Научная статья на тему 'Метод сотрудничества в обучении студентов как средство формирования познавательной активности студентов'

Метод сотрудничества в обучении студентов как средство формирования познавательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санкович Русана Игоревна

В статье ставится задача раскрыть актуальность метода сотрудничества в обучении студентов, анализируется влияние обучения методом сотрудничества (методом «Пилы») на формирование познавательной активности. Автор доказывает, что проблема познавательной активности и взаимодействия в обучении студентов является актуальной и может быть решена с помощью обучения методом «Пилы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод сотрудничества в обучении студентов как средство формирования познавательной активности студентов»

Введение в общеобразовательные учебные заведения нового курса «Основы медицинских знаний» требует пересмотра педагогическими коллективами и учителями устоявшихся норм проведения занятий. Преподавать предмет необходимо на основании формирования жизненных навыков школьников. Этому соответствуют интерактивные формы занятий - уроки-тренинги. И учителя, и администрация школ, и родители, общественность должны быть заинтересованы в таких формах организации учебно-воспитательного процесса.

Кроме этого, все заведение должно стимулировать здоровый образ жизни, и этот процесс должен проходить через среду и моральный дух учебного заведения и быть неотъемлемой частью партнерства и сотрудничества с семьями, а также обществом. Пропаганда здорового образа жизни должна стать приоритетной задачей не только школы, но и государства. Только в этом случае возможен прогресс в развитии здорового поколения.

Список литературы

1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб пособие для высшей школы. 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова. М.: Академический проект, 2005. 560 с.

2. БубновВ.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов М.:АСТ: Астрель, 2005. 256 с.

3. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. М.: Академия, 2008. 224 с.

4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия, 2008.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Академия, 2009.

6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. 4-е изд. / Е.Е. Тен. М.: Академия, 2008. 256 с.

МЕТОД СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Санкович Р.И.

Санкович Русана Игоревна — магистрант, кафедра педагогики,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье ставится задача раскрыть актуальность метода сотрудничества в обучении студентов, анализируется влияние обучения методом сотрудничества (методом «Пилы») на формирование познавательной активности. Автор доказывает, что проблема познавательной активности и взаимодействия в обучении студентов является актуальной и может быть решена с помощью обучения методом «Пилы».

Ключевые слова: обучение студентов, сотрудничество, познавательная активность, взаимодействие, обучение студентов.

В наше время все чаще стараются отойти от традиционных методов обучения. Одним из решений проблемы этой проблемы является ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Преподавателю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному студенту в группе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого.

Данная педагогическая технология составляет определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как честность, доброжелательность, взаимопомощь. Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе.

В соответствии с новым словарём методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина обучение в сотрудничестве (в переводе с англ. cooperative learning, collaborative learning) обозначает технологию обучения, построенную на совместном обсуждении проблемы, принятии решения и является один из вариантов личностно-ориентированного подхода в обучении различным дисциплинам. Разработан он американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике, а именно, в работах Е.С. Полат

(2003), Н.Д. Гальсковой (2000). Основная идея обучения - создание на занятиях по определенной дисциплине благоприятных условий для активной совместной учебной деятельности в различных учебных ситуациях. С этой целью обучающиеся делятся на небольшие группы по 3-4 человека, каждая из которых получает одно общее задание, при этом определяется роль каждого обучающегося группы в выполнении этого задания. Выполняя упражнения, обучающиеся отвечают не только за результаты собственной работы и ответы, но и за работу группы в принципе [1].

В современной энциклопедии по педагогике Е.С. Рапацевича, сотрудничеством в обучении является стремление и умение преподавателя и обучающихся работать совместно, оказывая помощь и поддержку друг другу [2].

Процессуальный компонент осуществления личностно-ориентированного обучения включает в себя наиболее адекватные данному подходу способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. [1].

Достоинства личностно-ориентированного обучения:

Уважение к личности учащегося, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности).

Обучение направлено на развитие личности учащегося.

Оригинальное построение содержание и методов обучения.

Поиск новых форм и средств обучения.

Из методов обучения сотрудничества мы выбрали метод «Пила». Сущность его состоит в том, что преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр.). Учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).

Дальнейшая работа строится по следующему плану:

- Общение экспертов.

- Поиск и анализ информации.

- Тренировка экспертов.

- Общий сбор группы.

- Анализ работы.

После завершения работы групп преподаватель оценивает их работу с помощью опроса.

Нами были выделены несколько компонентов, необходимых для реализации метода «Пила»:

- Познавательная активность студента.

- Творческий потенциал личности.

- Групповая сплоченность.

- Уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

- Уровень уверенности в себе.

Эти позиции были нами проанализированы с помощью анкетирования и тестирования студентов 2 курса НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург, кафедр ТиМ плавания и ТиМ футбола. Результаты свидетельствуют об эффективности реализации метода «Пила».

Таблица 1. Результаты анкетирования и тестирования студентов (п=20)

№ п/п Познавательная активность студента (б.) Творческий потенциал личности (б.) Групповая сплоченность (б.) Уровень коммуникативных и организаторских склонностей (оценка) Уровень уверенности в себе (б.)

1 29 39 6 2;3 45

2 13 49 8 3;2 52

3 30 45 6 2;4 57

4 30 37 7 3;4 55

5 16 46 10 2;3 44

6 32 40 12 3;3 55

7 17 42 9 4;3 71

8 25 43 8 2;2 68

9 35 44 6 4;4 65

10 15 42 12 3;4 78

№ п/п Познавательная активность студента (б.) Творческий потенциал личности (б.) Групповая сплоченность (б.) Уровень коммуникативных и организаторских склонностей (оценка) Уровень уверенности в себе (б.)

11 13 32 11 4;3 55

12 15 32 9 2;3 69

13 36 40 6 2;3 71

14 23 42 8 3;4 55

15 24 43 14 3;3 59

16 31 48 12 4;2 67

17 33 37 9 2;2 49

18 22 43 11 3;4 71

19 16 36 8 2;2 53

20 18 44 9 4;4 71

Средн ее значен ие 30 35 7- 11,5 - средняя 1 - низкий; 2 - ниже ср.; 3 - средний; 4 -высокий; 5 - очень высокий 49-72

Выводы: Проанализировав литературу, мы выявили, что проблема повышения познавательной активности и взаимодействия является актуальной. Поставленные задачи решают методы сотрудничества, а именно метод «Пила», а также позволяют повысить множество показателей, необходимых для будущего профессионального становления студентов, повысить познавательную активность студентов, тем самым повысить уровень квалификации будущих специалистов.

Список литературы

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 2: Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М. Педагогика, 1982. 504 с., с ил. (Акад. пед. наук СССР).

4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 720 с.

5. Якимович И.Г. Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе // Вестник БГУ, 2015. № 2. С. 108-111.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Яковлева С.Н.

Яковлева Светлана Николаевна — магистрант, специальность: педагогическое образование (Теория, технология и менеджмент дошкольного образования), кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк

Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования эмоционально-ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности с помощью натюрморта. В статье описываются разнообразные критерии, показатели и уровни оценки эмоционально-ценностных отношений у старших дошкольников в процессе восприятия натюрмортов.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, натюрморт, эмоционально-ценностное отношение, мышление, способности, творчество.

Эмоционально-ценностное отношение - переживание отношения к окружающей действительности через систему морально--нравственных критериев, принятых в обществе [3].

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.