Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование педагогов / профессиональное и личностное развитие / новые формы и технологии дополнительного образования. / continuing education of teachers / professional and personal development / new forms and technologies of additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Ю. Бухтиарова

Новый этап в развитии непрерывного дополнительного профессионального образования начался с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Государство в образовательной политике видит значительный инновационный потенциал в молодых педагогах. От их успешной профессиональной деятельности зависит стабильное и устойчивое функционирование системы образования, а также её инновационное развитие. Новые социокультурные условия информационного общества обусловливают построение новой модели непрерывного профессионального развития педагога. Появление новых форм организации обучения в системе непрерывного дополнительного образования педагогов создаёт условия для их самореализации и саморазвития. В статье раскрывается деятельность педагогических объединений как инновационных форм организации непрерывного дополнительного образования. Традиционный подход к дополнительному образованию педагогов требует изменений как в содержании, так и методах, и технологиях подготовки молодых педагогов. Новые формы и технологии, такие как педагогические студии, мастерские, клубные формы работы, мастер-классы, творческие микрогруппы позволяют вести активную профессиональную подготовку преподавателя. Создание проблемных педагогических ситуаций, совместный поиск решения практических задач дает возможность многовариантного решения проблемы, позволяет аргументировано отстаивать свою позицию и обеспечивает профессиональное становление и развитие молодого педагога как в профессиональном, так и в личностном плане. Открытость и непрерывность профессионального образования влияет на достижение высокого уровня развития личности педагога в самоопределении, саморазвитии, самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Ю. Бухтиарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTINUING ADDITIONAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

A new stage in the development of continuing additional professional education began with the introduction of the Federal law “On education in the Russian Federation”. The state sees significant innovative potential in young teachers in its educational policy. The stable and sustainable functioning of the education system, as well as its innovative development, depends on their successful professional activity. New socio-cultural conditions of the information society determine the construction of a new model of continuous professional development of the teacher. The emergence of new forms of training organization in the system of continuing additional education of teachers creates conditions for self-realization and self-development of the teacher. The article reveals the activity of pedagogical associations as innovative forms of organization of continuing additional education. The traditional approach to additional education of teachers requires changes in both the content and methods and technologies of training young teachers. New forms and technologies, such as pedagogical studios, workshops, club forms of work, master classes, creative microgroups allow to conduct active professional training of teachers. The creation of problematic pedagogical situations, the joint search for solutions to practical problems makes it possible to solve the problem in a multi-variant way, allows to defend your position in a reasoned manner, and ensures the professional formation and development of a young teacher, both professionally and personally. Openness and continuity of professional education affects the achievement of a high level of development of the teacher’s personality in self-determination, self-development, and self-actualization

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА»

Библиографический список

1. Шишмаренков В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 1997.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991.

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва: Педагогика, 1990.

4. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. Москва, 1994.

References

1. Shishmarenkov V.K. Teoriya i praktika raznourovnevogo differencirovannogo obucheniya v srednej shkole. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1997.

2. D'yachenko V.K. Sotrudnichestvo v obuchenii: O kollektivnom sposobe uchebnojraboty: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1991.

3. Unt I.'E. Individualizaciya idifferenciaciya obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1990.

4. Firsov V.V. Differenciaciya obucheniya na osnove obyazatel'nyh rezul'tatov obucheniya. Moskva, 1994.

Статья поступила в редакцию 20.08.20

УДК 378.14

Bukhtiarova E.Yu, postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, state budgetary educational institution of higher education of the Moscow region

"Academy of Social Management" (Moscow, Russia), E-mail: likeangel2000@yandex.ru

NEW TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTINUING ADDITIONAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER. A new

stage in the development of continuing additional professional education began with the introduction of the Federal law "On education in the Russian Federation". The state sees significant innovative potential in young teachers in its educational policy. The stable and sustainable functioning of the education system, as well as its innovative development, depends on their successful professional activity. New socio-cultural conditions of the information society determine the construction of a new model of continuous professional development of the teacher. The emergence of new forms of training organization in the system of continuing additional education of teachers creates conditions for self-realization and self-development of the teacher. The article reveals the activity of pedagogical associations as innovative forms of organization of continuing additional education. The traditional approach to additional education of teachers requires changes in both the content and methods and technologies of training young teachers. New forms and technologies, such as pedagogical studios, workshops, club forms of work, master classes, creative microgroups allow to conduct active professional training of teachers. The creation of problematic pedagogical situations, the joint search for solutions to practical problems makes it possible to solve the problem in a multi-variant way, allows to defend your position in a reasoned manner, and ensures the professional formation and development of a young teacher, both professionally and personally. Openness and continuity of professional education affects the achievement of a high level of development of the teacher's personality in self-determination, self-development, and self-actualization.

Key words: continuing education of teachers, professional and personal development, new forms and technologies of additional education.

Е.Ю. Бухтиароеа, аспирант, ФГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления», г. Москва, E-mail: likeangel2000@yandex.ru

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА

Новый этап в развитии непрерывного дополнительного профессионального образования начался с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Государство в образовательной политике видит значительный инновационный потенциал в молодых педагогах. От их успешной профессиональной деятельности зависит стабильное и устойчивое функционирование системы образования, а также её инновационное развитие. Новые социокультурные условия информационного общества обусловливают построение новой модели непрерывного профессионального развития педагога. Появление новых форм организации обучения в системе непрерывного дополнительного образования педагогов создаёт условия для их самореализации и саморазвития. В статье раскрывается деятельность педагогических объединений как инновационных форм организации непрерывного дополнительного образования. Традиционный подход к дополнительному образованию педагогов требует изменений как в содержании, так и методах, и технологиях подготовки молодых педагогов. Новые формы и технологии, такие как педагогические студии, мастерские, клубные формы работы, мастер-классы, творческие микрогруппы позволяют вести активную профессиональную подготовку преподавателя. Создание проблемных педагогических ситуаций, совместный поиск решения практических задач дает возможность многовариантного решения проблемы, позволяет аргументировано отстаивать свою позицию и обеспечивает профессиональное становление и развитие молодого педагога как в профессиональном, так и в личностном плане. Открытость и непрерывность профессионального образования влияет на достижение высокого уровня развития личности педагога в самоопределении, саморазвитии, самоактуализации.

Ключевые слова: непрерывное образование педагогов, профессиональное и личностное развитие, новые формы и технологии дополнительного образования.

Развитие современного общества находится в прямой зависимости от состояния и перспектив развития образования в государстве. Непрерывное образование определяет важные цели развития и саморазвития личности - формирование компетентностного специалиста и его конкурентоспособности на рынке труда. Успешная профессиональная карьера способствует формированию активной гражданской позиции человека и составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благополучия, а значит, определяет качество жизни.

Непрерывное профессиональное развитие педагога традиционно рассматривается в рамках дополнительного профессионального образования. В исследованиях В.П Онушкина А.М. Новикова, В.С. Степина, В.А. Фёдорова и др. дополнительное профессиональное образование характеризуется как форма реализации принципа непрерывности в образовании и профессионального саморазвития [1].

Новый этап в развитии непрерывного дополнительного профессионального образования начался с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Государство в образовательной политике видит значительный инновационный потенциал в молодых педагогах. От их успешной профессиональной дея-

тельности зависит стабильное и устойчивое функционирование системы образования, а также её инновационное развитие.

Педагогическая система дополнительного профессионального образования в современных условиях характеризуется как открытая система, как на внутреннем, так и внешнем уровнях функционирования. Внутренний уровень открытости системы определяется самостоятельным выбором обучающимися целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности. Внешний уровень предоставляет возможность непрерывного самообразования за счёт ресурсов информационно-образовательной среды. Открытость и непрерывность профессионального образования влияет на достижение высокого уровня развития личности педагога в самоопределении, саморазвитии, самоактуализации.

Методологические и теоретические основы непрерывного профессионального развития педагога определяют переход к новой системе дополнительного профессионального образования. Новые социокультурные условия информационного общества обусловливают построение новой модели непрерывного профессионального развития педагога. Дополнительное профессиональное образование педагогов имеет на сегодняшний день тенденции к обновлению. Инновационные модели обучения взрослых дают возможность свободного выбо-

ра форм и методов обучения, предоставляют электронные ресурсы и открытый доступ к источникам информации, меняются методы управления обучением и разрабатываются новые виды контроля результатов обучения.

Современные требования к программам дополнительной профессиональной подготовки, реализующие компетентностный подход в образовании, определяют практико-ориентированное направление в применении образовательных технологий.

«Одной из таких технологий, отвечающих требованиям подготовки компетентного специалиста, являются проектные технологии, предполагающие обучение в процессе выполнения проектов. Метод проектов, как любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий» [2, с 214]. Проектная технология обучения позволила придать учебным заданиям практический характер, сочетая в себе различные виды педагогической деятельности: творческий, исследовательский, коммуникативный и др. Сетевое взаимодействие с использованием Интернета позволяет придать новый импульс для дистанционных форм обучения в системе дополнительного образования педагогов. Как ведущий метод в сфере дополнительного профессионального образования проектирование описано в работах А.Ф. Золотухиной, Н.Б. Погребовой, Л.Ф. Савиновой.

Неформальное образование в настоящий момент получило новое развитие в системе непрерывного профессионального образования педагогов. Благодаря появлению профессиональных объединений педагогов процесс обучения носит творческо-поисковый характер. «Формируются творческие микрогруппы - это добровольное, нередко стихийно возникшее содружество двух - трёх (редко - четырёх) преподавателей, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения» [3, с. 148]. Такие инновационные формы организации обучения выполняют все функции системы дополнительного образования взрослых. Задачи обучения: личностное и профессиональное развитие педагога. Свободный выбор обсуждения профессиональных проблем. Возможность создания творческих групп по интересам. Обмен педагогическим опытом. Взаимное обогащение профессиональными знаниями и навыками. Всё это, безусловно, влияет на конечный результат образования, особенно для молодого педагога, позитивно сказывается на его профессиональном развитии.

Появление новых форм организации обучения в системе непрерывного дополнительного образования педагогов создаёт условия для самореализации и саморазвития педагога. Деятельность педагогических объединений, таких как педагогические студии, мастерские, клубные формы работы, мастер-классы, творческие микрогруппы, позволяет вести профессиональную подготовку преподавателя. Достижение преподавателем целей повышения квалификации, формирование его профессионального самосознания достигается за счет выполнения практико-значимых проектов. Создание проблемных педагогических ситуаций, совместный поиск решения практических задач дает возможность многовариантного решения проблемы, позволяет аргументировано отстаивать свою позицию, и обеспечивает профессиональное становление и развитие молодого педагога как в профессиональном, так и в личностном плане.

Рассмотрим одну из форм внеаудиторной работы - педагогическую студию. Педагогическая студия - это творческая внутриучебная форма профессионального объединения преподавателей, занятия в которой проходят в нетрадиционной форме.

На занятиях применяются инновационные формы преподавания: моделирование различных педагогических ситуаций, тренингов, проведение учебно-деловых игр и др.

Результат работы педагогической студии нацелен на повышение профессиональной компетентности педагога. Цель: повышение коммуникативной компетентности педагога в единстве образовательной и речевой деятельности. Важным компонентом профессиональной деятельности педагога является учебное сотрудничество. Командная технология повышения квалификации способствует профессиональному общению, формированию мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности педагога.

Библиографический список

Одной из наиболее эффективных технологий постдипломного образования повышения квалификации педагогов в рамках опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности является педагогическая мастерская.

«Педагогическая мастерская - это форма обучения детей и взрослых, создающая условия для восхождения каждого её участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Важнейшим условием открытия в любой сфере знания, включая самопознание в мастерской, является творческая деятельность» [4].

Отличительной особенностью деятельности участников педагогической мастерской можно назвать максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, когда каждый педагог в свободной творческой деятельности движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Другой особенностью обучения в педагогической мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Осуществлению постоянного обмена мыслями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской содействует чередование индивидуальной и групповой деятельности и работы в парах.

Педагогическая мастерская как форма повышения квалификации, предполагающая особый подбор содержания, активных форм и методов обучения взрослых, а также создание профессионального взаимодействия педагогов и психологов в школьной команде, активно способствует развитию коммуникативной компетентности педагога.

Широко распространяется сегодня такая форма неформального образования, как мастер-класс. Мастер-класс является разовой и одновременно выездной формой повышения профессиональной компетентности педагога. Сильная сторона данной технологии проявляется в непосредственном общении с мастером, авторитетным педагогом и передаче им опыта путём прямого воздействия на обучающихся. Показ и комментирование приёмов педагогической работы позволяет вести конструктивный диалог между участниками образовательного процесса.

Использование инновационных технологий создаёт условия для профессионально-личностного роста педагога. Включение клубных форм в систему непрерывного профессионального дополнительного образования способствует самореализации и полноценному саморазвитию молодого педагога. «Клубы рассматриваются как неформальные объединения людей в целях общения, связанного с профессионально-педагогическими интересами, где благодаря моделированию педагогических ситуаций, связанных с различными аспектами профессиональной деятельности педагога, участники обретают опыт организации и педагогической деятельности. Педагогические клубы рассматриваются нами как одно из самых эффективных средств дополнительного профессионального образования» [5].

В начале 21-го столетия получили распространение интерактивные технологии и методы обучения, направленные на профессиональную подготовку педагогов, приближенную к реальной профессиональной деятельности. Среди активных методов широкое распространение получили такие методы, как деловые ролевые игры, пресс-конференции, презентации, групповые дискуссии, «мозговой штурм», кейс-пакеты заданий и другие.

Таким образом, реализация Национальной системы профессионального роста педагога, профессионального стандарта, аттестации невозможна без профессионального развития всех специалистов, в первую очередь молодых педагогов. Профессиональное развитие должно носить адресный характер [6]. В связи с этим остро встает проблема создания системы непрерывного профессионального развития молодого педагога. Исследование модели непрерывного профессионального образования требует детального изучения всех компонентов системы, но на первоочередное решение выходит проблема оценки неформального образования, разработка критериев и показателей личностного и профессионального роста педагога, что является на сегодняшний день препятствием в процессе интеграции неформального образования в систему непрерывного педагогического образования.

1. Никитин Э.М., Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В. Андрагогика: история и современность: учебное пособие. Москва: АПК и ПРО, 2003.

2. Юфарова М.А. Использование интернет-проектов как средства развития профессиональных компетенций. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы III Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Под научной редакцией М.В. Новикова. Ярославль: Издательство ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2011: 213 - 220.

3. Садыкова А.Р Внеаудиторные формы поисково-творческого обучения. Высшее образование в России. 2010; № 8-9: 146 - 150.

4. Мухина И.А., Ярёмина Т.Я. Что такое педагогическая мастерская? Мастерская по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. Санкт-Петербург: СПБГУПМ.

5. Тусеева М.Г. Влияние педагогических объединений на профессиональное мастерство учителя. Мир образования - образование в мире. 2008; № 4 (32): 125 - 134.

6. Бухтиарова Е.Ю., Олиференко Л.Я. Профессиональные потребности молодых педагогов: историко-педагогический контекст. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций «Профессиональные потребности молодых педагогов: историко-педагогический контекст». 2017; № 1: 370 - 374.

References

1. Nikitin 'E.M., Sitnik A.P., Savenkova I.'E., Krupina I.V. Andragogika: istoriya isovremennost': uchebnoe posobie. Moskva: APK i PRO, 2003.

2. Yufarova M.A. Ispol'zovanie internet-proektov kak sredstva razvitiya professional'nyh kompetencij. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyah modernizacii: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Pod nauchnoj redakciej M.V. Novikova. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU imeni K.D. Ushinskogo, 2011: 213 - 220.

3. Sadykova A.R. Vneauditornye formy poiskovo-tvorcheskogoobucheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 8-9: 146 - 150.

4. Muhina I.A., Yaremina T.Ya. Chto takoe pedagogicheskaya masterskaya? Masterskaya po literature: integraciya innovacionnogoi tradicionnogo opyta: kniga dlya uchitelya. Sankt-Peterburg: SPBGUPM.

5. Tuseeva M.G. Vliyanie pedagogicheskih ob'edinenij na professional'noe masterstvo uchitelya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2008; № 4 (32): 125 - 134.

6. Buhtiarova E.Yu., Oliferenko L.Ya. Professional'nyepotrebnostimolodyh pedagogov: istoriko-pedagogicheskijkontekst. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij «Professional'nye potrebnosti molodyh pedagogov: istoriko-pedagogicheskij kontekst». 2017; № 1: 370 - 374.

Статья поступила в редакцию 29.08.20

УДК 338.658:64

Gluzman N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Methods of Primary and Preschool Education,

Evpatoria Institute of Social Sciences, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky (Yevpatoria, Russia), E-mail: gluzman_n@mail.ru

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR FORMING STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-TECHNICAL ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article works out conceptual approaches how to develop strategies for promoting scientific and scientific-technical activities in higher education institutions. It has been proposed to systematize possible strategies for the effective functioning of modern higher education institutions, including the following strategies: that of educational activity, that of scientific and scientific-technical activities; that of innovation activity; that of international activity (internationalization of personnel development); that of marketing activity; that of financial activity, etc. A set of tools for building strategies for scientific and scientific-technical activities has been developed, and features of approaches to strategic planning have been singled out, taking into account the specifics of higher education institutions.

Key words: strategy of scientific and scientific-technical activity; functional strategy; institutions of higher education.

Н.А. Глузман, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методик начального и дошкольного образования, Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Евпатория, E-mail: gluzman_n@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье разработаны концептуальные подходы к формированию стратегий развития научной и научно-технической деятельности в учреждениях высшего образования. Предложено систематизировать возможные стратегии для эффективного функционирования современных заведений высшего образования, включив в перечень следующие стратегии: стратегию образовательной деятельности; научной и научно-технической деятельности; инновационной деятельности; международной деятельности (интернационализации) развития персонала; маркетинговой деятельности; финансовой деятельности и т.п. Разработан инструментарий по построению стратегий научной и научно-технической деятельности, выделены особенности подходов к стратегическому планированию с учетом специфики высших учебных заведений.

Ключевые слова: стратегия научной и научно-технической деятельности; функциональная стратегия; учреждения высшего образования.

Стратегическое планирование является одной из главных составляющих системы управления организацией. Наличие и реализация стратегий, ориентированных на конкретные цели, дает возможность адаптироваться к требованиям среды, отвечать на новые вызовы, непрерывно развиваться и укреплять свои позиции в конкурентной среде [1]. Выбор оптимальных подходов к организации работы с учетом основных тенденций развития, использование и развитие потенциала для достижения поставленных целей является основной задачей стратегического управления вузами; основные принципы управления воплощаются в корпоративной стратегии университета, которая является основой всех последующих управленческих решений. Корпоративные стратегии обычно базируются на функциональных стратегиях, касающихся управленческих ориентиров по достижению целей в функциональных сферах. В связи с вышеизложенным полагаем, что развитие теоретико-методологических и методико-прикладных основ формирования стратегий научной и научно-технической деятельности (далее - ННТД), которая в обеспечении конкурентоспособности высших учебных заведений (далее - вуз) играет одну из ключевых ролей, приобретает особое значение.

Мониторинг информации, приведенной на официальных сайтах отечественных вузов, показал наличие функциональных стратегических документов только в нескольких университетах. Концепция образовательной деятельности Московского физико-технического института на 2015 - 2025 годы, представленная на его сайте [2], является общей стратегией, которая показывает долгосрочный план развития по всем ключевым направлениям вуза. В Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А. Добролюбова утверждена программа стратегического развития на период с 2020 по 2025 гг. [3].

Целью статьи является разработка концептуальных подходов и развитие инструментария формирования стратегий развития научной и научно-технической деятельности в учреждениях высшего образования.

Анализ литературных источников [4] показывает, что функциональная стратегия по сфере охвата является узкой по сравнению с корпоративной стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития организации путем определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными функциями. Число функциональных стратегий в организации должно равняться числу основных направлений деятельности; при этом все функциональные стратегии должны быть скоординированы и дополнять друг друга. Их роль заключается в поддержании общей стратегии организации и обеспечении ее конкурентоспособности.

На основании обобщения опыта по проблеме стратегического управления [5 - 7] и с учетом специфики деятельности вуза, предлагаем систематизировать

возможные стратегии для эффективного функционирования современных вузов, включив в перечень функциональных такие стратегии, как стратегия образовательной деятельности; ННТД; инновационной деятельности; международной деятельности (интернационализации) развития персонала; маркетинговой деятельности; финансовой деятельности и т.д.

Таким образом, усиление конкуренции между вузами на фоне процессов глобализации, затяжного экономического кризиса и недостаточного финансирования обусловливают необходимость формирования в учреждениях высшего образования долгосрочных и среднесрочных стратегий, которые позволят определить правильный вектор движения и создать условия для повышения конкурентоспособности организации.

Университеты, ориентированные на достижение положительного результата, должны объективно оценить свои сильные и слабые стороны, и, выделив направления, в которых можно достичь улучшения, - ставить перед собой цели, разрабатывать и реализовать планы, которые обусловливают повышение качества и эффективность их деятельности.

Основываясь на исследовании научных источников, изучении методического опыта по интересующим проблемам [8] и с учетом принципов функционирования вузов, предложена такая последовательность разработки стратегии ННТД:

1. Выбор объекта исследования.

2. Анализ и оценка макросреды системы ННТД вуза осуществляется путем исследования глобальных и национальных технологических трендов, тенденций в сфере высшего образования, основных приоритетов государственной политики в сфере высшего образования и ННТД, а также идентификации отечественных вузов, которые характеризуются сильными позициями в сфере ННТД. Оценивание факторов обусловлено необходимостью учета их влияния на вуз, выявления особенностей и тенденций, способствующих развитию ННТД или представляющих угрозу для обеспечения своевременного реагирования на изменения и формирование конкурентных преимуществ.

3. Анализ и оценка микросреды системы НДТД вуза: идентификация сильных и слабых сторон, угроз и возможностей функционирования системы ННТД.

Все это обусловлено необходимостью обобщения позиции вуза (его фактического состояния), наработки управленческих решений, направленных на использование сильных сторон университета и устранение слабых, использование потенциальных возможностей внешней среды во избежание возможных угроз функционирования, выявление стратегических перспектив и возможностей их реализации. Информационное обеспечение такого анализа предусматривает сбор, проверку, систематизацию и обработку данных о внутренней среде вуза - объ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.