УДК 378.14:37.015.3 ББК 74.480.26 К 78
Н.Н. Крафт
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта; E-mail: [email protected]
Б.К. Джабатырова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Р.И. Валесская
Тренер по фигурному катанию на коньках ЧОУДОДДЮСШ «Невский лед»; E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
( Рецензирована )
Аннотация. Обоснована реализация педагогических условий организации сотрудничества в обучении студентов; представлена модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов; приводятся результаты педагогического эксперимента по применению системы педагогических условий реализации метода сотрудничества (Jingsaw «Пила») в обучении студентов дисциплине «Педагогика».
Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, метод «Пила», совместная учебная деятельность, групповая сплоченность, коммуникативные и организаторские способности, уверенность в себе.
N.N. Kraft
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy Department, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health; E-mail: [email protected]
B.K. Dzhabatyrova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Pedagogy Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
R.I. Valesskaya
Figure Skating Coach of Nevsky Led Sports School; E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF COOPERATIVE LEARNING OF STUDENTS
Abstract. Realization of pedagogical conditions of the organization of student cooperative learning is proved. The model of a system of pedagogical conditions for realization of a method of student cooperative learning is presented. Results of a pedagogical experiment to use the system of pedagogical conditions for realization of the Jigsaw teaching technique of student cooperative learning the discipline "Pedagogics" are given.
Keywords: cooperative learning, the Jigsaw teaching technique, joint educational activity, group unity, communicative and organizing abilities, self-confidence.
Современные социокультурные процессы, повлекшие за собой изменения в экономической, производственной и, как следствие, образовательной сферах, актуализируют проблемы поиска адекватных технологий и методов обучения будущих профессионалов. Изменение целевых ориентиров детерминирует смещение акцента на субъект-субъектные отношения в учебном процессе и переводит студента вуза в позицию активного участника, сотрудника. В этой связи актуализируется вопрос разработки педагогических условий реализации методов сотрудничества в обучении студентов.
В соответствии с новым словарём методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина обучение в сотрудничестве (в переводе с англ. cooperative learning, collaborative learning) обозначает технологию обучения, построенную на совместном обсуждении проблемы, принятии решения, и является одним из вариантов личностно-ори-ентированного подхода в обучении различным дисциплинам. Разработан он американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике, а именно: в работах Е.С. По-лат (2003), Н.Д. Гальсковой (2000). Основная идея обучения - создание на занятиях по определенной дисциплине благоприятных условий для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях.
Дэвид У. Джонсон и Роджер Т. Джонсон дают следующее определение понятию «сотрудничество»: «Это совместная работа для достижения общих целей. Структура цели определяет то, как студенты будут взаимодействовать друг с другом и учителем во время учебной сессии/четверти. Каждая целевая структура имеет свое место» [1, 2]. Фундамент стратегии сотрудничества составляют идеи стимулирования и «...что важно, направления
преподавателем познавательных интересов обучающихся» [1].
При обозначении учебной работы, базирующейся на непосредственном взаимодействии обучающихся, ученые используют такие дефиниции, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и пр. Сегодня в российской педагогической психологии зачастую используют понятие «сотрудничество учебное» как наиболее ёмкое, деятельностно-ори-ентированное и общее в отношении к другим терминам, обозначающее многогранную интерактивность (т.е. взаимодействие) в учебной группе и интерактивность преподавателя с группой. Сотрудничество учебное как совместную деятельность, как организационную систему активности взаимодействующих субъектов характеризуют: единство цели; наличие межличностных отношений; организация и управление деятельностью; пространственное и временное соприсутствие; разделение функций, действий, операций.
Дэвид У. Джонсон и Роджер Т. Джонсон выделяют пять основных компонентов успешного сотрудничества в обучении: положительную взаимозависимость, индивидуальную и групповую ответственность, мотивацию к сотрудничеству, обучение навыкам межличностного и группового общения, групповую обработку результатов обучения. Готовность к педагогическому сотрудничеству и сформированность мотивов сотрудничества, а также умение мыслить и осуществлять свою деятельность в коллективе являются основными показателями комфортной учебной деятельности студентов.
Наиболее распространенными вариантами обучения в сотрудничестве являются метод Student Team Learning (STL, обучение в команде), Jigsaw («Пила») и Learning Together (учимся вместе).
Согласно концепции И.А. Зимней (2005), в настоящее время вся российская система образования, включая высшее образование, находится под влиянием идей, некогда сформулированных в научных трудах общей и педагогической психологии JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили и других теоретиков, включая A.C. Макаренко, A.B. Сухомлинского и других передовых практиков. Идеи учёных также находят отражение в утверждениях сотрудничества как одного из определяющих фундаментов современного высшего образования. Сотрудничество представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности обучающихся и преподавателей, которую необходимо скреплять посредством взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и итогов учебной деятельности [3].
Как отмечают в своих исследованиях Н.В. Морзе и JI.A. Варченко-Троценко (2014), навыкам сотрудничества студентов необходимо обучать в тесной корреляции с остальными дисциплинами, потому как данный навык предельно востребован в современной среде каждой профессиональной деятельности. Традиционные методы преподавания зачастую строятся на развитии конкурентоспособности и соперничества между обучающимися вузов, но не на их взаимном сотрудничестве. Однако работодатель сегодня ориентирован на сотрудника, способного успешно трудиться в команде, понимающего и выполняющего различные роли для успешного разрешения комплексных задач, что и стало главной причиной совершенствования педагогических технологий в вузах. При этом важно обучить потенциальных специалистов навыкам плодотворного сотрудничества [4]. По мнению С.Н. Бегидовой, учебно-воспитательный процесс должен быть построен в форме диалога, взаимодействия
субъектов образовательного процесса, оказания своевременной и профессиональной помощи и поддержки ученику в преодолении возникающих трудностей, в самопознании и самоопределении личности. Все это предполагает наличие не только новой позиции у учителя, но и нового качества самого педагога [5].
D. Tapskott выделяет определённые нормы деятельности для современных студентов: свободу, настройку, проверку, целостность, сотрудничество, развлечение, скорость, инноватику в современном мире [7].
Таким образом, умениям сотрудничать и осуществлять свою деятельность в коллективе студент должен научиться уже в университете, а преподавателю для этого следует создать условия для развития у студента XXI века таких навыков, как использование в личной практике и профессиональной деятельности методов, ориентированных на формирование у обучающегося востребованных на современном рынке труда нерутинных аналитических и нерутинных интерактивных видов деятельности.
Для обоснования применения разработанной системы педагогических условий был проведен эксперимент, целью которого было доказать, что применение метода сотрудничества метода Jigsaw («Пила») и разработанной к нему системы педагогических условий позволяет улучшить качество обучения, а значит, и уровень квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.
Критериальную базу диагностики составили следующие показатели: уровень коммуникативных и организаторских склонностей (тест В.В. Синявского и В.А. Федороши-на), уровень уверенности в себе (тест Райдаса) и уровень групповой сплоченности (тест Сишора).
Педагогический эксперимент проводился с октября 2017 г. по ноябрь 2017 г. В нем приняли участие
100 человек: 50 человек - экспериментальная группа, и 50 человек - контрольная группа. В двух группах НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург, в рамках изучения модуля «Психология и педагогика» (учебной дисциплины «Педагогика») применялась разработанная система педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов. В экспериментальную группу входили 50 студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: 1 группа - избранный вид спорта - теория и методика плавания, 2 группа - избранный вид спорта - теория и методика футбола. Контрольная группа состояла из 50 студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: 1 группа - избранный вид спорта - теория и методика гребли, теория и методика велоспорта, 2 группа - избранный
вид спорта - теория и методика спортивных игр. На протяжении эксперимента контрольная группа обучалась по традиционным методам, а в экспериментальной группе занятия проводились с использованием метода сотрудничества (метод «Пила»). В начале и в конце эксперимента было проведено педагогическое тестирование с помощью теста Райда-са, теста В.В. Синявского и В.А. Фе-дорошина, теста Сишора.
При организации исследования была предложена система педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов дисциплине «Педагогика», направленная на формирование уверенности в себе, коммуникативных и организаторских способностей и сплоченности группы.
Сравнительный анализ данных тестирования в контрольной и экспериментальной группе до педагогического эксперимента показал, что значительных отличий в результатах по тестам между выборками не наблюдается. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп до проведения педагогического эксперимента
Тест X ±Sx" Р Заключение
Контрольная группа Экспериментальная группа
Тест Райдаса 51,59±2,3 51,56±2,06 Р>0,05 Не достоверно
Тест В.В. Синявского, В.А. Федорошина 2,3±0,09 1,9±0,1 2,3±0,1 1,9±0,1 Не достоверно
Индекс групповой сплоченности Сишора 9,2±0,3 9,1±0,32 Не достоверно
Нами была разработана модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов (см. рисунок 1). Сравнительный анализ данных тестирования в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента показал,
что в результатах по тестам между выборками наблюдаются значительные отличия. Данные представлены в таблице 2.
Итоги проведенной со студентами НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург, экспериментальной работы доказали эффективность
Система педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов
£ Й
Цель: внедрение разработанной системы педагогических условий реализации метода «Пила». Методологические подходы: системный, личностно-ориентированный, диалогический, деятельностный.
Принципы: системности, систематичности, научности, доступности, наглядности, сознательности, активности, диалогичности, проблемности.
Педагогические условия:
1. Оптимизация взаимодействия студентов. 2. Формирование у студентов положительного отношения к занятиям. 3. Формирование положительного отношения между студентами.
СЛ СЛ
Целевой компонент:
1. Формирование уверенности в себе.
2. Формирование коммуникативны х способностей.
2. Формирование
организаторских
способностей.
4. Формирование
групповой
сплоченности.
I
Содержательный компонент:
Отбор содержания учебной дисциплины «Педагогика» для реализации метода «Пила»
Структура занятия:
Организационный этап (определение темы, цели, распределение вопросов для экспертов);
- Поиск и анализ учебной информации.
Разделение группы на подгруппы: Группа делится на подгруппы, численность которых соответствует количеству вопросов в теме. От занятия к занятию состав группы должен меняться.
I
Процессуальный компонент: Методы обучения: частично поисковый, исследовательский, метод «Пила».
Приемы обучения: побуждение обучающихся к решению поставленных задач.
Формы деятельности учащихся на занятиях: групповая. Средства обучения: научная литература, учебная литература.
Проектирование и организация процесса обучения:
1 этап. Определение темы, целей занятия, задач занятия, отбор, структурирование содержания занятия. Разделение группы на подгруппы.
2 этап. Описание, распределение вопросов для изучения между участниками подгруппы.
3 этап. Подготовка информации по распределенным вопросам. Осуществление контроля над студентами во время подготовки информации. Введение методических указаний для студентов.
4 этап. Обсуждение найденной информации, обмен информацией, дополнение информации между экспертами.
5 этап. Общение в подгруппе, передача и получение найденной информации между участниками подгрупп, взаимоконтроль между студентами.
I
Оценочно-результативный
компонент:
- Выявление
уровня уверенности в себе.
- Выявление
уровня коммуникативных и организаторских способностей.
- Выявление индекса групповой
сплоченности.
Ьи
I
«г
с*
к
со -й
Рис. 1. Модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов
Таблица 2
Сравнение результатов тестирований студентов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (п эксп. =50; п контр =50)
Тест X ±Sx" Р Заключение
Контрольная группа Экспериментальная группа
Тест Райдаса 58,5±2 69,2±1,6 <0,01 Достоверно
Тест В.В. Синявского, В.А. Федорошина 3,2±0,1 2,3±0,09 3,7±0,08 3,6±0,1 Достоверно
Индекс групповой сплоченности Сишора 9,6±0,3 11±0,3 Достоверно
педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов. Это подтверждают показатели, полученные в экспериментальной группе по всем выделенным критериям. Исходя из этого,
мы считаем, что повышение эффективности применения метода сотрудничества в обучении студентов произошло благодаря разработанной и внедренной в учебный процесс экспериментальной модели.
Примечания:
1. Johnson D.W., Johnson R. Cooperation and competition: Theory and research. Edina, MN: interaction Book Company. 1989. 250 p.
2. Johnson D.W., Johnson R.T. An Overview of Cooperative Learning. URL: http:// www.co-operation.org/what-is-cooperative-learning (дата обращения: 18.11.2017).
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. М., 2005. С. 312-321.
4. Морзе Н.В., Варченко-Троценко JI.A. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2. О // ОТО. 2014. № 1. С. 638.
5. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2017. Вып. 1 (193). С. 15-19.
6. Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. N. Y., 2009. 368p.
7. Азимов Э.Г., Щукин A.H. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 136.
References:
1. Johnson D.W., Johnson R. Cooperation and competition: Theory and research. Edina, MN: interaction Book Company. 1989. 250 pp.
2. Johnson D.W., Johnson R.T. An Overview of Cooperative Learning. URL: http:// www.co-operation.org/what-is-cooperative-learning (date of access: 18.11.2017).
3. Zimnyayal.A. Pedagogical Psychology: a manual. M., 2005. P. 312-321.
4. Morze N.V., Varchenko-Trotsenko L.A. Formation of cooperation skills among students using Web 2.0 services // ОТО. 2014. No. 1. P. 638.
5. Begidova S.N. Contemporary requirements to the professional activity of a teacher // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 1 (193). P. 15-19.
6. Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. N.Y., 2009. 368 pp.
7. Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages). M.: IKAR, 2009. P. 136.