Научная статья на тему 'Особенности организации патриотического воспитания во внеучебной деятельности младших подростков'

Особенности организации патриотического воспитания во внеучебной деятельности младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МЛАДШИЕ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / OBJECTIFICATION OF PATRIOTIC EDUCATION PROCESS / YOUNG ADOLESCENTS / PEDAGOGICAL EVENT / VALUE ПОДРОСТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ЦЕННОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / IDENTITY / TRADITIONS / SUBJECT INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Ольга Сергеевна

В статье представлены результаты исследования особенностей патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности. На основе системно-деятельностного подхода и концепции экзистенциональной педагогики дано определение понятию «патриотическое воспитание» - это целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в результате которого происходит познание системных явлений окружающей действительности и формирование личности, проявляющей нравственные чувства и преобразующей действительность для развития общества и страны. Понятие «объективизация патриотического воспитания» определено как взаимосвязь совместной деятельности по организации педагогических событий и преобразование личности обучающихся как субъектов формирования ценностной идентичности. В ходе исследования выяснилось, что на формирование выделенных уровней патриотизма младших подростков оказывают влияние следующие объективные условия: интеграция школьных, семейных, общественных традиций, акцентуация их внешних и внутренних элементов и субъектное взаимодействие в реализации внеучебной деятельности как педагогического события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PATRIOTIC EDUCATION ORGANISATION THROUGOUT EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR YOUNGER ADOLESCENTS

The article presents the results of a study related to the characteristics of the younger adolescents’ patriotic education throughout extracurricular activities. On the basis of system-activity approach and the concept of existential pedagogy, the author provides a definition of patriotic education as a purposeful interaction of the subjects in the pedagogical process, which results in learning about the system of phenomena in the world around us and the formation of personality, revealing moral feelings and transforming reality for the development of society and country. The concept of "patriotic education objectification" is defined as the relationship of joint activities for organizing educational events and students’ personality transformation as subjects forming the value of identity. The study reveals that the formation of certain levels of patriotism in younger teenagers is affected by the following objective conditions: school integration, family and social traditions, emphasis on external and internal elements and subject interaction in the implementation of extracurricular activities as pedagogical events.

Текст научной работы на тему «Особенности организации патриотического воспитания во внеучебной деятельности младших подростков»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-4-97-19 УДК 37.035.6

Воробьева Ольга Сергеевна

Аспирант,

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: rossoma@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности. На основе си-стемно-деятельностного подхода и концепции экзистенциональной педагогики дано определение понятию «патриотическое воспитание» - это целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в результате которого происходит познание системных явлений окружающей действительности и формирование личности, проявляющей нравственные чувства и преобразующей действительность для развития общества и страны. Понятие «объективизация патриотического воспитания» определено как взаимосвязь совместной деятельности по организации педагогических событий и преобразование личности обучающихся как субъектов формирования ценностной идентичности. В ходе исследования выяснилось, что на формирование выделенных уровней патриотизма младших подростков оказывают влияние следующие объективные условия: интеграция школьных, семейных, общественных традиций, акцентуация их внешних и внутренних элементов и субъектное взаимодействие в реализации внеучебной деятельности как педагогического события.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, объективизация процесса патриотического воспитания, младшие

© Воробьева О. С., 2020

Vorobeva Olga Sergeevna

Postgraduate student, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: rossoma@mail.ru

CHARACTERISTICS OF PATRIOTIC EDUCATION ORGANISATION THROUGOUT EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR YOUNGER ADOLESCENTS

Abstract. The article presents the results of a study related to the characteristics of the younger adolescents' patriotic education throughout extracurricular activities. On the basis of system-activity approach and the concept of existential pedagogy, the author provides a definition of patriotic education as a purposeful interaction of the subjects in the pedagogical process, which results in learning about the system of phenomena in the world around us and the formation of personality, revealing moral feelings and transforming reality for the development of society and country. The concept of "patriotic education objectification" is defined as the relationship of joint activities for organizing educational events and students' personality transformation as subjects forming the value of identity. The study reveals that the formation of certain levels of patriotism in younger teenagers is affected by the following objective conditions: school integration, family and social traditions, emphasis on external and internal elements and subject interaction in the implementation of extracurricular activities as pedagogical events.

Keywords: patriotism, patriotic education, objectification of patriotic education process, young adolescents, pedagogical event, value

подростки, педагогическое событие, цен- identity, traditions, subject interaction ностная идентичность, традиции, субъектное взаимодействие

Введение

В современных исторических условиях, когда общество претерпевает колоссальные изменения в связи с включением в глобальное информационное пространство, тема патриотического воспитания подростков становится ключевой в сфере национально-государственной безопасности. Само понятие «патриотизм» в результате размывания морально-нравственных, традиционных общественных норм приобретает определенную амбивалентность. В современной научной литературе существует множество взглядов на проявление патриотизма - от «естественного патриотизма»1 до национализма.

В сложившихся условиях патриотическое воспитание школьников становится государственной задачей. В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» утверждается необходимость в повышении качества патриотического воспитания в образовательных учреждения, а ФГОС основного общего образования ориентирует весь процесс обучения на «формирование российской гражданской идентичности обучающихся»2.

Историко-педагогический анализ научной литературы показывает, что «патриотизм» - это явление со сложной внутренней организацией и рассматривается преимущественно как неотъемлемый элемент культурного развития общества, его ценность, неразрывно связанная с понятиями «Родина», «Отечество» (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д Ушинский). Современные ученые и педагоги-практики разработали и представили теоретико-методические основы патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках изучения учебных предметов (Е. А. Абрамова, Н. Г. Егошина, К. В. Петрачков, Е. Л. Райхлена и др.), во внеурочной деятельности (Г. Х. Ахметшина, Д. Н. Вятлев, П. И. Селезнев и др.), в работе классных руководителей (М. Л. Афанасьева, Е. М. Дударева, М. С. Курбанов, Л. В. Курочкина и др.), в процессе военного воспитания (А. Ю. Войкина, Л. Б. Дзержинская, Н. К. Костина, В. И. Лутовинов, В. Ю. Микрюков, П. Д. Симашенков и др.).

Несмотря на активное изучение основ и структуры патриотического воспитания детей, стоит отметить недостаточную исследованность проблемы формирования патриотизма младших подростков во внеучебной деятельности образовательных учреждений. Именно младший подростковый возраст - это «период завершения дет-

1 Салтыкова М. В. «Естественный» патриотизм как инструмент формирования российской идентичности // Вестник НЦБЖД. - 2018. - № 4 (38). - С. 30-39.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.10.2019).

ства, переходный от детства к взрослости»1; образовательное учреждение является той средой, которая может оказать наибольшее влияние на формирование личности, поскольку «мир младшего подростка - это в основном мир школы, а стоящие перед ним задачи являются по большей части учебными»2. Мы считаем, что воспитательная среда образовательного учреждения служит значимым фактором для формирования личности, духовного развития и патриотического воспитания. Однако очевидны противоречия, возникающие в процессе патриотического воспитания в школе:

- между возросшими требованиями государства и общества к личностным качествам подрастающего поколения и недостаточно эффективной организацией педагогического процесса по формированию патриотизма в образовательном учреждении;

- между высоким воспитательным потенциалом семьи и недостаточной включенностью его в среду образовательного учреждения на уровне основного общего образования, поскольку роль семьи в жизни школы ограничивается контролирующими функциями;

- между потребностью в организации эффективного процесса патриотического воспитания младших подростков в образовательном учреждении и недостаточными эмоционально-мотивационными условиями (в силу доминирования учебных задач) для положительной рефлексии, обеспечивающей данный процесс.

Нет сомнения и в том, что наиболее эффективное воспитательное воздействие на обучающегося происходит во внеучебной деятельности, в ходе которой создается педагогическая ситуация, способствующая проявлению активной позиции школьника, стимулирует его мотивацию и самосознание. На сегодняшний день патриотическая деятельность младших подростков в образовательном учреждении, как правило, сводится к участию в патриотических мероприятиях, организованных и регулируемых педагогом.

Цель исследования - теоретико-экспериментальное обоснование условий объективизации процесса патриотического воспитания младших подростков во внеучеб-ной деятельности образовательного учреждения.

Основная часть

Материалы и методы исследования

Теоретический анализ психо лого-педагогической литературы, посвященной патриотическому воспитанию, показывает, что сам термин «патриотизм» может рассматриваться как интегративное качество личности и как цель патриотического вос-питания3. Повышение воспитательного взаимодействия на пути формирования пат-

1 Шаяхметова В. К., Минх Г. Р. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75015.htm (дата обращения: 14.10.2019).

2 Там же.

3 Воробьева О. С., Шивринская С. Е. Внеучебная деятельность по физической культуре в комплексе средств патриотического воспитания младших подростков // Череповецкие научные чтения - 2017: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. (Череповец, 21-22 ноября 2017 г.) / под редакцией Е. В. Целиковой. - Череповец: ЧГУ, 2018. -Ч. 2. - С. 29-31.

риотизма обусловливает актуальность проблемы, связанной с оценкой уровня патриотического воспитания. Можно утверждать, что патриотизм - интегративное качество, включающее в себя взаимосвязь внутренних убеждений и внешних проявлений, которое, так или иначе, влияет на духовно-нравственную, творческую, коммуникативную и социальную направленность личности. Так, в современной научной литературе преобладает тезис о том, что формирование личности человека происходит в трех наиболее важных сферах - сознании, отношении и деятельности. Кроме того, учеными выделяются уровни патриотического воспитания: когнитивный, эмоционально -мотивационный и поведенческий (деятельностный) (Н. А. Левин, А. А. Логинова, О. А. Лотарева, Л. И. Манина, Т. М. Маслова, Л. А. Петрова, И. Ю. Халиков и др.).

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Центр образования № 12» г. Череповца. В исследовании приняли участие 84 школьника в возрасте от 12 до 14 лет. В ходе работы нами были применены следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение учебно-методического обеспечения воспитательной работы, анализ результатов деятельности обучающихся, моделирование педагогического взаимодействия в ходе формирования патриотизма, диагностические методики (анкетирование, беседа, опрос, наблюдение с позиции полного наблюдателя), метод формирующего эксперимента.

Уровень сформированности патриотизма младших подростков диагностировался на основе сформированности выделенных уровней: когнитивного, эмоционально -мотивационного, деятельностного.

Критерием оценки когнитивного уровня патриотизма являлось понимание патриотизма как любви к Родине, знание истории и традиций народа, государственной символики и правил ее применения. Эмоционально-мотивационный уровень характеризовался осознанным уважительным отношением к Родине, ответственностью за судьбу родных и близких людей, страны, потребностью в активном участии в жизни общества. Показателем деятельностного уровня патриотизма служило активное, осознанное участие в социально-значимой предметно-практической деятельности, соблюдение традиций своего народа и общества, отвечающих духу времени.

Согласно полученным в результате констатирующего эксперимента данным, у младших подростков недостаточно четко сформировано представление о патриотизме и, как следствие, нет ясного понимания того, как именно он проявляется. Опрошенные, связывавшие проявление патриотизма с чувством долга, не считали себя патриотами; большинство из тех, кто считали себя патриотами, отождествляли это понятие с семьей, родным домом, друзьями. Чувство гордости за свою Родину было выражено неявно и обусловливалось преимущественно объективными оценками, например: «самая большая», «выиграла войну», «отправила человека в космос». На данном этапе это можно было назвать основным проявлением патриотических чувств. Несмотря на то, что в ходе беседы у младших подростков были попытки проявления патриотических убеждений, связанных с личной оценкой современных фактов истории, однако они звучали шаблонно и не имели четко сформулированных оснований. Патриотическая деятельность младших подростков сводилась к участию в мероприятиях, организованных и регулируемых педагогом. Следовательно, можно было констатировать, что эмоционально-мотивационный уровень патриотизма

младших подростков проявлялся и формировался в школе как организованный и целенаправленный процесс, а в семье - носил неорганизованный, бытовой характер1.

Таким образом, диагностический материал показывает необходимость педагогического взаимодействия учителей и родителей, направленного на формирование эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов патриотизма младших подростков. С этой целью была реализована модель патриотического воспитания как система педагогических событий во внеучебной деятельности на основе общественных, школьных и семейных традиций. Разработанная модель рассчитана на включение образовательного учреждения в программу патриотического воспитания на начальном этапе основного общего образования.

Объективизация процесса патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в нашей работе основывается на системно-деятельностном подходе в образовании (Г. В. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Данный подход лежит в основе ФГОС и подразумевает в центре образовательного процесса формирование и определение личности с ее особенностями, потребностями, мотивами посредством деятельности. Методологической основой сопровождения саморазвития личности на пути формирования патриотизма в нашем исследовании является концепция экзистенциональной педагогики, ключевая идея которой - формирование человека, «умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально-значимой деятельности»2, в качестве идеальной цели. С точки зрения создателей экзистенциональной педагогики наличие педагогического события, в отличие от «мероприятийного»3, подразумевает совместное творчество ребенка и взрослого, обладающее «богатым педагогическим потенциалом, создающим благоприятные условия для развития личности, готовой к активному творческому поиску, увлеченной, неформальной, искренне заинтересованной в достижении общественно ценностного результата» . С этой позиции патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в результате которого происходит познание системных явлений окружающей действительности путем приобщения к общественным, школьным, семейным традициям народа и формирования личности, проявляющей нравственные чувства и готовой к преобразованию действительности для развития общества и страны.

В связи с этим мы полностью разделяем подход к педагогическому событию как новому взгляду на восприятие действительности, выходящему за грани обыденности

1 Воробьева О. С. Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. -С. 125-128.

2 Рожков М. И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33). - С. 9.

3 Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / под редакцией Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. - Пермь: ПОИПКРО, 2001. - С. 77-88.

4 Дрозд К. В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Приволжский научный вестник. - 2013. -№ 8-1 (24). - С. 117.

и выступающему условием появления нового ценностно-смыслового отношения к окружающим явлениям.

На основе системно-деятельностного подхода и концепции экзистенциональной педагогики были определены принципы, на которых строился процесс патриотического воспитания младших подростков во внеурочной деятельности:

- принцип деятельности и активности (подразумевает свободу выбора деятельности, своей роли в ней);

- принцип гуманизма (включает в себя ценностное отношение к окружающим и самому себе);

- принцип субъектности (характеризуется отношением к обучающемуся как к равноправному участнику педагогического взаимодействия);

- принцип событийности (предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей и педагогическое сопровождение совместной деятельности);

- принцип рефлективности деятельности (реализуется посредством анализа отношения к деятельности участников педагогического взаимодействия).

Научная новизна исследования состоит в том, что нами представлена теоретическая модель организации патриотического воспитания и определено понятие «объективизация патриотического воспитания» как взаимосвязь совместной деятельности по организации педагогических событий и преобразования личности обучающихся как субъектов деятельности по формированию ценностной идентичности. Процесс моделирования патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности был представлен в виде совместно организованных событий, выстроенных по определенной схеме. Были выделены элементы этой схемы, способные оказывать целенаправленное педагогическое воздействие на мировоззрение и ценностные ориентации личности через интеграцию школьных, семейных, общественных традиций и акцентуализации их внешних и внутренних составляющих таким образом, чтобы субъектное взаимодействие в реализации педагогического события способствовало формированию мировоззрения и ценностных ориентаций личности.

Экспериментальная работа по объективизации патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности включала следующие этапы:

- определение цели, принципов и условий объективизации патриотического воспитания;

- диагностика уровня сформированности патриотизма у младших подростков на констатирующем этапе экспериментальной работы;

- отбор основных компонентов содержания внеучебной деятельности по формированию патриотизма младших подростков, создание системы школьных мероприятий;

- разработка и апробация педагогической технологии патриотического воспитания;

- определение механизма реализации предложенной модели1;

1 Воробьева О. С. Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. -С. 125-128.

- анализ результативности реализации модели;

- оценка эффективности предложенной модели патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Специфика модели патриотического воспитания была ориентирована на единство семейных, школьных и общественных традиций, которые реализовывались посредством преобразования воспитательных мероприятий в педагогические события, например: «Фестиваль ГТО», «День семейного отдыха», «Знакомство с профессиями "Родину защищать"» и т. д.

В ходе внедрения модели была определена совокупность условий, являющихся необходимыми для ее осуществления на практике:

- социально-педагогическое партнерство с семьями обучающихся и представителями общественных организаций;

- ориентация на систему школьных внеклассных педагогических событий;

- использование воспитательного потенциала школьного музея как пространства для трансляции традиций поколений;

- предварительная подготовка каждого мероприятия с использованием стратегии вовлечения младших подростков в работу по организации, контролю и оценке деятельности;

- осуществление рефлексии как способа обратной связи по результатам совместной деятельности;

- построение педагогических событий с обязательным включением внешних и внутренних элементов, присущих культурной традиции1.

Использование обозначенных условий, педагогических средств и методов позволяет качественно влиять на формирование у младших подростков выделенных компонентов патриотизма.

Результаты исследования

В завершение экспериментальной работы для определения динамики уровня сформированное™ патриотизма у младших подростков во внеучебной деятельности были использованы методики, которые применялись на этапе входящей диагностики.

Обработка данных опроса показала, что число обучающихся, определяющих себя как патриотов, возросло, причем абсолютно не относящих себя к таковым выявлено не было (см. рис. 1).

1 Воробьева О. С. Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. -С. 125-128.

70 60 50 40 30 20 10

I На начало эксперимента (%)

I По окончании эксперимента (%)

Считают Частично Не считают себя считают патриотами

0

Рис. 1. Результаты оценивания испытуемыми себя как патриотов (вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?»), %

Существенно изменилась оценка младшими подростками уровня патриотизма окружающих их сверстников (см. рис. 2).

60 50 40

30 На начало

эксперимента (%)

20 10 0

По окончании эксперимента (%)

Высокий Средний Низкий Очень уровень уровень уровень низкий уровень

Рис. 2. Оценка младшими подростками уровня патриотизма сверстников до и после педагогического эксперимента, %

Стоит отметить положительную динамику в желании и мотивации обучающихся 5-6 классов участвовать в совместной с одноклассниками, родителями и педагогами деятельности по изучению культурных и национальных традиций, истории нашей Родины, истории родного края и т. д. Мероприятия, проходящие в рамках внеучеб-ной деятельности, в течение учебного года не позиционировались как «патриотические», а были нацелены на формирование ценности семьи, коллектива, школы и своей значимой позиции в гражданской общности, что ведет к ценностной идентичности. Изучение активности младших подростков в мероприятиях патриотической направленности показало значительное повышение интереса к таким событиям (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика уровня активности младших подростков по показателю участия в мероприятиях патриотического и военно-патриотического характера за период эксперимента, %

Кроме того, качественно изменилось понимание сути патриотизма - не только как любви к родному дому, городу, стране, но и как гордости за принадлежность к своей нации, бескорыстной любви к родному краю, Отечеству, а также готовности к деятельности, выражающей активную гражданскую позицию.

Выводы

Интерпретация полученных данных позволила нам сделать вывод о положительных результатах внедрения экспериментальной модели патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что на формирование компонентов патриотического воспитания младших подростков оказывают влияние следующие объективные условия: интеграция школьных, семейных, общественных традиций, акцентуализация их внешних и внутренних элементов и их субъектное взаимодействие в процессе реализации внеучебной деятельности как педагогического события.

Литература

Воробьева О. С. Модель патриотического воспитания учащихся младших классов в образовательном учреждении // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. -С. 125-128.

Воробьева О. С., Шивринская С. Е. Внеучебная деятельность по физической культуре в комплексе средств патриотического воспитания младших подростков // Череповецкие научные чтения - 2017: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. (Череповец, 21-22 ноября 2017 г.) / под редакцией Е. В. Целиковой. - Череповец: ЧГУ, 2018. -Ч. 2. - С. 29-31.

Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / под редакцией Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. - Пермь: ПОИПКРО, 2001. - С. 77-88.

Дрозд К. В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Приволжский научный вестник. - 2013. -№ 8-1 (24). - С. 112-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рожков М. И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33). - С. 71-76.

Салтыкова М. В. «Естественный» патриотизм как инструмент формирования российской идентичности // Вестник НЦБЖД. - 2018. - № 4 (38). - С. 30-39.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). -URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.10.2019).

Шаяхметова В. К., Минх Г. Р. Уровень самооценки младших подростков в период адаптации при переходе из младшего школьного звена в среднее // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - С. 1-6. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75015.htm (дата обращения: 14.10.2019).

References

Vorob'eva O. S. Model' patrioticheskogo vospitaniia uchashchikhsia mladshikh klassov v obra-zovatel'nom uchrezhdenii [Patriotic education model of primary school students in an educational institution]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education], 2020, no. 1, pp. 125-129.

Vorob'eva O. S., Shivrinskaia S. E. Vneuchebnaia deiatel'nost' po fizicheskoi kul'ture v kom-plekse sredstv patrioticheskogo vospitaniia mladshikh podrostkov [Extracurricular activities in physical education in the set of tools for younger adolescents' patriotic education]. Cherepovetskie nauchnye chteniia - 2017: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 3 ch. (Cherepovets, 21-22 noiabria 2017 g.) [Cherepovets Scientific Readings - 2017: Proceedings of the all-Russian research and practice conference: in 3 parts (Cherepovets, 21-22 November 2017); ed. by E. V. Tselikova]. Cherepovets: ^GU, 2018, pp 29-31.

Grigor'ev D. V. Sozdanie vospitatel'nogo prostranstva: sobytiinyi podkhod [Developing educational space: event approach]. Sovremennye gumanitarnye podkhody v teorii ipraktike vospitaniia: sbornik nauchnykh statei [Modern humanitarian approaches in the theory and practice of education: collection of articles; ed. by D. V. Grigoriev, E. I. Sokolova]. Perm: POIPKRO, 2001, pp. 77-88.

Drozd K. V. Pedagogicheskii potentsial sobytiinogo podkhoda k organizatsii vzaimodeistviia sub"ektov vospitatel'nogo prostranstva [Pedagogical potential of event approach to the organization of interaction of subjects in educational space]. Privolzhskii nauchnyi vestnik [Privolzhsky Scientific Bulletin], 2013, no. 8-1 (24), pp. 112-118.

Rozhkov M. I. Kontseptsiia ekzistentsional'noi pedagogiki [The concept of existential pedagogy]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2002, no. 4 (33), pp. 71-76.

Saltykova M. V. "Estestvennyi" patriotizm kak instrument formirovaniia rossiiskoi identichnosti ['Natural" patriotism as a tool for the formation of Russian identity]. Vestnik NTsBZhD [Bulletin of Scientific Centre for Life Safety], 2018, no. 4 (38), pp. 30-39.

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia (ut-verzhden prikazom Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 17 dekabria 2010 g. № 1897) [Federal state educational standard of general education (approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17 December 2010 No. 1897)]. Available at: http: // https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 14.10.2019).

Shaiakhmetova V. K., Minkh G. R. Uroven' samootsenki mladshikh podrostkov v period adap-tatsii pri perekhode iz mladshego shkol'nogo zvena v srednee [The level of teenagers' self-esteem during the period of adaptation in the transition from primary school level to secondary]. Kontsept [Scientific-methodological electronic journal "Koncept"], 2015, special issue no. 1, pp. 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75015.htm (accessed: 14.10.2019).

Примечание: работа выполнена под руководством кандидата педагогических наук С. Е. Шивринской.

Для цитирования: Воробьева О. С. Особенности организации патриотического воспитания во внеучебной деятельности младших подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 4 (97). - С. 211-221. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-9719

For citation: Vorobeva O. S. Characteristics of patriotic education organisation throughout extracurricular activities for younger adolescents. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 4 (97), pp. 211-221. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.