Научная статья на тему 'Педагогические условия организации сотрудничества в обучении студентов'

Педагогические условия организации сотрудничества в обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / МЕТОД "ПИЛА" / СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / COOPERATIVE LEARNING / THE JIGSAW TEACHING TECHNIQUE / JOINT EDUCATIONAL ACTIVITY / GROUP UNITY / COMMUNICATIVE AND ORGANIZING ABILITIES / SELF-CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крафт Наталья Николаевна, Джабатырова Бэлла Казбековна, Валесская Русана Игоревна

Обоснована реализация педагогических условий организации сотрудничества в обучении студентов; представлена модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов; приводятся результаты педагогического эксперимента по применению системы педагогических условий реализации метода сотрудничества (Jingsaw «Пила») в обучении студентов дисциплине «Педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крафт Наталья Николаевна, Джабатырова Бэлла Казбековна, Валесская Русана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF COOPERATIVE LEARNING OF STUDENTS

Realization of pedagogical conditions of the organization of student cooperative learning is proved. The model of a system of pedagogical conditions for realization of a method of student cooperative learning is presented. Results of a pedagogical experiment to use the system of pedagogical conditions for realization of the Jigsaw teaching technique of student cooperative learning the discipline "Pedagogics" are given.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации сотрудничества в обучении студентов»

УДК 378.14:37.015.3 ББК 74.480.26 К 78

Н.Н. Крафт

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта; E-mail: [email protected]

Б.К. Джабатырова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

Р.И. Валесская

Тренер по фигурному катанию на коньках ЧОУДОДДЮСШ «Невский лед»; E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

( Рецензирована )

Аннотация. Обоснована реализация педагогических условий организации сотрудничества в обучении студентов; представлена модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов; приводятся результаты педагогического эксперимента по применению системы педагогических условий реализации метода сотрудничества (Jingsaw «Пила») в обучении студентов дисциплине «Педагогика».

Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, метод «Пила», совместная учебная деятельность, групповая сплоченность, коммуникативные и организаторские способности, уверенность в себе.

N.N. Kraft

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy Department, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health; E-mail: [email protected]

B.K. Dzhabatyrova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Pedagogy Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

R.I. Valesskaya

Figure Skating Coach of Nevsky Led Sports School; E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF COOPERATIVE LEARNING OF STUDENTS

Abstract. Realization of pedagogical conditions of the organization of student cooperative learning is proved. The model of a system of pedagogical conditions for realization of a method of student cooperative learning is presented. Results of a pedagogical experiment to use the system of pedagogical conditions for realization of the Jigsaw teaching technique of student cooperative learning the discipline "Pedagogics" are given.

Keywords: cooperative learning, the Jigsaw teaching technique, joint educational activity, group unity, communicative and organizing abilities, self-confidence.

Современные социокультурные процессы, повлекшие за собой изменения в экономической, производственной и, как следствие, образовательной сферах, актуализируют проблемы поиска адекватных технологий и методов обучения будущих профессионалов. Изменение целевых ориентиров детерминирует смещение акцента на субъект-субъектные отношения в учебном процессе и переводит студента вуза в позицию активного участника, сотрудника. В этой связи актуализируется вопрос разработки педагогических условий реализации методов сотрудничества в обучении студентов.

В соответствии с новым словарём методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина обучение в сотрудничестве (в переводе с англ. cooperative learning, collaborative learning) обозначает технологию обучения, построенную на совместном обсуждении проблемы, принятии решения, и является одним из вариантов личностно-ори-ентированного подхода в обучении различным дисциплинам. Разработан он американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике, а именно: в работах Е.С. По-лат (2003), Н.Д. Гальсковой (2000). Основная идея обучения - создание на занятиях по определенной дисциплине благоприятных условий для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях.

Дэвид У. Джонсон и Роджер Т. Джонсон дают следующее определение понятию «сотрудничество»: «Это совместная работа для достижения общих целей. Структура цели определяет то, как студенты будут взаимодействовать друг с другом и учителем во время учебной сессии/четверти. Каждая целевая структура имеет свое место» [1, 2]. Фундамент стратегии сотрудничества составляют идеи стимулирования и «...что важно, направления

преподавателем познавательных интересов обучающихся» [1].

При обозначении учебной работы, базирующейся на непосредственном взаимодействии обучающихся, ученые используют такие дефиниции, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и пр. Сегодня в российской педагогической психологии зачастую используют понятие «сотрудничество учебное» как наиболее ёмкое, деятельностно-ори-ентированное и общее в отношении к другим терминам, обозначающее многогранную интерактивность (т.е. взаимодействие) в учебной группе и интерактивность преподавателя с группой. Сотрудничество учебное как совместную деятельность, как организационную систему активности взаимодействующих субъектов характеризуют: единство цели; наличие межличностных отношений; организация и управление деятельностью; пространственное и временное соприсутствие; разделение функций, действий, операций.

Дэвид У. Джонсон и Роджер Т. Джонсон выделяют пять основных компонентов успешного сотрудничества в обучении: положительную взаимозависимость, индивидуальную и групповую ответственность, мотивацию к сотрудничеству, обучение навыкам межличностного и группового общения, групповую обработку результатов обучения. Готовность к педагогическому сотрудничеству и сформированность мотивов сотрудничества, а также умение мыслить и осуществлять свою деятельность в коллективе являются основными показателями комфортной учебной деятельности студентов.

Наиболее распространенными вариантами обучения в сотрудничестве являются метод Student Team Learning (STL, обучение в команде), Jigsaw («Пила») и Learning Together (учимся вместе).

Согласно концепции И.А. Зимней (2005), в настоящее время вся российская система образования, включая высшее образование, находится под влиянием идей, некогда сформулированных в научных трудах общей и педагогической психологии JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили и других теоретиков, включая A.C. Макаренко, A.B. Сухомлинского и других передовых практиков. Идеи учёных также находят отражение в утверждениях сотрудничества как одного из определяющих фундаментов современного высшего образования. Сотрудничество представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности обучающихся и преподавателей, которую необходимо скреплять посредством взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и итогов учебной деятельности [3].

Как отмечают в своих исследованиях Н.В. Морзе и JI.A. Варченко-Троценко (2014), навыкам сотрудничества студентов необходимо обучать в тесной корреляции с остальными дисциплинами, потому как данный навык предельно востребован в современной среде каждой профессиональной деятельности. Традиционные методы преподавания зачастую строятся на развитии конкурентоспособности и соперничества между обучающимися вузов, но не на их взаимном сотрудничестве. Однако работодатель сегодня ориентирован на сотрудника, способного успешно трудиться в команде, понимающего и выполняющего различные роли для успешного разрешения комплексных задач, что и стало главной причиной совершенствования педагогических технологий в вузах. При этом важно обучить потенциальных специалистов навыкам плодотворного сотрудничества [4]. По мнению С.Н. Бегидовой, учебно-воспитательный процесс должен быть построен в форме диалога, взаимодействия

субъектов образовательного процесса, оказания своевременной и профессиональной помощи и поддержки ученику в преодолении возникающих трудностей, в самопознании и самоопределении личности. Все это предполагает наличие не только новой позиции у учителя, но и нового качества самого педагога [5].

D. Tapskott выделяет определённые нормы деятельности для современных студентов: свободу, настройку, проверку, целостность, сотрудничество, развлечение, скорость, инноватику в современном мире [7].

Таким образом, умениям сотрудничать и осуществлять свою деятельность в коллективе студент должен научиться уже в университете, а преподавателю для этого следует создать условия для развития у студента XXI века таких навыков, как использование в личной практике и профессиональной деятельности методов, ориентированных на формирование у обучающегося востребованных на современном рынке труда нерутинных аналитических и нерутинных интерактивных видов деятельности.

Для обоснования применения разработанной системы педагогических условий был проведен эксперимент, целью которого было доказать, что применение метода сотрудничества метода Jigsaw («Пила») и разработанной к нему системы педагогических условий позволяет улучшить качество обучения, а значит, и уровень квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.

Критериальную базу диагностики составили следующие показатели: уровень коммуникативных и организаторских склонностей (тест В.В. Синявского и В.А. Федороши-на), уровень уверенности в себе (тест Райдаса) и уровень групповой сплоченности (тест Сишора).

Педагогический эксперимент проводился с октября 2017 г. по ноябрь 2017 г. В нем приняли участие

100 человек: 50 человек - экспериментальная группа, и 50 человек - контрольная группа. В двух группах НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург, в рамках изучения модуля «Психология и педагогика» (учебной дисциплины «Педагогика») применялась разработанная система педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов. В экспериментальную группу входили 50 студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: 1 группа - избранный вид спорта - теория и методика плавания, 2 группа - избранный вид спорта - теория и методика футбола. Контрольная группа состояла из 50 студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: 1 группа - избранный вид спорта - теория и методика гребли, теория и методика велоспорта, 2 группа - избранный

вид спорта - теория и методика спортивных игр. На протяжении эксперимента контрольная группа обучалась по традиционным методам, а в экспериментальной группе занятия проводились с использованием метода сотрудничества (метод «Пила»). В начале и в конце эксперимента было проведено педагогическое тестирование с помощью теста Райда-са, теста В.В. Синявского и В.А. Фе-дорошина, теста Сишора.

При организации исследования была предложена система педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов дисциплине «Педагогика», направленная на формирование уверенности в себе, коммуникативных и организаторских способностей и сплоченности группы.

Сравнительный анализ данных тестирования в контрольной и экспериментальной группе до педагогического эксперимента показал, что значительных отличий в результатах по тестам между выборками не наблюдается. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп до проведения педагогического эксперимента

Тест X ±Sx" Р Заключение

Контрольная группа Экспериментальная группа

Тест Райдаса 51,59±2,3 51,56±2,06 Р>0,05 Не достоверно

Тест В.В. Синявского, В.А. Федорошина 2,3±0,09 1,9±0,1 2,3±0,1 1,9±0,1 Не достоверно

Индекс групповой сплоченности Сишора 9,2±0,3 9,1±0,32 Не достоверно

Нами была разработана модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов (см. рисунок 1). Сравнительный анализ данных тестирования в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента показал,

что в результатах по тестам между выборками наблюдаются значительные отличия. Данные представлены в таблице 2.

Итоги проведенной со студентами НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург, экспериментальной работы доказали эффективность

Система педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов

£ Й

Цель: внедрение разработанной системы педагогических условий реализации метода «Пила». Методологические подходы: системный, личностно-ориентированный, диалогический, деятельностный.

Принципы: системности, систематичности, научности, доступности, наглядности, сознательности, активности, диалогичности, проблемности.

Педагогические условия:

1. Оптимизация взаимодействия студентов. 2. Формирование у студентов положительного отношения к занятиям. 3. Формирование положительного отношения между студентами.

СЛ СЛ

Целевой компонент:

1. Формирование уверенности в себе.

2. Формирование коммуникативны х способностей.

2. Формирование

организаторских

способностей.

4. Формирование

групповой

сплоченности.

I

Содержательный компонент:

Отбор содержания учебной дисциплины «Педагогика» для реализации метода «Пила»

Структура занятия:

Организационный этап (определение темы, цели, распределение вопросов для экспертов);

- Поиск и анализ учебной информации.

Разделение группы на подгруппы: Группа делится на подгруппы, численность которых соответствует количеству вопросов в теме. От занятия к занятию состав группы должен меняться.

I

Процессуальный компонент: Методы обучения: частично поисковый, исследовательский, метод «Пила».

Приемы обучения: побуждение обучающихся к решению поставленных задач.

Формы деятельности учащихся на занятиях: групповая. Средства обучения: научная литература, учебная литература.

Проектирование и организация процесса обучения:

1 этап. Определение темы, целей занятия, задач занятия, отбор, структурирование содержания занятия. Разделение группы на подгруппы.

2 этап. Описание, распределение вопросов для изучения между участниками подгруппы.

3 этап. Подготовка информации по распределенным вопросам. Осуществление контроля над студентами во время подготовки информации. Введение методических указаний для студентов.

4 этап. Обсуждение найденной информации, обмен информацией, дополнение информации между экспертами.

5 этап. Общение в подгруппе, передача и получение найденной информации между участниками подгрупп, взаимоконтроль между студентами.

I

Оценочно-результативный

компонент:

- Выявление

уровня уверенности в себе.

- Выявление

уровня коммуникативных и организаторских способностей.

- Выявление индекса групповой

сплоченности.

Ьи

I

«г

с*

к

со -й

Рис. 1. Модель системы педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов

Таблица 2

Сравнение результатов тестирований студентов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (п эксп. =50; п контр =50)

Тест X ±Sx" Р Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольная группа Экспериментальная группа

Тест Райдаса 58,5±2 69,2±1,6 <0,01 Достоверно

Тест В.В. Синявского, В.А. Федорошина 3,2±0,1 2,3±0,09 3,7±0,08 3,6±0,1 Достоверно

Индекс групповой сплоченности Сишора 9,6±0,3 11±0,3 Достоверно

педагогических условий реализации метода сотрудничества в обучении студентов. Это подтверждают показатели, полученные в экспериментальной группе по всем выделенным критериям. Исходя из этого,

мы считаем, что повышение эффективности применения метода сотрудничества в обучении студентов произошло благодаря разработанной и внедренной в учебный процесс экспериментальной модели.

Примечания:

1. Johnson D.W., Johnson R. Cooperation and competition: Theory and research. Edina, MN: interaction Book Company. 1989. 250 p.

2. Johnson D.W., Johnson R.T. An Overview of Cooperative Learning. URL: http:// www.co-operation.org/what-is-cooperative-learning (дата обращения: 18.11.2017).

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. М., 2005. С. 312-321.

4. Морзе Н.В., Варченко-Троценко JI.A. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2. О // ОТО. 2014. № 1. С. 638.

5. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2017. Вып. 1 (193). С. 15-19.

6. Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. N. Y., 2009. 368p.

7. Азимов Э.Г., Щукин A.H. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 136.

References:

1. Johnson D.W., Johnson R. Cooperation and competition: Theory and research. Edina, MN: interaction Book Company. 1989. 250 pp.

2. Johnson D.W., Johnson R.T. An Overview of Cooperative Learning. URL: http:// www.co-operation.org/what-is-cooperative-learning (date of access: 18.11.2017).

3. Zimnyayal.A. Pedagogical Psychology: a manual. M., 2005. P. 312-321.

4. Morze N.V., Varchenko-Trotsenko L.A. Formation of cooperation skills among students using Web 2.0 services // ОТО. 2014. No. 1. P. 638.

5. Begidova S.N. Contemporary requirements to the professional activity of a teacher // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 1 (193). P. 15-19.

6. Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. N.Y., 2009. 368 pp.

7. Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages). M.: IKAR, 2009. P. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.