - Т. 11. - С. 15-29.

10. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1730. Л. 1, 7, 123-126, 16-21, 36, 179, 256.

11. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1731. Л. 2-12.

12. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1856. Л. 7.

13. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1953. Л. 13, 14-16.

14. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа / отв. ред.: Л. М. Дамешек. -М. : Прогресс, 1995. - С. 533.

15. Как всё начиналось. Историческая справка [Электронный ресурс] / Центр бурятской культуры. - Режим доступа: http://sfo.spr.ru/irkutsk-i-irkutskiy-rayon/tsentr-buryatskoy-kulturi.html. (дата обращения 22.01.2015).

16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования - М. : Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения. - ISSN 978-5-09-0221382). - 23 с.

17. Макеева, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников в условиях несения вахты на Посту № 1 г. Иркутска / Л. Н. Макеева // Педагогический ИМИДЖ. - 2010. - № 2 (7). - С. 116-118.

18. Малеев, В. Г. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Социально-экономический потенциал / В. Г. Малеев // ред.: В. М. Рыков. - Иркутск : Издание ООО «Время странствий», 2004. - С. 126.

19. Навстречу юбилею : интервью с исп. обязанности председателя Центра бурятской культуры К. Хуригановым / вела О. Игнатьева // Газета «YYР». - 2005.- № 1. - С. 4-5.

20. Народное образование в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Краткий обзор. - Усть-Ордынский : Изд-во Усть-Ордынского ОИПКРО, 2002. - 88 с.

21. Об утверждении межведомственной Программы «Развитие физической культуры и спорта в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе на 2003-2005 гг.» : закон УОБАО от 10 нояб. 2003 г. № 148-оз // Панорама округа. - 2003.

22. Объединение поисковых отрядов «Дань памяти» [Электронный ресурс] / Прибайкалье : сайт. - Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/about-homage.html. (дата обращения: 14.03.2015).

23. Опыт проведения военно-спортивных игр. Военно-спортивная игра «Зарница» / авт. -сост.: В. В. Барышников, О. В. Уватова [Электронный ресурс] / Электронная версия печатной публ. -Режим доступа: http://patriot.irksportmol.ru/media/zarnitsa.doc. (дата обращения: 21.03.2015).

24. Прибайкалье против наркотиков : сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// narkostop.irkutsk.ru/youth/leisure/rb. (дата обращения 05.08.2015).

25. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 03.02.2015).

26. Сайт Иркутской областной общественной организация детей и молодёжи «Байкальский скаут» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikalscout.ru. (дата обращения: 02.04.2015).

27. Семёнова, Л. А. Роль окружной национальной библиотеки им. М. Н. Хангалова в краеведческом движении / Л. А. Семёнова // Третьи Романовские чтения: материалы науч.-практ. конф. / ред.: А. В. Дулов и [др.]. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - С. 176-178.

28. Серебряков, Е. А. Патриотическое воспитание молодёжи как важнейший элемент политической социализации (на примере молодёжных экспедиций на Халхин-Гол) / Е. А. Серебряков, Р. Ю. Зуляр // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология, религиоведение». - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. - Т. 12. - С. 146-153.

29. Современные летописцы малой родины [Электронный ресурс] // МУК «Усольская городская централизованная библиотечная система» : сайт. - Режим доступа: http://usoliecbs.ru/index. php?menu=kray&id=1. (дата обращения 22.01.2015).

30. Тармаханов, Е. Е. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа / Е. Е. Тар-маханов, Л. М. Дамешек, Т. Е. Санжиева ; рец.: Т. М. Михайлов, А. Е. Дамбинов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. - С. 177-180.

31. Фигура, В. М. Польское культурное общество «Висла» в Вершине / В. М. Фигура // Таль-цы. - 2005. - № 4 (27). - С. 25-27.

32. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ: от юбилея к юбилею [Электронный ресурс] // Байкал-инфо : сайт. - Режим доступа: http://baikal-info.ru/region/2007/12/001001.html. (дата обращения 09.06.2015).

33. Усть-Ордынскому Окружному ИПКРО 10 лет / ред.: Н. Р. Петрова, В. И. Хахинов, Э. А. Кускенова. - Изд-во Усть-Ордынского ОИПКРО, 2000. - С. 50.

34. Халбаева-Широнова, А. В. Условия формирования этнической идентичности / А. В. Хал-баева-Широнова // Байкальский регион: культура и образование : материалы Международ. науч.-практ. конф. Улан-Удэ - Бохан, 25-26 июля 2010 г. - Улан-Удэ : Изд-во «Оттиск», 2010. - С. 3.

35. Центр профилактики наркомании: официальная страница [Электронный ресурс] / Прибайкалье против наркотиков : сайт. - Режим доступа: http://narkostop.irkutsk.ru/youth/leisure/sib/. (дата обращения: 14.03.2015).

36. Шободоева, А. В. История скаутского движения [Электронный ресурс] / Алексей Дедов // Поддержка университетских проектов студентов КГУ : сайт. - Режим доступа: http://dedovkgu. narod.ru/bib/shobodojeva1.htm. (дата обращения: 02.04.2015).

The Role of Non-governmental Organizations of Baikal Region in the Patriotic Education of Schoolchildren (1992-2005): the Historical Aspect

M. G. Bulgakova

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. The article is devoted to role of non-governmental organization in Patriotic education of schoolchildren in the former Soviet Union (1991-2005) in the case of Irkutsk region. The article presents a historical reconstruction of the work of effective teachers and non-governmental organization on formation of Patriotic values of the younger generation. It is shown that in the region the activity of nongovernmental Patriotic associations was carried out by means of searching and military sports activities, study of local history. On the ground of data analysis it was made a conclusion about the positive practical experience in Patriotic education of schoolchildren in the region.

Keywords: patriotism, patriotic education, non-government organizations for children and adults, scouting, pioneer organizations, search teams, local history study.

Булгакова Марина Геннадьевна Bulgakova Marina Gennadievna

заведующий сектором воспитания Manager of Education Sector Институт развития образования Ир- Institute of Education Development кутской области of Irkutsk Region

664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007 10-А

тел.: 8 (3952)500904 tel.: 8 (3952)500904

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.