Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии и их реализация при обучении иностранным языкам в вузе (к постановке проблемы)'

Современные педагогические технологии и их реализация при обучении иностранным языкам в вузе (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии и их реализация при обучении иностранным языкам в вузе (к постановке проблемы)»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 5. С.57-59

УДК 378.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

И.В. Канцлер

Главной отличительной чертой гуманистического подхода в психологии и образовании является особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Такой подход привел к смене педагогической парадигмы: не преподавание, а познавательная деятельность ученика, студента встала в центре внимания педагога. На принципах гуманистического направления базируется личностно-ориентированное обучение, предусматривающее дифференцированный подход к обучению, ориентацию на личность ученика или студента, его интеллектуальное и нравственное развитие.

Личностно-ориентированный подход реализуется не столько в содержании образования, сколько в используемых технологиях обучения. Современные образовательные технологии являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Среди многообразия инновационных направлений, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, выделяют такие как обучение в сотрудничестве (cooperative learning), метод проектов, разноуровневое обучение, технологию «Портфолио» («Портфель ученика»), а также открытое образование (открытые школы, open education or open classrooms) и индивидуальный стиль обучения (the learning styles approach) [1: 17].

Все представленные технологии разработаны для применения в условиях школы, которая призвана не только передавать школьникам определенный запас знаний. Современное общество ориентируется на новую модель выпускника, обладающего такими качествами личности как: а) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, мобильно перестраиваться; б) самостоятельно критически и творчески мыслить; в) грамотно работать с информацией; г) быть коммуникабельным, эффективно работать в команде. То есть каждый выпускник современной школы должен обладать развитыми интеллектуальными, мыслительными и коммуникативными навыками, умением решать разнообразные проблемы, работать с количественными данными, наконец, тесно и продуктивно сотрудничать с другими людьми.

В реальности же лишь единицы абитуриентов соответствуют заявленной модели. Для того чтобы будущий специалист был адекватен условиям рынка труда, нам представляется важным в ходе профессионального обучения развивать также коммуникативную, социальную и психологическую компетенции. И решить эту задачу помогут перечисленные ранее педагогические технологии, адаптированные к применению в учебном процессе вуза.

Обратимся к педагогическим и дидактическим возможностям такой технологии как обучение в сотрудничестве, которая, по нашему мнению, поможет оптимизировать учебный процесс, преодолеть действие многих негативных факторов. Эта технология органично вписывается в ход практического занятия в вузе, не затрагивая содержания обучения. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», обучение в сотрудничестве может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Обучение иностранному языку на неязыковых факультетах осложняется малым количеством часов, отводимых на аудиторную работу, отсутствием у студентов мотивации к изучению языков. Кроме того, многие учебники по специальностям нацелены на усвоение учебного материала без учета психологических особенностей личности обучаемых и уровня их подготовленности. Использование современных педагогических технологий обеспечит не только достижение поставленных программой учебных целей, но и развитие интеллекта, нравственности и коммуникабельности студентов.

Идея обучения в сотрудничестве (cooperative learning) относится к 20-м годам XX столетия, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970е годы. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х - начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Нидерланды, Япония, Израиль и др.). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана такими американскими педагогами, как Р.Славин (1990), Р.Джонсон и Д.Джонсон (1987) и Дж.Аронсон (1978), а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета (1976).

Чтобы понять идею обучения в сотрудничестве, авторы рекомендуют обратиться к пониманию слова «ошибка». К общепринятому определению ошибки как неверного действия или утверждения, исходящего из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания авторы предлагают добавить следующую фразу: «что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием» [1: 25]. То есть ошибка - это факт, что студенты еще не овладели необходимыми умениями и им нужно предоставить возможность дополнительной практики пока каждый в отдельности и все вместе не овладеют знанием в достаточной мере.

Но в ситуации ограниченного количества аудиторных часов, отводимых на иностранный язык, часто нет времени на дополнительную практику, а преподаватель не в состоянии оказать помощь каждому студенту. Эту ответственность студенты могут взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если научатся помогать друг другу.

Основная идея технологии обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. При обучении с преобладанием фронтальных видов деятельности сильные студенты всегда в выигрыше, так как они быстрее понимают и усваивают новый материал, преподаватель в большей степени ориентируется именно на них. А слабый с каждым занятием становится слабее, поскольку ему не хватает времени усвоить материал, соответственно он не может быстро и правильно отвечать. При обучении в сотрудничестве каждый студент получает возможность задать вопросы, которые стеснялся задать преподавателю, может разъяснить непонятое, сильные же могут применить полученные знания в новой ситуации. Таким образом, каждый студент овладевает материалом на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.

Важен также эффект социализации, развитие коммуникативных умений. В связи со сравнительно небольшим количеством студентов, изучающих немецкий и французский языки, группы иностранного языка формируются из нескольких академических групп разных специальностей, иногда даже разных факультетов. Студенты, как правило, встречаются только на занятиях по иностранному языку, что вызывает психологический барьер и как следствие трудности при усвоении материала и стеснение при устных ответах. Обучение в малых группах ускоряет процесс привыкания студентов друг к другу, снимая трудности при общении.

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве [1: 29-34].

Student Team Learning (STL, обучение в команде). Вариант разработан в Университете Джона Хопкинса (Р.Славин, 1990). STL уделяет особое внимание групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы. STL сводится к трем основным принципам:

- Награды (team rewards). Группа получает одну оценку на всех за выполнение одного для всей группы задания. Группы дифференцированы и между собой не соревнуются.

- Индивидуальная ответственность (individual accountability) каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов группы следить за деятельностью друг друга, помогать друг другу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый был готов к контрольной проверке.

- Равные возможности всех студентов в достижении успеха означают, что каждый приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих предыдущих результатов.

Jigsaw («ажурная пила», «машинная ножовка»). Этот вариант разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на блоки. Каждый член группы тщательно разрабатывает свою тему и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает о своей части задания (как зубцы одной пилы). Все внимательно слушают друг друга и делают записи, получая информацию по всему материалу. На заключительном этапе каждый должен иметь ответ на вопрос по любой из тем. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается.

Learning Together («Учимся вместе»). Такой подход разработан а университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности команды) команды. Каждая команда получает одно задание, являющееся подзаданием общего учебного материала. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности для всех - соблюдаются и здесь. Внутри группы студенты самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую - достижение познавательной цели, и социальную, или социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Преподаватель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения членов группы между собой.

Исследовательская работа студентов в группах (Шломо Шаран, Университет Тель-Авива, 1976 г.). Акцент делается на самостоятельную деятельность. Группа выбирает подтему общей темы, в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого. На основе заданий, выполненных каждым студентом, совместно составляется единый доклад, который презентируется перед всей академической группой.

Как видно из описания, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдаются во всех случаях. Важно также обращать внимание на основные идеи обучения в сотрудничестве - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого, что предусматривает помощь членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что каждый студент должен совершенствовать свои собственные достижения, каждый учится в силу собственных способностей и имеет шанс оцениваться наравне с другими. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Таким образом, мы приходим к выводу, что использование технологии обучения в сотрудничестве в учебном процессе вуза позволит сформировать у студентов устойчивую мотивацию к учебно-познавательному процессу, развить их коммуникативную и социокультурную компетенции, необходимые для успешной адаптации выпускников вуза на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров./ Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.