15. Зинурова РИ. Проектирование этнической социализации в системе высшего образования (образование как фактор этнической социализации студента высшей школы). Казанский педагогический журнал. 2005; № 1: 25 - 33.
16. Памасян А. «Языковое гнездо» в процессе возрождения финно-угорских языков: опыт и перспективы. Финно-угорский мир. 2011; № 3.
17. Киркина Е.Н., Кондрашова Н.В. Современные подходы и технологии приобщения детей к родному языку и национальной культуре в дошкольном учреждении Гуманитарные науки и образование. 2019; № 3 (39): 62 - 69.
18. Горшенина С.Н. Проектная деятельность краеведческой направленности как средство формирования этнокультурных представлений обучающихся. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018: 176 - 179.
19. Коновалова Л.В. Проектные технологии в этнокультурном образовании. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018; № 4: 311 - 321.
20. Горшенина С.Н., Саттарова К.Р Современные технологии в этнокультурном образовании школьников. Начальная школа плюс До и После. 2013; № 8: 18 - 22.
21. Иксанова Л.Г., Федорова С.Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 2: 161 - 168.
22. Мирошниченко В.В. Этнорегиональная подготовка учителей на этапе постдипломного образования. Педагогическое образование в России. 2017; № 11: 63 - 69.
References
1. Manhejm K. Diagnoz nashego vremeni. Moskva: Yurist, 1994.
2. Borgoyakov S.A. Sohranenie i razvitie rodnyh yazykov i kul'tur v sisteme obrazovaniya: proshloe, nastoyaschee i buduschee. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, 2017: 49 - 54.
3. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi: izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Magistr Press, 2002; T. 1.
4. Lur'e L.I. Modelirovanie regional'nyh obrazovatel'nyh sistem: uchebnik. Moskva: Gardariki, 2006.
5. Matis V.I. Shkola global'nojorientacii (polikul'turnyjpodhod v obrazovanii ikul'turnojsfere): monografiya. Barnaul: Azbuka, 2014.
6. Pai Y. Cultural Foundations of Education. Columbus, OH: Merrill Publishing Company, 1990.
7. Petrella R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe. Ethnic Minorities in Western Europe. New York: Praeger, 1980: 26 - 28.
8. Riggs F.F. Ethnicity. INTERCOSTA Glossary. Concepts and Terms Used in EthnicitiResearch. Honolulu: International Social Science Council, 1985.
9. Arsaliev Sh. M.-H. Metodologiya sovremennoj 'etnopedagogiki. Moskva: Gelios ARV, 2013.
10. Baklanova T.I. O neobhodimosti podgotovki v pedagogicheskih vuzah Rossii pedagogov obschego i dopolnitel'nogo 'etnokul'turnogo obrazovaniya detej. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017: 212 - 214.
11. Huhlaeva O.V., Chibisova M.Yu. Rabota psihologa vmnogonacional'nojshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Forum, 2011.
12. Sostoyanie izucheniya i prepodavaniya rodnyh yazykov v sub'ektah RF po rezul'tatam Federal'nogo monitoringa. Available at: http:// xn--80aefkflwjbr0jyb.xn--p1ai/images/ izucheniye-rodnihyazikov.pdf
13. Haritonov M.G. 'Etnopedagogicheskie klassy kak osnova orientacii starshih shkol'nikov na professiyu uchitelya. Sbornik nauchnyh trudov. Cheboksary: Izdatel'stvo «Plakat», 2012: 241 - 246.
14. Davydova O.I. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka social'nyh pedagogov. Social'naya rabota v Sibiri: sbornik nauchnyh trudov. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004: 21 - 29.
15. Zinurova R.I. Proektirovanie 'etnicheskoj socializacii v sisteme vysshego obrazovaniya (obrazovanie kak faktor 'etnicheskoj socializacii studenta vysshej shkoly). Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2005; № 1: 25 - 33.
16. Pamasyan A. «Yazykovoe gnezdo» v processe vozrozhdeniya finno-ugorskih yazykov: opyt i perspektivy. Finno-ugorskij mir. 2011; № 3.
17. Kirkina E.N., Kondrashova N.V. Sovremennye podhody i tehnologii priobscheniya detej k rodnomu yazyku i nacional'noj kul'ture v doshkol'nom uchrezhdenii Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2019; № 3 (39): 62 - 69.
18. Gorshenina S.N. Proektnaya deyatel'nost' kraevedcheskoj napravlennosti kak sredstvo formirovaniya 'etnokul'turnyh predstavlenij obuchayuschihsya. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2018: 176 - 179.
19. Konovalova L.V. Proektnye tehnologii v 'etnokul'turnom obrazovanii. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2018; № 4: 311 - 321.
20. Gorshenina S.N., Sattarova K.R. Sovremennye tehnologii v 'etnokul'turnom obrazovanii shkol'nikov. Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2013; № 8: 18 - 22.
21. Iksanova L.G., Fedorova S.N. Organizacionnoe, resursnoe i metodicheskoe obespechenie deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii po udovletvoreniyu yazykovyh prav i 'etnokul'turnyh potrebnostej obuchayuschihsya. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 2: 161 - 168.
22. Miroshnichenko V.V. 'Etnoregional'naya podgotovka uchitelej na 'etape postdiplomnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 63 - 69.
Статья поступила в редакцию 22.09.20
УДК 374+373.3/.5
Nikulnikov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION: FROM CONDITIONS TO EFFECTIVE RESULTS. The article reveals conditions for the formation of professional competence of a teacher of additional education. The first condition that ensures the effectiveness of professional activity of a teacher of additional education is the use of active teaching methods. These include working in groups, games, trainings, and solving pedagogical situations. The second condition can be defined as the organization of methodological support, which includes work planning, interaction with the methodologist of the institution of additional education, and maintaining pedagogical documentation. The third condition is the organization of psychological support for the activity of a teacher of additional education. The fourth condition is the reflection of the joint activity of the teacher of additional education and children studying in the creative Association. The presence of these conditions ensures the formation of professional competence of a teacher of additional education.
Key words: competence, professional competence, teacher of additional education, conditions, result.
А.Н. Никульникое, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ УСЛОВИЙ К ЭФФЕКТИВНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ
В статье раскрываются условия формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Первым условием, обеспечивающим эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, является применение активных методов обучения. К ним относится работа в группах, игры, тренинги. Вторым условием является организация методического обеспечения: взаимодействие с методистом учреждения дополнительного образования, ведение педагогической документации. Третье условие - организация психологического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования. К четвертому условию относится рефлексия совместной деятельности педагога дополнительного образования и детей, обучающихся в творческом объединении. Наличие данных условий обеспечивает формирование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, педагог дополнительного образования, условия, результат.
Отличительной особенностью современной системы дополнительного образования является ее развивающая направленность. Ребенок приходит в кружок или секцию, руководствуясь собственным желанием, в отличие от школы, где изучение предметов является обязательным для всех. Следовательно, педа-
гогу дополнительного образования необходимо заинтересовать обучающегося, создать такие условия, при которых ребенок захотел бы остаться в том или ином творческом объединении. Педагог дополнительного образования не просто обучает детей определенным видам деятельности, он выступает в роли наставника,
организатора, руководителя, воспитателя. Таким образом, в системе дополнительного образования возникает необходимость в новых подходах к процессу подготовки кадров для данной сферы, повышается значение подготовки педагогов дополнительного образования, что обусловлено увеличением требований к уровню подготовки специалистов, работающих с детьми в системе дополнительного образования.
В исследованиях отечественных педагогов, направленных на улучшение качества подготовки педагогических кадров важным аспектом, является доказательство эффективности педагогических условий, которые обеспечивают успешность педагогической деятельности.
В словаре С.И. Ожегова «условие считается обстоятельством, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-либо области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-то происходит» [1, с. 902].
По мнению О.А. Абдуллиной, к педагогическим условиям, при которых происходит подготовка к деятельности профессионала своего дела, относятся:
- возможность выбора педагогами курсов повышения квалификации и программ, направленных на дальнейшее образование;
- выстраивание образовательного маршрута по программам, предполагающим индивидуальную образовательную траекторию;
- создание интеграционного проектного взаимодействия с преподавателями высших учебных заведений и педагогами [2, с. 75].
В.П Онушкин определяет компетентность как «способность к деятельности со знанием дел, характеризуя меру соответствия и понимания знаний и умений реальному уровню сложности, выполняемых задач и решаемых проблем» [3, с. 190].
В.А. Сластенин полагает, что профессиональная компетентность педагога - это «системная, интегративная совокупность ключевых компетенций, позволяющая специалисту выполнять профессионально-педагогические функции» [4]. Таким образом, можно считать, что профессиональная компетентность педагога дополнительного образования - это «интегративная совокупность ключевых компетенций, позволяющая ему осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, с целью достижения позитивных результатов в воспитании и обучении подрастающего поколения» [5, с. 232].
Анализируя деятельность педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в системе дополнительного образования, можно констатировать, что на первое место они ставят доверительность, эмоциональный контакт в плоскости отношений педагог - обучающийся, на втором месте - осуществление помощи в деятельности ребенка, находящегося в творческом объединении, на третьем - доверие к ребенку. Таким образом, значительное внимание педагоги дополнительного образования уделяют созданию позитивных межличностных отношений.
Важными являются такие аспекты, как:
- совместная деятельность педагогов дополнительного образования и обучающихся в творческом объединении;
- наличие точек роста педагогов и развитие обучающихся;
- чувство защищенности ребенка и мажорный тон при проведении занятий;
- присутствие элементов игровой деятельности с обучающимися в творческом объединении.
Педагог дополнительного образования является тем центром, вокруг которого строится вся система межличностных отношений в творческом объединении.
В качестве первого педагогического условия можно назвать использование в процессе подготовки активных методов обучения. Использование активных методов обучения позволяет сформировать у педагогов дополнительного образования поисковое отношение к профессиональной деятельности, мотивацию к работе, взаимодействие в команде, инициативу и ответственность.
Обозначим некоторые методы активного обучения педагогов дополнительного образования.
1. Дискуссия в группе. Позволяет участникам рассмотреть проблемы с различных сторон, научиться вырабатывать решение в команде.
2. Оценка практических ситуаций. Представляет собой умение правильно решить сложную ситуацию, которая может возникнуть с обучающимися в творческом объединении и принять верный способ ее разрешения.
3. Групповая работа. Подразумевает, что участники кооперируются для совместной деятельности в микрогруппы и учатся принимать взвешенные и сбалансированные действия в предложенной им ситуации.
4. Игровая деятельность. Игра позволяет эффективно осваивать процесс обучения, так как во время игры участники прилагают определенные усилия, направленные на достижение игровой задачи.
5. Тренинги. Тренингом является метод активного обучения, направленный на формирование необходимых компетенций и также социальных установок, так как с помощью тренинга можно за короткое время получить достаточный объем не только теоретических, но самое главное практических умений и навыков [6].
Активные методы обучения позволяют педагогу дополнительного образования научиться эффективной коммуникации, работе в команде, правильному принятию решения в сложных ситуациях и, как следствие, формируют профессиональную компетентность.
Ко второму педагогическому условию можно отнести организацию методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования. Методическое обеспечение осуществляет методист образовательного учреждения, в чьи функциональные обязанности входит разработка методических рекомендаций, обучение оформлению отчетной документации, обобщение и анализ практического опыта работы педагога дополнительного образования и многое другое.
Можно выделить следующие направления деятельности педагога дополнительного образования в рамках методической деятельности.
1. Участие в работе учреждения дополнительного образования в рамках педагогических советов, выступление на конференциях и семинарах районного, городского и регионального уровней, повышение квалификации, получение второго образования, участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д.
2. Планирование работы. План работы представляет собой документ, куда помимо основной деятельности педагога с обучающимися должны входить мероприятия того образовательного учреждения, в котором педагог осуществляет свою профессиональную деятельность. Это могут быть концерты, выставки, поездки на соревнования, социальные акции и др.
3. Ведение педагогической документации:
- должностная инструкция педагога дополнительного образования;
- дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа;
- календарно-тематический план;
- расписание работы детского объединения;
- планы-конспекты занятий;
- журнал учета работы детского объединения.
Методическое обеспечение педагогов дополнительного образования должно вестись целенаправленно и комплексно. Сюда относится организация работы по оказанию информационной помощи, написание программы работы педагога дополнительного образования, составление методических рекомендаций для различных направленностей деятельности учреждений дополнительного образования.
Третьим педагогическим условием обозначим психологическое сопровождение педагога дополнительного образования. Психологическое сопровождение - это система комплексного взаимодействия между психологом и педагогом дополнительного образования с целью оказания педагогу необходимой психологической помощи [7 с. 31].
Не секрет, что многие психологи активно обсуждают такую проблему, как эмоциональное выгорание педагогов. Пусть и в меньшей степени, но синдрому эмоционального выгорания подвержены педагоги дополнительного образования. Психолог может диагностировать данную проблему у педагога дополнительного образования и помочь в ее устранении. Не менее важным в деятельности психолога в учреждении дополнительного образования является профилактическая деятельность. Основная задача профилактики - предупреждение возможных проблем, которые могут возникнуть во взаимоотношениях меду педагогом, обучающимися, коллегами и родителями. Психодиагностические методики позволяют психологу составить социально-психологический портрет обучающегося; определить формы оказания помощи детям, испытывающим трудности общении, эффективно поработать с родителями.
В качестве четвертого педагогического условия мы выделяем рефлексию деятельности педагога дополнительного образования. Рефлексия (от лат. геАехю - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, выявление сильных и слабых сторон в работе педагога, работа над устранением недочетов и ошибок, процесс профессионального непрерывного самосовершенствования [8 с. 105]. Для получения качественной обратной связи обучающимся предлагаются различные методики оценки эффективности педагогической деятельности: анкеты, тесты, опросники, подведение итогов каждого занятия и др. Причем получать обратную связь педагогу дополнительного образования необходимо регулярно для формирования объективной картины своей педагогической деятельности.
Особенности развития рефлексивных умений у обучающихся в системе дополнительного образования можно объединить в следующие блоки.
1. Постановка задач. Постановка ребенком задач, которые он хочет решить в процессе обучения в творческом объединении. Педагог дополнительного образования помогает ребенку осознать задачу и сформулировать ее в доступной и понятной для ребенка форме. Педагог спрашивает, чему бы хотел научиться ребенок на занятии, и ребенок озвучивает свое желание. Пожелание ребенка трансформируется в задачу. Научиться рисовать - овладеть определённой техникой рисунка, научиться петь - поставить голос и т.д.
2. Информация. Предполагает знакомство ребенка с будущей деятельностью в том или ином творческом объединении. Педагог дополнительного образования должен подготовить информацию о предстоящей деятельности. Желательно это делать в творческой форме, чтобы обучающимся было интересно, и появлялась мотивация к предстоящим занятиям.
3. Диагностика. Необходимо, чтобы результаты диагностики были доступны для ребенка. В данном случае диагностическим инструментарием должны являться тесты, анкеты и другие методики, которые отражают специфику дея-
тельности творческого объединения, где обучается ребенок. Тесты на определение творческих способностей будут уместны для детей, занимающихся изобразительным искусством, определение волевых характеристик пригодятся будущим спортсменам и т.д.
4. Содержание. Педагог дополнительного образования должен предлагать детям в течение учебного года такие задания, которые помимо обучения способствуют саморазвитию обучающихся. Это могут быть творческие задания, упражнения, игровая деятельность, задания, требующие волевых усилий и самоконтроля.
5. Проектирование. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь ребенку в личностном, профессиональном самоопределении, определении перспектив своего дальнейшего развития, достижении новых целей.
Библиографический список
Таким образом, к педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность деятельности педагога в сфере дополнительного образования, можно отнести следующие: применение активных методов обучения (работа в группах, игры, тренинги, решение педагогических ситуаций); организация методического обеспечения, куда входит планирование работы, взаимодействие с методистом, ведение педагогической документации; организация психологического сопровождения, которое осуществляется психологом; рефлексия совместной деятельности педагога дополнительного образования и детей, обучающихся в творческом объединении.
Обозначенные педагогические условия направлены на формирование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования и позволяют ему более успешно осуществлять профессиональную деятельность, достигая эффективных результатов при работе в системе дополнительного образования.
1. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: ИТИ Технологии, 2006.
2. Aбдуллина ОА Демократизация общества и подготовка специалистов: проблемы и поиски. Высшее образование в России. 1996; № 1: У3 - УЗ.
3. Онушкин В.Г, Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Cанкт-Петербург: ИОВ РAО, 1995.
4. ^астенин ВА, Подымова Л.С Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 199У.
5. Никульников A.K Профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря как педагогический феномен. Сибирский педагогический журнал, 2009; № 11: 22У - 232.
6. Организация работы детских общественных объединений в летнее время: программы, примерные положения, модели и концептуальные основы. Под редакцией A3. Волохова. Москва, ГОУ ЦРОДОД, 2003.
У. Костромина C.K Справочник школьного психолога. Москва, ООО «Издательство Aстрель», 2012.
З. Вострокнутов C.K Формирование рефлексивных умений у студентов университетов в процессе подготовки к воспитательной деятельности: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 1999.
References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.
2. Abdullina O.A. Demokratizaciya obschestva i podgotovka specialistov: problemy i poiski. Vysshee obrazovanie v Rossii. 1996; № 1: У3 - УЗ.
3. Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie vzroslyh: mezhdisciplinarnyj slovar' terminologii. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 1995.
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Magistr, 199У.
5. Nikul'nikov A.N. Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' vozhatogo detskogo ozdorovitel'nogo lagerya kak pedagogicheskij fenomen. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2009; № 11: 22У - 232.
6. Organizaciya raboty detskih obschestvennyh ob'edinenij v letnee vremya: programmy, primernye polozheniya, modeli i konceptual'nye osnovy. Pod redakciej A.V. Volohova. Moskva, GOU CRSDOD, 2003.
У. Kostromina S.N. Spravochnikshkol'nogopsihologa. Moskva, OOO «Izdatel'stvo Astrel'», 2012.
З. Vostroknutov S.I. Formirovanie refleksivnyh umenij u studentov universitetov v processe podgotovki k vospitatel'nojdeyatel'nosti: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1999.
Статья поступила в редакцию 20.09.20
УДК 378.02:37.016
Abdraimov R.T., doctoral postgraduate, A. Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan), E-mail: [email protected] Bayzak U.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), A. Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan), E-mail: [email protected] Vintaykin B.E., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Physics, Moscow State Technical University n.a. N.E. Bauman (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Saidakhmetov P.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), М. Auezov South Kazakhstan State University (Shymkent, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
METHOD OF CARRYING OUT LABORATORY WORK ON THE DETERMINATION OF THE PARAMETERS OF VIBRATIONS IN SAMPLE ALLOYS. The article describes the installation of laboratory work on the study of damped oscillations and computer algorithms for determining the parameters of the curve describing the damped oscillations. The algorithms are implemented in the software environment "Origin". With a few changes, these algorithms can be performed in software environments such as "Excel" or "Matlab". According to the results of processing the curve of damped oscillations are determined by the dependence of the decreasing amplitude of the oscillations on time and the functions describing the nature of the change: the logarithmic decrement and the damping coefficient on time. According to these data, dependence of the damping coefficient on the amplitude of damped oscillations is constructed, which is important for fundamental physics studying the phenomenon of magnetostriction in alloys, and in particular, in high-damping alloys. The developed algorithms can serve as the basis for laboratory work on the study of weakly attenuating oscillations in the school.
Key words: damped oscillations, laboratory work, alloys of high damping.
Р.Т. Абдраимое, докторант, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави, г. Туркестан, E-mail [email protected] У.А. Байзак, д-р пед. наук, доц., Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави г. Туркестан, E-mail: [email protected] Б.Е. Винтайкин, д-р физ.-мат. наук, проф., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва, [email protected]
П.А. Саидахметое, канд. физ.-мат. наук, доц., Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова, г. Шымкент, E-mail:[email protected]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ ЗАТУХАЮЩИХ КОЛЕБАНИЙ В ОБРАЗЦАХ СПЛАВОВ
В данной статье описывается организация лабораторной работы по изучению затухающих колебаний, представлены компьютерные алгоритмы определения параметров кривой, описывающей затухающие колебания. Алгоритмы реализованы в программной среде "Origin". С небольшими изменениями эти алгоритмы могут быть выполнены в таких программных средах, как "Excel" или "Matlab". По результатам обработки кривой затухающих колебаний определяются зависимости убывания амплитуды колебания от времени и определяются функции, описывающие характер изменения: логарифмический декремент и