Научная статья на тему 'Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования'

Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3680
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УМЕНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL INTERNALSS / TEACHER / PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / CHILD''S ESTABLISHMENTS / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна

В статье рассматривается широкий круг вопросов, который связан с проблемой формирования профессионально значимых качеств у педагогов дополнительного образования: дан анализ понятий «педагог дополнительного образования», «профессиональная компетентность» «профессионально значимые качества педагога дополнительного образования», «педагогическая направленность»; анализируется профессиональная деятельность педагога дополнительного образования; рассматривается состояние процесса формирования и выделен полный перечень профессионально значимых качеств, который необходим педагогу дополнительного образования для наиболее эффективной профессионально-педагогической деятельности в современном обществе; выделены психолого-педагогические умения, по которым оценивается профессиональная компетентность педагога дополнительного образования; определён и рассмотрен комплекс наиболее значимых для педагога дополнительного образования профессиональных качеств. Подробно рассматриваются черты характера и личность педагога дополнительного образования, которые являются основной составляющей частью психолого-педагогической компетентности; указан перечень ценностных ориентаций, которыми должен руководствоваться педагог дополнительного образования в процессе своей работы; обозначены составляющие для самооценки направленности личности педагога дополнительного образования; самосовершенствование и самовоспитание в работе педагога дополнительного образования; выделены профессионально значимые способности педагога дополнительного образования; сделаны выводы о роли обозначенных в статье способностей и качеств, которыми должен обладать педагог дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of professionally-meaningful internalss of teacher of additional education

The article considers a wide range of issues associated with the problem of formation of professionally significant qualities of teachers in further education: an analysis of concepts of "teacher of additional education", "professional competence" and "professionally important qualities of the teacher of additional education", "pedagogical orientation"; analyzed the professional activities of the teacher of additional education; discusses the state formation process and selected a full list of professionally significant qualities required by the teacher of additional education for the most effective professional-pedagogical activity in modern society; psychological and pedagogical skills to evaluate professional competence of the teacher of additional education; identified and considered the most important for the teacher of additional education competencies. Detail traits and the personality of the teacher of additional education, which is the main component of psycho-pedagogical competence; the list of value orientations that should guide the teacher of additional education in the course of their work; the indicated components for self-assessment orientation of the personality of the teacher of additional education; improvement and self-education by a teacher of additional education; dedicated professionally significant abilities of the teacher of additional education; the conclusions about the role defined in article I of the abilities and qualities that should be possessed by the teacher of additional education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/230PVN515.pdf DOI: 10.15862/230PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/230PVN515)

УДК 371

Магомедова Луиза Исламудиновна

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Россия, Махачкала1 Доцент кафедры «Общей и теоретической педагогики»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования

1 367010, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гамидова 15, общежитие №3, ком. 422 1

Аннотация. В статье рассматривается широкий круг вопросов, который связан с проблемой формирования профессионально значимых качеств у педагогов дополнительного образования: дан анализ понятий «педагог дополнительного образования», «профессиональная компетентность» «профессионально значимые качества педагога дополнительного образования», «педагогическая направленность»; анализируется профессиональная деятельность педагога дополнительного образования; рассматривается состояние процесса формирования и выделен полный перечень профессионально значимых качеств, который необходим педагогу дополнительного образования для наиболее эффективной профессионально-педагогической деятельности в современном обществе; выделены психолого-педагогические умения, по которым оценивается профессиональная компетентность педагога дополнительного образования; определён и рассмотрен комплекс наиболее значимых для педагога дополнительного образования профессиональных качеств. Подробно рассматриваются черты характера и личность педагога дополнительного образования, которые являются основной составляющей частью психолого-педагогической компетентности; указан перечень ценностных ориентаций, которыми должен руководствоваться педагог дополнительного образования в процессе своей работы; обозначены составляющие для самооценки направленности личности педагога дополнительного образования; самосовершенствование и самовоспитание в работе педагога дополнительного образования; выделены профессионально - значимые способности педагога дополнительного образования; сделаны выводы о роли обозначенных в статье способностей и качеств, которыми должен обладать педагог дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование; профессиональные качества; педагог; профессионально-педагогическая деятельность; педагог дополнительного образования; детские учреждения; умения.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Магомедова Л.И. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/230PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/230?^515

За последнее десятилетие в российской образовательной системе наметилась тенденция к повышению внимания относительно образовательного и воспитательного пространства вне уроков, к досугу учащихся, к содержательной организации их свободного времяпровождения. По этой причине обществом и государством предъявляются новые требования к педагогическим кадрам, к уровню их профессиональной компетентностью, включая также и педагогов дополнительного образования.

Несмотря на все особенности организации, содержания и методики дополнительного образования, оно подчинено всем закономерностям процесса образования, т.е. имеет цели и задачи, содержание, определяемое ими, работу педагога с детьми и результат обучения, воспитания и развития школьника.

Детскими учреждениями дополнительного образования детей являются особые учреждения, что представляют собой не только места обучения школьников, но и пространство различных форм общения.

Дополнительное образование включает в себя следующие задачи:

• Организацию реальных дел, которые доступны для детей и дают определённый результат;

• Создание более комфортных условий для развития творческого потенциала детей;

• Внесение в жизнь подростка фантазии, романтики, приподнятости и оптимистической перспективы.

Педагог - профессионал является тем единственным человеком, что отводит большинство своего времени на воспитание и обучение школьников. Все другие взрослые люди (также и родители воспитанника) занимаются своими домашними делами и профессиональными проблемами, поэтому уделять много времени не могут. Если бы педагоги не занимались воспитанием и обучением воспитанников, то общество прекратило бы своё развитие уже через несколько десятилетий.

Однако, для того, чтобы правильно организовать общение и взаимоотношение с учениками, у педагога не всегда хватает определенных знаний. Он зачастую просто не знает, как себя вести (особенно это касается новых преподавателей, которые только устроились на работу в учреждения дополнительного образования). Источником обеспечения его этими знаниями может стать социальный педагог, психолог, методист учреждения. Помимо этого, педагог дополнительного образования сам становится информатором для социального педагога [5].

Педагог дополнительного образования - это один из основных специалистов, который непосредственно реализует дополнительные образовательные программы разной направленности. В его обязанности входит развитие талантов и способностей учащихся путём включения их в техническую, спортивную и художественную деятельность.

Основными задачами педагога дополнительного образования являются:

• Руководить разнообразной творческой деятельностью школьников в сфере дополнительного образования;

• Организовывать внеурочную работу с обучающимися в школе;

• Комплектовать состав творческих объединений;

• Способствовать сохранению состава школьников;

• Реализовывать образовательную программу;

• Непосредственно вести образовательную деятельность с обучающимися в конкретном творческом объединении;

• Участвовать в разработке авторских образовательных программ;

• Нести ответственность за качество реализации авторских программ;

• Консультировать родителей по вопросам развития способностей обучающихся в области дополнительного образования.

Работа педагога дополнительного образования целенаправлена не только на развитие познавательной мотивации школьников, но и на решение образовательных задач, которые непосредственно отвечают жизненным потребностям воспитанников, что помогут им в будущем просчитывать в разных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, полученных в области дополнительного образования. Собственно, именно педагоги дополнительного образования интегрируют усилия по интеллектуальному, нравственному и физическому развитию личности.

Среди основных факторов, влияющих на развитие личности школьников в области дополнительного образования, выделяют профессиональную компетентность педагога. Лишь настоящему мастеру дано воспитать мастера в лице своего ученика; только рядом с мастером можно научиться истинному мастерству. Профессиональная компетентность - это основа для формирования и развития личности ребёнка.

Определение компонентного состава профессиональной компетентности базируется на общих теоретико-методологических положениях, которые составляют современные идеи профессиональной компетентности педагога. В работах таких видных учёных, как Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Ф.Н. Гоноболин, И.М. Ильинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин, В.Д. Шадриков даны определения сущности и структуры профессионально-значимых качеств личности педагога, выделяются основные умения, что необходимы педагогу для реализации своей профессиональной деятельности, а также обосновываются психолого-педагогические условия их формирования.

Профессиональная компетентность является характеристикой степени соответствия требованиям профессии; выраженной способностью применять свои знания и навыки, способностью к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде.

Одной из частей профессиональной компетентности педагога является психолого-педагогическая компетентность трёх составляющих труда учителя:

1. Педагогическая деятельность;

2. Педагогическое общение;

3. Личностное развитие учителя [6:192].

Исходя из этого, психолого-педагогической компетентностью учителя является совокупность коммуникативных, профессиональных и личностных свойств учителя, которые позволяют достигать качественных результатов в ходе обучения и воспитания школьников. При определённых условиях педагогические способности формируются в педагогические умения. Разница между педагогическими способностями и педагогическими умениями заключается в том, что педагогическими способностями являются особенности личности, а педагогическими умениями - отдельные аспекты педагогической деятельности, которые осуществляются человеком на «высоком» уровне.

Профессиональную компетентность оценивают уровнем сформированности следующих профессионально-педагогических умений:

• Организационно-методические умения - это умения реализовывать учебно-воспитательный процесс, формировать мотивации учения, организовывать учебно-профессиональную деятельность школьников, устанавливать педагогически оправданные взаимоотношения, формировать коллектив, организовывать самоуправление;

• Гностические умения - это познавательные умения в области приобретения психолого-педагогических и профессиональных знаний, которые предусматривают получение новой информации, выделения главного в ней, а также обобщения и систематизации личного педагогического опыта, опыта рационализаторов и новаторов производства;

• Проектные умения - это умения, которые служат для обеспечения практической применимости сформированных компетенций, видения перспектив личного профессионального роста, динамики уровня профессиональной компетентности, проектирования деятельности по её улучшению;

• Конструктивные умения - это интегрированные умения, помогающие разрабатывать технологические процессы и конструировать технические устройства, включают разработку технико-технологической и учебной документации, составление технологических карт, направляющих текстов и выполнение конструкторских работ;

• Специальные умения педагога - это умения выразительно рассказывать, читать стихи, петь, танцевать, вязать шить, мастерить игрушки из «бросового» материала, демонстрировать кукольный театр, выращивать растения и др.

Однако, решающую роль в формировании психолого-педагогической компетентности играют черты характера и личность педагога. При этом черты характера отражают действия человека, а черты личности - то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: так, применяя одни и те же способы, добиваешься личных целей и, наоборот, добиваться одной и той же цели различными способами. Важно, чтобы в работе педагога способы были адекватны целям и основывались на высших ценностях личности.

Ценностные ориентации являются внутренним регулятором деятельности педагога, который определяет его отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям. Необходимо подчеркнуть, что «у человека между фактором рождения и обретением своей родовой сущности - пропасть. В отличие от животного человек не снабжён набором инстинктов и врождённых навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу» [3:36].

Человек не становится тем, кем является по сути вне культурной среды, вне воспитания. Исходя их этого, огромную роль и ответственность в формировании личности своих воспитанников играет педагог. Ведь одна Личность может быть воспитана лишь только другой Личностью. К условиям и критериям развития личности относятся: «отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; способность к самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий, характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и

будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни» [3:40].

Необходимо, чтобы педагоги руководствовались, в первую очередь, этическими, эстетическими и экзистенциальными ценностями, к которым относятся: любовь, смысл жизни, ответственность, справедливость, отзывчивость, благородство, бескорыстие, гражданственность, патриотизм и др.

Одна из сторон направленности личности педагога - это педагогическая направленность - комплекс профессиональных интересов, профессионально ориентированных мотивов и психологическая установка на работу со школьниками. Основой профессиональной направленности является интерес к профессии педагога, находящий своё выражение в положительно-эмоциональном отношении к воспитанникам, родителям, педагогической деятельности в целом и к определённым её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями. Базой педагогического признания является любовь к другим людям. Это базовое качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития основных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют профессионально-педагогическую направленность.

Таким образом, можно обозначит следующие составляющие для самооценки направленности личности педагога дополнительного образования:

• открытость к принятию мнения другого (ребёнка и взрослого), любовь к детям, вера в силы и возможности обучающихся;

• интерес к внутреннему миру воспитанника;

• свои действия, намерения, поступки и интересы всегда соотносить с интересами школьников;

• эстетическая направленность (ценность гармонии и красоты);

• чувство нравственной ответственности, мораль, долг, гражданственность;

• положительная направленность на воспитательную деятельность - единство воспитания и обучения;

• любовь к профессии педагога;

• творчество в педагогическом процессе;

• стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, выявлению и развитию собственных способностей и возможностей;

• потребность в передаче знаний.

Особую роль П.П. Блонский отводит самосовершенствованию и самовоспитанию педагога: «Для меня образование учителя менее важно, нежели воспитание его, и в этом я сильно расхожусь с теми, кто ещё не перестал думать, что главная роль учителя - сообщать «суммы знаний» [1:67].

Личная направленность является «вертикалью» человека. «Высота» идеалов и ценностей определяет «величину» личности педагога. В истории часто великие личности имеют сложный, плохой характер и они могут себе это позволить, но педагог должен иметь равные перед друг другом главные составляющие характера и личности. Если педагог обладает «золотым» характером, но «мелкой» личностью - его интересы не выше «привычного» уровня и такому педагогу не дано воспитать другую Личность. Способы поведения, обусловленные во многом характером человека, должны соответствовать

профессии. Черты характера отражают отношение человека к другим людям, вещам, себе, к труду. Характер педагога должен являться фундаментом, базой, инструментом личности.

Профессионально-значимые качества, которые способствуют успешной педагогической деятельности:

• педагогическое целеполагание - это умение определить важность педагогических задач в зависимости от определённых условий;

• педагогическая направленность - это важнейшее качество, представляющее доминирующую систему мотивов, которая определяет поведение педагога и его отношение к профессии;

• педагогическая рефлексия - это способность педагога к самоанализу;

• педагогическое мышление - это овладение системой средств решения педагогических задач;

• педагогический такт - это отношение педагога к воспитаннику как главной ценности.

Отличие педагогического призвания от педагогического интереса (что может быть созерцательным) заключается в склонности, которая вырастает из конкретных способностей к педагогическому делу.

Выделяются следующие профессионально-значимые способности педагога:

• развитое воображение;

• ясность и критичность ума;

• гибкость мышления;

• эмпатия (способность сопереживать);

• умение сделать доступным учебный материал;

• хорошая дикция;

• способность просто и ясно излагать материал;

• внимание;

• наблюдательность;

• артистические способности.

Таким образом, все эти специальные способности и качества относятся к трём взаимосвязанным сторонам деятельности по получению знаний, умений и навыков таких, как: обучение, учение, научение. Определённо нельзя сказать, когда и как начинается их формирование в онтогенезе, и по каким законам проходит развитие этих взаимосвязанных сторон. Что-то в них врождённое - существует как задатки, однако ничего определённого по этому поводу наука до сих пор утверждать не может. Как и любые другие способности, педагогические способности воспитываются, и их также вполне сознательно возможно сформировать у детей.

О ходе процесса формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно выразиться также же: быть хорошим воспитателем гораздо сложнее, чем быть хорошим учителем. Причиной тому служит тот факт, что среди способностей, что характерны

для воспитателя, больше данных человеку природой, чем среди способностей, которые свойственны учителю.

Среди педагогов много хороших учителей, но при этом они сравнительно слабые воспитатели. Есть и те, что способны хорошо воспитывать детей, но с учительской ролью справляются намного хуже. Этот факт не может послужить основанием для вывода о том, что данные люди никогда не станут хорошими педагогами по причине того, что сферой приложения их педагогического мастерства может быть либо преимущественно учительская, либо, в основном, воспитательская.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. (Сост. и авт. вст. статьи, М.Г. Данильченко, А.А. Никольская); под ред. А.В. Петровского. - М. Педагогика, 1979.

2. Болотина Л.Р. «Дошкольная педагогика»: Учебное пособие ГРИФ 2005.

3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования. - М., ВЛАДОС, 2001.

4. Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара, 1999.

5. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2012.

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Занина А.В. «Основы педагогического мастерства»: Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

8. Магомедова Л.И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов// Педагогика. - 2007. - №7. - C. 65-67.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

10. Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара: СИУ, 1996.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Magomedova Luiza Islamudinovna

Daghestan State Pedagogical University (DSPU)

Russia, Makhachkala E-mail: [email protected]

Forming of professionally-meaningful internalss of teacher of

additional education

Abstract. The article considers a wide range of issues associated with the problem of formation of professionally significant qualities of teachers in further education: an analysis of concepts of "teacher of additional education", "professional competence" and "professionally important qualities of the teacher of additional education", "pedagogical orientation"; analyzed the professional activities of the teacher of additional education; discusses the state formation process and selected a full list of professionally significant qualities required by the teacher of additional education for the most effective professional-pedagogical activity in modern society; psychological and pedagogical skills to evaluate professional competence of the teacher of additional education; identified and considered the most important for the teacher of additional education competencies. Detail traits and the personality of the teacher of additional education, which is the main component of psycho-pedagogical competence; the list of value orientations that should guide the teacher of additional education in the course of their work; the indicated components for self-assessment orientation of the personality of the teacher of additional education; - improvement and self-education by a teacher of additional education; dedicated professionally significant abilities of the teacher of additional education; the conclusions about the role defined in article I of the abilities and qualities that should be possessed by the teacher of additional education.

Keywords: additional education; professional internalss; teacher; professionally-pedagogical activity; teacher of additional education; child's establishments; abilities.

REFERENCES

1. Blonskiy P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya v 2-kh t. (Sost. i avt. vst. stat'i, M.G. Danil'chenko, A.A. Nikol'skaya); pod red. A.V. Petrovskogo. - M. Pedagogika, 1979.

2. Bolotina L.R. «Doshkol'naya pedagogika»: Uchebnoe posobie GRIF 2005.

3. Buylova L.N., Kochneva S.V. Organizatsiya metodicheskoy sluzhby uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya. - M., VLADOS, 2001.

4. Bratus' B.S. Nravstvennaya psikhologiya vozmozhna // Psikhologiya i etika: opyt postroeniya diskussii. - Samara, 1999.

5. Dolgaya N.A. Sotsial'no-pedagogicheskaya adaptatsiya podrostkov v usloviyakh kadetskogo korpusa: diss. ... kand. ped. nauk. - Makhachkala, 2012.

6. Evladova E.B., Loginova L.G., Organizatsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Praktikum: Uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdeniy sred. prof. obrazovaniya. - M.: VLADOS, 2003.

7. Zanina A.V. «Osnovy pedagogicheskogo masterstva»: Rostov-na-Donu, Feniks, 2003.

8. Magomedova L.I. Etnopedagogicheskaya podgotovka sotsial'nykh pedagogov// Pedagogika. - 2007. - №7. - C. 65-67.

9. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

10. Rudneva T.I. Osnovy pedagogicheskogo professionalizma, Samara: SIU, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.