тельности творческого объединения, где обучается ребенок. Тесты на определение творческих способностей будут уместны для детей, занимающихся изобразительным искусством, определение волевых характеристик пригодятся будущим спортсменам и т.д.
4. Содержание. Педагог дополнительного образования должен предлагать детям в течение учебного года такие задания, которые помимо обучения способствуют саморазвитию обучающихся. Это могут быть творческие задания, упражнения, игровая деятельность, задания, требующие волевых усилий и самоконтроля.
5. Проектирование. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь ребенку в личностном, профессиональном самоопределении, определении перспектив своего дальнейшего развития, достижении новых целей.
Библиографический список
Таким образом, к педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность деятельности педагога в сфере дополнительного образования, можно отнести следующие: применение активных методов обучения (работа в группах, игры, тренинги, решение педагогических ситуаций); организация методического обеспечения, куда входит планирование работы, взаимодействие с методистом, ведение педагогической документации; организация психологического сопровождения, которое осуществляется психологом; рефлексия совместной деятельности педагога дополнительного образования и детей, обучающихся в творческом объединении.
Обозначенные педагогические условия направлены на формирование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования и позволяют ему более успешно осуществлять профессиональную деятельность, достигая эффективных результатов при работе в системе дополнительного образования.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: ИТИ Технологии, 2006.
2. Aбдуллина ОА Демократизация общества и подготовка специалистов: проблемы и поиски. Высшее образование в России. 1996; № 1: 73 - 78.
3. Онушкин В.Г, Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Санкт-Петербург: ИОВ РAO, 1995.
4. Сластенин B.A., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997.
5. Никульников A.H. Профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря как педагогический феномен. Сибирский педагогический журнал, 2009; № 11: 227 - 232.
6. Организация работы детских общественных объединений в летнее время: программы, примерные положения, модели и концептуальные основы. Под редакцией A.B. Волохова. Москва, ГОУ ЦРСДОД, 2003.
7. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. Москва, ООО «Издательство Aстрeль», 2012.
8. Вострокнутов С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университетов в процессе подготовки к воспитательной деятельности: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 1999.
References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.
2. Abdullina O.A. Demokratizaciya obschestva i podgotovka specialistov: problemy i poiski. Vysshee obrazovanie v Rossii. 1996; № 1: 73 - 78.
3. Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie vzroslyh: mezhdisciplinarnyj slovar' terminologii. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 1995.
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Magistr, 1997.
5. Nikul'nikov A.N. Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' vozhatogo detskogo ozdorovitel'nogo lagerya kak pedagogicheskij fenomen. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2009; № 11: 227 - 232.
6. Organizaciya raboty detskih obschestvennyh ob'edinenij v letnee vremya: programmy, primernye polozheniya, modeli i konceptual'nye osnovy. Pod redakciej A.V. Volohova. Moskva, GOU CRSDOD, 2003.
7. Kostromina S.N. Spravochnikshkol'nogopsihologa. Moskva, OOO «Izdatel'stvo Astrel'», 2012.
8. Vostroknutov S.I. Formirovanie refleksivnyh umenij u studentov universitetov v processe podgotovki k vospitatel'nojdeyatel'nosti: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1999.
Статья поступила в редакцию 20.09.20
УДК 378.02:37.016
Abdraimov R.T., doctoral postgraduate, A. Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan), E-mail: [email protected] Bayzak U.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), A. Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan), E-mail: [email protected] Vintaykin B.E., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Physics, Moscow State Technical University n.a. N.E. Bauman (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Saidakhmetov P.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), М. Auezov South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
METHOD OF CARRYING OUT LABORATORY WORK ON THE DETERMINATION OF THE PARAMETERS OF VIBRATIONS IN SAMPLE ALLOYS. The article describes the installation of laboratory work on the study of damped oscillations and computer algorithms for determining the parameters of the curve describing the damped oscillations. The algorithms are implemented in the software environment "Origin". With a few changes, these algorithms can be performed in software environments such as "Excel" or "Matlab". According to the results of processing the curve of damped oscillations are determined by the dependence of the decreasing amplitude of the oscillations on time and the functions describing the nature of the change: the logarithmic decrement and the damping coefficient on time. According to these data, dependence of the damping coefficient on the amplitude of damped oscillations is constructed, which is important for fundamental physics studying the phenomenon of magnetostriction in alloys, and in particular, in high-damping alloys. The developed algorithms can serve as the basis for laboratory work on the study of weakly attenuating oscillations in the school.
Key words: damped oscillations, laboratory work, alloys of high damping.
Р.Т. Абдраимое, докторант, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави, г. Туркестан, E-mail [email protected] У.А. Байзак, д-р пед. наук, доц., Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави г. Туркестан, E-mail: [email protected] Б.Е. Винтайкин, д-р физ.-мат. наук, проф., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва, [email protected]
П.А. Саидахметое, канд. физ.-мат. наук, доц., Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова, г. Шымкент, E-mail:[email protected]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ ЗАТУХАЮЩИХ КОЛЕБАНИЙ В ОБРАЗЦАХ СПЛАВОВ
В данной статье описывается организация лабораторной работы по изучению затухающих колебаний, представлены компьютерные алгоритмы определения параметров кривой, описывающей затухающие колебания. Алгоритмы реализованы в программной среде "Origin". С небольшими изменениями эти алгоритмы могут быть выполнены в таких программных средах, как "Excel" или "Matlab". По результатам обработки кривой затухающих колебаний определяются зависимости убывания амплитуды колебания от времени и определяются функции, описывающие характер изменения: логарифмический декремент и
коэффициент затухания от времени. По этим данным строится зависимость коэффициента затухания от амплитуды затухающих колебаний, которая важна для фундаментальной физики, изучающей явление магнитострикции в сплавах, в частности в сплавах высокого демпфирования. Разработанные алгоритмы могут служить основой лабораторных работ по изучению слабозатухающих колебаний в школе.
Ключевые слова: затухающие колебания, лабораторная работа, сплавы высокого демпфирования.
В современном школьном курсе физики отсутствуют лабораторные работы, в которых механические колебания изучаются с помощью современных компьютерных методов. Поэтому является очень актуальным создание подобных работ [1 - 13].
Они будут вызывать у школьников повышенный интерес, поскольку главным инструментом работы является компьютер с установленными на нем программами с записью звука и графической обработки функциональной информации. Такая компьютерная визуализация физических явлений позволяет приобщать школьников к изучению физики, математики и информатики. Дополнительным стимулом к изучению колебаний является понимание того, что это физическое явление встречается в машиностроении, где методы уменьшения шумов и вибраций машин и механизмов очень актуальны. На такой лабораторной установке можно наглядно изучать материалы и детали, слабо и сильно поглощающие колебания [6 - 7].
Ключевым экспериментом в данной лабораторной работе является запись колебаний конца образца в виде пластинки особой формы, другой конец которой зажат. Такую запись обычно получают в оцифрованном виде как сеточную функцию у((). Обычно эта функция имеет вид синусоиды с экспоненциально затухающей амплитудой. Параметр, описывающий затухание амплитуды колебаний, несет информацию об эффективности затухания колебаний и связан с физическими механизмами затухания.
Цель работы: разработка лабораторной работы и компьютерной методики определения параметров кривой, описывающей затухающие колебания с помощью компьютера и его звуковой карты.
Описание лабораторной установки. Запись кривой колебаний образца стандартной формы производится на установке, которая изображена на рис. 1. Образец 1 прижат зажимом 2 к станине 3. К образцу прикреплен маленький постоянный магнит 3, ориентированный как на рис. 1. На станине напротив магнита 4 устанавливается индукционная катушка 5, которая при колебательном движении пластинки образца, следовательно, и магнита в соответствии с законом электромагнитной индукции вырабатывает ЭДС, пропорциональную скорости движения магнита. Перед запуском записи колебаний образец 1 отклоняютна калиброванное расстояние около 1 мм и заводят его за выступ 6. Пластинаа7 закреплена на станине 3 шарниром 8 и предназначена для задания определенной начальной амплитуды колебаний. С помощью винта 9 имеется возможность регулировать начальную амплитуду затухающих колебаний образца 1.
обработки программа сохраняет данный файл в текстовом формате, пригодном для загрузки в программы типа "Excel" или "Origin".
Обработка данных. Наиболее удобной математической средой для обработки кривой затухающих колебаний является программная среда "Origin". Массив U(t) = s(t) = const ■ v(t) импортируется в среду "Origin" и представляется в данной среде как таблица, содержащая два столбца: 1) первый столбец - значение времени с постоянным шагом, 2) второй столбец - значение ЭДС в соответствующий момент времени. Строится график зависимости ЭДС от времени: U (t) = s(t ) = const ■ v(t ) = y(t ), изображенный на рис. 2.
Рис. 1. Схема экспериментальной установки
Методика обработки данных исследования. ЭДС индукции подаетсяна аналого-цифровой преобразователь (АЦП), который заменен звуковой картой компьютера.Она преобразует информациюобЭДС ваналоговомвиде в цсфро-вой вид и формирует массив значений ЭДС U (t ) = s(t ) = const ■ v(t ) с установленным шагом по времени t в виде файла. Для дальнейшей математической
Рис. 2. Зависимость ЭДС индукционной катушки от времени
Сигнал y(t) содержит неизбежные помехи (шумы), которые в среде "Origin" отделяются стандартными процедурами сглаживания функций. Даже поеле сглаживания эти шумымогут нарушать обработкуданных. В этомслучае приходится применять более сложные обработки данных, описанные далее. С помощаестануэртнайпрнцриеуэ! поискев эиеоэ (макероумэв и миаямумовД эолутэебср уыблинс, содержащая вынаынту ЭМС щуХ.) в этна точкааи енэавет-ствующие значения времени t. Для определения параметра, характеризующего зат^кнне кэк1Ряонин, сныиеыд уп (t) ооыдвигдпнэоднуклеаекхн по веранаади ввпипывметср ыpетьвуурилбцэу иаблаеы. Знааниия, запуоыкаемые в нетвае-той столбец таблицы, вычисляются как результат почленного деления третьего ртахИманавмоеай.Taким обрсзлм палyтэютcязначэнир,апнаывaющиэзмкoнo-мериасти nnнхахкхотeльпcroуlханешeнияумплитрдыхeлeбaний н Д,_(,зе-писанные в четвертой столбец. По этим данным строятся графики зависимостей: "^величиныД^ ^ eткхадазв tн оиЫlуpaинойа/^е^с!), К)мыличины^о/ Апмloтaмплиуыдьl затухающинкнвебэтнк qPA). Как мы увидим далее, q окажется знаменателем геометрической прогрес-аис у. , нучащтеая адабхютвывoд,чтопocлeдoвaтeльнocырД? п^ннввляет анбра едометрмоескую срорpаээыю.Дpиэнoмпapоруниín аэ aмпли■гхмыcахyxa-ющеааклерани йнбвыекэвт
Часто при наличии значительных шумов рассмотренный выше алгоритм, свясаиссм кукусми эмалитуд затухающих колебаний, теряет точность. В этом слуэаэв сред е "О rig ¡н" вонможнэ л риню нет э нлгоонвмы лгл ажи ва нив .
^горезм езлaжтваина опрофрммнэйе^в "Оrigin" сущеаввует в трех видаа^е реы й озно вaнааcmрмывмнииндpeзаcpeднeнкэcыcеоаеx значений функции. Втзрой базируется на проведении через выбранную точку и несколько cуcрдуаxаoчак пава^лыавыисрм в k^'^^i^t^^k углrжрунатoxнэзрвия ыРсихИ параболы в этой точке. Третий алгоритм из-за его матеоатической сложности вижхлсноа нреграмме р^чша не црибшавoвaть. о рэаде "Or¡gin" мтиалг^ттмщ х^л^р^^ аnирaктивудиpуюиэя cтрмoщыыэкхаин оы мнт ю,
Таким образом, нами разработаны и протестированы удобные алгоритмы о^абиткида нных о затухающих колебаниях, получаемых на установках, пригодных для использования в школах. Данная работа является наглядной иллюстрацией использования сведений о геометрической прогрессии.
Библиографическийсписок
1. Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» для 10 - 11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. Астана, 2013.
2. КронгартБ.А. Физика:учебникдля 10 классовестественно-математическогонаправления общеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2006.
3. Туякбаев С.Т. и др. Физика: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2011.
4. Башарулы Р., Байжасарова Г.З., Токбергенова У. Физика: учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Мек-теп,2006.
5. Башарулы Р., Байжасарова Г.З., Токбергенова У.К. Физика: учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2011.
6. ВинтайкинБ.Е. Физикатвердоготела: учебноепособиедлявузов. Москва: Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2008.
7. Арзамасов Б.Н., Макаров В.И., Мухин Г.Г. и др. Материаловедение. Москва: Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2009.
8. Chudakov I.B., Polyakova N.A., Mackushev S.Yu., Udovenko V.A. On the Formation of High Damping State in Fe-Al and Fe-Cr Alloys. Solid State Phenomena. 2008; Vol. 137: 109 -118.
9. Винтайкин Б.Е., Чудаков И.Б., Турмамбеков Т.А., Саидахметов П.А., Нуруллаев М.А., Козыбакова Г.Н. Поиск путей создания оптимальных структурных состояний в ферромагнитных сплавах высокого демпфирования. Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан. 2014; Т. 5, № 5: 27 - 33.
10. Udovenko V.A., Polyakova N.A., Turmambekov T.A., Structural mechanism of the High Damping State Formation in the Fe-Mn-Si Shape Memory а1ьуз. ActaPolonica. 1999; Т. 96, № 2: 307 - 310.
11. Винтайкин Б.Е., Беляков Н.А., Борута В.С., Турмамбеков Т.А., Саидахметов П.А., Абдраимов РТ. Моделирование процессов формирования наноструктур в магнитноу-порядоченных сплавах на основе железа, никеля и хрома. Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2014; Т. 6, № 6: 16 - 21.
12. Винтайкин Б.Е., Саидахметов П.А., Беляков Н.А., Чудаков И.Б., Турмамбеков Т. А. Физическое моделирование получения наноструктур в сплавах с высокой демпфирующей способностью на основе Fe-Cr. Наука и инновации. Инженерный журнал. Электронное научно-техническое издание. 2015; № 4 (40). Аvailable at: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34075403
13. Чудаков И.Б., Александрова Н.М., Макушев С.Ю., Полякова Н.А. Влияние холодной и горячей пластической деформации на демпфирующие свойства сплавов Fe - Al и сталей типа 01Ю5Т. Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2011; № 4: 51 - 58.
References
1. Uchebnye programmy po predmetam obrazovatel'noj oblasti«Estestvoznanie» dlya 10 - 11 klassov obschestvenno-gumanitarnogo i estestvenno-matematicheskogo napravlenij obscheobrazovatel'noj shkoly. Astana, 2013.
2. Krongart B.A. Fizika: uchebnik dlya 10 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2006.
3. Tuyakbaev S.T. i dr. Fizika: uchebnik dlya 11 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2011.
4. Basharuly R., Bajzhasarova G.Z., Tokbergenova U. Fizika: uchebnik dlya 10 klassov obschestvenno-gumanitarnogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2006.
5. Basharuly R., Bajzhasarova G.Z., Tokbergenova U.K. Fizika: uchebnik dlya 11 klassov obschestvenno-gumanitarnogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2011.
6. Vintajkin B.E. Fizika tverdogo tela: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo MGTU imeni N.'E. Baumana, 2008.
7. Arzamasov B.N., Makarov V.I., Muhin G.G. i dr. Materialovedenie. Moskva: Izdatel'stvo MGTU imeni N.'E. Baumana, 2009.
8. Chudakov I.B., Polyakova N.A., Mackushev S.Yu., Udovenko V.A. On the Formation of High Damping State in Fe-Al and Fe-Cr Alloys. Solid State Phenomena. 2008; Vol. 137: 109 - 118.
9. Vintajkin B.E., Chudakov I.B., Turmambekov T.A., Saidahmetov P.A., Nurullaev M.A., Kozybakova G.N. Poisk putej sozdaniya optimal'nyh strukturnyh sostoyanij v ferromagnitnyh splavah vysokogo dempfirovaniya. Doklady Nacional'noj akademii nauk Respubliki Kazahstan. 2014; T. 5, № 5: 27 - 33.
10. Udovenko V.A., Polyakova N.A., Turmambekov T.A., Structural mechanism of the High Damping State Formation in the Fe-Mn-Si Shape Memory Alloys. ActaPolonica. 1999; T. 96, № 2: 307 - 310.
11. Vintajkin B.E., Belyakov N.A., Boruta V.S., Turmambekov T.A., Saidahmetov P. A., Abdraimov R.T. Modelirovanie processov formirovaniya nanostruktur v magnitnouporyadochennyh splavah na osnove zheleza, nikelya i hroma. Vestnik Nacional'noj akademii nauk Respubliki Kazahstan. 2014; T. 6, № 6: 16 - 21.
12. Vintajkin B.E., Saidahmetov P.A., Belyakov N.A., Chudakov I.B., Turmambekov T.A. Fizicheskoe modelirovanie polucheniya nanostruktur v splavah s vysokoj dempfiruyuschej sposobnost'yu na osnove Fe-Cr. Nauka i innovacii. Inzhenernyj zhurnal. 'Elektronnoe nauchno-tehnicheskoe izdanie. 2015; № 4 (40). Available at: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34075403
13. Chudakov I.B., Aleksandrova N.M., Makushev S.Yu., Polyakova N.A. Vliyanie holodnoj i goryachej plasticheskoj deformacii na dempfiruyuschie svojstva splavov Fe - Al i stalej tipa 01Yu5T. Problemy chernoj metallurgii i materialovedeniya. 2011; № 4: 51 - 58.
Статья поступила в редакцию 15.09.20
УДК 37.035
Beletova D.B., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY IN ADOLESCENTS. The article presents an analysis of the concept of social activity. Comparison of different interpretations of the concept of social activity is given, general and specific in the author's definitions of this concept are highlighted. The forms of manifestation of social activity of an individual have been determined. Considerable attention is paid to the peculiarities of the manifestation of social activity of adolescents. The author suggests pedagogical conditions conducive to the effective development of social activity in adolescence. The characteristic is given and the content of each pedagogical condition is determined. The motives that induce adolescents to social activity are determined. The author comes to the conclusion that social activity is an integral quality of the personality, social activity depends on the relationship of the individual with society, the environment is the basis for the development of social activity in adolescents. The obstacles that hinder the development of social activity of adolescents have been identified.
Key word: conditions, pedagogical conditions, social activity, adolescents.
Д.Б. Белетоеа, соискатель, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.И. Зритнееа, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
В статье представлен анализ понятия «социальная активность». Дается сравнение различных трактовок понятия «социальная активность», выделено общее и специфическое в авторских определениях данного понятия. Определены формы проявления социальной активности личности. Значительное внимание уделено особенностям проявления социальной активности подростков. Авторами предложены педагогические условия, способствующие эффективному развитию социальной активности в подростковом возрасте. Дана характеристика и определено содержание каждого педагогического условия. Определены мотивы, побуждающие подростков к социальной активности. Авторы приходят к выводу, что социальная активность есть интегральное качество личности, социальная активность зависит от отношения личности с социумом, окружающая среда выступает основой развития социальной активности подростков. Выявлены препятствия, которые мешают развитию социальной активности подростков.
Ключевые слова: условия, педагогические условия, социальная активность, подростки.
Различные аспекты, а также условия формирования, развития и особенности проявления социальной активности в подростковом возрасте выступают предметом исследования педагогов и психологов в настоящее время. Сформированная социальная активность подростков и молодежи является основой развития государства. Педагогами С.В. Бобрышовым и Л.А. Саенко отмечается, что социальная активность есть «деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества. В социальной деятельности развивается и сама личность» [1, с. 7].
Л.В. Мудрик [4] пишет, что отношение личности к каким-либо социальным проблемам меняется в течение жизни. Однако основа социальной активности
личности закладывается еще в подростковом возрасте. Это период школьного обучения и воспитания, посещение учреждений дополнительного образования, участие подростков в общественных объединениях. Следовательно, развитие социальной активности у подростков является одной из основных задач воспитания, нацеленного на формирование у них чувства принадлежности к социуму, стойкой гражданской позиции, способности к филантропии.
Отечественные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.И. Захаров, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) к подростковому возрасту относят период с 11 до 16 лет. Это время, когда происходят значительные изменения в физическом становлении ребенка, идут изменения в психической и личностных сферах, а