Научная статья на тему 'Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве'

Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / РАБОТА В КОМАНДЕ / ОПРОСНИК МЕЖКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Элина Ирковна

Введение. Использование технологии обучения в сотрудничестве на занятиях иностранного языка способствует развитию межкультурной компетентности студентов, так как работа в командах позволяет реализовать межкультурный диалог. Цель. Для развития у студентов Казанского национального исследовательского технологического университета, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.03 «Управление персоналом» межкультурной компетентности в течение двух семестров 2017-2018 учебного года была внедрена технология обучения в сотрудничестве в виде приемов «Пила», «Учимся вместе» и «Обучение в команде». Материалы и методы. Для определения стадии развития межкультурной компетентности студентов был использован опросник межкультурного развития М. Беннета М. Хаммера, который позволил определить доминирующую стадию межкультурного развития студентов контрольных и экспериментальных групп в начале и в конце эксперимента. Результаты исследования, обсуждения. Решение учебных задач по применению теории межкультурной коммуникации в воображаемых ситуациях межкультурного общения способствовало развитию навыков анализа, логического и критического мышления, творческого воображения, а также постепенному развитию межкультурной компетентности учащихся. Анализ результатов анкетирования до и после эксперимента выявил положительную динамику межкультурной компетентности в экспериментальных группах: произошел сдвиг в сторону этнорелятивистской позиции более глубокого понимания другой культуры благодаря приобретению студентами навыков межкультурного общения при моделировании ситуаций межкультурного столкновения. Заключение. Широкое использование на занятиях английского языка технологии обучения в сотрудничестве позволяет создать атмосферу творчества, повысить мотивацию к изучению языка и уровень межкультурной компетентности, что доказывают данные проведенного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Элина Ирковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing students’ intercultural competence by using cooperative teaching technology at the foreign language classes

Introduction. The use of cooperative teaching strategy at the Foreign language classes helps to develop the students’ intercultural competence, that is to say the team work enables realizing intercultural dialogue. Purpose. The cooperative teaching strategy was implemented as “Jigsaw”, “Learning together” and “Team learning” strategies for developing students’ intercultural competence of the Kazan National Research Technological University (bachelor’s degree program 38.03.03 “Personnel management”) during the time of two semesters, academic year 2017-2018. Materials and methods. The Intercultural Development Inventory (Bennett, Hammer) was used for estimating the stage of students’ intercultural competence. It allowed us to determine the dominating stage of students’ intercultural development in the control and experimental groups at the beginning and at the end of the experiment. Results, discussion. Learning objectives on applying the theory of intercultural development in the imaginary situations of intercultural communication contributed to developing the analytical skills, logical and critical thinking, creative imagination and gradual development of students’ intercultural development. The analysis of pre and post questioning results revealed the positive dynamics of intercultural development in the experimental groups; there was a shift toward the ethnorelative position students’ deeper understanding of another culture thanks to acquiring the skills of intercultural communication while modelling the situations of intercultural collision. Conclusion. The wide use of cooperative teaching technology at the English classes permitted to create an atmosphere of creativity, to increase motivation for learning the language and the level of intercultural competence, which is confirmed by experimental data.

Текст научной работы на тему «Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве»

УДК 378.147 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1 -24-28

Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях

иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве

Э. И. Муртазина

Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

Введение. Использование технологии обучения в сотрудничестве на занятиях иностранного языка способствует развитию межкультурной компетентности студентов, так как работа в командах позволяет реализовать межкультурный диалог. Цель. Для развития у студентов Казанского национального исследовательского технологического университета, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.03 «Управление персоналом» межкультурной компетентности в течение двух семестров 2017-2018 учебного года была внедрена технология обучения в сотрудничестве в виде приемов «Пила», «Учимся вместе» и «Обучение в команде». Материалы и методы. Для определения стадии развития межкультурной компетентности студентов был использован опросник межкультурного развития М. Беннета -М. Хаммера, который позволил определить доминирующую стадию межкультурного развития студентов контрольных и экспериментальных групп в начале и в конце эксперимента. Результаты исследования, обсуждения. Решение учебных задач по применению теории межкультурной коммуникации в воображаемых ситуациях межкультурного общения способствовало развитию навыков анализа, логического и критического мышления, творческого воображения, а также постепенному развитию межкультурной компетентности учащихся. Анализ результатов анкетирования до и после эксперимента выявил положительную динамику межкультурной компетентности в экспериментальных группах: произошел сдвиг в сторону этнорелятивистской позиции - более глубокого понимания другой культуры благодаря приобретению студентами навыков межкультурного общения при моделировании ситуаций межкультурного столкновения. Заключение. Широкое использование на занятиях английского языка технологии обучения в сотрудничестве позволяет создать атмосферу творчества, повысить мотивацию к изучению языка и уровень межкультурной компетентности, что доказывают данные проведенного эксперимента.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, английский язык, студенты бакалавриата, обучение в сотрудничестве, работа в команде, опросник межкультурного развития.

Developing students' intercultural competence

by using cooperative teaching technology at the foreign language classes

E. I. Murtazina

Kazan national research technological university, Kazan

Introduction. The use of cooperative teaching strategy at the Foreign language classes helps to develop the students' intercultural competence, that is to say the team work enables realizing intercultural dialogue. Purpose. The cooperative teaching_strategy was implemented as "Jigsaw", "Learning together" and "Team learning" strategies for developing students' intercultural competence of the Kazan National Research Technological University (bachelor's degree program 38.03.03 "Personnel management") during the time of two seme s-ters, academic year 2017-2018. Materials and methods. The Intercultural Development Inventory (Bennett, Hammer) was used for estimating the stage of students' intercultural competence. It allowed us to determine the dominating stage of students' intercultural development in the control and experi mental groups at the beginning and at the end of the experiment. Results, discussion. Learning objectives on applying the theory of intercultural development in the imaginary situations of intercultural communication contributed to developing the analytical skills, logical and critical thinking, creative imagination and gradual development of students' intercultural development. The analysis of pre and post questioning results revealed the positive dynamics of intercultural development in the experimental groups; there was a shift toward the ethnorelative position - students' deeper understanding of another culture thanks to acquiring the skills of intercultural communication while modelling the situations of intercultural collision. Conclusion. The wide use of cooperative teaching technology at the English classes permitted to create an atmosphere of creativity, to increase motivation for learning the language and the level of intercultural competence, which is confirmed by experimental data.

Keywords: intercultural competence, the English language, undergraduate students, cooperative teaching, team work, Intercultural Development Inventory.

© Муртазина Э. И., 2019

Введение

Изучение иностранного языка нацелено на познание иной культуры и на осознание своей, то есть осознание собственной социокультурной идентичности [10, с. 177].

Студенты вуза находятся еще в том возрасте, когда у них могут пересматриваться взгляды и ценности. В процессе наблюдений и размышлений над аспектами изучаемой культуры через языковую практику учащиеся овладевают межкультурной компетентностью [7, с. 284; 10, с. 191]. Овладение способами межкультурной коммуникации на занятиях иностранного языка в вузе ведет к развитию межкультурной компетентности учащихся.

Межкультурный подход к преподаванию иностранного языка предполагает учет диалога культур: собственной и изучаемой [1]. Межкультурная компетентность - это осознание контраста разных культур, а также нахождение своего места между этими культурами [8]. В учебно-образовательном процессе происходит «анализ конкретных примеров межкультурного общения», в результате чего преодолеваются трудности в повседневном общении с людьми из другой культуры» [2, с. 50].

Межкультурная компетентность подразумевает наличие знаний о поликультурном многообразии мира; стремление к бесконфликтному общению с лицами другой культуры; достижение компромисса в процессе межкультурного взаимодействия; наличие самооценки, а также эффективное общение с представителями других культур [3, с. 88-91].

Дискуссия по какому-либо аспекту культуры является эффективным способом познания культуры на занятии иностранного языка, особенно если она осуществляется в парной и групповой работе. Развитие речевых навыков и навыков межкультурного общения происходит через дискуссию на различные культурологические темы, поэтому технология обучения в сотрудничестве, вариантами которой являются приемы «обучение в команде», «учимся вместе» и «пила», служит эффективным средством для развития межкультурной компетентности учащихся. Работая в командах, они открывают новые знания, совместно моделируя действительность [4, с. 2; 6; 9].

Управление процессом обучения в виде командной работы включает постановку общей цели и конкретных задач, управление деятельностью учащихся (чередование разных видов деятельности, наблюдение за отношениями членов команды меж-

ду собой), отслеживание прогресса знаний, оценку работы команды и отдельных ее членов [9, с. 191].

Целью исследования явилось определение эффективности внедрения технологии обучения в сотрудничестве для развития межкультурной компетентности студентов на занятиях английского языка посредством оценки динамики ее развития.

Материалы и методы

В эксперименте, который был проведен в течение 2017-2018 учебного года в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, участвовали шестьдесят студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (20 человек - контрольная группа, 40 человек - две экспериментальных группы). Межкультурная компетентность студентов в начале и в конце эксперимента определялась с помощью русского варианта опросника межкультурного развития М. Беннета - М. Хаммера [5], состоящего из 50 утверждений, на которые, в соответствии со шкалой Лайкерта, необходимо дать ответ: определить степень своего согласия. Значения стадий соответствуют следующим величинам: отрицание (55-69.9), защита (70-84.9), минимизация (85-114.9) принятие (115-129.9), адаптация (130-145). Ответы студентов на утверждения опросника дали возможность оценить их стадию межкультурного развития от монокультурной ориентации до межкультурного мышления в следующем диапазоне: отрицание, защита, минимизация, принятие, адаптация.

Результаты исследования, обсуждения

Результаты эффективности реализации технологии обучения в сотрудничестве были выявлены в ходе эксперимента по использованию приемов «Пила», «Учимся вместе», «Обучение в команде» на занятиях английского языка.

Использование приема обучения в сотрудничестве «Пила» было нацелено на то, чтобы студенты не просто осваивали готовые знания, а производили их. При выполнении задания «Деловая поездка в англоязычную страну» ("A business trip to the English speaking country") были составлены три команды, в каждой из которых студенты с разным уровнем владения языком, собрав информацию в интернете о традициях и обычаях, повседневном и деловом этикете, национальной кухне Великобритании, Америки и Австралии, назначали

«экспертов» по какому-либо аспекту изучаемой страны; те, в свою очередь, при встрече с «экспертами» из других команд обменивались информацией о странах, передавая ее впоследствии всем членам своей команды. Данная работа способствовала развитию навыков анализа, поиска информации, а также навыков письменной и устной монологической речи.

Целью приема «Учимся вместе» при выполнении задания «Сценарий посещения Нью-Йорка» ("Scenario of visiting London") было развитие навыков размышления над культурными различиями и моделирование своего поведения в соответствии с нормами другой культуры. Четыре группы студентов по пять человек читали информацию об истории города и его культурной жизни. При составлении программы пребывания в Лондоне учащимся была поставлена задача применить знания, полученные по темам «Теории межкультурной коммуникации». «Британский национальный характер», «Особенности английского этикета» для будущего успешного общения с англичанами. Этот вид деятельности способствовал развитию творческого воображения, логического мышления и устной диалогической речи.

Для развития навыков написания письменного отчета был реализован прием «Обучение в команде». Записывая советы японской компании о том, как вести бизнес с американскими компаниями, студенты описывали возможные проблемы при ведении бизнеса с американцами; объясняли способы заключения контрактов, принятия решений, стиль ведения переговоров. Между двумя студентами происходил обмен мнениями. Далее они объединялись с другими двумя студентами, появлялись дополнительные точки зрения; группа из четырех человек обсуждала информацию с другой группой из четырех человек. В результате синтеза знаний студентами был написан совместный сценарий. Группа в составе восьми человек представляла свой ответ всем учащимся. Данная форма обучения способствовала развитию логического и критического мышления. Учащиеся осознали, что их знания о теории межкультурной коммуникации и ведении межкультурных переговоров могут найти практическое применение: помогут бизнесменам из Японии успешно вести свой бизнес в обществе с культурой, которая сильно отличается от их собственной.

Благодаря выполнению работы в группах у студентов появилось осознание необходимости спра-

ведливого отношения к окружающим, а также компромисса и сотрудничества при разрешении спорных ситуаций. Работа в группах строилась по принципу самоуправления, затем она оценивалась преподавателем: работа каждого студента в отдельности по критериям «Лучший», «Достигший хорошего результата», «Работающий не в полную силу» и работа команды в баллах (20 баллов -«5», 11 баллов - «4», 9 баллов - «3»).

К концу эксперимента были заметны различия между контрольной и экспериментальными группами. Показатели межкультурной компетентности контрольной группы на контрольном этапе были идентичны показателям, имеющимся на начало эксперимента; 3 студента (13%) перешли на более низкую стадию межкультурного развития, предшествующую стадии минимизации (существующей на начало эксперимента), то есть существовала значительная регрессия в сторону этноцентристской позиции, которая может быть объяснена отсутствием интереса и нежеланием решать сложные задачи, требующие знания культурных различий. Было очевидно, что большинство студентов контрольной группы не смогут конструктивно общаться в межкультурной среде в своей стране или за границей.

На начало эксперимента в экспериментальных группах наблюдалось следующее распределение по параметрам: «отрицание» - 2,5 % (1 чел.), «защита» - 7,5 % (3 чел.), «минимизация» - 90 % (36 чел.), то есть минимизация была доминирующей стадией.

К концу эксперимента студенты остались по-прежнему на стадии «минимизация», но была заметна значительная динамика данного параметра: 90 % «до», 97 % «после». На стадии «отрицание» не осталось ни одного студента.

Данные эксперимента показали, что произошли положительные сдвиги: студенты находились на более высокой стадии, в сторону этнореляти-вистской позиции, более глубокого понимания изучаемой культуры, приобретения навыков межкультурного общения и интереса к обучению за рубежом.

Произошедшая динамика по стадии «Минимизация» стала возможной благодаря нахождению учащихся в межкультурной среде при работе в командах и моделировании ситуаций межкультурного столкновения, способствующих опыту положительных межличностных контактов с представителями других культур.

Заключение

Развитие межкультурной компетентности в процессе изучения иностранного языка является творческим, непрекращающимся процессом, требующим создания ситуаций, где приобретается опыт межкультурного общения. Использование техно-

Литература

логии обучения в сотрудничестве способствует созданию атмосферы соревнования и творчества на занятиях иностранного языка, а, значит, снятию психологических барьеров в общении и развитию межкультурной компетентности, что доказывает успешность проведенного эксперимента.

1. Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 2 (февраль). С. 136-140. URL: http://e-koncept. ru/2014/14052.htm (дата обращения: 14.02.2019).

2. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дис. ... д-ра наук. М., 2009. 342 с.

3. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студентов университета: автореф. дис. ... д-ра наук. Оренбург, 2006. 360 с.

4. Grey E. Jigsaw Instruction: Improving Student-Peer Relationships and School Performance // A Rising TIDE. 2014. Vol. 7. 23 p.

5. Hammer M. The Intercultural Development Inventory: A new frontier in assessment and development of intercultural competence // M. Vande Berg, R. M. Paige & K. H. Lou (Eds.), Student Learning Abroad (Ch. 5, pp. 115-136). Sterling, V. A. Stylus Publishing. 2012 URL: https://idiinventory.com/wp-content/uploads/2017/01/HAMMER-IDI-STUDY-ABR0AD-ARTICLE-2012.pdf (дата обращения: 14.02.2019).

6. Johnson D. W. Johnson F. Joining together: Group theory and group skills (12th ed.). Pearson. 2016. 688 p.

7. Liddicoat A. J. An Introduction to Conversation Analysis. Second Edition. London: Bloomsbury Academic, 2011. 404 p.

8. Liddicoat A. J. Pedagogical practice for integrating the intercultural in language teaching and learning // Japanese Studies. 2008. Vol. 28 (3). Pp. 277-290.

9. Slavin R. E. Instruction based on cooperative learning. the Institute of Education Sciences. U. S. Department of Education. 2010. 33 P. URL: https://www.researchgate.net/publication/267247317_Instruction_Based_on_Cooperative_Learning (дата обращения: 14.02.2019).

10. Zhou Y. A study of Chinese university EFL teachers and their intercultural competence teaching. (PhD Thesis). Ontario, University of Windsor. 2011, 264 p. URL: https://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=1427&context=etd (дата обращения: 14.02.2019).

References

1. Zholtikova N. V. Obuchenie v sotrudnichestve na urokakh angliiskogo yazyka kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii [Cooperative teaching at the English classes as the means of developing communicative competence]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Konsept» = Research and methodological journal "Concept", 2014, no. 2, pp. 136-140. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm (accessed 14.02.2019). (In Russ.).

2. Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaya kompetentnost': sushchnost' i mekhanizmy formirovaniya: dis. d-ra kul't. nauk [Intercultural competence: essence and mechanisms of development: Doctoral Thesis in Cultural Studies]. Moscow, 2014, 342 p. (In Russ.).

3. Yankina N. V. Formirovanie mezhkul'turnoi kompetentnosti studentov universiteta: avtoref. diss. d-ra ped. Nauk [Developing students' intercultural competence: Doctoral Thesis in Pedagogy]. Orenburg, 2006, 360 p. (In Russ.).

4. Grey E. Jigsaw Instruction: Improving Student-Peer Relationships and School Performance. A Rising TIDE, 2014, vol. 7, 23 p.

5. Hammer M. The Intercultural Development Inventory: A new frontier in assessment and development of intercultural competence. M. Vande Berg, R. M. Paige & K. H. Lou (Eds.). Student Learning Abroad. Sterling V. A. Stylus Publishing, 2012, Ch. 5, pp. 115-136. Available from: https://idiinventory.com/wp-content/uploads/2017/01/HAMMER-IDI-STUDY-ABR0AD-ARTICLE-2012.pdf (accessed 14.02.2019).

6. Johnson, D. W. Johnson F. Joining together: Group theory and group skills (12th ed.). Pearson, 2016, 688 p.

7. Liddicoat A. J. An Introduction to Conversation Analysis. Second Edition. London: Bloomsbury Academic, 2011, 404 p.

8. Liddicoat A. J. Pedagogical practice for integrating the intercultural in language teaching and learning. Japanese Studies, 2008, vol. 28 (3), pp. 277-290.

9. Slavin R. E. Instruction based on cooperative learning. The Institute of Education Sciences, U. S. Department of Education, 2010, 33 p. Available at: https://www.researchgate.net/publication/267247317_Instruction_Based_on_Cooperative_Learning (accessed 14.02.2019).

10. Zhou Y. A study of Chinese university EFL teachers and their intercultural competence teaching. (PhD Thesis). Ontario, University of Windsor, 2011, 264 p. Available at: ttps://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=1427&context=etd (accessed 14.02.2019).

Статья поступила в редакцию 29.12.2018 г.; принята к публикации 31.01.2019 г.

Submitted29.12.2018; revised31.01.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Муртазина Э. И. Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 24-28. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-24-28

Об авторе

Муртазина Элина Ирковна

старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Кaзaнъ,elina_mur@list.ru

Citation for an article:

Murtazina E. I. Developing students' intercultural competence by using cooperative teaching technology at the foreign language classes. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 24-28. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-24-28 (In Russ.).

About the author Elina I. Murtazina

Senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan, elina_mur@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.