Научная статья на тему 'Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе'

Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1107
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / МЕТОД ГОЛОВОЛОМКИ / РОЛЕВАЯ ИГРА / КОМАНДНАЯ РАБОТА / УЧИМСЯ ВМЕСТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахретдинова Г.Н.

В статье рассматривается технология обучения в сотрудничестве, как один из действенных приемов методики преподавания иностранных языков. Проанализированы наиболее популярные и эффективные методы обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Приводятся преимущества совместного обучения, которые помогают успешно организовать учебный процесс, а также поддерживают коммуникативную деятельность студентов и интерактивность занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе»

Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков

УДК 372.881.111.1

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Г.Н. Фахретдинова

Аннотация. В статье рассматривается технология обучения в сотрудничестве, как один из действенных приемов методики преподавания иностранных языков. Проанализированы наиболее популярные и эффективные методы обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Приводятся преимущества совместного обучения, которые помогают успешно организовать учебный процесс, а также поддерживают коммуникативную деятельность студентов и интерактивность занятий. Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, метод головоломки, ролевая игра, командная работа, учимся вместе

Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning) - это тип обучения, при котором студенты совместно работают в группах для достижения общей цели. Обучение в сотрудничестве, являясь компонентом коммуникативного метода обучения (Communicative Language Teaching), становится все более популярным в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях. Как отмечают исследователи, данная технология позволяет поставить студента в центр учебного процесса, организовать его взаимодействие с другими студентами [1, с. 121]. Более того, нужно принять во внимание, что переход на новую образовательную модель преподавания иностранных языков создает необходимость разработки новых концепций в вузовском образовании [2, с. 68]. Данная технология обучения иностранному языку способствует созданию и развитию инновационной образовательной среды в неязыковом вузе.

Впервые методика обучения в сотрудничестве была проанализирована и разработана американскими учеными Р. Славиным, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном, Дж. Аронсоном [3]. Преимуществами данного метода, по мнению этих исследователей, являются повышенный интерес и мотивация студентов благодаря быстрым темпам решения задач, совершенствование критического мышления, возможность практиковать продуктивные и рецептивные навыки в естественной среде. Р. Джонсон и Д. Джонсон указывают на пять особенностей совместной успешной деятельности студентов:

- студенты узнают, что их успех зависит от совместной работы;

- учитывается индивидуальная работа каждого студента при достижении общих целей;

- студенты помогают и поддерживают успех друг друга посредством личных взаимодействий;

- студенты развивают социальные навыки, вместе эффективно работая и сотрудничая;

- в составе группы студенты имеют возможность повлиять на эффективность совместной работы [4].

При реализации вышесказанных принципов создается хорошая среда для обучения в сотрудничестве и развивается возможность совместной коммуникации для студентов. Как отмечают сторонники данной технологии, при этом преподаватель приобретает очень важную роль в учебном процессе - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной творческой деятельности студентов и становится полноправным участником учебного процесса [5, с. 137].

Цель данной статьи - проанализировать виды и особенности обучения в сотрудничестве иностранного языка, в частности английского, студентов в неязыковом вузе. Рассмотрим более подробно различные примеры успешной реализации совместного обучения.

Метод обучения в команде (Student Team Learning). Основной идеей данной модели является создание условий для активной групповой деятельности студентов. По мнению исследователей метод обучения в команде сводится к трем основным прин-

Г.Н. Фахретдинова ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

ципам: (1) «награды» (team rewards), когда команда получает одну на всех «награду» в виде оценки совместной деятельности; (2) индивидуальная ответственность (individual accountability), где успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена, что стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга; (3) равные возможности для достижения успеха, при этом каждый студент приносит очки своей группе, зарабатывая их путем улучшения своих собственных предыдущих результатов [6, с. 26].

Главным преимуществом групповой работы является активное участие студентов и появление возможности коммуникации. Эффективность данного метода зависит от реализации нескольких аспектов: обучение студентов работать в группах, постоянное включение этой деятельности в образовательный процесс, распределение ролей (хронометрист, пресс-секретарь, исследователь, ученый), контроль совместного выполнения поставленных заданий. Обсуждение внутри группы ряда вопросов по конкретной тематике (например, «История развития химической науки»), обмен высказываниями, умение задавать вопросы и аргументировать согласие/несогласие, способность слушать и понимать являются примерами успешного применения групповой работы.

Метод «ажурная пила» (Jigsaw) (от англ. пазл, головоломка) - это еще один вариант организации образовательной деятельности в малых группах, когда студенты организуются в группы по четыре-шесть человек и работают над учебным материалом, который разбит на фрагменты - логические или смысловые блоки [6, с. 29]. Данная технология подразумевает коллективную работу студентов в поиске недостающих фрагментов информации, чтобы получить полную картину. Этот вид обучения в сотрудничестве эффективен при работе со специальными текстами, чтении и обсуждении профессионально-ориентированного материала. Метод головоломки охватывает все четыре вида речевой деятельности, позволяя студентам обрабатывать информацию в «комфортной» среде. Например, студенту выдается карточка с указанием имени известного ученого-химика, задача остальных, при помощи вопросов, угадать предполагаемую личность. Ключевым условием является выбор материала с подходящим уровнем сложности; четкое изложение задач.

Ролевая (или деловая) игра (Role-play) также является эффективным методом обучения в сотрудничестве. В процессе ролевой игры группа обычно делится на небольшие группы, часто пары, моделируются разнообразные условия, ситуации, максимально приближенные к реальным, и распределяются роли. Ролевая игра предлагает множество различных возможностей для практики общения, помогает при формировании коммуникативной компетенции, стимулируют творческое мышление, которое задействовано в решении проблемных задач. Изучая тему «Правила безопасности в химических лабораториях», можно провести деловую игру, смоделировав лабораторный класс, распределив роли, предлагая наглядный материал, изучив необходимую лексику, прийти к конечной цели - проведение инструктажа правильного и неправильного поведения в химических лабораториях. Нужно отметить, что внутри группы студенты самостоятельно распределяют роли и ответственность каждому участнику, способствуя согласованной успешной работе всей команды.

Метод «учимся вместе» (Learning Together) предусматривает разделение группы на три-четыре человека, которые как могут быть однородны по уровню владения иностранным языком, так и объединив более слабых и сильных студентов. Данный подход имеет целый ряд преимуществ, среди которых взаимообучение и взаимопроверка, предоставление возможности совместного обсуждения, разделения и сравнения допустимых ответов на заданные вопросы либо ситуации, использование целевого языка, работа в парах сильных и слабых студентов. Технология «учимся вместе» может быть успешно применена при изучении темы «Виды инженерии», при этом задачей каждой группы является подготовка информации о типах, достижениях, плюсах и минусах инженерной деятельности. Существует различные варианты использования данного метода во время занятий:

Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков

- обзор письменных заданий студентами (peer review), когда партнеры обмениваются проектами или письменными работами и анализируют друг друга (при изучении типов инженерной деятельности);

- искусственные дебаты - структурированные публичные дискуссии, позволяющие выказывать свою точку зрения и переубедить в своей правоте третью сторону (при обсуждении преимуществ и недостатков инженерной деятельности);

- придуманные диалоги направлены на повторение и закрепление аутентичных фраз и выражений в соответствии с контекстом (достижения инженеров).

Один из авторов образовательной модели peer instruction (преподавание студентами) Эрик Мазур полагает, что в сфере образования будет превалировать смесь проектно-, проблемно- и командно-ориентированных подходов, peer instruction и семинаров, которые будут варьироваться в зависимости от контекста и размеров группы. В его модели студент читает о предмете дома, а в аудитории работает над его пониманием вместе с однокурсниками и преподавателем. Ее называют «перевернутой классной комнатой», где главное не передача информации студенту, поскольку он путем чтения уже получил ее дома, а помощь в ее освоении [7, с. 131].

Таким образом, основными достоинствами обучения в сотрудничестве мы можем назвать самостоятельность студентов при поиске необходимой информации, развитие критического мышления и креативности, совершенствование коммуникативной и интеллектуальной деятельности, повышение любознательности и целеустремленности.

Как показывает практика преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, применение методов обучения в сотрудничестве на занятиях формирует и развивает коммуникативные и профессиональные навыки, возникает взаимодействие как между преподавателем и студентом, так и между студентами, появляется возможность взаимоконтроля и взаимной оценки. В целях создания комфортной языковой среды, мотивирования студентов к коммуникативной деятельности применяются такие подходы обучения в сотрудничестве, как работа в команде, совместное учение, ролевая игра, метод пазла.

Литература

1. С.В. Владимирова. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Вестник Югорского государственного университета. Выпуск №1 (36), 2015. С. 121-124

2. Е.Н. Соловова. Перспективные направления вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО № 6, 2013. С 67-70.

3. О.А. Миниханова, М.А. Серебрякова. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXI международной студенческой научно-практической конференции № 4(31). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 02.05.2018)

4. D. Johnson & R. Johnson Making cooperative learning work // Theory into practice 38 (2), 1999. P. 67-73.

5. Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт», № 2 (февраль), 2014. С. 136-140. URL: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm.

6. И.Ю. Щемелева. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе: учебно-методическое пособие. Орск, Издательство ОГТИ, 2009. 118 с.

7. Т. П. Попова. Роль инновационных технологий в обучении иностранным языкам в вузе // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и Межкультурная Коммуникация. № 1, 2016. C. 128-133.

Сведения об авторе

Фахретдинова Гульназ Нурхаметовна, ассистент Казанского национального исследовательского технологического университета, е-mail: gulnaz_khamidull@mail.ru

Г.Н. Фахретдинова ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

COOPERATIVE LEARNING TECHNOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

G. Fakhretdinova

Abstract. The article deals with cooperative learning technology as one of the effective approaches in foreign language teaching. It analyzes the most popular and successful methods of cooperative learning in foreign language classes in non-language higher education institution. The paper provides the advantages of cooperative learning that helps efficiently organize an educational process and supports student's communicative activity and interactive teaching in the classroom.

Key words: cooperative learning, jigsaw method, role-play, team learning, learning together

Data about the author

Fakhretdinova G., Lecturer at Kazan National Research Technological University, e-mail: gulnaz_khamidull@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.