Таким образом, развитию социальной активности подростков будет способствовать стимулирование их общественной деятельности, углубление спектра социальных инициатив подростков, расширение круга их социальных контактов,
Библиографический список
развитие коммуникативных навыков подростков, стимулирование развития творческого потенциала, обеспечение педагогов методическим материалом по развитию социальной активности молодого поколения.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.
2. Кратко А.А. Социология. Харьков: Издательство «Константа», 1996.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Москва: Академия, 2002.
4. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
6. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 16: 140 - 146.
7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № 2 (41): 153 - 161.
8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.
9. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. Москва, 1986.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnalgumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.
2. Kratko A.A. Sociologiya. Har'kov: Izdatel'stvo «Konstanta», 1996.
3. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moskva: Akademiya, 2002.
4. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2005.
5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
6. Saenko L.A. Pedagogicheskie usloviya v organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty po formirovaniyu kommunikativnogo opyta podrostkov. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 16: 140 - 146.
7. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti detej i podrostkov v letnem lagere otdyha. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 2 (41): 153 - 161.
8. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.
9. Scherbakova N.V. Pravovaya ustanovka i social'naya akiivnost' lichnosti. Moskva, 1986.
Статья поступила в редакцию 15.09.20
УДК 371
Gazaeva L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching the Russian language, Vice-Rector for Research,
North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Atemova F.M., postgraduate, Department of Russian Philology, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected] [email protected]
DEVELOPMENT OF CULTURE-RELATED AND SPEECH SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The
article discusses the concept of "culture-related and speech skills", as well as features of the rocess of their developing in younger students through extracurricular activities. The use of the cultural aspect in regular and extracurricular activities is mandatory in primary school. Such skills among younger students contribute to the formation of individual creative qualities, have a great educational potential. Extracurricular activities carried out in forms other than classroom-based ones allow for more effective implementation of the cultural aspect of Russian language teaching in primary schools. The authors conclude that in extracurricular activities at the initial stage of training, it is possible to solve cultural and speech problems of communication, speech etiquette, speech activity and speech technique. In addition, it is possible to fill extracurricular and extracurricular activities with communicative and ethno-cultural content.
Key words: speech culture, primary school, communicative competence, speech development, skill, cultural and speech skills, extracurricular activities, multicultural environment.
Л.В. Газаева, канд. пед наук, проф., проректор по научной работе ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»,
г. Владикавказ, Е-mail: [email protected]
Ф.М. Атемова, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
Е-mail: [email protected] [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается понятие «культурно-речевой навык», а также особенности формирования культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности. Реализация культуроведческого аспекта в урочной и внеурочной деятельности является обязательной в начальной школе. Культурно-речевые навыки младших школьников способствуют формированию творческих качеств личности, имеют большой воспитательный потенциал. Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, позволяет более эффективно реализовать культурологический аспект обучения русскому языку в начальной школе. Авторы делают вывод о том, что во внеурочной деятельности на начальном этапе обучения можно решать культурно-речевые проблемы общения, речевого этикета, речевой деятельности и техники речи. Кроме того, есть возможность наполнить внеклассные и внешкольные мероприятия коммуникативным и этнокультурным содержанием.
Ключевые слова: культура речи, начальная школа, коммуникативная компетентность, речевое развитие, навык, культурно-речевой навык, внеурочная деятельность, поликультурная среда.
Современный период развития методики преподавания языков характеризует обострённый интерес к проблеме культуры в обучении языкам, обучения языку не только как средству общения, познания мира, но и как способу приобщения к культуре. Основным результатом деятельности школы является не система знаний, умений и навыков, а совокупность ключевых компетенций как ожидае-
мый образовательный результат В стандарт современной общеобразовательной школы вошли такие понятия, как «коммуникативная компетентность», «языковая компетентность», «лингвистическая компетентность», «культурологическая компетентность». Учитывая то, что образовательный процесс связан с социальным контекстом, становление коммуникативно-активной деятельности обучающихся
приобретает особое значение. При этом именно коммуникативная компетентность является залогом успешного формирования социальной активности человека. При этом культурный аспект образования следует рассматривать как приоритетный: он диктуется потребностями времени, общества, личности.
Именно младший школьный возраст благоприятен для формирования культуры речевого общения. В это время важно сформировать культурно-речевые навыки учащихся [1 - 4].
Несмотря на существование большого количества работ, посвященных формированию речевых умений и навыков, условиям успешного развития речи младших школьников, остается недостаточно выделенным культуроведческий аспект преподавания русского языка, который является частью культуры их поведения. Взаимодействие языкового образования и речевого развития является важным условием обучения, именно поэтому, на наш взгляд, необходимо формировать культурно-речевые навыки младших школьников.
Под навыком мы понимаем складывание речевых механизмов, которые могут быть использованы по-разному, перенесение единиц языка на новые, ранее не встречавшиеся сочетания. В условиях начальной школы уместнее «говорить» о навыках, поскольку умение - это использование речевых механизмов для различных целей. Если под умением понимается деятельность в целом (лексическая, грамматическая, произносительная и др.), то навык - это действие и операция с высоким уровнем их выполнения. Он формируется в результате многократного повторения. При этом начальный этап обучения является наиболее эффективным в формировании культурно-речевых навыков младших школьников.
Под культурно-речевым навыком мы понимаем способность обучающихся передавать свои мысли посредством языка, с соблюдением норм и правил речевого поведения, совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного общения.
В качестве объекта обучения нами избраны учащиеся 3 - 4 классов. Поликультурный состав учащихся в данном случае, представленный языками и культурами, помогает реализовать основные аспекты обучения языку - нормативный, коммуникативный, этический, связанный с национально-специфическим способом поведения. В условиях поликультурной среды возрастают требования к речевой деятельности, поскольку в данном случае соприкасаются языки и культуры разных этносов. Как отмечалось выше, начальный этап обучения при этом имеет особое значение для овладения нормами устного и письменного литературного языка, использования языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Это период интенсивного развития всех сторон речи, когда ведущая роль отводится педагогу, контролирующему правильность, точность, разнообразие и выразительность речи учащихся.
Русский язык для младших школьников, являющийся основой всего процесса обучения и средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, - это первоначальный этап их лингвистической подготовки и речевого развития, обеспечивающий успешность дальнейшего обучения.
Совершенствование культурно-речевых навыков младших школьников представляется возможным в пределах коммуникативной компетенции, под которой мы понимаем систему внутренних ресурсов, совокупность знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для построения эффективного действия в межличностных отношениях.
Речевое общение рассматривается нами как совокупность речевых взаимоотношений и социальных контактов в определенных ситуациях (дома, в семье, на улице, в школе). Младшие школьники должны иметь представление о том, почему речевое общение называется «культурным».
Подтверждением значимости формирования культурно-речевых навыков младших школьников является выраженная в настоящее время тенденция к снижению уровня способностей к коммуникации [3], так как аудиовизуальный опыт обучающихся богаче речевого. Данные, полученные нами в результате диагностики культурно-речевых навыков младших школьников, также свидетельствуют о том, что они сформированы недостаточно и требуют дальнейшего развития.
Констатирующий эксперимент, проведенный в 3-х и 4-х классах государственного бюджетного образовательного учреждения «Гимназия «Диалог»» и государственного бюджетного образовательного учреждения «Прогимназия «Интеллект»» г. Владикавказа, состоял из трех этапов:
1) опрос;
2) анализ письменной речи;
3) анализ устной речи.
Младшим школьникам было предложено 8 вопросов:
1) Что Вы понимаете под культурой речи?
2) Какие вежливые слова Вы знаете?
3) Как обращаются к незнакомому человеку?
4) Что говорят, когда оказывают услугу?
5) Какие формы приветствия Вы знаете?
6) Как обратиться с просьбой об одолжении?
7) Как извиниться за причинение неудобства?
8) Как выразить благодарность за услугу или подарок?
Результаты опроса показали, что только 36% опрошенных понимают значение термина «культура речи». В основном культура речи понимается ими узко:
как правильная, грамотная речь. 79% младших школьников знают различные формы приветствия, 44% и 51% учащихся, соответственно, умеют обратиться с просьбой об одолжении и извиниться за причинение неудобства. Почти 80% младших школьников могут выразить благодарность за услугу или подарок.
Следует отметить, что учащиеся знакомы с небольшим количеством этикетных формул, они часть нарушают нормы речевого этикета или не используют его, когда это необходимо. Анализ письменной речи (сочинений) младших школьников выявил, что в 32% творческих работ отсутствует четкая структура, в 23% сочинений не раскрыта тема. В работах младших школьников преобладают простые распространенные предложения, сложные предложения составляют примерно 36%. Наблюдаются ошибки на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях языка.
Младшие школьники не умеют строить связное высказывание, не владеют нормами литературного произношения, делают неправильное ударение в словах; в их речи нарушаются правила и нормы этикета в речевом общении и поведении. Наблюдения за устной речью показали, что большинство учащихся испытывают затруднения при порождении самостоятельных высказываний на уроках и вне урока, не осознают ошибки в собственной устной речи и речи других. Более 65% младших школьников не умеют использовать различные средства взаимодействия в процессе общения.
На наш взгляд, формирование культурно-речевых навыков младших школьников станет эффективным, если будет:
1) реализовано на текстовой основе, с привлечением наиболее употребительных образцов речи, в том числе с этнокультурным содержанием, поскольку ключевым понятием при формировании культурно-речевых навыков младших школьников является текст как показатель сформированности коммуникативных умений, обладающий качествами образцовой речи с привлечением культурологического материала;
2) учитываться нормативный, коммуникативный и этический аспекты изучения русского языка;
3) использоваться активные методы обучения как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поддерживаться «мотивационный тонус» обучаемых (ролевые игры, выбор моделей поведения, обсуждение спорного вопроса).
4) Осуществляться диалогизация учебного процесса, обучения всем видам речевой деятельности, реализовываться познавательная функция общения, соблюдаться единый режим общения на уроках и во внеурочное время.
В начальной школе формирование культурно-речевых навыков учащихся осуществляется в процессе изучения всех разделов языкового курса путем обогащения, уточнения и активизации словарного запаса школьников, формирования умения правильно подчеркивать слова во время произношения, сочетать их друг с другом, соблюдать грамматические нормы, уместно употреблять выразительные средства языка, формулы речевого этикета.
В формировании культурно-речевых навыков младших школьников ведущую роль играет учитель (правила хорошего тона в повседневном общении усваиваются в подражании взрослым, старшим). Формирование культурно-речевых навыков осуществляется на уроке, который является основной формой обучения. К сожалению, ситуация урока снимает естественную коммуникативность младших школьников. Учитывая то, что рамки урока не позволяют сформировать культурно-речевой навык младших школьников, внеурочная деятельность, имеющая обязательный характер в соответствии с новым стандартом, обладает большим воспитательным и коммуникативным потенциалом. При реализации этой деятельности можно избирательно подходить к выбору тем и форм занятий, учитывать пожелания и увлечения учащихся, приучать их пользоваться дополнительной литературой, способствовать развитию их самообразования.
Во внеурочной деятельности на начальном этапе обучения можно решать культурно-речевые проблемы общения, речевого этикета, речевой деятельности и техники речи. Кроме того, есть возможность наполнить внеклассные и внешкольные мероприятия коммуникативным и этнокультурным содержанием.
Представляет интерес опыт деятельности государственного образовательного учреждения «Гимназия «Диалог»» г. Владикавказа. Как формы внеурочной деятельности в формировании культурно-речевых навыков в поликультурной среде, эффективны предметные этикетные кружки (например, «Национальный речевой этикет»); лингвистические лагеря (форма языковой и лингвистической адаптации младших школьников); школьные научно-практические конференции («Моя малая Родина», «Отечество»; изучение жизни и творчества деятелей культуры, соотечественников, представляющих гордость семьи, рода, села; народных игр, национальной кухни, одежды и т.д.), фестивали педагогического мастерства (например, «Диалог культур»), направленные на укрепление дружбы народов России, межнациональное согласие, поддержку и развитие культур и языков.
Чтобы накопить положительный речевой опыт во внеурочной деятельности, необходимо вовлекать младших школьников в коммуникативную деятельность посредством:
- мотивированной речевой деятельности;
- обеспечения содержания для рассуждения;
- пополнения речи средствами языка;
- создания речевой обстановки с примерами применения средств языка;
- учета индивидуальных особенностей младших школьников;
- создания доброжелательной атмосферы;
- тактичного исправления речевых ошибок.
Особое место во внеурочной деятельности имеют игровые формы работы, коммуникативно-речевые игры, ситуационные упражнения (диалоги, споры, обсуждения, ролевые игры, беседы). Игра моделирует различные ситуации общения, распределяются социальные роли, реализовывается выбор форм речевого поведения, нравственных установок. При создании искусственных ситуаций необходимо детализировать обстоятельства действительности, проигрывать ситуацию (знакомство, благодарность, посещение общественного места, дискуссия и т.д.), чтобы младший школьник усвоил правила речевого общения и речевого этикета.
Внеурочная деятельность рассматривается нами как образовательная деятельность в формах (например, кружковой), направленных на закрепление и расширение знаний младших школьников по следующим темам: «Общение», «Речевой этикет», «Речевая деятельность», «Техника речи».
Библиографический список
Кружковая работа дает возможность познакомить младших школьников с обширной областью невербальной коммуникации (жест, поза, мимика, выражение лица), которая в особых случаях выражает больше, чем язык.
С учетом несформированности культурно-речевых навыков младших школьников реализация культуроведческого аспекта как в урочной, так и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, имеющей обязательный характер, дает возможность формировать творческие качества личности, имеет большой воспитательный потенциал. Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, позволяет реализовать культурологический аспект обучения русскому языку в начальной школе. Но следует учитывать, что у выпускников педагогических вузов надо формировать готовность к осуществлению внеурочной деятельности школьников и с этой целью постоянно осуществлять самообразование [4], в процессе которого осваивать инновационные формы организации урочной и внеурочной деятельности у школьников.
1. Атемова Ф.М. Развитие культурно-речевых навыков речи младших школьников в условиях полилингвальной модели поликультурного образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 355 - 356.
2. Кокаева Х.В. Обучение русской монологической речи младших школьников в условиях осетинско-русского двуязычия. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2019.
3. Макоева Ф.С. Формирование коммуникативной компетенции студентов-осетин в курсе «Русский язык и культура речи»: педагогический вуз. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2011.
4. Шумакова А.В. Роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 358 - 360.
References
1. Atemova F.M. Razvitie kul'turno-rechevyh navykov rechi mladshih shkol'nikov v usloviyah polilingval'nqj modeli polikul'turnogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 355 - 356.
2. Kokaeva H.V. Obuchenie russkoj monologicheskoj rechi mladshih shkol'nikov v usloviyah osetinsko-russkogo dvuyazychiya. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2019.
3. Makoeva F.S. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii studentov-osetin v kurse «Russkij yazyk i kultura rechi»: pedagogicheskij vuz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2011.
4. Shumakova A.V. Rol' nepreryvnogo samoobrazovaniya v professional'nom razvitii vypusknikov vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 358 - 360.
Статья поступила в редакцию 15.09.20
УДК 37.018.46
Zuev I.A., postgraduate, Department of Mathematics, Computer Studies and Teaching Methods, Shuisky Branch of Ivanovo State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF SPECIALISTS FOR INNOVATIVE FORMS OF IN-HOUSE PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The
research shows what modern requirements to a specialist are, his professional development, due to the process of modernization of continuous education, introduction of competence-based model. All these aspects require revision of traditional presents in the realization of personal-oriented model of professional growth of a specialist and means of psychological and pedagogical readiness to innovative forms of corporate training. The work is based on the structure of readiness for innovative forms of in-house professional development. The author considers its formation to be a complex process that involves the creation of motivational and value attitudes, the construction of mastering the content of training programs based on the principles of integrity and consistency, the implementation in practice of operational and personal potential, the ability to reflect and assess one's own level of training.
Key words: psychological and pedagogical readiness, professional development, innovative methods, internal development, competence model.
И.А. Зуев, аспирант, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал), г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В данной статье обосновано, что современные требования к деятельности специалиста, его профессиональному развитию обусловлены процессами модернизации непрерывного образования, внедрением компетентностной модели; все это требует пересмотра традиционных представлений о реализации личностно ориентированной модели профессионального роста специалиста и подразумевает психолого-педагогическую готовность к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации. Исходя из структуры готовности к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации, ее формирование мы считаем сложным процессом, который предполагает создание мотивационно-ценностных установок, конструирование усвоения содержания программ подготовки, основанных на принципах целостности и системности, реализации на практике операционного и личностного потенциала, способности к рефлексии и оценке собственного уровня подготовки.
Ключевые слова: психолого-педагогическая готовность, повышение квалификации, инновационные методики, внутрифирменное развитие, компетентностная модель.
Формирование в Российской Федерации инновационной модели внутрифирменного повышения квалификации специалистов диктует новые приоритеты в системе дополнительного образования, требуя его стабильной динамичности, непрерывного генерирования инноваций, которые способствовали бы прогрессивному обновлению знаний и, как следствие, формированию человеческого капитала высокого качества, экономическому и социальному росту страны. В современном обществе инновации являются основой новой экономики, основанной на знаниях и основным фактором повышения конкурентоспособности любой фирмы [1].
Современные требования к деятельности специалиста, его профессиональному развитию обусловлены процессами модернизации непрерывного образования, внедрением компетентностной модели; все это требует пересмотра традиционных представлений о реализации личностно ориентированной модели профессионального роста специалиста и подразумевает психолого-педагогическую готовность к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации.
Реформирование образовательной отрасли в первую очередь зависит от уровня подготовки специалистов, которые бы могли внедрять в практическую де-