Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ / АНАЛИЗ / ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыралиев Адылбек, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

Актуальность: вопросы организации и проведения педагогической практики в Ошском государственном университете являются актуальными в связи с повышением и улучшением образовательной деятельности преподавателей и учащихся в целом. Цели исследования: раскрыть цели, задачи, содержание и критерии оценивания адаптационной, профессионально-базовой и профессионально-профильной практики. Материалы и методы исследования: статья составлена на основе анализа образовательных стандартов о педагогической практике, определении основных целей и задач адаптационно-педагогической практики. Результаты исследования: опыт организации и проведения практики, может быть в теоретическом и практическом плане полезен и для других педагогических вузов. Выводы: исходя из специфики специальностей, методическими кафедрами педагогических факультетов разработаны учебно-методические комплексы и силлабусы каждого вида педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батыралиев Адылбек, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN FUTURE TEACHERS

Research relevance: the issues of organizing and conducting teaching practice at Osh State University are relevant in connection with the increase and improvement of teachers and students educational activities in general. Research objectives: to reveal the goals, objectives, content and criteria for assessing adaptation, vocational-base and vocational-profile practice. Research materials and methods: the article construction based on analysis of educational standards on pedagogical practice, on the main goals and objectives definition in adaptational-pedagogical practice. Research results: experience of organizing and conducting pedagogical practice can be theoretically and practically useful for several pedagogical universities. Conclusions: based on specialties specifics, methodological departments of pedagogical faculties have developed educational methodological complexes and syllabuses for each type of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/30

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

©Батыралиев А., ORCID: 0000-0003-3118-1214, канд. пед. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, kafedra15@mail.ru ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, 8ПЫ-код:1815-7416, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN FORMATION OF PROFESSIONAL

COMPETENCIES IN FUTURE TEACHERS

©Batyraliev A., ORCID: 0000-0003-3118-1214, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, kafedra15@mail.ru ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. Актуальность: вопросы организации и проведения педагогической практики в Ошском государственном университете являются актуальными в связи с повышением и улучшением образовательной деятельности преподавателей и учащихся в целом. Цели исследования: раскрыть цели, задачи, содержание и критерии оценивания адаптационной, профессионально-базовой и профессионально-профильной практики. Материалы и методы исследования: статья составлена на основе анализа образовательных стандартов о педагогической практике, определении основных целей и задач адаптационно-педагогической практики. Результаты исследования: опыт организации и проведения практики, может быть в теоретическом и практическом плане полезен и для других педагогических вузов. Выводы: исходя из специфики специальностей, методическими кафедрами педагогических факультетов разработаны учебно-методические комплексы и силлабусы каждого вида педагогической практики.

Abstract. Research relevance: the issues of organizing and conducting teaching practice at Osh State University are relevant in connection with the increase and improvement of teachers and students educational activities in general. Research objectives: to reveal the goals, objectives, content and criteria for assessing adaptation, vocational-base and vocational-profile practice. Research materials and methods: the article construction based on analysis of educational standards on pedagogical practice, on the main goals and objectives definition in adaptational-pedagogical practice. Research results: experience of organizing and conducting pedagogical practice can be theoretically and practically useful for several pedagogical universities. Conclusions: based on specialties specifics, methodological departments of pedagogical faculties have developed educational methodological complexes and syllabuses for each type of pedagogical practice.

Ключевые слова: педагогическая практика, высшие учебные заведения, цели и задачи, анализ, вопросы организации.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

Keywords: teaching practice, higher educational institutions, goals and objectives, analysis, organization issues.

Жизнь подтверждает, что только любящие свою профессию, образованные и владеющие соответствующими практическими умениями и навыками специалисты способны отвечать требованиям времени. Использование образовательных традиций в социализации подрастающего поколения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня позволит передать подрастающему поколению национальную идентичность киргизского народа сохранить, в дальнейшем продолжить и воссоздать киргизскую культуру [1].

В процессе подготовки высококвалифицированных и компетентных учителей педагогическая практика занимает основное место [2].

Формирование профессиональной значимости будущих учителей химии и биологии включает значительную и многогранную интеграцию основ химических и биологических знаний, а также их использовании во время педагогической практики в средних школах [3].

В разработанном в 2015 году Государственном образовательном стандарте КР особую роль выделили педагогической практике. В учебный план были включены три вида практики. Практикуемая на 2 курсе в вузах при Советском Союзе и исключенная из учебных планов последних лет «Ознакомительная практика» снова вошла в учебный план педагогических ВУЗов под названием «Адаптационно-педагогическая практика» в объеме 3-х кредитов, т. е. 90 часов. На 3 курсе - «профессионально-базовая» (9 кредитов, т. е. 270 ч.), на 4 курсе -«профессионально-профильная» (16 кредитов, т. е. 480 ч.).

В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт [4].

Основная цель адаптационно-педагогической практики — это подготовка будущих учителей в профессионально-практическом плане и формирование у них профессионально-педагогической направленности. Исходя из поставленной цели нами разработаны следующие задачи адаптационно-педагогической практики:

- ознакомление будущего учителя с образовательной системой и учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях;

- ознакомление с организацией внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий;

- привлечение студентов к различной воспитательной и практической деятельности в целях формирования у них умений и навыков, необходимых для организации и проведения учебно-воспитательной работы на должном уровне;

- изучение вопросов практической реализации в условиях школы полученных теоретических знаний по педагогике и психологии;

- ознакомление с функциональными обязанностями представителей администрации школы и классных руководителей;

- изучение содержания, задач и особенностей преподавания предмета (предметов) по избранной студентом специальности (направления, профиля);

- изучение системы воспитательной работы классного руководителя и проведение воспитательных часов в качестве дублера;

- изучение и анализ классного коллектива, отношений учащихся класса друг к другу, индивидуальных особенностей, интереса к предметам, отношений к учителям;

- изучение особенностей работы с родителями;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

- участие в работе по проверке тетрадей и дневников учащихся;

- ознакомление с передовым педагогическим опытом;

- проведение отдельных научно-исследовательских работ по составлению социально-педагогического портрета учителя и психолого-педагогической характеристики учащегося;

- разработка плана профессионального саморазвития.

В процессе проведения адаптационно-педагогической практики мы убедились в необходимости разработки ее содержания с учетом предложений стейкхолдеров, чтобы студенты и школьные учителя заранее знали, какие работы они будут выполнять.

Материалы и методы исследования

В статье использованы методы анализа образовательных стандартов о педагогической практике, определения основных целей и задач адаптационно-педагогической практики. Обзор литературы и публикаций о педагогической практике.

Результаты и обсуждение

Проходя адаптационно-педагогическую практику, студент-практикант обладает следующими способностями:

- умеет применять на практике теоретические знания по педагогике и психологии;

- понимает организацию учебно-воспитательного процесса в школе;

- знает, как вести работу со школьной документацией;

- ознакомится с сущностью и содержанием дисциплин по своей специальности (направлению, профилю);

- получит возможность развития своего профессионального уровня и самовоспитания, как будущего педагога;

- понимает сущность и содержание педагогической профессии;

- понимает функциональные обязанности классного руководителя и научится вести работу с учащимися класса;

- умеет составлять план работы классного руководителя; овладевает умениями и навыками проведения классных часов и внеклассных мероприятий;

- напишет характеристику на учащегося, изучив его индивидуально-психологические особенности учащегося;

- изучает методы работы с родителями;

- понимает деятельность органов школьного самоуправления и научится вести работу с ними;

- знает типы уроков, умеет оценивать применяемые на уроках методы, приемы и средства, умеет составлять план урока.

Адаптационно-педагогическая практика в ОшГУ организуется согласно учебному плану, проводится в школах города и близлежащих районах под руководством методистов вуза. Но эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы, студенты проходили практику по месту жительства в онлайн режиме с применением дистанционных технологий. Инструкция была разработана по проведению практики отделом педагогической практики вуза.

Основная цель профессионально-базовой практики — целенаправленно подготовить будущего учителя к выполнению функции преподавателя по своей специальности (направлению, профилю), осуществлению системы учебно-воспитательной работы с учащимися в образовательном учреждении [5] в качестве классного руководителя, систематизации знаний по дисциплинам педагогического, психологического и методического направлений учебного плана университета. Данная практика играет главную роль в переходе

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

от теории к практике через интеграцию знаний по педагогике, психологии и методике обучения.

Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции [6].

Задачи профессионально-базовой (педагогической) практики:

1. Изучение сущности целестного педагогического процесса:

а) специфику проведения учебного процесса;

б) воспитательный процесс.

2. Вооружение студентов-практикантов методикой и методами психолого-диагностических исследований, применяемых в изучении педагогического процесса;

3. Формирование профессионально-педагогических компетенций, указанных в госстандарте для выполнения своих пофессиональных функций.

4. Разработка программы профессионально-личностного саморазвития.

Содержание профессионально-базовой практики:

Изучение, усвоение:

- разработанных государством нормативно-правовых документов (Законы «Об образовании», «О статусе учителя», «Концепции, учебные планы и программы») и составленных учителями календарных, тематических планов и планов уроков учителей-предметников;

- методики организации и проведения учебной и воспитательной работы в классе;

- содержания и методов общественных организаций, кружков, предметных кабинетов школы;

- методов проведения воспитательных и внеклассных мероприятий, предметных вечеров;

- знаний, умений и навыков, и методики, необходимых для изучения классного коллектива и отдельного учащегося;

- системы работы классного руководителя;

- сущность инновационных технологий, интерактивных методов, передового педагогического опыта и способы их применения в учебно-воспитательном процессе.

В итоге прохождения профессионально-базовой (педагогической) практики студент-практикант обладает следующими способностями:

- составляет КТП по учебному предмету и воспитательной работе;

- составляет планы и план-конспекты уроков различных типов;

- применяет новые технологии, активные и интерактивные методы в проведении уроков и воспитательных мероприятий;

- использует на уроках здоровьесберегающие технологии;

- дает педагогический анализ уроку и воспитательному мероприятию;

- напишет психолого-педагогическую характеристику на учащегося и классный коллектив;

- использует знания по педагогике и психологии в решении профессиональных проблем и задач;

- применяет теоретические знания на практике;

- умеет применять результаты педагогического исследования в своей профессиональной деятельности;

- умеет работать с родителями, общественными организациями и органами школьного самоуправления.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

Профессионально-профильную педагогическую практику студенты проходят в качестве учителя средних и старших классов. Содержание профессионально-профильной педагогической практики должно соответствовать профилям подготовки. Исходя из цели нами разработаны задачи и содержание профессионально-профильной педагогической практики. В Ошском государственном университете практика студента оценивается по следующим критериям:

Оценка «5» А (87-100) ставится студенту-практиканту, который выполнил на высоком уровне и в срок весь намеченный объем работы, требуемый программой практики; показал умение решать учебно-воспитательные задачи, разрешать педагогические ситуации на основе педагогических, психологических и методических знаний; проводил на высоком уровне уроки по предмету, классные часы, проявляя инициативу и творческий подход; проявлял в работе самостоятельность, педагогический такт и культуру; своевременно выполнял поручения методистов, администрации школы и учителей-предметников; ответил на вопросы модуля по практике; не нарушал правила внутреннего распорядка и все документы по практике сдал в срок.

Оценка «4» В+ (80-86) ставится студенту-практиканту, который выполнил на должном уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики; показал умение решать учебно-воспитательные задачи, разрешать педагогические ситуации на основе педагогических, психологических и методических знаний; проводил на должном уровне уроки по предмету, классные часы; проявлял в работе самостоятельность, педагогический такт и культуру; выполнял поручения методистов, администрации школы и учителей-предметников; ответил на вопросы модуля по практике; в основном не нарушал правила внутреннего распорядка и сдал все документы по практике, но не смог вести творческий поиск и пропускал отдельные дни по уважительной причине.

Оценка «4» С (74-79) ставится студенту-практиканту, который пропускал отдельные дни по уважительной причине, но в основном выполнил объем работы, требуемый программой практики; проводил уроки по предмету, классные часы; проявлял педагогический такт и культуру; не всегда выполнял поручения методистов, администрации школы и учителей-предметников; с незначительными ошибками ответил на вопросы модуля по практике; не нарушал правила внутреннего распорядка и сдал все документы по практике с незначительными недостатками.

Оценка «3» D (61-73) ставится студенту-практиканту, который пропускал отдельные дни по неуважительной причине, не полностью выполнил объем работы, требуемый программой практики; с недостаточной подготовкой проводил уроки по предмету и классные часы, иногда опаздывал в школу или уходил рано намеченного времени, т.е. нарушал правила внутреннего распорядка; не всегда проявлял педагогический такт и культуру; с опозданием и недостатками сдал документы по практике.

Оценка «3» Е (61-67) ставится студенту-практиканту, который пропускал отдельные дни, повторяет опоздание в школу, с трудом проводит уроки по предметам, классные часы и выполняет обязанности классного руководителя, не полностью отвечает требованиям внутреннего распорядка школы, не соблюдает педагогическую этику и такт, не умеет относиться к учащимся, своевременно не выполнял поручения руководства школы и классного руководителя, с опозданием и недостатками сдал документы по практике и не выполнил большую часть модульных заданий.

Оценка «2» FX (31-60) ставится студенту-практиканту, который пропускал большую часть практики по неуважительной причине, не выполнил программных мероприятий, не на

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

должном уровне выполнил обязанности учителя-предметника и классного руководителя, не подчинялся правилам внутреннего распорядка школы, не соблюдает педагогическую этику и такт, не выполнял поручения руководства школы и классного руководителя и не сдал документы по практике.

Оценка «2» FX (0-30) ставится студенту-практиканту, который не посещал практику по неуважительной причине, не выполнил программных мероприятий, не имеет характеристики администрации школы и классного руководителя и отмечен ими как не проходивший практику, не выполнял требования методиста и не сдал модульные задания.

Студент, который отстранен от прохождения практики и получил оценку «неудовлетворительно», считается не выполнившим учебный план. Если студент не проходил практику по уважительной причине, то ему продлевается срок прохождения практики в свободное от занятий время (в течение той же сессии) приказом ректора на основе рекомендации деканата и согласия отдела педагогической практики. Практика оценивается по 100-балльной системе и оценка выставляется согласно положению модульно-рейтинговой системы обучения по следующей шкале (Таблица):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

100-БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И ОЦЕНКИ СОГЛАСНО МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Рейтинг (балл) Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки по GPA Оценка по традиционной системе

85-100 A 4,0 Отлично

76-84 B 3,33 Хорошо

68-75 C 3,0

59-67 D 2,33 Удовлетворительно

51-58 E 2,0

31-50 FX 0 Неудовлетворительно

0-30 F 0 1

На третьем курсе во время профессионально-базовой практики студенты осваивают методику постановки учебной и воспитательной работы в классах; знакомятся с содержанием и методами работы общественных организаций, работой предметного кабинета, кружка; учатся проводить предметные вечера, учебные, воспитательные и внеклассные занятия; приобретают необходимые умения при изучении личности отдельных учащихся и классных коллективов. Наряду с этими, исходя из специфики специальностей, методическими кафедрами педагогических факультетов разработаны УМК и силлабуссы каждого вида практики. Все это позволило проводить практику на высоком уровне и повлияло на практическую подготовку будущих учителей.

Список литературы:

1. Божонов З. С., Абдуллаева Ж. Д. Опыт воспитания студентов кураторами на основе этнопедагогики // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 315-321. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/42

2. Вьюнова Н. И., Кунаковская Л. А. Руководитель педагогической практики студентов: проблемы и перспективы роста // Высшее образование в России. 2009. №8. С. 121-126.

3. Абдуллаева Ж. Д., Турдубаева Г. Т., Алтыбаева Д. Т., Байматова Р. Т., Бекташева У К. Формирование химико-экологической компетентности учащихся направления химия в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

высших учебных заведениях // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 285-290. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/37

4. Косенко Л. Л. Место педагогической практики в ФГОС ВО // Наука, техника и образование. 2017. №11 (41). С. 58-63.

5. Мамалова Х. Э., Сельмурзаева Х. Р. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. №6 (73). C. 168-169.

6. Захарова М. А., Карпачева И. А., Мезинов В. Н. Формирование профессиональной мобильности будущего специалиста сферы образования в условиях педагогической практики // Вестник ТГПУ 2011. №13. С. 218-225.

References:

1. Bozhonov, Z., & Abdullaeva, Zh. (2021). The Experience of Educating Students by Curators on the Basis of Ethnopedagogy. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 315-321. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/42

2. V'yunova, N. I., & Kunakovskaya, L. A. (2009). Rukovoditel' pedagogicheskoi praktiki studentov: problemy i perspektivy rosta. Vysshee obrazovanie v Rossii, (8), 121-126. (in Russian).

3. Abdullaeva, Zh., Turdubaeva, G., Altybaeva, D., Baimatova, R., & Bektasheva, U. (2021). Formation of Chemical and Ecological Competence of Students in Chemistry Direction in Higher Educational Institutions. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 285-290. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/37

4. Kosenko, L. L. (2017). Mesto pedagogicheskoi praktiki v FGOS VO. Nauka, tekhnika i obrazovanie, (11 (41)), 58-63. (in Russian).

5. Mamalova, Kh. E., & Sel'murzaeva, Kh. R. (2018). Pedagogicheskaya praktika kak sreda professional'nogo samoopredeleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, (6 (73)), 168169. (in Russian).

6. Zakharova, M. A., Karpacheva, I. A., & Mezinov, V. N. (2011). Formirovanie professional'noi mobil'nosti budushchego spetsialista sfery obrazovaniya v usloviyakh pedagogicheskoi praktiki. Vestnik TGPU, (13), 218-225. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.11.2021 г. 28.11.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Батыралиев А., Абдуллаева Ж. Д. Значение педагогической практики в формировании профессиональных компетенций у будущих учителей // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №1. С. 212-218. https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/30

Cite as (APA):

Batyraliev, A., & Abdullaeva, Zh. (2022). Importance of Pedagogical Practice in Formation of Professional Competencies in Future Teachers. Bulletin of Science and Practice, 5(1), 212-218. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.