178 Бюлопчний eicHHK
УДК 378.147
А.Н. Шадрин, О.В. Баянкин КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОСТРОЕНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СО
СТУДЕНТАМИ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул
В статье рассматриваются вопросы построения учебных занятий по теоретическим дисциплинам на основе обучения в сотрудничестве. Раскрываются варианты применения методов обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся.
Ключевые слова: компетентность, обучение в сотрудничестве, тестовый контроль.
A.N. Shadrin, O.V. Bayankin
ADEQUATE APPROACH TOWARDS EDUCATIONAL EIVIRONMENT AT THEORY CLASSES WITH STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS
Altai State Pedagogical University, Barnaul
The article deals with the construction of the training sessions on theoretical disciplines based learning in collaboration. Disclosed variants of application of teaching methods depending on the goals and objectives of preparedness of students.
Key words: competence, cooperative learning, test control.
Понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, саморазвитии личности (Талызина Н.Ф., Журавлев А.П., Шакуров Р.К.).
В модели профессионального развития педагог характеризуется способностью выйти за пределы повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Это дает возможность внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов (Митина Л.М., Пахомов В.В., Залевский Г.В.).
Традиционно под опытностью педагога подразумевается его стаж педагогической деятельности, глубокое знание предмета, умение контактировать с учащимися, знание и владение разнообразными технологиями обучения.
Между тем, такой обобщенный подход не исключает явления недостаточной компетентности преподавателя. При этом компетенцию можно ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний всникМДПУ. 2015. №1а
fä Biological Bulletin 179
Й
определить не только как его стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной педагогической деятельности, но и как соблюдение установленных наукой норм и правил проявления строго необходимых индикаторов компетенций на каждом занятии.
Выбранная нами для апробации педагогическая технология - обучение в сотрудничестве - относится к гуманистическому направлению и разработанной в университете Джона Хопкинса «Обучение в команде» (Р.Славин, Р.и Д.Джонсон, Дж.Аронсон). Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Дж. хопкинса (Р. Славин (R. Slavin)), университета штата Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон (R. Johnson and D. Johnson)), группой Дж. Аронсона (J. Aronson) университета штата Калифорния.
Свое развитие и применение методика получила в Великобритании, Австралии, США, Израиле, Западной Германии, Японии. Во всех случаях была отмечена ее высокая эффективность. В СССР аналогичный подход апробовали многие педагоги - А.Г. Ривин (1976 г.), В.К. Дьяченко (1991 г.), М.Д. Брайтермен, А.С. Соколов, В.В. Архипов (1991 г.). Методика имела различные названия: «Организационный диалог», «Сочетательный диалог», «Коллективное взаимообучение», «Коллективный способ обучения (КСО)», Student Team Learning (STL, обучение в команде), обучение в команде - Пила-1 (Jigsaw), Пила-2 (Jigsaw-2), Learning Together (Учимся вместе) и другие. Наш выбор был обусловлен желанием сплотить коллектив студентов, обеспечить им возможность заниматься педагогической деятельностью даже на теоретических занятиях, повысить уровень обученности предмету. Кроме того, нас привлекла физиологичность подхода работы в микрогруппах. Учеными уже давно установлено, что восприятие информации обусловлено следующими составляющими: 10 % считается глазами; 20 % воспринимается на слух, 30% обеспечивает наглядность; 70% в процессе обсуждения; 80 % при опоре на опыт; 90 % при совместных действиях; 95 % когда обучают других (Г.Ю. Кинзова, 2000 г). таким образом, правомерно выбрать те варианты, когда обучаемые должны выполнять совместные действия обучая друг друга.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Вся микрогруппа заинтересована в усвоении учебного материала каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместного решения поставленной перед ними проблемы. Награду, в виде оценочного балла, группа получает одну на всех. Каждый участник заинтересован в успехе другого. Можно выделить следующие основные преимущества метода:
• каждый работает в индивидуальном темпе;
• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;
180 Бюлопчний eicHHK
• обсуждение информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей и обеспечивает прочное усвоение материала.
В зависимости от цели и задач, сложности материала и наличия учебного оборудования, педагог выбирает одну из разновидностей метода:
1. Группа разбивается на однородные по степени подготовленности микрогруппы (4 человека). Каждая из них получает отдельное задание. Внутри группы учащиеся сами определяют роли для каждого. С самого начала команда имеет двойную задачу: с одной стороны академическую -познавательную, а с другой - социальную - осуществление продуктивной культуры общения. В результате совместной работы достигается усвоение всего материала. Проверка знаний осуществляется в виде выполнения индивидуального теста. Группа получает единую оценку, зависящую от достижений каждого отдельного члена.
2. Команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый дополнительно получает тему, по которой становится экспертом. В процессе подготовки организуется встреча экспертов, на которой они уточняют и углубляют свои знания. Оценивание предполагает индивидуальный контроль. Результаты учащихся внутри каждой группы суммируется.
3. В этом варианте каждый член команды получает отдельное задание. После его подготовки начинается обучение друг друга - «цепная реакция». При этом все заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это отразится на их итоговой оценке. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по изучаемой теме.
Основные идеи, присущие всем описанным вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равная возможность успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого ученика. Равные возможности означают возможность каждого совершенствовать свои собственные достижения. Каждый учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оценивать себя наравне с другими, ведь оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата.
Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал все что мог. Конечно, мы понимаем условность такого подхода, а также и то, что уровень обученности студентов остается ровным, однако на новый, высокий уровень поднимается мотив ученья, его осознанное проявление и стремление каждого к
vfe
^ Biological Bulletin 181
Й
успеху команды. Это очень похоже на суть деятельности в спортивных командах.
Принципиальным отличием нашего подхода является то, что обучающая деятельность педагога подчинена идеи препарирования» учебной информации
- выделение главного и второстепенного, уменьшение объема знаний, требующих заучивания. Акцент обучения делается на поэтапное формирование умственных действий (П. Гальперин), при котором теория и практика строятся не по последовательной или параллельной схеме, а одновременно, что значительно ускоряет процесс познания и сопровождается стойким интересом обучающихся.
Выбранный нами для апробации подход к организации обучению в сотрудничестве полностью отвечает взглядам известного отечественного психолога А.А. Леонтьева «Педагогическое общение» в подлинном понимании
- многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность -взаимодействие-общение-контакт. Рассмотренные варианты обучения в сотрудничестве - это социальное общение на занятиях в ином, чем прежде, качестве, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, докладчика, организатора, эксперта, исследователя и т.д., имея при этом повышенную меру ответственности за свой успех. Роль учителя при этом тоже меняется, он не столько учит, сколько организует самостоятельную деятельность учащихся, консультирует, помогает при ролевом распределении.
Цель применения данной методики продиктована не столько желанием осуществления контроля за деятельностью педагога, сколько стремлением повысить образовательный эффект занятий. По мнению западных экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенции, становятся важным инструментом для оценки сравнения квалификации разных национальных систем образования (Болонское соглашение 2005 г., Берлинское коммюнике 2003 г).
Проделанный нами анализ использования резервов повышения качества обучения позволяет утверждать, что именно результаты обучения, а не дидактические единицы содержания образования становятся нормой качества, которые позволяют выступать своеобразными катализаторами успешной деятельности педагога. В данном подходе акцентируются не столько параметры, задаваемые «на входе» (содержание, объем материала, процесс преподавания), сколько ожидаемые результаты, которые необходимо получить «на выходе» - сохранение учениками произвольного внимания, объем выполненных заданий, проявление мотивов учения, удовлетворенность процессом обучения. Контроль уровня обученности предполагает внедрение современных, международных средств, оговоренных в Болонском соглашении.
182 Бюлопчний в1сник Щ2 -#
Это тестовый контроль. В связи с этим предполагается расширение банка критериально-ориентированных тестовых заданий по отдельным предметам. Будет чаще применяться техника экспресс-контроля, обеспечивающая адаптацию обучающихся к контролю за усвоением знаний. В ходе апробации подхода мы отмечает положительные изменения уровня коммуникативной толерантности студентов, снижение уровня их тревожности перед выполнением контрольных заданий, улучшение психологической атмосферы на занятиях, проявление продуктивных мотивов учения.
Как цитировать:
Шадрин, А.Н., Баянкин, О.В. (2015). Компетентный подход при построении образовательной среды на теоретических занятиях со студентами института физической культуры и спорта. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 178-182.
© Шадрин, Баянкин, 2015
Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License