Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
УДК 378.22 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/81
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
©Султаналиева Ш. К., канд. пед. наук, Нарынский государственный университет им. С.
Нааматова, г. Нарын, Кыргызстан ©Бектурова Э. О., канд. пед. наук, Нарынский государственный университет им. С.
Нааматова, г. Нарын, Кыргызстан
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS
©Sultanalieva Sh., Ph.D., Naryn State University named after S. Naamatova, Naryn, Kyrgyzstan ©Bekturova E., Ph.D., Naryn State University named after S. Naamatova, Naryn, Kyrgyzstan
Аннотация. Формирование исследовательской деятельности становится возможным посредством целенаправленного проектирования условий. Создание благоприятного климата творческо-исследовательской среды и соблюдение педагогических условий организации исследовательской деятельности, развивают у обучающегося навыки самообразования и самостоятельной исследовательской работы, обеспечивают процесс развития профессиональных умений будущего специалиста. Все это характеризует исследовательскую деятельность как педагогическую технологию, который дает высокий педагогический результат.
Abstract. The formation of research activity becomes possible through purposeful design of conditions. Creation of a favorable climate for the creative research environment and observance of the pedagogical conditions for the organization of research activities develop the student's skills of self-education and independent research work, and ensure the development of professional skills of the future specialist. All this characterizes research activity as a pedagogical technology, which gives a high pedagogical result.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогическое условие, обучающийся, руководитель, самостоятельность, благоприятный климат.
Keywords: research activity, pedagogical condition, student, leader, independence, favorable climate.
Исследовательская деятельность, условия для ее формирования остаются мало изученным вопросом, и при разнообразии подходов нет единого понимания его сущности и процесса развития. В практике вуза, несмотря на несомненные успехи студентов в овладении исследовательскими навыками и умениями, организация исследовательской деятельности фрагментирована. Формирование исследовательских навыков используются только в отдельно, системно не выстроенных методах, там, где осуществляется системный подход, проблемы формирования исследовательской деятельности как целеполагание. По этим причинам учащиеся 1-2 курсов испытывают трудности в проведении исследований и
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
обработке их результатов, так как исследовательская деятельность направлена только на формирование исследовательских навыков, при этом личностно-смысловые аспекты не учитываются в рассматриваемой проблеме.
Таким образом, проблема создания условий, способствующих формированию научно-исследовательской деятельности представляется сегодня одной из наиболее актуальных. Формирование исследовательской деятельности становится возможным благодаря целенаправленном проектировании условий, а именно создание образовательной среды.
При этом под образовательной средой понимаются социокультурные формы объективности, которые в той или иной форме представляют содержание образования, образовательное учреждение устанавливается по нормативно закрепленной системе деятельность субъектов образования, образовательный процесс является предметом содержания и определенных методов деятельности участников образования. Образовательная среда рассматривается как система влияний, условий и возможностей. для развития личности в целом и ее формирования в соответствии с определенным модель. При этом эти воздействия, условия и возможности определяются социальная и пространственно-предметная среда, формируемая окружающей средой [2].
После анализа материалов по проблеме организации исследовательской деятельности студентов были определены следующие педагогические условия: создание исследовательской и творческой среды, обеспечивающей углубленное изучение учебных дисциплин (создает благоприятные условия для творческого развития); рассмотрение образовательной и научной деятельности как интеграции образовательной и научной деятельности; формирование ценностного отношения студентов к учебной и научной деятельности и ее результатам; организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик-преподаватель» в процессе учебной и научной деятельности; классификация учебных и исследовательских умений студентов (информационно-рецептивную, интеллектуально-исследовательскую и продуктивную) в соответствии с образовательной и научной деятельностью; реализация процесса приобретения исследовательских умений на основе междисциплинарного подхода; организация учебного процесса в рамках методологии проектов, что позволяет учить целенаправленную деятельность по поиску пути решения проблемы в ходе задания 1.
Здесь особо можно отметить создание исследовательской и творческой среды и организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик-преподаватель» в процессе учебно-исследовательской деятельности. Творчество студентов складывается благоприятный климат для творческого исследования среды навыков самообразования и самостоятельной исследовательской работы. В результате они имеют: устойчивый интерес к предмету; полное усвоение программного материала; владение коммуникативными навыками; умение работать с различными источниками информации; развитие навыков и умений мыслительной деятельности; умение выделять главное, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, собственное мнение и т.д.
Е. В. Зачесова определил следующие педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования исследовательской деятельности, а именно: поэтапное формирование исследовательской деятельности студентов в следующей последовательности: формирование внутренней мотивации — проба действия - оценка достижений (рефлексия) -корректирующие действия; создание исследовательской среды, состоящей в самостоятельном выборе студентами темы исследования, уровня сложности, форм и методов работы, самостоятельной исследовательской деятельности, осознании цели работы и ответственности
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
за результат, реализации индивидуальных интересов, использовании системы оценивания, адекватный требуемым образовательным результатам; направленность содержания образования на развитие исследовательской деятельности студентов [3].
Соблюдение вышеуказанных педагогических условий организации воспитательной и научной деятельности обеспечивает процесс формирования профессиональных качеств будущих специалистов.
По данным Савенкова А.И. исследовательские способности — индивидуальные личностные качества, являющиеся условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Исследовательские способности следует понимать следующим образом (по А. Савенков): способность видеть проблему; умение выдвигать гипотезу; умение наблюдать; возможность проведения эксперимента; умение определять понятия и др. [1].
Выделяют всего три основных условия эффективности исследования видов деятельности:
1. Желание добровольно проводить исследование: у студента должно быть желание провести это исследование, если тема не интересна, то исследование не получится.
2. Возможность проведения исследований. Прежде всего, он должен уметь стать лидером, ибо как можно управлять исследовательской деятельностью, если не представлена вся структура работы, если не известны методика, особенности и т.п. Что касается студента, он должен обладать определенными компетенциями, соответствующие темам исследования.
3. Удовлетворенность собственной работой (важно для обоих субъектов - учитель и ученик).
Изучение может осуществляться как с целью получения новых знаний, так и с целью приобретения у обучающихся способности применять полученные знания. Ведущий создает условия, обучающиеся должны выбрать из возможных вариантов определенный способ решения, разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, осознать необходимость систематизации, обобщения, найти шаблоны для объяснения новых фактов или явлений. Таким образом, исследовательская деятельность вызывает интерес и стимулирует активную умственная деятельность. В ходе эксперимента образовались оба регулятивные, коммуникативные и когнитивные универсальные действия.
Исследования в образовательном процессе способствуют развитию творческих способностей, получение учащимися новых знаний и навыков, активизация познавательной деятельности. Все это характеризует исследовательскую деятельность как педагогическая технология, дающая высокий педагогический результат.
Задача ведущего — научить обучающего самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь адаптировать ее под себя, творчески использовать приобретенные знания для собственной выгоды. Для этого используются исследования. Общие исследовательские навыки можно понимать как: способность видеть проблему; возможность задавать вопросы; умение выдвигать гипотезу; умение определять понятия; возможность классификации; способность и навыки наблюдательности; знание и умение проводить эксперименты; умение объяснить увиденное;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
умение делать выводы и заключения; навыки и умения структурировать материал; навыки и умения работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи [4, 64].
В ходе исследовательской деятельности студенты учат: ставить цель, выдвинуть гипотезу; наблюдать, анализировать, сравнивать; использовать различные источники для поиска информации; самостоятельно обрабатывать собранный материал; сделать выводы, представить результаты своей работы.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА — ОДНА ИЗ ФОРМ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ (типичное, субъективно новое для студента).
Типовая задача
Проблемная задача
Особенности Условие содержит необходимые для структуры решения проблемы, информацию об
исходных данных и что нужно получить в итоге
Условие вызова задачи требует необходимость такого результата, в котором появляется познавательная потребность в новой информации или методе действия. Наличие неизвестного.
Есть четкий алгоритм решения проблем.
Нет стандартного решения или он неизвестно обучающему.
Знание студента, позволяющая классифицировать задачу (отнести ее к одному или другой специфическому типу), реализовать алгоритм ее решения
Возможности студента (ресурсы) для выполнения заданий, анализа действий, для открытия неизвестного («надо открыть неизведанное, и я умею»).
Роль студента Знание студента классифицировать задачу (отнести к конкретному типу задач), реализация алгоритмов ее решения
Возможности студента выполнять задания, анализ действий, для открытия неизвестного («надо открыть неизвестное, и я умею»).
Рассмотрим структуру исследовательской деятельности студентов гуманитарных специальностей.
1 направление — индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2 аспектах: а) отдельные задачи (подготовка разовых отчетов, сообщений, отбор литература, устные доклады, изготовление наглядных пособий); б) работа по индивидуальному плану (изучение материала, лежащего вне стандарта) возможен при высокой внутренней мотивации учителя к исследовательской деятельности виды деятельности;
2 направление — групповая работа, в том числе работа над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметной области.
3 направление — массовая работа - знакомство с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка к конкурсам [5].
Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, включающее следующие этапы: постановка задачи, гипотезы, анализ гипотез; постановка целей и задач исследования; разработка методологии исследования; подготовка материальной базы исследования; обработка, анализ, обсуждение, представление результатов; получение результата; анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.
Главной целью научно-исследовательской деятельности является формирование у студента способность творчески осваивать и перестраивать новые способы работы в любой
® I
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
сфере человеческой культуры. Определить цель исследования означает спросить себя и других, почему это нужно сделать. Задачи исследования уточнить цель. Цель указывает общее направление движения, а задания описывают основные шаги.
Гипотеза — предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтверждено опытом [6]. Методы исследования.
1. Теоретический: поиск и изучение литературы, изучение материала научных исследований, докладов, статей, анализ и синтез, реферирование.
2. Эмпирический: опыт, наблюдение, эксперимент, сравнение и анализ.
3. Математические: моделирование, построение диаграмм, построение графиков, анкетирование.
Метод — это способ достижения цели исследования. Подготовка к защите исследовательской проблемы: выделить основные понятия и дать им определения; классифицировать (разделить на группы) основные предметы, процессы, явления и события; определить и обозначить все замеченные вами парадоксы; расположить по порядку (ранжировать) основные идеи; предлагать примеры, сравнения и сопоставления; делать выводы и заключения; указать возможные пути дальнейшего изучения; подготовить текст сообщения; подготовить схемы, чертежи и макеты; готовься к ответам на вопросы.
Исследовательская деятельность — это самостоятельное решение студентами задачи. используя элементы научного исследования: наблюдение, самостоятельное исследование фактов. Основным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий определенные истины в результат исследования. Исследования — это деятельность, результатом которой не обязательно является продукт, и даже результат не всегда известен. В ходе исследовательской деятельности большое значение имеет личностное развитие учащихся, приобретение новых и использование уже изученных познавательных и коммуникативных универсальных действий.
Список литературы:
1. Гайфитулин М. С. Проект "Исследователь" // Школьные технологии. 2015. № 3. С. 102-104.
2. Закурдаева С. Ю. Формирование исследовательских умений // Физика: Первое сентября. 2015. №11. С. 11.
3. Зачесова Е. В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. 2016. №4. С. 115-122.
4. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 2008. 128 с.
5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2016. №1. С. 22-28.
6. Гуружанов В. А. Инновационная сеть развивающего обучения. М.: Эврика, 2013. 240
с.
References:
1. Gaifitulin, M. S. (2015). Proekt "Issledovatel'". Shkol'nye tekhnologii, (3), 102-104. (in Russian).
2. Zakurdaeva, S. Yu. (2015). Formirovanie issledovatel'skikh umenii. Fizika: Pervoe sentyabrya, (11), 11. (in Russian).
3. Zachesova, E. V. (2016). Predstavlenie rezul'tatov issledovanii shkol'nikov. Shkol'nye tekhnologii, (4), 115-122. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
4. Zorina, L. Ya. (2008). Didakticheskie osnovy formirovaniya sistemnosti znanii starsheklassnikov. Moscow. (in Russian).
5. Ivanov, G. A. (2016). Integrativnye osnovy organizatsii nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti uchashchikhsya. Pedagogicheskie tekhnologii, (1), 22-28. (in Russian).
6. Guruzhanov, V. A. (2013). Innovatsionnaya set' razvivayushchego obucheniya. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 01.04.2022 г.
Принята к публикации 07.04.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Султаналиева Ш. К., Бектурова Э. О. Педагогические условия организации исследовательской деятельности обучающихся // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 665-670. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/81
Cite as (APA):
Sultanalieva, Sh., & Bekturova, E. (2022). Pedagogical Conditions for the Organization of Research Activities of Students. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 665-670. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/81
® I