Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
УДК 378.14 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/80
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
©Султаналиева Ш. К., канд. пед. наук, Нарынский государственный университет им. С.
Нааматова, г. Нарын, Кыргызстан ©Бектурова Э. О., канд. пед. наук, Нарынский государственный университет им. С.
Нааматова, г. Нарын, Кыргызстан
DEVELOPMENT OF STUDENTS' SELF-ORGANIZATION SKILLS IN EDUCATIONAL SPACE
©Sultanalieva Sh., Ph.D., Naryn State University named after S. Naamatova, Naryn, Kyrgyzstan ©Bekturova E., Ph.D., Naryn State University named after S. Naamatova, Naryn, Kyrgyzstan
Аннотация. В статье рассматривается проблемы формирования профессиональных компетенций будущего педагога в условиях самоорганизации личности. Педагог, который готов к образованию на протяжении всей жизни, к постоянному совершенствованию, самоорганизации, саморазвитию, самовоспитанию, самореализации всегда востребован. Студенческий возраст считается одним из самых напряженных периодов, так как развитие культура самоорганизации становится возможной только тогда, когда человек достигает определенный уровень осознания своего бытия. Умение ориентироваться в жизни организовывать свою деятельность с учетом постоянно меняющейся социальной среды, являются важными факторами, позволяющими студентам найти свое место в системе межличностных отношений и профессиональных ориентаций. Самоорганизация в условиях профессиональной подготовки студента в вузе — это совокупность действия субъекта по развитию и совершенствованию собственных навыков и личностных качеств, необходимые для эффективной подготовки будущего профессионала.
Abstract. The article deals with the problems of the formation of professional competencies of the future teacher in the conditions of self-organization of the individual. A teacher who is ready for education throughout life, for continuous improvement, self-organization, self-development, self-education, self-realization is always in demand. Student age is considered one of the most stressful periods, since the development of a culture of self-organization becomes possible only when a person reaches a certain level of awareness of his being. The ability to navigate in life to organize their activities, taking into account the constantly changing social environment, are important factors that allow students to find their place in the system of interpersonal relationships and professional orientation. Self-organization in the conditions of professional training of a student at a university is a set of actions of the subject to develop and improve their own skills and personal qualities, the types of activities necessary for the effective training of a future professional; student on the formation of personal and professional competencies future specialist.
Ключевые слова: самоорганизация, развитие, профессиональные компетенции, личность, совершенствование, организованность, студент, формирование.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
Keywords: self-organization, development, professional competencies, personality, improvement, organization, student, formation.
В современных условиях актуальной задачей высшего образования является проблема формирования профессиональных компетенций будущего педагога в контексте компетентностного подхода в образовании, которые в дальнейшем при постоянном совершенствовании и поиске, должно трансформироваться в высокий профессионализм.
Сегодня растет осознание потребности в новом типе специалистов, способных к самоорганизации и самореализации в новых социально-экономических условиях, сочетающие в себе высокий уровень образования и профессиональную компетентность. Эти характеристики определяют перспективы развития личности в вузе, требуют модернизации образования, ставят задачу формирования личности специалиста на высокий уровень профессионализма, креативность, высокий уровень сформированности профессиональные компетенции будущего учителя в контексте компетентностного подхода в образовании.
Актуальность изучения проблемы формирования профессиональной компетенции будущего педагога в условиях самоорганизации личности обусловлены развитием информационного общества, ростом инноваций педагогическом коллективе, появлением новых функций профессионально-педагогической деятельности учителя в современных социально-экономических условиях.
В Философском энциклопедическом словаре 1999 г. содержание понятия "организация" (от французского «organization» — сообщаю стройный вид, устраиваю) разворачивается следующим образом:
1. Объединение лиц для совместной работы.
2. Совокупность процессов или действий, приводящих к формированию и улучшению отношений между частями целого.
3. Внутренний порядок, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, благодаря своей структуре.
В энциклопедии организация рассматривается как процесс, возможность сосредоточить внимание а) на внешний объект, б) на личную структуру. Во втором случае речь идет о самоорганизации. Понятие «самоорганизация» возникло в недрах синергетики (от греч. «синергос» — совместно действующие) и в настоящее время широко используется в различных областях науки. Синергетика исследует явления взаимодействия нелинейных, неравновесных, нестационарных открытых систем. Эти исследования связаны с изучением процессов саморазвития в сложных динамических системах. В которой саморазвитие системы представлено как стихийное (переменное, альтернативное) и внезапно возникающее свойство. То же, как мы полагаем, следует понимать в аспекте системы самоорганизации.
Принципы синергетики предполагают спонтанную самоорганизацию системы. Такая самоорганизация психики в красивой жизни человека складывается в процессе его взаимодействия с окружающей средой (природа и общество). Это вызывает развитие параметров и способностей управлять в условиях окружающей среды и произвольное управление качеством деятельности, позволяющее человеку самостоятельно строить самоорганизацию жизни без помощи других, осознавая себя как субъекта (знание критериев, условий необходимости) в творческоой жизни. Человек, являясь продуктом спонтанной эволюционной самоорганизации упорядоченности жизни, становится предметом эволюции себя, общества и мира.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
В контексте системного моделирования можно предположить, что все системы развиваются в результате взаимодействия энергий и в области беспорядка. Это поле потенциалы разности потенциалов, в которых происходят ритмические колебания. Системы как самоорганизующиеся объединения формируются и развиваются по типу общее взаимодействие (синергия) в условиях стихийности. Человек — это система которое в своей саморефлексивной самоорганизации достигло уровня сознательного управления организацией условий жизни в соответствии с законами мира и жизни. Человек как субъект отслеживает вероятности и строит перспективы самореализация и прогресс бытия.
С точки зрения синергетики, по мнению М. Кагана, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова [5] и др., самоорганизация является основным признаком любой реальной системы, способность к самодостаточности, саморазвитию и саморегуляции, не связанный с внешним потоком энергии, информации и вещества, но с внедрением внутренних возможностей.
Быстрое обновление информации привело значительному расширению, к поиску новых путей его развития. Самоорганизация в массовом пространстве коммуникации становится эффективным ресурсом для использования и преобразования информации. Социальная значимость самоорганизации личности влечет за собой необходимость изучения проблем его организации. В этом случае становится актуальным формирование профессиональных компетенций будущего педагога в самоорганизации личности, а также поиск инновационных форм и источников формирования профессиональных компетенций. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача удовлетворить потребность общества, вуза и педагога в разработке теоретических основ и методов самоорганизации личности в новых условиях информационного общества.
Результаты исследований и конкретные рекомендации по самоорганизации нужны практикующим специалистам в различных сферах деятельности: спортсменам, руководителям, учителям, врачам и т.д. Таким образом, самоорганизация представляет интерес не только как теоретическая, но и как практическая проблема.
В самоорганизации существует множество подходов, развивающие индивидуальные стороны, однако, единого определения и устоявшегося представления об этом явлении в психологической науке еще не существует. Анализ различных определений самоорганизации, предложенный разными исследователями, показывает, что авторы подчеркивают те черты самоорганизации, которые, с их точки зрения, являются наиболее существенными.
Одним из важнейших свойств современного специалиста является его предрасположенность к самоорганизации. Его работоспособность во многом зависит от того, насколько он стремится к своим внутренним принципам и способствует его оптимизации. Предрасположенность личности к самоорганизации можно рассматривать как важнейшая составляющая личностного потенциала, позволяющая противостоять плохим изменениям в окружающей среде [1].
Необходимым требованием при подготовке будущих специалистов в системе профессионального образования считается повышение темпов и качества подготовки высококвалифицированных специалистов. В условиях рынка более необходимым в общественном производстве считается самоорганизованный профессионал, способный свободно и в больших масштабах делать личные и общественные блага для страны.
Одна из самых сложных и основных задач педагогической теории и практики — это развитие личности обучающегося. Успех высшего образования напрямую зависит от личностного развития студента, т.е. от овладения культурой самоорганизации. Практически все ученые считают, что образовательный процесс в вузе переход из сферы репродуктивного
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
образования в сферу психологических состояний и сознанию, недоступное прямому или косвенному внешнему контролю.
Здесь мы можем констатировать, что ключом к процессу обучения является управление личной работы студента, абсолютное осознание целей и результатов последствий своих действий, иными словами, самоорганизация личности. Самоорганизация в общем смысле означает саморазвитие, самоструктурирование, самоопределение природных систем и процесс. Процесс изменения структуры отношений между отдельными вещями данной системы или их групп связано с качественными изменениями компонентов.
В психолого-педагогической литературе это понятие широко трактуется как «самоорганизация личности». Мы придерживаемся позиции исследователей С. С. Амирова, Н. А. Заенутдинова, Н. П. Попова и др., рассматривающие компоненты процесс самоорганизации наряду с индивидуальными особенностями, определяющими самоорганизованность как психологическое качество. Самоорганизация — это концепция, включающая природные и социально приобретенные черты личности, а также способность личности оптимально использующий собственные психологические ресурсы.
В то же время О. Н. Князькова в своих научных работах концепцию «самоорганизации личности школьника» рассматривает в контексте культуры личности. По ее мнению, культура самоорганизации личности учащегося, являясь частью общей культуры учащегося, дает учащемуся понимание роли самоорганизации личности в достижении успеха воспитательно-познавательной и уточняющей деятельности, профессиональной деятельности, привлечении к овладению способностями самоорганизации и их совершенствовании, а также влияния на самоорганизацию. Формирование культуры самоорганизации личности происходит все время в пути человека, но с разной интенсивностью во всех периодах онтогенеза. Студенческий возраст считается одним из самых таких возможных периодов, поэтому развитие этой культуры становится возможным, когда человек достигает определенный уровень осознания своего бытия [5].
Как было сказано выше, задачами изучения самоорганизации личности занимались разные ученые. Н. В. Кузьмина в своем учебнике «Основы университетской педагогики» использует термин «самоорганизация учащихся», однако в данном пособии не дается четкого определения понятия, а лишь описывается его элементы [6].
М. Ю. Титов и И. А. Шаршов [8] рассматривают самоорганизацию как совокупность процессов или действий субъекта по преобразованию и упорядочению его личности и вида деятельности. Самоорганизация в условиях профессиональной подготовки студента в вузе это совокупность процессов или действий субъекта по развитию и совершенствованию собственных навыков и личных качеств, необходимые для эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности; способность будущего специалиста работать самостоятельно над формированием личностных и профессиональных компетенций.
А. Ю. Киселева объясняет самоорганизацию личности как способность организовывать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация — это способность организовать ресурсы, находящиеся в нашем распоряжении, это также процесс изменения жизненных стереотипов, развитие необходимых навыков действия, себя Действия и их контроль. Элементы самоорганизации включают время, планирование, дисциплина и самоконтроль [4].
Л. В. Фалеева описывает самоорганизацию как активность и способность личности, связанной со способностью к самоорганизации, проявляющейся в целеустремленности, активности, обосновании мотивации, планирование своей деятельности, самостоятельности,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
скорости принятия решений и ответственность за них, критичность оценка результатов своих действий и чувство долга [9].
М. А. Пахмутова рассматривает самоорганизацию личности «как процесс оптимизации и активации качеств, необходимых для оптимального реагирования на вызовы внешнего мира» [7].
Так, в психолого-педагогической литературе значение понятия «самоорганизация личности» трактуется широко, т.е. феномен самоорганизации в педагогике описаны с разных точек зрения. Каждый исследователь в определении этого понятия подчеркивает те черты, которые, с его точки зрения, являются наиболее существенными. Анализируя подходы к определению понятия «личностная самоорганизация», можно сделать следующий вывод: в отечественной педагогике взгляд на явление «личной самоорганизации» с точки зрения кибернетического механизма, который предполагает наличие заранее заданной цели, к которой стремится система самостоятельно, а также прописанные и формализованные нормы и правила, по которым управляется самоорганизующаяся система (личность). Происходит самоорганизация, разрабатывается, управляется его продукт и результат изначально планируется. Относительное большинство исследователей, определяя понятие «личностная самоорганизация», в первую очередь основываются на понятии «организация», на основе которого формируются другие, более конкретные черты личности [10].
Итак, под профессиональной самоорганизацией понимается сознательная работа. человека над собой в целях совершенствования системы интеллектуального, эмоционального и морально-волевого качества характера в деятельности, направленной на решение профессиональных и личностно значимых задач.
В главном приоритете необходимо акцентировать внимание на необходимости развития способностей самоорганизации личности в образовательном пространстве. В системе межличностных отношений и профессиональных ориентаций важными факторами, позволяющим студентам найти свое место, являются умение ориентироваться в жизни, организовывать свою деятельность с учетом постоянно меняющейся социальной среды. Для реализации поставленной задачи необходимо использовать различные приемы и методы, которые позволят учащимся субъекта управления образовательным процессом осуществить своего рода самоорганизацию личностных желаний, идей и действий. Для решении поставленной задачи следует использовать использование различных приемов и методов, которые позволят обучающемуся субъекту управления образовательным процессом осуществить своего рода самоорганизацию личностных желаний, представлений и действий. Вовлечение обучающихся в самостоятельный поиск решений проблем, выявленных в ходе учебных занятий, допустимо только через активизацию их творческих возможностей, что реализуется и в ходе межличностной беседы [3].
Для решении поставленной задачи необходимо использовать различные приемы и приемы, которые позволят учащемуся превратиться из объекта управления образовательным процессом в субъект самоорганизации собственных желаний, мыслей и действий. Вовлечение студентов в самостоятельный поиск ответов на вопросы, поставленные в ходе учебных занятий, возможно только за счет активизации их творческого потенциала, который раскрывается и реализуется в процессе межличностного диалога.
В результате анализа психолого-педагогической литературы видно, что в настоящее время не существует единого подхода к изучению вопроса самоорганизации в образовательном пространстве. Самоорганизацию нельзя представить в виде законченной схемы.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
Если обобщить понятие «самоорганизация ученика», то это достижение определенных благ, контролируемых сознанием человека посредством строгого самоконтроля. Положительная сущность самостоятельной работы на всех уровнях заключается в сознательном отношении к обучению. Со временем навыки самоорганизации переходят в привычки и становятся естественной потребностью учащегося, а главное, потребностью в продуктивном мышлении и творческой деятельности личности.
Профессиональная самоорганизация понимается как сознательная работа. человека над собой в целях совершенствования системы интеллектуального, эмоционального и морально-волевого качества характера в деятельности, направленный на решение профессионально и личностно значимых задач [2].
В первую очередь следует обратить внимание на необходимость формирования навыков самоорганизации личности в образовательном пространстве. Навыки ориентироваться в жизни, организовывать свою деятельность, учитывая постоянное изменение социальной среды, являются важными факторами, позволяющими учащимся найти свое место в системе межличностных отношений и профессиональных ориентаций. Для выполнения этой задачи необходимо использовать различные методы и приемы, которые позволят ученику отвернуться от объекта контроля учебного процесса в предмет самоорганизации собственных желаний, мыслей и действия. Вовлечение учащихся в самостоятельный поиск ответов на вопросы, заданный в ходе учебных занятий, возможен только за счет активизации их творческого потенциала, который раскрывается и реализуется в процессе межличностного общения.
Закономерности процесса самоорганизации лежат в основе формирования личности и творческого саморазвития. Кризисные (неустойчивые) состояния необходимые условия возникновения любого нового качества, психологического свойства. В целом процесс самоорганизации представляет собой стремление личности к достижению максимальной стабильности и целостности на основе взаимодействия двух механизмов: колебания уровня психической активности и рост рефлексии. Каждый из механизмов представлены психическими процессами, относительно независимыми друг от друга и на содержание предметной деятельности. Развитие механизмов самоорганизации идет в сторону увеличения роли рефлексии («самосознания») по мере ее роста и уменьшения колебаний психической деятельности (неустойчивость). Усиление их степени взаимодействия, основанная на развитии целостных процессов отражения, приводит к повышение устойчивости личности во внешнем мире.
Делая выводы, можно отметить, что самоорганизация совокупность действий субъекта по преобразованию и упорядочению его личности и виды деятельности. Самоорганизация в условиях профессиональной подготовки студента в вузе это совокупность действий субъекта по развитию и совершенствованию собственных навыков и личных качеств, необходимые для эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности; студента на формирование личностно-профессиональных компетенций будущего специалиста (познавательных, научной и профессиональной деятельности).
Список литературы:
1. Афанасьева Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. №2. С. 60-61.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
2. Гмызина Г. Н. Формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 203 с.
3. Кирина Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М. 2009. 20 с.
4. Киселева А. Ю. Развитие самоорганизация как одна из целей обучения менеджеров организации // Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен: Материалы IV Всероссийской научной Интернет-конференции. 2010.
5. Князькова О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. 2012. №11 (46). С. 428-432.
6. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики. Л., 1972. 311 с.
7. Пахмутова М. А. Субъектная сторона процесса самоорганизации личности // Ломоносов: Материалы XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2011.
8. Титова М. Ю., Шаршов И. А. Формирование умений самоорганизации у студентов: теоретический аспект // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. 2020. С. 292-294.
9. Фалеева Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. 2012. №4. С. 266-274.
10. Цой Л. Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. 2011. №2 (66). С. 96-108.
References:
1. Afanas'eva, N. A. (2008). Samoorganizatsiya - faktor uspeshnosti uchebnoi deyatel'nosti. Fundamental'nye issledovaniya, (2), 60-61. (in Russian).
2. Gmyzina, G. N. (2009). Formirovanie kul'tury samoorganizatsii uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti kursantov voennogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Ul'yanovsk. (in Russian).
3. Kirina, N. P. (2009). Psikhologicheskie osobennosti organizovannosti lichnosti u starshikh shkol'nikov i studentov: Avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk. Moscow. (in Russian).
4. Kiseleva, A. Yu. (2010). Razvitie samoorganizatsiya kak odna iz tselei obucheniya menedzherov organizatsii. In Kul'tura i vzryv: sotsial'nye smysly v epokhu peremen: Materialy IV Vserossiiskoi nauchnoi Internet-konferentsii. (in Russian).
5. Knyaz'kova, O. N. (2012). O ponyatii "kul'tura samoorganizatsii lichnosti studenta". Molodoi uchenyi, (11 (46)), 428-432. (in Russian).
6. Kuz'mina, N. V. (1972). Osnovy vuzovskoi pedagogiki. Leningrad. (in Russian).
7. Pakhmutova, M. A. (2011). Sub"ektnaya storona protsessa samoorganizatsii lichnosti. In Lomonosov: Materialy XVIII Mezhdunarodnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. (in Russian).
8. Titova, M. Yu., & Sharshov, I. A. (2020). Formirovanie umenii samoorganizatsii u studentov: teoreticheskii aspect. In Lichnostnoe iprofessional'noe razvitie budushchego spetsialista, 292-294. (in Russian).
9. Faleeva, L. V. (2012). Organizovannost' i samoorganizatsiya kak kachestvo lichnosti: sravnitel'nyi analiz ponyatii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (4), 266-274. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
10. Tsoi, L. N. (2011). Sotsial'naya organizatsiya i samoorganizatsiya: konflikty i razvitie lichnosti. Mirpsikhologii, (2 (66)), 96-108. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 18.03.2022 г.
Принята к публикации 23.03.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Султаналиева Ш. К., Бектурова Э. О. Развитие навыков самоорганизации студентов в образовательном пространстве // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 657-664. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/80
Cite as (APA):
Sultanalieva, Sh., & Bekturova, E. (2022). Development of Students' Self-organization Skills in Educational Space. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 657-664. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/80